Научная статья на тему 'Финансовая грамотность воспитанников детского дома как фактор успешного освоения социально-экономических ролей'

Финансовая грамотность воспитанников детского дома как фактор успешного освоения социально-экономических ролей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3355
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ / ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РОЛИ / PUPILS OF ORPHANAGES / ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT / FINANCIAL LITERACY / FINANCIAL COMPETENCE / SOCIAL AND ECONOMIC ROLES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова Ирина Викторовна, Бегидова Светлана Николаевна

В статье определено влияние финансовой грамотности на освоение социально-экономических ролей воспитанниками детского дома; выявлены проблемы детей-сирот во взаимодействии с финансами внешнего мира; даются определения финансовой грамотности и финансовой культуры; раскрывается структура финансовой грамотности как компетентности; определены уровни формирования финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Морозова Ирина Викторовна, Бегидова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL LITERACY OF PUPILS OF ORPHANAGE AS FACTOR OF SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC ROLES

The paper defines the influence of financial literacy on development of social and economic roles by pupils of orphanage. The authors describe the problems of orphan children in interaction with finance of the outside world, definitions of financial literacy and financial culture, the structure of financial literacy as competence and levels of formation of financial literacy.

Текст научной работы на тему «Финансовая грамотность воспитанников детского дома как фактор успешного освоения социально-экономических ролей»

УДК 371.3:336 ББК 74.24(2)732 М 80

И.В. Морозова

Начальник управления дошкольного и общего образования Министерства образования Московской области; E-mail: morozovaiv58@mail.ru С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: begidovasn@mail.ru

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РОЛЕЙ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье определено влияние финансовой грамотности на освоение социально-экономических ролей воспитанниками детского дома; выявлены проблемы детей-сирот во взаимодействии с финансами внешнего мира; даются определения финансовой грамотности и финансовой культуры; раскрывается структура финансовой грамотности как компетентности; определены уровни формирования финансовой грамотности.

Ключевые слова: воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, финансовая грамотность, финансовая компетенция, социально-экономические роли.

I.V. Morozova

Head of Department of the Preschool and General Education of the Ministry of Education of the Moscow Region; E-mail: morozovaiv58@mail.ru

S.N. Begidova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Social Work and Tourism Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: begidovasn@mail.ru

FINANCIAL LITERACY OF PUPILS OF ORPHANAGE AS FACTOR OF SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC ROLES

Abstract. The paper defines the influence of financial literacy on development of social and economic roles by pupils of orphanage. The authors describe the problems of orphan children in interaction with finance of the outside world, definitions of financial literacy and financial culture, the structure of financial literacy as competence and levels of formation of financial literacy.

Keywords: pupils of orphanages, orphan children and children without parental support, financial literacy, financial competence, social and economic roles.

Сиротство — социальное явление, ления страны, и, естественно, что не

свойственное любому обществу во все все подобные дети попадают в семьи,

времена, характерно оно и для Рос- большая часть становятся воспитан-

сии. Так на конец 2011 года в России никами детских домов. Но существую-

зарегистрировано около 650 тысяч де- щая система подготовки воспитанника

тей, оставшихся без попечения роди- детского дома к социализации в обще-

телей, что составляет 0,46% от насе- стве, государственная система защиты

в настоящее время требуют дальнейшего развития и совершенствования [1].

В дальнейшем выпускники детских домов, как отмечается в Комплексной программе социализации воспитанников детских домов на 2013-2018 гг., недостаточно готовы к выходу в самостоятельную жизнь: не сформированы некоторые необходимые жизненные навыки практического и материального порядка; есть существенные трудности в общении с окружающими; неумение противостоять асоциальным явлениям; затруднения в построении своей семьи и личной жизни» [2]. Не-сформированная готовность жить в социуме, эффективно взаимодействовать с окружающими их людьми часто приводит к трагическим последствиям. По данным Генеральной прокуратуры РФ, только 10% выпускников детских домов нормально адаптируются в обществе. Примерно 40% воспитанников становятся жертвами алкоголизма и наркомании, 40% становятся на путь уголовных преступлений, а 10% кончает жизнь самоубийством, так как не в силах справиться с окружающими реалиями. Поэтому основной задачей педагогического коллектива детского дома является задача подготовки своих воспитанников к жизни в обществе, создание условий для самоопределения и социализации детей-сирот на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства [3], освоение ими социальных и социально-экономических ролей.

В современном быстро меняющемся мире умение принимать грамотные финансовые решения иногда оказывается одним из главных условий выживания. Планирование бюджета является обязательным навыком, необходимым для успешного существования, пусть даже это личный бюджет одного человека. Такие умения принято называть финансовой грамотностью.

Финансовая грамотность-это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услу-

гах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.

