МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 2, 2012
© Коллектив авторов, 2012 УДК 616.8.12-009.3:616-005.6-08
К ВОПРОСУ ОБ АНТИТРОМБОТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ПРИ НЕКЛАПАННОЙ ФИБРИЛЛЯЦИИ ПРЕДСЕРДИЙ
О. И. Боева1, Н. Е. Булгакова1, А. С. Иваненко1, В. Н. Колесников2, С. В. Ермаков1 ''Ставропольская государственная медицинская академия 2Краевой клинический кардиологический диспансер, Ставрополь
Смертность и качество жизни у больных с фибрилляцией предсердий (ФП) существенно зависят от тромбоэмболических осложнений (ТЭО) [3, 5]. Согласно рекомендациям Европейского и Всероссийского научного общества кардиологов, при неклапанной форме ФП, если имеется хотя бы один фактор риска по шкале риска ТЭО - СНА20в2^Авс (например, возраст старше 65 лет), необходимо назначение антагонистов витамина К (АВК) с целью поддержания показателя международного нормализованного отношения на уровне 2,0-3,0 [1]. При ФП, обусловленной ревматическими пороками, рекомендуется более высокий уровень гипокоагуляции. Назначение аспирина допустимо только у пациентов с низким риском или в случае наличия противопоказаний к АВК [1].
Между тем клиническая валидизация шкалы СНА082-Уавс не привела к снижению частоты ТЭО в популяции больных ФП [4]. Именно поэтому совершенствование существующих шкал стратификации риска ТЭО остаётся ключевым вопросом в лечении больных с ФП.
Цель исследования - выявление частоты сердечнососудистых осложнений и церебральных тромбоэмболий у пациентов с ФП и низким риском ТЭО в течение 4 месяцев с момента её развития с учётом использованной тактики антитромботической терапии.
Материал и методы. В проспективное исследование были включены 126 больных (68 % мужчин, средний возраст 51,7±6,3 года) с ФП и низким риском ТЭО.
Критериями включения в исследование были: впервые возникшая мерцательная аритмия, 0 баллов по шкале СНА2й82-УА8с, согласие пациента на включение в исследование, возможность повторного контакта. Больные были разделены на две группы. В основной группе (64 человека) пациенты не получали антитромботическую терапию. В группе сравнения (62 человека) была назначена антитромбоцитарная терапия ацетилсалициловой кислотой (АСК) в дозе 75 мг в сутки. Дизайн исследования включал 2 визита па-
Боева Ольга Игоревна, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной терапии Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: (8652)352514, 8(928)8117274; e-mail: [email protected].
Булгакова Наталья Евгеньевна, очный аспирант кафедры госпитальной терапии
Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: (8652)295309, 8(903)4401287.
Иваненко Анна Сергеевна, очный аспирант кафедры госпитальной терапии
Ставропольской государственной медицинской академии; тел.: (8652)295309, 565753.
Колесников Владимир Николаевич, главный врач Ставропольского краевого клинического кардиологического центра; тел.: 699888.
циентов в течение 6 месяцев наблюдения с регистрацией первичных (фатальный и нефатальный инсульт, фатальный и нефатальный инфаркт миокарда, внезапная сердечная смерть, системная тромбоэмболия) и вторичных (смерть от других сердечно-сосудистых причин) конечных точек. Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы «SPSS 13.0»
Результаты и обсуждение. Частота развития первичной конечной точки за период наблюдения в основной группе (15,3 %) оказалась сопоставимой («не хуже») с таковой в группе АСК (11,7 %) при относительном риске (ОР) 0,32 (95 % ДИ 0,16-0,65, р>0,05). Однако весьма умеренный профилактический эффект АСК сопровождался существенно большей частотой геморрагических событий в виде желудочно-кишечных или геморроидальных кровотечений (ОР 0,21, 95 % ДИ 0,12-0,83) по сравнению с основной группой (ОР 0,08, 95 % ДИ 0,03-0,16, р<0,01).
Таким образом, монотерапия АСК по сравнению с отсутствием лечения привела к недостоверному снижение риска ТЭО, сопровождаясь существенно большей частотой осложнений. В сравнительном аспекте АСК не предупреждала тяжелые или рецидивирующие инсульты у лиц старше 75 лет [2], хотя по данным исследования SPAF-I риск инсульта на фоне лечения АСК в дозе 325 мг в сутки снижался по сравнению с плацебо на 42 % [2]. Однако эти исследования не всегда носили проспективный характер и включали пациентов с различным уровнем риска ТЭО.
Заключение. При решении вопроса о необходимости профилактики неблагоприятных событий у пациентов с ФП и низким риском тромбоэмболических осложнений по шкале CHA2DS2-VASc следует учитывать сомнительные преимущества АСК при реальном риске желудочно-кишечных геморрагий, уделяя внимание изучению эффективности и безопасности новых антитромботических средств (дабигатрана, апиксабана), которые могут стать альтернативой АСК у пациентов с ФП и условно низким риском ТЭО.
Литература
1. Camm, A.J. European Heart Rhythm Association, European Association for Cardio-Thoracic Surgery, Guidelines for the management of atrial fibrillation / A.J. Camm, P. Kirchhof, G.Y.H. Lip [et al.] // Eur. Heart J. - 2010. - Vol. 31. - P. 2369-2429.
2. Hart, R. G. Meta-analysis: antithrombotic therapy to prevent stroke in patients who have nonvalvular atrial fibrillation / R.G. Hart, L. A. Pearce, M.I. Aguilar // Ann. Intern. Med. - 2007. - Vol. 146. - P. 857-867.
