Научная статья на тему 'Тренинг как форма работы по коррекции стратегий поведения в конфликте сотрудников организаций дополнительного образования'

Тренинг как форма работы по коррекции стратегий поведения в конфликте сотрудников организаций дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1013
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБЕГАНИЕ / КОМПРОМИСС / КОНФЛИКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / СОПЕРНИЧЕСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Марина Владимировна

В статье раскрывается понятие конфликта, обосновываются причины высокой степени конфликтности в образовательных организациях, описываются возможности и специфика применения тренингов, актуализируется роль тренинга в управления конфликтностью в организациях различного вида, характеризуется цель, выборка, этапы исследования, направленного на коррекцию стратегий поведения в конфликте сотрудников организаций дополнительного образования средствами тренинговой работы. Приводятся методы, использованные в исследовании: тест Томаса-Килменна в адаптации Н.В. Гришиной "Стратегии (стили) поведения в конфликтной ситуации" и авторская тренинговая программа, направленная на трансформацию стратегий поведения в конфликте и сглаживание конфликтной напряженности. Анализируется специфика типичных стратегий поведения в выборке до и после реализации тренинга. Формулируются выводы относительно трансформации стратегий поведения в конфликте респондентов под воздействием тренинговой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Науменко Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training as form of work on correction of strategy of behavior in the conflict of staff of organizations of additional education

The article reveals the concept of conflict, the reasons of high degree of conflictness in the educational organizations are proved, the opportunities and specifics of application of trainings are described, the training role in management of conflictness in the organizations of various type is actualized, the purpose, selection, investigation phases of the behavior directed at correction of the strategy in the conflict of staff of the organizations of additional education are characterized by means of training work. The methods used in a research are given: Thomas-Kilmenna's test in N.V. Grishina's adaptation "The strategy (styles) of behavior in a conflict situation" and the author's training program directed at transformation of the strategy of behavior in the conflict and smoothing of the conflict tension. The specifics of the typical strategy of behavior in selection before realization of training are analyzed. Conclusions concerning transformation of the strategy of behavior in the conflict of respondents as a result of training work are formulated.

Текст научной работы на тему «Тренинг как форма работы по коррекции стратегий поведения в конфликте сотрудников организаций дополнительного образования»

yemocionalnyh-komponentov-u-sportsmenov.

8. Yasyukova, L.A. and Belavina, O.V. (2017), Social intelligence of children and adolescents, publishing house Institute of psychology of RAS, Moscow.

9. Yasyukova, L.A. (2005), Prediction and prevention of learning problems, socialization and professional self-determination of pupils (in grades 10-11), part 1, Imaton, St. Petersburg.

Контактная информация: zaikods@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.09.2017

УДК 159.9

ТРЕНИНГ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростов-на-Дону

Аннотация

В статье раскрывается понятие конфликта, обосновываются причины высокой степени конфликтности в образовательных организациях, описываются возможности и специфика применения тренингов, актуализируется роль тренинга в управления конфликтностью в организациях различного вида, характеризуется цель, выборка, этапы исследования, направленного на коррекцию стратегий поведения в конфликте сотрудников организаций дополнительного образования средствами тренинговой работы. Приводятся методы, использованные в исследовании: тест Тома-са-Килменна в адаптации Н.В. Гришиной "Стратегии (стили) поведения в конфликтной ситуации" и авторская тренинговая программа, направленная на трансформацию стратегий поведения в конфликте и сглаживание конфликтной напряженности. Анализируется специфика типичных стратегий поведения в выборке до и после реализации тренинга. Формулируются выводы относительно трансформации стратегий поведения в конфликте респондентов под воздействием тренинговой работы.

Ключевые слова: избегание, компромисс, конфликт, образовательная организация, приспособление, соперничество, сотрудничество, стратегия поведения, тренинг.

TRAINING AS FORM OF WORK ON CORRECTION OF STRATEGY OF BEHAVIOR IN THE CONFLICT OF STAFF OF ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Marina Vladimirovna Naumenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Southern Federal University, Rostov-on-Don

Annotation

The article reveals the concept of conflict, the reasons of high degree of conflictness in the educational organizations are proved, the opportunities and specifics of application of trainings are described, the training role in management of conflictness in the organizations of various type is actualized, the purpose, selection, investigation phases of the behavior directed at correction of the strategy in the conflict of staff of the organizations of additional education are characterized by means of training work. The methods used in a research are given: Thomas-Kilmenna's test in N.V. Grishina's adaptation "The strategy (styles) of behavior in a conflict situation" and the author's training program directed at transformation of the strategy of behavior in the conflict and smoothing of the conflict tension. The specifics of the typical strategy of behavior in selection before realization of training are analyzed. Conclusions concerning transformation of the strategy of behavior in the conflict of respondents as a result of training work are formulated.

