ваний щитовидной железы и ожирения. В амбулаторных картах практически отсутствовали записи об осмотре нижних конечностей, что может влиять на количество своевременно диагностированных диабетических поли-нейропатий и гангрен нижних конечностей. Вышеотме-ченные дефекты не позволяют получить целостное представление о течении заболевания. В организационной структуре эндокринологической помощи больным Перми не последняя роль принадлежит ГЭЦ, где на момент исследования зарегистрирована неполная укомплектованность штатами. Отсутствовал специалист по "диабетической стопе", а, как известно, это одно из тяжелейших осложнений СД, приводящих к инвалидности.
Экспертная оценка преемственности в работе консультативного центра и поликлиник показала ряд недостатков как в самой организации медицинской помощи, так и в документообороте. Больные СД не всегда имели направления лечащего врача в ГЭЦ, не было обратной связи. В дополнение к экспертной оценке качества работы врачей-эндокринологов было изучено мнение 334 пациентов относительно удовлетворенности полученной медицинской помощью. Среди респондентов 3/4 составляли женщины; 54% респондентов признали работу врачей-эндокринологов удовлетворительной, а каждый третий опрошенный (27,8%) высказал противоположную точку зрения. Основная проблема неудовлетворенности обусловлена несвоевременностью предоставления медицинских услуг: 72% респондентов отметили, что к территориальному врачу-эндокринологу трудно попасть. По данным анкетирования, 80% больных ожидали приема у врача около 1 ч. Среди других недостатков были отмечены поспешность в работе специалистов, на что указали 62% респондентов; невнимательное отношение к пациенту (46,6%); Нетактичное поведение врача (14,4%). Сегодня больные испытывают также за-
труднения в получении лекарственных препаратов, поэтому пациенты предлагают вернуться к прежним формам их выдачи.
Проведенное исследование показало, что остро назрела необходимость совершенствования тактики наблюдения за больными. Записи врачей в амбулаторных картах должны четко отражать состояние и динамику заболеваний, что позволит не только своевременно выявлять осложнения СД, но и незамедлительно оказывать медицинскую помощь. Улучшение организации амбулаторного посещения больных, оснащенности поликлиник аппаратурой для определения уровня гликирован-ного гемоглобина, являющегося "золотым стандартом" компенсации углеводного обмена, отработка вопросов преемственности между эндокринологическим центром и врачами амбулаторно-поликлинических учреждений позволят улучшить качество медицинского обслуживания больных с заболеваниями эндокринной системы. Изменению ситуации будет способствовать также оптимизация временных норм на врачебном приеме, использование электронного варианта карт амбулаторного больного и совершенствование документооборота.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сунцов ЮИ, Дедов ИИ, Шестакова МВ. Скрининг осложнений сахарного диабета как метод оценки качества лечебной помощи больным. М.; 2008.
2. Шестакова МВ, Дедов ИИ. Сахарный диабет и хроническая болезнь почек. М.: МИА; 2009.
REFERENCES
1. Suntsov YuI, Dedov II, Shestakova MV. Screening for diabetes complications as a method of assessing the quality of clinical care to patients. Moscow. 2008.
2. Shestakova MV, Dedov II. Diabetes and chronic kidney disease. Moscow: MIA; 2009.
Поступила 30.11.12
ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ
© Т. З. АХМАДОВ, 2013 УДК 615.89 (470.66)
Т. З. АХМАДОВ
Истоки народной медицины чеченцев
Чеченский государственный университет, 364037, Грозный
Ключевые слова: народная медицина; народные лекари; Северный Кавказ; арабская медицина; генезис народной медицины чеченцев; врачевание
Key words: traditional medicine; traditional healer; Northern Caucasus; Arabic medicine; Chechen traditional medicine; healing
Народное врачевание, выработанное на протяжении всей эпохи развития человека на планете, является историческим достоянием любого народа. При этом народная медицина не только имеет этнические, религиозные аспекты, но и напрямую связана с экологическими и географическими особенностями места проживания этноса. Формирование медицины данного народа соотносительно региональной флоре и фауне, также представляет отпечатки мировоззрения и интеллектуальности, является частью традиционной культуры, отражает уровень экономического развития.
