Научная статья на тему 'К вопросу о финансовой грамотности школьников'

К вопросу о финансовой грамотности школьников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1819
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FINANCIAL LITERACY / ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА / FINANCIAL CULTURE / ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / FINANCIAL BEHAVIOR / ФИНАНСОВЫЕ ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / SKILLS / ФИНАНСОВЫЕ УСТАНОВКИ / ФИНАНСОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FINANCIAL EDUCATION / ФИНАНСОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / FINANCIAL COMPETENCE / FINANCIAL KNOWLEDGES / FINANCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведь Ирина Валерьевна

В статье представлен обобщенный анализ подходов к определению понятия «финансовая грамотность» с позиций экономической, социологической и педагогической наук. Предлагается вариант интеграции на уровне подходов к исследованию стихийно сформированной финансовой грамотности школьников. Обсуждаются подходы и принципы выявления и описания «слабых и сильных зон» финансовой грамотности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведь Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PUPILS'' FINANCIAL LITERACY

The article presents a generalized analysis of approaches to the definition of the concept "financial literacy" from the standpoint of economic, sociological and pedagogical sciences. The variant of integration at the level of approaches to the study of spontaneously formed financial literacy of pupils is proposed. The approaches and principles of the identification and description of "weak and strong zones" of pupils' financial literacy are discussed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о финансовой грамотности школьников»

9. Нагаева И.А. Технология подготовки и проведения практических онлайн-занятий // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 2 (21). С. 165.

10. Петрова Н.П. Открытое образование и его функции в информационном обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 5. С. 120-124.

11. Петрова Н.П., Котов С.В., Клушина Н.П. Современные образовательные технологии в высшей школе- Ростов-на-Дону, 2016.

12. Сорокопуд Ю.В., Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России // Мир образования - образование в мире. 2010. № 1. С. 11-15.

Педагогика

УДК: 37.018.74

аспирант Медведь Ирина Валерьевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» (г. Санкт-Петербург)

К ВОПРОСУ О ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлен обобщенный анализ подходов к определению понятия «финансовая грамотность» с позиций экономической, социологической и педагогической наук. Предлагается вариант интеграции на уровне подходов к исследованию стихийно сформированной финансовой грамотности школьников. Обсуждаются подходы и принципы выявления и описания «слабых и сильных зон» финансовой грамотности школьников.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, финансовое поведение, финансовые знания, умения, навыки, финансовые установки, финансовое просвещение, финансовое образование, финансовая компетентность.

Annotation. The article presents a generalized analysis of approaches to the definition of the concept "financial literacy" from the standpoint of economic, sociological and pedagogical sciences. The variant of integration at the level of approaches to the study of spontaneously formed financial literacy of pupils is proposed. The approaches and principles of the identification and description of "weak and strong zones" of pupils' financial literacy are discussed.

Keywords: financial literacy, financial culture, financial behavior, financial knowledges, skills, financial institutions, financial education, financial competence.

Введение. Общеобразовательная школа — это важнейшее промежуточное звено в цепи передачи общественного опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения подрастающему поколению. Школу без преувеличения можно назвать кузницей будущего. С одной стороны, школа как общественный институт является своеобразным зеркалом живого общественного организма, с другой — школа является мощнейшим инструментом влияния на формирование качеств личности ребенка, которые будут востребованы в ближайшей перспективе. С этой точки зрения, можно рассматривать школу как инструмент исполнения государственного и социального заказа, создающий условия развития страны. Обобщая сказанное выше, можно отметить, что современная школа «содержит в себе» и проблему формирования финансовой грамотности школьников, и ее решение.

