Организационные вопросы
Бартош О.П., Бартош Т.П., Мычко М.В.
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Научно-исследовательский центр "Арктика" Дальневосточного отделения Российской академии наук», 685000, г. Магадан, Российская Федерация
Для корреспонденции
Бартош Ольга Петровна - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН НИЦ «Арктика» ДВО РАН Адрес: 685000, г. Магадан, Российская Федерация, пр. К. Маркса, д. 24 Телефон: (4132) 62-90-72 E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-0211-1188
Особенности тревожности детей младшего школьного возраста в разных городах Магаданской области
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей Севера, которые подвергаются влиянию целого комплекса социальных и климато-географических факторов, остается актуальной. Группу риска по дезадаптации составляют дети с повышенной школьной тревожностью.
Цель исследования - изучить особенности детской тревожности у младших школьников Магадана и Сусумана.
Материал и методы. Изучали детей начальных классов в возрасте 9-10 лет областного центра Магадана и отдаленного районного города Магаданской области - Сусумана. Обследованы 100 мальчиков и 90 девочек. Применяли методику многомерной оценки детской тревожности (10 шкал).
Результаты. Исследования показали, что младшие школьники Магадана более тревожны, чем школьники Сусумана. У мальчиков Магадана тревожность выше, чем у мальчиков Сусумана (р<0,05) по 3 шкалам: во взаимоотношениях с учителями (шкала 4), в ситуациях самовыражения (шкала 7) и при проверке знаний (шкала 8). У девочек Магадана по сравнению с девочками Сусумана значимо (р<0,05) более высокие значения по шкалам 3, 6, 10 (тревога в связи с оценкой окружающих и успеваемостью, повышенная вегетативная реактивность, связанная с тревогой). Среди высокотревожных групп мальчиков и девочек Магадана и Сусумана самыми уязвимыми были мальчики Сусумана. У них значительно преобладают (р<0,05) показатели по шкалам «общая тревожность» (1), «тревога в отношениях с родителями» (5), «психофизиологические и психовегетативные тревожные реагирования в стрессогенных ситуациях» (9, 10).
Заключение. Результаты нашей работы позволяют шире увидеть особенности проявления тревожности у современных младших школьников-северян в зависимости от условий и места проживания, понять характер тревожности, связанный со школой, оценить, какая сфера личности ребенка наиболее нуждается в коррекции.
Ключевые слова: детская тревожность, младшие школьники, Север
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Бартош О.П., Бартош Т.П., Мычко М.В. Особенности тревожности детей младшего школьного возраста в разных городах Магаданской области // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2020. Т. 16, № 3. С. 5-14. 001: https://doi.org/10.33029/1816-2134-2020-16-3-5-14 Статья поступила в редакцию 20.07.2020. Принята в печать 07.09.2020.
Bartosh O.P., Bartosh T.P., Mychko M.V.
Scientific Research Center "Arktika" of the Far Eastern department of the Russian Academy of Sciences, 685000, Magadan, Russian Federation
Child anxiety at primary school age observed in different cities of Magadan region
In the North, it is of special importance to maintain and strengthen the health of children under the range of social, climatic and geographical factors. Children with high school-related anxiety are at risk of desadaptation.
The aim of the research was to study child anxiety in primary school students of the cities of Magadan and Susuman.
Material and methods. The studied were primary school children, 100 boys and 90 girls, aged 9-10 residing in the regional center of Magadan and
the remote town of Magadan Region, Susuman. The Children Form of Anxiety Assessment Scale CMAS (10 scales) was used.
Results. The study has shown that, in general, the primary school children of the city of Magadan are more anxious than those of Susuman.
The boys from Magadan proved to have higher anxiety than the boys from Susuman (p<0.05) through the three scales: Anxiety of relations with
teachers (Scale 4), Anxiety in situations of self-expression (Scale 7) and Anxiety in situations of knowledge testing (Scale 8). As for the girls, in
the city of Magadan, they also tended to be significantly (p<0.05) more anxious compared with the examined girls of Susuman through Scale 3, 6,
and 10 (Anxiety caused by estimation by surrounding people, Anxiety related to success in studying, and Anxiety-caused increase in autonomic
reactivity).
