Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей'

Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1044
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / TEENAGE / VALUE SYSTEM / OFFENDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Елена Юрьевна

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей. Рассматриваются особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the results of research of juvenile offenders value system are presented. The specifics of their value attitude to life, to people, to themselves are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 011/016

Смирнова Елена Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kozyzi@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей. Рассматриваются особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Ключевые слова: подростковый возраст, ценностные ориентации, правонарушители.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структу-. ру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В.Г. Алексеев, Б.С. Волков, И.С. Кон и др., - самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое) это в первую очередь характерно для несовершеннолетних правонарушителей.

Как отмечает Б.С. Волков, - взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии,

морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным [3, с. 102].

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности. Для правонарушителей характерна социальная группа, в которой они находись, совершая преступления и в которой отбывают наказание.

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурс-кий, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.

Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.

Под ценностными ориентациями мы понимаем систему личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям.

© Смирнова Е.Ю., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

95

Таблица1

Показатели устойчивости желательных ценностных отношений правонарушителей к жизни, к людям, к самому себе

Оптимистическое отношение к жизни 12%

Счастливая, хорошая жизнь 6%

Духовное отношения к жизни 11%

Не значимость материального благополучия в жизни 7%

Решительное отношение к жизни 2%

Самоопределение в жизни 5%

Стремление к достижениям в жизни 5%

Хорошее отношение к людям 11%

Коллективистическое отношение к жизни 9%

Альтруистическое отношение к людям 5%

Значимость дружбы 11%

Значимость учения 8%

Значимость труда 5%

Значимость соблюдения законов 3%

В социальной психологии понятие «Ценностные ориентации» используется в двух значениях, как: 1) «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. ... Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности» [1, с. 373]. Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.

Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете, имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения.

Ценности включают пять необходимых черт:

а) они всегда есть представления или верования;

б) знания о состояниях, которых желательно достичь;

в) следы специфических ситуаций;

г) содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения;

д) имеют некоторую степень важности.

Выделение этих характерных черт ценностей весьма продуктивно для понимания их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы («знания», «представления»), а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия на сам процесс познания (возможность селекции каких-то событий).

Цель нашего исследования - определить уровень нравственной воспитанности несовершен-

Таблица2

Показатели устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе

Пессимистическое отношение к жизни 4%

Осторожное отношение к жизни 15%

Бездуховное отношения к жизни 4%

Материальное благополучие в жизни 10%

Трудная, сложная жизнь 6%

Отсутствие самоопределения в жизни 10%

Отсутствие стремления к достижениям в жизни 4%

Плохое отношение к людям 1%

Индивидуалистическое отношение к людям 14%

Паритетное отношение к людям 3%

Не значимость дружбы 3%

Не значимость учения 4%

Не значимость труда 8%

Не значимость соблюдения законов 14%

96

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

нолетних правонарушителей, находящихся в Костромской воспитательной колонии.

Для изучения ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей мы использовали методики:

- «Пословицы» С.М. Петровой,

- «Ценностные ориентации» М. Рокича.

В исследовании участвовало 40 юношей из Костромской воспитательной колонии.

Выявление особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе

Для выявления особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе использовался опросник «Пословицы».

Результаты представлены в таблице 1 и 2.

Анализ результатов показал, на первых местах в желательных ценностных отношениях стоит оптимистическое отношение к жизни (12%), хорошее отношение к людям и духовное отношение к жизни, значимость дружбы (1 %), затем следуют коллективистское отношение к жизни (9%) (табл. 1).

В нежелательных ценностных отношениях на первом месте осторожное отношение к жизни (15%), на втором индивидуалистическое отношение к людям и не значимость соблюдения законов (14%) и на третьем - отсутствие самоопределения и материальное благополучие в жизни. Что свидетельствует о недоверии к людям данной категории подростков. Показатель нравственной воспитанности средний (табл. 2).

Исследование иерархии ценностных ориентаций у подростков

Для выявления особенностей ценностной сферы подростков использовался опросник М. Рокича «Ценностные ориентации».

