Научная статья на тему 'ТРИ РУКОПИСНЫХ ТРОИЦКИХ СБОРНИКА ХV-ХVІ ВВ. О КНИЖНИКАХ И НЕВЕЖДАХ'

ТРИ РУКОПИСНЫХ ТРОИЦКИХ СБОРНИКА ХV-ХVІ ВВ. О КНИЖНИКАХ И НЕВЕЖДАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
48
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Litterarum
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СБОРНИКИ / СТРУКТУРА / КНИЖНОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демин А.С.

Отношение к книгам и чтению в Древней Руси - очень популярная тема разного рода научных работ, особенно о предисловиях к древнерусским произведениям, и прибавить тут мало что можно. В предлагаемой же статье используется иной - новый - подход: исследуется место высказываний о книжной начитанности в структуре древнерусских рукописных сборников ХV-ХVІ вв. Ограничиваемся пока в основном ХVІ в., так как предыдущие века более скудны на этот счет, а последующий ХVІІ в., напротив, слишком обилен. Рассматриваем лишь три сборника только одного рукописного собрания РГБ, Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры. Речь пойдет о структуре трех рукописных сборников из одного собрания: РГБ, Троицк., Главн. собр., № 748, 678 и 793. Их связывает одна особенность, не главная, но интересная - называем ее «филологической». Но для сопоставлений и публикации привлекаем и некоторые сборники еще, в итоге обозреваем 13 сборников: РГБ, Троицк. № 188, 292, 203, 678, 748, 756, 784, 793; Волоколамск. № 476; Моск. дух. ак. № 46, 95, 198 и РНБ, Софийск. № 1376. В приложении к статье публикуются выдержки о книжном чтении из начальных статей обследованных сборников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE HANDWRITTEN TRINITY COLLECTIONS ABOUT SCRIBES AND IGNORAMUSES, 15 TH - 16 TH CENTURIES

Attitude to books and reading in the Old Russia is a popular topic in different studies, especially in the introductions to the Old Russian original works, and there is not much to add here. This essay however develops a new approach: it examines excerpts concerning book reading in the structure of the Old Russian manuscript collections of the 15 th - 16 th centuries. So far, we confine ourselves mainly to the 16 th century, since previous centuries are quite scarce of material while the subsequent 17 th century is, on the contrary, too rich. The article analyzes three collections of one manuscript from the funds of Russian State Library and the library of the Trinity Lavra of St. Sergius. It discusses the structure of three handwritten collections: RSL, Troitsk, and The Main col. no 748, 678, and 793. What unites them is one minor yet interesting feature - we call it “philological.” While focusing on the aforementioned collections, the essay overall covers 13 collections in comparative perspective: RSL and Troitsk. no 188, 292, 203, 678, 748, 756, 784, 793; Volokolamsk. no. 476; Moscow Spiritual Academy no 46, 95, 198 and NNB, Sofiisk, no 1376. The appendix includes excerpts about book reading from the examined collections.

Текст научной работы на тему «ТРИ РУКОПИСНЫХ ТРОИЦКИХ СБОРНИКА ХV-ХVІ ВВ. О КНИЖНИКАХ И НЕВЕЖДАХ»

УДК 82.0+821.161.1 ТРИ РУКОПИСНЫХ ТРОИЦКИХ

ББК 8а9+83.з(2Рос=РУс)4 СБОРНИКА XV-XVI ВВ.

