Научная статья на тему 'Укрепление межконфессионального согласия в Казахстане'

Укрепление межконфессионального согласия в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3163
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / УРБАНИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КАЗАХСТАН / MIGRATION / URBANIZATION / GLOBALIZATION / RELIGIOUS AND ETHNIC RELATIONS / TOLERANCE / KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балпанов Нурлан, Исмагамбетова Зухра Нурлановна, Карабаева Алия Гайратовна

Статья посвящена анализу религиозной ситуации в казахстанском обществе, сложившейся за годы суверенного развития. Авторы раскрывают сущность поликонфессионального пространства, обращают внимание на влияние глобализации и модернизации на этноконфес-сиональные и межконфессиональные отношения в Казахстане. Отмечается необходимость формирования религиозной толерантности в качестве важнейшего принципа межконфессио-нальных и межэтнических отношений в казахстанском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS TO STRENGTHEN CONCORD AMONG DIFFERENT RELIGIOUS GROUPS IN KAZAKHSTAN

The article analyses the religious problems in modern Kazakh society. The authors describe the essence of the society with different religious believes, the influence of globalization and industrialization on ethnic and religious relations in Kazakhstan. The authors think thatformation of religious tolerance is the main factor in maintaining stable Kazakh society.

Текст научной работы на тему «Укрепление межконфессионального согласия в Казахстане»

УДК 130.12+211 ББК 87.6.

Н. Балпанов, З.Н. Исмагамбетова, А.Г. Карабаева

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

УКРЕПЛЕНИЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Статья посвящена анализу религиозной ситуации в казахстанском обществе, сложившейся за годы суверенного развития. Авторы раскрывают сущность поликонфессионального пространства, обращают внимание на влияние глобализации и модернизации на этноконфес-сиональные и межконфессиональные отношения в Казахстане. Отмечается необходимость формирования религиозной толерантности в качестве важнейшего принципа межконфессиональных и межэтнических отношений в казахстанском обществе.

Ключевые слова: миграция, урбанизация, модернизация, глобализация, межнациональные и межконфессиональные отношения, толерантность, Казахстан.

N. Balpanov, Z.N. Ismagambetova, A. G. Karabaeva

Al-Farabi Kazakh National University

THE WAYS TO STRENGTHEN CONCORD AMONG DIFFERENT RELIGIOUS GROUPS IN KAZAKHSTAN

The article analyses the religious problems in modern Kazakh society. The authors describe the essence of the society with different religious believes, the influence of globalization and industrialization on ethnic and religious relations in Kazakhstan. The authors think thatformation of religious tolerance is the main factor in maintaining stable Kazakh society.

Key words: migration, urbanization, globalization, religious and ethnic relations, tolerance, Kazakhstan.

В условиях глобализации наиболее актуальными становятся этноконфессио-нальные и межконфессиональные отношения. Сохранение социально-политической стабильности, экономической и политической независимости страны, этноконфессио-нального и межконфессионального согласия, основанного на принципах взаимоуважения и взаимной ответственности, с сохранением культурно-этнической уникальности являются важными задачами.

Характер взаимосвязи религиозного и этнического факторов неоднозначен и противоречив. В одни эпохи конфессиональная принадлежность значила для людей много больше, чем этническая, в другие - более важную роль играл этнический фактор. Через всю историю человечества проходит череда межконфессиональных и межэтнических столкновений, нередко пересекающихся между собой. Этнические конфликты могут иметь конфессиональную окраску, а конфессиональные - этническую составляющую. Такие конфликты представляют особую опасность для государств с поликонфессиональным и полиэтническим составом населения. Исследованию различных аспектов этнических отношений, в том числе этноконфессиональным и межконфессиональным отношениям посвящены работы казахстанских ученых. Большой пласт исследований межэтнических взаимоотношений в Казахстане за годы независимости представлен в монографиях таких ученых, как Р.Б. Абсаттаров [1,2], Р.С. Арын [3,4],

Г.Н. Иренов [5], К.Е. Кушербаев [6], Л.А. Байдельдинов [7], В.Ю.Дунаев и В.Д. Курганская [8], Р.К. Кадыржанов [10], А.Н. Нысанбаев [11], М.М. Сужиков [12]. В научных статьях Н.Ж. Байтеновой [13, 14], К.М. Борбасовой [14], в диссертационных исследованиях М.М. Утельбаева [15], З.К. Шаукеновой [16], Ю.В. Якушевой [17]. Представляют теоретический интерес научные работы А. Амировой [18], Б.Н. Абдрахманова [19], М.А. Абишевой [20], А. Айталы [21], З.Н. Сарсенбаевой [22] и др.

