Научная статья на тему '«ТРЕТЬЯ МИССИЯ» УНИВЕРСИТЕТА: НОВЫЙ ВЕКТОР СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

«ТРЕТЬЯ МИССИЯ» УНИВЕРСИТЕТА: НОВЫЙ ВЕКТОР СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ТРЕТЬЯ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухова Л.С., Каймаразова А.К., Турлакова О.Е.

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества профессионального самоопределения молодежи в процессе их выбора образовательного и профессионального будущего. Проанализированы современные требования работодателей в России и за рубежом к выпускникам университетов. Представлены некоторые идеи, связанные с социально-проектной деятельностью в сфере профессиональной ориентации молодежи как элемента третьей миссии университета. В статье предложен подход к социально-проектной деятельности молодежи как эффективной образовательной технологии в целостной системе непрерывного профессионального образования, включая «довузовский» уровень профессиональной ориентации молодежи. В контексте заявленной проблемы выявлены особенности расширения образовательных, научных и воспитательных функций в деятельности университетов в части ответа на требования региональных работодателей по проблеме повышения качества подготовки специалистов. В исследовании обосновано, что более эффективная подготовка будущих специалистов, формирование у них профессиональных компетенций и социально-значимых личностных качеств начинается с реализации образовательных программ профессиональной ориентации на «довузовском» уровне, которые реализуются посредством социально-проектной деятельности, выступающей на данном уровне как личностно-ориентированная образовательная, воспитательная и развивающая технология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пастухова Л.С., Каймаразова А.К., Турлакова О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "THIRD MISSION" OF THE UNIVERSITY: A NEW VECTOR OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PROJECT ACTIVITIES IN THE FIELD OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUNG PEOPLE

The relevance of the article is due to the tasks of improving the quality of professional self-determination of young people in the process of their choice of educational and professional future. The modern requirements of employers in Russia and abroad for university graduates are analyzed. Some ideas related to social and project activities in the field of professional orientation of young people as an element of the third mission of the university are presented. The article proposes an approach to the socio-project activity of youth as an effective educational technology in an integrated system of continuing professional education, including the "pre-university" level of professional orientation of youth. In the context of the stated problem, the features of the expansion of educational, scientific and educational functions in the activities of universities in terms of responding to the requirements of regional employers on the problem of improving the quality of training specialists are revealed. The study proves that more effective training of future specialists, the formation of their professional competencies and socially significant personal qualities begins with the implementation of educational programs of professional orientation at the "pre-university" level, which are implemented through social project activities, acting at this level as a personality-oriented educational, educational and developmental technology.

Текст научной работы на тему ««ТРЕТЬЯ МИССИЯ» УНИВЕРСИТЕТА: НОВЫЙ ВЕКТОР СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 377

«Третья миссия» университета: новый вектор социально-проектной деятельности в сфере профессиональной ориентации молодежи

The "third mission" of the University: a new vector of development of social and project activities in the field of professional orientation of young people

Пастухова Л.С., Российский государственный гуманитарный университет, larisa-sinls@mail.ru

Каймаразова А.К., Российский государственный гуманитарный университет, kajmarazova@yandex.ru

Турлакова О.Е., Институт стратегии развития образования РАО, olenka1592@mail.ru

Pastukhova L., Russian state University for the Humanities, larisa-sinls@mail.ru

Kaymarazova A., Russian state University for the Humanities, kajmarazova@yandex.ru

Turlakova O., Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, olenka1592@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.002

Ключевые слова: непрерывное образование, социально-проектная деятельность, междисциплинарное сопровождение, профессиональная ориентация, третья миссии университета.

Keywords: continuing education, social and project activities, interdisciplinary support, professional orientation, the third mission of the university.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества профессионального самоопределения молодежи в процессе их выбора образовательного и профессионального будущего. Проанализированы современные требования работодателей в России и за рубежом к выпускникам университетов. Представлены некоторые идеи, связанные с социально-проектной деятельностью в сфере профессиональной ориентации молодежи как элемента третьей миссии университета. В статье предложен подход к социально-проектной деятельности молодежи как эффективной образовательной технологии в целостной системе непрерывного профессионального образования, включая «довузовский» уровень профессиональной ориентации молодежи.

В контексте заявленной проблемы выявлены особенности расширения образовательных, научных и воспитательных функций в деятельности университетов в части ответа на требования региональных работодателей по проблеме повышения качества подготовки специалистов. В исследовании обосновано, что более эффективная подготовка будущих специалистов, формирование у них профессиональных компетенций и социально-значимых личностных качеств начинается с реализации образовательных программ профессиональной ориентации на «довузовском» уровне, которые реализуются посредством социально-проектной деятельности, выступающей на данном уровне как личностно-ориентированная образовательная, воспитательная и развивающая технология.