О КНИЖНИКАХ И НЕВЕЖДАХ

© 2019 г. А.С. Демин

Институт мировой литературы

им. А.М. Горького Российской академии наук,

Москва, Россия

Дата поступления статьи: 21 апреля 2019 г. Дата публикации: 25 сентября 2019 г.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-3-370-381

Аннотация: Отношение к книгам и чтению в Древней Руси — очень популярная

тема разного рода научных работ, особенно о предисловиях к древнерусским произведениям, и прибавить тут мало что можно. В предлагаемой же статье используется иной — новый — подход: исследуется место высказываний о книжной начитанности в структуре древнерусских рукописных сборников XV-XVI вв. Ограничиваемся пока в основном XVI в., так как предыдущие века более скудны на этот счет, а последующий XVII в., напротив, слишком обилен. Рассматриваем лишь три сборника только одного рукописного собрания РГБ, Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры. Речь пойдет о структуре трех рукописных сборников из одного собрания: РГБ, Троицк., Главн. собр., № 748, 678 и 793. Их связывает одна особенность, не главная, но интересная — называем ее «филологической». Но для сопоставлений и публикации привлекаем и некоторые сборники еще, в итоге обозреваем 13 сборников: РГБ, Троицк. № 188, 292, 203, 678, 748, 756, 784, 793; Волоколамск. № 476; Моск. дух. ак. № 46, 95, 198 и РНБ, Софийск. № 1376. В приложении к статье публикуются выдержки о книжном чтении из начальных статей обследованных сборников.

Ключевые слова: древнерусская литература, сборники, структура, книжное чтение.

Информация об авторе: Анатолий Сергеевич Демин — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: anatolydemin@gmail.com

Для цитирования: Демин А.С. Три рукописных Троицких сборника XV-XVI вв. о книжниках и невеждах // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 3. С. 370-381. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-3-370-381

THREE HANDWRITTEN TRINITY COLLECTIONS ABOUT SCRIBES AND IGNORAMUSES, 15th - 16th CENTURIES

This is an open access article

distributed under the Creative © 2019. A.S. Demin

Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

A.M. Gorky Institute of World Literature

of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Received: April 21, 2019

Date of publication: September 25, 2019

Abstract: Attitude to books and reading in the Old Russia is a popular topic in different studies, especially in the introductions to the Old Russian original works, and there is not much to add here. This essay however develops a new approach: it examines excerpts concerning book reading in the structure of the Old Russian manuscript collections of the 15th — 16th centuries. So far, we confine ourselves mainly to the 16th century, since previous centuries are quite scarce of material while the subsequent 17th century is, on the contrary, too rich. The article analyzes three collections of one manuscript from the funds of Russian State Library and the library of the Trinity Lavra of St. Sergius. It discusses the structure of three handwritten collections: RSL, Troitsk, and The Main col. no 748, 678, and 793. What unites them is one minor yet interesting feature — we call it "philological." While focusing on the aforementioned collections, the essay overall covers 13 collections in comparative perspective: RSL and Troitsk. no 188, 292, 203, 678, 748, 756, 784, 793; Volokolamsk. no. 476; Moscow Spiritual Academy no 46, 95, 198 and NNB, Sofiisk, no 1376. The appendix includes excerpts about book reading from the examined collections.

Keywords: Old Russian literature, collections, structure, reading.

Information about the author: Anatoly S. Demin, DSc in Philology, Director of Research, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Povarskaya 25 a, 121069 Moscow, Russia.

E-mail: anatolydemin@gmail.com

For citation: Demin A.S. Three Handwritten Trinity Collections about Scribes and

Ignoramuses, 15th — 16th Centuries. Studia Litterarum, 2019, vol. 4, no 3, pp. 370-381. (In Russ.) DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-3-370-381

Сборник № 748

Сборник РГБ, Троицк., Главн. собр., № 748, 40, 456 л., достаточно полно описан Арсением [2, ч. 1, с. 143-145]. А.М. Молдован датировал сборник второй четвертью XV в. [4, с. 23]. Сборник содержит жития, «слова», поучения и поучительные послания, в том числе «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, и пронизан наставлениями, из которых наиболее интересны для нас краткие, но повторяющиеся замечания о книжном чтении. Эти советы и призывы к читателям обычно находятся в самом начале или в начальной части целой череды произведений.

