Научная статья на тему 'Исторический и этнокультурный анализ практики функционирования традиционных институтов общества в саратовском Поволжье'

Исторический и этнокультурный анализ практики функционирования традиционных институтов общества в саратовском Поволжье Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL PRACTICE / ETHNOCONFESSIONAL PROCESSES / HISTORICAL PROCESS IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильев Андрей Анатольевич, Соловьёв Валерий Юрьевич

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа исторической и этнокультурной практики функционирования традиционных институтов, обеспечивающих индентитет в рамках сложившихся в России наций, мироощущения этнических групп, творческого наследия отечественных мыслителей и истории идей правительств по национальному вопросу составить целостное научное представление об асимметрии региональных социокультурных, экономических и этноконфессиональных процессов в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Васильев Андрей Анатольевич, Соловьёв Валерий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SOCIO-HISTORICAL AND ETHNO-CULTURAL PRACTICES OF THE TRADITIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF SARATOV PROVINCE)

In the framework of the stated project goal the objective of this study is that, on the basis of the analysis of the socio-historical and ethno-cultural practices of traditional institutions, ensuring indentity in the framework of the Nations in Russia, the attitude of the ethnic groups, the creative legacy of Russian thinkers and the history of ideas governments on the national question, to create a holistic scientific representation about the asymmetry of the regional socio-cultural, economic and ethno-confessional processes in the modern Russian society

Текст научной работы на тему «Исторический и этнокультурный анализ практики функционирования традиционных институтов общества в саратовском Поволжье»



■SIS4*'

ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

удк 94(470)194(470+571)

историческии и этнокультурный анализ практики функционирования традиционных институтов общества в саратовском поволжье

ANALYSIS OF THE SOCIO-HISTORICAL AND ETHNO-CULTURAL PRACTICES OF THE TRADITIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF SARATOV PROVINCE)

Васильев Андрей Анатольевич

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории государства и права, Саратовская государственная юридическая академия.

Andrey A. Vasiliev

DSc(Historical), Professor, Professor of chair of history of state and law, Saratov state law Academy.

Kl [email protected]

Соловьёв Валерий Юрьевич

профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры истории государства и права, Саратовская государственная юридическая академия.

Valeriy Yu. Solovyov

DSc(Historical), Professor, Professor of chair of history of state and law, Saratov state law Academy.

И [email protected]

Аннотация. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа исторической и этнокультурной практики функционирования традиционных институтов, обеспечивающих ин-дентитет в рамках сложившихся в России наций, мироощущения этнических групп, творческого наследия отечественных мыслителей и истории идей правительств по национальному вопросу составить целостное научное представление об асимметрии региональных социокультурных, экономических и этноконфессиональных процессов в современном российском обществе.

Ключевые слова: этнокультурная практика, этноконфессиональные процессы, исторический процесс, самоидентичность.

Abstract. In the framework of the stated project goal the objective of this study is that, on the basis of the analysis of the socio-historical and ethno-cultural practices of traditional institutions, ensuring indentity in the framework of the Nations in Russia, the attitude of the ethnic groups, the creative legacy of Russian thinkers and the history of ideas governments on the national question, to create a holistic scientific representation about the asymmetry of the regional socio-cultural, economic and ethno-confessional processes in the modern Russian society.

Key words: ethno-cultural practice, ethnoconfessional processes, historical process identity.

Избранная авторами проблематика имеет важную идейно-теоретическую направленность. Жизненные интересы народа делают необходимым поиск эффективной модели решения национальных проблем и диктуют

потребность общества в формировании братского взаимопонимания и уважения к традициям предков. Сегодня нашему обществу необходима глубокая и всесторонняя модернизация стандартов и стилей жизнедеятельности, этнических

представлений, умножение конфессиональных и межнациональных контактов всех уровней. Поэтому идеи консолидации нации должны быть основаны на комбинации историко-культурных и этнических факторов. В связи с этим принципиально важной является широкая поддержка и постижение простыми людьми, тружениками России проводимой государством политики. Актуальность данной проблеме придаёт и то обстоятельство, что поиск эффективной модели решения этнических конфессиональных проблем лежит в плоскости специфического исторического анализа, через осмысление прошлого. Целью является поиск ориентиров для точного и долгосрочного прогноза будущего нашего Отечества.