Abstract. The relevance of the article is due to the tasks of improving the quality of professional self-determination of young people in the process of their choice of educational and professional future. The modern requirements of employers in Russia and abroad for university graduates are analyzed. Some ideas related to social and project activities in the field ofprofessional orientation of young people as an element of the third mission of the university are presented. The article proposes an approach to the socio-project activity of youth as an effective educational technology in an integrated system of continuing professional education, including the "pre-university" level of professional orientation of youth. In the context of the stated problem, the features of the expansion of educational, scientific and educational functions in the activities of universities in terms of responding to the requirements of regional employers on the problem of improving the quality of training specialists are revealed. The study proves that more effective training of future specialists, the formation of their professional competencies and socially significant personal qualities begins with the implementation of educational programs of professional orientation at the "pre-university" level, which are implemented through social project activities, acting at this level as a personality-oriented educational, educational and developmental technology.

Введение. В современных условиях масштабных инновационных преобразований в экономике современной России, неотъемлемым является непрерывное воспроизводство высококвалифицированных кадров, обладающих профессиональными компетенциями и социально-значимыми личностными качествами, а также их распределение по отраслям и сферам трудовой деятельности. В связи с чем, особое место занимает система профессиональной ориентации молодежи, деятельность которой в настоящее время представляет собой не только знакомство с миром профессий, практикой профильного обучения, проведением разовых краткосрочных акций, а предполагает комплексную междисциплинарную помощь при выборе молодыми людьми своей будущей профессии, знакомстве с образовательными институциональными новациями, с содержанием образовательных программ, технологиями и алгоритмом их освоения в многоуровневой системе профессионального образования.

Как показали наши исследования и практика, определенная часть молодежи испытывает трудности социализации в общество, не в полной мере знакома с требованиями современного рынка труда и тенденциями его развития, с образовательным правом, регулирующим образовательный процесс [13].

Учитывая важность обозначенных выше проблем, совершенствование системы профессиональной ориентации детей и молодежи предполагает разработку новых более совершенных программ профессиональной ориентации молодежи, образовательных, технологических и институциональных условий их реализации.

Общеизвестно, что в последние два десятилетия молодежью массово выбирались специальности экономического профиля и в области права, информационных технологий и др., которые воспринимались как ценностный ресурс успешной интеграции с обществом, а также как основа финансового благополучия и качества жизни. К тому же, большинством молодых людей при выборе специальности руководствуются в первую очередь своими способностями и интересами: «склонность к технике», «я гуманитарий», «нравится, у меня талант к информатике», «с детства склонность к конструированию, собиранию». И лишь затем среди мотивов идут востребованность этой специальности на рынке труда и финансовые преимущества профессии [21].

Однако в последнее время все больше очевиден рост интереса молодежи к инженерным

специальностям - профессиям технологического профиля деятельности, ее осведомленности о востребованности профессий технического профиля на современном рынке труда, об инжиниринге, о роли специалистов данного профиля в современной экономике. Сегодня «происходит активный процесс информационной социализации молодежи, характеризуется как постиндустриальное или информационное, так как в настоящее время главными продуктами новой исторической фазы развития цивилизации выступают информация и знания» [3], в связи с чем современная молодежь отдает предпочтение Интернет-информации, которая формирует их отношение к социальной жизни и трудовой деятельности.

Поэтому, именно молодежь как социальная группа, которая в силу ограниченности социального и трудового опыта, испытывает потребность в «контактном»

междисциплинарном сопровождении и открытом диалоге со специалистами системы профориентации образовательной организации и его партнеров при выборе образовательного и профессионального будущего.

Цель статьи заключается в обосновании того, что социально-проектная деятельность на «довузовском» уровне профессиональной ориентации молодежи может выступать как эффективная образовательная технология, междисциплинарно погружающая абитуриентов в социальные проблемы региона (места их проживания), а также как элемент стратегических планов «развития третьей миссии университета, ключевыми направлениями развития которой являются: развитие социальных инициатив, студенческого предпринимательства, социальных инноваций, участия в разработке программ социально-экономического развития территорий, развития механизмов прикладного проектного обучения, актуализации социально-проектной деятельности» [8].

Материалы и методы исследования. Методология научного исследования базируется на синтезе знаний, полученных в ходе изучения сущности, содержания, роли и алгоритма применения социально-проектной деятельности в системе непрерывного образования. Однако исследования выявили, что социально-образовательный потенциал данного феномена не в полной мере используется на «довузовском уровне» профориентационной работы образовательных учреждений, что предполагает поиск путей диверсификации формата применения данного феномена, а также создания открытой воспитательной и образовательной

среды инновационной направленности на региональном уровне. То есть, в нашей логике, в процессе проектной деятельности на «довузовском уровне», обучающиеся проходят определенный междисциплинарный

образовательный маршрут, который развивает у них базовые социальные и профессиональные компетенции, а также особым образом создается открытое воспитательное и образовательное пространство, интегрированное с миром профессий, требованиями современных работодателей и потребностями регионального рынка труда.