Сегодня финансовое образование детей и молодежи рассматривается как общекультурное образование, призванное воспитать поколение, обладающее «здравым финансовым смыслом», умеющее принимать решения, которые позволят обеспечить личную финансовую безопасность и благосостояние, внести вклад в экономику страны и способствовать устойчивому развитию системы социально-экономических отношений [4].

Данная задача определена как одна из приоритетных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка России, стабильности финансовой системы и конкурентоспособности экономики государства. Особую категорию нашего населения составляют воспитанники детских домов, для которых финансовая грамотность становится основой освоения ими социально-экономических ролей, осуществления социально-экономических отношений.

В решении указанной проблемы очень важны предельно точное понимание и однозначные трактовки понятий «финансовая грамотность», «финансовая культура», так как это позволяет смоделировать систему финансового образования и просвещения: определить цели и результат обучения, отобрать содержание, формы и методы обучения, то есть четко определить ответы на вопросы — «зачем учить», «чему учить» и «как учить».

Изучение проблемы развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения

показало, что существует разное толкование понятий «финансовая грамотность» и «финансовая культура».

Например, Т.А. Аймалетдинов под финансовой культурой населения понимает систему ценностей и побуждений, определяющих сознание и поведение человека в финансовой среде [5].

Схожее определение дает А. Малолетнее. По его мнению, финансовая культура — не просто пользование, а «умение пользоваться финансовыми услугами, предполагающее наличие вполне определенной цели приобретения и необходимых знаний о приобретаемой услуге» [6].

Основным недостатком данных определений, по мнению А.И. Фати-хова и Р.Т. Насибуллина, является их акцент на духовном проявлении финансовой культуры. Авторам представляется, что понятие «финансовая культура» имеет более широкое содержание. В частности, по их мнению, оно должно отражать специфику финансовой культуры как сложного единства материального и духовного в обществе, находящегося на конкретном историческом этапе своего развития: финансовая культура населения — это совокупность традиций, норм и идей, отражающих уровень финансовой грамотности, навыки и поведение людей в области финансовых отношений, финансового планирования и распределения денежных средств при существующем уровне развития в обществе инфраструктуры рынка, финансовых институтов и различных ценностей финансовой сферы, имеющих материальное воплощение и созданных целенаправленным воздействием людей [7].

Проблемы финансовой культуры часто рассматриваются вместе с проблемами финансовой грамотности населения, поскольку, как пишет Т.А. Аймалетдинов: «Близкое по значению понятие «финансовая грамотность» рассматривается как составная часть финансовой культуры и представляет собой уровень финансовых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих

ему сознательно принимать финансовые решения» [5].

Александр Малолетнев, эксперт департамента рейтингов финансовых институтов, рассматривает финансовую грамотность с позиций достаточного уровня знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

В общефедеральной программе «Финансовая культура и безопасность граждан России» финансовая грамотность — это совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения [8].

На наш взгляд, финансовую грамотность следует рассматривать как базовую составляющую финансовой культуры, представляющую собой совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.

Навыки финансовой грамотности приобретаются и развиваются в течение всей жизни начиная с раннего детства. Это происходит в процессе познания окружающего мира, наблюдения за поведением взрослых и осуществления каких-либо самостоятельных действий по приобретению и расходованию денег.

Важно, что эти навыки приобретаются в семье, на практике, во время обсуждения семейных покупок, отдыха, возможных доходов, совместного переживания сложных ситуаций, которые случаются в каждой семье. Жизненный опыт накапливается при распоряжении полученными или заработанными деньгами. Купив

конфету или игрушку, ребенок лишает себя чего-то другого, что он мог бы купить на эти деньги. Ребенок учится осознанию того, что цена одной вещи — это лишение себя чего-то другого, возможно, более нужного или важного. С возрастом приходит понимание того, какие расходы являются более важными, необходимыми или даже обязательными.

Однако не все члены нашего общества имеют возможность получить такие знания в семье. В первую очередь, это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие и воспитывающиеся в детских домах и учреждениях интернатного типа, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Система детских домов не предполагает какого-либо контакта своих воспитанников с финансами внешнего мира. За одежду, еду, коммунальные услуги платит кто-то другой, возможности самостоятельного заработка и распоряжения денежными средствами нет. Нет даже возможности научиться покупать билет на общественный транспорт. Практика показывает, что выпускник детского дома выходит в большой мир с целым рядом проблем:

— отсутствием навыков и умений заботы о себе в бытовом плане;

— недостаточной профессиональной подготовкой к труду, отсутствием навыков взаимодействия с коллегами по принятым в обществе правилам и нормам;

— отсутствием людей, к которым можно обратиться за помощью или советом (проблема доверия к окружающему миру);

— отсутствием информации об устройстве общества, его функционировании;

— дефицитом общения, контактов, опыта выполнения социальных ролей, приобретаемых при жизни в семье;

— неумением распоряжаться доходами, предоставляемыми государством (пособия, пенсии, компенсационные

выплаты, субсидии); самостоятельно заработанными (сюда же можно отнести и стипендии); полученными даром либо в наследство.