На процессе становления медицины любого народа сказался не только общий уровень развития самого общества, но и социальные катаклизмы. Захватнические войны, порабощение одного народа другим вели к изменению этнокультуры, в том числе
народной медицины. Не меньшее значение в совершенствовании медицинских знаний имели торговые связи народов. Шло взаимопроникновение медицины античного Средиземноморья, Средней Азии, Древнего Востока, Западной Европы, славянских народов. В данном контексте представляет значительный интерес исследование истоков уже сложившейся медицины разных народов, в том числе проживающих в регионе Северного Кавказа.
Целью данного исследования было изучение генезиса народной медицины чеченцев, а также ее взаимосвязь с медициной других горских народов Северного Кавказа.
До ХУ1 в. чеченцы не имели своей письменности, поэтому при изучении истоков врачевания следует учитывать: • универсальность народного врачевания, которое существовало во все периоды истории человечества у всех народов мира
Контактная информация: Ахмадов Тахуз Зайндиевич, канд, мед. наук, проф.; e-mail: t.ahmadov@mail.ru
[12]. Как отмечает M. Bartels [15], везде дикари в одинаковых жизненных ситуациях приходят к одним и тем же мерам и взглядам, живут ли они на дальнем севере или на экваторе;
• археологические находки и данные антропологических исследований на территории нынешней Чечни, которые позволяют нам считать, что народная медицина существует у чеченцев, как и у других народов, с колыбели человечества;
• отдельные сообщения европейских авторов XIII—XIX веков, которые служат источниками для восстановления в какой-то мере истории медицины горцев Северного Кавказа. На наш взгляд, народную медицину чеченцев можно
соотнести с так называемой тройственной медициной, которая появилась в эпоху зороастризма в древней Персии [3,с.10]. Как известно, "тройственность" — это выражение сущности и единства трех понятий, явлений, критериев, элементов какого-либо процесса. Впервые древняя медицина была отражена в Авесте — священной книге зороастрийцев. В ней говорится о трех категориях целителей: исцеляющих молитвами и религиозными ритуалами, особым питанием и травами, инструментами.
Также нельзя исключить определенное воздействие в период с VII века до н. э. по IV век н. э. на медицину местных народов Северного Кавказа известной культуры ираноязычных племен: скифов, савроматов, сарматов и алан. Эти племена принесли на Кавказ значительное культурное наследие, и, как утверждает З. Р. Аликова [1], истоки народной медицины Северного Кавказа уходят в глубокую скифскую древность.
Естественно, первичным источником врачевания явился многовековой опыт использования природных лечебных средств растительного, животного, минерального происхождения. Эмпирические знания накапливались, обобщались и постепенно становились основой культовой практики врачевания. Как и врачеватели других стран, чеченские лекари использовали природные лекарственные средства растительного и минерального (в меньшей степени) и животного происхождения, а позже и магические приемы. С развитием общества формировались и особые формы первобытной религии, что способствовало появлению магических действий и приемов в народной медицине.
До XVI века народная медицина Северного Кавказа, в том числе и на территории нынешней Чечни, оставалась на уровне эмпиризма и религиозно-мистических представлений [1, 4, 5, 13]. Примитивные медицинские знания сохранялись путем транслирования в устной форме (вербалльный путь) из поколения в поколение, при этом традиционно-устный способ передачи знаний не всегда отличался полнотой и точностью. Отсутствие письменности не давало возможности выхода на более высокую ступень накопления знаний, их сохранения и совершенствования, т. е. не было системы знаний. Предположительно к этому времени "коллективное (массовое) врачевание", когда носителем бытовых медицинских знаний ("домашняя медицина") был практически каждый, становится индивидуальным. Появляются народные целители, знахари, которые своей "специальностью" избрали врачевание.