Формулировка цели статьи. В статье, посвященной исследованию финансовой грамотности как проблемы образования, мы сделали попытку аргументированно доказать, что на сегодняшний день задача формирования финансовой грамотности школьников напрямую системой образования России не решается. На основании анализа линии учебников по обществознанию для основной школы под редакцией Л.Н. Боголюбова для 5-11 классов мы показали, что экономические модули, содержащиеся в них, системно формируют у детей экономическое сознание, но задачи формирования финансовой грамотности в них не стоит. В учебниках по другим дисциплинам — истории, географии, литературе и т. д. — речи о финансовой грамотности детей не ведется. Таким образом, в учебных организациях, где преподавание обществознания осуществляется на основе учебников Л.Н. Боголюбова, формирование финансовой грамотности детей происходит вне образовательного процесса, то есть стихийно, под влиянием большого количества внешних факторов.

Наше исследование направлено на прояснение вопроса о том, каковы критерии оценки, позволяющие нам описывать фактическое состояние финансовой грамотности школьника. Подобный подход к решению проблемы финансовой грамотности, на наш взгляд, позволит нам описать «портрет современного ученика» в контексте его финансовой грамотности. Это позволит отбирать материал для образовательных программ по финансовой грамотности школьников адресно, прицельно, с учетом потребностей ребенка, основанных на его реальных финансовых практиках. С этой целью мы провели анализ подходов к исследованию финансовой грамотности со стороны разных наук, акцентирующих внимание на разных аспектах этого понятия. Подобный синтез различных научных подходов к определению существенных признаков финансовой грамотности позволил сформулировать критерии оценки «стихийной» или реальной финансовой грамотности школьников и их финансовых практик.

Таким образом, цель нашей статьи — с одной стороны, уточнить понятие финансовой грамотности для школьной аудитории, а с другой стороны, сформулировать критерии оценки финансовой грамотности, уже сформированной у школьников под влиянием семьи, школы, личного опыта и СМИ, с целью выявления «слабых зон».

Изложение основного материала статьи. Научный интерес к проблеме финансовой грамотности населения в мире возник в 90-х годах XX века [11]. В России тема финансовой грамотности стала актуальной в связи с переходом страны к рыночной модели развития экономики. На сегодняшний день можно условно разделить страны по отношению к проблеме финансовой грамотности населения на три группы. Первая группа — это страны с высокой степенью понимания значимости финансовой грамотности населения и масштабности финансового просвещения и образования: США (лидер развития финансового образования населения и решения проблем финансовой осведомленности на протяжении 12 лет), Великобритания, Франция, Германия, Канада, Сингапур, Новая Зеландия. Ко второй группе относятся страны с

государственным осознанием важности финансового просвещения, но отсутствием достаточной проработки и должной поддержки со стороны общественности: Голландия, Польша, Италия, Чехия, Австрия, Индия. К третьей группе относятся страны с приходящим осмыслением степени влияния финансовой грамотности граждан на экономическое развитие страны и только лишь началом процесса инициализации проектов и программ обеспечения финансового образования населения: Россия, Китай [1]. Можно констатировать лидирующую позицию государства в решения проблемы финансовой грамотности населения в нашей стране. Государство является и заказчиком, и исполнителем соответствующих работ через систему образования в частности. В каком-то смысле подход к пониманию и определению финансовой грамотности «спускается сверху» и предлагается как эталон, желаемая модель финансовой грамотности человека, максимально эффективная в современных экономических реалиях.

Финансовое образование в нашей стране будет внедряться по каналам распространения знаний в системе образования — через образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты, институты повышения квалификации), которые обладают важными преимуществами перед многими другими каналами распространения знаний. Например, регулярностью занятий, разнообразием педагогических технологий, внимательному подходу к формированию образовательной среды внутри учреждения. Этот подход согласуется с мировым опытом, который прямо указывает на то, что распространение финансовых знаний через систему образования является ключевым источником финансовой грамотности населения страны [8].

Таким образом, можно предположить, что финансово грамотный выпускник школы — это хороший результат работы системы образования как инструмента выполнения государственного заказа в решении этого вопроса.

С другой стороны, влияние семьи на финансовую грамотность ребенка трудно переоценить. Финансово-экономические практики родителей осуществляются на глазах у детей и служат примером для подражания или критического осмысления в зависимости от возраста ребенка.

