Научная статья на тему 'Государственная идеология, гражданская идентичность и модернизация: механизм взаимодействия и взаимовлияния в современной России'

Государственная идеология, гражданская идентичность и модернизация: механизм взаимодействия и взаимовлияния в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная идеология / национальная идентичность / факторы модернизации / этнокон-фессиональная составляющая / гражданская идентичность / state ideology / national identity / factors of modernization / ethnoconfessional part / civil identity
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная идеология, гражданская идентичность и модернизация: механизм взаимодействия и взаимовлияния в современной России»

Карнишина Н.Г.

д.и.н., профессор Пензенского государственного университета

karnishins@mail. ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ, ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И МОДЕРНИЗАЦИЯ: МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: государственная идеология, национальная идентичность, факторы модернизации, этнокон-фессиональная составляющая, гражданская идентичность

Keywords: state ideology, national identity, factors of modernization, ethnoconfessional part, civil identity.

При анализе неэкономических факторов модернизации, на наш взгляд, следует не забывать, что современная Россия исторически является мультикультурным и поликонфессиональным обществом. Общемировая тенденция интенсификации миграционных процессов, коснувшаяся и Россию, еще более осложнила полиэтническую структуру российского общества. В то же время во многих странах усилились этнические конфликты. В результате, в триаде цивилизационная - общенациональная - этническая идентичность для многих людей на первый план выходит последняя. По данным А.В. Костиной, в середине 1990-х гг. около 90% европейцев идентифицировали себя прежде всего со своей национально-этнической общностью или со своим регионом проживания1.

Глобализация - это достаточно сложный, многосторонний процесс, который затрагивает все сферы человеческого бытия - экономическую, правовую, социальную и духовно-нравственную. Глобализация сопровождается снижением возможности национальных элит доминировать в сферах экономики, культуры в своих странах, смещаясь на наднациональный уровень.

Проблема обеспечения устойчивого развития национальных государств в условиях глобализации становится одной из доминирующих и в Европейском Союзе, и на постсоветском пространстве. Попытки уменьшения роли национального государства путем передачи большей части его функций либо на надгосударственный уровень, либо на уровень муниципалитетов сменилась тенденцией «возвращения государства». Приобретая ярко выраженный этнический характер, национальное государство будет стремиться сплотить государствообразующую нацию и таким образом противодействовать негативным для себя последствиям глобализации2.

Применительно к современной России все эти тенденции проявляются в полной мере. В условиях переходного периода в стране идет противоречивый процесс этносоциокультурной интеграции при сохраняющейся тенденции дезинтеграции постсоветсткого государства.

Кроме того, имперский опыт, помноженный на советскую национальную политику, еще более осложнил процессы формирования гражданской идентичности россиянина в постсоветский период. Поэтому для государственной идеологии России этнополитика является основой сохранения полиэтнокультурной целостности народа.

Исследователи выделяют несколько факторов, определяющих проблему взаимовлияния государственной идеологии и гражданской идентичности в условиях модернизации в России. Во-первых, это имперский опыт страны с политикой «центр-окраины» и государственной религией3. Возрастание этнической сегментации российского общества происходило весь постсоветский период и имело под собой объективные причины политического, экономического, конфессионального характера. Опора в государственной идеологии на объединяющие возможности государствообра-зующей нации явилась вполне закономерным результатом политики национального государства.

В этих условиях приобретают актуальность такие проявления кризиса гражданской и этноконфессиональной идентичности, как экстремизм и терроризм.

Экстремизм - это комплексное социально-психологическое явление. Социальный аспект выражается в отрицании принятых в обществе социальных нормативов поведения, либо в пренебрежительном отношении к таковым, а психологический аспект отражает склонность к крайним формам выражения своих морально-нравственных установок (путем открытой агрессии, навязывания, насилия и т.д.), которая в принципе в большей или меньшей степени присуща всем членам социума. Борьба с экстремизмом усугубляется тем обстоятельством, что он не детерминируется только социально-экономическими факторами. Безусловно, уровень финансового благополучия населения влияет на «экс-

1 Костина А.В. Этнокультурный ренессанс начала XXI в. // Культура на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: Глобализационные процессы. -М., 2005. - С. 125.

2 Кочетков А.П. Национальное государство в условиях глобализации // Общественные науки и современность. - М., 2014. -№ 4. - С. 169, 171.

3 Карнишина Н.Г. Западные губернии Российской империи: проблемы государственно-правового устройства // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. - № 3. - С. 14-20.

тремистскую активность» общества. Однако не менее важным представляется наличие соответствующих историко-культурных предпосылок, способствующих выбору крайних форм борьбы за собственные интересы. Серьезной методической проблемой на сегодня является проблема понятий. И дело в том, что вокруг популярной темы экстремизма, активно обсуждаемой в средствах массовой информации, существует большое количество терминов и определений (таких как «титульный этнос», «диаспора», «национальная политика» и др.), от значения которых существенно зависит понимание собственно «экстремизма». Тем более их четкая дефиниция важна при выработке национальных программ по борьбе с экстремизмом, издании нормативных актов и т.д.

