Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования специальных профессиональных компетенций бакалавра – будущего учителя начальных классов'

Организационно-педагогические условия формирования специальных профессиональных компетенций бакалавра – будущего учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / ТРЕНИНГ-СИМУЛЯТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / SPECIAL PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE PRIMARY SCHOOL TEACHER / ORGANISATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING COMPETENCES / TRAINING-SIMULATOR OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липенская Ирина Александровна

В статье приводится один из способов создания организационно-педагогических условий формирования специальных профессиональных компетенций бакалавра – будущего учителя начальных классов. В качестве примера усиления практической направленности обучения приводится тренинг-симулятор профессиональной деятельности учителя. Обосновывается целесообразность внедрения тренинга для формирования специальных профессиональных (методических) компетенций будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липенская Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATIONAL AND EDUCATIONAL CONDITIONS IN FORMING A SPECIAL PROFESSIONAL COMPETENCE OF A BACHELOR AS A PRIMARY SCHOOL TEACHER TO-BE

The article deals with one of the ways of creating of organisational-pedagogical conditions for forming special bachelor (a primary school teacher to-be) professional competences. A training-simulator of the pedagogical activity is presented as an example of intensifying of the practical focus of education. The necessity of introduction of the training aimed at forming special competences of future teachers is substantiated.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования специальных профессиональных компетенций бакалавра – будущего учителя начальных классов»

УДК 378.1

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА -БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

© 2012 И.А.Липенская

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 19.11.2012

В статье приводится один из способов создания организационно-педагогических условий формирования специальных профессиональных компетенций бакалавра - будущего учителя начальных классов. В качестве примера усиления практической направленности обучения приводится тренинг-симулятор профессиональной деятельности учителя. Обосновывается целесообразность внедрения тренинга для формирования специальных профессиональных (методических) компетенций будущих учителей.

Ключевые слова. Специальные профессиональные компетенции учителя начальных классов, организационно-педагогические условия формирования компетенций, тренинг-симулятор профессиональной деятельности учителя.

Модернизация отечественной системы образования предъявляет новые требования к уровню квалификации специалистов, в том числе, и учителей начальных классов, а, следовательно, и к условиям их подготовки. Профессиональные характеристики учителя начальных классов описываются в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования в терминах компетентностно-ориенти-рованного подхода.

Базовое понятие «компетенция» в литературе применяется для обозначения: 1) образовательного результата, выражающегося в подготовленности, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами (О.Е.Лебедев1, Г.К.Селевко2, А.В.Хуторской3 и др.); 2) такой формы сочетания личностных качеств, знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели в своей профессиональной деятельности (Э.Ф.Зеер4,

° Липенская Ирина Александровна, заместитель директора по УВР Гимназия № 1 г.о. Самара, почетный работник общего образования РФ, соискатель кафедры математики, естествознания и методики их преподавания ФНО. E-mail: ilipenskaya@yandex. ru

1 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С.3 - 4.

2 Селевко Г.К. Компетентности и их классификации: Алтайская академия экономики и права // [Электронный ресурс] Режим доступа: http:/ /www.aael.altai.ru (Дата обращения 16.07.2010).

3 Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003. - № 2. - С.58.

4 Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию.

// Образование и наука. Известия Уральского отделе-

ния Российской академии образования. - 2005.- С.27.

Т.Е.Исаева5, и др.). При этом авторы подчеркивают именно практическую направленность компетенции. Это означает наличие у категории «компетенция» таких качеств, как интегратив-ность и личностный характер. Таким образом, переориентация подготовки учителей начальных классов на достижение образовательных результатов в виде системы компетенций требует системного обновления содержания высшего образования, включающего форму-лирование и создание новых условий формирования профессиональных компетенций учителя.

В педагогике под условиями обычно понимают факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. А.С.Белкин, Л.П.Качалова, Е.В.Коротаева и др. рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего-либо, как педагогическую комфортную среду, как совокупность мер педагогического воздействия, обеспечивающую достижение цели обучения.

В нашем исследовании мы придерживаемся определения педагогического условия, предложенного В.И.Андреевым. Он считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей»6. Такая трактовка дает возможность определить техно-

5 Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. - 2006. - № 9. - С.24.

6 Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: 2000.- С.124.

логию создания условий достижения образовательных результатов.

В приведенных определениях указывается на две стороны понятия «педагогические условия»: 1) во-первых, это обстоятельство, влияющее на формирование профессиональных компетенций учителя начальных классов (в качестве обстоятельств выступают методы, педагогические средства, личностные качества преподавателя и др.); 2) во-вторых, это результат педагогических действий.