Результаты исследования. Сегодня все обучающиеся в системе непрерывного образования вне зависимости от предыдущего уровня полученного образования имеют образовательное право на «смену вектора» и направленности образовательной программы при переходе с одного уровня образования на следующий. Однако, сегодня нет четкого понимания, как сохранить принцип преемственности в отношении целей и задач профессиональной подготовки при изменении направленности (профиля) образовательной программы, и в первую очередь, в случае данных изменений при переходе с уровня бакалавриата на уровень магистратуры, что должно учитываться в программах профориентационной деятельности образовательного учреждения системы высшего образования.

Соответственно, проблема повышения качества сопровождения процесса

профессионального самоопределения молодежи относится не только к абитуриентам -выпускникам общеобразовательных и профессиональных образовательных

организаций, а касается всех обучающихся системы непрерывного образования вне зависимости от уровня полученного предыдущего образования, так как современное образовательное право допускает «смену вектора» и направленности образовательных программ при переходе обучения с одного уровня образования на следующий. К примеру: с уровня бакалавриата на уровень магистерской образовательной программы; освоение новой специальности в процессе профессиональной переподготовки; выбор научного направления подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре и т.д. [14].

Указанные обстоятельства сформировали наше понимание того, какими должны быть принципы структурирования новых моделей, выбор подходов, технологий и содержания программ профессиональной профориентации

молодёжи, а также какими компетенциями, знаниями, умениями и навыками они должны обладать по завершению довузовских профессионально-ориентационных мероприятий, так как «сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни» [16].

Помимо базовых общепрофессиональных и социально-личностных компетенций, по нашему мнению, в процессе профессиональной ориентации обучающихся должны познакомится с новыми понятийно-терминологическими понятиями, связанными с федеральными государственными стандартами и

профессиональными стандартами по

направлению будущей профессии в связке с такими экономическими категориями как квалификация, компетенция, национальная рамка квалификаций, независимая система оценки качества образования и сертификация квалификаций [5].

В эпоху глобализации и информатизации российские выпускники школ и колледжей рассматривают свое дальнейшее образование не только в национальной системе высшего образования, но и за рубежом, мечтая поступить в лучшие учебные заведения США, Великобритании, Китая, Японии, Швеции и других стран. Большинство иностранных выпускников также рассматривают свое обучение за рубежом, зачастую выбирая для высшего образования - Россию, преимущественно руководствуясь фундаментальностью

российского образования, хорошей репутацией ведущих российских вузов и экономическими соображениями. Следует отметить, что в настоящее время, работодатели оценивает выпускника не по уровню известности или престижности вуза, выдавшего ему диплом, а по умению гибко реагировать на колебания современного рынка труда, увидеть свое место в новом проекте, работать в команде и на благо команды. Все вышеперечисленное говорит о том, что молодой специалист должен быть профессионально - мобильным, иметь навыки проектной деятельности, а также быть готовым непрерывно совершенствовать свои

профессиональные компетенции и социально-значимые личностные качества.

В процессе трудоустройства выпускника, работодатель хочет услышать не только название вуза и направление его подготовки, но и познакомится с самопрезентацией претендента на вакантное место, которая может раскрыть тот профессиональный и социальный опыт и путь,

который пройден выпускником до начала производственной деятельности, а также выявить факторы, обеспечивающие успешность адаптации выпускника к условиям профессиональной деятельности, его профессиональный и личностный рост.

Такая ситуация складывается не только в России, но и за рубежом. К примеру, в Шотландии работодатели не удовлетворены качеством практической подготовки выпускников университетов к профессиональной деятельности и состоянием сложившегося сотрудничества с образовательными учреждениями в решении вопросов, связанных с трудоустройством молодых специалистов. При этом работодателями выделяется ряд базовых компонентов компетенций, «которыми должен обладать выпускник по окончанию обучения в университете: умение работать в команде, мотивация, настойчивость, умение решать проблемы, самоменеджмент, навыки лидерства, знание бизнеса, грамотность речи, финансовая грамотность, хорошие межличностные и коммуникативные навыки, инициативность, исполнение должностных инструкций» [4].

В Бельгии и Швеции, где среди стран Евросоюза наименьший уровень безработицы среди выпускников университетов, работодатели считают, что сегодняшние выпускники трудолюбивы и обладают отличными знаниями в области своей специализации, но они «недостаточно подготовлены к реальным производственным условиям и не всегда способны проявлять творчество, адаптивность и

гибкость» [6]. Данное мнение работодателей характерно и для Германии, Японии, Новой Зеландии, Норвегии и Великобритании.

Исследование, проведенное Ходжем К.А., Лир Дж.Л. подтверждают общее мнение работодателей, что такие навыки как умение работать в команде, лидерство, критическое мышление необходимы и востребованы как работодателями, так и научно-педагогическими учреждениями как стратегический ориентир в выборе целей и задач профессиональной подготовки выпускников [24].

Исходя из вышесказанного, возникают вопросы: какие выпускники будут конкурентоспособны и востребованы на отечественном и мировом рынке труда; какими качествами должен обладать выпускник университета, занимающего лидирующие позиции во всевозможных международных рейтингах?