Требует экспериментального подтверждения или опровержения наше утверждение о том, что современные дети не «приватизируют» целиком и полностью модели финансового поведения родителей, а формируют свои, основываясь на личном опыте и наблюдениях за финансовой жизнью взрослых. Реальность такова, что многие финансово-экономические модели поведения взрослых «морально» устарели и не обеспечивают их носителям финансового процветания в современных экономических условиях. Социальное расслоение и финансовое неравенство людей — очевидный факт, который позволяет нам давать оптимистический прогноз относительно формирования осознанной или не осознанной потребности в формировании финансовой грамотности внутри детской аудитории.

Так, в контексте финансовой грамотности школьников сделаем ряд обобщений. Прежде всего, государство занимает активную позицию в этом вопросе и задает высокую планку относительно финансовых знаний, умений, навыков и компетентностей выпускников школ. Далее, на сегодняшний день система образования обладает локальным опытом решения проблемы формирования финансовой грамотности школьников и не занимается этим вопросом системно. Тем не менее, финансовая грамотность школьников формируется стихийно, методом проб и ошибок, под воздействием многих факторов, к важнейшим из которых относится влияние семьи. Уровень финансовой грамотности может быть различным: от хорошо сформированной функциональной финансовой грамотности до полной финансовой неграмотности.

Идея возрастосообразности обучающих программ по финансовой грамотности, ориентация на потребности школьников в финансовых знаниях, соответствующих их финансовым практикам, позволит отказаться от общепринятой практики перегружать детей знаниями «впрок», которые они объективно не могут применить в жизни и поэтому трактуют как излишние.

Так, перейдем непосредственно к понятию «финансовая грамотность» для школьной аудитории и к формулировке критериев оценки финансовой грамотности, уже сформированной у школьников под влиянием семьи, школы, личного опыта и СМИ, с целью выявления «слабых зон».

Финансовая грамотность: подходы к определению понятия. Финансовая грамотность (ФГ) является объектом исследования с начала XX века [2]. В Таблице 1 представлены трактовки определения «финансовая грамотность» с позиции экономики, в интересах экономического исследования [2] (таблица 1). Обобщая, отметим, что исследователи рассматривают финансовую грамотность как «комбинацию осведомленности, навыков, установок и поведения, которые необходимы для принятия правильных финансовых решений и, в конечном счете, для достижения индивидуального финансового благополучия» [12 ]. Финансовая грамотность включает в себя и знания, и практические навыки, и установки людей в области личных финансов [4].

Таблица 1

Трактовка категории «финансовая грамотность»

Подход Авторы Определение

ФГ как знание О.Е. Кузина, 2012 [5] ФГ — это знания и навыки в области финансов, которые должны применяться в повседневной жизни и приносить положительные финансовые результаты.

Jelley,1958 Noctor et al, 1998 [9] ФГ — это компетенция человека в области управления деньгами, способность принимать эффективные и обоснованные решения в отношении использования и управления деньгами.

ФГ как набор действий (компетенций) Graham, 1980; Danesand Haberman, 2007 [10] ФГ - это способность интерпретировать, обобщать, вычислять и развивать независимые суждения относительно денежных ресурсов и принимать на основе этого меры, чтобы процветать в сложном финансовом мире.

Johnson and Sherraden, 2007 [7] ФГ = финансовые возможности, финансовая компетентность (fiinancial capability) — это компетенции, способность действовать исходя из имеющихся знаний и возможность действовать в экономической системе в целях простого выживания или обеспечения полноценной жизни.

Remund, 2010 [13] ФГ объединяет в себе 5 компонентов: 1) знание финансовых концепций; 2) способность к обсуждению финансовых вопросов; 3) склонность к управлению персональными финансами; 4) умение принимать финансовые решения и 5) уверенное эффективное планирование для достижения финансовых целей.

