Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ К БОЛЕЗНИ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ К БОЛЕЗНИ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ / РОДИТЕЛИ / МАТЬ / ОТЕЦ / СЕМЬЯ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / РАС / СТЕПЕНЬ АУТИЗМА / СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пустовая Алина Владимировна, Пустовая Евгения Николаевна, Гуткевич Елена Владимировна

Целью исследования является изучение и сравнение психологических особенностей отношения матерей и отцов детей с расстройствами аутистического спектра к аутистическим проявлениям, уровню развития социальных навыков и болезни своих детей. Задачи: проанализировать степень выраженности аутистических проявлений и уровень развития социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра с точки зрения матерей и отцов; определить типы отношений матерей и отцов к болезни; выявить взаимосвязи между отношением к болезни, аутистическими проявлениями и уровнем развития социальных навыков детей с расстройствами аутистического спектра у матерей и отцов. Результаты: большинство матерей (63,1%) отнесли своих детей к категории «тяжелый аутизм», выделяя при этом сложности ребенка в двигательной и моторной сферах, отсутствие осмысленной речи, чрезмерную активность или пассивность ребенка. 55,0% обследованных отцов также отнесли своих детей к категории «тяжелый аутизм», но чаще выделяя сложности эмоциональных проявлений. Тревога, интернальность и общая напряженность характерны для матерей, нозогнозия - для отцов. Выводы: выявленные особенности отношения матерей и отцов к болезни ребенка могут служить перспективой дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пустовая Алина Владимировна, Пустовая Евгения Николаевна, Гуткевич Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL ATTITUDE OF MOTHERS AND FATHERS TO THE DISEASE IN FAMILIES WITH A CHILD WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

The purpose of the study is to study and compare the psychological characteristics of the attitude of mothers and fathers of children with autism spectrum disorders to autistic manifestations, the level of development of social skills and the disease of their children. Tasks: to evaluate the severity of autistic symptoms and level of development of social skills in children from the perspective of mothers and fa thers; to determine the attitude of mothers and fathers to the disease; to identify the relationship between attitudes to the disease, symptoms of autism and social development of the child from mothers and fathers. Results: the majority of mothers (63.1%) classified their children as “severe autism”, highlighting the child's difficulties in the motor areas, lack of meaningful speech, excessive activity or passivity of the child. 55.0% of the surveyed fathers also classified their children as “severe autism”, but more often highlighting the complexity of emotional manifestations. Anxiety, internality, and general tension are characteristic of mothers, while nozognosiya is characteristic of fathers. Conclusions: The revealed features of the attitude of mothers and fathers to the child's disease can serve as a prospect for further research.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ К БОЛЕЗНИ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

ercise, Vol.45, https://doi.Org/10.1016/j.psychsport.2019.101571. Контактная информация: angesik@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2021

УДК 159.9.072-055.52: 616.896-053.2

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ К БОЛЕЗНИ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Алина Владимировна Пустовая, аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет; Евгения Николаевна Пустовая, кандидат психологических наук, психолог, Психолого-дефектологический центр «Мир семьи», г. Новосибирск; Елена Владимировна Гуткевич, доктор медицинских наук, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского центра Российской академии наук

Аннотация

Целью исследования является изучение и сравнение психологических особенностей отношения матерей и отцов детей с расстройствами аутистического спектра к аутистическим проявлениям, уровню развития социальных навыков и болезни своих детей. Задачи: проанализировать степень выраженности аутистических проявлений и уровень развития социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра с точки зрения матерей и отцов; определить типы отношений матерей и отцов к болезни; выявить взаимосвязи между отношением к болезни, аутистически-ми проявлениями и уровнем развития социальных навыков детей с расстройствами аутистического спектра у матерей и отцов. Результаты: большинство матерей (63,1%) отнесли своих детей к категории «тяжелый аутизм», выделяя при этом сложности ребенка в двигательной и моторной сферах, отсутствие осмысленной речи, чрезмерную активность или пассивность ребенка. 55,0% обследованных отцов также отнесли своих детей к категории «тяжелый аутизм», но чаще выделяя сложности эмоциональных проявлений. Тревога, интернальность и общая напряженность характерны для матерей, нозогнозия - для отцов. Выводы: выявленные особенности отношения матерей и отцов к болезни ребенка могут служить перспективой дальнейших исследований.