Keywords: avoiding, compromise, conflict, educational organization, adaptation, rivalry, cooperation, strategy of behavior, training.

На сегодняшний день понятие конфликта не относится к какой-то единственной сфере знаний или только к обыденному сознанию. На междисциплинарный характер это-

го явления указывает его исследование не менее чем в одиннадцати научных сферах. К ним относятся военные науки, социобиология, психология, история, правоведение, социология, философия, политология, педагогика, искусствоведение. В связи с чем выделяется множество дефиниций, классификаций и направлений исследования конфликта.

Наиболее обобщённое определение конфликта дал Р. Дарендорф, признанный западный социолог, изучавший конфликты в обществе: "Любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности" [5].

К. Левин понимал конфликт как ситуацию, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины. [2].

Отечественные конфликтологи, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, определили конфликт, как наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьбу подструктур личности [1]. Исходя из выше упомянутого определения, неотъемлемыми чертами конфликта являются противодействие субъектов и отрицательные чувства. Если одна из частей отсутствует - есть противодействие, но нет негативных чувств или наоборот, есть негативные чувства, но нет противодействия - это положение считается преддверием конфликта [1].

Тренинг относится к методам профилактики конфликтов. Впервые на это обратил внимание Дж. Бертон. Он работал с конфликтующими группами, и его задачей было изменение восприятие друг друга, главным образом, снятие ложного отождествления группы с национальным признаком. В настоящее время проблеме использования тренингов с целью управления конфликтностью в организациях различного вида посвящен обширный ряд работ. Среди наиболее широко раскрытых направлений исследований можно представить такие как: формирование конфликтологической компетентности персонала с помощью тренинга, формирование компетенции «управление конфликтом» посредством тренинга [4], влияние тренинга на выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации [3].

На современном этапе в тренингах на конфликтность используются формы работы, характерные для различных психологических направлений: психодрамы, НЛП, гештальт-терапии и т.д. Главным плюсом тренинговой работы является фактор группы. Он помогает проявлению конфликта, его осознанию и «проживанию». В группе можно получить обратную связь, осознать общность своих нерешенных задач с другими. В зависимости от подхода используются разные методики. В гештальт-терапии работают с внутренними проблемами, в поведенческих - трансформируют поведение, психодрама помогает сделать «явными» конфликты с собой и с другими.

Конфликты в отечественных образовательных организациях, в современных Российских реалиях являются распространённым явлением, обусловленным многими факторами, наиболее ярко проявляющимися в системе дополнительного образования, такими как: неоправданно низкой оплатой труда, порождающей как правило внутриличностные конфликты, не вполне чётким и обоснованным распределением обязанностей и полномочий между подразделениями и отдельными сотрудниками, часто директивным стилем руководства, гендерным неравенством, отсутствием штатных психологов, осуществляющих работу непосредственно с сотрудниками образовательных организаций и прочими факторами, что приводит к формированию межличностных и межгрупповых как горизонтальных, так и вертикальных конфликтов. Траектория и вектор развития конфликтных ситуаций определяются в свою очередь стратегиями поведения в конфликте, характерными для сотрудников. В этой связи было проведено исследование, направленное на выявление степени влияния тренинговой работы на трансформацию стилей поведения в конфликтной ситуации сотрудников организаций дополнительного образования. Выбор-

ка была составлена из числа сотрудников организаций дополнительного образования г. Ростова-на-Дону (центр детского развития и дом детского творчества), количество исследуемых респондентов составило: 56 человек.

В качестве методов исследования были использованы: тест Томаса-Килменна в адаптации Н.В. Гришиной "Стратегии (стили) поведения в конфликтной ситуации" и авторская тренинговая программа, направленная на трансформацию стратегий поведения в конфликте и сглаживание конфликтной напряженности.

Программа тренинга рассчитанного на восемь часов и реализованного в двухдневный срок была составлена таким образом, чтобы достичь решения следующих задач: увеличить доверие между участниками; улучшить коммуникативные навыки; улучшить навыки активного слушания и безоценочного наблюдения; отработать разные стили поведения в конфликте; научиться находить наиболее оптимальную стратегию поведения в конфликте; увеличить сплоченность коллектива.

