цины. Прошлое, настоящее и будущее. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013; 2: 18—20.
6. Журавлева Т.В., Хмель А. А. Проблемы общественного здоровья и истории медицины в творчестве академика РАМН, профессора Ю.П. Лисицына. В кн.: Материалы III Съезда Международной конфедерации историков медицины. М.; 2009: 9—17.
7. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. 2-е изд. М.: ГЕО-ТАР-Медиа; 2008.
8. Журавлева Т.В., Лисицын Ю.П. Из истории профилактического направления медицины в России. В кн. Материалы 43-го конгресса Международного общества историков медицины. М.; 2012; 28—34.
REFERENCES
1. Mudrov M.Ja. Selected works. Moscow: Medgiz; 1949 (in Russian).
2. Arhangel'skij G.V. Inosemtsev and its importance in the development of Russian medicine. Moscow: Medgiz; 1959 (in Russian).
3. Petrov B.D., Potulov B. Zinoviy Petrovich Soloviev. Moscow: Me-ditsina; 1976 (in Russian).
4. Lisicyn Ju.P. Public health and health care. Moscow: GEOTAR-Media; 2002 (in Russian).
5. Zhuravleva T.V., Hmel' A.A. Scientific school of academician Y.P. Lisitsyn in public health and medical history. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii meditsiny. 2013; 2: 18—20 (in Russian).
6. Zhuravleva T.V., Hmel' A.A. Public health problems and the history of medicine in the works of academician, professor P. Lisitsyn. In: Materialy III S'ezda Mezhdunarodnoj konfederacii istorikov mediciny. Moscow; 2009: 9—17 (in Russian).
7. Lisicyn Ju.P. History of medicine. Uchebnik. 2nd ed. Moscow: GEOTAR-Media; 2008 (in Russian).
8. Zhuravleva T.V., Lisicyn Ju.P. From the history of preventive medicine in Russia In: Proceedings of the 43rd Congress of the International society of historians of medicine. Moscow; 2012: 28— 34 (in Russian).
Поступила 20.12.2013
© Альбицкий В.Ю., Шер С.А., 2014 УДК 614.2:616-036.88-053.3-084
Альбицкий В.Ю., Шер С.А. СБЕРЕЖЕНИЕ ЖИЗНИ МЛАДЕНЦА: ОТ XVIII ДО XXI ВЕКА*
ФГБУ "Научный центр здоровья детей" РАМН, 119991, Москва, Россия
Статья посвящена проблеме сохранения жизни младенцев в истории Научного центра здоровья детей (НЦЗД) РАМН, который берет свое начало с Императорского Московского воспитательного дома, созданного 1 сентября 1763 г. по указу императрицы Екатерины II. Поскольку младенческая смертность на протяжении столетий оставалась чрезвычайно высокой, сбережение жизни детей раннего возраста считалось в России стратегической задачей государства вплоть до середины XX века. Благодаря деятельности дальновидных и ответственных правителей России, заложивших 250 лет назад фундамент государственной системы охраны здоровья матери и ребенка, и вкладу врачей и ученых Московского воспитательного дома и его преемников — Дома охраны младенца, Института охраны материнства и младенчества и академического Института педиатрии смертность детей в младенческом возрасте в стране уменьшилась более чем в 30 раз, и были спасены миллионы детских жизней.
Ключевые слова: Императорский Московский воспитательный дом; младенческая смертность; охрана материнства и младенчества; Институт педиатрии; Научный центр здоровья детей.
THE PROTECTION OF INFANT LIFE: FROM XVIII TO XXI CENTURY (THE INPUT OF PHYSICIANS AND SCIENTISTS OF THE RESEARCH CENTER OF CHILDREN HEALTH OF THE RUSSIAN ACADEMY OF MEDICAL SCIENCES)
Albitskiy V.Yu., SherS.A.
The Research center of children health of the Russian academy of medical sciences, 119991 Moscow, Russia
The article deals with issues of protection of infant life in the history of the research center of children health of the Russian academy of medical sciences which originates from the Emperor Moscow founding hospital established September 1 1763 according decree of Empress Catherine II. As long as infant mortality persisted at extremely high rate during centuries, the protection of life of children of early age considered as a strategic public purpose in Russia right until middle of XX century. The activity of farsighted and responsible rulers of Russia laid the foundation to public system of mother and child health care250 years ago. The physicians and researchers of the Moscow founding hospital and such its successors as the Infant Protection Home, the Institute of protection of maternity and infancy and the academic institute of pediatrics made their own input into protection of infant life. Because of all that, children mortality at infant age decreased more than in 30 times. Billions of children lives were saved.