Обратимся к многофакторным данным, полученным в процессе опроса работодателей из России и из Великобритании, см. рисунок 2, которые на наш взгляд существенно разнятся в своих распределенных параметрах. К примеру, в Великобритании грамматические и

математические знания ценятся гораздо выше: на данные параметры в крупных компаниях России обращают внимание всего лишь 7%, тогда как в Великобритании - 44%. При этом требования к уровню практической подготовки и квалификация, знанию языков и результатам успеваемости, практически идентичные [17].

Рисунок 2. -Критерии оценки работодателями выпускников основных профессиональных образовательных программ (% от числа всех опрошенных компаний)

Изменились ли взгляды работодателей и кадровых служб на уровень профессиональной подготовки выпускников отечественной высшей школы за последние десятилетия? Какие личные качества работодатели стали ценить выше всего?

Следует отметить, что треть компаний осуществляют внутрифирменное повышение квалификации сотрудников собственными силами на платформе своей инфраструктуры (учебные центры, курсы). При этом, значительная часть (40%) компаний обращаются к внешним организациям (вузы, учреждения системы дополнительного образования, кадровые агентства, консалтинговые, тренинговые компании и др.), тогда как в Великобритании в основном обращаются во внешние образовательные организации, что составляет более 70% фирм [18].

Компания «Неш1Нийег» опубликовала данные по результатам опроса в 1 квартале 2019 года «Кого предпочитают работодатели», где работодатели в вакансиях указывают требуемые навыки для молодых специалистов: грамотная письменная и устная речь (25,8%), навыки работы с ПК (10%), навыки продаж (7,3%). Чаще всего требовались молодые специалисты с техническим и экономическим образованием (соответственно, 31% и 30% от всех разменных вакансий), тогда как вакансии для выпускников с юридическим образованием, составляли лишь 10% от общего количества вакансий. Чаще всего работодателями были востребованы кандидаты, имеющие навыки грамотной письменной и устной речи (25,8%), а также владеющие навыками работы с ПК (10%) и навыками продаж (7,3%). Интересным является факт, что помимо практико-ориентированных компетенций, работодателей интересуют квалификации, полученные выпускниками высшей школы, так как в соответствии с профессиональными стандартами, квалификации является показателем способности специалиста к самостоятельному выполнению определенного уровня трудовой деятельности и ориентации в нестандартных рабочих ситуациях. Что касается личных качеств, то наиболее ценными у молодых специалистов российские работодатели считают: ответственность (22%), целеустремленность и стрессоустойчивость (10%), доброжелательность (9%) и активная жизненная позиция (6%) [19].

Далее, обратимся, например, к информационным данным из ежегодного анализа трудоустройства выпускников Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого. Сегодня, помимо общих профессиональных и общекультурных компетенций, руководители предприятий и

бизнес структур ожидают от молодых специалистов достаточный уровень социально-значимых личностных качеств, знаний иностранных языков, специальных программ и умений пользоваться Интернет-ресурсами, работать в коллективе, эффективно презентовать себя и результаты своего труда. Кроме того, делается акцент на аналитических способностях специалиста и организационно-управленческих навыках, а также таких социально- и профессионально-значимых личностных качеств как порядочность, ответственность,

целеустремленность, стрессоустойчивость,

уверенность в себе, умение вести деловые переговоры и многое другое [20].

Приобретаются ли все эти качества в системе многоуровневого высшего образования, а может быть их формирование начинается с довузовского уровня образования, с момента личного выбора абитуриентом своей будущей профессии, определения своего призвании, мотивов выбора направления обучения, реалистической оценки своих интеллектуальных способностей к освоению наукоемких компетенций и квалификаций, а также перспективы их востребованности в быстро меняющемся рынке труда. Авторы полагают, что решение обозначенных зацач вполне выполнимо. К примеру, практические навыки, умения, опыт, научный потенциал, личностно-психологические характеристики (интеллект, критическое мышление, аналитические способности, организаторские способности, ответственность, инициативность, коммуникабельность,

исполнительность, лидерские качества и т.п.), уровень воспитания, общекультурный уровень, образованность можно повысить посредством проектной деятельности, включая социально-проектную деятельность.

Обращаясь к сравнительной педагогике, рассмотрим работу приемных комиссий в Гарвардском университете с иностранными гражданами (абитуриентами, вне зависимости от уровня образования, полученного ими ранее). Начнем с того, что при подаче заявки в Гарвардский университет, абитуриентам предлагается пройти единые тесты по оценке знания английского языка (в американских университетах - satsubjecttests), а также предоставить Harvard Application Supplement (приложение к заявке), аттестат, эссе (мотивационное письмо), рекомендации от учителей школы, сведения о дополнительном образовании, грамоты, сертификаты

международных курсов, т.е. формируется портфолио будущего студента [22].