Ключевые слова: отношение к болезни, родители, мать, отец, семья, расстройства аутистического спектра, РАС, степень аутизма, социальные навыки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p415-421

FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL ATTITUDE OF MOTHERS AND FATHERS TO THE DISEASE IN FAMILIES WITH A CHILD WITH AUTISM SPECTRUM

DISORDERS

Alina Vladimirovna Pustovaya, the post-graduate student, National Research Tomsk State University; Evgeniya Nikolaevna Pustovaya, the candidate of psychological sciences, psychologist, Psychological andDefectological Center "World of Family"; Elena Vladimirovna Gutkevich, the doctor of medical sciences, professor, National Research Tomsk State University, leading researcher, Tomsk National Research Medical Center of Russian Academy of Sciences Mental Health Research Institute

Abstract

The purpose of the study is to study and compare the psychological characteristics of the attitude of mothers and fathers of children with autism spectrum disorders to autistic manifestations, the level of development of social skills and the disease of their children. Tasks: to evaluate the severity of autistic symptoms and level of development of social skills in children from the perspective of mothers and fa-

thers; to determine the attitude of mothers and fathers to the disease; to identify the relationship between attitudes to the disease, symptoms of autism and social development of the child from mothers and fathers. Results: the majority of mothers (63.1%) classified their children as "severe autism", highlighting the child's difficulties in the motor areas, lack of meaningful speech, excessive activity or passivity of the child. 55.0% of the surveyed fathers also classified their children as "severe autism", but more often highlighting the complexity of emotional manifestations. Anxiety, internality, and general tension are characteristic of mothers, while nozognosiya is characteristic of fathers. Conclusions: The revealed features of the attitude of mothers and fathers to the child's disease can serve as a prospect for further research.

Keywords: attitude to the disease, parents, mother, father, family, autism spectrum disorders, ASD, degree of autism, social skills.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время отмечается увеличение количества зарегистрированных случаев аутизма в детской популяции, в том числе тяжелых, инвалидизирующих. Так, в распространенности инвалидности, обусловленной психическими заболеваниями, расстройства аутистического спектра (РАС) составляют 54,8% среди детских психозов [1].

Нарушения жизненного цикла семьи больного ребенка приводят к фрустрации привычных способов функционирования семьи, поскольку в семье уже сложились определенные взаимоотношения между супругами и выработались определенные детско-родительские отношения [4]. Для многих семей характерно повышенное внимание к здоровью ребенка, личностные нарушения членов семьи на фоне хронического стресса, тенденция к социальной изоляции и другие изменения, что способствует снижению адапти-рованности аутичных детей [3, 8].

Отношение матерей и отцов к детям с аутизмом имеет противоречивую структуру, характеризуется различными эмоциональными и поведенческими компонентами [5, 6, 11]. При этом система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, продуктом этих отношений является сформированная личность ребенка [9]. Но многие родители детей с РАС мало информированы об особенностях этого психического расстройства, а некоторые даже приписывают расстройству мистическую природу. Непонимание сущности заболевания, неправильное оценивание уровня нарушений развития ребенка приводит к неадекватному предъявлению требований со стороны родителей и негативно влияет на стабилизацию течения психического заболевания и развития ребенка [2, 12].

Все вышеперечисленное показывает важность, многоаспектность и сложность изучаемых проблем, однако степень изученности психологических особенностей отношения родителей, в частности отдельно матери и отца, к заболеванию своих детей -аутизму, к конкретным аутистическим проявлениям, уровню развития социальных навыков остается недостаточной, хотя эти отношения необходимо рассматривать как значимый ресурс развития ребенка с РАС.