Часто педагогические условия делят на организационно-педагогические, дидактические и психолого-педагогические. Организационные условия - это обстоятельства процесса обучения, необходимые для формирования информационной компетентности студентов - будущих учителей начальных классов, каждое из которых реализуется за счет определенного вида деятельности.

В литературных источниках описываются различные комплексы педагогических условий, обеспечивающие формирование профессиональной компетентности учителя (Н.А.Казанцева, П.Г.Кравцов, Т.М.Лобышева, И.В.Петрова, Н.В.Фролова и др.). Их анализ показал, что авторы в качестве важнейших организационно-педагогических условий формирования профессиональных компетенций будущего учителя называют: 1) практико-ориентированное обучение; 2) мониторинг формирования профессиональных компетенций; 3) возможность студентам строить индивидуально-образовательную траекторию (модульная система обучения, возможность выбора в рамках одного модуля дисциплину в соответствии со своими потребностями и интересами); 4) осуществление междисциплинарной интеграции.

Опишем подробнее один из способов создания первого из названных условий в практике подготовки бакалавра - учителя начальных классов. Оно становится очевидным, если учитывать многокомпонентность компетенции, в состав которой входит и профессиональный опыт. Он приобретается только в практике профессиональной деятельности. Поэтому использование любой возможности усилить практическую направленность обучения способствует приобретению профессионального опыта.

Реализацию такой возможности мы видим в разработке и внедрении образовательный процесс в качестве факультатива курса тренинга-симулятора профессиональной деятельности «Организация развивающих игр младших школьников». Целью тренинга является фор-

мирование у будущих учителей специальных профессиональных (методических) компетенций, обеспечивающих успешное развитие универсальных учебных действий (УУД) младших школьников: 1) определение видов УУД, которые будут формироваться в процессе изучения учебного материала; 2) соотнесение операционных составов формируемых предметных умений и УУД; 3) выбор технологии обучения, согласованной с закономерностями процесса учения; 4) разработка специальных систем вопросов, направленных на выполнение и осознание учениками отдельных операций из состава УУД или таких действий в целом формулировать вопросы так, чтобы учащиеся осознавали не только частные (овладение предметными способами действий), но и перспективные учебные задачи (овладение общими способами действий); 5) построение обучения по третьему типу учения; 6) выбор валидных и надежных средств мониторинга формирования УУД.

На занятиях студенты выступают как в роли проектировщиков и организаторов развивающих игр младших школьников, так и в роли самих учащихся. Поэтому к занятиям разрабатываются задания двух видов: для студентов и для учащихся. Приведем пример такой игры.

Турнир «Учусь. Умею. Действую». Участниками турнира являются команды младших школьников (по 4 человека в команде). Деятельность студентов в качестве учителя: выявляют группы универсальных учебных действий, на формирование или отслеживание которых направлен турнир (сложное действие, поскольку для его выполнения от студента требуется интеграция имеющихся у него знаний по разным дисциплинам: теории познания, дидактике, психологии, методики преподавания и др.); отбирают материал, на котором будут разработаны задания (на этом турнире трудность отбора материала в том, что он носит надпредметный характер), продумывают формы предъявления задания, инструкции для команд, способы оценивания и представления результатов командам.

Деятельность студентов в качестве учащихся: участвуют в команде, решают задания, демонстрируют владение УУД (на уровне младших школьников или на уровне студентов - в зависимости от цели игры). В таб. 1 отражены составляющие профессиональных компетенций, на формирование которых направлен тренинг.

Таб. 1. Составляющие профессиональных (методических) компетенций, формируемых

в процессе проведения тренинга

Этап деятельности Формируемые составляющие компетенций

Предметные знания, умения Способы действий (метапредметные действия) Личностные профессиональные качества

Проектирование развивающей игры Знания закономерностей процесса учения, предметного содержания школьных дисциплин, форм предъявления заданий, возможностей формирования УУД на разном предметном содержании, операционных составов УУД Логико-дидактический анализ предметного содержания; Постановка учебных задач (локальных и перспективных); Сравнение операционных составов предметных и универсальных учебных действий Мотивация к проектированию развивающих игр для младших школьников, способность организовать внутренние и внешние ресурсы для проектирования игры.

Проведение игры Знание дидактических принципов обучения, технологий обучения, способов управления учебной деятельностью, приемов активизации мыслительной деятельности учащихся, приемов овладения коллективным вниманием учеников Выбор технологии обучения в соответствии с целью проведения турнира; построение эвристической беседы; Реализация систем вопросов к заданиям в точном соответствии с готовностью учащихся (от максимально широких вопросов к более узким в случае затруднений учеников); Мотивирование учеников к выполнению заданий. Стиль общения учителя с учениками; Осознание и исполнение роли учителя как сооткры-вателя нового.