Хотя сборник писан двумя почерками (второй писец помогал первому дописывать книгу в конце), будем говорить о некоем одном составителе сборника. На л. 456 есть обозначение: «соборникъ Паисеевскои» или «Па-сеевскои» — назван то ли составитель, то ли владелец.

Теперь — о темах. Во-первых, в сборнике регулярно ставятся задачи овладения книжно-словесной грамотностью и премудростью; термины «слово», «любомудрие», «книги» и т. п., используются неукоснительно: «въ художьстве бытии слова въсекого <...> любомудрие изучивь <...> къ естестъвнымъ словесем острозрителне възирающе <...> глубочаишои пучине любомудриа възирая»1 и т. д. (л. 1 об., 2 об., 5, 6. Житие Иоанна Дамаскина); «освещау сердца повестми книжными» (л. 31 об. Мучение Игнатия в Риме); «не продръзовати словомь, не избытъчествовати бесе-

1 Здесь и далее все рукописные тексты цит. по: Рукописные сборники библиотеки Трои-це-Сергиевой лавры: собрания Волоколамского монастыря, Московской духовной академии, Троицкое Главное // Снимки рукописей. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/ (дата обращения: 12.12.2018). В круглых скобках указываются листы.

ду» (л. 53. «Слово» Амфилохия Иконийского о Василии Великом); «овех книгь прочитаемое <...> аще трудолюбне есте» (л. 224. Слово Василия Кесарийского внимати себе); «словеснуя польза душевныи назнаменуеть успех» (л. 445. Послание Евфимия Тырновского к мниху Киприяну); и мн. др.

Во-вторых, особенно часто в сборнике повторяются горделивые хвалы книжников или похвалы книжникам; с повторением тех же терминов: «всеку проидох человечьску премудрость <...> риторикиискои языкь обучих <...> показаниемь словесь наказанъ бых» (л. 2 об. — 3. Житие Иоанна Да-маскина); «въся еллиньскуя мудрость прошед въ конець <...> еллинскому любомудриу наказань бысть <...> начят разсмотрити <...> писаниа, удивль же ся пучине лежащау въ них премудрости» (л. 49-49 об., 55. Слово Амфилохия Иконийского о Василии Великом); «многь сыи въ слове и широкь въ мыслех <...> мудрованием же душу на небеса преводяше» (л. 136 об. — 137. Послание Василия к некоему иноку); «въ слухь навыкнущихъ слово устремляется» (л. 223 об. Слово Василия Кесарийского внимать себе); и пр.

В-третьих, в сборнике настойчиво осуждаются книжно необразованные невежды: «малое невеждам разумение», «слепь есть и въ тъме пре-бываеть» (л. 5, 21 об. Житие Иоанна Дамаскина); «писаниа неприлежне прочитающе неправаа мудръствующе» (л. 203. Поучение Христофора Александрийского о житии сем); «неудобь улавлеемое истинное слово удобь могы избежати невънимающих» (л. 223 об. Слово Василия Кесарийского внимать себе), «не к неведущиим пишем, но преизлиха насыщьмся сладости книж-ныя» (л. 23 об. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона).

Составитель сборника, как видим, регулярно возвращался к теме книжной премудрости. Ведь из 13 произведений 8 статей затрагивают именно эту тему, что, пожалуй, не характерно для поучительных сборников. Причем больше всего «языковых» замечаний содержится в самой первой статье, в нынешнем виде открывающей сборник, — в «Житии Иоанна Да-маскина».

О неослабевающем интересе составителя сборника к «книжной» теме, возможно, свидетельствует также структура рукописи. Сборник (хотя у него нет начала) делится на пять частей; части четко разделены: так, третья, четвертая и пятая части начинаются с новых листов. И что примечательно: каждую часть начинают произведения с «филологическими» рас-

суждениями, а в начале пятой части таких статей сразу четыре, следующих друг за другом (л. 1, 31, 47, 119, 445).

