СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 011/016
Смирнова Елена Юрьевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
kozyzi@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей. Рассматриваются особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Ключевые слова: подростковый возраст, ценностные ориентации, правонарушители.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структу-. ру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В.Г. Алексеев, Б.С. Волков, И.С. Кон и др., - самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое) это в первую очередь характерно для несовершеннолетних правонарушителей.
Как отмечает Б.С. Волков, - взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии,
морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным [3, с. 102].
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности. Для правонарушителей характерна социальная группа, в которой они находись, совершая преступления и в которой отбывают наказание.
Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурс-кий, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.
Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.
Под ценностными ориентациями мы понимаем систему личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям.
© Смирнова Е.Ю., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
95
Таблица1
Показатели устойчивости желательных ценностных отношений правонарушителей к жизни, к людям, к самому себе
Оптимистическое отношение к жизни 12%
Счастливая, хорошая жизнь 6%
Духовное отношения к жизни 11%
Не значимость материального благополучия в жизни 7%
Решительное отношение к жизни 2%
Самоопределение в жизни 5%
Стремление к достижениям в жизни 5%
Хорошее отношение к людям 11%
Коллективистическое отношение к жизни 9%
Альтруистическое отношение к людям 5%
Значимость дружбы 11%
Значимость учения 8%
Значимость труда 5%
Значимость соблюдения законов 3%
В социальной психологии понятие «Ценностные ориентации» используется в двух значениях, как: 1) «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. ... Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности» [1, с. 373]. Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.
Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете, имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения.
Ценности включают пять необходимых черт:
а) они всегда есть представления или верования;
б) знания о состояниях, которых желательно достичь;
в) следы специфических ситуаций;
г) содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения;
д) имеют некоторую степень важности.
Выделение этих характерных черт ценностей весьма продуктивно для понимания их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы («знания», «представления»), а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия на сам процесс познания (возможность селекции каких-то событий).
Цель нашего исследования - определить уровень нравственной воспитанности несовершен-
Таблица2
Показатели устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе
Пессимистическое отношение к жизни 4%
Осторожное отношение к жизни 15%
Бездуховное отношения к жизни 4%
Материальное благополучие в жизни 10%
Трудная, сложная жизнь 6%
Отсутствие самоопределения в жизни 10%
Отсутствие стремления к достижениям в жизни 4%
Плохое отношение к людям 1%
Индивидуалистическое отношение к людям 14%
Паритетное отношение к людям 3%
Не значимость дружбы 3%
Не значимость учения 4%
Не значимость труда 8%
Не значимость соблюдения законов 14%
96
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
нолетних правонарушителей, находящихся в Костромской воспитательной колонии.
Для изучения ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей мы использовали методики:
- «Пословицы» С.М. Петровой,
- «Ценностные ориентации» М. Рокича.
В исследовании участвовало 40 юношей из Костромской воспитательной колонии.
Выявление особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе
Для выявления особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе использовался опросник «Пословицы».
Результаты представлены в таблице 1 и 2.
Анализ результатов показал, на первых местах в желательных ценностных отношениях стоит оптимистическое отношение к жизни (12%), хорошее отношение к людям и духовное отношение к жизни, значимость дружбы (1 %), затем следуют коллективистское отношение к жизни (9%) (табл. 1).
В нежелательных ценностных отношениях на первом месте осторожное отношение к жизни (15%), на втором индивидуалистическое отношение к людям и не значимость соблюдения законов (14%) и на третьем - отсутствие самоопределения и материальное благополучие в жизни. Что свидетельствует о недоверии к людям данной категории подростков. Показатель нравственной воспитанности средний (табл. 2).
Исследование иерархии ценностных ориентаций у подростков
Для выявления особенностей ценностной сферы подростков использовался опросник М. Рокича «Ценностные ориентации».
В результате проведенного исследования выявилось, что иерархия ценностных ориентаций у несовершеннолетних правонарушителей выстраивается следующим образом: 1 - «счастливая семейная жизнь» (12 чел., 40%), 2 - «интересная работа» (7 чел., 23%), 3 - «любовь» (5 чел., 17%),
4 - «наличие друзей» (4 чел., 13%), 5 - «творческая деятельность» (2 чел., 7%). Такие предпочтения можно объяснить возрастными особенностями обследуемых. Ценность «счастливая семейная жизнь» может быть обусловлена осознаванием ее наличия и необходимости. Ценность «интересная работа» и ее высокая значимость может быть связана с высокими запросами реали-
зации себя в профессии, потребности самоопределения в этом возрасте. Такие ценности как «любовь» являются специфическими для этой группы обследуемых, по сравнению с нормальными детьми. Такой выбор, возможно, обусловлен тем, что чувства имеют огромное значение в данном возрасте, а также связано с ограниченностью в общении и в отношениях вообще. У несовершеннолетних правонарушителей значимой является такая ценность как «наличие друзей» - вероятно, это связано с ведущей потребностью в интимноличностном общении, друзья являются значимыми в данном возрасте, а также это обусловлено ограниченным общением и отсутствием близкого человека. Ценность «творческая деятельность» - может быть обусловлена тем, что подростки пытаются реализовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в творчестве.