Оценивание результатов деятельности учителя и учащихся Знание технологии формирования оценки и самооценки учащихся; умение оценивать валидность и надежность диагностических материалов. Разработка параметров и шкал оценивания полученных учебных результатов Стиль общения учителя с учениками

Приведем некоторые задания, разрабатываемые студентами.

Задание 1. «Составь меню». Универсальные учебные действия.

Регулятивные: 1) различать способ и результат действия; 2) планировать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные (коммуникация как взаимодействие): 1) контролировать действия партнера; 2) строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что - нет.

Работа с информацией: 1) находить информацию, заданную в тексте в явном виде; 2) понимать информацию, представленную в неявном виде (выделять общий признак группы элементов).

Оборудование: текст задания, листы с надписью «Меню».

Формулировка задания. Завтрак в школьной столовой состоит из трёх блюд: салата, основ-

ного блюда, напитка. Повар решил приготовить капустный салат, морковный салат, плов, оладьи, компот, кисель, чтобы ребята смогли выбрать блюда по вкусу. Помогите повару составить все возможные варианты меню из приготовленных блюд.

Процедура. Текст задания находится в конверте № 1. Там же лежат листы с надписью «Меню». Каждый вариант меню запишите на отдельном листе. Время выполнения - 5 минут. Начали! Время! Сдайте листы жюри.

Анализ результатов. Объявление количества баллов.

Оценивание. 3 балла - найдены все 8 комбинаций. 2 балла - найдено 5 - 7 комбинаций. 1 балл - найдено менее 5 комбинаций. 0 баллов - не найдено ни одной комбинации. Максимально - 3 балла.

Задание 2. «Проверь диктант». Универсальные учебные действия.

Регулятивные: 1) осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; 2) оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: 1) проводить сравнение (сличение); 2) соотносить разные типы моделей (словесную и графическую модель).

Коммуникативные (коммуникация как кооперация): контролировать действия партнера.

Оборудование: 3 разных образца диктанта, 1 текст диктанта [От точки: 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 - вправо, 1- вверх, 1 - влево, 1

- вверх, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо, 2 -вниз, 1 - вправо, 1 - вниз, 1 - влево, 1 -

вниз, 2 - влево, 1 - вниз, 2 - вправо, 1 - вниз, 1 - вправо, 2 - вверх, 1 - вправо, 3 - вверх, 1

- влево, 1 - вверх, 1 - вправо, 1 - вверх, 3 -влево, 1- вверх, 4 - вправо, 5 - вниз, 1 -вправо, 1 - вниз, 1 - влево, 1 - вниз, 1 - влево, 1 - вниз, 1 - вправо, 1 - вниз, 7 - влево, 3

- вверх, 1 - влево.]

Формулировка задания. Представьте, что вы учитель. На уроке Саша, Миша и Таня писали графический диктант. Вам нужно проверить диктанты. Если ученик выполнил задание правильно - поставьте на его листочке «5». Если ученик ошибся - обведите место ошибки.

Процедура. В конверте № 2 находятся текст диктанта и работы ребят. Достаньте их из конверта. Договоритесь, как вы будете выполнять задание. Время работы - 5 минут. Начали!

Анализ результатов. Объявление количества баллов.

Оценивание. 1 балл - скооперировались. 1 балл - уложились во времени. 1 балл - отмечен верный вариант. По 1 баллу (всего - 2) - обозначены ошибки в неверных вариантах. Максимально- 5 баллов.

Задание 3. «Проложи дорожку». Универсальные учебные действия.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные: 1) осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 2) абстрагироваться от несущественных признаков; а) обобщать; б) устанавливать аналогии; в) осуществлять синтез как составление целого из частей; г) моделировать (перекодировать информацию).

Коммуникативные (коммуникация как взаимодействие): 1) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2) допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Оборудование: образец дорожки (на электронном или бумажном носителе), фигуры иного цвета и размера, чем на образце, количество

фигур каждого цвета и размера на три больше, чем на образце.

Формулировка задания. В одном из парков Петя увидел интересную дорожку. Он решил построить подобную дорожку у себя на даче. Помоги Пете построить дорожку.

Процедура. Вам нужно выложить такую же дорожку на столах. Весь материал для неё находится в конверте № 3. Время выполнения - 7 минут. Начали! Давайте посмотрим, какие дорожки у вас получились.

