Научная статья на тему 'ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
506
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ШКОЛЬНИКИ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Репкина Татьяна Викторовна, Тимченко Наталья Станиславовна, Кочетова Юлия Юрьевна, Старчикова Маргарита Валерьевна, Бендрикова Альбина Юрьевна

Статья посвящена проблеме тревожности у детей. Авторами проанализированы научные работы, касающиеся вопроса влияния тревоги на психологическое здоровье детей. Было отмечено, что тревога как психологическое свойство личности имеет как положительное, так и отрицательное значение. Для понимания степени влияния тревоги на эмоционально-личностные характеристики школьников в возрасте 11-12 лет нами было проведено исследование на базе «Краевого центра медицинской профилактики «Центр общественного здоровья». Исследование касалось определения степени проявления тревоги в значимых для психологического здоровья личности контекстах: вза имосвязь со сверстниками и значимыми взрослыми, формирование вредных привычек, возможность самоконтроля. В результате исследования был сделан вывод о наличии взаимосвязи уровня тревоги и психосоматического состояния подростка. Авторы предложили ряд профилактических и коррекционных мероприятий по преодолению негативного влияния тревоги на становление личности подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Репкина Татьяна Викторовна, Тимченко Наталья Станиславовна, Кочетова Юлия Юрьевна, Старчикова Маргарита Валерьевна, Бендрикова Альбина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANXIETY AS A FACTOR OFPSYCHOSOMATIC HEALTH DISORDERS IN SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the problem of anxiety in children. The authors analyzed scientific data concerning the influence of anxiety on the psychological health of children. It was noted that anxiety as a psychological property of a person has both positive and negative values. To understand the degree of influence of anxiety on the emotional and personal characteristics of schoolchildren aged 11-12 years, we conducted the study on the basis of the regional center for medical prevention "Center for public health". The study was concerned with determining the degree of manifestation of anxiety in significant contexts for the psychological health of the individual: the relationship with peers and significant adults, the formation of bad habits, the ability to self-control. The study concluded that there is a relationship between the level of anxiety and the psychosomatic state of the adolescent. The authors proposed a number of preventive and corrective measures to overcome the negative impact of anxiety on the formation of a teenager's personality.

Текст научной работы на тему «ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»

(65), pp. 3-11, doi: 10.17759/autdd.2019170401.

3. Gorina, E.N., Grinina, E.S. and Rudzinskaya T.F. (2019), "Modern approaches to the study of a family raising a child with an autistic spectrum disorder", The world of science. Pedagogy and psychology, No. 5, available at: https://mir-nauki.com/PDF/81PSMN519.pdf.

4. Gutkevich, E. V. (2014), "Modern family in the aspect of personal health psychology: problems of development and opportunities for prevention", Siberian Psychological Journal, No. 51, pp. 120-131.

5. Dorosheva, E.A. and Grabelnikova, U.S. (2018), "The Syndrome of burnout, the features of coping behavior and the regulation of emotion in mothers raising a child with autism spectrum disorder", Reflexio, Vol. 11, No. 1, pp. 5-18.

6. Mamaychuk, I.I. and Rodina, A.V. (2013), "Features of paternal relations and styles of family education in families of children with autistic syndromes", XI Mnukhinskie readings, Materials of the international. nauch. Conference, March 21, 2013, St. Petersburg, pp. 301-308.

7. Isaev, D.N. and Kagan V.E. (1991), Psychodiagnostic methods in pediatrics and child psy-choneurology, tutorial, St. Petersburg.

8. Pustovaya, E.N., Pustovaya, A.V. and Gutkevich, E.V. (2020), "Monointerest of children with autistic spectrum disorders as a target of individual psychocorrection", Autism and other disorders in development: modern research and development, No. 1 (4), pp. 34-46, doi: 10.25146/2221-1160-2020-4-134-46.

9. Razzhivina, M.I. and Zabolotskaya, V.A. (2020), "Features of adaptive behavior of children with autism", Personality in a changing world: health, adaptation, development, Vol. 8 No. 2(29), pp. 201-215, doi: 10.23888/humJ20202201-215.

10. Shipitsina, L.M. (2005), "Uneducated" child in the family and society. Socialization of children with intellectual disabilities, Rech, St. Petersburg.