Подростковый возраст является периодом становления характера - в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные преобладания черт характера выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом [3, с. 223-228].
При исследовании ценностных ориентаций были выявлены следующие результаты. У несовершеннолетних правонарушителей корыстного типа, выстраивается следующая цепочка ценностных ориентаций:
1 - «счастливая семейная жизнь»,
2 - «интересная работа»,
3 - «любовь»,
4 - «наличие друзей»,
5 - «творческая деятельность».
Таким образом, структура ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей может измениться при проведении психокоррекционных мероприятий. Практическая ценность, проведенного исследования заключается в том, что показала действенность целенаправленной воспитательной работы профориентационной и духовно-нравственной направленности на формирование и изменение ценностных ориентаций правонарушителей.
Библиографический список
1. Волков Б. С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. - М.: Трикста, 2006. - 256 с.
2. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. - 1998. - .№3. - С. 3.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
97
3. РаитинаМ.С. Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы у подростков различных социальных слоев // IV Всероссийская науч. -практ. конф. «Забайкальские социологические
чтения»: материалы конференции. - Чита: Чит-ГУ 2008. - С. 223-228.
4. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - С. 755.
УДК 316.61:159.98
Косарева Ирина Владимировна
Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова
koska@xaker.ru
ТРЕНИНГОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОДРОСТКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙ
Проблема социализации в современном обществе является актуальной проблемой для изучения в рамках отечественной и зарубежной психологии. В статье излагаются результаты авторского исследования влияния различных типов семей, выделенные по структурным и социальным признакам, на процесс социализации подростков. Приводится тренинговая программа, включающая в себя в качестве элементов: тренинг мотивации успеха; тренинг коммуникативной компетентности; тренинг социально-психологической адаптации.
Ключевые слова: социализация, семьи, подростки, ция, адаптация, шкалы.
Проблема социализации подростков в условиях семьи входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной психологии. Основными сферами социализации являются деятельность, общение и самосознание, поскольку основу социализации составляет взаимодействие человека с социальной средой [1, с. 339]. Это требует изучения не становления личности самой по себе, но становления личности, включенной в различные системы отношений и взаимоотношений, в процессе ее активной деятельности.
Актуальность, теоретическую значимость и практическую необходимость работы в области изучения специфики влияния семей на социализацию подростков в современном российском обществе подтверждают результаты исследования, проводимые автором с 2007 года.
В ходе одного из исследований, проведенного по таким методикам как методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Сто-лина, пятифакторный личностный опросник Мак-Крае-Коста [2, с. 198-205], методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС) [6, с. 129-133], методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [4, с. 105-106] и методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [3, с. 193-197]), была выявлена зависимость между личностными качествами подростков и их
тренинговое воздействие, компетентность, мотива-
социально-психологическим статусом в малой группе, с одной стороны, и структурно-функциональными характеристиками их семей, с другой стороны.
Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что различные типы семей, выделенные по структурным и социальным признакам, по-разному влияют на процесс социализации подростков. Подростки, воспитывающиеся в семьях с определенными психологическими дисфункциями, уступают своим сверстникам, воспитывающимся в «полноценных» семьях по целому ряду социально-психологических параметров, отражающих степень их социализирован-ности, в частности, по следующим показателям: адаптивность; коммуникативные способности; мотивация успеха. Особое значение так же имеет и различие по шкалам всех методик между группами испытуемых, принадлежащих к семьям с разными структурными характеристиками: по составу родителей; по количеству детей.
На основании данных результатов, автором была определена проблема дальнейшего исследования влияния типа семей на социализацию подростков, т.к. наблюдается устойчивое противоречие между необходимостью оказания своевременной психолого-педагогической поддержки подростков и наличием устойчивых проблем в отношении возможностей семейного воспитания в процессе их социализации. Для решения
98
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Косарева И.В., 2010