Научная статья на тему 'Тренды современного образования: некоторые актуальные аспекты'

Тренды современного образования: некоторые актуальные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / тренд / цифровизация / VRи AR-обучение / сторителлинг / подкастинг / коучинг / геймификация / education / trend / digitalization / VRand AR-training / storytelling / podcasting / coaching / gamification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марианна Давлетовна Напсо

В современных условиях система образования испытывает на себе воздействие социальных трансформаций, вызванных в первую очередь расширением пространства цифровизации. Рассматриваются новые практики обучения, показывается их востребованность требованиями социально-экономического и культурного развития. Исследуются образовательные тренды, направленные на реализацию актуальных целей обучения, в том числе на развитие личностно ориентированного образования и формирование человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in Modern Education: Some Current Aspects

In modern conditions, the education system is experiencing the impact of social transformations caused primarily by the expansion of the digitalization space. New teaching practices are considered, their relevance to the requirements of socioeconomic and cultural development is shown. The article examines educational trends aimed at the realization of actual learning goals, including the development of personality-centered education and the formation of human capital.

Текст научной работы на тему «Тренды современного образования: некоторые актуальные аспекты»

УДК 378.1 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-41-187-190

Науч. спец. 5.8.1

Марианна Давлетовна Напсо

Северо-Кавказская государственная академия, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, Черкесск, Россия e-mail: [email protected]

Тренды современного образования: некоторые актуальные аспекты

Аннотация. В современных условиях система образования испытывает на себе воздействие социальных трансформаций, вызванных в первую очередь расширением пространства цифровизации. Рассматриваются новые практики обучения, показывается их востребованность требованиями социально-экономического и культурного развития. Исследуются образовательные тренды, направленные на реализацию актуальных целей обучения, в том числе на развитие личностно ориентированного образования и формирование человеческого капитала.

Ключевые слова: образование, тренд, цифровизация, VR- и AR-обучение, сторителлинг, подкастинг, коучинг, гейми-фикация.

Marianna D. Napso

North-Caucasus State Academy, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Professor of the Department of the Humanities, Cherkessk, Russia e-mail: [email protected]

Trends in Modern Education: Some Current Aspects

Abstract. In modern conditions, the education system is experiencing the impact of social transformations caused primarily by the expansion of the digitalization space. New teaching practices are considered, their relevance to the requirements of socioeconomic and cultural development is shown. The article examines educational trends aimed at the realization of actual learning goals, including the development of personality-centered education and the formation of human capital.

Keywords: education, trend, digitalization, VR- and AR-training, storytelling, podcasting, coaching, gamification.

Введение (Introduction)

Сфера образования находится в современных условиях под воздействием множества факторов, которые, взятые в совокупности, определяют основные векторы ее развития. «Общество знаний» требует организации такой системы образования, которая отвечала бы вызовам и императивам исторического времени. Важнейшим трендом становится проблема формирования навыков и компетенций, которые необходимы для модернизации социума и его социальных систем разного уровня. Всё более востребованными на рынке труда становятся специалисты высокой профессиональной квалификации, уровень знаний которых позволяет решать вопросы, связанные с необходимостью внедрения инноваций креативного характера, создающих условия для формирования человеческого капитала — важнейшей составляющей национальной экономики. Выступая фактором экономического и социокультурного развития, образование содействует преодолению неравномерности в развитии, обеспечивает реализацию конкурентных преимуществ, в том числе на глобальных образовательных рынках. В «обществе знаний» образование имеет абсолютную ценность, и данное обстоятельство определяет доминирующие тренды в образовательной среде.

Методы (Methods)

Методологическую основу статьи составили диалектический, конкретно-исторический и системный подходы, благодаря которым стало возможным рассмотрение исследуемых вопросов в их единстве и целостности, раскрытие основных тенденций развития сферы образования и присущих этому процессу противоречий. Применение принципов объективности и конкретности позволило выявить специфику протекания образовательных процессов, проследить основные тенденции в функционировании образовательных учреждений, показать обусловленность и зависимость образовательных трендов от условий социально-экономического и цифрового развития. Использование системного подхода позволило отразить актуальное состояние образовательной среды в ее полноте и сложности.

Литературный обзор (Literature Review)

Проблематика статьи основывается на использовании научных материалов, с помощью которых раскрываются основные задачи исследования, цель которых состоит в анализе основных образовательных трендов. Обращается внимание на исследование вопросов, имеющих отношение

© Напсо М. Д., 2023

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 4 (41), с. 187-190. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 4 (41), pp. 187-190.

