ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
А.А. Васильев, В.Ю. Соловьев
О ПЕРСПЕКТИВАХ РОССИЙСКОГО ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА И СПЕЦИФИКИ СООТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ)* ^^^^^Н^Н^^ННН
В статье рассматриваются стратегически важные для нашей страны проблемы национальной самоидентичности и самосознания, затрагивающие интересы всех этносов, а также служащие неким базисом прогресса в современной России.
Ключевые слова: русский народ, православная культура, российское общество, государственно-правовая система, самоидентичность.
А.А. Vasil'ev, V.Yu. Soloviev
ABOUT PROSPECTS OF THE RUSSIAN ETHNO-RELIGIOUS COMMUNITY AND THE SPECIFICS OF THE CORRELATION OF CIVIL AND ETHNIC COMPOSITION OF THE POPULATION (ON MATERIALS OF THE SARATOV PROVINCE)
Article submitted by the authors for discussion, linked to issues of national identity and consciousness, which for our Fatherland is strategically important, because they affect the interests of all ethnic groups, and also serve as a kind of progress in modern Russia.
Keywords: Russian people, orthodox culture, Russian society, state and legal system, self-identity.
В современном мире обилие информации преобразовывается в плюрализм различных точек зрения на те или иные исторические события и процессы. Поэтому очень важно, чтобы познание этнической и конфессиональной специфики было в центре внимания научного сообщества, а формирование современной структуры населения базировалось на богатом историческом опыте. Обращение к историческому опыту своей страны, малой Родины дает возможность по-новому взглянуть
© Васильев Андрей Анатольевич, 2017 72
Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории государства и права (Саратовская ^
государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Соловьёв Валерий Юрьевич,2017
Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
* Статья подготовлена в рамках конкурса (грант) РГНФ. Проект № 15-31-14003/15 «Региональные аспекты формирования российской нации». 11
на взаимоотношения власти и многонациональной семьи народов. Изучение и познание особенностей жизнедеятельности этносов в качестве активно действующих субъектов исторического процесса способно стимулировать позитивные тенденции развития. Подобные исследования этноконфессиональных основ позволит властным структурам противостоять тенденциям, идущим вразрез c традиционной системой ценностных ориентиров, а в переломные моменты общественного развития понять сущностные характеристики экстремальных ситуаций. В процессе жизнетворчества и жизнедеятельности традиционного общества всегда обнаруживаются две основные противостоящие тенденции. Однако такую устремленность можно назвать консервативной и охарактеризовать как стабилизирующую. Выражается она в том, что отдает предпочтение сохранению и поддержанию существующего социально-экономического, правового и культурно-исторического устройства. С другой стороны, существует направленность, которая вырастает из сомнения и неудовлетворенности прошлым опытом и ориентируется на изменение существующего традиционного уклада жизнедеятельности.
Культурно-историческая, государственно-правовая, социально-экономическая структура российского общества имеет свою специфику и всегда отличалась от ценностных ориентиров Запада. Коллективное сознание, самоидентичность и мироощущение народов России, покоившиеся на традиционалистских установках, сформировали нацию. Ценностные ориентиры, особый тип народного мышления и ментальности отразились в своеобразном понимании концепции государственного блага, справедливости, задач и функций высшей власти. й Хорошо известно, что духовность без питательного национального источ-
? ника становится бездуховностью. Этот тезис подтверждают реформаторско-з либеральные эксперименты, имевшие неутешительные результаты практически во всех сферах деятельности российского общества; при этом деструктивные
1 инструменты либеральной политики подрывали государственные устои, ду-| ховные ценности, национальные традиции. Сложные процессы, связанные с
го
| интеграцией различных этноконфессиональных групп в единое экономическое,
§ культурное, правовое и политическое пространство, помимо очевидных «плю-
| сов», несли и значимые «минусы». Прежде всего, в этих процессах и явлениях
2 содержалась угроза этнической и конфессиональной идентичности, которая в ° условиях национального подъема выражалась в усилении национализма. Напри-« мер, подъем национального самосознания в дореволюционной России вступал в | противоречие с тенденциями интеграции и субъективными настроениями части
0 политической элиты империи. В результате этноконфессиональный мотив стал
1 одним из важных факторов самоорганизации населения Российской империи, ° что определило роль этноконфессионального фактора как одного из главных
го
3 аспектов распада Российской империи. Царское правительство своей тягой к I заимствованиям на Западе не замечало пороков европейской цивилизации1. | Именно революционеры первыми увидели путь спасения государства в самобытности исторического пути России. Как славянофилы и исследователи дворянской школы, они признавали, что Запад развивается революционным путем, через потрясения, бунты и взрывы, т.е. скачкообразно, а Россия — плавно, спокойно, эволюционно2.