В своем уважении к книжности составитель сборника второй четверти XV в. не был совсем одинок. Некоторой аналогией, современной составителю троицкого сборника, служит, например, «Слово похвальное» инока Фомы, на самом деле это сборник похвальных слов тверскому князю около 1453 г. Автор «Слова» тоже затрагивал тему книжно-языковой образованности: у него князь «книгами гораздъ и х кому хощетъ, к тому беседуетъ» [5, с. 290], «изъ млада святая писания добре ведый» [5, с. 294]. Автор «Слова» тоже осуждал тех, кто «ненаказании» [5, с. 300], и советовал: «аще ли чело-векъ ища разума, той долженъ есть навыкнути слову» [5, с. 332].

Сборник № 678

Сборник РГБ, Троицк., Главн. собр., № 678, в лист, 587 л., описан Арсением [2, ч. 3, с. 33-35] и, по определению А.С. Усачева, является конволютом середины XV — середины XVI вв. [7, с. 18]. В целом это Минея-четья на июль.

Небольшое скопление шести статей подряд с замечаниями на книжно-словесную тему наблюдается лишь на л. 217-296 об. («Житие Голенду-фы», «Мучение Кирика и Улиты», «Житие Владимира-крестителя», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Беседа» Кирилла Александрийского о Богородице, «О четвертом соборе», «Сказание римьскыа епи-столиа»). К ним можно прибавить после промежутка, на л. 339 об. — 371 об. «Житие Дия».

Только в этих статьях встречаются похвалы книгам, книжникам и словесной мудрости с соответствующей терминологией: «похвалим иже въ премудрости велми смыслять <...> мыслять препреными словесы» (л. 217. Житие Голендуфы); «мудростию слова глубокъ» (л. 242 об. Житие Владимира); «духовныа ветиа <...> на похвалу <...> распростремь слово» (л. 269-269 об. Беседа Кирилла Александрийского); «беседова въ книжнемь разуме» (л. 278. О четвертом соборе); «учившимся от млад ногот омирьскымь и риторскым книгамь» (л. 280 об. Сказание римской епистолии); «неции любящия учена мужъ <...> талантъ <...> словесныи приимше» (л. 339 об. — 340. Житие Дия).

Опять-таки только в тех же статьях сборника содержатся осуждения невежд и противопоставление их книжникам: надо «честными книгами <...>

взискати», а не теми, где «словеса въмещена бес чину» (л. 231 об. Мучение Кирика и Улиты); «си бо людие не беша прежде слышали словеси книжнаго» (л. 240. Житие Владимира); «не къ ведущимь (так!) бо пишеть (так!), но преизлиха насыщьшемся сладости книжныя» (л. 248 об. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона); «руце ти книгами подахом, и нашего смирениа преслуша <...> писа бо злобу» (л. 276 об. Беседа Кирилла Александрийского); невежды «не достизаа высости глаголъ» (л. 281. Сказание римской епистолии).

Спрашивается: указанный блок статей действительно ли отразил некоторый интерес составителя данного списка Минеи-четьи к словесному искусству либо просто повторил ее традиционный состав? Определенного ответа пока дать нельзя ввиду неизученности домакариевских Минеи-че-тьих. Но для предварительного суждения сравним состав более ранней Ми-неи-четьи на июль, например, конволют РНБ, Софийск., № 1376, по датировке А.М. Молдована, первой половины XV в. и начала XVI в. [4, с. 23]. Ее состав иной; на л. 135 об. — 158 сочетаются только «Житие Голендуфы» и «Слово» Илариона, после значительного промежутка на л. 173-176 переписано «Мучение Кирика и Улиты», и уж совсем на отлете следует «Житие Дия» на л. 202 об. — 217 [1, с. 284-285]. Сопоставление с софийской Ми-неей-четьей № 1376 подсказывает, что составитель троицкой Минеи-четьи № 678, возможно, все-таки коснулся темы книжно-словесной премудрости, так как специально вставил статьи с этой темой, написанные разными почерками и в разное время.