Among all the revealed anxious subjects, both boys and girls from both cities of Magadan and Susuman, the most vulnerable were boys from Susuman. They demonstrated the highest (p<0.05) indicators through Scales 1, 5: General anxiety, Anxiety of relations with parents, as well as psychophysiological and psycho-autonomic anxiety reactions in stressful situations (9, 10).
Conclusion. Our study has resulted in wider understanding the anxiety profiles in modern primary schoolchildren living in the North depending on the conditions and place of residence, the nature of anxiety in association with the school and helped to assess which area of the child's personality needs most correction.
Keywords: child anxiety, primary schoolchildren, north of Russia
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.
For citation: Bartosh O.P., Bartosh T.P., Mychko M.V. Child anxiety at primary school age observed in different cities of Magadan region. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2020; 16 (3): 5-14. DOI: https://doi.org/ 10.33029/1816-2134-2020-16-3-5-14 (in Russian) Received 20.07.2020. Accepted 07.09.2020.
На состояние здоровья детей оказывают влияние как экономические и эколого-биоклиматические условия проживания, так и социально-психологические особенности среды и специфика образа жизни [1]. Отмечаются многолетняя тенденция снижения уровня популяцион-ного здоровья детей, рост заболеваний по основным классам болезней, увеличение числа детей с хронической патологией [2]. К ведущим нарушениям здоровья у школьников с тенденцией к увеличению распространенности относятся нервно-психические расстройства [3, 4]. Особенно актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей Севера, которые подвергается влиянию целого комплекса социальных и климато-географических факторов. Специфическими условиями Северо-Востока России являются низкие температуры, резкие и значительные перепады атмосферного давления, значительные колебания влажности, сильные
ветры, острый дефицит медицинских кадров, удаленность от Центральной России и др. В этой связи прогрессируют рост хронических заболеваний, развитие экозави-симых заболеваний, детских неврозов [5]. Возникновению и развитию психосоматических расстройств у детей способствует стабильность повышенного уровня тревожности, которая у школьников часто связана со страхами и переживаниями, возникающими при школьном обучении [6, 7]. Ухудшение психического и соматического здоровья значительно увеличивает нагрузки на центральную нервную систему, способствуя дисгармоничному функционированию головного мозга [8]. А в условиях Севера на растущий организм действует целый комплекс факторов. Исследователи показали, что у высокотревожных детей-северян более высокие энергозатраты головного мозга [9, 10].
Группу риска по дезадаптации составляют дети с повышенной школьной тре-
вожностью [11], а это почти треть всех учеников. По данным исследователей [12], причинами тревожности чаще всего являются ситуации школьного обучения, страх при проверке знаний, ситуации самовыражения, рассогласование требований школы и семьи, авторитарный стиль воспитания и педагогической деятельности, низкая физиологическая устойчивость к стрессу и многое другое. Также исследователи отмечают, что увеличение тревожности младших школьников связано с повышением требований современной системы образования, снижением уровня познавательного интереса, которое отмечают большинство учителей, а также с трудностями в эмоциональной сфере [7]. Особенно актуально сохранение психического здоровья и благополучия детей в современном гиперинформационном обществе [14, 15]. Перенапряжение нервной системы может выражаться в нарушениях внимания, памяти, снижении работоспособности, а также в повышенной утомляемости, неблагополучии ребенка в различных сферах деятельности [16], либо видимое благополучие достается ребенку ценой его здоровья. Поэтому при разработке и проведении профилактических мероприятий важно учитывать все факторы, влияющие на формирование здоровья детей. В этой связи актуальны исследования подрастающего поколения в различных климато-географических и социально-экономических районах Северо-Востока России.
Цель исследования - изучить особенности детской тревожности у младших школьников Магадана и Сусумана.
Материал и методы
Исследование было проведено в общеобразовательных школах Магаданской области в весенний период (март). Магадан и Сусуман отличаются социально-экономическими и климатическими условиями. Расстояние Магадан-Сусуман по трассе составляет 626 км, а по прямой - 385 км.
