Научная статья на тему 'Тренинговое воздействие на подростков как необходимое условие повышения уровня его социализации в условиях современных семей'

Тренинговое воздействие на подростков как необходимое условие повышения уровня его социализации в условиях современных семей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
577
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЬИ / ПОДРОСТКИ / ТРЕНИНГОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ШКАЛЫ / SOCIALIZATION / FAMILIES / TEENAGERS / TRAINING INFLUENCE / COMPETENCE / MOTIVATION / ADAPTATION / SCALES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Косарева Ирина Владимировна

Проблема социализации в современном обществе является актуальной проблемой для изучения в рамках отечественной и зарубежной психологии. В статье излагаются результаты авторского исследования влияния различных типов семей, выделенные по структурным и социальным признакам, на процесс социализации подростков. Приводится тренинговая программа, включающая в себя в качестве элементов: тренинг мотивации успеха; тренинг коммуникативной компетентности; тренинг социально-психологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Косарева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socialization problem in modern society is a topical problem for studying within the limits of Russian and foreign psychology. In article Results of author's research of influence of various family types, allocated on structural and social signs, on the process of socialization of teenagers are stated. The program of training including as elements: training of motivation of success; training of communicative competence; training of sociallypsychological adaptation is adduced.

Текст научной работы на тему «Тренинговое воздействие на подростков как необходимое условие повышения уровня его социализации в условиях современных семей»

3. РаитинаМ.С. Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы у подростков различных социальных слоев // IV Всероссийская науч. -практ. конф. «Забайкальские социологические

чтения»: материалы конференции. - Чита: Чит-ГУ 2008. - С. 223-228.

4. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - С. 755.

УДК 316.61:159.98

Косарева Ирина Владимировна

Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова

koska@xaker.ru

ТРЕНИНГОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОДРОСТКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙ

Проблема социализации в современном обществе является актуальной проблемой для изучения в рамках отечественной и зарубежной психологии. В статье излагаются результаты авторского исследования влияния различных типов семей, выделенные по структурным и социальным признакам, на процесс социализации подростков. Приводится тренинговая программа, включающая в себя в качестве элементов: тренинг мотивации успеха; тренинг коммуникативной компетентности; тренинг социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: социализация, семьи, подростки, ция, адаптация, шкалы.

Проблема социализации подростков в условиях семьи входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной психологии. Основными сферами социализации являются деятельность, общение и самосознание, поскольку основу социализации составляет взаимодействие человека с социальной средой [1, с. 339]. Это требует изучения не становления личности самой по себе, но становления личности, включенной в различные системы отношений и взаимоотношений, в процессе ее активной деятельности.

Актуальность, теоретическую значимость и практическую необходимость работы в области изучения специфики влияния семей на социализацию подростков в современном российском обществе подтверждают результаты исследования, проводимые автором с 2007 года.

В ходе одного из исследований, проведенного по таким методикам как методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Сто-лина, пятифакторный личностный опросник Мак-Крае-Коста [2, с. 198-205], методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС) [6, с. 129-133], методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [4, с. 105-106] и методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [3, с. 193-197]), была выявлена зависимость между личностными качествами подростков и их

тренинговое воздействие, компетентность, мотива-

социально-психологическим статусом в малой группе, с одной стороны, и структурно-функциональными характеристиками их семей, с другой стороны.

Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что различные типы семей, выделенные по структурным и социальным признакам, по-разному влияют на процесс социализации подростков. Подростки, воспитывающиеся в семьях с определенными психологическими дисфункциями, уступают своим сверстникам, воспитывающимся в «полноценных» семьях по целому ряду социально-психологических параметров, отражающих степень их социализирован-ности, в частности, по следующим показателям: адаптивность; коммуникативные способности; мотивация успеха. Особое значение так же имеет и различие по шкалам всех методик между группами испытуемых, принадлежащих к семьям с разными структурными характеристиками: по составу родителей; по количеству детей.

На основании данных результатов, автором была определена проблема дальнейшего исследования влияния типа семей на социализацию подростков, т.к. наблюдается устойчивое противоречие между необходимостью оказания своевременной психолого-педагогической поддержки подростков и наличием устойчивых проблем в отношении возможностей семейного воспитания в процессе их социализации. Для решения

X

ч

а

а

и

группа

Диаграмма 1. Сравнительный анализ средних значений по шкале «Коммуникативные способности» методики КОС до и после тренингового воздействия

данной проблемы автор предлагает использовать специфическую программу тренинговых занятий для подростков по воздействию на них как необходимого условия повышения уровня их социализации, включающую в себя в качестве элементов: тренинг мотивации успеха; тренинг коммуникативной компетентности; тренинг социальнопсихологической адаптации.