к внедрению новых форматов обучения, которые определяют не только облик современного образования, но и характер образовательных коммуникаций, трансформируют социальные статусы и роли, видоизменяют отношение к обучению как к условию социального процветания отдельного индивида и общества в целом. Современное образование становится фактором, обеспечивающим социальный и экономический прогресс. В центре исследовательского интереса ученых, в частности Ю. П. Башаримова, Н. В. Василенко, А. А. Додонова, О. Б. Пятковой, Д. Н. Сурова, Т. Б. Черепановой и др., широкий круг проблем, в том числе обусловленность образовательных трендов современными экономическими реалиями, которые предъявляют системе образования новые требования. В условиях цифровой экономики одним из трендов становится цифровизация образования, а значит, расширяется список востребованных «цифровых профессий», на что призвана реагировать сфера образования. Соответственно, изменяется и уровень требований к будущим специалистам, к качеству их навыков и компетенций, что представляется крайне важным в условиях усиления технологических трендов, а также усложнения форм социальных коммуникаций. Необходимость овладения новыми знаниями и умениями диктуется и расширением пространства междисциплинарности, которая возможна на основе применения практик непрерывного образования.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Новая экономическая реальность привела к глубоким трансформациям системы образования. Происходящие изменения связаны с развитием цифровых технологий, всё большим их проникновением во все сегменты социума, в том числе и в образовательную среду. Сформировавшийся технологический и информационный формат, сосуществование «реальной» и виртуальной реальности, трансформирующей характер социальных связей и отношений, серьезным образом отражаются на качестве жизни, которая, с одной стороны, становится более комфортной, а с другой — требует переосмысления происходящего в пространстве человеческой жизни. Цифровая реальность приобретает черты подлинной реальности, а использование виртуальных инструментов придает образованию специфические черты. Благодаря «цифре» и использованию технических новшеств образование становится доступным, появляются широкие возможности для получения образования представителями различных социальных слоев, групп, а также индивидов, независимо от их социального и имущественного положения. Доступность образования обеспечивает его всеобщность и универсальность, и, взятые в совокупности, они способствуют минимизированию рисков социального недовольства и социальной напряженности.

Цифровой тренд в образовании способствует тому, что оно становится персонализированным, что представляется крайне важным в условиях современного производства, которое нуждается в специалистах высокого уровня цифровой грамотности. Индивидуализированное обучение содержит в себе условия формирования креативных компетенций, с помощью которых реализуются программы

развития. Кроме того, технологические вызовы современности требуют постоянного обновления знаний, возрастают требования к качеству образования, к умению пользоваться 1Т-навыками. Эти и иные требования могут быть реализованы при условии прохождения разных форм переобучения, благодаря чему появляется возможность получения не только разнообразной информации, но и достоверного знания в первую очередь. Этому призваны способствовать проектные технологии обучения, в том числе цифровые, «технологии персонализации обучения; технологии интеграции научной и учебной деятельности студентов (кейс-технологии, коллаборативные технологии...); технологии челленд-жа и конструктивного соревнования.» [1]. Каждый индивид, по справедливому мнению Ж. Бодрийяра, «если он не хочет быть отодвинут на второй план, .дисквалифицирован, то должен принять необходимость "обновлять" свои познания, .свой "операциональный багаж".» [2, с. 163], тем более что знания имеют свойство быстро устаревать. Кроме того, индивид может самостоятельно управлять своим образованием, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и требованиями исторического и экономического времени, и в такой ситуации его знания и квалификация будут востребованными.

В качестве тренда цифровое образование создает совершенно новые способы освоения мира и соответствующие парадигмы мышления и действия, порождает различные формы и типы коммуникаций, и в этом смысле оно являет собой качественный скачок в технологическом, социально-экономическом и духовном развитии. Появляются такие практики самовыражения и самоидентификации, благодаря которым становятся возможными «.соприкосновения с идеями других культур. идентичность в настоящее время стала более многосторонней, чем прежде. Люди сейчас испытывают гораздо меньше неудобств при использовании и управлении своими множественными идентичностями» [3, с. 66]. Формируется и пространство ценностей, которые отличаются своей универсальностью благодаря их широкому распространению среди различных групп населения, в том числе через механизмы цифрового образования.