Революционные потрясения поставили во главу угла ряд проблем, включая
12
установление братских и добрососедских отношений администрации с неодно-
родным, в этноконфессиональном плане, населением страны. В связи с этим Временное правительство, а затем большевистское руководство предпринимали усилия к созданию условий, при которых ликвидировались лишние поводы для этнического недовольства. Следует отметить роль политики коренизации, главной задачей которой являлось не только укрепление советской власти на местах, но и рост национального самосознания нерусских народов путем подготовки и продвижения местных кадров для союзных республик и национальных автономий всех уровней. Такой курс наряду с политикой поддержки и развития национальных культур имел огромное значение для становления и прогресса этих народов. Модернизационные изменения учитывали особенную жизненную силу и ценность традиционного общества, которое при всех возможных деформациях имеет определенную устойчивость и постоянно способствует воспроизведению народных ценностей3.
Как известно, западно-латинская культурно-историческая традиция породила европейский тип реформации, создала условия для образования в своих недрах англосакского протестантского предпринимательского духа, определившего буржуазный тип организации социума. Коллективистские ценности Востока, симфония государственного устройства и соборное начало православия, являвшиеся базисом, ядром многонационального Российского государства, предопределили необъятную умозрительную лакуну между Западом и Востоком. Как уже отмечалось, капитализм — это зрелый продукт западноевропейской реформации. Россия в XX в. явила миру социализм — новый тип социально-экономических отношений, в основу которых были заложены традиционные приоритеты: социальная справедливость, равенство и братство, этноконфессиональный мир и е толерантность, морально-нравственные установки и правила миропонимания, и направляющие на созидательный труд. Индивидуалистическая этика была для а народов, ментально сформировавшихся на необъятных просторах Евразийского о
в
пространства, органически неприемлемой. В Советском Союзе государственная о
идея была всецело посвящена благу ближнего через социальную систему обще- з
ства. Грамотной модернизации, основанной на детальном познании специфики Р
многонационального и поликонфессионального сообщества, удалось гармони- е
зировать общественное устройство, его народно-хозяйственные, ментальные о
установки и культурно-ценностные коды, идущие из глубины веков. В их осно- р
вании лежало серьезное морально-нравственное, духовно-этическое культурно- 1
историческое понимание этики жизнедеятельности. Таким образом, через тра- о
диционные представления о личности индивидуума, освобожденного от эгоизма К
и превозношения, было актуализировано общинно-братское начало. Данное м
обстоятельство послужило причиной конфликта двух систем и цивилизаций. и
Это противостояние потребовало создания особых традиционно-исторических №
м
условий не только для мобилизации народно-хозяйственного механизма, но и ц для этноконфессиональной интеграции общества. Во многом благодаря общ- 22 ности «советский народ» стали возможны успехи в народном хозяйстве, победа 7 в Великой Отечественной войне и успешное поступательное развитие в годы «железного занавеса».