В XVI в. интерес книжников к «филологической» теме не исчез, а может быть, и усилился. Примером может служить Минея-четья на июль, РГБ, МДА, Фунд., № 95, переписанная в Троице-Сергиевом монастыре в 1557-1558 гг. [3, вып. 1, с. 54-60], по-видимому, с Минеи-четьи РГБ, Троицк., № 678 [7, с. 16, 21]. Весь блок шести статей с замечаниями о книгах и слове переписан уже одним почерком, но с добавлением седьмой статьи, отсутствующей в протографе, — послания папы Леонта к Флавияну (л. 232 об. — 243). Здесь также содержатся филиппики против невежд: «вел-ми неразуменъ и зело неученъ показася <...> божественых писании в ширине потрудитися не въсхотевъ» (л. 233-233 об.). И призывы к учению: «тако научимся слову <...> безумна слова претещи и преминути» (л. 240, 241 об.). Так что переписчик заботился, быть может, не только о формальной полно-

те состава его списка Минеи-четьей, но и о расширении содержания именно данного блока статей о пользе книжности.

Интересно, что во всех трех рассмотренных сборниках присутствует знаменитое «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Не «обрастало» ли «Слово» Илариона статьями с «филологическими» замечаниями? Однако другие сборники РГБ показывают отсутствие такой притягательной силы у «Слова» Илариона. Так, в «Торжественнике» РГБ, Волоколам., № 487, в лист, 330 л., 1566-1567 гг. [6, с. 7-13] «Слово» Илариона далеко отстоит в одиночестве от двух предыдущих статей и от одной из последующих после него статей с «филологическими» замечаниями, т. е. специфического блока статей о книжной грамотности в волоколамском сборнике нет.

Для убедительности поясним. Ср. в первой половине сборника: «хо-тящаго на духовныи възрастъ приити прьвее убо малыми словесы <...> питается» (л. 125. Похвала апостолу Марку); затем после значительного перерыва: «тъ бысть философь и ветии мудреи, книгъ не веды, книжник бысть хитреи» (л. 136 об. Похвала апостолу Иоанну); затем после значительного перерыва: «не к неведущим бо пишем.» (л. 206 об. «Слово» Илариона); в завершении сборника: «много ж сладостнее книжное прочитание <...> полза от прочитаниа <...> внимаим книжному прочитанию» (л. 320-320 об. Слово Иоанна Златоуста о Еутропии).

А, например, в сборнике РГБ, МДА, Фунд., № 198, 4е1, 240 л., XV в. [3, вып. 1, с. 79-84] кроме «Жития Владимира» и «Слова» Илариона (л. 188-240 об.) иных статей с «филологическими» замечаниями вообще нет. Разве что в одной из мелких выписок «О неразумных» отмечено: «Не разумеют убо не-ции разума божественаго писания» (л. 78).

Таким образом, в блоках статей, затрагивавших книжно-словесные темы, «Слово о Законе и Благодати» Илариона являлось рядовой статьей.

Сборник № 793

В сборнике-конволюте РГБ, Троицк., Главы собр., № 793, 4е1, XVI в., 429 л. [2, ч. 3, с. 222-227] нет «Слова» Илариона, но имеются четыре статьи с замечаниями о книжной учености: «Некоего христолюбца поучение христовиыма братома» (л. 29 об. — 37); «Тлъкъ паримииныи» (л. 53-77 об.); «Предисловие покаянию <...> глаголати к послушающим» (л. 160 об. — 167 об.); «Иоанна Златоустаго поучение» (л. 167 об. — 168).