Цель изучить и сравнить психологические особенности отношения матерей и отцов детей с РАС к аутистическим проявлениям, уровню развития социальных навыков и болезни своих детей. Задачи: проанализировать степень выраженности аутистических проявлений и уровень развития социальных навыков у детей с РАС с точки зрения матерей и отцов; определить типы отношений матерей и отцов к болезни; выявить взаимосвязи между отношением к болезни, аутистическими проявлениями и уровнем развития социальных навыков детей с РАС у матерей и отцов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Выборку исследования составили 39 родителей 19 детей в возрасте от 3 до 4 лет, имеющих диагноз «Детский аутизм» (по диагностическим критериям МКБ-10 F84.0). Респонденты были разделены на две группы: в первую группу (I группа) вошли 19 матерей

(средний возраст 29,4±3,2), во вторую (II группа) - 20 отцов (средний возраст 31,3±3,5). 18 детей воспитывались в полных семьях, родители одного ребенка разведены (ребенок проживает с матерью и отчимом, биологический отец принимает участие в воспитании).

Для оценки родителями степени аутистических проявлений использовалась Шкала оценки степени детского аутизма (Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS), содержащая 15 пунктов [13]. Уровень развития социальных навыков детей оценивался родителями с помощью анкеты «Социограмма» (форма PAC S/P), состоящей из 181 пункта [10]. Для диагностики отношения взрослых членов семьи к болезни ребенка использовалась «Методика диагностики отношения к болезни ребенка» (ДОБР) [7]. Для всех показателей были рассчитаны среднее арифметическое отклонение, и среднее квадратичное отклонение различий в группах матерей и отцов. Статистическая обработка полученных данных проводилась при помощи пакета программ Statistica 6.0 с использованием параметрического t-критерия Стьюдента, статистически значимыми считались результаты не ниже уровня р <0,05. Для выявления взаимосвязей между показателями отношений родителей (матерей и отцов) к болезни ребенка, характеристиками аутистических проявлений и социального развития детей был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона (уровень значимости корреляций не ниже р<0,05), построены корреляционные плеяды.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При оценке выраженности аутистических проявлений 12 матерей и 11 отцов отнесли своих детей к категории «тяжелый аутизм»; 4 обследуемых I группы и 3 обследуемых II группы степень проявления аутизма у своих детей оценили от легкой до средней; к категории «нет аутизма» отнесли своих детей 3 матерей и 6 отцов (таблица 1).

Таблица 1 - Значения степени аутистических проявлений у детей по методике CARS в группах родителей___

Показатели степени проявления психического расстройства I группа, n= 19 II группа, n= 20

M±S M±S

1. Отношение к людям 2,55±0,68 2,36±0,74

2. Имитация 2,68±0,73 2,39±0,82

3. Эмоциональный ответ 2,65±0,62 2,57±0,94

4. Владение телом 2,76±0,71 2,44±0,79

5. Использование предметов 2,76±0,69 2,55±0,72

6. Адаптация к изменениям 2,76±1,00 2,53±0,79

7. Использование зрения (зрительный ответ) 2,39±0,87 2,23±0,93

8. Использование слуха (слуховой ответ) 2,47±0,65 2,10±0,73

9. Ответ и использование обоняния, осязания и вкуса 2,63±0,68 2,31±0,86

10. Нервозность и страхи 3,02±0,79 2,81±0,88

11. Вербальная коммуникация 3,10±0,73 2,97±0,90

12. Невербальная коммуникация 2,55±0,74 2,34±0,78

13. Уровень активности 2,50±0,88 2,28±0,85

14. Уровень и согласованность интеллектуального ответа 2,55±0,66 2,42±0,76

15. Общее впечатление 2,15±0,81 1,97±0,85

Примечание: М - среднее арифметическое отклонение; 8 - среднее квадратическое отклонение различий; п -число испытуемых. Уровень достоверности различий по всем шкалам в обеих группах р < 0,05.