Основная цель тренинга заключалась в определении возможностей социально-психологического тренинга в решении задачи развития личностных качеств подростков, отражающих степень

их социализации. Основным механизм заключался в осуществлении контролируемого воздействия на экспериментальные группы испытуемых в рамках социально-психологического тренинга и анализ результатов этого воздействия.

В тренинге принимали участие 56 человек -студенты 1-го курса Ярославского градостроительного колледжа, поступившие в колледж после окончания 9-го класса общеобразовательной школы в возрасте от 14 до 16 лет.

Диагностика результатов тренинга (изменений личностных качеств подростков, отражающих

К 0,5 5 X Ф

5 0,4

X

м

ф

5 X

Е

6

О

12 3 4

группа

Диаграмма 2. Сравнительный анализ средних значений по шкале «Организаторские способности» методики КОС до и после тренингового воздействия

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0

2

3

4

0,8

0,7

0,6

0,1

0

0

1 8

5

а 6

и

группа

Диаграмма 3. Сравнительный анализ средних значений по шкале «Мотивация успеха» методики Элерса до и после тренингового воздействия

степень их социализации) была направлена на выявление изменений следующих социальнопсихологических характеристик участников тренинга: адаптивность; коммуникативные способности; мотивация успеха.

Анализ средних значений по всем шкалам эмпирических методик до и после тренингового воздействия приведен в диаграммах 1-4.

Результаты сравнительного анализа (диаграмма 1) показывают, что в результате тренингового воздействия во всех группах испытуемых произошли существенные изменения средних значений по шкале «Коммуникативные способности», а именно:

- группа № 1 (испытуемые, принадлежащие к семьям с полным составом родителей) среднее значение увеличилось с 0,69 до 0,74;

- группа № 2 (испытуемые, принадлежащие к семьям с неполным составом родителей) среднее значение увеличилось с 0,59 до 0,71;

- группа № 3 (испытуемые, принадлежащие к семьям с одним ребенком) среднее значение увеличилось с 0,58 до 0,66;

- группа № 4 (испытуемые, принадлежащие к семьям с 2 и более детей) среднее значение увеличилось с 0,71 до 0,75.

Следует отметить, что наибольшее увеличение средних значений по шкале «Коммуникативные способности» (на 0,12) произошло в группе №2 (испытуемые, принадлежащие к семьям с неполным составом родителей).

Результаты сравнительного анализа (диаграмма 2) показывают, что в результате тренингового воздействия в большинстве групп испытуемых произошли существенные изменения средних значений по шкале «Организаторские способности», а именно:

- группа № 1 (испытуемые, принадлежащие к семьям с полным составом родителей) среднее значение не изменилось (0,69 до и 0,69 после тренинга);

- группа № 2 (испытуемые, принадлежащие к семьям с неполным составом родителей) среднее значение увеличилось с 0,60 до 0,69;

- группа № 3 (испытуемые, принадлежащие к семьям с одним ребенком) среднее значение увеличилось с 0,54 до 0,65;

- группа № 4 (испытуемые, принадлежащие к семьям с 2 и более детей) среднее значение увеличилось с 0,69 до 0,72.

Следует отметить, что наибольшее увеличение средних значений по шкале «Организаторские способности» (на 0,11) произошло в группе №3 (испытуемые, принадлежащие к семьям с одним ребенком).

Результаты сравнительного анализа (диаграмма 3) показывают, что в результате тренингового воздействия во всех группах испытуемых произошли существенные изменения средних значений по шкале «Мотивация успеха», а именно:

- группа № 1 (испытуемые, принадлежащие к семьям с полным составом родителей) среднее значение увеличилось с 16,9 до 18,5;

2

3

4

X

Ш115- -У

ге

х

м

Ц110- -

X

Ч

о

О 105--

12 3 4

группа

Диаграмма 4. Сравнительный анализ средних значений по шкале «Адаптивность» методики К. Роджерса и Р. Даймонда до и после тренингового воздействия

- группа № 2 (испытуемые, принадлежащие к семьям с неполным составом родителей) среднее значение увеличилось с 14,9 до 18,1;

- группа № 3 (испытуемые, принадлежащие к семьям с одним ребенком) среднее значение увеличилось с 15,4 до 18,4;

- группа № 4 (испытуемые, принадлежащие к семьям с 2 и более детей) среднее значение увеличилось с 16,6 до 18,3.