Для Магадана характерен субарктический климат с чертами морского. Зима длительная и холодная, смягчаемая Охотским морем. Лето короткое и прохладное с частыми ветрами. Климат в Сусумане суровый, влажный континентальный с сухой зимой и теплым летом. Численность населения Магадана на 2019 г. - 91 781 человек, Сусумана - 4588 человек.
Применяли методику многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) [17], которая рекомендуется для оценки уровня и характера тревожности у детей и подростков. Структура многомерной оценки МОДТ включает 10 шкал, позволяющих дать дифференцированную оценку тревожности личности: 1 - общая тревожность; 2 - тревога во взаимоотношениях со сверстниками; 3 - тревога в связи с оценкой окружающих; 4 - тревога во взаимоотношениях с учителями; 5 - тревога во взаимоотношениях с родителями; 6 - тревога, связанная с успешностью в обучении; 7 - тревога, возникающая в ситуациях самовыражения; 8 - тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний; 9 - снижение психической активности, связанное с тревогой; 10 - повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой. Выделяют совокупный интегральный показатель тревожности (ИПТ) -сумму баллов по шкалам опросника. К высокотревожным относили детей, у которых ИПТ превышал 50 баллов.
Дизайн исследования. I этап. Изучали мальчиков и девочек начальных классов областного центра Магадана и отдаленного районного города Магаданской области Сусумана. В группу мальчиков (n=100) вошли магаданские школьники (n=61; 9,9±0,10 года) и сусуманские (n=39; 10,0±0,13 года). Группу девочек (n=90) составили школьницы Магадана (n=47; 9,9±0,10 года) и Сусумана (n=43; 9,8±0,10 года).
II этап. Из всех обследуемых школьников Магадана и Сусумана выделили детей с высокой тревожностью (ИПТ >50 баллов). Среди магаданских школьников выявлено
45 высокотревожных детей (24 мальчика и 21 девочка), в сусуманской выборке -21 (9 мальчиков и 12 девочек).
Полученные данные были статистически обработаны с помощью программного пакета 81а11э11оа 6.0. Данные представлены в виде средней арифметической и ее ошибки (M±m), медианы (Me) и интерквартильного размаха в виде 25-го и 75-го процентилей Me (С25; С75). Различия считали статистически значимыми при р<0,05. Для проверки статистической гипотезы разности значений использовали критерии Вилкоксона для двух зависимых выборок, критерий Стьюдента для двух независимых групп.
Диагностику проводили в первую половину дня в соответствии с принципами Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (протокол заседания комиссии по биоэтике ФГБУН «Институт биологических проблем Севера» ДВО РАН № 1 от 29.03.2019). Родители учащихся были информированы о целях исследования, в установленном порядке от них было получено информированное добровольное согласие.
Результаты и обсуждение
При сравнении мальчиков и девочек Магадана по показателям детской тре-
вожности значимых гендерных отличий не обнаружено. Среди школьников Сусумана девочки отличаются от мальчиков более высоким показателем тревожности, возникающей в ситуациях проверки знаний (шкала 8). Девочки более, чем мальчики, испытывают страх перед публичной демонстрацией своих знаний.
Сравнительный анализ младших школьников, проживающих в Магадане и Сусу-мане, показал различия в профиле тревожности среди мальчиков и девочек. Как видно на рис. 1, показатели тревожности у мальчиков Магадана выше, чем у мальчиков Сусумана, они значимо отличаются по трем шкалам 4, 7, 8 (рис. 1).
Магаданские мальчики чаще, чем су-суманские, проявляют тревогу (р<0,05) во взаимоотношениях с учителями (шкала 4). Вероятнее всего, у этих детей есть конфликтные ситуации, они напряжены при общении с отдельными учителями. Такие мальчики остро реагируют на несправедливость учителя при довольно высокой школьной мотивации. Конечно же, повышенная тревога при общении с учителями может негативно сказываться на успешности обучения в целом, и школьные оценки могут являться дополнительным источником волнения и страха.