11. Braunstein, V, Peniston, N., Perelman, A. and Cassano M.C. (2013), "The inclusion of fathers in investigations of autistic spectrum disorders", Research in Autism Spectrum Disorders, Vol. 7, pp. 858-865.

12. Shilubane, H. and Mazibuko N. (2020), "Understanding autism spectrum disorder and coping mechanism by parents: An explorative study", International Journal of Nursing Sciences, Vol. 7, pp. 413418.

13. Schopler, E., Reichler, R.J., DeVellis, R.F. and Daly, K. "Childhood Autism Rating Scale, CARS", available at: https://proautism.info/test-cars-rejtingovaya-shkala-autizma-u-detej (accessed 29 January 2021).

Контактная информация: a.pustovaya@list.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2021

УДК 159.91+371

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Татьяна Викторовна Репкина, кандидат медицинских наук, главный врач, Краевой центр медицинской профилактики «Центр общественного здоровья», Барнаул; Наталья Станиславовна Тимченко, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Юлия Юрьевна Кочетова, кандидат философских наук, доцент, Маргарита Валерьевна Старчикова, кандидат социологических наук, доцент, Альбина Юрьевна Бендрикова, кандидат социологических наук, доцент, Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул

Аннотация

Статья посвящена проблеме тревожности у детей. Авторами проанализированы научные работы, касающиеся вопроса влияния тревоги на психологическое здоровье детей. Было отмечено, что тревога как психологическое свойство личности имеет как положительное, так и отрицательное значение. Для понимания степени влияния тревоги на эмоционально-личностные характеристики школьников в возрасте 11-12 лет нами было проведено исследование на базе «Краевого центра медицинской профилактики «Центр общественного здоровья». Исследование касалось определения степени проявления тревоги в значимых для психологического здоровья личности контекстах: вза-

имосвязь со сверстниками и значимыми взрослыми, формирование вредных привычек, возможность самоконтроля. В результате исследования был сделан вывод о наличии взаимосвязи уровня тревоги и психосоматического состояния подростка. Авторы предложили ряд профилактических и коррекционных мероприятий по преодолению негативного влияния тревоги на становление лично -сти подростка.

Ключевые слова: психологическое здоровье, школьники, тревожность. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p421-427

ANXIETY AS A FACTOR OF PSYCHOSOMATIC HEALTH DISORDERS IN

SCHOOLCHILDREN

Tatiana Victorovna Repkina, the candidate of medical sciences, Head Physician, Regional Center for Medical Prevention "Center for Public Health", Nataliya Stanislavovna Timchen-ko, the doctor of sociological sciences, professor, department chair, Yuliya Yuryevna Kocheto-va, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Margarita Valeryevna Starchiko-va, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Albina Yuryevna Bendrikova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Altai State Medical University, Barnaul

Abstract

The article is devoted to the problem of anxiety in children. The authors analyzed scientific data concerning the influence of anxiety on the psychological health of children. It was noted that anxiety as a psychological property of a person has both positive and negative values. To understand the degree of influence of anxiety on the emotional and personal characteristics of schoolchildren aged 11-12 years, we conducted the study on the basis of the regional center for medical prevention "Center for public health". The study was concerned with determining the degree of manifestation of anxiety in significant contexts for the psychological health of the individual: the relationship with peers and significant adults, the formation of bad habits, the ability to self-control. The study concluded that there is a relationship between the level of anxiety and the psychosomatic state of the adolescent. The authors proposed a number of preventive and corrective measures to overcome the negative impact of anxiety on the formation of a teenager's personality.

Keywords: psychological health, school student, anxiety.

ВВЕДЕНИЕ

По определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье определяется особенностями, позволяющими человеку проявлять реакции, адекватные ситуациям и успешно адаптироваться к среде. Основными признаками здоровья являются соответствие уровня физического, когнитивного и эмоционального развития возрасту, активное формирование волевой сферы, рост и развитие организма. Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определённый, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может являться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

Особое значение здоровье имеет для ребенка, поскольку быстрая смена социальных условий требует прочной психофизиологической основы, позволяющей приспосабливаться к новым реалиям жизни.