Тест Томаса-Килменна проводился за несколько дней до и через несколько дней после реализации тренинга. Данные результатов теста представлены на рисунке 1.

Обобщенные данные: до/после

5,214

5 357 5,642 6'357

6,571

7,071

6,857

5,857

5,857

5,071

Соперничество Сотрудничество Компромисс

Избегание

Приспособление

□ До □ После

Рисунок 1 - Стратегии (стили) поведения в конфликтной ситуации сотрудников организаций дополнительного

образования

На диаграмме видно, что в стилях поведения сотрудников до и после проведения тренинга существуют некоторые различия. Стратегия "Избегание", рассматриваемая социальными психологами как самая негативная, поскольку её использование не позволяет выиграть ни одной из сторон и часто приводит к эскалации негативных установок - до проведения тренинговой работы являлась доминирующей среди респондентов выборки, однако после тренинговой работы показатели по этой стратегии значительно снизились. Различия по данной шкале подтверждаются статистическими данными по Манну-Уитни. Также статистически достоверные различия зафиксированы по стратегии "Приспособление", которое рассматривается как деструктивный стиль, поскольку, хотя и сглаживает конфликт, но создаёт внутриличностную неудовлетворённость. Применение конструктивных стратегий, таких как "Сотрудничество" и "Компромисс" - значительно увеличилось. Стратегия "Соперничество" скорректировалась совсем незначительно. Вероятно, это связано с внутриорганизационным устройством и системой личных рейтингов сотрудников.

Таким образом, в целом тренинг способствует изменению поведения сотрудников системы дополнительного образования в конфликтных ситуациях - повышает их коммуникабельность, открытость межличностному взаимодействию и поиску взаимоприемлемых способов разрешения противоречий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов, А.Я. Системная концепция конфликтов / А.Я. Анцупов // Мир психологии. -2005. - № 2. - С. 24-35.

2

0

2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008.

- 544 с.

3. Мельник, С.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга / С.Н. Мельник. - Владивосток : Издательство Дальневосточного университета, 2004. - 74 с.

4. Практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б.Д. Парыгина. - СПб. : изд-во Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 1994. - 86 с.

5. Степаненкова, В.М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа / В.М. Степаненкова // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 141-142.

REFERENCES

1. Antsupov, A.Ya. (2005), "System concept of the conflicts", World of psychology, No. 2, pp.

24-35.

2. Grishina N.V. (2008), Conflict psychology, Peter, St. Petersburg.

3. Miller, S.N. (2004), Theoretical and methodological foundations of socio-psychological training, publishing house of the Far Eastern Federal University, Vladivostok.

4. Ed Parygin, B.D. (1994), Workshop on social psychologically training, publishing house St. Petersburg humanitarian Trade Union University, St. Petersburg.

5. Stepanenkova, V.M. (1994), "Concept of the social conflict in theory of R. Darendorf", Social researches, 5, pp. 141-142.

Контактная информация: marina-naumenko@list.ru

Статья поступила в редакцию 16.09.2017

УДК 796.922.093.642:159.9

ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ

СПОРТОМ

Наталья Валерьевна Павлова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательский институт деятельности в экстремальных условиях, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (НИИДЭУ ФГБОУ ВО СибГУФК), Омск

Аннотация

Статья посвящена вопросам изучения психического здоровья спортсменок, специализирующихся в биатлоне. На основе диагностики индивидуально-типологических особенностей биатло-нисток определены предикторы психосоматических расстройств. Показано, что в процессе взаимодействия врожденных качеств с экстремальными условиями спорта высших достижений возможны варианты развития психологической дезадаптации, лимитирующие достижение максимальных результатов.

Ключевые слова: биатлон, индивидуально-типологические свойства, психосоматическая предиспозиция.

PREDICTORS OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS AT SPORTS ACTIVITIES

Natalya Valeryevna Pavlova, the candidate of biological sciences, senior researcher, Scientific research Institute for activity in extreme conditions, Siberian State University of

Physical Culture and Sports, Omsk

Annotation

The article is devoted to the issues of studying the mental health of athletes specializing in biathlon. Based on the diagnosis of the individual-typological features of biathletes, predicators of psychosomatic disorders were identified. It is shown that in the process of interaction of innate qualities with extreme conditions of sport of higher achievements, options for the development of psychological deadaptation are possible, limiting the achievement of maximum results.

Keywords: biathlon, individual-typological properties, psychosomatic predisposition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.