Этническая структура населения Казахстана, то есть соотношение и взаимосвязь местных уроженцев и людей, переселившихся из других регионов и республик, имеет свои особенности в сравнении с российским. Например, титульная нация (казахи) составляет 63,1 % населения, представители других этносов - 36,9 % (данные по переписи 2009 года). В России подавляющее большинство населения - русские, составляющие свыше 80%, а представители других этносов - менее 20 %. Следовательно, уровень полиэтничности различен в процентном соотношении количества основных этнических групп в рассматриваемых государствах [23].

С обретением Казахстаном государственной независимости в республике началось последовательное проведение либеральных политических реформ в контексте модернизации общества. Религиозная ситуация в Республике Казахстан характеризуется раскрепощением религиозного сознания вследствие проводимой в Казахстане политики, направленной на обеспечение свободы совести. За годы независимости в Республике Казахстан произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Сегодня, по данным Агентства по делам религий Республики Казахстан, общая численность религиозных объединений, представляющих 17 конфессий, составляет 3088, а в 1990 году их было всего 670. Религиозные праздники Курбан айт и Рождество Христово объявлены в Казахстане выходными днями.

В республике сформировано поликонфессиональное пространство, в состав которого вошли религиозные объединения традиционных для Казахстана вероучений (ислам, христианство) и новые организации нетрадиционных, ранее не представленных в Казахстане религиозных движений. Православная Церковь Казахстана (ПЦК) располагает 295 культовыми сооружениями. Сейчас в Казахстане действует 329 религиозных объединений православной церкви, включая республиканское религиозное объединение - Митрополичий округ, а также 9 епархий. Наибольшее количество православных общин зарегистрировано в Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Карагандинской областях. Также в Казахстане действуют православные монастыри [24].

В Казахстане создано 79 объединений римско-католической церкви. Число протестантских церквей как традиционных, так и новых увеличилось почти до 500. Кроме них, существуют 4 иудейских и 2 буддийских религиозных объединения. Появились также псевдорелигиозные образования, способствующие проникновению в Казахстан религиозного экстремизма. Все это отражает культурное богатство республики, но одновременно чревато возможностью возникновения и обострения этноконфессиональных противоречий [24].

Протестантизм в Казахстане включает как конфессии, имеющие многовековую историю (лютеране, меннониты, баптисты и другие), так и новые, нетрадиционные общины, в первую очередь представляющие пятидесятническое, пресвитерианское и харизматическое течения. Определенные изменения в численности протестантских церквей связаны со значительной миграцией в Германию, Россию и другие страны в 90-х гг. ХХ в. Это привело к тому, что резко упало количество объединений

лютеран, меннонитов и некоторых других конфессий, ориентированных на немецкое население. Другие общины превратились в многонациональные. Они растут за счет представителей народов, для которых протестантизм не является традиционной религией. Особенно бурный рост отмечается среди нетрадиционных для Казахстана направлений, в основном, пятидесятнических, пресвитерианских и харизматических. Эти общины появились преимущественно в 90-х гг. ХХ в. Многие из них были созданы иностранными миссионерами и получали, особенно в период становления, значительную помощь из-за рубежа. В своей деятельности эти объединения ориентируются на активную проповедническую работу среди представителей различных национальностей.

Особое место занимают такие общины, как Новоапостольская церковь, «Адвентисты Седьмого дня», «Свидетели Иеговы» и мормоны («Церковь Иисуса Христа святых последних дней»). Они возникли в результате исторического развития протестантского движения, однако в своем вероучении и культовой практике имеют специфические черты. С точки зрения православия и католицизма, эти учения определяются как сектантские. Большинство протестантских церквей отвергает их принадлежность к протестантизму. Впрочем, и представители этих общин не считают себя протестантами [25].

Этноконфессиональные общности являются субъектами этноконфессиональных отношений. Этноконфессиональными общностями в строгом смысле слова, в которых границы этнической и религиозной идентичности совпадают, можно назвать общины меннонитов [27; 28] и лютеран, состоящие только из немцев.