Все перечисленные статьи входят в некий отдельный в рукописи сборник из 76 глав под названием «Книга глаголемая Събранникъ» со своим оглавлением (л. 9-429). Переписчик, скорее всего, откуда-то переписал этот кем-то составленный сборник, на что, возможно, указывает, во-первых, признание то ли составителя сборника, то ли его переписчика: «Се ж вы, братье, начал написахом легко ко разумехъ по своеи немощи. Да аще кому сила боле, то прилож спасения дела своего» (л. 108). Во-вторых, на список, а не на оригинал «Собранника» указывают дефекты троицкой рукописи: нет первой главы заявленного сборника и не отмечена последняя глава 76-я, а также оставлены пустые листы для внесения или дописывания некоторых статей (л. 44-44 об., 52-52 об.).

Статьи же с замечаниями о книжности находятся в первой четверти «Собранника» (главы 14, 19, 34, 35), и между ними есть небольшая смысловая перекличка. Похвалы книгам: «Море есть миръ, а вода — учение книжное <...> Книги сут Христосъ» (л. 56. Толк паримийный); «книгамъ бо учат ся друг друга» (л. 160 об. Предисловие покаянию). Но особенно осуждаются невежды: «некто мудръствуя въ словесехъ божественых, и от безумных ненавидим есть <...> Не разумеющии справлении книжныхъ, яко же бо ере-тици, многи книги почитавше, а разума добра не имеша» (л. 30 об. — 31. Поучение некоего христолюбца); «падет <...> книжникъ не имея разума» (л. 58. Толк паримийный); «мнозии <...> глаголють многы стихи и молитвы <...> не ведять, что глаголаше» (л. 168. Поучение Иоанна Златоуста).

Однако тесного блока в «Собраннике эти статьи не образуют, просто демонстрируют эпизодическую неизбежность очень почитаемой темы книжного учения почти в любом поучительном сборнике.

Приложение. Предисловия к «Измарагду»

и к другим сборникам

В «Измарагде» РГБ, Троицк., Главн. собр., № 203, в лист, начало XVI в., 268 л. [2, ч. 1, с. 327], предисловие к сборнику состоит из семи статей (л. 5-9 об.). В других «Измарагдах» XVI в. эти статьи повторяются: например, в списке РГБ, МДА, Фунд., № 46 (л. 8-13) [3, вып. 2, с. 234] и др. В том, что цикл этих статей рассматривался как готовое составное предисловие убеждает, например, не являющийся «Измарагдом» сборник поучений и посланий РГБ, Троицк., Главн. собр., № 188, 4е1, после 1542 г., 285 л. [2, вып. 1, с. 182], он тоже начинается с двух статей того же цикла (л. 1-3. Иоанна Златоуста «Слово, како подобаеть чтениа послуша-ти и внимати»; его же «как не ленитися чести книгъ»), но с добавлением иных четырех статей на ту же тему (выдержки из них приводятся далее).

«Слова» Иоанна Златоуста о пользе чтения издавна считались самым достойным предисловием к разным поучительным сборникам. См., например, сборник РГБ, Троицк., Главн. собр., № 756, 4°, XV в., 485 л. [2, ч. 3, с. 157] со вступительным Иоанна Златоуста «Словом, како подобает чтениа послушати и вънимати» (л. 1-1 об.) и сборник РГБ, Троицк., № 784, 4о, XVI в., 384 л. [2, ч. 3, с. 206], который начинается со «Слова о почитании книжнемъ и душеполезнемъ» (л. 1-2 об.), — выдержки из него приводятся далее. Приписано оно Иоанну Златоусту, но на самом деле является списком «Слова некоего калугера о чтении книгъ», известным еще по «Изборнику» 1076 г.

Сборник № 203

(Л. 5) Книгы Измарагдъ рекомыа с Богомъ починаем

(Без заглавия)2

Рече, святыи Иоанъ Златоустыи: «Седящу ти на почитании и послу-шающу словесь Божиихъ <...> буда ти отвръзеть очи сръдечныа, не токмо написанаа чести, инъ и творити са <...> Егда убо чьтеши книгы, то прилежно всемъ сердцемъ чьти унимаа и двократы прочитаи слова, а не тъщися листы

2 В «Измарагде» РГБ, Троицк., Главн. собр., № 202, в лист, 329 л., начало XVII в. [2,

ч. 1, с. 327] заглавие: «Слово иже во святыхъ отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха

Царяграда, о чтении книжных писании» (л. 1).