Следует отметить, что наибольшее увеличение средних значений по шкале «Мотивация успеха» (на 3,2) произошло в группе №2 (испытуемые, принадлежащие к семьям с неполным составом родителей).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты сравнительного анализа (диаграмма 4) показывают, что в результате тренингового воздействия во всех группах испытуемых произошли существенные изменения средних значений по шкале «Адаптивность», а именно:

- группа № 1 (испытуемые, принадлежащие к семьям с полным составом родителей) среднее значение увеличилось с 122,3 до 127,4;

- группа № 2 (испытуемые, принадлежащие к семьям с неполным составом родителей) среднее значение увеличилось с 107,2 до 111,9;

- группа № 3 (испытуемые, принадлежащие к семьям с одним ребенком) среднее значение увеличилось с 109,7 до 119,6;

- группа № 4 (испытуемые, принадлежащие к семьям с 2 и более детей) среднее значение увеличилось с 118,8 до 123,7.

Следует отметить, что наибольшее увеличение средних значений по шкале «Организаторские способности» (на 9,9) произошло в группе №3 (испытуемые, принадлежащие к семьям с одним ребенком).

Результаты сравнительного анализа показывают существенные изменения в результате тренинга следующих социально-психологических характеристик его участников:

- коммуникативные способности;

- организаторские способности;

- мотивация успеха;

- адаптивность.

Таким образом, можно сделать вывод о значительных возможностях социально-психологического тренинга в решении задачи развития личностных качеств подростков, отражающих степень их социализации. В результате тренингового воздействия наиболее значительные положительные изменения происходят, прежде всего, в «проблемных» группах испытуемых (принадлежащих к неполным семьям, к семьям с одним ребенком).

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

2. БатаршевА.В. Диагностика темперамента и характера: Издание 1-е. - СПб.: Питер, 2005.

3. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов ГМ. Социально-пси-

хологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

4. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса // Розанова В.А. Психология управления. - М., 1999.

5. Орлов А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции - Донецк: Библиотека Центра

психологического консультирования ТРИАЛОГ, 2005.

6. Пашукова Т.И., Допира А.И., ДьяконовГ.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.

7. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2-х т. - М., 2000. - Т. 2. - С. 144-152.

УДК 37.035.6

Гринева Елизавета Алексеевна, Заббарова Марина Геннадьевна, Белоногова Людмила Николаевна

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

eliz.grin9@yandex.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ*

Авторами выполнен научно-исследовательский проект по теме «Региональная программа формирования полиэтнической культуры младших школьников на идеях педагогики народов Поволжья», в рамках которого разработана модель формирования полиэтнической культуры школьников. В статье раскрыты основные параметры данного процесса.

Ключевые слова: полиэтническая культура, модель, параметры, подходы, диагностика.

Актуализация этнических компонентов в социокультурном развитии россий-. ского общества, претерпевающего коренные изменения во всех сферах жизни на протяжении последних двух десятилетий, объективно обусловливает потребность в обращении к этнокультурным корням и их востребованность в воспитании подрастающего поколения. Одним из самых многонациональных по своему составу регионов России является Поволжский регион.

Необходимость ориентации образования на этнокультурные потребности различных национальностей привела к тому, что содержание образования стало структурироваться в соответствии с Федеральным и Национально-региональным компонентами государственного образовательного стандарта. Генеральные линии разработки ГОСТ предполагают наличие регионального компонента, тем самым создавая правовую возможность для создания и реализации региональной программы поликультурного образования в Поволжье.

В ходе исследования авторами была предпринята попытка разработать модель формирования полиэтнической культуры школьников, которая

в систематизированном виде отражала бы данный процесс.

Культурное развитие государства неразрывно связано с образовательной политикой. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения основаны на принципах поликультурности, которые предполагают, что содержание образования должно отражать определённые элементы разных этнических культур, составляющих общенациональную российскую культуру. Одним из направлений обеспечения образования является «... сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [6].

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.

* Исследование поддерживается грантом РГНФ № 10-06-21607а/В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.