В результате проведенного исследования выявилось, что иерархия ценностных ориентаций у несовершеннолетних правонарушителей выстраивается следующим образом: 1 - «счастливая семейная жизнь» (12 чел., 40%), 2 - «интересная работа» (7 чел., 23%), 3 - «любовь» (5 чел., 17%),

4 - «наличие друзей» (4 чел., 13%), 5 - «творческая деятельность» (2 чел., 7%). Такие предпочтения можно объяснить возрастными особенностями обследуемых. Ценность «счастливая семейная жизнь» может быть обусловлена осознаванием ее наличия и необходимости. Ценность «интересная работа» и ее высокая значимость может быть связана с высокими запросами реали-

зации себя в профессии, потребности самоопределения в этом возрасте. Такие ценности как «любовь» являются специфическими для этой группы обследуемых, по сравнению с нормальными детьми. Такой выбор, возможно, обусловлен тем, что чувства имеют огромное значение в данном возрасте, а также связано с ограниченностью в общении и в отношениях вообще. У несовершеннолетних правонарушителей значимой является такая ценность как «наличие друзей» - вероятно, это связано с ведущей потребностью в интимноличностном общении, друзья являются значимыми в данном возрасте, а также это обусловлено ограниченным общением и отсутствием близкого человека. Ценность «творческая деятельность» - может быть обусловлена тем, что подростки пытаются реализовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в творчестве.

Подростковый возраст является периодом становления характера - в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные преобладания черт характера выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом [3, с. 223-228].

При исследовании ценностных ориентаций были выявлены следующие результаты. У несовершеннолетних правонарушителей корыстного типа, выстраивается следующая цепочка ценностных ориентаций:

1 - «счастливая семейная жизнь»,

2 - «интересная работа»,

3 - «любовь»,

4 - «наличие друзей»,

5 - «творческая деятельность».

Таким образом, структура ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей может измениться при проведении психокоррекционных мероприятий. Практическая ценность, проведенного исследования заключается в том, что показала действенность целенаправленной воспитательной работы профориентационной и духовно-нравственной направленности на формирование и изменение ценностных ориентаций правонарушителей.

Библиографический список

1. Волков Б. С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. - М.: Трикста, 2006. - 256 с.

2. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. - 1998. - .№3. - С. 3.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

97

3. РаитинаМ.С. Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы у подростков различных социальных слоев // IV Всероссийская науч. -практ. конф. «Забайкальские социологические

чтения»: материалы конференции. - Чита: Чит-ГУ 2008. - С. 223-228.

4. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - С. 755.

УДК 316.61:159.98

Косарева Ирина Владимировна

Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова

koska@xaker.ru

ТРЕНИНГОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОДРОСТКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙ

Проблема социализации в современном обществе является актуальной проблемой для изучения в рамках отечественной и зарубежной психологии. В статье излагаются результаты авторского исследования влияния различных типов семей, выделенные по структурным и социальным признакам, на процесс социализации подростков. Приводится тренинговая программа, включающая в себя в качестве элементов: тренинг мотивации успеха; тренинг коммуникативной компетентности; тренинг социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: социализация, семьи, подростки, ция, адаптация, шкалы.

Проблема социализации подростков в условиях семьи входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной психологии. Основными сферами социализации являются деятельность, общение и самосознание, поскольку основу социализации составляет взаимодействие человека с социальной средой [1, с. 339]. Это требует изучения не становления личности самой по себе, но становления личности, включенной в различные системы отношений и взаимоотношений, в процессе ее активной деятельности.

Актуальность, теоретическую значимость и практическую необходимость работы в области изучения специфики влияния семей на социализацию подростков в современном российском обществе подтверждают результаты исследования, проводимые автором с 2007 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе одного из исследований, проведенного по таким методикам как методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Сто-лина, пятифакторный личностный опросник Мак-Крае-Коста [2, с. 198-205], методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС) [6, с. 129-133], методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [4, с. 105-106] и методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [3, с. 193-197]), была выявлена зависимость между личностными качествами подростков и их

тренинговое воздействие, компетентность, мотива-

социально-психологическим статусом в малой группе, с одной стороны, и структурно-функциональными характеристиками их семей, с другой стороны.

Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что различные типы семей, выделенные по структурным и социальным признакам, по-разному влияют на процесс социализации подростков. Подростки, воспитывающиеся в семьях с определенными психологическими дисфункциями, уступают своим сверстникам, воспитывающимся в «полноценных» семьях по целому ряду социально-психологических параметров, отражающих степень их социализирован-ности, в частности, по следующим показателям: адаптивность; коммуникативные способности; мотивация успеха. Особое значение так же имеет и различие по шкалам всех методик между группами испытуемых, принадлежащих к семьям с разными структурными характеристиками: по составу родителей; по количеству детей.

На основании данных результатов, автором была определена проблема дальнейшего исследования влияния типа семей на социализацию подростков, т.к. наблюдается устойчивое противоречие между необходимостью оказания своевременной психолого-педагогической поддержки подростков и наличием устойчивых проблем в отношении возможностей семейного воспитания в процессе их социализации. Для решения

98

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Косарева И.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.