Также мальчики Магадана по сравнению с мальчиками Сусумана более тревожны
Балл 61 54321 -
1
1
Й
1
1
4 5 6 7 ■ Магадан □ Сусуман
Рис. 1. Структура тревожности у мальчиков Магадана и Сусумана Здесь, на рис. 2 и в таблице: * - значимые отличия. 8 Репродуктивное здоровье детей и подростков / Том 16. № 3, 2020
Й
[Ьт
0
Балл
7-|
654321-
н
й
1
N. й
1
Й1
1
4 5 ■ Магадан
6 7 □ Сусуман
10
Рис. 2. Структура тревожности у девочек Магадана и Сусумана
0
^<0,05) в ситуациях самовыражения (шкала 7), когда необходимо продемонстрировать свои возможности. В таких ситуациях легче избегать случаев, связанных с новым опытом взаимоотношений с окружающими, ребенок проявляет нерешительность, зажатость. Проведенный нами корреляционный анализ показал, что именно тревога, возникающая в ситуациях самовыражения, тесно связана со всеми структурами школьной тревожности -шкалами МОДТ (г=0,76-0,93; p<0,01). Именно страх самовыражения и неуверенность в себе лежат в основе школьной тревожности. В связи с этим ученик намеренно стремится избегать случаев, связанных с новым опытом, безынициативен и зависим [17].
Самая высокая тревога у магаданских мальчиков проявляется в ситуациях проверки знаний (шкала 8) (см. рис. 1). Тревогу, связанную со школьным обучением, в ситуациях проверки знаний у младших школьников отмечают многие исследователи [12, 13]. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. Неосторожность в оценочных суждениях учителя способна усугубить повышенную ранимость ребенка. Итак, магаданские мальчики более тревожны ^<0,05) во взаимоотно-
шениях с учителями, в ситуациях самовыражения и проверки знаний по отношению к своим сусуманским сверстникам.
Исследование структуры тревожности девочек Магадана по сравнению с девочками Сусумана (рис. 2) показало, что у них значимо ^<0,05) более высокие значения по трем шкалам МОДТ (3, 6, 10).
Девочки Магадана больше, чем их сверстницы из Сусумана, переживают за оценку окружающих (шкала 3). Так, в группе магаданок медиана и интер-квартильный размах (С25; С75) составили 5,0 (4,0; 7,0), а у сусуманок - 4,0 (3,0; 6,0) ^<0,05). Несовместимость разных систем требований учителей и родителей и страх не соответствовать их ожиданиям являются источниками напряженности, провоцируют развитие тревожных реакций. По шкале 6 (тревога, связанная с успеваемостью) девочки Магадана также более тревожны. Девочки Сусумана менее тревожные в ситуациях школьного обучения, испытывают меньший страх перед чем-то новым, хотя тоже имеют довольно высокий фоновый показатель. Также магаданок отличает повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой (шкала 10). У школьниц с повышенной вегетативной реактивностью высока вероятность развития психосоматического реагирования
на тревожный фактор среды. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, желудочно-кишечных расстройствах и нарушениях функционирования сердечно-сосудистой системы, в головных болях и аллергических реакциях накануне стрессогенных ситуаций или после них [17].
Таким образом, девочки Магадана более тревожны по сравнению со своими сверстницами из Сусумана в связи с оценкой окружающих, у них чаще проявляется тревога, связанная с успеваемостью. У них мотивация избегания неудач преобладает над мотивацией достижения успеха, а также им больше свойственна повышенная вегетативная реактивность, связанная с тревогой.
На следующем этапе мы выделили из всех обследуемых школьников Магадана и Сусумана детей с высокой тревожностью. В более крупном областном центре Магадане количество тревожных детей среди младших школьников оказалось выше (42%), чем в маленьком удаленном городе Сусумане (26%).
Исследование гендерных различий у детей с высокой тревожностью обследуемых городов по шкалам МОДТ показало следующие особенности. Так, среди высокотревожных детей Магадана достоверных гендерных отличий не обнаружено, в то время как среди высокотревожных детей Сусумана мальчики значимо более тревожны, чем девочки, по шкалам 5, 9, 10 (р<0,05).