Принятие ислама повлияло и на традиционные медицинские практики горцев: изменилось представление о том, что такое болезнь и как ее следует лечить. Ислам расширил традиционные представления об этиологии многих недугов, дополнив демонологию кораническими образами шайтанов и джиннов, которые теперь мыслились как виновники многих болезней. С принятием ислама на Северном Кавказе появилось целое сословие духовных лиц, которые для лечения использовали молитвы как часть своей духовной практики. Приемы лечения были основаны на вере в силу коранических текстов. Отсюда и главные лечебные средства — чтение вслух мусульманских молитв; окуривание дымом от сжигаемых листков с надписями религиозного содержания; питье больными воды из сосуда, в который помещался такой же текст или которым он накрывался сверху; Коран могли класть на подушку больного. Сюда же стоит отнести и применение амулетов, в которые зашивались листочки с написанными на них отдельными аятами из Корана; такие амулеты использовались в качестве средств от сглаза.
Существенное накопление медицинских знаний народными лекарями в Чечне началось с появлением письменности в XVI веке и было связано с исламом и распространением арабского языка. Арабский язык для мусульман, вне зависимости от этнической принадлежности являлся не только языком Корана и ислама, но и медицины. Вместе с исламом получила распространение по существу и чеченская письменность с использованием арабской графики. Народные лекари стали пользоваться арабскими письменными источниками врачевания — карабади-нами (карабадин, китаб, жайна). Выдающиеся арабские врачи,
помимо академических сочинений, предназначенных для подготовленных лиц, создавали и специальные сокращенные книги по медицине того времени, носившие общее название карабади-ны [8]. Они содержали сведения о лечебных средствах, правила диагностики и лечения различных заболеваний. Полагаем, что поступали они в Чечню из Дагестана и Грузии. Благодаря знанию арабского языка местное мусульманское население Северного Кавказа имело доступ к данным источникам медицинских сведений. Карабадины в тот период имели большое значение для пополнения и совершенствования медицинских знаний.
Одним из важных источников медицинских знаний для чеченцев, как и для других мусульман Северного Кавказа, были Коран и хадисы пророка Мухаммада. Медицина Пророка — прежде всего послание (сунна), которое содержит множество советов и наставлений по таким вопросам, как гигиена, очищение организма, лечение болезней при помощи лекарств. Существует примерно 50 рецептов Пророка, известных среди мусульман всего мира как "Ат-Тыбб аль-Науаби" — классическая историко-медицинская литература — "Медицина Пророка", "Пророческая медицина". В различных сборниках хадисов (высказываний) Пророка, упоминаются более 300 примеров по вопросам гигиены, очищения, правил еды и питья. Пророческая медицина основывалась на трех основных правилах: сохранении хорошего здоровья, профилактики, выведении из организма вредных для него веществ (очищение) [6]. Согласно преданию, пророк Му-хаммад (с.а.с.) получил свои познания в области медицины от врача, обучавшегося в Джундишапурской медицинской школе (персидская медицинская школа Джунди-Шапура) [6, 8, 14].
В Х^-Х^1 веках у чеченцев стали появляться свои теп-тары — рукописные книги духовного, философского, морально-нравоучительного, летописно-исторического содержания, написанные на чеченском языке с помощью арабской графики. В Дагестане и Чечне в Х^-ХГХ веках в религиозных школах (хьюжар и медресе) распространялся мусульманский гносеологический канон — учащимся, кроме богословия, давались и медицинские знания.
Однако народная медицина чеченцев далеко отставала от совершенной для своего времени арабской медицины, которая внесла большой вклад в развитие мировой медицинской науки [8, 14, 16]. Между тем, это не значит, что она у чеченцев в этот период была на слишком примитивном уровне. Арабский Восток внес какие-то определенные элементы в народное врачевание в Чечне, но не настолько, чтобы ее заменить частично или полностью. Нельзя говорить о полном заимствовании или подобии. Речь идет о некоторой схожести или об использовании в практике отдельных способов и средств, взятых из восточной медицины. В народной медицине чеченцев применяются в основном местные способы лечения. Устоявшаяся за тысячи лет народная медицина у чеченцев не могла измениться за такой короткий исторический промежуток времени. По своему генезису народная медицина чеченцев самобытная, но имеет при этом отдельные элементы восточной (арабской) медицины. У чеченцев были свои методы лечения: корта озар (вытяжение головы), гам хьакхар (скобление кости черепа с целью трепанации), хинжабаккхар (эпидермальное иглоукалывание), пондар лакхар (лечение музыкой) и др. В лексиконе чеченцев содержится около 400 медицинских, в том числе анатомических терминов, а все арабское было привнесено в основном из Медицины пророка Мухаммада.