Keywords: the Emperor Moscow founding hospital; infant mortality; protection of maternity and infancy; institute ofpediatrics; the research center of children health.
Два с половиной века назад 1 сентября 1763 г. императрица Екатерина II подписала Манифест об учреждении в Москве Сиропитального дома, который вошел в историю как Императорский Московский воспитательный дом. Он объявлялся государственным учреждени-
*В основу статьи положены материалы доклада от 27.09.2013. на Пленарном заседании Научно-практической конференции "Фармакотерапия и диетология в педиатрии", посвященной 250-летию государственной системы охраны здоровья детей в России и Научного центра здоровья детей РАМН.
ем, которому исторической судьбой было предназначено после реформ и реорганизаций стать Научным центром здоровья детей (НЦЗД) РАМН. 1 сентября 1763 г. дважды вошло красной датой в историю государства Российского: во-первых, как дата начала создания в стране государственной системы охраны материнства и младенчества, во-вторых, как день рождения НЦЗД РАМН.
21 апреля 1764 г. под первый камень фундамента главного здания Императорского Московского воспита-
Для корреспонденции: Альбицкий Валерий Юрьевич (albicky@nсzd.ru)
тельного дома была заложена медная доска, на которой на латинском и русском языках вырезали фразу: "Екатерина Вторая, Императрица всероссийская, для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев ... повелела соорудить сие здание" [1]. С тех пор сбережение жизни детей считалось стратегической задачей государства и системы здравоохранения в России вплоть до середины XX века, поскольку все это время младенческая смертность оставалась чрезвычайно высокой. Так, если в XVIII — первой половине XIX века каждый третий новорожденный ребенок не доживал до 1 года, во второй половине XIX — начале XX века — каждый четвертый, в 1940 г. — каждый шестой, в 1950 г. — каждый двенадцатый, то в настоящее время — каждый сто двадцать пятый [2].
Фактически на протяжении почти двух веков врачи и ученые Московского воспитательного дома и его преемников — Дома охраны младенца и Государственного научного института охраны материнства и младенчества (ГНИОММ) — в своей повседневной работе вели борьбу с младенческой смертностью, основными причинами которой являлись прежде всего "прилипчивые болезни", т. е. различные инфекции, а также трудности с выхаживанием приносимых в Воспитательный дом младенцев, которые были "сложения слабого, золотушного, истощенного и не содержали в себе жизненной силы" [3]. Кроме того, в учреждение, как правило, приносили так называемых "зазорных", незаконнорожденных младенцев, лишенных материнского молока, и на первый план вставала проблема их вскармливания. Немаловажную роль играли такие социальные факторы, как невежество и бедность значительной части населения, малочисленность медицинских кадров, косность бюрократии и прочие, что требовало внедрения эффективных организационных и управленческих технологий.
В 1764 г., когда только началось строительство Московского воспитательного дома, а детей принимали в здание, приобретенное на Солянке правительством и приспособленное для временного приема незаконнорожденных, из 523 принятых младенцев 424 умерли. Смертность составила 81,1%. Этот высокий показатель стал одним из главных аргументов в создании мифа, сотворенного отдельными дореволюционными и советскими авторами, безапелляционно утверждавшими, что воспитательные дома в дореволюционной России являлись "морилками", "фабриками ангелов", учреждениями циничной буржуазной благотворительности. Однако это не соответствовало действительности. Уже в 1771—1773 гг., когда в Москве свирепствовала эпидемия чумы и питомцы размещались в первых выстроенных зданиях Воспитательного дома ни один ребенок от чумы не умер. Младенческая смертность в эти годы составляла 40—45% [4].
Во второй половине XIX столетия младенческая смертность в Московском воспитательном доме была в среднем только на 5—8% выше, чем в целом по России [2, 4], что не согласуется ни с одним из мифов. По данным наших исследований, за время своего полутора-векового функционирования Московский воспитательный дом сохранил жизнь более чем 700 тыс. детей [5].