Комплексный подход В. Кардашов, Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) [6] ФГ - это понимание ключевых финансовых понятий, знания о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, умение их использовать и принимать разумные решения для реализации жизненных целей и обеспечения собственного благополучия, а также понимание последствий своих действий.

Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) [12] ФГ - это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия.

Л.Ю. Рыжановская, 2010 [12] ФГ - это неотделимая от человека способность сознательно участвовать в общественном воспроизводстве в качестве инвестора, которая при разумном и ответственном подходе к выбору финансовых инструментов должна генерировать доход или, по крайней мере, обеспечивать финансовую стабильность носителю знаний.

В литературе можно встретить более узкие определения понятия «финансовая грамотность», раскрывающие различные аспекты понятия: финансовая уверенность, финансовая осведомленность, финансовое образование, финансовое просвещение, финансовая компетентность и др. Так, понятие финансовая уверенность характеризует доверие потребителей к финансовым институтам и финансовой системе в целом, а понятие финансовая осведомленность характеризует уровень информированности потребителя о существующих финансовых продуктах и услугах. Понятия финансовое просвещение и финансовое образование имеют существенные различия. Финансовое образование необходимо людям, профессионально занимающимся финансово-экономической деятельностью, а финансовое просвещение должно охватывать как можно большее число людей, вне зависимости от их рода деятельности с целью развития компетенций потребителя финансовых услуг.

Нам близок подход к определению понятия «финансовая грамотность», который помимо всего выше сказанного, включает как дополнительные опции — понимание базисных основ управления личным бюджетом, осознание финансовой ответственности за принимаемые решения, умение соизмерять финансовые риски и полезность приобретаемой финансовой услуги, осознание влияния финансовых решений на уровень личного благосостояния [4]. По сути, речь идет о финансовой компетентности как возможности применения финансовых знаний в обычной жизни, в рамках планирования личного бюджета. Таким образом, суть понятия финансовая грамотность отражает финансовые знания, а финансовая компетентность характеризует возможность применения этих знаний в рамках планирования личного бюджета, что составляет финансово компетентное поведение человека. Возникает вопрос: что должен знать и уметь финансово грамотный человек? Спектр «нужных» знаний определен и задан в программах повышения финансовой грамотности. Выявление же финансово-компетентностного поведения требует иного подхода — самоанализа респондентов своего собственного финансового поведения с применением инструментов психолого-экономического исследования.

Обобщая все сказанное выше применительно к школьникам (7-19 лет), выскажем ряд соображений:

1. разделение понятия «финансовая грамотность» на составные элементы (умения, навыки, понимание, компетенции, знания и мотивация) упростит процесс сбора информации о состоянии финансовой грамотности школьников,

2. отбор информационного содержания каждого элемента можно осуществить с учетом не только специфики возраста и финансовых практик школьников, но и с точки зрения разных наук, наиболее пристально изучающих тот или иной финансовый элемент. Теоретическому обоснованию подходов к отбору информации будет посвящена наша следующая статья,

3. оформление ключевых моментов содержания каждого элемента финансовой грамотности в виде вопросов опросника по финансовой грамотности позволит выявить эти элементы в реальном финансовом поведении школьников.

