Научная статья на тему 'Влияние цифровизации на образовательные процессы'

Влияние цифровизации на образовательные процессы Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
221
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / цифровая экономика / цифровизация образования / виртуальная реальность / онлайн-образование / цифровая грамотность / цифровые компетенции / digital transformation / digital economy / digital education / virtual reality / online-education / digital literacy / digital competences

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Напсо М.Д.

В статье исследуются изменения, происходящие в системе образования под воздействием цифровых трендов. Раскрываются плюсы диджитализации для сферы образования, показывается актуальность применения соответствующих ей методик обучения. Выявляется значение цифровых технологий в формировании инновационного знания, соответствующего технологическим требованиям. Прослеживается трансформирующее воздействие цифровизации на характер протекания процессов в образовательной среде, на формы сотрудничеств и кооперации, на взаимодействия субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital influence on educational processes

In article the changes occurring in an education system under the influence of digital trends are investigated. Pluses of digitalization for an education sphere reveal, the urgency of application of techniques of training corresponding to it is shown. Value of digital technologies in formation of the innovative knowledge corresponding to technology requirements comes to light. Transforming influence digitalization on character of course of processes in the educational environment, on forms of cooperation and cooperation, on interactions of subjects of educational process.

Текст научной работы на тему «Влияние цифровизации на образовательные процессы»

Напсо М.Д.

Доктор социологических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказская государственная академия.

Влияние цифровизации на образовательные процессы*

Современный мир характеризуется проникновением цифровых технологий во все сегменты социума, в различные социальные среды. Проникли они и в сферу образования - возникли проблемы, связанные с трансформацией образовательного процесса, необходимостью переосмысления применяемых практик и методик обучения, соответствующих требованиям диджитализации. Происходит постепенный переход к дистанционному образованию, объемы которого растут, и этот процесс наблюдается практически во всем мире. Основные тренды онлайн-образования связаны в первую очередь с использованием компьютерных технологий, с помощью которых возможна реализация не только учебных курсов, но и индивидуальных программ обучения. Данное обстоятельство ставит образовательные учреждения перед необходимостью развития соответствующей технической базы, что требует значительных финансовых вложений, с помощью которых становится возможным решение многих вопросов, в том числе и преодоления существующего цифрового образовательного неравенства, которое объективно ведет к социально-экономическому неравенству. Эффективность образовательных проектов в значительной степени зависит от содержащегося в них креативного потенциала, от используемых нестандартных решений, которые, с одной стороны, обеспечивают «образовательную» новизну, а с другой - представляют интерес для участников образовательного процесса.

Процессы цифровизации коснулись всех аспектов человеческой жизни, трансформировали характер функционирования всех социальных систем и структур - как глобальных, так и локальных. Можно сказать, что циф-ровизация является глубинным трендом, доминантой современного развития, с помощью которой решаются самые сложные и трудноразрешимые вопросы социально-экономического, политического и культурного развития. Она выводит производство на совершенно иной уровень развития, который существенно отличается от предыдущих эпох. Как утверждают

*

© Напсо М.Д., 2023.

специалисты, влияние 1Т-технологий поистине революционное, поскольку они привели к качественному преобразованию мира. Цифровизация затрагивает и область политических отношений, благодаря чему увеличиваются возможности непосредственного участия большого числа людей в принятии необходимых и важных демократических решений, обеспечивающих их права и свободы. (Но стоит заметить, что одновременно с этим возрастают риски: с помощью цифровых инструментов осуществляется процесс манипулирования общественным мнением, обеспечивается тотальный контроль над людьми, и это плодит новые угрозы).

Не остался в стороне от этих процессов и сам человек: цифровизация расширяет возможности его мыслительной деятельности, создает условия для развития креативного и нестандартного мышления. Одним из свойств «цифры» является то, что она становится одним из инструментов адаптации индивида к быстро меняющимся условиям жизни: интенсифицируются процессы общения и взаимодействия, усиливаются взаимозависимость и открытость. Но позиция индивида в технологических процессах достаточно противоречива, поскольку он находится в пространстве реального и виртуального миров, что, несомненно, влияет не только на его мировоззрение: изменяются восприятие индивидом самого себя, его «социальный и экзистенциальный статус..., идентификационные процессы, которые определяются конвергенцией реальных и виртуальных коммуникативных практик... Сама коммуникация. определяется технологическим объектом, который превращается в онтологический объект.Воздействие информационно-коммуникативных технологий порождает новые противоречия и ограничения» [1, с. 75].