На этноконфессиональные и межконфессиональные отношения в казахстанском обществе значительное влияние оказывают глобализационные процессы. В эпоху глобализации неизбежно нарастание миграционных потоков. Повышение миграционной подвижности населения - процесс исторически необратимый. «Переселение народов уже началось: турки живут в Берлине, марокканцы - в Мадриде, индусы -в Лондоне, мексиканцы - в Лос-Анджелесе, вьетнамцы - в Гонконге» [29].

Для трудовой миграции (от лат. migratio - переселение) особенно актуальными направлениями являются передвижения в сторону стран со стабильной политической ситуацией, устойчивой экономикой и платежеспособными работодателями. Таким комфортным пространством в Центральной Азии является Республика Казахстан, куда, помимо репатриантов, постоянно прибывают трудовые мигранты из сопредельных государств - Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Китая, России [30].

Возможности Казахстана экономически обеспечить процесс приема и интеграции мигрантов отстают от благополучного Запада. Принимающее сообщество, каким является население Казахстана для мигрантов, изменилось. Под воздействием миграции в структуре населения происходят заметные сдвиги. Они, в свою очередь, оказывают влияние на динамику и национальный состав населения, на демографическую, политическую, социальную, культурно-этническую безопасность и т.д. Несмотря на то, что казахи позиционируют себя как толерантный этнос, со стороны населения современного Казахстана как принимающего сообщества наблюдается некоторое напряжение в отношении мигрантов, нередко - неприязнь и опасения скрытой иммиграции - нелегального проникновения через границу больших масс китайцев [30].

Это объясняется тем, что в принимающих обществах места повышенной концентрации мигрантов могут стать очагами социальной напряженности, что провоцирует рост ксенофобии, политического радикализма и экстремизма, локальные вспышки этнических конфликтов.

Важнейшей целью модернизации является создание урбанизированной казахской нации. Но решение этой задачи неизбежно привело к переносу в города традиционных воззрений вчерашних сельских жителей. В результате в современном городском пространстве присутствуют как «традиционные», так и «европейские» ценности. Следствием ускоренной модернизации явилось то, что сосуществуют поколения, представляющие различные варианты мировоззрения (от традиционных до постиндустриальных).

Стремительная урбанизация и массовое освоение новых социальных ниш привели к неизбежному переносу в города традиционных практик, распространенных ранее в сельской местности. Традиционные практики (деление по шежире, трайбализм, непотизм) постепенно «обустраиваются» в новых условиях и становятся все более важным инструментом формирования социального пространства Республики Казахстан. Родоплеменные, клановые отношения становятся важным ресурсом карьерного роста, успешной экономической, политической деятельности в качестве «социального лифта». Это автоматически исключает из социально-политического пространства нетитульное население, а также значительную часть городских казахов, «оторвавшихся» от традиционных ценностей. Следствием этого может быть «качественная» эмиграция, когда государство начнут покидать невостребованные (по причине невозможности попадания в социальные лифты) профессионально подготовленные кадры [30].

Таким образом, одним из следствий возвращения к «истокам» и становления моноэтничности видится обострение внутриэтнических отношений. О важности проблемы свидетельствует и то, что ее озвучил президент страны: «Как Лидера нации меня беспокоит, что появились силы, которые хотят разрушить внутриказах-станское единство. Те, кто идет на поводу этого осознанно или неосознанно, начинают делиться по разным признакам, прежде всего по шежире» [31]. Внутреннее перемещение населения в большой мере приобретает стихийный характер и нуждается в государственном регулировании. Значительные масштабные, нерегулируемые миграционные потоки «село - город», «депрессивный регион - благополучный регион», сопровождаемые образованием в пригородах крупных городов «кварталов бедноты» и маргинализацией населения, могут влиять на рост конфликтного потенциала.

Изучение происходящих миграционных процессов, определение основных тенденций и прогнозной оценки немаловажно для поддержания гражданского согласия и стабильности в этноконфессиональных отношениях и развития культуры толерантности населения [32].

В современных условиях можно выделить следующие угрозы этноконфессио-нальной безопасности Казахстана:

- негативные последствия мирового финансового кризиса, выразившиеся в углублении социальной дифференциации и поляризации населения;

- трудности адаптации этносов к новым условиям развития суверенного государства; политизация ислама;

- активное распространение нетрадиционных религиозных объединений, религиозно-политический экстремизм и терроризм, приобретающий зачастую этническую окраску.

