Научная статья на тему 'Модернизация гражданского законодательства в России xix - начала XX века: методологический аспект'

Модернизация гражданского законодательства в России xix - начала XX века: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
549
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CIVIL LEGISLATION / ПРАВОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / LEGAL MODERNIZATION / РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ / REFORMS AND COUNTER-REFORMS / МОДЕРНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / MODERNIZATION OF THE CIVIL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лядащева-ильичева Марина Николаевна

В статье рассматривается вопрос о методологии и методике исследования процесса модернизации гражданского законодательства в России XIX начала XX в., которая способствовала как его либерализации, так и консервативной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лядащева-ильичева Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF CIVIL LEGISLATION IN RUSSIA OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURY: METHODOLOGICAL ASPECT

The article discusses the methodology and methods of researches of process of modernization of civil legislation in Russia XIX early XX centuries, which was promoted as its liberalization, and conservative orientation.

Текст научной работы на тему «Модернизация гражданского законодательства в России xix - начала XX века: методологический аспект»

7 Васильев А.А., Соловьёв В.Ю. Этноконфессиональная идентичность: исторический анализ роли этнокультурных факторов в жизнедеятельности российского общества (на примере Саратовской губернии) // Власть. 2013. № 11. С. 40-44.

8 См.: Васильев А.А Государство и право в сознании русского народа. Заметки и размышления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. Саратов, 2016. № 2 (109). С. 57-62.

9 См.: Соловьёв В.Ю. Русская крестьянская община Поволжья в 1861-1900 годы. Саратов, 2008.

М.Н. Лядащева-Ильичева

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается вопрос о методологии и методике исследования процесса модернизации гражданского законодательства в России XIX — начала XX в., которая способствовала как его либерализации, так и консервативной направленности.

Ключевые слова: гражданское законодательство, правовая модернизация, реформы и контрреформы, модернизация гражданского законодательства.

M.N. Ladasheva-Ilicheva

MODERNIZATION OF CIVIL LEGISLATION IN RUSSIA OF XIX — BEGINNING OF XX CENTURY: METHODOLOGICAL ASPECT

The article discusses the methodology and methods of researches of process of modernization of civil legislation in Russia XIX — early XX centuries, which was promoted as its liberalization, and conservative orientation.

Keywords: civil legislation, legal modernization, reforms and counter-reforms, modernization of the civil legislation.

В 90-е гг. XX в. появляются работы по проблемам модернизации истории России. Теория модернизации воспринимается многими учеными в качестве приспособления традиционных государственно-правовых институтов к новым формам. Динамика процесса модернизации стала связываться с социокультурными особенностями каждой отдельно взятой страны.

В России политологи и социологи не только делают попытку адаптировать данную теорию к национальной истории1, но и выявляют ряд ее закономерностей, выдвигают концепцию волнообразного циклического развития российского общества и государства. Теория модернизации, по мнению В.И. Пантина и В.В. Лапкина, это одна из теорий общественно-исторического развития, согласованных с парадигмой прогрессивных изменений, очерченной философией Нового времени2.

Особенность российской модернизации, как считают указанные авторы, заключается в разрушении традиционного общества с его сословиями, общинного уклада, основанной на автократии политической системы, адекватного всему этому ценностного строя, но «дальнейшая эволюция так и не привела к образованию политического, экономического и социокультурного порядков, ко-

© Лядащева-Ильичева Марина Николаевна, 2017

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: ljad-il@yandex.ru

торые соответствовали бы парадигме современного общества»3. Они обосновали «осовременивание политической системы» как волнообразный, а не линейно-поступательный процесс развития. В истории России «волны относительной либерализации неоднократно сменялись волнами антилиберальной контрмодернизации»4. Противоречивые модернизационные процессы в России наиболее полно выражаются в волнообразном развитии через циклы реформ — контрреформ.

Применительно к модернизации гражданского законодательства в России XIX — начала XX в. в рассматриваемой концепции представляют интерес три цикла реформ — контрреформ.

Первый цикл — либеральные реформы императора Александра I, направленные на развитие государственно-политической системы в России, были завершены контрреформой императора Николая I, призванной поставить под контроль государственной власти общественную жизнь. Этот цикл включал: реформы 1801-1811 гг.; переход к контрреформам (1811-1825 гг.; контрреформы 1825-1855 гг.; переход к реформам 1855-1859 гг.

Второй цикл начинается с Великих либеральных реформ 60-х гг. XIX в. императора Александра II и завершается контрреформами императора Александра III. В рамках этого цикла осуществились: реформы 1859-1875 гг.; переход к контрреформам 1874-1881 гг.; контрреформы 1881-1894 гг.; переход к реформам 1894-1905 гг.