В контексте социологического исследования мы сталкиваемся с утверждением, что «финансовая грамотность» не относится к числу точных научных терминов [6]. А все многообразие концептуальных подходов к определению понятия «финансовая грамотность» предлагается свести к двум основным: компетентностно -ориентированному и культурологическому [6]. С точки зрения компетентностно-ориентированного (структурно-функционального) подхода, «финансовая грамотность» определяется в социологическом исследовании как способность (умение) человека принимать участие в экономической жизни посредством управления финансовыми ресурсами, основанная на наличии финансовых знаний, финансовых навыков и финансовых установок. С позиции культурологического (социокультурного) подхода, финансовая грамотность является элементом финансовой или экономической культуры и определяется как совокупность культурных элементов (знаний, умений, навыков, норм, ценностей и традиций) на широком социокультурном фоне и с учетом локальной культурной ситуации [6 ]. На основе синтеза описанных выше подходов разработана дескриптивная модель финансовой грамотности, позволяющая интерпретировать результаты социологического исследования. Базовыми элементами такой модели авторы определяют финансовую культуру и финансовое поведение. Финансовая культура включает в себя финансовые знания и установки, определяет когнитивный и ценностно-мотивационный компоненты; является внешне заданной, определяемой внешней средой. Финансовое поведение сочетает в себе финансовые умения и навыки, представляет собой деятельностный компонент, т. е. степень активности самого человека [3]. Подобный подход к определению понятия «финансовая грамотность» позволяет трактовать его как социальное качество личности, лежащее в основе способности человека сознательно осуществлять финансовую деятельность и характеризующую его финансовое поведение. Носителем финансовой грамотности как социального качества может выступать личность, социальная группа и население вцелом. Социологический подход к исследованию финансовой грамотности обогащает определение социально-психологическими контекстами. Иными словами, к составным элементам финансовой грамотности социология добавляет финансовые установки, финансовые ценности, традиции, менталитет.

С точки зрения педагогики, понятие «финансовая грамотность» приобретает, на наш взгляд, практико-ориенированное, прикладное значение. Так, если в экономических и социологических исследованиях речь шла о способах повышения финансовой грамотности населения, то в педагогических исследованиях ставится вопрос о формирования финансовой грамотности школьников. В определении понятия «финансовая грамотность» акцент существенно смещается именно на грамотность. Педагогика определяет финансовую грамотность как одну из ключевых компетентностей человека и представляет ее как совокупность личностных характеристик, финансовых компетенций и социально-экономических ролей. Так, в структуре финансовой грамотности выделяются базовая и специфическая составляющие, присущие конкретным социально-экономическим ролям.

Содержание базовой составляющей финансовой грамотности определяется формированием функциональной финансовой грамотности в области:

• взаимодействия с финансовыми рынками и организациями,

• краткосрочного финансового планирования (повседневного поведения),

• долгосрочного финансового планирования,

• личной ответственности при принятии финансовых решений,

• страхования и управления рисками.

Специфическая (ролевая ) составляющая финансовой грамотности как компетентности предполагает совершенствование личностных и социально-значимых качеств и содержит в себе:

• планирование карьеры как средства формирования личного финансового потенциала (работник),

• кредиты и управление долгами (заемщик),

• разработка диверсифицированной инвестиционной стратегии, соответствующей личным целям (инвестор).

Рассмотрение финансовой грамотности как одной из ключевых компетентностей требует включения ее в структуру и содержание межпредметных и предметных компетенций общего образования, которые могут реализоваться в модулях финансового содержания:

• коммуникативная компетенция (владение специфическим финансовым языком),

• информационная компетенция (владение специфическими финансовыми знаниями),

• социально-гражданская компетенция (практические навыки финансового поведения).

Финансовая грамотность может быть определена как совокупность знаний, умений и установок в

финансовой сфере и личностных социально- психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д. [2, 3]. Финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений учащегося с социумом и является составной частью его социальной компетентности [3].

Педагогический взгляд на решение вопроса о финансовой грамотности, на наш взгляд, ставит во главу угла задачу организации финансового образования школьников с ориентацией на эталонное информационное наполнение понятия. О практикоориентированности и реалистичности такого подхода можно дискутировать. Финансовые практики школьников в отечественной науке не исследованы достаточно: они объективно ограничены не только законодательно (например, гражданин до 18 лет не может инвестировать средства от своего имени) и культурно-исторически: тема финансовой грамотности детей для нашей страны является новой. Возникает предположение, что финансовая грамотность школьников будет создаваться «с чистого листа» и организованно доводиться до высоких стандартов в процессе обучения. Но это дело отдаленной перспективы.