Международная практика свидетельствует об обеспокоенности многих стран мира в связи с активным распространением религиозных объединений нетрадиционного толка. С этой целью они принимают соответствующие предупредительные меры и защищают права традиционных церквей. Так, Греция, в которой 97% населения номинально принадлежит к православной церкви, признала православную церковь

государственной и установила определенные ограничения для деятельности других религиозных общин. В Дании Евангелистской лютеранской церкви, объявленной государственной, выделяются бюджетные средства на содержание. В Ирландии особое положение отведено католической церкви. Присутствуют признаки придания статуса государственной религии в законодательствах Германии, Испании, Норвегии, Аргентины, Великобритании, ряда других государств.

Религиозная ситуация в Казахстане имеет общую тенденцию к усложнению. Внутри традиционных конфессий Казахстана происходят сложные и глубинные процессы, многие из которых имеют латентный характер. В основном это обусловлено активным вторжением нетрадиционных религиозных течений, нарушивших исторически сложившийся этноконфессиональный баланс и обостривших межконфессиональную конкуренцию. Активизировались процессы, связанные с попытками политизации деятельности ряда конфессий и религиозных организаций. Крайнюю и наиболее опасную форму политизации религии и выраженного клерикализма составляют проявления религиозно-политического экстремизма. В последнее время особенно активно среди мусульманского населения стала распространяться религиозная идеология суннизма ханбалитского мазхаба. Этот мазхаб служит основой для распространения в республике радикальных идей исламского фундаментализма, в частности, такого течения, как ваххабизм. Он отличается отрицанием свободы мнений в религии, фанатической строгостью при соблюдении обрядовых и правовых норм шариата, ограниченным применением кияс.

Все это усложняет религиозную ситуацию, постепенно накапливая в межконфессиональных отношениях негативный потенциал. «Необходимо проводить работу по предупреждению пропаганды религиозного экстремизма, в том числе в Интернете и социальных сетях. Нужно формировать в обществе нулевую терпимость к любым действиям, связанным с радикальными проявлениями, особенно в сфере религиозных отношений», - отмечает в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 г. Президент РК Н.А. Назарбаев [33]. Таким образом, влияние процессов глобализации, модернизации, внешней и внутренней миграции, урбанизации на социокультурную ситуацию в Республике Казахстан определяет необходимость исследования опыта формирования и развития культуры толерантности в этноконфессиональных отношениях полиэтничного и многоконфессионального казахстанского социума.

Этническое и религиозное являются основными взаимосвязанными аспектами национальной культуры. В государстве однородном в этническом и религиозном отношении может быть одна этническая культура. Однако Казахстан неоднороден в этническом и религиозно-конфессиональном отношении. Это обусловливает формирование общенациональной казахстанской культуры, под которой понимается совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь гражданского общества в нашей стране. В независимом суверенном Казахстане в условиях современного возрождения этнической и религиозной идентичности интересы общенациональной казахстанской культуры в укреплении единства страны фокусируются на развитии толерантности в этноконфес-сиональных отношениях. Это необходимо для устойчивого развития, стабильности и безопасности нашей страны [24].

Этноконфессиональные отношения - феномен, имеющий комплексный характер. Анализ этноконфессиональных отношений позволяет выявить динамику взаимосвязей между этническим и религиозным сознанием граждан. В развитии культуры поли-этничного общества этноконфессиональные субкультуры, сложившиеся на основе

принадлежности к тому или иному вероисповеданию внутри одной религии, играют особую роль в общенациональной культуре. Религия и ее институты, воздействуя на культуру и традиции этнических общностей, посредством своих ценностных установок активно влияют на отношения между народами, либо сближая их, либо отдаляя друг от друга. Религиозные институты, приспосабливая народные верования к культу, в той или иной степени конфессионализируют этнические особенности, этнический колорит народа. Проникая в этническую среду общества, установки религиозных институтов получают этническую специфику. Отождествление этнической и конфессиональной принадлежности является результатом «врастания» религии в этнические формы жизни посредством таких составляющих, как мифологические представления, религиозные чувства и культ. Религиозное мироощущение, обрядовая практика, религиозная мораль, церковные установления глубоко проникают в повседневную жизнь народа, многое в ней определяют и сами являются частью национального своеобразия. В этом процессе этнизации отдельных компонентов духовно-обрядового комплекса и состоит сущность формирования прочных связей между определенной конфессией и этносом. Такая двусторонняя, объективно существующая связь возникает между этнической общностью и конфессией при определенной организующей роли религиозных институтов, а впоследствии и государства [5, 7, 8, 16].