Третий цикл берет начало с реформ С.Ю. Витте — П.А. Столыпина и завершается «контрреформаторской акцией» — «военным коммунизмом», а также гражданской войной, уничтожившими начавшиеся преобразования. Этот цикл й составляют реформы 1905-1911 гг.; переход к контрреформам 1911-1917 гг.; 2. контрреформы 1917-1921 гг.; переход к реформам 1921-1922 гг.5

LO

Л И все же в научной литературе остается открытым вопрос о критериях выч-

ленения циклически-волновых процессов из всего многообразия социально-i политических трансформаций6. По мнению В.И. Пантина, в политической I науке доминируют представления о линейном развитии политических систем,

го

J а также циклические и волновые модели, которые потенциально призваны

§ способствовать описанию различных типов политических систем — эволюци-

| онного, инволюционного, кругового, колебательного, «скачкообразного» и др.7

i" В данном контексте речь идет о приоритетном значении политических реформ и

° контрреформ по отношению к социальной модернизации. Этот подход получил

« осмысление в статьях Н.С. Розова8, И.С. Семененко9 и других исследователей. | Т.А. Корниенко подчеркивает, что российская политическая модернизация

0 воспринимает институты и процедуры, выработанные на западной почве, но

1 наполняет воспринятые формы традиционным культурным содержанием. Своео-° бразным «эталоном» модернизации в России являлись европейские государства,

го

s по образу которых проводились политические, социально-экономические и 1 культурные преобразования10.

| По мнению К.Г. Холодковского, сторонники реформ в России обычно моби-

лизуются перед лицом внешней угрозы, но лишь не надолго, выдвигаются на первый план. В дальнейшем происходит мобилизация носителей консерватизма и традиционализма, использовавших ошибки «модернизаторов». Поступательное движение сменяется контрреформами. Спустя некоторое время попытка реформы повторилась. Концептуализация данного подхода к изучению политической

18

истории России по-прежнему сохраняет свою актуальность11.

В России каждый реформаторский виток, с точки зрения Д.Г. Горина, был связан с расколом общества на реформаторов и традиционалистов, что затрудняло синтез традиции и новаторства. Именно этот раскол порождал цикличную смену периодов реформ и контрреформ, а сами реформы нередко сводились к имитации формальных признаков западных институтов, за которыми скрывались весьма специфичные практики регулирования российских реалий. Консервативная направленность преобразований способствовала синхронизации процессов, происходивших на разных уровнях развития культуры и общества. Соответственно волны реформ и контрреформ можно воспринимать в качестве способа разрешения противоречий между развитием и преемственностью12.

Исследователи политической модернизации в России не дают обоснования концептуальных подходов, методологии и методики изучения российского государственного законодательства.

В постсоветской историко-правовой научной литературе широко представлен политический аспект в исследовании государственно-правовых идей и институтов, в оценке государственных и судебных реформ, систематизации российского законодательства, который предполагает особое внимание историка права к изучению влияния формы государства на процессы формирования и развития идей и институтов гражданского права в системе права. Позитивист традиционно изучает правовую модернизацию через деятельность органов государственной власти: законодательных и правоприменительных, а также руководствуется особенностями и закономерностями реформирования и контрреформирования, прежде всего, в контексте формальной стороны законодательства.

В рамках исследования модернизации гражданского законодательства в России XIX — начала XX в. были использованы концептуальные подходы И.В. Архипова13, С.В. Кодана14, А.А. Дорской15.

Так, в работах И.В. Архипова и его учеников, изучавших институты торгового и гражданского права в России XIX — начала XX в. (З.К. Енамуковой, Т.В. Исаевой и др.), особое внимание уделялось их анализу с точки зрения теории модернизации, с учетом активного использования западноевропейского правового опыта в рамках систематизации законодательства16.

В историко-правовом исследовании гражданского законодательства в России XIX — начала XX в. необходимо учитывать особую роль государства в процессе политической, социальной и правовой модернизации. Существовавшие разногласия приводили к противоречивости российского законодательства в целом и гражданского в частности.

Примат публичного интереса над частным формировался в России веками под влиянием внутренних и внешних угроз. Все попытки реформирования государственно-правовой системы в истории России на основе чуждых большей части народа идей завершались противоречивостью их восприятия в обществе и приводили государственную власть к осознанию необходимости контрреформаторской деятельности во всех сферах. Так, стремление законодателя установить примат частного интереса над публичным, скорее, соответствует либеральным реформам, чем консервативным преобразованиям.

Ответ на вопрос о смысловой нагрузке понятия «модернизация» связывается в литературе с критерием оценки государственно-правовых идей и институтов управления и законодательства.