Среди факторов, оказывающих влияние на сохранение здоровья, ведущую роль играет рациональная организация образа жизни: адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек. Однако, часто дестабилизирующим элементом, изменяющим основу здоровья, является постоянное присутствие тревоги в жизни школьника.

Тревожность как явление имеет много академических, социальных последствий для подростка. Многие черты характера взрослого человека берут свое начало в детстве, поэтому особенно важно уделять внимание эмоциональному состоянию подростка и способам проявления такого состояния в различных видах поведения. Особую роль в развитии тревожности играет воспитание, а именно стиль общения с взрослыми. Родители и работники школ могут способствовать развитию высокого уровня тревожности, страхов у подростков.

В научном мире существует различное множество трактовок понятия тревожность. А. М. Прихожан пришла к выводу, что «тревожность как свойство личности формируется под влиянием постоянно повторяющихся ситуаций актуализации тревоги, сначала как готовность к проявлению тревоги, а в дальнейшем как новообразование эмоциональной сферы» [3]. Американский психолог Ч. Спилбергер, при создании опросника для оценки тревожности, определял тревогу как эмоциональное, временное, проходящее состояние, которое характеризуется субъективными личностными ощущениями опасения и напряжения [6]. Если речь идет о личной тревоге, то психологи определяют ее как склонность индивида к переживанию тревоги, возникающей по незначительным поводам, повышенное беспокойство к различным жизненным ситуациям, в том числе тех, объективные характеристики к которым отсутствуют [1].

Обучение школьников всегда сопровождается повышенной тревожностью. В подростковом возрасте физические, когнитивные и поведенческие признаки тревожности распространены настолько, что имеют серьезное влияние на психическое, социальное и соматическое здоровье детей. В то же время растущие социальные требования, давление со стороны сверстников, романтические интересы, гормональные изменения и большая независимость представляют собой колоссальный по масштабам круг проблем. Все это может индуцировать тревогу, которая пагубно воздействует на все компоненты здоровья.

Школьная тревожность отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребенка и является основным фактором дезадаптации в обществе. Как показали исследования, проведенные в гарвардском университете, тревожность школьников, появившаяся у них в результате неблагоприятного психологического фона пребывания в учебном заведении, не проходит после завершения процесса обучения. Память ребенка сохраняет воспоминания о негативном опыте, чего вполне достаточно для того, чтобы делать поведение уже взрослого человека тревожным[2].

Гипотеза: тревога является фактором нарушения психосоматического здоровья школьников.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

На базе КГБУЗ «Краевой центр медицинской профилактики «Центр общественного здоровья» в 2018 был реализован приоритетный проект «Здоровое сердце ребенка», целью которого было выявление факторов, влияющих на развитие сердечной патологии детей. В реализации проекта участвовали школьники из следующих населенных пунктов: г. Барнаул, г. Заринск, г. Камень-на-Оби, г. Новоалтайск, поселки: Залесово, Ребриха, Топ-чиха, Усть-Калманка, Усть-Пристань, Шипуново, а также Калманский, Косихинский, Краснощековский, Мамонтовский, Павловский, Первомайский, Романовский, Тальмен-ский, Чарышский, Шелаболихинский районы.

Обследование проводилось согласно методическим рекомендациям «Оказание медицинской помощи детскому населению в центрах здоровья для детей». Методы, используемые в исследовании - анализ линейных распределений, двумерный анализ таблиц сопряженности, кластерный анализ. Измерение уровня тревожности проводилось с помощь методики Ч.Д. Спилберга, адаптированной Ю.Л. Ханиным. Данные, полученные в ходе исследования, обработаны и проанализированы с помощью пакета программы SPSS 22.0.

Выборочная совокупность составила 3241 учащихся средних общеобразовательных школ Алтайского края в возрасте 11-12 лет. Среди учеников, принявших участие в опросе, 51% (1642) ученики мужского пола, 49%(1599) женского. По возрастному параметру основную группу составили ученики в возрасте 12 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проверки гипотезы нами были проанализированы результаты медикосоциаль-ного обследования школьников на предмет влияния тревожности на физические, психические и социальные показатели здоровья детей. По результатам опроса среди школьников в значительной степени присутствует как личная, так и ситуативная тревожность. Больше половины школьников (58%) оценивают свою личностную тревожность как умеренную, однако 28% оценивают личностную тревожность на высоком уровне, 16% говорят о низком уровне тревожности. Около 57% опрошенных респондентов говорят об умеренной ситуативной тревожности, 13% учеников испытывают чрезмерную тревожность в различных ситуациях, а 31% не испытывают ситуативной тревожности.