Для приемных комиссий важно увидеть индивидуальность абитуриента, узнать каких успехов он добился не только в учебном плане, но в волонтерских, социальных проектах, что приветствуется как в отечественной высшей школе, так и за рубежом, и является очень ценной характеристикой поступающего. Все

вышесказанное говорит о том, что для поступления в университет мирового класса, поступающий должен портфолио высоких результатов: отлично владеть английским языком, иметь отличные оценки, высокие результаты тестирований, обязательно иметь опыт проектной деятельности и быть «инициатором грамотно проработанных мини-проектов для развития города или иного направления деятельности или науки на основании собственных знаний». Похожие требования и схемы поступления на образовательный уровень востребованы и распространены и в других университетах мирового класса, включая и отечественные университеты.

Отметим, что в систему непрерывного образования в практику вошла модель портфолио, которая позволяют оценивать и учитывать индивидуальные образовательные достижения учащихся и включают все разнообразие материалов, демонстрирующих эти достижения, - от официальных дипломов олимпиад и конкурсов до проектных работ и социальных практик.

Таким образом, университеты России, также, как и университеты мира «смотрят на абитуриента со всех сторон», в том числе и на его личные качества, на деятельность в которой он принимал участие до поступления (трудовую, социальную, волонтерскую и др.), а также непрерывно осуществляют поиск и разработку более совершенных программ сопровождения профессионального самоопределения

обучающихся, для обозначения которого по традиции нередко используется термин профессиональная ориентация (профориентация).

Готовность к профессиональному самоопределению состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой профессии и трудовой деятельности, соответствующих текущему возрастному и образовательному этапу развития личности [10]. Длительное время профессиональная ориентация рассматривалась как информирование молодежи о мире профессий, о возможных образовательных уровнях обучения и формирования профессиональных компетенций. В настоящее время все больше исследователей определяют

систему профессиональной ориентации молодежи как составляющую социальной политики, как один из ключевых факторов формирования цивилизованного рынка труда и обеспечения «рациональной региональной занятости».

Обозначенные проблемы объясняются тем, что «конечными результатами

профориентационной деятельности выступает повышение качества трудовых ресурсов (с точки зрения производительности труда, качества профессиональной мотивации,

удовлетворенности своей профессиональной деятельностью), в связи с чем формируется социальная миссия профориентационной работы, т.к. ее направленность все больше связана с решением кадровой политики в регионах и является задачей регионального уровня управления» [2].

Несмотря на многообразие форм и программ профориентационной работы с молодёжью, следует отметить, что имеется дефицит новаторских идей в вопросах повышения качества данного вида социально-педагогической деятельности. Одновременно с этим, в общей структуре образовательной организации высшего образования актуализируется «третья миссия» федеральных университетов, часть из которых являются региональными опорными вузами, обладающими необходимыми ресурсами (кадровыми, научными, материально-техническими и др.) и многопланово интегрированные с региональными

работодателями, что делает научную, образовательную и воспитательную деятельность вузов более эффективной, что в полной мере относится и процессу профессиональной ориентации молодежи на уровне довузовского образования.

Президент Российского Союза ректоров, академик РАН Садовничий В.А. отмечает, что «Сегодня, если университет занимается только обучением (пусть и успешным) профессии, то он не может претендовать на лидирующие позиции в рейтингах. Ведь общепризнанно следующее: университет учит культуре, формирует современное мировоззрение, оказывает реальное влияние на развитие экономики региона, поэтому в рейтингах необходимо учитывать оценку университета, как центра культуры и экономики в регионе, т.е. главной отличительной чертой современного университета является учет его вклада в развитие общества» [11].

По мнению Сорокина С.Э., «можно говорить о значении университетов в обеспечении социального прогресса, потому что они, так или

иначе, вносят вклад в его экономическую (формирование человеческого капитала), техническую (научные изобретения, новые технологии), культурную (формирование мировоззрения, социализация) составляющие» [12].

Таким образом, «Третья миссия» университетов — это «многомерный феномен, который на равных с образовательной и научной миссией, включает в себя социальные, культурные и научно-образовательные стратегии в их деятельности, вызванные активным участием университетов в развитии общества в современном мире».

В целом, миссия образовательного учреждения - одно из ключевых понятий в современной теории стратегического управления. Многие исследователи исходят из того, что понятие миссии объединяет такие ее виды, как стратегическое видение, миссия-предназначение, миссия-ориентация, миссия-политика, бизнес-идея и другие [9]. Относительно третьей миссии университета, качество и масштаб ее результативности определяются качеством образовательных, воспитательных и научных программ, то есть элементами первой и второй миссии, которые синергетически

трансформируются и реализуются в новых условиях и задачах, что в полной мере относится и к профессиональной ориентации молодежи при выборе своей будущей профессии.

Кроме того, эффективность всех модулей миссии образовательной организации высшего образования проявляется при условии, что определены масштабы, перспективы и направления развития в интересах и ожиданиях заинтересованных сообществ, личности и общества в целом.

Любая научная, образовательная и воспитательная деятельность образовательного учреждения должна иметь свою оценку. Уместно добавить, что в настоящее время в России в рамках «глобального» рейтинга высших учебных заведений, Ассоциацией составителей рейтингов России при участии международной ассоциации IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence разработан Московский

международный рейтинг «Три миссии университета» оценивающий деятельность вузов с позиции их социальной вовлеченности в региональные социально-экономические

процессы [23].