Сравнительный анализ высокотревожных девочек Магадана и Сусумана не выявил значимых различий по шкалам опросника МОДТ. В то время как сравнение высокотревожных мальчиков Магадана и Сусумана показало значимо высокие баллы у сусуманцев по шкалам 1, 5, 9, 10 опросника (р<0,05) и ИПТ (см. таблицу).
Согласно методике [17], повышенная общая тревожность (шкала 1) у ребенка проявляется ощущением внутреннего дискомфорта, сниженным фоном настроения,
напряженностью, беспокойством по поводу своих возможностей. Шкала 5 отражает тревогу в отношениях с родителями. Известно, что характер тревожного реагирования ребенка связан с оценкой родителей и его отношением к ребенку, требовательностью родителей к учебной деятельности, а также зависит от типа детско-роди-тельских отношений [18]. Шкалы 9 и 10 отражают особенности психофизиологического и психовегетативного тревожного реагирования ребенка в стрессогенных ситуациях: высокотревожных мальчиков Сусумана более, чем девочек Сусумана и мальчиков Магадана, отличают признаки астении, особенно в ответ на тревожный фактор среды. У таких школьников сома-товегетативные расстройства часто характеризуются хроническим течением [17].
Исследования других авторов показывают, что у младших школьников большинство страхов (48%) связано с результатами учебной деятельности и может быть связано как с повышенными требованиями родителей, так и с индивидуальным стилем учителей (дидактогенией) [18, 19].
В нашем исследовании прослеживается тенденция высокой тревожности при взаимодействии с учителями у мальчиков Магадана. Возможно, в более крупном городе больше проявляется конкуренция между школами, у учителей завышенные требования к ребенку, не учитывающие индивидуальные особенности, что увеличивает напряжение учащихся и приводит к усилению тревожности.
У высокотревожных мальчиков Сусу-мана более выражена тревога в отношениях с родителями, чем у высокотревожных мальчиков Магадана. Как отмечает В.М. Поляков [20], в маленьких поселениях формирование эмоциональной сферы ребенка происходит на фоне относительной социальной (семейной) депривации и слабости эмоциональных контактов, затрудняющих решение возникающих у ребенка внутренних проблем. Также показано, что самый высокий процент агрессивных и тре-
Показатели детской тревожности у высокотревожных мальчиков Магадана и Сусумана (Me, 25-й; 75-й процен-тиль; M±m)
Шкалы МОДТ, балл Ме (С25; С75) г. Магадан, г. Сусуман М±т Рм-с {-критерий Стьюдента
Общая тревожность 6,1 (5,0; 7,0) 7,0 (7,0; 10,0)* 6,0±0,27 7,6±0,73 ?=2,04 p<0,05
Тревога во взаимоотношениях со сверстниками 5,5 (4,0; 7,0) 6,0 (5,0; 8,0) 5,5±0,41 6,4±0,69 ?=1,18
Тревога в связи с оценкой окружающих 7,0 (6,0; 7,0) 8,0 (7,0; 9,0) 6,7±0,32 7,9±0,51 ^=1,96
Тревога во взаимоотношениях с учителями 6,0 (4,0; 6,0) 6,0 (5,0; 6,0) 5,3±0,32 5,7±0,58 t=0,50
Тревога во взаимоотношениях с родителями 4,0 (4,8; 7,0) 8,0 (6,0; 8,0) * 5,6±0,42 7,3±0,55 t=2,46; p<0,05
Тревога, связанная с успешностью в обучении 6,0 (4,0; 7,0) 6,0 (5,0; 8,0) 6,0±0,38 6,2±0,55 t=0,40
Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения 6,5 (5,8; 7,0) 8,0 (5,0; 8,0) 6,3±0,29 7,0±0,69 t=0,90
Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний 7,0 (6,0; 7,3) 8,0 (4,0; 9,0) 6,7±0,30 6,7±0,91 t=0,00
Снижение психической активности, связанное с тревогой 5,0 (4,0; 7,0) 7,0 (6,0; 8,0) * 5,7±0,38 7,1 ±0,42 t=2,54; p<0,05
Повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой 5,0 (5,0; 6,0) 7,0 (6,0; 8,0)* 5,4±0,33 6,9±0,54 t=2,32; p<0,05
ИПТ 59,5 (53,8; 63,0) 67,0 (60,0; 77,0)* 59,2±1,49 69,0±2,80 t=2,2; p<0,05
Примечание. МОДТ - многомерная оценка детской тревожности; ИПТ - интегральный показатель тревожности.