Структурные изменения в промышленно-финансовой сфере Западной Европы обусловили глобальные последствия политического, социально-экономического и духовно-нравственного характера, выражавшиеся в частых столкновениях из-за передела мира. Это побуждало россиян пристальнее всматриваться в окружав- 13
шую их жизнь и требовательнее относиться к историческим и историософским построениям. И хотя на последнем этапе существования Советского государства был явно заметен рост национального самосознания, а также понимание значимости конфессиональной принадлежности как фактора идентификации, народы России тяготели к общежитейскому уставу. Желание жить вместе возникало не только вследствие особого географического и природно-климатического своеобразия нашей страны, канонических правил и типологии традиционных верований, но и вследствие чего-то еще, более духовного, существующего благодаря способности к самоотречению и самопожертвованию, которая составляет основу нравственной природы традиционного евразийского этноконфессионального сознания4.
Один из самых известных наших земляков Н.Г. Чернышевский — редактор журнала «Современник» — в своих исследованиях, отводя решающую роль в истории народным массам, стремился по-новому взглянуть на устройство российского полиэтнического общества. Критикуя западный тип общественного развития, он старался обосновать возможность для России безболезненного перехода к более современному и справедливому социальному бытию посредством уникальных традиционных институтов для всех народов, проживавших на ее территории5. C позиции сегодняшнего дня необходимо подчеркнуть степень полезности опыта народнической теоретической мысли для нынешней практической жизнедеятельности. Сопоставляя периоды, легко убедиться в том, что этнический и конфессиональный вопросы все также вызывают повышенное внимание властных структур; видно стремление к возрождению особого, самой бытного пути развития России, к которым призывал Н.Г. Чернышевский. Сим? волично, что именно в Саратовской губернии было выдвинуты теоретические з обобщения в духе позитивизма по важнейшим сферам этноконфессиональной жизнедеятельности, благодаря которым с 1996 г. действует Общественный I договор о согласии и социальном партнерстве между представителями всех
1 народов, проживающих на территории нашего региона. Механизмом его реа-
го
| лизации стала Общественная палата Саратовской области, которая привлекла § к работе десятки политических и общественных организаций. Взаимодействие | с национальными общественными объединениями и землячествами помогает
2 правительству области и руководителям национальных объединений исполь-° зовать различные формы работы для того, чтобы межнациональные и религи-« озные проблемы, порождаемые, как правило, политическими процессами, не | приобрели необратимый характер и решались бы с учетом взаимозависимости
0 социально-экономических, этнических и религиозных факторов6.
1 В Саратовской губернии русские являются системообразующим, титульным ° этносом (88%). Однако в последние десятилетия численность титульной на-
3 ции уменьшается. Статистические данные по сокращению состава населения 1 автохтонных народов имеются не только по русскому этносу, но и по татарам, I украинцам, белорусам, немцам, евреям, угро-финским народностям7. В то же
время регион активно осваивается армянами, азербайджанцами, чеченцами и корейцами. Причем для современного этапа характерен высокий уровень национального самосознания граждан, о чем свидетельствует значительное число зарегистрированных национальных объединений. Многообразной является и конфессиональная структура населения Саратовского края. Необходимо подчер-14 кнуть, что в нашем регионе проживают граждане 111 национальностей, которые
объединены в более чем 50 национальных и 200 религиозных организаций. Авторы вынуждены констатировать, что с начала нового тысячелетия значительное развитие получили нетрадиционные объединения и секты. Это беда не только Саратовской губернии, Поволжья, но и России в целом. Данная ситуация обусловлена низким уровнем религиозного образования и стихийностью процесса религиозного возрождения. По мнению ученых и политиков, самую серьезную угрозу единству многонационального российского народа представляет т.н. деформация его русского ядра. Поэтому изменение структуры титульной нации может привести к постепенному разложению всей системы национальных отношений и территориальному развалу страны.
В современном мире легитимация сепаратизма зачастую идет под лозунгами возрождения особой, региональной идентичности. Так, например, появляются методики раскола единой национальной идентичности русских. Дробление по отдельным признакам дорого может обойтись не только русским. Этнические общности характерны для многих национальностей нашей страны. Но вести дело к разделению народов на этой основе — значит действовать и против них, и против всей многонациональной России8. После пугачевской трагедии, событий беспрецедентных для нашего региона, необходимо помнить, что Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна. Согласно переписи населения 2010 г., в Российской Федерации проживают представители свыше 180 народов. Они говорят более чем на 230 языках и диалектах. Наши народы различны по происхождению, культуре и особенностям быта, но их тесно связывают жизнь в одном общем доме и узы только им присущей дружбы.
