Научная статья на тему 'Социально-психологический анализ взаимосвязи личностных качеств современных подростков и структурно-функциональных характеристик их семей'

Социально-психологический анализ взаимосвязи личностных качеств современных подростков и структурно-функциональных характеристик их семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТОК / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / КАЧЕСТВО / ХАРАКТЕРИСТИКИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КРИТЕРИЙ / МЕТОДИКА / КОРРЕЛЯЦИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ / ШКАЛА / АНАЛИЗ / SOCIETY / FAMILY / SOCIALIZATION / TEENAGER / DIFFERENTIATION / QUALITY / CHARACTERISTICS / RESEARCH / CRITERION / TECHNIQUE / CORRELATION / FACTOR / SCALE / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косарева Ирина Владимировна

В статье исследуется проблема социализации подростков под влиянием современных российских семей остается весьма. Обосновывается необходимость практического исследования влияния типа семей на процесс становления личности в подростковом возрасте обусловлено определением взаимосвязи между личностными качествами подростков и структурно-функциональными характеристиками их семей. Приводятся результаты эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF INTERRELATION PERSONAL QUALITIES MODERN TEENAGERS AND STRUCTURALLY-FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF THEIR FAMILIES

In article investigated the problem of socialization of teenagers under the influence of modern Russian families. Necessity of practical research of influence of type of families on process of formation of the person at teenage age is proved caused by interrelation definition between personal qualities of teenagers and structurally functional characteristics of their families. Results of empirical research are resulted.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический анализ взаимосвязи личностных качеств современных подростков и структурно-функциональных характеристик их семей»

3. Колесникова М.М. Игры на уроках английского языка. - Минск: Народная АСВЕТА, 1990.

4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие. - М.: РПА, 1996. - 269с.

5. Практическая методика обучения иностранному языку.// Под редакцией Колкер Я.М., Устиновой Е.С., Еналиевой Т.М. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.

7. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 1984. - 112с.

8. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для пед. вузов, колледжей и училищ. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 152с.

УДК 316.6:159.923

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ

ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИХ СЕМЕЙ

Косарева Ирина Владимировна, аспирант Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова г. Ярославль, Россия koska@xaker. т

В статье исследуется проблема социализации подростков под влиянием современных российских семей остается весьма. Обосновывается необходимость практического исследования влияния типа семей на процесс становления личности в подростковом возрасте обусловлено определением взаимосвязи между личностными качествами подростков и структурно-функциональными характеристиками их семей. Приводятся результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: общество; семья; социализация; подросток; дифференциация; качество; характеристики; исследование; критерий; методика; корреляция; коэффициент; шкала; анализ.

THE SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF INTERRELATION PERSONAL QUALITIES MODERN TEENAGERS AND STRUCTURALLY-FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF THEIR FAMILIES

Kosareva Irina, the post-graduate student Yaroslavl state university of P.G. Demidov, Yaroslavl koska@xaker. ru

In article investigated the problem of socialization of teenagers under the influence of modern Russian families. Necessity of practical research of influence of type of families on process of formation of the person at teenage age is proved caused by interrelation definition between personal qualities of teenagers and structurally functional characteristics of theirfamilies. Results of empirical research are resulted.

Keywords: society; family; socialization; teenager; differentiation; quality; characteristics; research; criterion; technique; correlation; factor; scale; analysis.

Проблема социализации подростков под влиянием семей в современном российском обществе является достаточно актуальной с точки зрения изучения ее различными науками. Положение подростков в структуре межличностных отношений в семьях является немаловажным фактором для их полноценного психического развития [1, С.98]. Роль семей в успешной социализации подростков рассматривается как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым они усваивают и воспроизводят определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов общества, проявляющих следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности.

Исходя из этого, можно сделать предположение, что социализация подростков в современном российском обществе весьма противоречива. Российские семьи, оставаясь по-прежнему традиционным институтом социализации, также оказывают весьма неоднозначное влияние на социализацию подростков, что связано с рядом объективных и субъективных факторов. Прежде всего, сами семьи находятся в стадии глубокой трансформации, в поиске новых форм и типов, а также разработке путей укрепления духовно-нравственных основ и гуманизации взаимодействий своих членов. Дифференциация семей по разным основаниям (число детей, уровень материальной обеспеченности, образ жизни, наличие или отсутствие одного из родителей и т.д.) является, по мнению автора, тем фактором, который в большей мере определяет положительное или негативное течение социализации подростков.