тъкмо обращаа, но без лености чьти <...> (л. 5 об.) <...> не токмо чести напи-саннаа, нъ и творити я <...>».

Предисловие всемъ поучениемъ и притчамъ Иже въ книгах сихъ на утвержение вернымъ аще кто чьсти хощеть, пръвее сию прочти притчю <...> «Изиде севець сеятъ семени своего <...>» <...> (л. 6) <...> Аще кто, братие, слышати хощет словеса святаа <...> то пръ-вое умякчи землю сръдечную <...> Аще Божие слово тъкмо слышимъ, а не творимъ, ничто же успеемъ <...>.

Слышите съказание притча сия

<...> семя есть учение писаниа божественаго <...> (л. 6 об.) <...> Слово святого Григориа папы римьскаго

<...> полезно есть всякому верну почитание книжное <...> велика бо полза намь въ мятежи мира сего будяше почитание книжное <...> (л. 7) <...> всем бо деломъ добрымъ начяло есть поучение святыхъ книгъ <...>. Слово Павла-апостола, истлъковано Иоаном Златаустомъ и Василиемъ Великымъ <...> (л. 7 об.) <...> А не глаголи: «<...> Се не наше есть дело, нъ чръ-нечьское еже книгы чести». О, человече! То глаголеши, в толице будя мятежи и власти мира сего. Почто не отженеши печали почитаниемъ книж-нымъ? <...> Достоить ны, чясто почитающе святыя книгы, отгоняти печали <...> книги, часто чтомы, наведутъ на истинныи путь <...> (л. 8) <...> Мнози бо невегласи велику приаша ползу от почитаниа книжнаго <...>. Слово Иоана Златоуста, како не ленитис чести книги Мнози непочитаниемь божественыхъ писании с праваго пути съвра-тишася и, заблудивше, погибоша. Инии же, книги почитающе, нъ съвръше-на не имяху разума, с праваго пути съвратишася. (8 об.) <...> И аще кто, не умеа книгъ, мудрует <...> тако мудруа, а не книжникъ <...> падет, не имыт потпора словесъ книжныхъ <...> А человекомъ книги яже всю неприязнену лесть обнажають <...> (л. 9) <...>.

Слово святого Ефрема, како слушати книгъ Егда, брате, лукавыи ти помыслъ мутить умъ, утешися почитаниемь святых книгъ <...> Идеже святыа книги чтомы сут, ту веселие праведнымъ <...> Святыя бо книги почитаемы сбирают помыслы (9 об.) на страхъ Бо-жии <...> святыя книги наставят на истинну <...> могущу устудити ражд-женыа наша страсти <...> Книги бо глубины морю подобны суть <...> по-

Studia Litterarum /2019 том 4, № 3

читающеи богодуховныя книги приобретають собе скровище, не имуще цены <...>.

Сборник № 188

(Л. 4) Златоустаго еж от Матфея

<...> елици суть неискусни божественым писаниемъ, ни от инех при-емлюще, но презирают себе гладом неразумиа тлитис <...> (л. 4 об.) <...> яко ж скот безусловесенъ обноситис <...> от неведениа писании <...> яко въ тме люте ходяще <...>.

(Л. 5) Того ж Златоустаго

<...> первыи ж убо и вели всех даровъ — писменное поучение <...>.

Того же

<...> велиа стремнина и пропасть глубока — писанием невежство <...> (л. 5 об.) <...> възвратившися въ дом и книги зряще, паче нашю осужаем совесть <...>.