В I группе выявлено достоверное увеличение значений 11 показателей по сравнению со значениями аналогичных показателей во II группе: имитация; владение телом; использование предметов; адаптация к изменениям; использование зрения (зрительный ответ); использование слуха (слуховой ответ); ответ и использование обоняния, осязания и вкуса; вербальная коммуникация; уровень активности; уровень и согласованность интеллектуального ответа; общее впечатление. Для II группы выявлено достоверное увеличение значений 4 показателей по сравнению со значениями аналогичных показателей в I группе: отношение к людям; эмоциональный ответ; нервозность и страхи; невербальная

коммуникация.

Для отцов показано достоверное увеличение всех показателей социального развития детей с РАС, таких как самообслуживание, восприятие и речь, социальная приспособленность и моторика, по сравнению с матерями (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели социального развития детей с РАС

Показатели социального развития I группа, п= 19 II группа, п= 20

М±8 М±8

Самообслуживание 25,84±5,41 26,89±6,29

Восприятие и речь 38,05±10,30 39,10±10,59

Социальная приспособленность 11,00±5,38 11,36±5,75

Моторика 34,42±8,63 34,57±10,10

Примечание: М - среднее арифметическое отклонение; 8 - среднее квадратическое отклонение различий; п -число испытуемых. Уровень достоверности различий р < 0,05 для обеих групп обследованных по всем шкалам.

В результате сравнительного исследования типов отношения родителей к болезни ребенка было установлено, что у матерей наблюдается достоверное увеличение значений показателей по сравнению с отцами по шкалам «Интернальность», «Тревога», «Контроль активности», «Общая напряженность», что свидетельствует о преобладании стремления к ограничению активности ребенка, тревожных реакций на болезнь ребенка, причины болезни воспринимаются как нечто, что они не могут контролировать и чем не могут управлять. Для отцов характерно неадекватное отношение к болезни ребенка, проявляющееся в преувеличении или преуменьшении тяжести болезни (увеличение значений показателей, по сравнению с показателями матерей, по шкале «Нозогнозия») (таблица 3).

Таблица 3 - Сравнение установок родителей детей с РАС

Родительские установки по отношению к болезни детей I группа, п= 19 II группа, п= 20

М±8 М±8

Интернальность 6,47±3,65** 5,00±2,47*

Тревога 8,05±3,92** 5,84±3,78**

Нозогнозия 5,73±2,78* 5,94±3,29**

Контроль активности 5,00±4,00* 4,26±2,76**

Общая напряженность 6,34±2,78** 5,20±1,60**

Примечание: М - среднее арифметическое отклонение; 8 - среднее квадратическое отклонение различий; п -число испытуемых. * - достоверно при р<0,01; ** - достоверно при р<0,05.

В ходе проведения корреляционного анализа между отношением родителей к болезни ребенка и характеристиками аутистических проявлений, социальным развитием детей для матерей (I группа) коэффициенты корреляции в целом имели положительные значения (при р <0,05) и варьировали от г=0,49 (социальная приспособленность; ответ и использование обоняния, осязания и вкуса) до г=0,85 (моторика; восприятие и речь). Установлено 38 статистически значимых и тесно взаимосвязанных между собой корреляционных связей отношения к болезни, характеристик аутистических проявлений и социального развития ребенка. Так, «Интернальность» как ведущая установка по отношению к болезни взаимосвязана с компонентами социального развития: самообслуживание (г=0,55), восприятие и речь (г=0,55); с установкой по отношению к болезни «Общая напряженность» (г=0,73). Статистически значимые взаимосвязи с аутистическими проявлениями не выявлены. «Нозогнозия» связана с компонентами социального развития: социальная приспособленность (г=0,53) и самообслуживание (г=0,54), а также с установкой по отношению к болезни «Общая напряженность» (г=0,78). Статистически значимые взаимосвязи с характеристиками аутистических проявлений не выявлены. С ведущей установкой по отношению к болезни ребенка «Контроль активности» были выявлены статистически значимые взаимосвязи с компонентами социального развития: восприятие и речь (г=0,50), социальная приспособленность (г=0,53); с характеристиками аутистических проявлений: невербальная коммуникация (г=0,50); с установкой по отношению к болезни «Общая напряженность» (г=0,78). Для матерей с ведущей установкой по отношению к

болезни ребенка «Общая напряженность» статистически значимые взаимосвязи были выявлены только с другими установками по отношению к болезни ребенка: «Интерналь-ность» (г=0,73), «Контроль активности» (г=0,78), «Нозогнозия» (г=0,78).