Одним из востребованных и актуальных трендов является дистанционное образование — адаптированный и гибкий механизм обучения, особенно в условиях недоступности традиционных педагогических практик. Несмотря на различное к нему отношение со стороны педагогического сообщества и общественного мнения, онлайн-образова-ние всё больше пробивает себе дорогу, и это имеет под собой объективные основания. Оно обладает несомненными достоинствами, о чём свидетельствует образовательная практика. Во-первых, дистанционное образование — комфортный способ получения знаний, как с точки зрения места и времени, так и выбора образовательной программы. Во-вторых, появляется возможность непрерывного обучения, а значит — обогащения и приращения знания. В-третьих, открывается возможность широкого использования различных источников информации, наглядных материалов, аудио- и видеотехники, компьютерных обучающих программ и т. д. Взятые в совокупности, они активизируют мыслительные возможности индивида, облегчают процесс восприятия

учебного материала, способствуют более глубокому синтезу знаний, получаемых из различных областей науки. Как считают специалисты, современные образовательные тренды, к которым относится онлайн-обучение, позволяют систематизировать «знаниевый» материал, применять его как в теории, так и на практике.

Использование технологий виртуальной реальности (УР) является одним из трендов образования, поскольку они расширяют возможности лучше и глубже понимать процессы, происходящие в окружающем мире. УР-техноло-гии относятся к числу иммерсивных, достоинство которых заключается в том, что их применение в образовательном процессе позволяет наглядно отражать те явления, которые сложно либо невозможно наблюдать в реальном мире. Пока этот тренд только зарождается, его используют не везде, однако он всё больше проникает в образовательную сферу, и данное обстоятельство ставит перед ^-специалистами и педагогическим сообществом задачу создания необходимых для учебного процесса УК-образовательных программ. VR- и АР-обучение (дополненная реальность), вместе взятые, способствуют углублению процесса познания, повышают степень заинтересованности обучающихся, стимулируют их мотивационную и познавательную активность, создают условия для развития креативных устремлений. Практически в любом образовательном учреждении широко используются интерактивные доски и панели, а наличие УР-очков позволяет демонстрировать те или иные явления. Применяется и программное обеспечение, которое зачастую «строится» на применении игровых методов получения необходимой информации. Всё больше применяется в педагогической практике и геймификация, благодаря которой учитываются интересы и образовательные потребности индивида. Кроме того, она развивает адаптивное обучение, которое, в свою очередь, позволяет соединить в единое целое теоретические знания и практические навыки, применять их в реальной жизни.

В условиях растущего объема информации возникает проблема ее адекватного освоения, выработки методов, которые позволяют перерабатывать ее в соответствии с современными требованиями — как практик обучения, так и индивидуальных образовательных траекторий. Растут не только объемы информации, увеличивается потребность в новых знаниях, которые требуют применения новых методических и дидактических способов повышения результативности обучения. К ним могут быть отнесены сторител-линг, методика, которая подразумевает использование историй в качестве инструмента достижения образовательных целей. Суть данного метода состоит в том, что обучающиеся «...вовлекаются в процесс создания истории, следуя заданиям и рекомендациям учителя, моделируют различные ситуации, ищут пути выхода, анализируют.приме-нение сторителлинга... в сочетании с мультимедийными средствами» [4, с. 42]. Это и подкастинг — способ, который основывается на использовании аудио- или видеозаписей, соответствующих образовательной программе и размещенных на платформе подкастов, которые можно скачивать или слушать онлайн. Данные методики способствуют развитию интерактивных форм образования, расширяют возможности

применения дифференцированного подхода в обучении, особенно в ситуации необходимости учета индивидуальных особенностей обучающихся, помогают лучше осваивать медиаконтекст, эффективно организовывать информационное пространство и т. д. Эти технологии становятся всё более востребованными в учебном процессе, хотя применимы не всегда, поскольку использование того или иного формата зависит от конкретных образовательных целей.