В XVIII столетие уходят корнями традиции школы неонатологов НЦЗД РАМН. Когда было закончено строительство первых корпусов Воспитательного дома, в них открылись Грудные отделения — палаты для здоровых и лазареты для больных детей. В одном из лазаретов, предназначенном для недоношенных, для выхаживания младенцев использовали металлические кроватки-грелки доктора Рюле с двойными стенками, заполненными водой. Их неудобство состояло в том,
что они, быстро нагреваясь, так же быстро теряли тепло [6]. По предложению главного врача Воспитательного дома Н. Ф. Миллера для недоношенных младенцев в Париже был приобретен более совершенный инкубатор, в котором постоянно поддерживалась температура воды до 30—34°С с помощью лампы. Благодаря использованию этих постелек-тепличек смертность недоносков удалось снизить в 2 раза [7].
После преобразования в 1918 г. Воспитательного дома в Дом охраны младенца в нем создается единственное в то время во всей Советской республике отделение для недоношенных. После реорганизации последнего в ГНИОММ в учреждении стало функционировать второе неонатальное отделение — для новорожденных при женской клинике. Бессменным научным руководителем обоих отделений являлся акад. Г.Н. Сперанский, создавший отечественную школу неонатологов, развитие которой связано с именами Н.Ф. Альтгаузена, Т.Н. Че-ботаревской, Е.А. Ивенской, Э.М. Кравец, Л.Е. Про-батовой, Е.Ч. Новиковой. Их многолетняя работа позволила обобщить эмпирический опыт выхаживания недоношенных научно обосновать оптимальные параметры внешней среды для них, разработать способы их вскармливания, проанализировать данные наблюдений за отдаленным развитием.
Благодаря деятельности неонатологов ГНИОММ удалось добиться значительных успехов в лечении болезней новорожденных, внедрить разработанные методы диагностики и лечения в повседневную практику роддомов Москвы и многих других городов. Это способствовало снижению высокой смертности среди недоношенных. Если в 1921—1924 гг. летальность в отделении недоношенных ГНИОММ составляла 52%, то в 1947—1948 гг. в Институте педиатрии — 8% [8].
В 50-х годах прошлого столетия отделением для недоношенных детей в Институте педиатрии АМН СССР, преобразованном из ГНИОММ, заведовала д-р мед. наук Л.Е. Пробатова, а затем в течение 20 лет — известный неонатолог, заместитель министра здравоохранения СССР проф. Е.Ч. Новикова. С ее приходом начался качественно новый этап: стали использовать первые инкубаторы, позволившие эффективно выхаживать детей с экстремально низкой массой тела, неинвазивные и малоинвазивные методы исследования; были заложены основы неонатальной неврологии, эндокринологии, кардиологии, гастроэнтерологии, нефрологии [9].
С 1983 г. в течение 24 лет отделением для недоношенных руководила выдающийся неонатолог, проф. Г.В. Яцык, создавшая школу неонатологов, основой которой являлся системный подход и комплексная оценка различных форм патологии в неразрывной связи с анализом онтогенетического становления функциональных систем доношенного и недоношенного ребенка [10]. Этой школой было установлено, что недоношенные дети начиная с 10-дневного возраста имеют способность к ауторегуляции мозгового кровообращения; предложены информативные и прогностически значимые симптомы гипоксического поражения мозга у новорожденных; внедрены в практику дифференциально-диагностические методы оценки длительности и степени выраженности гипоксии мозга; обоснована физиологическая и иммунологическая целесообразность вскармливания недоношенных непастеризованным материнским молоком; на основе диетического продукта "Симилак" для больных недоношенных создана смесь "Детолакт" [11].
Другой существенной причиной высокой смертности младенцев в Воспитательном доме был вынужденный перевод их на искусственное вскармливание вследствие хронического дефицита кормилиц, поэтому
поиск средств и методов, нацеленных на повышение эффективности искусственного и смешанного вскармливания, стал одним из центральных в научной деятельности врачей учреждения [5]. Приводим примеры наиболее значимых исследований в Московском воспитательном доме.
1858 г. — доктор А.И. Клементовский проводил опыты по изучению мясного бульона Либиха для искусственного вскармливания младенцев, а в 1870 г., будучи главным врачом Воспитательного дома, — исследование, посвященное искусственному вскармливанию младенцев с использованием казеин-пептоновой смеси.