В воззрениях многих народов элементы этноконфессионального синкретизма формируют традиционную этническую картину мира. К таким факторам относятся прежде всего традиционные этнические обряды, ядро которых образуют религиозные ритуалы. Человек, приобщившись к ним, начинает следовать и подчиняться этой системе в различных сферах своей жизнедеятельности. Локальные, этнические особенности неизбежно отражаются в повседневном, обыденном сознании верующих, в трудах теологов, рефлексируются религиозной идеологией. Религиозные системы и взаимодействие конфессий оказывают влияние на отношения между народами. Самобытность и разнообразие этнических общностей и особенностей вероисповедания зачастую приводят к конфессиональным формам нетерпимости на почве веры в «своих» богов.

Вступая в сложное взаимодействие, межэтнические и межконфессиональные отношения предстают в своем единстве как этноконфессиональные отношения -сложный и еще более активный феномен, чем межнациональные и межконфессиональные отношения в отдельности. «Воздействие религиозного фактора на фактор этнический своеобразно усиливает действие последнего, и наоборот», - отмечает российский исследователь Ю.В. Семенов [34, с. 75]. Именно в единстве своем рассматриваемый феномен - этноконфессиональные отношения - выступает как неотъемлемый компонент национальной культуры населения. Его анализ помогает определить конкретную роль религиозного фактора в полиэтническом обществе, выявить динамику взаимосвязи между этническим и религиозным сознанием граждан, между этнокультурными и религиозными ценностями [34].

Для обеспечения стабильности в любом многонациональном обществе, не имеющем этнической, социальной и культурной однородности, необходима культура толерантности. Характерно, что во всех толкованиях толерантности, раскрывающих ее сущность и необходимость как важного принципа в социально-политической и духовной жизни общества, так или иначе, упоминаются ее этнические и конфессиональные аспекты, что позволяет говорить об их доминирующем характере в социальном содержании данного феномена. Основное значение толерантности, связанное с развитием идей веротерпимости к представителям других конфессий, заключается

в понимании необходимости избегать конфликтов и разногласий, способствовать сосуществованию различных этнических, религиозных, политических и культурных групп. Для казахстанцев принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства, который самым решительным образом поддерживает и укрепляет ее. В условиях полиэтничного и многоконфессионального казахстанского общества духовный мир и согласие выступают фактором консолидации народа Казахстана в единую гражданскую общность, мобилизуют его потенциал. Поэтому формирование эффективной модели межэтнического и межконфессионального мира в казахстанском обществе является необходимым условием и опорой процесса новой модернизации Казахстана и его вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира.

Список литературы

1. Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. - Алматы: Гылым, 1995.

2. Абсаттаров Р.Б., Д.В. Мен, А.Ж. Муканова Культура межэтнического общения -монография / Р. Б. Абсаттаров, Д. В. Мен, А. Ж. Мукажанова. - Электрон. текстовые дан. 1,35 МБ . - Алматы : «ИП Уатханов А.Ф.», 2012. - 240 с.

3. Арын, Р. С. Этнополитология: учеб. пособие для студ. спец. 050502-Политология / Р. С. Арын, Г. Н. Иренов. - Павлодар: ЭКО, 2008. - 285 с.

4. Агуп, E.M. Ethnopolicy: problems and searchec: the monograph / E.M. Aryn G.N. Irenov, R.S. Aryn. - Pavlodar: Kereku, 2010. - 144 с.

5. Иренов, Г. Н. Консолидация общества / Г. Н. Иренов. - Павлодар: ПГУ им. С. То -райгырова, 2003. - 227 с.

6. Кушербаев К.Е. Этнополитика Казахстана: состояние и перспективы. - Алматы: Институт развития Казахстана, 1996.

7. Байдельдинов Л.А. Этнические интересы в современном Казахстане и их значение в этнокультурной консолидации общества // Новый этап социально-экономической модернизации Казахстана: проблемы реализации: Материалы международной научно-практической конференции. - Алматы: Казак; университет^ 2006.