В связи с необходимостью практического изучения специфики влияния семей на социализацию подростков в современном российском обществе автором проведен ряд исследований. Цель описываемого исследования заключается в сравнительном изучении влияния типа семей на процесс становления личности в подростковом возрасте. Задача исследования состоит в определении взаимосвязи между личностными качествами подростков, с одной стороны, и структурно-функциональными характеристиками их семей, с другой стороны.

Для определения необходимой и достаточной выборки исследования был определен круг опрашиваемых подростков, которые соответствовали всей совокупности и отвечали задачам исследования. Количественная характеристика выборки испытуемых составила 192 человека. Все испытуемые были студентами 1-го курса Ярославского градостроительного колледжа, поступившие в колледж после окончания 9-го класса общеобразовательной школы в возрасте от 14 до 16 лет.

На основе теоретического анализа были выделены следующие критерии исследования: изучение особенностей социализации подростков в семьях, различных по структурному признаку; изучение особенностей социализации подростков в семьях, различных по стилю родительского влияния.

В ходе исследования необходимо было установить, существенная ли разница существует между полученными рядами ранжированных эмпирических данных: с одной стороны, ранжированных эмпирических данных по шкалам методики диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) [2, С.144-152]: шкала «Принятие - отвержение ребенка», шкала «Кооперация», шкала «Симбиоз», шкала «Контроль», шкала «Отношение к неудачам ребенка»; с другой стороны, ранжированных эмпирических данных по шкалам следующих методик:

1. Пятифакторный личностный опросник МакКрае - Коста (№ЮР1) «Большая пятерка») [3, С.198-205]: шкала «Экстраверсия - интроверсия», шкала «Привязанность - обособленность», шкала «Самоконтроль - импульсивность», шкала «Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость», шкала «Экспрессивность - практичность».

2. Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС) [4, С.129-133]: шкала «Коммуникативные способности», шкала «Организаторские способности».

3. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [5, С.105-106]: шкала «мотивация к успеху».

4. Методика диагностики способности к эмпатии И.М. Юсупова [6, С.27]: шкала «Способность к эмпатии».

5. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [7, С.193-197]: шкала «Адаптивность»; шкала «Дезадаптив-ность».

Определение разницы между рядами полученных ранжированных эмпирических данных осуществлялось путем вычисления коэффициента корреляции. Исходной базой данных для вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена являлись ранжированные результаты по всем перечисленным методикам, а средние значения коэффициентов корреляции по всей выборке представлены в таблице.

Таблица

Средние значения коэффициентов корреляции по всей выборке

Шкалы методик Шкалы методики Варги и Столина

1 2 3 4 5

«Экстраверсия -интроверсия» 0,29 0,1 0,21 -0,04 -0,12

«Привязанность -обособленность» 0,16 0,11 0,17 0,02 -0,1

«Самоконтроль -импульсивность» 0,23 0,17 0,24 0,04 -0,12

«Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость» -0,09 -0,07 -0,05 -0,07 -0,08

«Экспрессивность -практичность» 0,10 -0,07 0,01 0,06 0,02

«Коммуникативные способности» 0,11 -0,004 -0,01 -0,02 -0,04

«Организаторские способности» 0,28 0,21 0,22 0,01 -0,11

«Мотивация к успеху» 0,3 0,19 0,27 -0,1 -0,15

«Способность к эмпатии» 0,08 0,06 0,05 0,06 0,08

«Адаптивность» 0,28 0,16 0,16 0,01 -0,11

«Дезадаптивность» -0,16 -0,03 -0,08 -0,004 0,01

Анализ средних значений коэффициентов корреляции для всех шкал методики Варги и Столина представлен на рисунках 1-5.

0,4 0,3 0,2

: 0,1 0 -0,1 -0,2

Рис. 1. Средние значения коэффициентов корреляции для шкалы «Принятие - отвержение ребенка»

коэффициенты корреляции

10

На основании анализа результатов корреляционного анализа можно сделать следующий вывод. Установлена существенная положительная взаимосвязь между шкалой методики диагностики родительского отношения «Принятие - отвержение ребенка» и следующими шкалами эмпирических методик:

- шкалой «Экстраверсия - интроверсия» методики №ЮР1 (коэффициент корреляции 0,29);

- шкалой «Привязанность - обособленность» методики №ЮР1 (коэффициент корреляции 0,16);

- шкалой «Самоконтроль - импульсивность» методики №ЮР1 (коэффициент корреляции 0,23);

- шкалой «Организаторские способности» методики КОС (коэффициент корреляции 0,28);

- шкалой «Мотивация к успеху» методики Т. Элерса (коэффициент корреляции 0,30);

- шкалой «Адаптивность» методики К. Роджерса и Р. Даймонда (коэффициент корреляции 0,28).