Политическая модернизация определяла степень заимствований в процессе законодательного регулирования общественных отношений, а также систематизации российского законодательства. Российское самодержавное государство с осторожностью использовало в качестве средства модернизации результаты научных изысканий отечественных юристов, в т.ч. направленных на изучение политико-правового опыта Римской империи и стран Западной Европы.

Этапы реформирования и контрреформирования гражданского законодательства рассматриваются в аспекте правовой модернизации. Поэтому в процессе изучения модернизации российского законодательства юристы изучают не только историю и догму гражданского права, но и теоретические и методологические проблемы модернизации гражданского законодательства.

Либеральные реформы (коренные преобразования) в России всегда сменялись их консервативной направленностью (контрреформой), т.е. постепенными преобразованиями правовых идей и институтов. Так, все попытки коренным образом изменить основные начала (идеи, принципы) действующего законодательства приводили к идее его кодификации с использованием государственно-правового опыта стран Западной Европы. Однако модернизация гражданского законодательства прослеживается в результате применения идеи его поэтапной систематизации: инкорпорации, консолидации и лишь затем кодификации.

Если придерживаться модели волнообразного или цикличного развития России, предложенной В.И. Пантиным и В.В. Лапкиным, то модернизация гражданского законодательства в России XIX — начала XX в. также может изучаться в рамках соответствующих циклов политической модернизации. й Первый цикл — Комиссия составления законов в 1801-1811 гг. создает про-

? ект Гражданского уложения 1809 г., но он был признан неудачной попыткой я кодификации на основе Гражданского кодекса Франции 1804 г. В 1811-1825 гг.

в деятельности законодателя просматривается переход к контрреформам, что I проявлялось в постепенном осознании чиновниками идеи поэтапной системати-

1 зации гражданского законодательства в формах инкорпорации, консолидации

го

| и кодификации.

| Контрреформы в сфере законодательного регулирования общественных от-

| ношений позволили Императору Николаю I в 1825-1855 гг. систематизировать

2 действующее законодательство в форме Полного собрания законов Российской ° империи 1830 г. и Свода законов Российской империи 1832, 1842 гг.

I В 1855-1859 гг. переход к реформам гражданского законодательства прояв-

| лялся в постепенных изменениях правовых идей и институтов Свода законов

0 Российской империи 1857 г. В контексте политической контрреформы в Своде

1 законов Российской империи 1832-1857 гг. удалось изложить систему отраслей

0

° законодательства: государственного, гражданского, земельного и др.

го

Второй цикл — в период либеральных реформ (1859-1874 гг.) модернизация

1 гражданского законодательства просматривается в развитии правовых идей и | институтов в рамках Свода законов Российской империи. В частности, в ходе

Судебной реформы 1864 г. законодатель разграничивает Свод гражданских законов и Устав гражданского судопроизводства. Вместо попыток кодификации гражданского законодательства предпринимались попытки реформирования его отдельных институтов и разделов.

Однако либеральные реформы уже к началу 70-х гг. XIX в. привели к противо-

20

речивости основных начал (идей, принципов) действующего законодательства:

Основных государственных законов, законов о состояниях, Свода гражданских законов, Устава гражданского судопроизводства, что сделало невозможным завершение работ над законопроектами, призванными реформировать отдельные институты и разделы на основе либеральных правовых идей. Соответственно в 1874-1881 гг. в деятельности органов государственной власти прослеживался переход к контрреформам в сфере законодательного регулирования гражданско-правовых отношений.

Политические контрреформы в 1881-1894 гг. характеризуются стремлением императора Александра III кодифицировать только общее действующее гражданское законодательство. В юридической литературе обсуждался вопросов о юридической силе будущего Гражданского уложения.

Переход к реформам (1894-1905 гг.) характеризуется стремлением законодателя создать проект Гражданского уложения, но его принципы, систему и содержание не удалось согласовать с такими томами Свода законов Российской империи, как Свод законов о состояниях, Устав гражданского судопроизводства.

Третий цикл — реформы С.Ю. Витте — П.А. Столыпина 1905-1911 гг. — привели к либерализации гражданско-правовых отношений, что просматривается в процессе законодательного регулирования наиболее динамично развивавшихся из них. Проект Гражданского уложения так и не получил одобрения в Государственной Думе. Переход к контрреформам 1911-1917 гг. проявлялся в возврате законодателя к идее инкорпорации и консолидации гражданского законодательства. Кодификация гражданского законодательства была невозможна в силу многочисленных факторов.