вожных детей обнаружен в семьях с такими типами детско-родительских взаимоотношений, как авторитарная гиперсоциализация и низкий уровень кооперации в семье, где дети не удовлетворены атмосферой в семье и своим местом в ней [18]. Возможно, именно такая ситуация складывается в отдаленном маленьком северном городе Сусумане, где социально-экономическое состояние не вполне благополучно и некоторые семьи с детьми от этого страдают.
Заключение
Таким образом, наши исследования показали, что уровень тревожности по гендерному признаку у младших школьников Магадана и Сусумана отличается незначительно. В целом, младшие школьники Магадана тревожнее, чем школьники
Сусумана. Также количество тревожных младших школьников выше в Магадане. Однако более детальное рассмотрение позволило нам увидеть, что среди высокотревожных мальчиков и девочек Магадана и Сусумана самой уязвимой группой являются мальчики Сусумана (р<0,05). Вышесказанное свидетельствует об относительном психологическом благополучии младших школьников городов Северо-Востока России, отличающихся своими особенностями (в каждом поселении) и находящихся в разных социально-экономических и климатических условиях.
Результаты нашей работы позволяют шире увидеть особенности проявления тревожности у современных младших школьников в зависимости от условий и места проживания, понять характер тре-
вожности, связанный со школой, и оценить, какая сфера личности ребенка наиболее нуждается в коррекции. Кроме того, результаты исследования могут быть
использованы для прогнозирования возможных отклонений эмоционального состояния в различные периоды онтогенеза и организации школьного процесса.
Сведения об авторах
Бартош Ольга Петровна (Olga P. Bartosh) - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН НИЦ «Арктика» ДВО РАН (Магадан, Российская Федерация) E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-0211 -1188
Бартош Татьяна Петровна (Tatiana P. Bartosh) - кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, доцент ФГБУН НИЦ «Арктика» ДВО РАН (Магадан, Российская Федерация)
E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-4993-5969
Мычко Марина Валерьевна (Marina V. Mychko) - младший научный сотрудник ФГБУН НИЦ «Арктика» ДВО РАН (Магадан, Российская Федерация) E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-0288-6154
Литература
1. Кику П.Ф., Ярыгина М.В., Горборукова Т.В., Бе-ниова С.Н. Влияние социально-гигиенических факторов среды обитания биоклиматических зон Приморского края на здоровье детей и подростков // Экология человека. 2016. № 4. С. 9—13.
2. Шавалиев Р.Ф., Файзуллина Р.А., Вильданов И.Х., Мальцев С.В., Яруллина Г.Р., Леухин Р.В. и др. Состояние здоровья и приверженность здоровому образу жизни современных школьников // Вопросы детской диетологии. 2018. № 1. С. 18-25. DOI: https://doi.org/ 10.20953/1727-5784-2018-1-18-25
3. Beesdo K., Knappe S., Pine D. Anxiety and anxiety disorders in children and adolescents: developmental issues and implications for DSM-V // Psychiatr. Clin. North Am. 2009. Vol. 32, N 3. P. 483-424. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.psc.2009.06.002
4. Кучма В.Р., Сухарева М.Л., Рапопорт И.К., Шубоч-кина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популя-ционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96, № 10. С. 990-995. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995
5. Хаснулин В.И., Хаснулин П.В. Современные представления о механизмах формирования северного
стресса у человека в высоких широтах // Экология человека. 2012. № 1. С. 3-11.
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2000. 304 с.