Горская народная медицина всегда исходила из своих, добытых вековой практикой приемов и способов лечения. При скудной терапевтической помощи горских хакимов (врачей) более рациональное направление имела хирургическая помощь, в частности костоправство и лечение разного рода ран с преобладанием консервативного способа. Жизнь в суровых горных условиях, многочисленные войны вели к травматизму, и это обусловило появление "специалистов" по костоправству и лечению ран, получила развитие примитивная хирургия. В период военных походов (жизнь горского мужчины была во многом ориентирована на войну) лекари следовали за воинами и оказывали помощь в полевых условиях. Горцы вынужденно стали искусными врачевателями патологии опорно-двигательного аппарата человека, при этом прибегали к консервативным средствам, не ампутируя поврежденную конечность.
Следует учесть, что чеченский народ с глубокой древности связан многочисленными узами с народами Кавказа и со странами, входившими в VII—XIII веках в сферу влияния Арабского халифата, которые отличались достаточно высоким для того времени динамическим социально-экономическим и культурным развитием. Об устойчивых взаимосвязях чеченцев с другими народами говорит и нахская (нахи-чеченцы, ингуши и др.) ми-
фология, которая имеет много общих черт с мифологией других народов Кавказа, Передней Азии и Греции. Сходен во многом и нартский эпос народов Северного Кавказа.
Народная медицина чеченцев развивалась и обогащалась также в результате взаимовлияния и взаимообмена с народной медициной всех горских народов Северного Кавказа, в том числе терских казаков. Многочисленными исследованиями были выявлены важные историко-культурные параллели между чеченцами и их ближайшими соседями. Взаимовлияние культур народов Северного Кавказа огромно, но при этом каждый народ сохранил свою самобытность и этнообразие региона. Каждый социокультурный феномен, в том числе народная медицина, у каждого народа дал возможность выжить в данных конкретно-исторических и конкретно-географических условиях. Арсенал средств народной медицины горцев не представлял собой ничего изолированного, а явился сплавом из опыта, переданного по наследству, собственного стихийного опыта и данных, почерпнутых из опыта и информации соседних народностей [1, 7, 13]. Как известно, медицинские знания многих кавказских народов имеют некоторые, пока еще недостаточно изученные, сходные черты в области применения тех или иных средств лечебного воздействия. Вместе с тем, несмотря на сходные черты медицинских знаний у чеченцев и многих других кавказских народов, порой встречаются приемы и методы лечения, имеющие в специфике употребления как существенные, так и незначительные различия. Однако это уже вопрос отдельного сравнительного изучения.
Интерес к медицине горцев Северного Кавказа в России появился в период затяжной Кавказской войны (1829—1859). Известный русский врач, основатель военно-полевой хирургии Н. И. Пирогов, оценивая искусство сберегательной хирургии горцев, отмечал, что "азиятские врачи" излечивали такие раны и повреждения, которые, по мнению русских врачей, требовали ампутации конечностей. Он писал: "От приехавших с Кавказа в Россию военных людей я часто слыхал об искусстве азият-ских врачей в лечении наружных повреждений" [10]. Позже, в 1847 г. эти рассказы он проверил на деле в кавказской экспедиции в Дагестане во время длительной осады горской крепости в Салтах. Спустя 2 года он напишет в своем "Отчете": "Искусство лечения наружных повреждений у кавказских племен есть чисто наследственное, и переходит от отца к сыну. Мне кажется, что оно вместе с другими началами просвещения перешло на Кавказ от арабов (следы пребывания арабов остались еще до сих пор в Дагестане). По крайней мере, способ лечения ран напоминает нам живо арабскую медицину" [10]. Как известно, арабская медицина при лечении травм и ранений носилала сберегательный характер, а западная медицина, в том числе и российская, предписывала для сохранения жизни раненого в бою срочную ампутацию травмированной конечности. Опыт горских целителей в определенной степени повлиял на рекомендованную Пирого-вым военным врачам сберегательную тактику лечения боевой травмы в военно-полевых условиях.