Анализируя показатели тревожности необходимо учитывать и гендерный фактор. Результаты опроса показали, что девочки в большей степени обладают высокой ситуативной тревожностью (17%), чем мальчики (11,5%). По степени выраженности тревожности, полученные результаты представлены следующим образом:

Таблица 1 - Гендерные различия в уровне ситуативной тревожности

Уровень тревоги Мальчики , % Девочки, %

Низкий 17,6 13,7

Умеренный 56,1 57,4

Высокий 26,2 28,9

При оценке личной тревожности эта разница тоже весьма ощутима: 36% опрошенных девочек подвержены личностной тревожности, по группе мальчиков этот показатель составил 26%, при этом умеренная и высокая степень тревоги у девочек так же более выражена. С учетом понимания человека как сложной биосоциальной системы, в которой присутствует взаимосвязь между психическим и соматическим состоянием, мы определили, насколько ученики понимают психологическое и физиологическое единство здоровья. Согласно полученным данным, большинство школьников (90%) довольно своей жизнью и живут интересно, около 5,9% опрошенных респондентов живут так себе, и 4% говорят о том, что живут скучно и неинтересно. Чуть больше половины детей (55%), принявших участие в исследовании, уверены, что эмоции влияют на укрепление здоровья, примерно 19% детей не видят связи между получаемыми эмоциями и своим здоровьем, 26% школьников не смогли определиться в существовании или отсутствии взаимосвязи между своим здоровьем и эмоциями (таблица 2).

Таблица 2 - Влияние эмоций на состояние здоровья школьников

Варианты ответов Чел. Проценты

Да, влияют 1775 55

Нет, не влияют 610 19

Затрудняюсь ответить 838 26

Нет ответа 18 6

Всего ответов 3223 99,4

На основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что на уровне тенденции меньшую тревожность имеют школьники, которые живут интересно (31%), 16% детей проживают свою жизнь так себе и имеют высокий уровень ситуативной тревожности. Это говорит о том, что школьники, живущие интересной жизнью, обладают необходимыми внутренними ресурсами для борьбы с тревогой, имеют больше возможностей для совладания со стрессом. В связи с большой занятостью, ускоряющимся ритмом жизни, уменьшением времени, проведенного в семье, у детей наблюдается тенденция к

появлению негативных установок к окружающему миру и к себе, апатия, пессимизм. В повседневном дискурсе подобный симптомокомплекс самоощущений часто называют «депрессия», что, конечно, не имеет общих оснований с клиническим диагнозом депрессия. В проводимом исследовании школьникам было предложено оценить по собственным ощущениям степень внутреннего психологического дискомфорта («депрессии»). Больше половины опрошенных респондентов (71%) говорят об отсутствии депрессивных симптомов, 17% школьников считают, что у них легкая депрессия, по 5% учеников школ Алтайского края склонны полагать, что у них умеренная и выраженная депрессия средней тяжести. Около 2% школьников считают, что у них тяжелая депрессия.

При соотнесении показателей степени психологического дискомфорта и уровня тревожности школьников было обнаружено, что умеренная тревожность чаще остальных положительно коррелирует со всеми признаками «депрессии».

В своем исследовании мы решили выяснить, влияет ли, по мнению учеников, психологический климат в школе на их здоровье. Около 53% учеников уверены, что такая взаимосвязь действительно существует, четверть опрошенных детей склонны считать, что, скорее всего, такая связь существует, а 22% не видят взаимосвязи между психологическим комфортом в школе и своим здоровьем.

Существенным социальным фактором, формирующим тревожность у детей, является характер отношений между детьми и учителями. Грубое и нетактичное поведение учителей в адрес своих учеников, авторитарный стиль общения часто становится причиной развития тревожности у подростков. Анализ исследований, ранее проведенных учеными, позволяет сделать вывод о том, что конфликтные отношения между учителями и учениками, негативно сказываются на подростках, которые уже подвержены тревожности, либо находятся в состоянии «тревожной готовности», то есть чувствуют себя беспомощными и незащищенными [5].