В феврале — октябре 1917 г. произошла русская революция, поэтому многие е

п

нормы, институты и разделы гражданского права потеряли юридическую силу в и связи с политической и социальной модернизацией, поэтому систематизировать а действующее гражданское законодательство было практически невозможно О

в

даже в форме его инкорпорации17. й

С октября 1917 г. по 1921 г. процесс модернизации гражданского законодатель- з

ства просматривался в ходе его систематизации. Правовая модернизация также Р

прослеживалась в правовых идеях, институтах и системе советского гражданско- е

го законодательства. И.Б. Новицкий подчеркивал, что, поскольку государство и 0

право неразрывно связаны между собой, научное освещение истории советского р

гражданского права должно вестись так, чтобы раскрыть их взаимосвязь18. Ч

Первый этап советской гражданско-правовой науки О.А. Красавчиков дати- О

ровал 1917-1922 гг., результатом которого стало принятие Гражданского кодекса К

рсфср19. д

Общетеоретической и методологической основой для историко-правового ис- I следования советского гражданского законодательства могут служить подходы 2 Т.Е. Новицкой20 и С.В. Кодана21. 5

Особый теоретико-методологический интерес для историка права, изучаю- 2 щего проблемы политической модернизации в России, представляют работы 7 В.Н. Корнева о формировании и развитии либеральной и консервативной традиции в России начала XX в.22

Итак, плюрализм методологии позволяет позитивистам применять в историко-правовых исследованиях гражданского законодательства на основе сочетания диалектического материализма синергетический и системный методы. И все же именно системный метод дает возможность позитивисту выявить особенности и 21

закономерности процесса модернизации гражданского законодательства. Соответственно политический аспект в историко-правовом исследовании гражданского законодательства просматривается в формальном воплощении особенностей и закономерностей формирования и развития, либеральных и консервативных гражданско-правовых идей и институтов.

1 См.: Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта: в 3 т. М., 1991; Красильников В.А. и др. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994. С. 41-44.

2 См.: Пантин В.И., Лапкин В.В. Волны политической модернизации в России // Полис. Политические исследования. 1998. № 2. С. 39-51.

3 Там же. С. 39.

4 Там же. С. 42-46.

5 См.: Там же.

6 См.: Волны и циклы политического развития. Заочный круглый стол // Полис. Политические исследования. 2002. № 4. С. 18.

7 См. : Пантин В.И. Возможности циклически-волнового подхода к анализу политического развития // Полис. Политические исследования. 2002. № 4. С. 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 См.: Розов Н.С. Циклы российской истории: анализ порождающего механизма // Гуманитарные науки в Сибири. 2006. № 1. С. 56-62.

9 См. : Семененко И.С. Парадигма эволюционных циклов истории // Полис. Политические исследования. 2006. № 2. С. 173-177.

10 См.: Корниенко Т.А. Политическая модернизация в России: механизмы взаимодействия общеисторических императивов // Каспийский регион: политика, экономика и культура. 2011. № 4. С. 82.

11 См.: Холодковский К.Г. Механизм российской цикличности // Полис. Политические исследования. 2011. № 6. С. 17.

12 См.: Горин Д.Г. Политические реформы и контрреформы в контексте долгосрочных циклов цивилизационно-культурной динамики России // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 3. С. 124.

13 См.: Архипов И.В. Торговое право России в XIX в.: этапы модернизации // Государство и право. 2004. № 6. С. 35-50.

14 См. : Кодан С.В. Исторический подход в изучении преемственности и новаций в юридической политике Российского государства (XIX — начало XX в.) // Юридическая техника. 2011. № 5. С. 229.

15 См.: ДорскаяА.А. К вопросу об основных направлениях исследования правовых реформ в России // Вопросы правоведения. 2015. № 1. С. 91.

16 См.: Архипов И.В. Коммерческое судоустройство и судопроизводство России в XIX веке (проблемы модернизации). Саратов, 1999. С. 3-8.

17 См.: Пантин В.И., Лапкин В.В. Указ. раб. С. 42-46.

18 См.: НовицкийИ.Б. История советского гражданского права. М., 1957. С. 6-7.

19 См.: Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР. Ч. 1. Л., 1975. С. 35.

20 См.: Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. История создания. Общая характеристика. Текст. Приложение. 2-е изд., доп. и испр. М., 2002. С. 1-10.

21 См.: Кодан С.В. Акты систематизации законодательства: юридическая природа и место в системе источников российского права // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. . 2009. № 1. С. 385-401.

22 См.: Корнев В.Н. Либеральная и консервативная традиция в государствоведении России начала XX века // История государства и права. 2002. № 6. С. 6.

О.Н. Полуда

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА Ж. БОДЕНА

Статья посвящена исследованию государственно-правовых идей французского политического мыслителя, социолога и правоведа эпохи Возрождения Ж. Бодена. Акцентируется внимание на категории «суверенитет», анализируется правовая позиция автора о сущности государственного суверенитета.

Ключевые слова: публичное право, государственный суверенитет, светское государство, государственная власть, закон, гражданин, народовластие, свобода и собственность.

© Полуда Оксана Николаевна, 2017

Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: poluda77@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.