На момент выпуска из детского дома ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, может иметь на руках либо иметь право на:

1. Алименты от родителей, в том числе лишенных родительских прав (до 18 лет). Данные денежные средства либо расходуются организациями, в которых содержатся несовершеннолетние, на их питание, образование и иные нужды, либо аккумулируются на счете, открытом на имя ребенка в отделении Сбербанка РФ.

2. Социальную пенсию по потере кормильца, если они потеряли одного или обоих родителей и еще не достигли 18 лет либо 23 лет и при этом обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы.

3. Стипендии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющих государственную аккредитацию в образовательных учреждениях.

4. Пособие по безработице ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Государственную социальную помощь малоимущим одиноко проживающим гражданам.

6. Социальный найм жилого помещения вне очереди для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях

социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

7. То имущество, которое принадлежало родителям и досталось по наследству или принадлежит самому подростку.

Всем этим выпускник детского дома должен уметь распоряжаться: планировать свои доходы и расходы, осуществлять платежи, оформлять кредиты, взаимодействовать с социальными учреждениями и службами и др.

Финансовая грамотность позволяет корректно осуществлять планирование личного бюджета, умение осуществлять следующие действия:

— планирование доходов будущих периодов;

— распределение расходов по приоритетности (обязательность, величина, срочность);

— распределение имеющихся (и будущих) денежных средств по расходам;

— при нехватке ресурсов — минимизация расходов либо замена на более дешевые аналоги;

— при высвобождении ресурсов (планируемом) — осуществление грамотных и эффективных инвестиций и ДР-

Но чтобы заниматься этими «несложными» процедурами, нужно сначала узнать ответы на следующие очень простые вопросы: «Как составить свой финансовый план? Как платить за квартиру? Как оформить банковскую карту? Куда и как можно вложить деньги? Как открыть свое дело?» Ответы на эти и другие вопросы воспитанники детского дома должны получить на учебных занятиях.

Дать теоретические знания, т.е. объяснить, что такое деньги, где их берут, научить планировать бюджет и дать список ближайших отделений банков, органов соцзащиты и других важных мест, куда следует обращаться в разных случаях, призваны воспита-

тели детских домов, которые осознают, что без базовых знаний и навыков, без соответствующего уровня финансовой грамотности невозможно уверенное распоряжение личными доходами, качественное управление и использование разнообразных финансовых продуктов и услуг.

Вместе с тем воспитатели — это взрослые люди, воспитывающиеся и получившие образование в условиях другой общественно-экономической формации, как и большинство взрослого населения Российской Федерации владеют финансовой грамотностью на недостаточном уровне.

По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), сегодня почти половина россиян не имеют доступа к финансовым услугам и не ведут учета своих доходов и расходов, а более 73% граждан не имеет никаких сбережений. В последние годы лишь 37% граждан пользовались кредитами, а 62% не знают, что такое банковские кредиты. Очевиден и тот факт, что значительная часть населения, независимо от величины доходов, принимает решение об управлении собственными деньгами, пенсионными сбережениями, семейными накоплениями не на основе анализа или консультаций со специалистами, а по совету друзей, знакомых или под влиянием не всегда объективной рекламы банковских и сопредельных услуг. Не исключение составили и воспитатели детских домов.

Поэтому в муниципальном детском доме им. Талалихина в Московской области уроки финансовой грамотности сначала получили педагоги на курсах повышения квалификации в ГОУ ВПО МО «Академия социального управления», а затем совместно с Управляющими «ДОМ-Банка», филиала банка «Возрождение», отделения «Сбербанка» г. Домодедово на воспитательских часах объясняли детям, что на самом деле означает «деньги любят счет». Работники банков подробно рассказывали о функционировании и услугах банков, о работе с банкоматом, о деятельности и основных признаках финансовых

пирамид, раскрывали секреты планирования семейного бюджета. Все это способствовало овладению базовыми компетенциями в области финансовой грамотности, формированию социального опыта через формирование навыков принятия грамотных и обоснованных решений.

На круглых столах с применением ролевых игр в формате разновозрастной группы, сформированной по интересам, воспитанники учились, как обращаться с деньгами, как зарабатываются и тратятся деньги, как получить доход, как создать собственный бизнес, составляли семейный бюджет, писали собственное резюме.

В рамках социального партнерства посещали предприятия с целью профессиональной ориентации и знакомства с профессиями, востребованными в городском округе. Неизгладимое впечатление оставило посещение международного аэропорта «Домодедово» и знакомство с его программой подготовки профессиональных кадров «Приток».

Таким образом, финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений воспитанника с социумом и является составной частью его социальной компетентности.