В этой связи, в нашем исследовании школьникам был задан вопрос об отношениях между преподавателями и школьниками. Больше половины учеников (59,3%) считают, что их отношения с учителями хорошие и их такие отношения устраивают. Около 33% подростков говорят о том, что их отношения с преподавателями в чем-то устраивают, а в чем-то нет, а также 5,2% подростков вообще не устраивают взаимоотношения между учениками и учителями. Неоднородные по составу результаты говорят о неоднозначности в восприятии учителя учениками. Как видно, треть опрошенных учеников не обладают сложившимся алгоритмом эмоциональной связи учитель - ученик, что в обыденной учебной ситуации может провоцировать неверные ожидания от общения с учителем и, как следствие, тревогу. В качестве профилактики тревожности не рекомендуется ставить перед ребенком необоснованно высокие требования, которые ученик не может выполнить. Под контролем и с участием учителя должна быть создана атмосфера, в которой ребенок чувствует себя принятым и уважаемым, независимо от его поведения и успехов.

По мнению психологов и врачей, подростковый возраст принято считать самым сложным периодом жизни. Именно в это время происходят как физиологические, так и психологические изменения в организме. Также меняется окружение подрастающих детей и образ жизни. В большинстве случаев именно на этом этапе становления личности часто формируются вредные привычки [7]. В связи с этим, есть основания говорить о влиянии уровня ситуативной тревожности на социальное поведение: чем выше уровень ситуативной тревожности, тем чаще школьники демонстрируют девиантные формы поведения, например, курение. В исследовании мы спрашивали школьников о наличии у них вредных привычек. Ученики с низкой ситуативной тревожностью реже подвержены такой вредной привычке, как курение (31%), чем ученики с умеренным (71,4%) и высоким уровнем тревожности (14,3%). Существенное количество курящих школьников встречается среди школьников с умеренной тревожностью (71,4%). Это говорит о том, что курение в данном случае может выступать в качестве компенсаторного механизма

преодоления тревоги.

Наконец, обращаясь к базовым показателям физического здоровья ребенка - избыточный все, ожирение и ЭКГ - попытаемся определить, связана ли тенденция к плохому здоровья с уровнем тревожности у школьников.

В ходе медицинского исследования, проведенного среди школьников в рамках проекта «Здоровое сердце», выявлены отклонения от норм некоторых базовых показателей физического здоровья подростков: 28,6% школьников имеет избыточный вес, у 13,3% детей ожирение, у 14,3% есть нарушения в ЭКГ.

При соотнесении этих показателей с уровнем личностной тревожности у школьников, было выявлено, что подростки с умеренным уровнем личной тревожности чаще всего подвержены изменениям со стороны показателей соматического здоровья. В меньшей степени подвержены изменениям со стороны физического здоровья дети с низким уровнем ситуативной тревожности.

Медицинское обследование было направлено на выявление факторов, провоцирующих заболевания сердечно-сосудистой системы, а также на определение сопутствующего психоэмоционального состояния подростков.

Таблица 3 - Сопряженность ситуативной тревоги и показателей физического здоровья

Показатель физического здоровья Уровень ситуативной тревоги

Низкий уровень Умеренный уровень Высокий уровень

Избыточный вес 8% 61% 31%

ЭКГ 11% 69% 23%

Ожирение 5% 54% 41%

Следует подчеркнуть, что при соотнесении результатов медицинского обследования школьников с уровнем ситуативной тревожности обнаружены высокие показатели по критериям нарушения соматического здоровья. Избыточный вес, ожирение и нарушение в системе ЭКГ в подростковом возрасте часто связаны с нарушением психологического состояния ребенка, что часто приводит к развитию сердечно-сосудистых патологий. Сердечно-сосудистые заболевания в основном можно предотвратить путем борьбы с традиционными факторами риска, такими как курение, сидячий образ жизни, ожирение. Кроме того, недавние исследования показали, что психологические факторы, такие как эмоциональные состояния тревоги и депрессии, также связаны с наличием этих аффектов и, следовательно, должны учитываться при их клиническом лечении [4, 7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, тревожность - существенный фактор, нарушающий здоровье школьника. Тревожность оказывает деструктивное влияние на все слагаемые здоровья -психологическое, социальное и физическое здоровье. Для эффективной работы по преодолению тревоги необходимо предпринимать комплексные меры:

Во-первых, как уже говорилось выше, со стороны учителей должна транслироваться доброжелательность и поддержка в отношении учеников, избегать чрезмерных и неоправданных требований к детям.