Экстремистская деятельность - это

- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к социальной принадлежности;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Данные определения в первую очередь нацелены на более точное и детальное законодательное определение различных форм экстремизма, его проявлений и, как следствие, более точную правовую оценку тех или иных действий экстремистского характера.

Политический экстремизм - это действия лица или группы лиц, направленные на разрушение политической системы, сложившейся в обществе, с целью замены ее режимом иного толка, сопутствующая этому система крайних взглядов и концепций, соответствующих политическим интересам лица или группы лиц, применение насилия и его пропаганда как основного метода политической борьбы, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий, а также совершение действий, направленных и (или) приведших к подрыву и нарушению безопасности Российской Федерации и ее граждан.

Национальный (этнический) экстремизм - это приверженность к крайним взглядам, проявляющихся в вопросах межнациональных и межэтнических отношений, пропаганда применения насилия и ущемления прав представителей других рас, этносов и народов, пропаганда превосходства представителей тех или иных рас, этносов и народов над другими, унижение национального достоинства, а также возбуждение расовой или национальной розни.

Религиозный экстремизм - это приверженность к крайним взглядам в исповедуемой лицом или группой лиц религии, сопутствующее неуважение и нетерпимость к представителям других религий, применение на данной почве насилия, нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации в части их религиозных прав и чувств, насильственное принуждение к исповедованию той или иной религии, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, а также возбуждение религиозной розни.

Экологический экстремизм - это приверженность лиц или группы лиц к крайним взглядам по отношению к гражданам Российской Федерации и (или) организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Российской Федерации, ухудшающих, по мнению лица или группы лиц, экологическую ситуацию на данной территории, применение насилия в отношении данных граждан Российской Федерации или организаций (их представителей и сотрудников), осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, грубое оскорбление граждан Российской Федерации, порча имущества граждан Российской Федерации, уничтожение или приведение в негодность собственности организаций (их представителей и сотрудников), осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, на почве неприятия деятельности данных граждан или организаций со стороны лиц или группы лиц, считающих, что подобная деятельность наносит или нанесла урон экологии или представителям животного и (или) растительного мира.

Результаты социологического опроса

Количество опрошенных составило 270 человек. Респондентам были заданы следующие вопросы и были получены следующие ответы на каждый из вопросов:

1. Знаете ли Вы, что такое экстремизм?

Знаю - 61% (165 чел.)

Приблизительно знаю/затрудняюсь ответить - 21% (56 чел.)

Не знаю - 18% (48 чел.)

2. По Вашему мнению, понятия «экстремизм» и «терроризм» близкие по смыслу?

Да, это практически одно и то же - 28% (75 чел.)

Нет, это два разных понятия - 52% (139 чел.)

Затрудняюсь ответить - 20% (55 чел.)

3. Считаете ли Вы необходимым выделение разных видов экстремизма?

Да, это необходимо - 60% (161 чел.)

Нет, в этом нет необходимости - 16% (42 чел.)

Затрудняюсь ответить - 25% (66 чел.)

4. Оцените антиэкстремистское законодательство Российской Федерации

Эффективное, детально проработанное - 9% (24 чел.)

Малоэффективное, необходимо развитие антиэкстремистского законодательства РФ - 48% (129 чел.)

Крайне неэффективное, необходима разработка и принятие нового антиэкстремистского законодательства РФ -25% (67 чел.)

Затрудняюсь ответить - 18% (50 чел.)

5. По Вашему мнению, является ли проблема экстремизма актуальной для России?

Да, считаю, что это актуальная проблема для РФ - 59% (159 чел.)

Нет, считаю, что это неактуальная проблема для РФ - 12% (31 чел.)

Затрудняюсь ответить - 29% (79 чел.)

Анализируя результаты опроса, можно сделать следующие выводы. В среднем порядка 22% опрошенных затруднились дать ответы на поставленные вопросы. Как правило, это связано с общей неосведомленностью, индифферентностью или общей незаинтересованностью затрагиваемой темой. Достаточно высок показатель - 61% среди опрошенных, кто по собственному признанию знает, что такое экстремизм, однако судя по всему данный показатель несет определенную «погрешность», если при ответе на следующий вопрос только 52% различают понятия экстремизма и терроризма как две разные категории. Достаточно тревожными являются цифры, полученные при ответе на вопрос о качестве антиэкстремистского российского законодательства. Тот факт, что 48% оценили данную часть законодательства как мало эффективную, а четверть опрошенных вообще назвала законодательство России, направленное на противодействие экстремизму, крайне неэффективным, говорит нам о том, своей главной функции данное законодательство не исполняет. Фактически, анализируя результаты ответа именно на данный вопрос, можно смело сказать, что в совокупности 73% считают российское законодательство некачественным, вне зависимости от градации неэффективности.

И один из главных вопросов: о выделении отдельных видов экстремизма. 60% опрошенных считают, что это необходимо. Это серьезная цифра, подтверждающая необходимость развития российского антиэкстремистского законодательства именно в этой части, что должно способствовать как более эффективной профилактике экстремизма, так и более точной и справедливой квалификации экстремистских преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.