Выводы. Обобщая все сказанное выше, сформулируем ряд выводов относительно существующих подходов к решению вопроса о финансовой грамотности школьников. Образно говоря, экономический взгляд на финансовую грамотность позволяет нам увидеть «человека» и «финансовый инструмент» в его руках. Это позволяет нам увидеть, насколько человек искусно использует свой инструмент и много ли от этого пользы. Социология показывает непосредственно самого человека — его личностные качества, которые дают возможность пользоваться финансовым инструментом. Мы видим человека как члена социальной группы, как творца финансовой культуры целого поколения в отдельно взятой стране. Педагогика дает нам представление об «идеальной финансовой грамотности» и выстраивает маршрут ее формирования у школьников с «чистого листа», т. е. обращается к практике. Картина стихийной финансовой грамотности школьника покажет нам его «портрет», отражающий реальное поведение и знания. Это возможно на основе психолого-экономического, социально-психологического, культурно-исторического и социологического подходов к исследованию. С нашей точки зрения, анализ эмпирического материала, полученного при таком исследовании, поможет составить обучающие программы по финансовой грамотности школьников, максимально приближенные к их реальным потребностям.

Литература:

1. Белехова, Г.В. К вопросу о финансовой грамотности населения / Г.В. Белехова // Проблемы развития территории. — 2014. — № 1 (69). — С. 53-66.

2. Белехова, Г.В., Калачикова, О.Н. Финансовая грамотность молодежи (на материалах вологодской области) / Г.В. Белехова, О.Н. Калачикова // Проблемы развития территории. — 2016. — Вып. 5 (85). — С. 90-105.

3. Демина, Н.В. Финансовая грамотность в структуре компетентностной модели выпускника общеобразовательной школы / Н.В. Демина // Академический вестник. Научно-практический журнал. — 2014. — № 1 (11). — С. 10-17.

4. Константинов, И.Б. Финансовая грамотность населения России: проблемное поле и концептуальная модель / И.Б. Константинов // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Экономика. Управление. Право. — 2017. — Т. 17, вып. 1. — С. 11-17.

5. Кузина, О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) / О.Е. Кузина // Деньги и кредит. — 2012. — № 1. — С. 68-72.

6. Моисеева, Д.В. Финансовая грамотность населения российского региона: экономико-социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.03 / Моисеева Дарья Викторовна. — Волгоград, 2017. — 29 с.

7. Национальное агентство финансовых исследований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nacfin.ru (дата обращение: 19.01.2018).

8. Паатова, М.Э., Даурова, М.Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования / М.Э. Паатова, М.Ш. Даурова // Вектор науки ТГУ. — 2014. — № 2 (28). — С. 173-175.

9. Повышение уровня финансовой грамотности — накопление в обществе человеческого потенциала // Экономика мегаполисов и регионов. — 2010. — № 3. — С. 12-21.

10. Atkinson, A. Measuring financial literacy: results of the OECD INFE Pilot Study [Electronic resource] / A. Atkinson, F.-A. Messy // OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions. — 2012. — № 15. -URL: http://dx.doi.org/10.1787/5k9csfs90fr4-en (дата обращение: 15.12.2017).

11. Nicolini, G. Financial literacy: a comparative study across four countries [Electronic resource] / G. Nicolini, B.J. Cude, S. Chatterjee // International Journal of Consumer Studies. — URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ijcs.12050/full (дата обращение: 01.12.2017).

12. Measuring Financial Literacy: Questionnaire and Guidance Notes for Conducting an Internationally Comparable Survey of Financial Literacy. — Paris: OECD, 2011. — 31 p. — URL: http://www.oecd.org/finance/financial-education/49319977.pdf (дата обращения: 12.10.2017).

13. Remund, D.L. Financial Literacy Explicated: The Case for a Clearer Definition in an Increasingly Complex Economy / D.L. Remund // Journal of Consumer Affairs. — 2010. — Vol. 44. — Iss. 2. — P. 276-295.

