Научная статья на тему 'ТРИ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРЫ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ'

ТРИ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРЫ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3481
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА / ЗНАНИЯ / УСТАНОВКИ И НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокина Антонина Олеговна

В данной статье рассмотрено понятие финансовая грамотность с точки зрения отечественных источников и ее базовые структурные компоненты: знания, установки и навыки. Дана краткая характеристика этих понятий. Рассмотрена их роль и влияние на повышение культуры финансового поведения молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРИ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРЫ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

I

SCIENCE TIME

ТРИ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТА ФИНАНСОВОМ ГРАМОТНОСТИ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРЫ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Кокина Антонина Олеговна, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

E-mail: a.kokina@narfu.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие финансовая грамотность с точки зрения отечественных источников и ее базовые структурные компоненты: знания, установки и навыки. Дана краткая характеристика этих понятий. Рассмотрена их роль и влияние на повышение культуры финансового поведения молодежи.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, знания, установки и навыки.

Сегодня вопрос повышения финансовой грамотности молодежи невероятно актуален. Молодежь - самая уязвимая и незащищенная часть общества, обладающая недостаточным объем финансовых знаний и подвергающаяся многочисленным финансовым рискам, поэтому с молодых лет важно знать азы финансовой грамотности.

У понятия финансовая грамотность нет единой трактовки. Это сложное, многокомпонентное явление. Если сказать кратко, то это объем знаний в сфере финансов, необходимый для принятия здравых решений и понимание основных экономических терминов. Умение применять эти знания на практике обеспечивают возможность разумно управлять своими деньгами и приумножить благосостояние.

Разберем данное понятие с точки зрения анализа российского опыта. Стратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» А. В. Зеленцова считает, что финансовая грамотность - это способность принимать осознанные решения в отношении использования личных финансовых ресурсов и управление такими ресурсами [4, с. 391].

М.Ю. Шевяков считает, что финансовая грамотность - это способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами

I

SCIENCE TIME

I

для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности [5, с. 40].

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д., считают М.Э. Паатова и М.Ш. Даурова [2, с. 173].

Т.А. Аймалетдинов считает, что финансовая грамотность рассматривается как составная часть финансовой культуры и представляет собой уровень финансовых знаний, установок и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно принимать финансовые решения [1].

Анализ определения финансовая грамотность свидетельствует о том, что большинство исследователей приходят к общей мысли, в данном понятии можно выделить три базовых составляющих: установки, знания и навыки.

Первый компонент, который мы рассмотрим, это установки. Установки - это базис финансовой грамотности. Именно они отвечают за формирование у человека потребности в получении различных финансовых услуг и понимание последствий этого. Другими словами, речь идет о формировании культуры финансового поведения человека.

Финансовая культура - это больше, чем финансовая грамотность. Она предполагает не только знания, но и ответственное отношение к финансам, а также формирование и применение навыков управления личным бюджетом. Высокий уровень финансовой культуры - это важнейшее условие стабильного развития страны, от которого в конечном счете зависит и благополучие каждого гражданина.

У молодежи сегодня сохраняется привычка думать одним днем. Именно эту установку хочется изменить в ходе обучения финансовой грамотности, чтобы в сознании молодежи закрепилась мысль, что жизнь наполнена различными событиями, не всегда хорошими, и что к ним надо быть финансово подготовленным. Это и планирование семейного бюджета на длительную перспективу, и выработка определенной стратегии поведения на протяжении всей жизни, учитывая все происходящие события. Решение всех этих задач невозможно без использования инструментария финансового рынка.

Для формирования финансовой культуры создаются различные просветительские проекты. Центральным банком Российской Федерации был создан Информационно-просветительский ресурс йпсик.т&/. Его цель -формирование финансовой культуры граждан.

Существует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Он реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком.

Целью проекта является повышение финансовой грамотности российских

I

SCIENCE TIME

I

граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Следующий компонент финансовой грамотности - это знания.

Финансовая грамотность предполагает владение необходимым объемом информации, а также практическими компетенциями в сфере финансов для принятия здравых и обдуманных решений, что позволяет разумно управлять своими сбережениями и преумножать свое благосостояние.