1859 г. — главный врач А.И. Блументаль ставил эксперименты с порошком Шарлау для добавления его к коровьему молоку, после чего оно приобретало свойства женского молока. Опыты имели успех лишь у детей старше 2-месячного возраста.
1871 г. — доктор А. Жуковский установил, что во время великого поста заболеваемость и смертность грудных детей всегда выше в связи с употреблением кормилицами постной пищи и качественным ухудшением грудного молока.
1889 г. — провизор P.P. Келлер предложил апробировать на грудных детях изобретенный им суррогат женского молока.
1912 г. — главный врач А.Н. Тихонович открыл в Московском воспитательном доме молочную комнату, как изначально называли молочную кухню.
Таким образом, грудные отделения Воспитательного дома стали своего рода первой отечественной экспериментальной лабораторией по разработке и апробации различных искусственных смесей для детей первого года жизни.
Качественно новый прорыв в проблеме вскармливания младенцев был сделан в XX веке после создания ГНИОММ. В 20—30-е годы в Институте эффективно функционировала молочная кухня с биохимической лабораторией, которую возглавлял крупнейший специалист того времени по вопросам общественного детского питания Я.Ф. Жорно. Его книга "Молочная кухня и детская питание" стала настольной для всех работников молочных кухонь в стране. В 1928 г. при ГНИОММ открыли один из первых в стране сборный пункт женского молока. Выдающийся вклад в решение проблемы вскармливания младенцев внес проф. Р.О. Лунц, возглавивший в Институте кафедру физиологии, диететики и гигиены ребенка раннего возраста. Он впервые в стране предложил и реализовал принцип кормления младенцев сцеженным женским молоком вместо прикладывания к груди кормилиц в условиях стационаров и домов младенца. Ученый обосновал и внедрил в практику кисломолочные и обезжиренные молочные смеси для больных детей [5].
В годы Великой Отечественной войны крайне актуальной стала проблема изыскания новых источников детского питания, особенно животного белка. Ученые Института педиатрии разработали технологию приготовления соевого и дрожжевого молока в условиях почти полной и длительной замены ими дефицитного коровьего молока [12]. В послевоенные годы Г.Н. Сперанский уделял большое внимание вопросам вскармливания, что нашло отражение в его клиническом очерке "Гипотрофия детей раннего возраста", а также в популярных книгах для матерей "Как кормить ребенка до года", "Питание здорового и больного ребенка", "Азбука матери" и др. Эти книги издавались огромными тиражами и были переведены на многие языки. В эти же годы руководитель лаборатории возрастной физиологии И. А. Аршавский впервые выдвинул и обосновал
необходимость раннего, сразу после рождения, прикладывания ребенка к груди матери.
На протяжении 60-х годов прошлого столетия вопросами питания младенцев совместно занимались сотрудники отделения физиологии развития ребенка Института педиатрии и Отдела детского питания НИИ питания под руководством проф. Е.М. Фатеевой. Для детей, лишенных материнского молока, были созданы первые отечественные адаптированные молочные смеси "Малютка" и "Малыш". С начала 70-х годов на протяжении более 30 лет эти исследования возглавляла проф. К.С. Ладодо. Впервые в нашей стране был изучен и внедрен в практику метод вскармливания преждевременно рожденных детей с помощью инфузионных насосов, разработаны рекомендации по организации питания детей первого года жизни с фенилкетонурией, пищевой аллергией, целиакией, лактазной недостаточностью. В последние годы в отделении питания здорового и больного ребенка НЦЗД создана "Национальная программа по оптимизации питания детей первого года жизни в РФ", одобренная Государственной Думой.