Таким образом, для матерей детей с РАС ведущими элементами в структуре отношения к болезни ребенка являются сложности ребенка в двигательной и моторной сферах, отсутствие у ребенка осмысленной речи, приводящее к невозможности ведения диалога, чрезмерная активность или пассивность ребенка.

В группе отцов (II группа) в целом коэффициенты корреляции (при р <0,05) варьировали от г=0,46 (моторика и нервозность и страхи) до г=0,88 (уровень активности и владение телом). Установлена 31 положительная тесно взаимосвязанная между собой и статистически значимая корреляционная связь между отношением отцов к болезни, характеристикам аутистических проявлений и социальному развитию своих детей. Например, для отцов с ведущей установкой по отношению к болезни ребенка «Тревога» выявлены статистически значимые взаимосвязи с характеристиками аутистических проявлений: эмоциональный ответ (г=0,53) и отношение к людям (г=0,47); с компонентом социального развития: восприятие и речь (г=0,54); с установкой по отношению к болезни «Общая напряженность» (г=0,76). При «Нозогнозии», как ведущей установке по отношению к болезни ребенка определена статистически значимая взаимосвязь с установкой по отношению к болезни «Общая напряженность» (г=0,53). Статистически значимые взаимосвязи с аутистическими проявлениями и социальным развитием не выявлены. Для «Контроля активности» характерна статистически значимая взаимосвязь с характеристиками аутистических проявлений: имитация (г=0,53). Статистически значимые взаимосвязи с социальным развитием не выявлены. «Общая напряженность» взаимосвязана только с другими установками по отношению к болезни ребенка: «Тревога» (г=0,76) и «Нозогнозия» (г=0,53).

Таким образом, в структуре отношения отцов к болезни ребенка основными являются сложности ребенка в двигательной и моторной сферах, необычное для своего возраста поведение, когда ребенок может не проявлять эмоциональной реакции по отношению к объекту или событию или его эмоциональные реакции могут быть задержанными по времени или чрезмерными.

ВЫВОДЫ

63,1% обследованных матерей детей с РАС отнесли своих детей к категории «тяжелый аутизм», выделяя при этом сложности ребенка в двигательной и моторной сферах, отсутствие осмысленной речи, чрезмерную активность или пассивность ребенка, низкий уровень социальной приспособленности детей. Ведущие установки матерей по отношению к болезни детей обнаруживают взаимосвязи с аутистическими проявлениями и уровнем развития социальных навыков. Ведущая установка «Интернальность» связана с самообслуживанием и восприятием и речью, общей напряженностью, «Нозогнозия» - с социальной приспособленностью и общей напряженностью, «Контроль активности» - с восприятием и речью, социальной приспособленностью, невербальной коммуникацией и общей напряженностью, «Общая напряженность» - с интернальностью, нозогнозией и контролем активности.

Половина обследованных отцов (55,0%) также отнесли своих детей к категории «тяжелый аутизм», но выделяя сложности эмоциональных проявлений и нарушения в двигательной и моторной сферах ребенка, низкий уровень социально приспособленности детей как наиболее выраженную сложность социального развития. С ведущей установкой по отношению к болезни детей «Тревога» были выявлены взаимосвязи с эмоциональным ответом, отношением к людям, восприятием и речью, общей напряженностью, «Нозогно-зия» - с общей напряженностью, «Контроль активности» - с имитацией, «Общая напряженность» - с тревогой и нозогнозией. Общими установками матерей и отцов по отно-

шению к болезни детей являются «Нозогнозия», «Контроль активности» и «Общая напряженность».