Если рассуждать с точки зрения жизненного опыта, то понятие финансовая грамотность можно разделить на врожденную и приобретенную. Врожденная финансовая грамотность - это знания, полученные из жизненного примера родителей и близких, а приобретённая - знания, полученные самостоятельно и взятые у окружающих людей.

Различные аспекты этого вопроса решаются в исследованиях философов, социологов, экономистов, педагогов, психологов. Основополагающее значение для нас имеют научные труды ученых в области образования, экономики, финансов Л.Б. Азимовой, Т.А Аймалетдинова, Л.С. Бахмутовой, Е.К. Калуцкой, А.В. Зеленцовой, О.Е. Кузиной, Д.Х. Ибрагимовой, И.В. Липсиц, Е.Б. Лавреновой и других.

В России первое масштабное исследование финансовой грамотности прошло в 2012 г. по заказу Министерства финансов Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. Целью настоящей Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества [3].

Еще один немаловажный компонент финансовой грамотности - это навыки. В этом компоненте учитывается опыт человека с точки зрения финансов, ведь чтобы совершать какие-либо действия должны быть навыки, элементарный жизненный опыт. Рассмотрим, какими навыками должен обладать финансово грамотный человек по мнению портала Вашифинансы.РФ:

1. Уметь сохранять баланс между потреблением и инвестициями.

Очень важно в этом аспекте сохранять золотую середину. Хорошо жить сегодня, но при этом откладывать и инвестировать в будущее. Делать это необходимо, чтобы не остаться у разбитого корыта к старости с маленькой пенсией, но при этом инвестировать разумно, для того, чтобы и сейчас не сидеть «на сухарях и воде».

2. Эффективно управлять личными финансами, планировать расходы и доходы заранее. Для учета доходов и расходов существуют различные сервисы: Easyfinance, Homemoney, Drebedengi, Zenmoney - все они позволяют вести учет ваших расходов и доходов, или можно использовать обычный эксель.

I

SCIENCE TIME

I

3. Ставить перед собой четкие цели и успешно достигать их.

В этом аспекте очень важно различать мечту и цель. Цель имеет конкретные сроки реализации, стоимость, массу и др. параметры.

5. Планировать свое будущее на 10-20-30 лет вперед по личному финансовому плану. Личный финансовый план - помощник в реализации финансовых целей.

6. Использование различных финансовых инструментов для достижения целей.

Например, для кратковременного инвестирования можно использовать банковские вклады и др.

7. Иметь несколько источников дохода.

По мнению портала Вашифинансы.РФ, обладая шестью этими навыками, каждый человек сможет повысить свою финансовую грамотность.

Недостаточное количество финансовых знаний, навыков планирования бюджета и принятие грамотных решений по использованию финансов и услуг приводят к мысли о том, что культуру финансового поведения молодежи повышать необходимо. Финансово грамотные люди - это социально-экономическое здоровье страны!

Таким образом можно сделать вывод, что все три компонента финансовой грамотности играют важную роль в повышении культуры финансового поведения молодежи. Все они связаны друг с другом и на практике проявляются в финансовом поведении молодежи.

Литература:

1. Аймалетдинов Т.А. Роль муниципальной информационной среды в формировании финансовой культуры населения // Материалы III Всероссийского социологического конгресса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// scholar.google.ra/citations?user=kbemWmwAAAAJ&hl=ru

2. Паатова М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования / М.Э. Паатова, М.Ш. Даурова // Вектор науки ТГУ - 2014. - № 2 (28). - С. 173-175.

3. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. №2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //https:// consultant.ru/ (дата обращения: 10.03.2021).

4. Совершенствование национальных стратегий финансового образования: совместная публикация председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» и ОЭСР / OECD. - М.: OECD, 2013. - С. 391.

5. Шевяков М.Ю. Результаты проведения научно-исследовательских работ по методологической разработке индикаторов финансовой грамотности населения [Электронный ресурс] / М.Ю. Шевяков // Бюджет и финансы. - 2011. - № 3-4 (13-14). - С. 40-44.

40

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.