Эффективная организационная деятельность Московского воспитательного дома и его правопреемников — Дома охраны младенца, Института охраны материнства и младенчества, академического Института педиатрии долгие годы оставалась, возможно, главным противодействием социальному фактору, определявшему высокий уровень смертности младенцев. Так, трагедия 1764 г., когда погибло 80% поступивших в Воспитательный дом младенцев, стала толчком к созданию уже в 1768 г. "деревенских экспедиций". В села на воспитание кормилицам стали направлять более крепких и менее болезненных питомцев. К Московскому воспитательному дому было прикреплено 4300 сел Московской, Тульской, Владимирской и Рязанской губерний. В медицинский штат Дома ввели должность объездных лекарей, обязанных каждый месяц осматривать сельских питомцев. Чтобы избежать перекрестной инфекции, лекари "не созывали детей в одну избу, а ходили по всем избам порознь и каждое дитя раздевали, чтобы не пропустить никаких болезней". Лекарь составлял отдельные списки детей, страдающих хроническими заболеваниями, с указанием имени, возраста и диагноза [4, с. 39—53]. Говоря современным языком, еще в первой половине XIX века врачи Воспитательного дома начали проводить диспансерное наблюдение за воспитанниками.
После Октябрьской революции неимоверными стараниями сотрудников Дома охраны младенца в тяжелейших условиях эпидемий и голода была спасена жизнь многих тысяч сирот. В 1922 г. по инициативе выдающихся организаторов советской системы охраны материнства и младенчества (ОММ) В.П. Лебедевой и Г.Н. Сперанского Дом охраны младенца преобразуется в ГНИОММ, одной из центральных задач которого стала организация показательных учреждений по ОММ, распространение опыта их работы по стране.
ГНИОММ стал генеральным экспертом, экспериментальной площадкой для Наркомата здравоохранения и его научным штабом в деле строительства государственной системы охраны здоровья матери и ребенка. Сотрудники Института ОММ разработали стандарты строительства, оборудования, функционирования яслей, а также апробировали новые организационные формы работы детской консультации, дневного стационара, дородовый патронаж беременных женщин. В 50—60-е годы ХХ в. сотрудники сектора гигиены и организации детского возраста Института педиатрии проводили анализ ранней детской смертности, осо-
бенностей физического развития с учетом возрастной структуры в военные и послевоенные годы, заболеваемости и летальности детей, воспитывавшихся в яслях и домах ребенка, эффективности методов социально-правовой охраны матери и ребенка [5].
В 1977 г. в Институте педиатрии по инициативе проф. Е.А. Лепарского создается лаборатория социальной педиатрии. Объектами научных исследований этой лаборатории были следующие направления: предотвратимые причины младенческой смертности, роль социальных факторов в хронизации некоторых болезней у детей и их медико-социальная адаптация и реабилитация. социально-гигиенические аспекты насилия над детьми, состояние здоровья детей различных контин-гентов социального риска.
За два с половиной века смертность детей в младенческом возрасте в России уменьшилась более чем в 30 раз. Были спасены миллионы детских жизней. Показатели младенческой смертности во многих регионах стали сопоставимы с таковыми в экономически развитых странах Европы и Америки. Эти успехи были достигнуты благодаря тому, что 250 лет назад дальновидные, ответственные правители России заложили фундамент государственной системы ОММ, а к середине XX столетия было воздвигнуто грандиозное здание советской системы охраны здоровья детей, признанной Алма-Атинской декларацией ВОЗ одной из эффективных в мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шереметевский П. История основания и открытия Императорского Московского воспитательного дома. М.: Типография И. Степанова; 1836.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Смертность детского населения России. (Тенденции, причины и пути снижения). М.: Союз педиатров России; 2009; вып. 9.
3. История Воспитательных домов в Петербурге и Москве. В кн.: Чтения в Императорском обществе истории древностей Российских при Московском университете". М.: Университетская типография; 1860; кн. 2.
4. Материалы для истории Императорского Московского воспитательного дома. М.: Типография Рисъ у Мясницких ворот; 1868; вып. 2.
5. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Шер С.А. История Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (1763—2013). М.: Издательство "Педиатръ"; 2013.
6. Медицинский отчет по Императорскому Московскому воспитательному дому за 1897 г. М.: Типография Мамонтова и Ко; 1898.
7. Миллер Н.Ф. Дети недоноски и особенности их болезней. М.: Типография А. А. Карцева; 1886.
8. Кравец Э.М. Недоношенные дети. Особенности их развития и течения заболеваний. М.: Медгиз; 1950.
9. Новикова Е.Ч. Проблемы недоношенности: Актовая речь (24.11.69). М: Медицина; 1969.