«Третья миссия университетов» предполагает активное участие университетов в жизни общества, их ответственность за его развитие, экономический, социальный, культурный

прогресс, за формирование развивающей среды в регионе» [8], а также трансфер: знаний (на «опережение» вызовам времени) и инновационных технологий; профессиональной ориентации молодежи на востребованные профессии региональным рынком труда; воспроизводство технологических лидеров и предпринимательских команд; социальных проектов по развитию городского пространства; дополнительных программ по стимулированию новаторского потенциала предпринимательской деятельности (технологической, социальной, инновационной) и др. Добавим, что показатель количества субъектов РФ, вузы которых входят в Московский международный рейтинг «Три миссии университета» стал одним из целевъх индикаторов реализации подпрограммы «Обеспечение глобальной

конкурентоспособности российского высшего образования» [15].

При этом, ключевыми направлениями развития «третьей миссии» являются: развитие социальных инициатив, студенческого предпринимательства, социальных инноваций, участия в разработке программ социально-экономического развития территорий, развития механизмов прикладного проектного обучения, актуализации социально-проектной деятельности.

Данные обстоятельства предопределили расширение образовательных, научных и воспитательных функций в деятельности университетов в части ответа на требования со стороны личности, общества и государства, а также на запрос региональных работодателей на повышение качества и количества высококвалифицированных специалистов для удовлетворения кадровых потребностей социально-экономической сферы государства в целом, и регионов в частности.

Заключение. В стратегии развития третьей миссии университетов актуализируются вопросы, связанные с профессиональной ориентацией молодежи и ее осмысленного выбора тех профессий, которые востребованы на рынке труда. Следовательно, основная часть профориентационной работы осуществляется на региональном уровне и должны быть нацелена на удовлетворение кадровых потребностей предприятий региона.

Данные обстоятельства предполагают пересмотр традиционных информационно-рекламных мероприятий о мире профессий, «быстрых» и эпизодических форм профориентационной работы, а требуют планомерной и систематичной работы по погружению абитуриентов в будущую

профессию посредством расширения гражданского участия молодых людей в решении реальных проблем, существующих по месту их проживания и учебы посредством социально-проектной деятельности и иных личностно-ориентированных образовательных технологий.

Существует немало примеров применения социально-проектной деятельности в

профессиональной ориентации молодежи: «проектный метод «позволяет интегрировать элементы разных предметных методов и методик, используемых в ходе профориентационной работы с обучающимися, с другой стороны, выступает самостоятельным инструментом» [7].

К примеру, применение проектного метода в межрегиональном образовательном проекте «Индустриальный парк», направленного на решение кадровых проблем отечественных предприятий высокотехнологичных отраслей экономики (включая предприятия ОПК) [1]. Сочетание методов и технологий, используемых через игры, научно-технические мастерские, бизнес-игры, совмещение обучения с активным отдыхом позволили создать у детей и молодежи наиболее полное погружение в профессию, представление о технических, инженерных и других «неофисных» профессиях. Анализ полученных результатов по итогам данного проекта выявил, что формирование базовых профессиональных компетенций начинается с профориентационных образовательно-

развивающих программ уже на уровне довузовского образования.

Таким образом, проектная деятельность является одним из видов учебной деятельности, применение которого возможно на всех уровнях непрерывного высшего образования: от довузовского уровня (учебно-познавательная, профессионально-ориентированная, творческая, игровая деятельность и др.) и далее на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры как междисциплинарная образовательная технология.

Отметим, что на уровне довузовского образования, проекты как правило имеют социальную направленность с целью погружения абитуриентов в социальные проблемы региона -места их проживания. Социальный проект - это совокупность взаимоувязанных действий (мероприятий) для достижения определенных социально значимых результатов за определенный промежуток времени.

Практически речь идет о создании прогрессивной образовательно-проектной среды, в которой создаются условия для социально -проектной деятельности, которая предоставляет равные возможности для каждого участника проектной команды - раскрыть свой профессиональный потенциал, спроектировать образовательный и профессиональный вектор развития, проявить мобильность, найти работу мечты и единомышленников, сформировать компетенции «на опережение» вызовам времени.

Иными словами, социально-проектная деятельность как технология, повышающая эффективность профессиональной ориентации молодежи, трансформируясь в один из элементов третьей миссии, эффективно выполняет следующие функции:

— образовательную, обеспечивающую развитие у частников проекта базовых общепрофессиональных, общекультурных и профессиональных компетенций;

— развивающую, активизирующую познавательную деятельность участника проектной деятельности в различных областях знаний, направленную на мотивацию постоянного поиска информации о будущей профессии;

— воспитательную функцию, ориентированную на непрерывное развитие профессионально и социально-значимых личностных качеств, и гуманистического мировоззрения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— социальные функции, обеспечивающие развитие профессионально-деловых коммуникаций.