8. Дунаев В.Ю., Курганская В.Д. Казахстанская модель межэтнической интеграции. - Алматы: Центр гуманитарных исследований, 2002. - 399 с.

9. Нысанбаев А.Н. Глобализация и проблемы межкультурного диалога. В 2-х т. - Алма-ты: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК. Т. 1., 2004. - 274 с.

10. Кадыржанов Р.К. Национальная идея и межэлитные отношения по вопросу государственного языка в Казахстане // Содержание и мобилизующий потенциал общенациональной идеи. Материалы республиканской научно- теоретической конференции, посвященной 60-летию доктора философских наук, заведующего отделом Института философии и политологии МОН РК А.Г. Косиченко / Сост. А.Н. Нысанбаев, А.Г. Косиченко, В.Д. Курганская. - Алматы: Институт философии и политологии МОН РК, 2008. - С. 72-73.

11. Нысанбаев А.Н., Дунаев В.Ю., Косиченко А.Г., Курганская В.Д. Роль СМИ в консолидации казахстанского общества. - Алматы: Компьютерно- издательский центр Института философии и политологии КН МОН РК, 311 2010. - 232 с.

12. Сужиков М.М. Межнациональные отношения в Казахстане: теория и практика регулирования. - Алматы: FbrnbM, 1993. - 160 с.

13. Байтенова Н.Ж. Межэтническая интеграция в Казахстане: состояние и перспективы // Саясат. - 1995 .- № 3. - С. 27-33.

14. Борбасова К. М. Байтенова Н.Ж. Казахстанский опыт межконфессионального диалога. // Казакстанныц элеуметлк- мэдени дамуыньщ перспекгивальщ багыттары: децгелек стол. - А., 2011, №3.

15. Утельбаев К.Т. Этнокультурные факторы в развитии современного общества. автореф. дисс. д.ф.н.. - Алматы, 2009.

16. Шаукенова З.К. Социальное взаимодействие этносов в современном казахстанском обществе: автореферат дисс...д.с.н. - Алматы, 2003.

17. Якушева Ю.В. Динамика межэтнических отношений в Республике Казахстан (1991-2010 гг.). дисс. к.и.н. - Москва, 2015.

18. Амирова А. Межэтнические отношения в Казахстане, htm.www.cvi.kz.

19. Абдрахманов Б.Н. Межэтнические взаимоотношения в Республике Казахстан на примере Павлодарской области//Вестник ПГУ. Гуманитарная серия. 2013.№1. -С. 9-18.

20. Абишева М. А. Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт для ОБСЕ // ANALYTIC. - 2009. - № 1. - С. 5-10.

21. Айталы А. Этносы в казахстанском обществе: точка зрения // Мысль. - 2015. -№1. - С. 12-21.

22. Сарсенбаева З.Н. Социальные ценности и этнос // Власть как ценность и власть ценносте: метаморфозы свободы. - Алматы, 2007.- 470 с.

23. Итоги национальной переписи населения 2009 года в Республике Казахстан, Статистический сборник / под ред. А.Смаилова. - Астана, 2010.

24. Казахстанский опыт межэтнического и межконфессионального согласия: предложения для ОБСЕ: материалы международной научно-практической конференции (г. Алматы, 25 февраля 2009 г.) / Отв. ред. Б.К. Султанов. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009.

25. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Казахстан (по результатам социологического исследования): Научное издание. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010.

26. История протестантизма в Казахстане//е-Ы8йгу^/Шр://е-Ы8йгу^ги/сойеШ5/ view/1699

27. Ипатов А.Н. Этноконфессиональная общность как социальное явление (Проблемы взаимодействия религии и этноса) дисс.д.ф.н. - М., 1980 г.

28. Дик Йоханнес Исторические корни и соотношение конфессиональных и этнических границ в меннонитской идентичности в СССР // https://cyberleninka.ru/article/n

29. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. - М.: Международные отношения, 1993.

30. Садовская Е. Ю. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы. - Алматы: «Балым», 2001. - 260 с.

31. Назарбаев Н. Послание Президента народу Казахстана // Казахстанская правда, 2012. 14 декабря.

32. Кульсариева С.П. Толерантность казахов: история и современное состояние // Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № 2.

33. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева. 31 января 2017 г.// http:// www. akorda.kz/ru

34. Семёнов Ю.В. Этноконфессиональные отношения как объект исследования // Ежегодник финно-угорских исследований. - 2012. - С.72-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.