Цифровые технологии являются объективной реальностью, с которой нельзя не считаться, тем более что их применение имеет позитивное значение. В первую очередь, они стимулируют экономическую активность, развитие производительных сил, что крайне важно в условиях становления глобальной централизованной экономики, которая во многом опирается на цифровые достижения. Широко используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), роботизированные инструменты, искусственный интеллект, микроэлектроника, и это, безусловно, придает современным экономическим процессам совершенно иное качество, отличное от экономики прошлых времен. Цифровая экономика может быть определена как «деятельность по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг., технологии сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде» [2, с. 13]. Как показывает практика, применение цифровых технологий в экономической деятельности и в социальной сфере способствует изменению характера отношений между

участниками социально-экономических процессов, создает условия для углубления сотрудничества, координации усилий в достижении конкретных целей развития. В таких условиях формируется соответствующая времени экономическая парадигма, которая трансформирует область экономических отношений и деятельность экономических агентов разного уровня. Цифровая трансформация, в частности в промышленности, требует соответствующего «цифрового» специалиста, инженера, рабочего, формирования таких компетенций, как создание цифровых двойников и физико-математических моделей, автоматизированное проектирование и дизайн продукции..., инжиниринг машиностроительной продукции и цифрового производства.» [3, с. 10]. Это - с одной стороны, а с другой - преобразуются образ жизни, мироощущения, социальные установки и ценностные ориентиры.

Процессы цифровизации приводят к качественной перестройке и системы образования. Появляются т. н. гибридные формы благодаря соединению в единое целое реального и виртуального миров, что приводит к изменениям общественного и индивидуального сознания, нацеленного на овладение электронными инструментами и моделями. Последние основываются на использовании знаний из различных областей науки, и это позволяет придать процессу обучения целостный и междисциплинарный характер. Итогом такого единства становится, кроме того, возможность овладения не только дополнительными, но и более результативными способами получения современных знаний и компетенций, а также практических умений. Все более востребованным становится образование, основу которого составляют IT-ресурсы, поскольку такое образование «участвует» в первую очередь в создании человеческого капитала: самыми эффективными, как известно, являются вложения в человека, в развитие его интеллектуальных способностей. Выгоды от использования цифровых инструментов в системе образования безусловны, что подтверждается все большим их внедрением в образовательный процесс. Появляются новые образовательные продукты и услуги, которые трансформируют не только сферу образования, но и культуру образовательной деятельности.

В условиях динамично меняющейся социальной реальности формирование цифровой среды является условием развития образовательных учреждений. Внедрение и использование современных технологий способствуют росту инновационных знаний, без которых успешное овладение компетенциями XXI века, основу которых составляют, с одной стороны, «креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация» [4, с. 353], а с другой - виртуальная реальность, блокчейн, компьютерное программирование, облачные технологии и т. д., не представляется воз-

можным. Решение множественных задач, связанных с растущей цифро-визацией, зависит в первую очередь от уровня цифровой грамотности, от степени погружения в цифровое образовательное пространство.

Важную роль в этих процессах играет, как показали реалии последних лет, связанные с пандемией коронавируса, онлайн-обучение, которое реализуется с применением цифровых инструментов. Несмотря на то, что дистанционное образование вначале было воспринято достаточно скептически, более того - отрицательно, оно оказалось впоследствии востребованной формой обучения, обладающей несомненными преимуществами (как и недостатками). Во-первых, наличие в нем синхронного и асинхронного типов обучения позволяет продуктивно совмещать реальное обучение и виртуальное. Во-вторых, дистант особенно продуктивен при заочной форме обучения, поскольку применение цифровых инструментов в данном случае позволяет осваивать необходимый учебный материал самостоятельно и эффективно. В-третьих, -и на это указывают многие - обучение осуществляется постоянно и в течение длительного времени. Современные ритмы жизни требуют постоянной переквалификации, и в таких условиях дистанционное образование является одним из лучших инструментов получения знания. Но характерные для него определенные недостатки, касающиеся характера взаимодействий между педагогом и обучающимся, специфики их общения, возможностей осуществления непосредственного контроля и т. д., могут быть преодолены на основе применения разных, но взаимосвязанных форм обучения, - классической и цифровой.