При сегодняшнем обилии информации, наличии различных (порой противоположных) точек зрения на исторические события и процессы, часто наблюдается неверное представление о подлинных реалиях национально-конфессиональных отношений в их исторической ретроспективе. Поэтому изучение формирования современной структуры населения, знание этнической и религиозной специфики России способствуют взаимопониманию людей различной веры и национальностей, воспитанию культуры межнационального и межконфессионального общения, сглаживанию социальной напряжённости. По мнению авторов, самой серьёзной угрозой единству многонационального российского народа является деформация его русского ядра, так как изменение структуры титульной нации закономерно приведёт к постепенному разложению всей системы национальных отношений и территориальному развалу страны. В современном мире легитимация сепаратизма зачастую идёт под лозунгами возрождения особой - региональной идентичности. Так, например, появляются методики раскола единой национальной идентичности русских. Дробление по отдельным признакам дорого может обойтись не только русским. Этнические общности характерны для многих национальностей нашей страны. Но вести дело к разделению народов на этой основе - значит, умышленно действовать и против них, и против всей многонациональной России.

Как известно, этноконфессиональная принадлежность имеет большое значение в жизни человека и общества, являясь одной из структурно-содержательных характеристик мира человека как интегративной динамической системы представлений о мире, себе и других людях в координатах пространства и времени. Данные структурно-содержательные характеристики детерминированы ценностно-смысловыми особенностями. Этноконфессиональные аспекты этой картины являются важной частью эмоциональной составляющей мира личности [1].

Вместе с тем этноконфессиональная идентичность может выступать значимым механизмом адаптации к условиям окружающего

мира. Особенно заметно возрастание её роли в условиях социальной нестабильности. Таким образом, этноконфессиональную идентичность можно рассматривать как один из аспектов упорядочивания хаотичных процессов окружающего мира. В этих условиях этнокультурные и этноконфессиональные традиции выступают социально-экономическим и психологическим механизмом адаптации. Авторы подчёркивают, что важную роль при этом играет осознание личностью как своей принадлежности и своего отношения к конкретной этноконфессиональной группе, так и осознание общности интересов с представителями своей группы.

Психологическим фоном является также ролевая перегрузка современного человека, в результате которой приходится выстраивать иерархию ролей и идентичностей. Следовательно, эт-ноконфессиональная идентичность предствляет собой эффективный инструмент для преодоления подобных перегрузок. Эти и другие факторы объясняют особую роль этноконфессионального и этнокультурного факторов в жизни современного общества.

Самосознание, в частности, этноконфес-сиональное самосознание - сложный и многомерный феномен. Это осознание этносом своей принадлежности к данной этноконфесссиональ-ной общности, определение уровня проявления этноконфессиональных особенностей в сознании и поведении этнофора; понимание возможности создания собственной религиозно-ценностной системы, являющейся основой духовной культуры и одним из критериев «зрелости» этноса. Таким образом, этноконфессинальное сознание находит своё оформление в духовной культуре (как форме его материализации), функционирует через язык, обычаи и традиции, стиль мышления.

Будучи включенным в систему этнокон-фессиональных отношений, неизбежных в по-лиэтничном государстве, этноконфессиональное самосознание является феноменом духовной культуры, выступающим основанием и динамическим фактором функционирования этнической и религиозной культуры [2, 3].

Последняя перепись показала, что за восемь лет (2002-2010 годы) убыль населения в России составила 2,2 млн человек. Число жителей опустилось ниже 143 млн. Усилился негативный тренд, зафиксированный в предыдущие десятилетия. Страна потеряла 1,8 млн граждан между последней переписью населения в советскую эпоху в 1989 году и 2002 годом. Демографическую лакуну следует объяснять сильным превышением смертности (особенно мужской) над рождаемостью, большей частью среди представителей титульной народности -русских. Росстат опубликовал предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. По Саратовской губернии, согласно предварительным данным, учтено 2521,8 тыс. человек. Наш край по численности населения занимает шестое место в Приволжском федеральном

Научно-практический журнал. ISSN2587-8042

■ З^®*

ск о

сц

о

о О

ск ^

о.