3. Hughes, M. Stroke and thromboembolism in atrial fibrillation: a systematic review of stroke risk factors, risk stratification schema and cost effectiveness data / M. Hughes, G.Y. Lip // Thromb. Haemost. - 2008. - Vol. 99. - P. 295-304.
4. Lip, G.Y.H. Refining Clinical Risk Stratification for Predicting Stroke and Thromboembolism in Atrial
и ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Fibrillation Using a Novel Risk Factor-Based Approach The Euro Heart Survey on Atrial Fibrillation / G. Y. H. Lip, R. Nieuwlaat, R. Pisters [et al.] // CHEST. - 2010. - Vol. 137. - P 263-272.
5. Lloyd-Jones, D. Heart disease and stroke sta-
tistics - 2009 update: a report from the American Heart Association Statistics Committee and Stroke Statistics Subcommittee / D. Lloyd-Jones, R. Adams, M. Carnethon [et al.] // Circulation. -2009. - Vol. 119 (3). - P 221-281.
К ВОПРОСУ ОБ АНТИТРОМБОТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ПРИ НЕКЛАПАННОЙ ФИБРИЛЛЯЦИИ ПРЕДСЕРДИЙ
О. И. БОЕВА, Н. Е. БУЛГАКОВА,
А. С. ИВАНЕНКО, В. Н. КОЛЕСНИКОВ,
С. В. ЕРМАКОВ
Ключевые слова: фибрилляция предсердий,
тромбоэмболические осложнения, антитромботиче-ская терапия
ANTITHROMBOTIC THERAPY IN PATIENTS WHO HAVE NONVALVULAR ATRIAL FIBRILLATION
BOYEVA O. I., BULGAKOVA N. E., IVANENKO A. S., KOLESNIKOV V. N., ERMAKOV S. V.
Key words: atrial fibrillation, thromboembolism, antithrombotic therapy
© Т З. Ахмадов, 2012 УДК 615.8
О РОЛИ СЕЛЬСКО-ВРАЧЕБНОЙ ЧАСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ в. (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧНИ)
Т. З. Ахмадов Чеченский государственный университет, Грозный
Одной из малоизученных страниц истории медицины и здравоохранения на Северном Кавказе остается период XIX - начало ХХ вв. Возможно, это связано с тем, что в период строительства социализма становление здравоохранения и забота о здоровье населения связывались только с советской властью. Исследования последнего десятилетия показали, что вопросы здравоохранения решались на государственном уровне и в Российской империи, в том числе и на вновь освоенной территории Северного Кавказа [3, 5, 15, 16]. Несмотря на это, наименее изученными оказались вопросы сельской медицины, включая и роль сельско-врачебной части (СВЧ) в медицинском обслуживании горского населения. Актуальность исследования заключается в осмыслении исторического развития здравоохранения в Терской области с учетом уровня социальноэкономического развития региона, а также последствий Кавказской войны.
Целью данного исследования явилось изучение вопроса организации доступной медицинской помощи сельскому населению в Терской области, и в частности в Чечне. Источниковую базу составили нормативные документы царской России, данные научной литературы и архивы Чеченской Республики, восстановленные после военных действий.
Российская империя еще в XVI в. проявила интерес к Северному Кавказу с целью расширения территории и выхода к Черному морю. Геополитический процесс, шедший мирным путем несколько веков, перешел в длительную, кровавую Кавказскую войну (1817-1864)
Ахмадов Тахуз Зайндиевич, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой неврологии с курсом общественного здоровья и здравоохранения медицинского факультета Чеченского государственного университета; тел.: (8712)212004, 89282900776; e-mail: [email protected].
и завершился пленением предводителя горцев Шамиля и административным устройством края. В 1860 г. Кавказская линия была упразднена и образованы две области - Кубанская и Терская. В последнюю вошли Чечня, Ингушетия, Осетия, Кабарда, Балкария, Кавказские Минеральные Воды (Пятигорск).
На Северном Кавказе в национальных окраинах России для горского населения общественного медицинского обслуживания на тот период не существовало, соответственно не было никаких врачебных заведений. Первые медицинские учреждения на Северном Кавказе появились в последней четверти XVIII в. в российских регулярных войсках - это были военные госпитали и лазареты отдельного Кавказского корпуса. В начале XIX в. появились и военные врачебные заведения Кавказской линии казаков.
До этого среди казаков и горцев Северного Кавказа врачеванием занимались народные лекари, знахари, травники, костоправы и всякого рода шарлатаны. Народная медицина Чечни имела взаимовлияние с народной медициной терско-гребенских казаков. Она развивалась и обогащалась также в результате взаимовлияния и взаимообмена с народной медициной всех горских народов Северного Кавказа [2, 3]. Многочисленными исследованиями были выявлены важные историко-культурные параллели между чеченцами и их ближайшими соседями. Взаимовлияние культур народов Северного Кавказа огромно, но при этом каждый народ сохранил свою идентичность и этнообразие региона. Каждый социо-культурный феномен, в том числе и народная медицина, у каждого народа сохранился и дал возможность выжить в данных конкретноисторических и конкретно-географических условиях.
Арсенал средств народной медицины горцев не представлял собой ничего изолированного, а был сплавом из опыта, переданного по наследству, собственного стихийного опыта с данными, почерпнутыми из опыта и информации соседних народностей [2, 4].