Таким образом, на основании результатов корреляционного анализа, можно сделать обоснованный вывод о существенной роли родительского отношения «Принятие - отвержение ребенка» в успешной социализации подростков.

0,25 0,2 0,15 1 0,1 | 0,05 0

-0,05 -0,1

Установлена существенная положительная взаимосвязь между шкалой методики диагностики родительского отношения «Кооперация» и следующими шкалами эмпирических методик:

- шкалой «Самоконтроль - импульсивность» методики №ЮР1 (коэффициент корреляции 0,17);

- шкалой «Организаторские способности» методики КОС (коэффициент корреляции 0,21);

1 2 3

6 7 8 9 10

и

>эффициенты корреляции

Рис. 2. Средние значения коэффициентов корреляции для шкалы «Кооперация»

- шкалой «Мотивация к успеху» методики Т. Элерса (коэффициент корреляции 0,19);

- шкалой «Адаптивность» методики К. Роджерса и Р. Даймонда (коэффициент корреляции 0,16).

Таким образом, на основании результатов корреляционного анализа, можно сделать обоснованный вывод о существенной роли родительского отношения «Кооперация» в успешной социализации подростков.

0,30 0,25 0,20 0,15

" 0,10 0,05 0,00 -0,05 -0,10

Рис. 3. Средние значения коэффициентов корреляции для шкалы «Симбиоз»

Установлена существенная положительная взаимосвязь между шкалой методики диагностики родительского отношения «Симбиоз» и следующими шкалами эмпирических методик:

- шкалой «Экстраверсия - интроверсия» методики №ЮР1 (коэффициент корреляции 0,21);

- шкалой «Привязанность - обособленность» методики №ЮР1 (коэффициент корреляции 0,17);

- шкалой «Самоконтроль - импульсивность» методики №ЮР1 (коэффициент корреляции 0,24);

- шкалой «Организаторские способности» методики КОС (коэффициент корреляции 0,22);

- шкалой «Мотивация к успеху» методики Т. Элерса (коэффициент корреляции 0,27);

- шкалой «Адаптивность» методики К. Роджерса и Р. Даймонда (коэффициент корреляции 0,16).

Таким образом, на основании результатов корреляционного анализа, можно сделать обоснованный вывод о существенной роли родительского отношения «Симбиоз» в успешной социализации подростков.

Ш

12 3 4 5 7 8 9 10 11 -

коэффициенты корреляции

0,08 0,06 0,04 0,02 I 0 * -0,02 & -0,04 -0,06 -0,08 -0,1 -0,12

Рис. 4. Средние значения коэффициентов корреляции для шкалы «Контроль»

Не установлена сколько-нибудь существенная взаимосвязь между шкалой методики диагностики родительского отношения «Контроль» и шкалами эмпирических методик.

Таким образом, на основании результатов корреляционного анализа, можно сделать обоснованный вывод об отсутствии достоверно установленной существенной роли родительского отношения «Контроль» в успешной социализации подростков.

0,1

0,05 0

" -0,05 -0,1 -0,15 -0,2

Рис. 5. Средние значения коэффициентов корреляции для шкалы «Отношение к неудачам ребенка»

п Ш

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

коэффициенты корреляции

Установлена существенная отрицательная взаимосвязь между шкалой методики диагностики родительского отношения «Отношение к неудачам ребенка» и шкалой «Мотивация к успеху» методики Т. Элерса (коэффициент корреляции -0,15).

Таким образом, на основании результатов корреляционного анализа, можно сделать обоснованный вывод об отрицательной роли родительского отношения «Отношение к неудачам ребенка» в социализации подростков.

Проанализировав результаты эмпирического исследования с точки зрения влияния различных типов семей на особенности развития личности подростков, сделан следующий вывод: различные типы семей, выделенные по структурным и социальным признакам, по-разному влияют на процесс социализации подростка, оставаясь важнейшим институтом их социализации.

Литература

1. Орлов А.Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции - Донецк: Библиотека Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ, 2005.

2. Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М., 2000. - Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.

3. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера - Спб.: Питер,

2005.

4. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: учеб. пособие. — М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996.

5. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса / Под ред. В.А. Розановой - М., 1999.

6. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания - Казань, 1991.

7. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) / Под ред. Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.