о

I-

о

округе, двадцатое место среди регионов России. Всего по России учтено 142 905,2 тыс. человек, по ПФО - 29 900,4 тыс. человек. В сравнении с переписью 2002 года, население Саратовщины уменьшилось с 2668,3 тыс. человек до 2521,8 тыс. человек, или на 146,5 тыс. человек (5,5%). При этом сокращение происходило из-за естественной убыли населения (превышение числа умерших над числом родившихся), что составило за период между переписями населения 169,1 тыс. человек на фоне миграционного прироста в 22,6 тыс. человек. Согласно данным Росстата, русские являются наиболее многочисленной национальностью в Саратовской губернии (88%), однако авторы вынуждены отметить, что в последние десятилетия уменьшается численность автохтонного населения, причём не только представителей славянского этноса, но и татар, немцев, чувашей, мордвы, марийцев, евреев. Отчасти данная ситуация связана с переселением их представителей на основные территории сосредоточения. Одновременно регион активно осваивается армянами, азербайджанцами, чеченцами, китайцами и корейцами. Причём для современного этапа характерен высокий уровень национального самосознания граждан, о чём свидетельствует значительное число зарегистрированных национальных объединений [4].

Многообразной в нашем крае является и конфессиональная структура населения. Необходимо подчеркнуть, что у нас проживают граждане ста одиннадцати национальностей, сгруппировавшихся в более чем 50 национальных и 200 религиозных объединений [5, 6].

Авторы вынуждены констатировать, что с начала нового тысячелетия значительное развитие получили нетрадиционные объединения и секты. Это беда не только региона, но и России в целом. Данная ситуация обусловлена низким уровнем религиозного образования и стихийностью процесса религиозного возрождения [7].

Учёные по-разному оценивают современную этноконфессиональную ситуацию в Саратовском крае: от констатации взаимопонимания и уважения, межнационального диалога и веротерпимости до прогноза о том, что русские, вытесненные «агрессивными пришельцами» из Средней Азии и Кавказа, в ближайшем будущем станут национальным меньшинством [8]. Реалии российской жизнедеятельности диктуют в целях обеспечения социаль-

ной безопасности необходимость выработки эффективной региональной политики, основанной на межкультурной и межэтнической толерантности.

Авторы предлагают через погружение в относительно недавнее историческое прошлое Саратовской губернии, в эпоху второй половины XIX и ХХ века, когда природа традиционного российского социума являла собой пример относительно бесконфликтного сосуществования различных этоконфессиональных групп, получить срез результативной государственной национальной и конфессиональной политики. Именно в данный период этнический состав нашего края окончательно сложился, и первостепенную роль в его структурных изменениях стали играть не миграции, а этнические процессы; наблюдался рост этнического самосознания народов (правда, при наличии в государственной политике идей частичной аккультурации и смешения этносов). При этом уровень религиозного сознания населения оставался высоким, а конфессиональная ситуация в регионе характеризовалась снижением влияния официального православия и ростом популярности старообрядчества, активной деятельностью ряда неправославных конфессий.

Формирование социальной структуры российского общества своеобразно и всегда отличалось от аналогичных процессов в странах Запада. Хорошо известно, что отсутствие питательного национального источника приводит к оскудению духовности. Этот тезис подтверждают либеральные эксперименты в Х1Х-ХХ веках, имевшие неутешительные результаты практически во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. При этом историкам известно, что при помощи определённых инструментов либеральной политики подрывались государственные устои, национальные традиции, духовность и культурные ценности. Сложные процессы, связанные с интеграцией различных этноконфессиональных групп в единое экономическое, культурное, правовое и политическое пространство, помимо очевидных «плюсов», несли и значимые «минусы». Прежде всего, в этих процессах и явлениях содержалась угроза этнической и конфессиональной идентичности, которая в условиях национального подъёма выражалась в усилении национализма.

Подъём национального самосознания в дореволюционной России вступал в очевидное противоречие с тенденциями интеграции и субъективными настроениями части политической элиты Российской империи. В результате этно-конфессиональный мотив стал важным фактором самоорганизации населения Российской империи, одним из главных аспектов распада империи Романовых.

Революционные потрясения сразу выявили целый ряд проблем и заставили государственную администрацию включиться в процесс установления братских и добрососедских отно-

шений с неоднородным (в этноконфессиональ-ном плане) населением страны. Временным правительством, а затем и большевистским руководством предпринималось усилие к созданию условий, при которых ликвидировались лишние поводы для этнического недовольства. В связи с этим следует отметить политику ко-ренизации, целью которой являлось не только укрепление советской власти на местах, но и рост национального самосознания нерусских народов, путём подготовки и продвижения местных кадров для союзных и национальных автономий всех уровней. Эта политика (наряду с политикой поддержки и развития национальных культур) имела огромное значение для становления и прогресса этих народов. В этот период создавались условия для развития национальных ценностных ориентиров и укрепления этнокультурных элит. Однако дальнейшее развитие страны потребовало интеграции этносов в плотное национальное ядро, во многом благодаря этому стали возможны успехи индустриализации и победа в Великой Отечественной войне.