Во-вторых, для профилактики и своевременной компенсации возникающей ситуативной тревоги социальные психологи должны быть интегрированы в школьную практику. Деятельность социальных психологов должна быть индивидуально ориентированной, иметь в большей степени адресный характер, направленный на постоянный мониторинг детей с тревожными тенденциями в поведении. Деятельность социальных психологов должна преследовать цель по снижению значимости факторов, провоцирующих и стимулирующих тревожность.

В-третьих, в качестве методик, способствующих профилактике тревоги у школьников, можно применять симулирование стрессовых условий, в которых школьники, в отсутствие реальной угрозы, учатся справляться с отрицательными эмоциями, формиру-

ющими тревожный фон психики. Частое возникновение беспокойства связано с отсутствием в жизни ребенка известной ему стратегии действий, связанной с выходом из трудной ситуации. Ребенок, который не знает, как справляться с проблемными ситуациями, начинает беспокоиться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова И.В. Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах / И.В. Борисова. - doi:10.17759/pse.2018230503 // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23., № 5. - C. 22-28.

2. Вартанова, И.И. Специфика взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов учебной мотивации / И.И. Вартанова. - doi:10.17759/chp.2018140208 // Культурно-историческая психология. - 2018. - Т. 14., № 2. - С. 77-85.

3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 304 с.

4. Рикрофт Ч. Тревога и неврозы / Ч. Рикфорт. - Москва : Per Se, 2008. -143 c.

5. Alfano C.A. Social anxiety in adolescents and young adults: Translating developmental science into practice / C.A. Alfano, D.C. Beidel. - Washington, DC: American Psychological Association, 2010. - 310 p.

6. Stress and Anxiety / Ch. Spielberger, I. Sarason, J. Strelau, J. Brebner. - New York : Taylor and Francis, 2014. - 336 p.

7. Results from the Child/Adolescent Anxiety Multimodal Longitudinal Study (CAMELS): Functional outcomes / A.J. Swan, P. C. Kendall, T. Olino, [et al]. DOI: 10.1037/ccp0000334 // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 2018. - Vol. 86 (9). - P. 738-750.

REFERENCES

1. Borisova, I.V. (2018), "Adaptation in Students of 5th Classes: Relationship between School Anxiety and Learning Motivation", Psychological Science and Education, Vol. 23, No. 5, pp. 22-28, doi:10.17759/pse.2018230503.

2. Vartanova, I.I. (2018), "Specificity of the Relationship between Emotional and Conceptual Components of Educational Motivation", Cultural-historical psychology, Vol. 14, No. 2, pp. 77-85, doi:10.17759/chp.2018140208.

3. Prihozhan, A.M. (2000), Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics, Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.

4. Rikroft, Ch. (2008), Anxiety and neurosis, Per Se, Moscow.

5. Alfano, C.A. and Beidel, D.C. (2010), Social anxiety in adolescents and young adults: Translating developmental science into practice, American Psychological Association, Washington, D0I:10.1037/12315-000 (Accessed 28.03.2020).

6. Spielberger, Ch., Sarason, I., Strelau, J., Brebner, J. (2014), Stress and Anxiety, Taylor and Francis, New York.

7. Swan, A. J., Kendall, P. C., Olino, T., [et al] (2018), "Results from the Child/Adolescent Anxiety Multimodal Longitudinal Study (CAMELS): Functional outcomes", Journal of Consulting and Clinical Psychology, Vol. 86 (9), pp.738-750, DOI: 10.1037/ccp0000334.

Контактная информация: kochetova20@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.02.2021

УДК 796:159.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮНЫЕ ТАНЦОРЫ 6-7 ЛЕТ КАК СУБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.

Лесгафта); Лариса Георгиевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет; Егор Игоревич Сидоров,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.