Выявленные особенности материнского и отцовского отношения к болезни ребенка могут служить перспективой дальнейших исследований системообразующих факторов и моделей поведения родителей в семьях детей с расстройствами аутистического спектра для разработки научных основ оказания им психологической помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проблемы детской инвалидности в современной России / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, Р.Н. Терлецкая, Е.В. Антонова. -doi:10.15690/vramn823 // Вестник Российской академии медицинских наук. - 2017. - Т. 72, № 4. - С. 305-312.

2. Богачева О.И. Осведомленность родителей о заболевании детей с расстройствами аутистического спектра / О.И. Богачева, М.В. Иванов, Н.В. Симашкова. - doi: 10.17759/ autdd.2019170401 // Аутизм и нарушения развития. - 2019. - Т. 17., № 4 (65). - С. 3-11.

3. Горина Е.Н. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра / Е.Н. Горина, Е.С. Гринина, Т.Ф. Рудзинская // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/81PSMN519.pdf (дата обращения: 23.01.2021).

4. Гуткевич Е.В. Современная семья в аспекте психологии здоровья личности: проблемы развития и возможности превенции / Е.В. Гуткевич // Сибирский психологический журнал. - 2014.

- № 51. - С. 120-131.

5. Дорошева Е.А. Синдром эмоционального выгорания, особенности совладающего поведения и регуляции эмоций у матерей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра / Е.А. Дорошева, УС. Грабельникова // Reflexio. - 2018. - Т.11., № 1. -С. 5-18.

6. Мамайчук, И.И. Особенности отцовских отношений и стилей семейного воспитания в семьях детей с аутистическими синдромами / И.И. Мамайчук, А.В. Родина // XI Мнухинские чтения: материалы междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 21 марта 2013 г.). - Санкт-Петербург, 2013. - С. 301-308.

7. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии : учебное пособие / под ред. Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. - Санкт-Петербург : Педиатр. мед. ин-т, 1991. - 72 с.

8. Пустовая Е.Н. Моноинтерес детей с расстройствами аутистического спектра как мишень индивидуальной психокоррекции / Е.Н. Пустовая, А.В. Пустовая, Е.В. Гуткевич. -doi: 10.25146/2221-1160-2020-4-1-34-46 // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. - 2020. - № 1 (4). - С. 34-46.

9. Разживина М.И. Особенности адаптивного поведения детей с аутизмом / М.И. Разжи-вина, В.А. Заболотская. - doi:10.23888/humJ20202201-215 // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2020. - Т. 8, № 2 (29). - C. 201-215.

10. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. / Л.М. Шипицина. - 2-е изд., перераб. и дополн. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 477 с.

11. Braunstein, V. The inclusion of fathers in investigations of autistic spectrum disorders / V. Braunstein, N. Peniston, A. Perelman, M.C. Cassano // Research in Autism Spectrum Disorders. - 2013. -Vol. 7. - P. 858-865.

12. Shilubane, H. Understanding autism spectrum disorder and coping mechanism by parents: An explorative study / H. Shilubane, N. Mazibuko // International Journal of Nursing Sciences. - 2020. - V. 7.

- P. 413-418.

13. Тест на аутизм по шкале C.A.R.S. / пер.: Морозова Т.Ю., Довбня С.В. // Про аутизм : [сайт]. - 17.04.19. - URL: https://proautism.info/test-cars-rejtingovaya-shkala-autizma-u-detej (дата обращения: 29.01.2021).

REFERENCES

1. Baranov, A.A., Namazova-Baranova, L.S., Terletskaya, E. V. and Antonova E.V. (2017), "Problems of child disability in modern Russia", Bulletin of the Russian Academy of Medical Sciences, Vol. 72 (4), pp. 305-312, doi:10.15690/vramn823.