Вместе с тем необходимо отметить и неизбежные шероховатости в этнокультурном аспекте. Государство проводило в отношении конфессий сложную и неоднозначную политику. Известны этапы репрессивного воздействия, сменявшиеся длительными периодами мирного сотрудничества и сосуществования.

Этноконфессиональная ситуация в СССР характеризовалась декларированием создания общности «советский народ», который находился, по сути, в наднациональной основе, и созданием достаточно благоприятных условий для развития национальных культур. Авторы отмечают, что к концу существования СССР был заметен рост национального самосознания, значимости конфессиональной и этнической принадлежности, выступавших в качестве факторов идентификации. Недооценка этноконфес-сионального подъёма могла определить одну из плоскостей раскола советского общества.

В наследство от прошлого современной России досталось множество нерешённых вопросов в сфере межэтнических отношений. Тем не менее долгое время, даже в условиях обострения социально-экономических проблем, благодаря сложившимся историческим традициям, а также природной этноконфессиональ-ной толерантной памяти населения региона удавалось избегать этнических конфликтов и сохранять достаточно стабильную ситуацию в межнациональных отношениях.

Для толерантного населения Поволжья принципиально важными являются базисные, традиционные ценности, которые необходимо учитывать и сохранять при проектировании методик социальных модернизаций. Возродив традиции этноконфессионального мира, можно раскрыть известное ранее нашим предкам ценностное содержание братских добросердечных

отношений, взаимопомощи, моральной ответственности, связи между поколениями.

Сегодня остро стоит вопрос о перспективах российского этноконфессионального сообщества и специфики соотношения гражданской и национальной принадлежностей населения. В Саратовской губернии фактором, благотворно повлиявшим на этнополитическую и этнокон-фессиональную ситуацию, является равный доступ к власти представителей этнических групп, проживающих в регионе (русские, татары, казахи, украинцы, мордва, башкиры, чуваши, белорусы, немцы, евреи и др.). Среди них есть главы администраций районов, поселковых, сельских советов, заведующие районных, городских отделов образования, здравоохранения, культуры, работники административных и правоохранительных органов, представительных органов власти - Государственной Думы, аппарата местного самоуправления. Это способствовало снятию вопросов со стороны национальных общественных объединений об установлении квот для представителей национальных диаспор при формировании всех ветвей власти.

Когда в условиях деидеологизации и де-политизации массового сознания особую актуальность приобретает религиозный фактор в формировании культурных установок людей, стало необходимо изучение историко-культурного потенциала в сфере религиозных верований, преобладающих в Поволжском регионе. Здесь особое значение приобретает исследование тех теоретических аспектов школьного и вузовского образования, которые помогут разрабатывать механизмы включения в эти социокультурные институты элементов национального просвещения, образования и воспитания, будут способствовать передаче новым поколениям информации об общих цивилизационных достижениях народов, населяющих область.

Таким образом, в условиях продолжающегося усиления этноконфессионального самосознания, всё более актуализируется задача налаживания диалога между различными группами населения Саратовского Поволжья. В связи с этим необходимо обеспечить проведение мер, непосредственно направленных на взаимодействие с этноконфессиональными общностями, проживающими в нашей стране. Немаловажны косвенные меры, призванные создать оптимальные социально-экономические, политические, культурные и правовые условия для их полноценного существования, не допустить самоорганизации этноконфессиональных общностей по пути национализма, экстремизма и этнократии.

Этноконфессиональная политика в России должна быть направлена на совершенствование государственных структур в интересах реализации прав граждан всех национальностей, проживающих на территории субъектов Российской Федерации; обеспечение межнационального согласия, уважения к традициям народов; создание

Научно-практический журнал. ISSN2587-8042

■ SIS*®*

условий для социально-экономического и культурного развития народов и их взаимодействия; предотвращение или мирное урегулирование межэтнических конфликтов. Выводы, которые ожидают от политиков и учёных, должны отражать современное понимание этапов развития российского общества, для которого главным является воспроизводство историко-культурных ценностных отношений, необходимых для духовно-нравственной и физической жизни новых поколений. При воспроизводстве исто-

рического опыта следует помнить, что восстановление традиций - это и есть подлинная перестройка общества, когда требуется соблюдение постоянного опережающего развития духовно-нравственной составляющей. Только при этих условиях возможно появление необходимых обществу организационных изменений и реального прогресса, модернизационной политики.

