Научная статья на тему 'Трепанация черепа в народной медицине горцев Северного Кавказа'

Трепанация черепа в народной медицине горцев Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕПАНАЦИЯ ЧЕРЕПА / НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмадов Тахуз Зайндиевич

В работе приводятся сведения о трепанации черепа у народов Северного Кавказа в историческую эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трепанация черепа в народной медицине горцев Северного Кавказа»

1. Косовский Б.Н. Актуальные вопросы медицинской генетики в педиатрии. Актовая речь. - М., 1963. - 18 с.

2. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Медицина, 1967. - С.

247.

3. Касаткин Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребёнка раннего возраста. - М.: Медгиз, 1951. - 94 с.

ТРЕПАНАЦИЯ ЧЕРЕПА В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО

КАВКАЗА

Т.З Ахмадов*

Резюме: В работе приводятся сведения о трепанации черепа у народов Северного Кавказа в историческую эпоху.

Ключевые слова: трепанация черепа, народная медицина, Северный Кавказ.

В глубокой древности на всех исторических этапах развития человечества практически во всем мире и у всех народов в той или иной степени была распространена трепанация черепа и носила она символический, или ритуальный, или лечебный характер. Делали трепанацию черепа при длительных головных болях, судорожных приступах, психическом заболевании, чтобы из замкнутой черепной коробки «ушли злые духи» через трепанационное отверстие. Известно несколько техник трепанации черепа -одной из первых «операций» в истории человечества: постепенное соскабливание кости черепа, выпиливание по кругу определённого участка кости, высверливание по кругу нескольких отверстий и удаление костной пластинки.

Вопрос трепанации черепа достаточно исследован в странах Америки и Европы. Практически неисследованным он остаётся у народов Северного Кавказа ввиду недостаточности археологических раскопок и отсутствия в прошлые века собственной письменности.

На Северо-Восточном Кавказе находили единичные черепа со следами прижизненной трепанации лечебного характера в Дагестане, Чечено-Ингушетии, Осетии, Бал-карии. Впервые в литературе трепанация черепа в Дагестане описана военными врачами И. Кривякиным (1887) и С.С. Вирсаладзе (1898). И. Кривякин (1887) считал, что трепа-

*

Чеченский государственный университет, г. Грозный

Ахмадов Тахуз Зайндиевич - к.м.н., доцент кафедры, t.ahmadov@mail.ru

нация у горцев имеет свою историю, и начало её теряется «в преданиях арабской медицины» [2]. Он лично наблюдал три случая проведения трепанации и детально описал ход операции. По данным Г.Г. Тхагапсовой (1996), фольклорные и полевые материалы свидетельствуют о бытовании и у адыгов на Северо-Западном Кавказе сложных приёмов трепанации черепа, что отражено в нартском эпосе [3].

Мы полагаем, что горские лекари делали трепанацию черепа только с лечебной целью, при травмах головы и длительных головных болях [1]. Они считали, что всякий удар по черепу, если он довольно силен, независимо от того, сопровождается он или нет повреждением наружных тканей черепа, непременно имеет последствием внутреннее кровоизлияние - сгусток крови давит на мозг и отсюда головные боли, параличи, обмороки, падучая болезнь. При этом трепанация черепа горскими лекарями производилась не трепаном, не долотом и молотом, а соскабливанием слоёв кости черепа, производилась т. н. полировка черепа (polir - фр., мелко скоблить).

При соскабливании кости чеченские народные лекари использовали «гам» - дугообразно изогнутый скребок с ручкой длиной 15 см. У дагестанских лекарей был инструмент похожий на узкое долото, углы которого закруглены, а нижняя треть лезвия загнута под прямым углом. Инструменты эти были кустарного (кузнечного) изготовления из мягкого железа, и постоянно натачивались для поддержания острого состояния. Скоблили кость осторожно, постепенно, так что при этом получались очень мелкие стружки. В заключение края отверстия в кости подравнивались щипцами и сглаживались тем же скобелем, удалялись сгустки крови и осколки треснувшей кости. После окончания операции на рану накладывалась припарка из листьев лопуха, разваренных до полной мягкости, или же смесь яичных желтков с мёдом, или коровье масло. Вся «операция» производилась без обезболивания, больного в неподвижном положении поддерживали его близкие. Однако и лекарь, и окружающие больного родственники широко пользовались внушением - слово было могучим оружием. Рассказывали, что такой-то горец, щуплый невзрачный мужчина, не проронив ни слова, выдержал операцию. Больной, услышав такое, воодушевлялся и превозмогал болевые ощущения.

Литература

1. Ахмадов Т.З. История здравоохранения и медицинского образования на Северо-Восточном Кавказе (XIX в. - 1940 г.). - Ростов-на-Дону, 2014. - С. 94-100.

2. Кривякин И. Трепанация без трепана // Военно-медицинский журнал, 1887, кн. 9, ч. CLX, отд. 1. С. 145-164.

3. Тхагапсова Г.Г. Народная медицина адыгов (историко-этнографический аспект). - Майкоп: «Адыгея», 1996. - С. 12-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.