Анализ результатов. Объявление количества баллов.

Оценивание. 2 балла - установлена закономерность расположения фигур по форме. 2 балла - установлена закономерность расположения фигур по цвету. 1 балл - количество использованных фигур соответствует образцу. 1 балл - линия дорожки совпадает с образцом. 0 баллов - не найдено ни одной закономерности, линия дорожки не совпадает с образцом. Максимально - 6 баллов.

Задание 4. «Оформи торты». Универсальные учебные действия.

Регулятивные: 1) понимать и сохранять учебную задачу; 2) планировать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.

Познавательные: 1) проводить сравнение; 2) строить модели реальных объектов.

Коммуникативные (коммуникация как кооперация): договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оборудование: 4 трафарета, имитирующих торт, разные элементы для оформления (цветочки, звёздочки), цветная бумага, линейка-трафарет (в одной корзинке), 2 ножниц, 2 клеящих карандаша.

Формулировка задания. Сейчас вы побываете в роли кулинаров-оформителей тортов. Торты одной марки всегда оформлены одинаково. Вам предстоит оформить 4 торта. При оформлении вы должны использовать не менее трёх разных элементов. Каждый элемент должен повторяться не менее 2-х раз.

Процедура. Все необходимые материалы перед вами. Предварительно договоритесь о том, как вы будете выполнять работу. Для этого вам дается минута. Начали!

Если есть нарушения: Стоп! Это время не для того, чтобы выполнять задание, а для того, чтобы договориться! Начали! Время! Вы договорились, о том, как будете работать? Тогда можно начинать. Время выполнения - 5 минут.

Оценивание. 3 балла - все модели получились одинаковыми. 2 балла - все элементы по форме совпадают, есть незначительные различия, касающиеся положения и размера деталей. 1 балл - есть либо несовпадающие по форме элементы, либо значительные различия, касающиеся положения и размера деталей. 0 баллов - есть несовпадающие элементы по форме и значительные различия, касающиеся положения и размера деталей. Максимально - 3 балла.

Задание 5. «Составь план». Универсальные учебные действия.

Регулятивные: 1) понимать и сохранять учебную задачу; 2) учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: проводить сравнение, се-риацию по заданным критериям.

Коммуникативные (коммуникация как взаимодействие): 1) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2) допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Работа с информацией: 1) обнаруживать недостоверность получаемой информации (оценка достоверности получаемой информации); 2) определять последовательность выполнения действий (применение и представление информации).

Оборудование: образец выполненного задания (на электронном или бумажном носителе),

карточки, отражающие этапы выполнения заданий, 2 карточки из другого набора.

Формулировка задания. На уроке труда ребятам предложили вылепить пчёлку. Этапы работы изображены на карточках. Помогите ребятам восстановить последовательность работы.

Процедура. Среди карточек есть 2 лишние. Найдите их. (Если дети не находят лишние карточки, ведущий сам убирает их). Разложите оставшиеся картинки по порядку действий. Время выполнения - 5 минут.

Оценивание. 1 балл - найдены 2 лишние картинки; 2 балла - задание выполнено в отведенное время и без ошибок; 1 балл - задание выполнено в отведенное время, но с ошибками; часть работы выполнена верно, но работа не доведена до конца, т.к. участники не уложились во времени; 0 баллов - задание не выполнено. Максимально - 3 балла.

Итак, разработка студентами заданий к занятиям тренинга и участие в тренинге в разных ролях позволяет им приобретать профессиональный опыт в проектировании своей деятельности, в организации и управлении деятельностью учащихся, в реализации требований образовательного стандарта начального общего образования.

ORGANISATIONAL AND EDUCATIONAL CONDITIONS IN FORMING A SPECIAL PROFESSIONAL COMPETENCE OF A BACHELOR AS A PRIMARY SCHOOL

TEACHER TO-BE

© 2012 I.A.Lipenskaya° Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article deals with one of the ways of creating of organisational-pedagogical conditions for forming special bachelor (a primary school teacher to-be) professional competences. A training-simulator of the pedagogical activity is presented as an example of intensifying of the practical focus of education. The necessity of introduction of the training aimed at forming special competences of future teachers is substantiated.

Key words. Special professional competences of the primary school teacher, organisational-pedagogical conditions for forming competences, training-simulator of professional activity of the teacher.

Irina Aleksandrovna Lipenskaya, Deputy Headmistress, in Samara Gymnasium №1, Russia. Honorary member of the Russian general education, competitor of Math And Science Department and Teaching Methodology, Primary Education Department. E-mail-ilipenskaya@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.