10. Яцык Г.В., Бомбордирова Е.П., Доннер М., Афонина Л.А. Неврологические проявления гипоксии доношенных и недоношенных новорожденных. В кн.: Студеникин М.Я., Халлман Н., ред. Гипоксия плода и новорожденного. М.: Медицина; 1984: 116—26.
11. Яцык Г.В., ред. Руководство по неонатологии. М.: Гардарики; 2004.
12. Шер С.А. Вклад сотрудников Центрального института педиатрии в сохранение жизни детей в годы Великой Отечественной войны. В кн.: Исторический опыт медицины в годы Великой Отечественной войны (1941—1945). М.: МГМСУ; 2013: 248—50.
REFERENCES
1. Sheremetevskiy P. History of the base and the opening of the Imperial Moscow Orphanage. Moscow: Printing N. Stepanov; 1836 (in Russian).
2. Baranov A.A., Albitsky V.Yu. Child mortality of the Russian population (Trends, causes and ways to reduce). Moscow: Russian Union of pediatricians; 2009; vol. 9 (in Russian).
3. The history of educational houses in St. Petersburg and Moscow. In: Reading the Imperial Russian society stories of Antiquities at the University of Moscow. Moscow: University Printing House; 1860; book 2 (in Russian).
4. Materials for the history of the Imperial Moscow orphanage. Moscow: Printing Ris in Myasnitskiye gate; 1868; issue 2(in Russian).
5. Albitskiy V.Y., Baranov A.A., Sher S.A. History of the Scientific center of children's health of Russian academy of medical sciences (1763—2013). Moscow: Publishing Pediatr; 2013 (in Russian).
6. Medical report on the Imperial Moscow foundling hospital for 1897. Moscow: Printing Mamontov and Ко; 1898 (in Russian).
7. Miller N.F. Prematurely born children and the characteristics of their disease. Moscow: Typography A.A. Kartseva; 1886 (in Russian).
8. Kravets E.M. Premature infants. Features of the development and course of diseases. Moscow: 1950 (in Russian).
9. Novikova E.Ch. The problems of prematurity: The Act of speech (11/24/69). Moscow: Meditsina; 1969 (in Russian).
10. Yatsyk G.V., Bombordirova E.P., Donner M., Afonina L.A. Neurological manifestations of hypoxia term and preterm infants. In: Studenikin M.Ya., Hallman N., eds. Fetal and neonatal hypoxia. Moscow: Meditsina; 1984: 116—26 (in Russian).
11. Yatsyk G.V. Guidelines for neonatology. Moscow: Gardariki; 2004 (in Russian).
12. Sher S.A. The contribution of the staff of the Central institute of pediatrics in saving children's lives during the World War II. In: The historical experience of medicine in the years of the World War II (1941—1945). Moscow: MSMSU; 2013: 248—50 (in Russian).
Поступила 29.10.2013
© Коллектив авторов, 2014 УДК 616.5:001.8]:93
Бетехтин М.С.1, Бородулин В.И.2, Пашков К.А.1
НОВАЯ ВЕНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА И ЕЕ РОЛЬ В ГЕНЕЗИСЕ МОСКОВСКОЙ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДЕРМАТОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ
1ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова", 127473, Москва;
2ФГБУ "НИИ истории медицины" РАМН, 109028, Москва, Россия
В 1840-х годах на медицинском факультете Венского университета работала группа врачей, опирающихся в своей работе на успехи и достижения естественных наук. В дальнейшем она была названа новой (второй) венской медицинской школой. Признанным главой этой школы был Карл Рокитанский, ее видными представителями — терапевты Йозеф Шкода и Иоганн Оппольцер. Другой ее представитель — Фердинанд Гебра, ученик Шкоды, основал венскую школу дерматологов, особенностями которой были морфологический подход к классификации высыпаний и "наружный" подход к лечению кожных заболеваний. Российские терапевты С.П. Боткин и Г.А. Захарьин во время своих заграничных поездок при подготовке к профессуре были свидетелями и активными участниками изменений в классическом естествознании. Посещение клиник и лабораторий Вены составляло важную и продолжительную часть их образовательных командировок. Дерматологические школы Санкт-Петербурга и Москвы возникли в стенах их терапевтических клиник. Их ученики А.Г. Полотеб-
Для корреспонденции: Бетехтин Михаил Сергеевич ([email protected])