7. Рудомазина В.М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8, № 1. C. 76-85. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080107
8. Сидорова Е.В., Антонова И.В., Подоплекин А.Н., Панков М.Н., Грибанов А.В. Нейроэнергометабо-лизм у детей младшего школьного возраста с агрессивным поведением // Экология человека. 2015. № 2. С. 51-56.
9. Грибанов А.В., Нехорошкова А.Н., Депутат И.С., Панков М.Н., Кожевникова И.С. Церебральный энергометаболизм у детей-северян с высоким уровнем тревожности // Якутский медицинский журнал. 2019. Т. 4, № 68. С. 86-88. DOI: https://doi.org/10.25789/ YMJ.2019.68.24
10. Stuijfzand S., Creswell C., Field A.P., Pearcey S., Dodd H. Research Review: Is anxiety associated with negative interpretations of ambiguity in children and adolescents? A systematic review and meta-analysis // J. Child Psychol.
Psychiatry. 2017. Vol. 59, N 11. P. 1127-1142. DOI: https://
doi.org/10.1111/jcpp.12822
11. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К. Психофизиологические и поведенческие показатели школьной тревожности // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 1. С. 59-68. DOI: https://doi.org/10.17759/ pse.2015200107
12. Гуров В.А., Казин Э.М., Белоногова Е.В. Динамика некоторых показателей психофизиологического развития младших школьников во взаимосвязи с уровнем и структурой тревожности // Валеология. 2014. № 2. С. 11-17.
13. Демидова И.Г. Особенности личностной тревожности у детей младшего подросткового возраста [Электронный ресурс] // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 2. С. 76-81. URL: http://naukavestnik.ru/ doc/2020/2/Demidova.pdf DOI: https://doi.org/10.5281/ zenodo.3744297
14. Кучма В.Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96, № 11. С. 1059-1063. DOI: https://doi. org/10.18821/0016-9900-2017-96-11-1059-1063
References
1. Kiku P.F. Yarygina M.C., Gorborukova T.C., Beniowa S.N. Associations between sociohygienic factors on health of children and adolescents in Primorsky kray. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2016; (4): 9—13. (in Russian)
2. Shavaliev R.F., Faizullina R.A., Vil'danov I.H., Maltsev S.V., Yarullina G.R., Leuhin R.V., et al. The state of health and adherence to healthy living of modern schoolchildren. Voprosy detskoy dietologii [Problems of Pediatric Nutrition]. 2018; (1): 18-25. DOI: https://doi.org/ 10.20953/1727-5784-2018-1-18-25 in Russian)
3. Beesdo K., Knappe S., Pine D. Anxiety and anxiety disorders in children and adolescents: developmental issues and implications for DSM-V. Psychiatr Clin North Am. 2009; 32 (3): 483-24. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.psc.2009.06.002
4. Kuchma V.R., Sukhareva M.L., Rapoport I.K., Shuboch-kina E.I., Skoblina N.A., Milushkina O.Yu. Population health of children, risks health and sanitary and epidemio-logical wellbeing of students: problems, ways of solutions and technology of the activity. Gigiena i sanitariya [Hygiene and Sanitation]. 2017; 96 (10): 990-5. DOI: https://
15. Hoge E., Bickham D., Cantor J. Digital media, anxiety, and depression in children // Pediatrics. 2017. Vol. 140, suppl. 2. P. 76-80. https://doi.org/DOI: 10.1542/peds.2016-1758G
16. Бартош О.П., Бартош Т.П., Мычко М.В. Динамика функции внимания в онтогенезе детей начальных классов Северо-Востока России // Экология человека. 2018. № 6. С. 32-39. DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2018-6-32-38
17. Ромицына Е.Е. Многомерная оценка детской тревожности : учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург : Речь, 2006. 112 с.
18. Галкова К.М. Специфика агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста в семьях с разными детско-родительскими отношениями // Вестник психофизиологии. 2015. № 3. С. 64-69.
