Научная статья на тему 'Тренинговые технологии в обучении специалистов сферы общественного питания'

Тренинговые технологии в обучении специалистов сферы общественного питания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чугина Юлия Сергеевна

В статье представлен опыт применения тренинговых технологий в обучении специалистов сферы общественного питания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чугина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тренинговые технологии в обучении специалистов сферы общественного питания»

МЕТОДИКА ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Тренинговые технологии в обучении специалистов сферы общественного питания

В настоящее время предъявляются новые требования не только к содержанию профессиональной подготовки специалистов сферы питания, но и к системе организации учебного процесса. Учебные занятия с использованием тренинговых технологий способствуют развитию личности, позволяют студентам находить новые подходы в решении стандартных жизненных и производственных задач, брать на себя ответственность за эффективность принятого решения единолично и в составе малых групп.

ЧУГИНА

Юлия Сергеевна

преподаватель Каменск-Уральского техникума торговли и сервиса,

г. Каменск-Уральский (Свердловская область)

При приеме на работу современный работодатель отдает преимущество специалисту, способному к профессиональному самообразованию, творчески относящемуся к выполняемой работе по организации производства выпуска блюд и кондитерских изделий [1]. В связи с этим приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, при которых на передний план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск решений, развитие личности через создание воспитывающих ситуаций, вовлечение в разнообразную творческую деятельность. Наиболее эффективным методом формирования активной профессиональной позиции специалиста и предпринимательской компетентности, на мой взгляд, является тренинг.

Тренинг (от английского train — воспитывать, учить, приучать) — сравнительно новая обучающая интерактивная технология, представляющая собой процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка за короткое время [2].

На примере учебного занятия по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» вариативной части основной образовательной программы ППКРС по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» рассмотрим, какие нестандартные решения в условиях тренинга способствуют формированию профессиональных компетенций и профессиональной активности студентов.

Упражнение «Деление на группы» является организационным моментом занятия: студенты делятся на группы, выбирая бейдж определенного цвета.

Упражнение «Знакомство», или «Диванчик» раскрепощает ребят и развивает их коммуникативные способности. На нем формируется общая компетенция ОК 6: Работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами.

В ходе упражнения ребята по очереди садятся на диванчик и представляют себя коллективу в соответствии с тематикой занятия, заданной педагогом. Студенту недостаточно просто назвать свое имя, необходимо выбрать животное, которое ассоциируется у него с качествами предпринимателя и его собственными, и объяснить свой выбор.

Аннотация

В статье представлен опыт применения тренинговых технологий в обучении специалистов сферы общественного питания

Ключевые слова:

тренинг, тренинговые технологии, формирование профессиональных компетенций

40 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 9-10/2015

ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

I МЕТОДИКА

Упражнение «Создание фирмы» нацелено на определение студентом своей роли в команде. Группе дается задание выбрать товар из трех предложенных, который будет реализовывать условная фирма. В процессе выполнения этого упражнения команда должна решить ряд производственных задач: создать фирму, дать ей название, определить руководителя, продумать методы продвижения выбранного товара. Здесь важным является оценка каждым студентом как собственных действий, так и действий остальных членов команды. Упражнение способствует формированию ответственности за принятое решение, умения дать оценку происходящему и аргументированно ее защитить. Данный тренинг направлен также на формирование общих компетенций специалиста:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Упражнение «Меню на праздник» ориентировано на студентов-поваров. Для выполнения задания им выдают журналы с рецептами блюд. Из них обучающиеся выбирают готовые рецепты, которые, по их мнению, являются фирменными, и просчитывают их стоимость. Далее ребята составляют меню из четырех блюд на определенную сумму, оговоренную «клиентом» в начале упражнения. Главным условием здесь является обоснованность выбора меню для «клиента». Если «клиент» доволен, то команда получает определенное количество бонусов.

В ходе упражнения формируются как профессиональные, так и общие компетенции (ОК 1, 3, 4, 6 ФГОС 19.01.17/206807.01 «Повар, кондитер»).

Упражнение «Яйцеловка». Студенты создают такую конструкцию из соломинок и скотча, чтобы сырое яйцо, брошенное с высоты одного метра, не разбилось. Максимально эффективно это задание может быть выполнено, если руководитель группы умело управляет действиями всех участников. Каждый студент имеет возможность проявить свои лидерские качества, определить свою роль в команде и степень участия в достижении группового результата. Упражнение развивает креативное мышление, выявляет управленческие и мотивационные навыки для достижения общего командного результата в условиях ограниченных ресурсов и времени.

Упражнение «Корова» направлено на выявление у студентов нестандартного мышления и лидерских качеств. Студентам предлагается 13 палочек, выложенных в форме коровы, которая смотрит вперед. Необходимо перевернуть две палочки таким образом, чтобы она смотрела назад. ***

Учебные занятия с использованием тре-нинговых технологий способствуют развитию творческой личности, обладающей активной профессиональной позицией. Кроме того, тренинг как образовательная технология приобщает студентов к условиям рынка, формирует предпринимательскую компетенцию, необходимую в выстраивании профессиональной траектории выпускника.

Литература

1. Губарева Л. И., Петрухина Е. В., Тенети-лова В. С., Трофимова Н. В. Инновационные подходы к разработке учебно-методического комплекса образовательного МОДУЛЯ // Фундаментальные исследования. — 2014. — №11-8. — С. 1795-1798 [Электронный ресурс] // URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/ article/view?id=35849.

2. Ермакова Т. И. Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов [Электронный ресурс] // URL: http://magistr.tstu.ru/ images/uploads/21_12_2012-13_18_17.pdf.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № № 9-10/2015 41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.