Использование цифровых ресурсов в образовании не отменяет, как показывает педагогическая практика, традиционных методов. Их несомненное достоинство заключается в том, что они позволяют преодолеть негативные последствия, вызываемые чрезмерной увлеченностью электронными ресурсами. Отношение к традиционному обучению в сообществе педагогов самое разное - от оптимистического до пессимистического. По мнению одних, акцентирование внимания на использовании исключительно устоявшихся практик в обучении не всегда соответствует требованиям времени, поскольку они уже устарели и не несут в себе позитивной нагрузки. Для других, традиционная форма обучения должна быть дополнена современными методами обучения, и в первую очередь -цифровыми. Выгоды от их использования состоят в том, что обучающийся получает возможность управлять своим образовательным процессом, который приобретает также персонализированные черты, «продуктивно взаимодействовать с другими личностями в условиях тотальной киберсо-циализации всего общества.» [5]. Кроме того, обучение становится непрерывным, в течение всей жизни, «т. н. «Ие-1оп§-1еагшп§..., а также его

индивидуализации на основе а^апсе^1еагшп§1есЬпо1о§1е8 — технологий продвинутого обучения» [6, с. 109]. Принцип непрерывности образования важен, в особенности с учетом тех требований, которые предъявляются к уровню и качеству современных знаний.

Цифровизация создает пространство информации, которой могут воспользоваться все, тем более что общество демонстрирует повышенный спрос на них. Что касается образования, то цифровые ресурсы, в частности персональные смартфоны, эффективно используются в учебном процессе, способствуют повышению образовательной мотивации. Одновременно возрастают требования к уровню владения ими со стороны всех участников образовательного процесса. Повышаются требования и к будущим специалистам, для которых владение цифровыми инструментами более чем актуально, поскольку современная экономика в целом базируется на использовании 1Т-технологий, а некоторые отрасли являются абсолютно цифровыми. Для этого образование должно опираться на современные методы и средства обучения, совмещать классические и виртуальные модели, быть нацеленным на формирование таких компетенций, которые позволят интегрироваться в пространство цифрового мира с минимальными потерями, как для себя, так и для социума.

Внедрение цифровых технологий в сферу образования требует выработки соответствующей образовательной парадигмы, способной учитывать изменения, вызываемые растущей диджитализацией и ее последствиями. Кроме того, появление новых форм обучения требует не только пересмотра образовательных модулей, необходимы изменения в мышлении обучающихся, но прежде всего - преподавателей. Не последнюю роль играют уровень 1Т-компетенций, умения применять навыки цифрового общения и взаимодействия. Все это требует определенного уровня цифровой грамотности (или компетентности), которая предполагает умение пользоваться цифровыми компетенциями. Владение цифровой грамотностью в системе образования более чем важно и актуально, благодаря ей расширяются возможности развития креативного мышления и принятия нестандартных решений, которые влияют на образовательные процессы, испытывающие на себе воздействие инновационных трендов. Это - во-первых. Во-вторых, с помощью 1Т-инструментов в образовании широко используются различные формы подачи учебного материала - аудиовизуальные, графические, текстовые и т. д. В-третьих, создаются условия для развития т. н. сетевого общения, формирования навыков цифрового взаимодействия, обмена опытом и знаниями.