Учитывая интерес общественности и врачей к горской медицине, медицинское руководство России направило запрос о ней окружным врачам. Врач Кабардинского округа А. И. Дроздов-ский в 1861 г. сообщал, что по его скудным сведениям горские врачи занимаются исключительно лечением наружных болезней, относящихся собственно к хирургии [9].
По заключению Имперского Кавказского медицинского общества в Тифлисе (1889) народную медицину на Кавказе относили к средневековой восточной медицине, которая использовала средства и способы лечения, дошедшие из Византии или занесенные во время крестовых походов, а также из Персии [9]. Восточная медицина была известна у кавказских горцев под общим названием "арабская медицина" [2]. Известный историк медицины С. Г. Ковнер отмечает: "Не подлежит сомнению, что арабская медицина сформировалась совершенно своеобразно, применяясь к условиям обитаемых мусульманами стран, образа жизни, расовых особенностей и всего строя арабского быта, сложившегося под влиянием закона Магомета" [8].
Э. М. Рубаева [11], ссылаясь на материалы периодической печати Терской области XIX—XX веков, указывает, что кабардинские народные лекари использовали преимущественно арабскую медицину, чеченцы и кумыки — персидскую, а осетины — турецкую.
На большое значение арабского Востока в распространении медицинских знаний на территории Северного Кавказа указывают в своей работе Х. М. Батаев и З. И. Яхъяева [4]. По их данным, благодаря знанию горцами арабского языка ценнейшие сведения древних источников были успешно использованы народной медициной горцев.
Таким образом, народная медицина чеченцев имела следующие направления: фитотерапевтическое (консервативное), хирургическое и магическое (психотерапевтическое). Многовековое ее становление связано с определенными историческими этапами развития человечества. Медицина Чечни формировалась, с одной стороны, из народного опыта, накапливавшего веками крупицы медицинских знаний, а с другой — под известным влиянием культуры ирано-язычных племен на стыке двух эр и восточной (арабской) медицины в середине II тысячелетия.
Процесс формирования медицинских знаний в Чечне имеет и следы длительного взаимодействия с культурами других народов, особенно проживающих на Северном Кавказе. В целом в XVIII и начале ХХ века народная медицина чеченцев достигла определенного уровня, который соответствовал социально-экономическому развитию общества. Особенно успешно для того времени народные лекари лечили боевую (военную) патологию. За многие столетия эмпирически было выявлено немало полезных и эффективных средств лечения и профилактики, а накопленный опыт борьбы с различными болезнями передавался из поколения в поколение в основном вербальным путем.
Вместе с тем мы, конечно, далеки от утверждения, что чеченской народной медицине свойственны высокоорганизованная целостность и системность. Кроме того, вопросы народной медицины Чечни требуют проведения более глубоких и расширенных исследований, что до настоящего времени практически не сделано.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аликова ЗР. Народная медицина Северного Кавказа (древний период — начало ХХ в.). Владикавказ: Проект-Пресс, 2000.
2. Асхабова ЛМ, Гаджиева ЛА. Истоки медицинского дела и становление здравоохранения в Дагестане. Махачкала; 2004.
3. Ахмадов ТЗ. Здравоохранение Чечни: очерки истории. Грозный: "ИПК "Грозненский рабочий"; 2010.
4. Батаев ХМ, Яхъяева ЗИ. История народной медицины чеченцев и ингушей (ХУШ—ХХ вв.). Грозный: Книжное издательство; 2010.
5. Жугова ТЧ, Шомахов АО, Кимова ЛФ. Из истории медицины Кабардино-Балкарии. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001; 6: 55—9.
6. Ибн Кайим Аль-Джаузия. Пророческая медицина. Казань: Изд-во ОАО ПИК "Идеал-Пресс"; 2005.