2. Bogacheva, O.I., Ivanov, M.V. and Simashkova N.V. (2019), "Awareness of parents about the disease of children with autistic spectrum disorders", Autism and develop/mental disorders, Vol. 17, No. 4

(65), pp. 3-11, doi: 10.17759/autdd.2019170401.

3. Gorina, E.N., Grinina, E.S. and Rudzinskaya T.F. (2019), "Modern approaches to the study of a family raising a child with an autistic spectrum disorder", The world of science. Pedagogy and psychology, No. 5, available at: https://mir-nauki.com/PDF/81PSMN519.pdf.

4. Gutkevich, E. V. (2014), "Modern family in the aspect of personal health psychology: problems of development and opportunities for prevention", Siberian Psychological Journal, No. 51, pp. 120-131.

5. Dorosheva, E.A. and Grabelnikova, U.S. (2018), "The Syndrome of burnout, the features of coping behavior and the regulation of emotion in mothers raising a child with autism spectrum disorder", Reflexio, Vol. 11, No. 1, pp. 5-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mamaychuk, I.I. and Rodina, A.V. (2013), "Features of paternal relations and styles of family education in families of children with autistic syndromes", XI Mnukhinskie readings, Materials of the international. nauch. Conference, March 21, 2013, St. Petersburg, pp. 301-308.

7. Isaev, D.N. and Kagan V.E. (1991), Psychodiagnostic methods in pediatrics and child psy-choneurology, tutorial, St. Petersburg.

8. Pustovaya, E.N., Pustovaya, A.V. and Gutkevich, E.V. (2020), "Monointerest of children with autistic spectrum disorders as a target of individual psychocorrection", Autism and other disorders in development: modern research and development, No. 1 (4), pp. 34-46, doi: 10.25146/2221-1160-2020-4-134-46.

9. Razzhivina, M.I. and Zabolotskaya, V.A. (2020), "Features of adaptive behavior of children with autism", Personality in a changing world: health, adaptation, development, Vol. 8 No. 2(29), pp. 201-215, doi: 10.23888/humJ20202201-215.

10. Shipitsina, L.M. (2005), "Uneducated" child in the family and society. Socialization of children with intellectual disabilities, Rech, St. Petersburg.

11. Braunstein, V, Peniston, N., Perelman, A. and Cassano M.C. (2013), "The inclusion of fathers in investigations of autistic spectrum disorders", Research in Autism Spectrum Disorders, Vol. 7, pp. 858-865.

12. Shilubane, H. and Mazibuko N. (2020), "Understanding autism spectrum disorder and coping mechanism by parents: An explorative study", International Journal of Nursing Sciences, Vol. 7, pp. 413418.

13. Schopler, E., Reichler, R.J., DeVellis, R.F. and Daly, K. "Childhood Autism Rating Scale, CARS", available at: https://proautism.info/test-cars-rejtingovaya-shkala-autizma-u-detej (accessed 29 January 2021).

Контактная информация: a.pustovaya@list.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2021

УДК 159.91+371

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР НАРУШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Татьяна Викторовна Репкина, кандидат медицинских наук, главный врач, Краевой центр медицинской профилактики «Центр общественного здоровья», Барнаул; Наталья Станиславовна Тимченко, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Юлия Юрьевна Кочетова, кандидат философских наук, доцент, Маргарита Валерьевна Старчикова, кандидат социологических наук, доцент, Альбина Юрьевна Бендрикова, кандидат социологических наук, доцент, Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул

Аннотация

Статья посвящена проблеме тревожности у детей. Авторами проанализированы научные работы, касающиеся вопроса влияния тревоги на психологическое здоровье детей. Было отмечено, что тревога как психологическое свойство личности имеет как положительное, так и отрицательное значение. Для понимания степени влияния тревоги на эмоционально-личностные характеристики школьников в возрасте 11-12 лет нами было проведено исследование на базе «Краевого центра медицинской профилактики «Центр общественного здоровья». Исследование касалось определения степени проявления тревоги в значимых для психологического здоровья личности контекстах: вза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.