19. Пургина А.А., Онуфриева В.В. Коррекция тревожности младших школьников // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 700-702. URL: https://moluch.ru/ archive/87/16957/
20. Поляков В.М. Развитие высших психических процессов в городской и сельской популяциях детей // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 9-16.
doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995 in Russian)
5. Khasnulin V.I., Khasnulin P.V. Modern understanding of the mechanisms of the northern stress formation in a man at high latitudes. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2012; (1): 3-11. (in Russian)
6. Prikhozhan A.M. Child and adolescent anxiety: psychic nature and age-related dynamics. Moscow: MPSI; Voronezh: MODEK, 2000: 304 p. (in Russian)
7. Rudomazina V.M. Contemporary Picture of Anxiety Manifestations in Children of Primary School Age. Psikho-logicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru [Psychological Science and Education psyedu.ru]. 2015; 7 (4): 76-85. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080107 (in Russian)
8. Sidorova E.V., Antonova I.V., Podoplekin A.N., Pankov M.N., Gribanov A.V. Neuroenergometabolism in primary school-aged children with aggressive behavior. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2015; (2): 51-6. (in Russian)
9. Gribanov A.V., Nekhoroshkova A.N., Deputat I.S., Pan-kov M.N., Kozhevnikova I.S. Cerebral energy metabolism
in children with high level of anxiety. Yakutskiy medit-sinskiy zhurnal [Yakut Medical Journal]. 2019; 4 (68): 86-8. DOI: https://doi.org/10.25789/YMJ.2019.68.24 (in Russian)
10. Stuijfzand S., Creswell C., Field A.P., Pearcey S., Dodd H. Research Review: Is anxiety associated with negative interpretations of ambiguity in children and adolescents? A systematic review and meta-analysis. J Child Psychol Psychiatry. 2017; 59 (11): 1127-42. DOI: https://doi.org/ 10.1111/jcpp.12822
11. Tarasova S.Yu., Osnitskiy A.K. Physiological and behavioral indicators of school anxiety. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2015; Vol. 20 (1): 59-68. DOI: https://doi.org/10.17759/ pse.2015200107 (in Russian)
12. Gurov V.A, Kazin E.M, Belonogova E.V. Dynamics of some parameters of psychophysiological development of younger schoolboys interrelating on the level and structures of anxiety. Valeologiya [Valeology]. 2014; (2): 11-7. (in Russian)
13. Demidova I.G. Features of personal anxiety in early teens. Gumanitarniy nauchniy vestnik [Humanitarian Scientific Bulletin]. 2020; (2): 76-81. URL: http://naukavestnik.ru/ doc/2020/2/Demidova.pdf DOI: https://doi.org/10.5281/ zenodo.3744297 (in Russian)
14. Kuchma V.R. The minimization of the impact of information and communication technologies on the health
and well-being of children. Gigiena i sanitariya [Hygiene and Sanitation]. 2017; 96 (11): 1059-63. DOI: https:// doi.org/10.18821 /0 016-9900-2017-96-11-1059-1063 (in Russian)
15. Hoge E., Bickham D., Cantor J. Digital media, anxiety, and depression in children. Pediatrics. 2017; 140 (2): 76-80. https://doi.org/DOI: 10.1542/peds.2016-1758G
16. Bartosh O.P., Bartosh T.P., Mychko M.V. The attention function dynamics in ontogenesis of primary school pupils in Russia's North-East. Ekologiya cheloveka [Human Ecology]. 2018; (6): 32-9. DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2018-6-32-38 (in Russian)
17. Romitsyna E.E. Multidimensional estimation of child anxiety. Educational and methodical manual. Saint Petersburg: Rech', 2006: 112 p. (in Russian)
18. Galkova K.M. The specificity of aggressiveness and anxiety in children of primary school age in families with different child-parent relations. Vestnik psykhofiziologii [Bulletin of Psychophysiology]. 2015; (3): 64-9. (in Russian)
19. Purgina A.A., Onufrieva V.V. Correction of anxiety of primary school children. Molodoy uchoniy [Young Scientist]. 2015; 7 (87): 700-2. URL: https://moluch.ru/ archive/87/16957/ (in Russian)
20. Polyakov V.M. Development of higher mental processes in urban and rural populations of children. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural and Historical Psychology]. 2008; (1): 9-16. (in Russian)