Таким образом, подготовка будущих специалистов, формирование у них профессиональных компетенций и социально-значимых личностных качеств начинается с профессиональной ориентации на уровне довузовской подготовки, в которой создаются условия для творческой и самостоятельной работы, что выделяет социально-проектную деятельность как наиболее результативную личностно-ориентированную технологию,

позволяющую в полной мере проявится личностным особенностям каждого

участвующего в проекте, приобщения к жизненно важным социально-значимым проблемам развития территории по месту их проживания, а также в регионе в целом.

Литература:

1. Бункин Д.А. Методическое и организационное молодежи: опыт межрегионального образовательного

сопровождение профессиональной ориентации детей и проекта «Индустриальный парк» / Д.А. Бункин, Л.С.

Пастухова И.Е. Самохин, Е.Г. Суркова, С.В. Тетерский // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 3(24). - С. 114-122.

2. Блинов В.И., Сергеев И.С. Проект Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». - 2015. -№ 8. - 52 с.

3. Гребенникова О.В., Пархоменко А.Н. Современная молодежь в информационном обществе: представления об информации и информационные предпочтения [Электронный ресурс] / О.В. Гребенникова, А.Н. Пархоменко // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6. - № 30. - С. 8. - Режим доступа: http://psystudy.ru

4. Дудина М.М., Глотова Е.Е. Изучение требований работодателей к выпускникам вузов: российский и зарубежный опыт / М.М. Дудина, Е.Е. Глотова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2015. - № 1(5). - С. 95-98.

5. Есенина Е.Ю. Результаты обучения: новая культура в образовании // Е.Ю. Есенина / Педагогика. -2013. - № 7. - С. 97-102.

6. Ивановский Б.Г. Проблемы занятости выпускников вузов в странах Евросоюза / Б.Г. Ивановский // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2; Экономика: Реферативный журнал. - 2019. - № 4.- С. 174-181.

7. Казун А.П., Пастухова Л.С. «Проектный метод» как механизм профессиональной ориентации детей и молодежи / А.П. Казун, Л.С. Пастухова // Известия МГТУ - 2014. - № 4(22). - С. 202-209.

8. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. Социальная ответственность в контексте «третьей миссии» университетов / Е.В. Кудряшова, С.Э. Сорокин // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Серия: Гуманит. и соц. науки. - 2018. - № 5. - С. 142-149.

9. Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. Миссия инновационного (предпринимательского) университета / Ю.П. Похолков, Б.Л. Агранович // Журнал Ассоциации инженерного образования России. - М.: Ассоциация инженерного образования России, 2004. -№ 2. - С. 6-11.

10. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. -М.: Академия, 2013. - 208 с.

11. Садовничий В.А. Три миссии университета: образование, наука, общество: монография / В.А.

1. Bunkin D.A. Methodological and organizational support of vocational guidance for children and youth: the experience of the interregional educational project "Industrial Park" / D.A. Bunkin, L.S. Pastukhova I.E.

Садовничий; ред. кол.: В.А. Садовничий и др. - Москва: МАКС Пресс, 2019. - 437 с.

12. Сорокин С.Э., Согрина Е.А. Социальная миссия федеральных университетов. Практики воспитательной работы: монография / С.Э. Сорокин, Е.А. Согрина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: САФУ 2020. - 430 с.

13. Пастухова Л.С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство формирования гражданских качеств молодежи: монография / Л.С. Пастухова; науч. ред. С.В. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 232 с.

14. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 15.11.2013 № 1244).

15. Постановление Правительства РФ от 31.03.2021 N 518 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".

16. Путин В.В. Стенограмма Послания Президента Федеральному собранию, Москва, Кремль, 2018.

17. Что работодатели ждут от выпускников вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/188111459.html/

18. Как компании учат сотрудников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/187660376.html/

19. Кого предпочитают работодатели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hh.ru/article/24521/

20. Требования и претензии работодателей к выпускникам вуза [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://dep.spbstu.ru/news/requirements_and_claim_to_stu dent/

21. Опрос молодежи: планы на учебу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// fom.ru/posts/12857/

22. Гарвардский университет: общая информация, как поступить, какие документы подготовить. - Режим доступа: https://smapse.ru/kak-postupit-v-garvard-trebovaniya-dlya-postupleniya-v-harvard-university/

23. Исследование критериев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mosiur.org/methods/criteria_studies/

24. Hodge K.A., Lear J.L. Employment skills for 21st century workplace: The gap between faculty and student perceptions // Journal of Career and Technical Education. -2011. - Т. 26. - № 2. - С. 28-41.

ces:

Samokhin, E.G. Surkov, S.V. Tetersky // Domestic and foreign pedagogy. - 2015. - № 3(24). - S. 114-122.

2. Blinov V.I., Sergeev I.S. Draft Concept for Supporting Professional Self-Determination of Students in the Conditions of Continuity of Education / V.I. Blinov, I.S.