Материалы поступили в редакцию 28.04.2017 г.

Библиографический список (References)

1. Васильев, А. А. Особенности национального самосознания и русская национальная идея / А. А. Васильев, В. Ю. Соловьёв // Известия ПГПУ. Гуманитарные науки. 2012. № 27. С. 994-998. ISSN 1999-7116.

2. Боташева, С. К. Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре на примере религиозного синкретизма карачаевского этноса : дис. ... канд. философ. наук. Ставрополь, 2006. С. 147.

3. Васильев, А. А. Общественное мировосприятие: фундаментальные ценности национально-культурной традиции России / А. А. Васильев, А. Е. Гордеев, В. Ю. Соловьев // Информационная безопасность регионов. 2014. № 1(14). С. 111-118. ISSN 1995-5731.

4. Сводные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : сайт. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения:12.05.2017).

5. Васильев, А. А. Этноконфессиональная идентичность: исторический анализ роли этнокультурных факторов в жизнедеятельности российского общества (на примере Саратовской губернии) / А. А. Васильев, В. Ю. Соловьев // Власть. 2013. № 11. С. 40-44. ISSN 2071-5358.

6. Национальный вопрос в зеркале статистики // Российская газета. 2012. № 5820. 29 июня.

7. Васильев, А. А. Пути гармонизации государственно-конфессиональных отношений в России / А. А. Васильев [и др.]. Саратов : СГСЭУ, 2013. 140 с. ISBN 978-5-4345-0249-8.

8. Васильев, А. А. О некоторых моментах современного исторического воспитания и формирования русской самоидентичности / А. А. Васильев, В. Ю. Соловьев // Власть. 2011. № 1. С. 81-85. ISSN 2071-5358.

1. Vasil'ev, A. A., Solov'ev, V. Yu. (2007).

Osobennosti nacional'nogo samosoznanija i russkaja nacionaVnaja ideja [Peculiarities of national consciousness and Russian national idea]. Izvestija PGPU. Gumanitarnye nauki. No. 27. P. 994-998. ISSN 1999-7116.

2. Botasheva, S. K. (2006 ). Jetnokonfessional'noe soznanie i ego projavlenija v duhovnoj kul'ture na primere religioznogo sinkretizma karachaevskogo jetnosa [Ethno-religious consciousness and its manifestations in the spiritual culture on the example of the religious syncretism of the Karachai ethnic group]. Dis.... kand.filosof. nauk. Stavropol'. P. 147.

3. Vasil'ev, A. A., Gordeev, A. E., Solov'ev, V. Yu.

(2014). Obshhestvennoe mirovosprijatie: fundamental'nye cennosti nacional'no-kul'turnoj tradicii Rossii [Public worldview: fundamental values of the national cultural traditions of Russia]. Informacionnaja bezopasnost'regionov. No. 1(14). P. 111-118. ISSN 1995-5731.

4. Svodnye itogi Vserossijskoj perepisi naselenija 2010 goda [A summary of the results of the national census of 2010]. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki: sajt. Available at: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/ perepis_itogi1612.htm (accessed 12 May, 2017).

5. Vasil'ev, A. A., Solov'ev, V. Yu. (2013). Jetnokonfessional'naja identichnost': istoricheskij analiz roli jetnokul'turnyh faktorov v zhiznedejatel'nosti rossijskogo obshhestva (na primere Saratovskoj gubernii) [Ethno-religious identity: a historical analysis of the role of ethnocultural factors in the life of Russian society (on the example of the Saratov province)]. Vlast'. No. 11. P. 40-44. ISSN 2071-5358.

6. (2012 ). Nacional'nyj vopros v zerkale statistiki [The national question in the mirror of statistics]. Rossijskaja gazeta. 29 ijunja 2012 g. No. 5820.

7. Vasil'ev, A. A. [et al.] (2013). Puti garmonizacii gosudarstvenno-konfessional'nyh otnoshenij v Rossii [The ways of harmonization of Church-state relations in Russia ]. Saratov: SGSJeU. 140 p. ISBN

978-5-4345-0249-8.

8. Vasil'ev, A. A., Solov'ev, V. Yu. (2011).

O nekotoryh momentah sovremennogo istoricheskogo vospitanija iformirovanija russkoj samoidentichnosti [About some aspects of modern historical education and formation of the Russian identity]. Vlast'. No. 1. P. 81-85. ISSN 2071-5358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.