Научная статья на тему 'Исследования высшей нервной деятельности и воспитания детей раннего возраста в СССР в 20-50-е гг. Хх в'

Исследования высшей нервной деятельности и воспитания детей раннего возраста в СССР в 20-50-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И МЛАДЕНЧЕСТВА / ИНСТИТУТ ПЕДИАТРИИ / ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Альбицкий Валерий Юрьевич, Шер Стелла Абельевна

Статья посвящена вкладу учёных Института охраны материнства и младенчества и Института педиатрии АМН СССР в исследования высшей нервной деятельности и изучение воспитания детей раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования высшей нервной деятельности и воспитания детей раннего возраста в СССР в 20-50-е гг. Хх в»

1. Гольбрайх В.Р. Галерея видных хирургов отечественной стоматологии / В.Р. Гольбрайх. - Волгоград: Волгоград. ГМИ, 1885. - 64 с.

2. Иванов М.В. Организация и история развития челюстно-лицевой хирургии в России: дис. ... канд. мед. наук: 14.00.33 / М.В. Иванов. - Воронеж, 1999. - 107 с.

3. Чистович Я.А. История первых медицинских школ в России / Я.А. Чистович. -Санкт-Петербург, 1883. - 662 с.

ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СССР

В 20-50-Е ГГ. ХХ В.

В.Ю. Альбицкий, С.А Шерр

Резюме: статья посвящена вкладу учёных Института охраны материнства и младенчества и Института педиатрии АМН СССР в исследования высшей нервной деятельности и изучение воспитания детей раннего возраста.

Ключевые слова: Институт охраны материнства и младенчества, Институт педиатрии, исследование высшей нервной деятельности, изучение воспитания детей раннего возраста.

В 20-50-гг. ХХ в. учёные Института охраны материнства и младенчества (ГНИОММ) и Института педиатрии АМН СССР, являвшихся предшественниками Научного центра здоровья детей, проводили фундаментальные научные исследования высшей нервной деятельности и воспитания детей раннего возраста. Истоки этих уникальных исследований берут своё начало с работ на кафедре педологии и практической педагогики раннего детского возраста ГНИОММ. В 1926 г. заведующий кафедрой профессор А.С. Дурново опубликовал научный сборник «Основы педологии и педагогики раннего детского возраста», где указал на необходимость изучения законов развития ребёнка и формирования человеческой личности как индивидуума. Он отмечал, что нельзя ограничиваться раздельным изучением морфологических особенностей детского организма и его психики, поскольку ребёнок есть существо, находящееся в непрерывном динамическом состоянии под влиянием природных, биологических и социальных факторов. В 1930 г. в СССР начались гонения на педологию как лженауку, и А.С. Дурново покинул Институт ОММ. Год спустя в состав ГНИОММ вошла переименованная в сек-

л

ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, Москва

Альбицкий Валерий Юрьевич - д.м.н., проф., albicky@nczd.ru Шер Стелла Абельевна - к.м.н., вед. науч. сотр., anastel@mail.ru

тор психофизиологии клиника педологии и невропатологии младенчества, работавшая до этого на базе Института мозга им. В.М. Бехтерева в Ленинграде под руководством профессора Н.М. Щелованова В Москве ленинградские учёные не только продолжили экспериментальные исследования, но и стали применять полученные данные на практике - в воспитании детей младенческого возраста. В послевоенные годы сотрудники сектора психофизиологии доказали, что нервно-психическое развитие ребёнка начинается с первых месяцев жизни и является результатом взаимодействия врождённых качеств с окружающей средой. В монографии Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях», которая неоднократно переиздавалась и переведена на несколько иностранных языков, авторы показали, что при отсутствии воспитания ребёнка с первых месяцев жизни не может быть достигнуто ни его полноценного здоровья и развития, ни правильного поведения.

Заведующий лабораторией по изучению развития мозга профессор Б.Н. Клосов-ский, исследуя этапы прогрессивного развития полушарий головного мозга в филогенезе, открыл ранее не известную проводящую систему головного мозга, а также выявил критические сроки аноксемии для эмбрионов и происходящие при этом изменения. В 1951 г. за свой труд «Циркуляция крови в мозгу»» учёный получил Сталинскую премию. Он проводил исследования, доказывающие отрицательное влияние на плод неблагоприятных факторов внешней среды, придавая особое значение воздействию на эмбрион лекарственных веществ, используемых матерью во время беременности. Учёный доказал повреждающее действие вредных факторов на развитие мозга недоношенных [1].

Во второй половине 50-х гг. руководитель лаборатории возрастной физиологии, выдающийся учёный И.А Аршавский на основании экспериментальных и клинических исследований выявил закономерности онтогенеза, изучение которого, по его мнению, следовало проводить, начиная с оплодотворения яйцеклетки и до смерти организма. Изучение физиологии онтогенеза позволило учёному обосновать принципы антенатальной охраны плода и профилактики рождения незрелых организмов [2].

В 50-е гг. Н.И. Касаткин создал единственную в Советском Союзе лабораторию по изучению развития нервной деятельности и поведения ребёнка. Результатами своих исследований учёный опроверг общепринятое распространённое мнение о «функциональной недеятельности» высших отделов головного мозга в первые три-четыре месяца жизни ребёнка [3]. В 1952 г. за выдающийся вклад в изучение высшей нервной деятельности детей учёный получил звание члена-корреспондента АМН СССР.

Литература

1. Клосовский Б.Н. Актуальные вопросы медицинской генетики в педиатрии. Актовая речь. - М., 1963. - 18 с.

2. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Медицина, 1967. - С.

247.

3. Касаткин Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребёнка раннего возраста. - М.: Медгиз, 1951. - 94 с.

ТРЕПАНАЦИЯ ЧЕРЕПА В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО

КАВКАЗА

Т.З Ахмадов*

Резюме: В работе приводятся сведения о трепанации черепа у народов Северного Кавказа в историческую эпоху.

Ключевые слова: трепанация черепа, народная медицина, Северный Кавказ.

В глубокой древности на всех исторических этапах развития человечества практически во всем мире и у всех народов в той или иной степени была распространена трепанация черепа и носила она символический, или ритуальный, или лечебный характер. Делали трепанацию черепа при длительных головных болях, судорожных приступах, психическом заболевании, чтобы из замкнутой черепной коробки «ушли злые духи» через трепанационное отверстие. Известно несколько техник трепанации черепа -одной из первых «операций» в истории человечества: постепенное соскабливание кости черепа, выпиливание по кругу определённого участка кости, высверливание по кругу нескольких отверстий и удаление костной пластинки.

Вопрос трепанации черепа достаточно исследован в странах Америки и Европы. Практически неисследованным он остаётся у народов Северного Кавказа ввиду недостаточности археологических раскопок и отсутствия в прошлые века собственной письменности.

На Северо-Восточном Кавказе находили единичные черепа со следами прижизненной трепанации лечебного характера в Дагестане, Чечено-Ингушетии, Осетии, Бал-карии. Впервые в литературе трепанация черепа в Дагестане описана военными врачами И. Кривякиным (1887) и С.С. Вирсаладзе (1898). И. Кривякин (1887) считал, что трепа-

*

Чеченский государственный университет, г. Грозный

Ахмадов Тахуз Зайндиевич - к.м.н., доцент кафедры, t.ahmadov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.