Педагогика

УДК 378.1

аспирант Мизёва Виктория Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Лешер Ольга Вениаминовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы формирования исследовательских умений у студентов во время учебной деятельности, рассматривается понятие исследовательские умения через цепочку взаимосвязанных категорий: «умения», «исследовательские умения», сформулированы принципы для эффективного формирования исследовательских умений студентов технического вуза на основе метапредметного подхода.

Ключевые слова. Исследовательские умения, метапредметный подход, метапредметные технологии.

Annotation. The urgency of the problem of student research skills formation via their learning activity is substantiated, discusses the research skills of students through a series of inter-related categories: «skills», «research activities», the conditions for effective formation of technical university students research skills on metasubjective approach are formulated.

Keywords. Research skills, metasubjective approach, metasubjective technology.

Введение. Всесторонние изменения, происходящие в современном обществе, оказывают непосредственное влияние на систему образования и требуют новых подходов к ее развитию и обновлению. Эти изменения, а также совершенствование науки и техники, приводят к росту требований к качеству профессиональной подготовки студентов вуза. Важной задачей учебных заведений, в настоящее время, является подготовка выпускника вуза, владеющего набором различных компетенций, в том числе предполагающих умение анализировать, обобщать, планировать, быстро находить нужную информацию, логически мыслить, используя новые научные знания в своей профессиональной деятельности, организовывать и вести исследовательскую деятельность [4, 8]. В связи с этим, отмечают в своих исследованиях по данной проблеме ученые, наиболее актуальными являются научные работы, посвященные процессу формирования исследовательских умений у студентов, в первую очередь, разработке механизмов: научных подходов, средств, технологий их формирования в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе [7, 10].

Формулировка цели статьи. Цель исследования заключается в разработке возможных путей эффективного формирования исследовательских умений у студентов технического вуза на основе метапредметного подхода.

Изложение основного материала статьи. Прежде, чем обратиться к определению понятия «исследовательские умения», уточним, что оно определяется нами через более общее понятие «умения», отметив, что в научной литературе существуют разные подходы к формулировке понятия «умения».

Так, Г.М. Коджаспирова трактует умения как подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умения формируются путем упражнений, что создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях, отмечает автор.

Е.Н. Кабанова-Меллер определяет умения как систему закрепленных (в упражнении) правильных и быстрых действий при решении задач, трактуя их как результат первого этапа освоения навыков [3].

Н.Д. Левитов и Б.П. Есипов понимают умения как успешное выполнение действия или более сложной деятельности, связанной с выбором и применением правильных приемов работы с учетом определенных условий, а также как возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать.

Несмотря на существенные различия в трактовке понятия «умения», большинство авторов сходятся во мнении, что умения - это деятельность, которая имеет осознанный характер в мыслительных процессах, поэтому формулирование понятия исследовательские умения было несколько затруднено, в силу отсутствия его четкого определения в научной литературе. На наш взгляд, данный вопрос широко освещен в многочисленных исследованиях с позиции конкретизации отдельных характеристик исследовательских умений.

Предметом нашего исследования являются исследовательские умения студентов вуза в процессе изучения учебной дисциплины «Химия».

В научной литературе можно обнаружить определения исследовательских умений как реализацию возможности выполнения совокупности операций по осуществлению определенных действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию, и представляющих сложную систему умственных операций и прикладных действий, с помощью которых в исследовательской деятельности формируются предметные компетенции [5].

Так, согласно точке зрения А.И. Савенкова, исследовательские умения предполагают умения видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, проводить эксперименты, давать определения понятиям, добывать информацию, проводить исследование самостоятельно, сравнивать и оценивать, обосновывать и доказывать правильность точки зрения, составлять последовательность логических действий, формулировать суждения.

Принимая во внимание вышеперечисленные определения основного понятия нашего исследования, нами сформулировано базовое определение исследовательских умений, которые формулируются, как овладение обучающимися способами и приемами исследовательской деятельности, позволяющими понять суть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.