Выводы, которые надлежит сделать из происшедшего политикам и ученым, е
п
должны отражать современное понимание этапов развития российского обще- и ства, для которого главным является воспроизводство культурно-ценностных от- а ношений, необходимых для новых поколений. Принятие уже готовой и апробиро- о
в
ванной западной модели многим кажется предпочтительнее и чревато меньшим о
риском, связанным с искушением новой самобытности и великодержавности. а
Некоторые государственные деятели исходят из тезиса, что достаточно перенести Р
опыт развитых западных стран на российскую почву, чтобы достигнуть всеобще- е
го благоденствия. Однако слепое подражание и копирование весьма рискованно: °
оно грозит разрушением основ национальной жизни, оставляя проблематичной р
натурализацию страны в чужой цивилизационной системе. Недостаток мимесиса Ч
состоит в том, что он предполагает механический ответ на собственную внутрен- |
нюю инициативу. Как показывает история становления резко вырвавшихся К
вперед стран Тихоокеанского бассейна, творческое переосмысление западных м
моделей модернизации с позиции своей культуры и традиций предпочтительнее I
пассивного заимствования Народ, лишенный внутренней инициативы, быстро ¡§
м
вырождается в люмпенов мировой цивилизации, ждущих подачек со стороны. 1 Некоторые симптомы такого вырождения мы, к сожалению, уже наблюдали в 22 90-е гг. XX в.9 7
В Саратовской губернии остро стоит вопрос о перспективах этноконфессио-нального сообщества и специфики соотношения гражданской и национальной принадлежности населения. Поэтому фактором, который благотворно повлияет на этнополитическую и этноконфессиональную ситуацию, является, во-первых, равный доступ к власти представителей этнических групп, проживающих в регионе. Основные национальные группы (русские, татары, казахи, украинцы, 15
мордва, башкиры, чуваши, белорусы, немцы, евреи и др.) представлены среди глав администраций районов, поселковых, сельских советов, заведующих районными, городскими отделами образования, здравоохранения, культуры, работников административных и правоохранительных органов, а также представительных органов власти — Государственной Думы, органов местного самоуправления, что практически способствовало снятию вопросов со стороны национальных общественных объединений об установлении квот для представителей национальных диаспор при формировании всех ветвей власти. Во-вторых, когда в условиях деидеологизации и деполитизации массового сознания особую актуальность приобретает религиозный фактор в формировании культурных установок людей, стало просто необходимым изучение историко-культурного потенциала в сфере религиозных верований, преобладающих в Поволжском регионе. Здесь особое значение приобретает исследование тех теоретических аспектов школьного и вузовского образования, которые помогут разрабатывать механизмы включения в эти социокультурные институты элементов национального просвещения, образования и воспитания, будут способствовать передаче новым поколениям информации об общецивилизационных достижениях народов, населяющих область. Таким образом, в условиях продолжающегося усиления этноконфессионального самосознания все более актуализируется задача налаживания диалога между различными группами населения Саратовской губернии. Необходимо обеспечить проведение мер, непосредственно направленных на взаимодействие с этноконфессиональными общностями, проживающими в регионе. Для благоприятного межконфессионального и межэтнического общения государственная власть должна создать оптимальные социально-экономические, политические, культурные и правовые условия, призванные не допустить самоорганизации этноконфессиональных общностей по пути национализма, экстремизма и этнократии.
В целом для Российской Федерации политика по этноконфессиональному вопросу должна быть направлена на совершенствование государственных структур в деле реализации интересов граждан всех национальностей, проживающих на территории субъектов Федерации; обеспечение межнационального согласия, уважения к традициям предков; создание условий для социально-экономического и культурного развития народов и их взаимодействия; предотвращение межэтнических конфликтов. Стремление к возрождению российской государственности и межэтническое братство должны стать девизом правительства по национальному и конфессиональному вопросам и восприниматься современным обществом в качестве обязательных условий восстановления могущества страны.