7. Казиев ШМ, Карпеев ИВ. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа. М.: Молодая гвардия; 2003.
8. Ковнер СГ. История средневековой медицины: вып. 1—2. Киев; 1893: 165—352.
9. Маслов АА, Карданов АБ, Шомахов АО, Беров МЛ. История медицины Кабардинского округа: События и лица. Нальчик: Полиграфсервис и Т.; 2005.
10. Пирогов НИ. Отчет о путешествии по Кавказу. М.: Гос. изд. мед. литер.; 1952.
11. Рубаева ЭМ. О состоянии медицинской помощи населению Осетии на рубеже веков (по страницам периодической печати конца ХК — начала ХХ в.). Научные проблемы гуманитарных исследований (Пятигорск). 2009; 11 (2): 101—7.
12. Сорокина ТС. История медицины. М.: Академия; 2005.
13. Тхагапсова ГГ. Народная медицина адыгов. Майкоп: Адыгея; 1996.
14. Эдвард Г. Браун. Мусульманская медицина. Фитцпатриков-ские лекции, прочитанные в Королевском медицинском колледже в 1919—1920 гг. СПб.: Издательство "ДИЛЯ"; 2009.
15. BartelsM. Die Medicin der Naturvolker: Ethnologische Beitrage zur Urgeschichte der Medicin. Leipzig; 1893.
16. Conrad L. The Arab — Islamik medical tradizion. The Western medical tradizion 800 BC to 1800. Cambridge: University Press; 1995: 129—30.
REFERENCES
1. Alikova ZR. Traditional medicine of the North Caucasus (the ancient period — the beginning of the twentieth century). Vladikavkaz: Proekt-Press; 2000
2. Askhabova LM, Gadzhieva LA. The origins of medical affairs and public health establishment in Dagestan.Makhachkala; 2004.
3. Akhmadov TZ. Health of Chechnya: A Short History. Groznyy: "IPK"Groznenskiyrabochiy; 2010.
4. Bataev KhM, Yakh"yaevaZI. The history of traditional medicine Chechens and Ingush (XVIII-XX). Groznyy: Knizhnoye izdatel'-stvo; 2010.
5. Zhugova TCh, Shomakhov AO, Kimova LF. From the History of Medicine of Kabardino-Balkaria.Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2001; 6: 55-9.
6. Ibn Kayim Al'-Dzhauziya. Prophetic medicine. Kazan': Izdatel'st-vo OAOPIK "Ideal-Press"; 2005.
7. Kaziev Sh, Karpeev IV. Daily life of highlanders of the Northern Caucasus. Moscow: Molodaya Gvardiya; 2003.
8. KovnerSG. The history of medieval medicine. Is. 1-2. Kiev; 1893. P. 165-352.
9. Maslov AA, Kardanov ABB, Shomakhov AO, Berov ML. History of Medicine Kabardinsky County: events and persons. Nal'chik: PoligrafServis i T; 2005.
10. Pirogov NI. Journey to the Caucasus.Gosudarstvennoye izdatel'-stvo meditsinskoy literatury; 1952.
11. Rubayeva EM. On the state of medical care Ossetia at the turn of the century (the pages of the periodical press of the late 19th — early 20th). Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy (Pyatigorsk); 2009; 11(2):101-7.
12. Sorokina TC. The history of medicine. Moscow: Akademiya; 2005.
13. Tkhagapsova GG. Traditional medicine Circassians. Maykop: Adygeya; 1996.
14. Brown EG. Muslim medicine. Fitzpatrick's lecture delivered at the Royal College of Medicine in 1919-1920. St. Petersburg: Dil'ya; 2009.
15. BartelsM. Die Medicin der Naturvolker: Ethnologische Beitrage zur Urgeschichte der Medicin. Leipzig; 1893.
16. Conrad L. The Arab — Islamik medical tradizion. The Western medical tradizion 800 BC to 1800. Cambridge: University Press; 1995: 129—30.