Одним из современных трендов в обучении становится коучинг. Применительно к образованию речь идет о способе оптимизации взаимоотношений между педагогом и обучающимися, благодаря которому образовательная деятельность и учебный процесс способствуют формированию мотивацион-ных стимулов, играющих важную роль в развитии личностно ориентированного обучения. Коучинг относится к эффективным практикам развивающего взаимодействия и инструментам социально-психологического управления индивидами, в ходе которого происходит процесс формирования необходимых для личностного развития ценностей и ориентиров. По мнению специалистов, эффективность коучинговой модели в образовательном процессе состоит в том, что она «.связана с центральными аспектами дидактической теории когнитивизма. .В центре внимания проблемный анализ, системный подход, диалогическое обучение, помощь, наблюдение, обратная связь, профессиональная поддержка, консультирование и критическое мышление» [5, с. 61]. Кроме того, коучинг содержит в себе гуманистические черты, которые проявляются в установлении между участниками образовательного общения отношений доверия, солидарности, ответственности, и чем выше уровень взаимодействия, тем эффективнее обратная связь между коучем (наставником) и обучающимся. Коучинг относится к числу инновационных педагогических практик, направленных на формирование творчески активной личности; это метод, основанный на мобилизации внутренних возможностей индивида и направленный на освоение компетенций, обучающих тому, как жить и учиться креативно. В современных условиях, когда одним из приоритетов является личностно ориентированное обучение, коучинг становится важнейшим средством решения этой задачи. Роль педагога сегодня сводится к тому, что он «.не приказывает, не руководит, не инструктирует, не дает советы, одним словом, не оказывает давление, воздействие. Он слушает, чтобы понять; обдумывает, .задает вопросы, пробуждающие осознанность; вносит предложения, осуществляет обратную связь» [6, с. 21]. Роль педагога в современном образовании меняется: одних традиционных методик становится недостаточно, в связи с чем появляются гибридные формы обучения, смысл которых состоит в рациональном сочетании аудиторных занятий и онлайн-обучения. Данное обстоятельство требует изменения в практике «построения» занятий, нахождения новых способов подачи учебного материала.

Одним из следствий современных трендов в образовании является то, что они ориентированы на диалектическое единство теоретических, фундаментальных и практических, прикладных знаний. В контексте непрерывного обучения значимость данного тренда состоит в требовании постоянного обновления всех типов знаний, что важно в условиях

модернизации экономики, вызванной растущей цифровиза-цией. Из этого проистекает необходимость переформатирования деятельности образовательных учреждений, в том числе и высшей школы, которая должна быть нацелена на процесс освоения новых методологических идей и подходов. Это позволит прогнозировать возможные тенденции в образовании, разрабатывать более перспективные педагогические технологии, которые учитывали бы формирующиеся тенденции, связанные с появлением новых акторов, каналов получения информации и знаний, новых форм социальных объединений и коммуникаций. Это важно и с точки зрения подготовки будущих специалистов, от уровня профессиональной компетенции которых зависит социальное и экономическое благополучие страны.

Нельзя не сказать о том, что одним из трендов становится совершенствование национальной системы образования, ориентированной на создание условий, способствующих ее успешному вхождению в глобальное образовательное пространство в качестве равноправного участника мировых процессов. Инновационное развитие системы образования,

вкупе с цифровизацией, — один из факторов, который обеспечивает появление новых тенденций системообразующего характера, что представляется важным в условиях конкурентной борьбы, приобретающей новые виды и формы.

Заключение (Conclusion)

Таким образом, образовательные тренды являются отражением происходящих социальных трансформаций, которые делают систему образования более гибкой, качественной и адаптивной. Востребованность такого образования очевидна, поскольку оно создает условия для формирования креативно мыслящей личности, обладающей соответствующими времени компетенциями, а также навыками практической деятельности, что представляется крайне важным с точки зрения профессионального роста. Тренды изменяют образовательное пространство, систему методических и дидактических способов обучения, формы коммуникаций. Социальный институт образования становится более мобильным, адекватно реагирующим на современные вызовы и риски.

Библиографический список

1. Андрюхина Л. М. Педагогические условия и технологии развития креативного потенциала студентов в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. DOI: 10.17513^рпо.31253

2. Бодрийяр Ж. Общество потребления / пер. с фр. М. : АСТ, 2020. 384 с.

3. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М. : Эксмо, 2016. 138 с.

4. Пяткова О. Б. Метод сторителлинга в обучении // Школьные технологии. 2018. № 6. С. 41-45.

5. Даммерер Й., Циглер В., Бартонек С. Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей (пер. с нем. Л. Н. Даниловой) // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1 (1016). С. 56-69.

6. Костяева Н. А., Кузнецова Е. В. Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагогов // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2015. № 9 (45), сент. С. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.