1 См.: Герасименко T.A. Философские основы российской исторической науки. Дооктябрьский период. Саратов, 2002. С. 58-59.
2 См.: Кapaмзин Н.М. Записка о древней и новой России. СПб., 1914. С. 61-117; Киpиeвcкий И.В. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1911. С. 290-305; C^apm Ю.Ф. Собр. соч. СПб., 1880. Т. 1. С. 51; Хoмякoв A.C. Полн. собр. соч. Т. I. М., 1861. С. 359-277.
3 См.: Кабытов П.С. Аграрные отношения в Поволжье периода империализма: дис. ... д-ра ист. наук. М., 1983. С. 152-157.
4 См.: Васильев А.А., Соловьёв В.Ю. Этноконфессиональная идентичность: исторический анализ роли этнокультурных факторов в жизнедеятельности российского общества (на примере Саратовской губернии) // Власть. 2013. № 11. С. 40-44.
5 См.: Чepнышeвcкий Н.Г. Полн. собр. соч.: в 15 т. М., 1950. Т. 1. С. 877, 887.
6 См.: Васильев А.А., Соловьёв В.Ю. Пути гармонизации государственно-конфессиональных отношений в России. Саратов, 2013.
М.Н. Лядащева-Ильичева • Модернизация гражданского законодательства в России XIX — начала XX века: методологический аспект
7 Васильев А.А., Соловьёв В.Ю. Этноконфессиональная идентичность: исторический анализ роли этнокультурных факторов в жизнедеятельности российского общества (на примере Саратовской губернии) // Власть. 2013. № 11. С. 40-44.
8 См.: Васильев А.А Государство и право в сознании русского народа. Заметки и размышления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. Саратов, 2016. № 2 (109). С. 57-62.
9 См.: Соловьёв В.Ю. Русская крестьянская община Поволжья в 1861-1900 годы. Саратов, 2008.
М.Н. Лядащева-Ильичева
МОДЕРНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается вопрос о методологии и методике исследования процесса модернизации гражданского законодательства в России XIX — начала XX в., которая способствовала как его либерализации, так и консервативной направленности.
Ключевые слова: гражданское законодательство, правовая модернизация, реформы и контрреформы, модернизация гражданского законодательства.
M.N. Ladasheva-Ilicheva
MODERNIZATION OF CIVIL LEGISLATION IN RUSSIA OF XIX — BEGINNING OF XX CENTURY: METHODOLOGICAL ASPECT
The article discusses the methodology and methods of researches of process of modernization of civil legislation in Russia XIX — early XX centuries, which was promoted as its liberalization, and conservative orientation.
Keywords: civil legislation, legal modernization, reforms and counter-reforms, modernization of the civil legislation.
В 90-е гг. XX в. появляются работы по проблемам модернизации истории России. Теория модернизации воспринимается многими учеными в качестве приспособления традиционных государственно-правовых институтов к новым формам. Динамика процесса модернизации стала связываться с социокультурными особенностями каждой отдельно взятой страны.
В России политологи и социологи не только делают попытку адаптировать данную теорию к национальной истории1, но и выявляют ряд ее закономерностей, выдвигают концепцию волнообразного циклического развития российского общества и государства. Теория модернизации, по мнению В.И. Пантина и В.В. Лапкина, это одна из теорий общественно-исторического развития, согласованных с парадигмой прогрессивных изменений, очерченной философией Нового времени2.
Особенность российской модернизации, как считают указанные авторы, заключается в разрушении традиционного общества с его сословиями, общинного уклада, основанной на автократии политической системы, адекватного всему этому ценностного строя, но «дальнейшая эволюция так и не привела к образованию политического, экономического и социокультурного порядков, ко-
© Лядащева-Ильичева Марина Николаевна, 2017
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]