В своем исследовании социальную компетентность мы рассматриваем как интегральную составляющую финансовой грамотности, являющуюся основанием для формирования других, более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей. Структура финансовой грамотности как компетентности представляется нами как совокупность соответствующих личностных характеристик, финансовых компетенций, обеспечивающих эффективность освоения социально-экономических ролей. Такой подход позволил нам отразить результат образования в области финансовой грамотности как индивидуальный для каждого воспитанника с учетом собственных потребностей, способностей и возможностей (ключевые образовательные компетентности), так и социальный (мотивированное участие в жизни общества). Результативно-оценочный компонент

разработанной нами структурно-функциональной модели, направленной на реализацию заявленных целей образования в области финансовой грамотности, прогнозирует следующий результат:

Первый уровень результатов — приобретение воспитанниками знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере (о способах достижения финансового благополучия, долгосрочное финансовое планирование, понимание принципов деятельности основных финансовых институтов и особенностей основных финансовых продуктов и услуг и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет приобретение базовой составляющей финансовой грамотности, положительного социального знания и опыта.

Второй уровень результатов — получение воспитанниками опыта личностного переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом и к финансовому образованию в частности. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет социальное взаимодействие, партнерство между собой на уровне разновозрастной группы (условно семьи), детского дома, в дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде возникает потребность в формировании специфических компетенций, являющихся условием эффективного выполнения конкретных социально-экономических ролей. Ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, получает первое практическое подтверждение приобретенных знаний, что является основой формирования личностных ориентиров.

Третий уровень результатов — получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия, осуществления конкретной социально-экономической роли. Только в самостоятельном личностно и социально-значимом действии ребенок-сирота

или ребенок, оставшийся без попечения родителей, действительно становится гражданином, свободным человеком, способным оценивать свои действия и поступки. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с социальными партнерами за пределами учреждения, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня результатов к другому должен быть последовательным, поэтапным, что следует учитывать при организации финансового образования детей и молодежи.

Следовательно, знание аспектов рыночной экономики и связанное с этим понимание своей финансовой стратегии дают основания полагать, что воспитанники детских домов войдут в цивилизованный рынок уже финансово подготовленными, воспитанными в духе патриотизма и гражданственности, ответственности за свою судьбу и судьбу членов своей будущей семьи, владеющими социально-экономическим ролями, что, в свою очередь, должно привести к снижению шансов на воспроизведение вторичного сиротства.

Примечания:

1. Поддубная Т.Н., Ивашин А.Б., Поддубный А.О. Детский омбудсмен как субъект социально-педагогической защиты детей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2014. Вып. 2. С. 57-61.

2. Комплексная программа социализации воспитанников детских домов на 20132018 гг. Москва, 2013.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ: [ред. от 21.07.2014] // СПС КонсультантПлюс. М., 2014.

4. Паатова М.Э., Даурова М.Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования // Вектор науки Тольятинского государственного университета. Сер. Педагогика. 2014. №2 (28). С. 173-175.

5. Аймалетдинов Т.А. Роль муниципальной информационной среды в формировании финансовой культуры населения // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1217593630.pdf.

6. Малолетнев А. Слово о «культуре». URL: http://www.raexpert.ru/editions / articlel24/.

7. Фатихов А.И., Насибуллин Р.Т. Проблемы формирования финансовой культуры населения России сквозь призму социологических исследований // Вестник ТОГУ. 2010. №2 (17). С. 235-243.

8. Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России». URL: http://www.gorodfinansov.ru/events/meropriyatiyaprogram.php.

References:

1. Poddubnaya T.N., Ivashin А.В., Poddubny A.O. Children's ombudsman as a subject of social and pedagogical protection of children // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2014. Iss. 2. P. 57-61.

2. The comprehensive program of socialization of inmates of children's homes for 20132018 Moscow, 2013.

3. On education in the Russian Federation: The federal law of 29.12.2012. No. 273-FZ: [edition of 21.07.2014] // SPS ConsultantPlus. M., 2014.

4. Paatova M.E., Daurova M.Sh. Financial literacy of children and youth as an actual problem of modern education // Vector of science of Tolyaty State University. Ser. Pedagogy. 2014. No. 2 (28). P. 173-175.

5. Aymaletdinov T.A. Role of the municipal information environment in the formation of financial culture of the population // Materials of the III All-Russia sociological congress. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1217593630.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Maloletnev A. A word about «culture». URL: http://www.raexpert.ru/editions/ articlel24/.

7. Fatikhov A.I., Nasibullin R.T. Problems of formation of financial culture of the population of Russia in the light of sociological studies // TOSU Bulletin. 2010. No. 2 (17). P. 235-243.

8. Federal program «Financial Culture and Safety of Citizens of Russia». URL: http:// www. gorodf inansov. ru/events/meropriyatiyaprogram .php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.