Святого Ефрема от слова 99

Егда ж чтеши, с прилежаниемъ и болезнию чти, въ мнозе устроении, не мимо ходя стихы, и не тщис токмо листы миновати, но, аще есть потреба, не ленис, но дващи и трищи, и множицею стих проиди, яко да разумееши силу его <...> (л. 6) <...> Многзи бо прельстишяс, надеющес разуме своем и наричю-щеся премудри, обуяшя, не разумеюще писанных <...> (л. 7) <...> потщися убо беседовати в божественых книг писаниа <...>.

Сборник № 784

(Л. 1) Слово святого отца нашего Иоанна Златоустаго

о почитании книжнемъ и душеполезнемъ

Добро есть, братие, почитание книжное паче всяку християнину <...>. Егда чтеши святыя книгы, не тщися борзо чести до другия главизны, но поразумеи, что глаголють книги и словеса та, и трикраты обращаися о единои главизне <...> (л. 2) <...> поразумеимъ силу поучениа святыхъ кникъ <...> (л. 2 об.) начатокъ добрым делом — поучение святымъ книгам <...> поучаемся всегда книжным словесем <...>.

Список литературы

1 Абрамович Д.И. Софийская библиотека. СПб.: Тип. имп. АН, 1907. Вып. 2. 331 с.

2 Арсений. Описание славянских рукописей библиотеки свято-троицкой Сергиевой лавры. М.: Тип. Рис, 1878. Ч. 1. 352 с.; 1879. Ч. 3. 310 с.

3 Леонид. Сведение о славянских рукописях <...> в библиотеке Московской духовной академии. М.: Тип. М. Каткова, 1887. Вып. 1. 167 с.; Вып. 2. 375 с.

4 Молдован А.М. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Киев: Наукова Думка, 1984. 240 с.

5 Памятники литературы Древней Руси (ПЛДР): Вторая половина XV века / Текст памятника подгот. Н.В. Понырко. М.: Худож. лит., 1982. С. 268-333.

6 Строев П.М. Описание рукописей монастырей Волоколамского <...>. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1891. 343 с.

7 Усачев А.С. Из истории русской средневековой агиографии // Вестник церковной истории (ВЦИ). М.: Православная энциклопедия, 2006. № 2. С. 5-44.

References

1 Abramovich D.I. Sofiiskaia biblioteka [Sofiisk library]. St. Petersburg, Tip. Imp. AN Publ., 1907. Issue 2. 331 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Arsenii. Opisanie slavianskikh rukopisei biblioteki sviato-troitskoi Sergievoi lavry [Description of the Slavic manuscripts of the library of The Trinity Lavra of St. Sergius]. Moscow, Tip. Ris Publ., 1878. Part 1. 352 p.; 1879. Part 3. 310 p. (In Russ.)

3 Leonid. Svedenie o slavianskikh rukopisiakh <..> v biblioteke Moskovskoi dukhovnoi akademii [Information about Slavic manuscripts <...> in the library of the Moscow Theological Academy]. Moscow, Tip. M. Katkova Publ., 1887. Issue 1. 167 p.; Issue 2. 375 p. (In Russ.)

4 Moldovan A.M. "Slovo o Zakone i Blagodati" Ilariona ["The Sermon on Law and Grace" by Hilarion]. Kiev, Naukova Dumka Publ., 1984. 240 p. (In Russ.)

5 Pamiatniki literatury Drevnei Rusi (PLDR): Vtoraiapolovina XVveka [Works of Old Russian literature: the second half of the 15th century], text prepared by N.V. Ponyrko. Moscow, Khudozh. lit. Publ., 1982, pp. 268-333. (In Russ.)

6 Stroev P.M. Opisanie rukopisei monastyrei Volokolamskogo <...> [Description of the manuscripts of Volokolamsky monasteries<...>]. St. Petersburg,

Tip. M.M. Stasiulevicha Publ., 1891. 343 p. (In Russ.)

7 Usachev A.S. Iz istorii russkoi srednevekovoi agiografii [From the history of Russian medieval hagiography]. Vestnik tserkovnoi istorii (VTsI). Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia, 2006, no 2, pp. 5-44. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.