Sergeev // Scientific research in education. Supplement to the journal "Professional Education. Capital". - 2015. - № 8. - 52 p.

3. Grebennikova O. V., Parkhomenko A. N. Modern youth in the information society: ideas about information and information preferences [Electronic resource] / O.V. Grebennikov, A.N. Parkhomenko // Psychological research. - 2013. - T. 6. - № 30. - P. 8. - Access mode: http://psystudy.ru

4. Dudina M.M., Glotova E.E. Studying the requirements of employers to university graduates: Russian and foreign experience / M.M. Dudina, E.E. Glotova // Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities research. - 2015. - № 1(5). - S. 95-98.

5. Yesenina E.Yu. Learning outcomes: new culture in education // E.Yu. Yesenina / Pedagogy. - 2013. - № 7. - S. 97-102.

6. Ivanovsky B.G. Problems of Employment of University Graduates in the European Union / B.G. Ivanovsky // Social and Humanitarian Sciences: Domestic and Foreign Literature. Ser. 2; Economics: Abstract Journal. - 2019. - № 4.- P. 174-181.

7. Kazun A.P., Pastukhova L.S. "Project Method" as a Mechanism of Professional Guidance for Children and Youth / A.P. Kazun, L.S. Pastukhova // Izvestiya MGTU. -2014. - № 4(22). - S. 202-209.

8. Kudryashova E.V., Sorokin S.E. Social responsibility in the context of the "third mission" of universities / E.V. Kudryashova, S.E. Sorokin // Bulletin. North. (Arctic) Feder. un-that. Series: Humanist. and social science. - 2018. - № 5. - P. 142-149.

9. Pokholkov Yu.P., Agranovich B.L. Mission of an innovative (entrepreneurial) university / Yu.P. Pokholkov, B.L. Agranovich // Journal of the Association for Engineering Education of Russia. - M.: Association for Engineering Education of Russia, 2004. - № 2. - P. 6-11.

10. Pryazhnikov NS, Rumyantseva L.S. Self-determination and vocational guidance of students: a textbook for students of institutions of higher prof. education / N.S. Pryazhnikov, L.S. Rumyantsev. - M.: Academy, 2013. - 208 p.

11. Sadovnichy V.A. Three missions of the university: education, science, society: monograph / V.A. Sadovnichy; ed. count.: V.A. Sadovnichy and others - Moscow: MAKS Press, 2019. - 437 p.

12. Sorokin S.E., Sogrina E.A. Social mission of federal universities. Practices of educational work: monograph / S.E. Sorokin, E.A. Sogrin; North. (Arctic) Feder. un-t them. M.V. Lomonosov. - Arkhangelsk: NArFU, 2020. - 430 p.

13. Pastukhova L.S. Socio-project activity as an open educational space for the formation of civic qualities of youth: monograph / L.S. Pastukhova; scientific. ed. S.V. Ivanova. - M.: INFRA-M, 2018. - 232 p.

14. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 01.07.2013 No. 499 "On approval of the procedure for organizing and carrying out educational activities for additional professional programs" (as amended by the Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 15.11.2013 No. 1244).

15. Decree of the Government of the Russian Federation of March 31, 2021 N 518 "On Amendments to the State Program of the Russian Federation" Scientific and Technological Development of the Russian Federation ".

16. Putin V.V. Transcript of the President's Address to the Federal Assembly, Moscow, Kremlin, 2018.

17. What do employers expect from university graduates [Electronic resource]. - Access mode: https://iq.hse.ru/news/188111459.html/

18. How companies teach employees [Electronic resource]. - Access mode: https://issek.hse.ru/news/187660376.html/

19. Whom do employers prefer [Electronic resource]. -Access mode: https://hh.ru/article/24521/

20. Requirements and claims of employers to university graduates [Electronic resource]. - Access mode: https://dep.spbstu.ru/news/requirements_and_claim_to_stu dent/

21. Survey of youth: plans for study [Electronic resource]. - Access mode: https: // fom.ru/posts/12857/

22. Harvard University: general information, how to apply, what documents to prepare. - Access mode: https://smapse.ru/kak-postupit-v-garvard-trebovaniya-dlya-postupleniya-v-harvard-university/

23. Research of criteria [Electronic resource]. - Access mode: https://mosiur.org/methods/criteria_studies/

24. Hodge K.A., Lear J.L. Employment skills for the 21st century workplace: The gap between faculty and student perceptions // Journal of Career and Technical Education. - 2011. - T. 26. - № 2. - S. 28-41.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторах:

Пастухова Лариса Сергеевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор РАО, проректор по проектной деятельности, Российский государственный гуманитарный университет, email: larisa-sinls@mail.ru

Каймаразова Алина Каймаразовна (г. Москва, Россия), специалист по связям с общественностью, Центр социально-проектной деятельности молодежи, Российский государственный гуманитарный университет, e-mail: kajmarazova@yandex.ru

Турлакова Ольга Евгеньевна (г. Москва, Россия), аспирант, Институт стратегии развития образования РАО, e-mail: olenka1592@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.