Поступила 17.12.12
НАМ ПИШУТ
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.876:001.891.7
В.В. ГУБЕРНАТОРОВА, О.А. ДАРИЧЕВА, С.А. АЗЕВИЧ, С.С. ДАРИЧЕВ
Применение методологии оценки риска при медицинском облучении и облучении природными источниками
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области", 153035, г. Иваново
Ключевые слова : оценка риска; мониторинг радона; радиационно-гигиеническая паспортизация; медицинское облучение; коллективная доза; коллективный риск и индивидуальный риск населения; стохастические эффекты
Key words: risk evaluation; radon monitoring; radiation hygienic certification; medical radiation; communal and individual population risk; stochastic effect
Проблема ограничения облучения населения от природных факторов в настоящее время является одной из наиболее значимых в области радиационной безопасности, так как их вклад в дозу облучения среднего жителя составляет 2/3 от всех источников облучения и оказывает существенное воздействие на здоровье населения.
Учитывая, что радон и продукты его распада обеспечивают более 50% дозы от природных источников, большое внимание уделяют мониторингу радона. Среднеобластное значение эквивалентной равновесной объемной активности (ЭРОА) радона в жилых и общественных зданиях увеличилось с 2004 г. (15,3 Бк/ м3) в 2,7 раза и составило 41 Бк/м3.
Мониторинг радона проводится с 1993 г. Выполнено более 15 000 исследований. Особое внимание уделяется изучению ра-диационно-гигиенической ситуации в детских образовательных учреждениях (ДОУ) и школах. Общее число ДОУ и школ, обследованных в зимний период, — 217, а в летний — 269. При этом общее количество выполненных измерений ЭРОА изотопов радона превысило 5000.
Вместе с тем следует отметить, что результаты выборочного исследования не дают пока полного и объективного представления о степени радоноопасности всего жилого фонда и других объектов длительного пребывания. Необходимо целенаправленно продолжить это обследование с целью выявления зданий с повышенной концентрацией радона, проведения радонозащитных мероприятий, оценки их эффективности. Поэтому все предписания, касающиеся способов противорадоновой защиты, имеют рекомендательный характер, ни одно из них не основано на точном расчете и не нормировано. Тем не менее имеющийся опыт дает основание сделать вывод, что задача противорадоновой защиты в абсолютном большинстве случаев практически разрешима.
Для снижения радиационного воздействия была разработана областная целевая программа обеспечения радиационной
безопасности населения Ивановской области на 2004—2008 г., предусматривающая защиту от радона жилых и общественных зданий, снижение медицинского облучения населения, реабилитацию промплощадки места проведения аварийного мирного ядерного взрыва (МЯВ) "Глобус-1" в 1971 г. Выполнено районирование и картографирование Иванова и Ивановской области по степени радоноопасности территории. На территориях с высокой степенью радоноопасности должны планироваться мероприятия по проведению дополнительного обследования доз от природных источников и в необходимых случаях по принятию специальных защитных мер с целью снижения этого компонента облучения до приемлемых величин.
Наш опыт работы показал, что мониторинг радона в жилых и общественных зданиях является важной составляющей мониторинга состояния окружающей и внутрижилищной среды для оценки влияния факторов риска на здоровье населения Ивановской области. На основании статистического анализа результатов массовых измерений, выполненных в ходе радиационно-гигиенического мониторинга, получена информация, позволяющая дифференцировано оценивать существующие в данный момент уровни облучения населения, а также обоснованно прогнозировать вероятность превышения действующих нормативов по ЭРОА радона в жилой среде.
Радиационно-гигиеническая паспортизация (РГП) организаций и территорий за последние 5 лет показала, что наибольший вклад в дозу облучения населения Ивановской области в 2011 г. внесли природные источники ионизирующего излучения (ИИИ) (87,11%) и медицинские (12,78%) источники. Удельный вес техногенного фона составил 0,10%, а эксплуатация источников ионизирующего излучения в организациях области — 0,01%.
Наибольший вклад в дозу облучения от антропогенных источников вносят рентгенодиагностические медицинские процедуры. Учитывая, что дети являются наиболее чувствительным
Контактная информация: Губернаторова Валентина Васильевна, главврач; e-mail: 37fguz@345000.ru