Важную роль играют основы «медиаграмотности (критическое мышление, знание семио-систем, умение работать с ними» [7, с. 91]. Исследователи отмечают повышение уровня и качества цифровых компетенций у

педагогов и у обучающихся. Данное обстоятельство связано, во-первых, с высокими темпами инновационного развития образования. Во-вторых, с повышением технологических требований: развивающаяся цифровая экономика нуждается в квалифицированных IT-специалистах, поэтому базовые цифровые компетенции должны быть освоены в образовательных учреждениях. В-третьих, с повышением степени ответственности, обусловленной «пониманием, организацией фиксации (текстовых, изобразительных, аудио и видео), архивированием цифровой информации, а также создание материалов с использованием цифровых ресурсов и ее критическим анализом»[8, с. 46]. Все это является свидетельством необходимости глубокой трансформации всего образовательного процесса и контента, переосмысления учебных программ и дидактических методик, разработки новых образовательных модулей, которые, взятые в совокупности, позволят сформировать цифровые навыки и применять их на практике. Процесс овладения цифровыми компетенциями невозможен без соответствующей цифровой грамотности педагогов, их готовности к онлайн-образованию. Цифровая грамотность является базовой, поскольку она, вкупе с другими факторами, позволяет обеспечить инновационное развитие образования.

В условиях становления и развития индустрии 4.0 применение IT-технологий в системе образования способствует ее качественной трансформации, что является в первую очередь следствием цифровизации экономики. Формирование цифровых компетенций у педагогов и обучающихся, а также у специалистов является условием становления цифровой культуры, без которой инновационное развитие общества и его социальных систем невозможно. Для этого образование должно отвечать критериям цифровизации, максимально эффективно внедрять электронные ресурсы в учебный процесс, рационально использовать цифровые и традиционные методы обучения. Важным является развитие цифровой культуры и цифровой грамотности, формирование соответствующих навыков и умений, без которых успешное вхождение в XXI век не представляется возможным.

Библиографический список:

[1] Мамедова Н.М. Человек в эпоху цифровизации: на грани реального и виртуального // Век глобализа-

ции. 2021. № 3. С. 74-85. // URL: https://www.socionauki.ru/upload/socionauki.ru/journal/vg/2021_3/06_ Mamedova.pdf (Дата обращения: 07.09.2022).

[2] Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение. М.: Изд. дом Высшей школы эко-

номики 2019. 82 с. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38227127 (Дата обращения: 07.09.2022).

[3] Денисенко А.Ф., Гришин Р.Г., Гаспарова Л.Б., Горяинов Д.С. Актуализация образовательной программы

с целью формирования у обучающихся цифровых компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022. № 1 (48). С. 7-13. // URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_48217914_23543069.pdf (Дата обращения: 08.09.2022).

[4] Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, куль-

туры, образования. 2019. № 5 (7). С. 353-355. // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41286677 (Дата обращения: 10. 09. 2022).

[5] Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публи-

цистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). // URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_ AA_1_2019 (Дата обращения: 12.09.2022).

[6] Никулина Т.В., Стариченко Б.Е. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии,

управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113. // URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_35534378_52332742.pdf (Дата обращения: 12.09.2022).

[7] Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований соци-

альной практики. 2016. Том 14. № 1. С. 87-98. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (Дата обращения: 13.09.2022).

[8] Носкова Н.В., Петрова Л.А. Цифровая компетентность современного педагога: от теории к инновацион-

ной практике // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 45-49. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (Дата обращения: 13.09.2022).

Reference

[1] Mamedova N.M. Man in the era of digitalization: on the verge of real and virtual // Age of globalization. 2021.

№ 3. P. 74-85. // URL: https://www.socionauki.ru/upload/socionauki.ru/journal/vg/2021_3/06_Mamedova. pdf (07.09.2022).

[2] What is the digital economy? Trends, competencies, measurement. M.: Ed. house of the Higher School of

Economics 2019. 82 p. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38227127 (09.07.2022).

[3] Denisenko A.F., Grishin R.G., Gasparova L.B., Goryainov D.S. Actualization of the educational program in

order to form students' digital competencies // Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, psychology. 2022. № 1 (48). P. 7-13. // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48217914_23543069. pdf (09.08.2022).

[4] Petrova N.P., Bondareva G.A. Digitalization and digital technologies in education // World of science, culture,

education. 2019. № 5 (7). P. 353-355. // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41286677 (10.09.2022).

[5] Verbitsky A.A. Digital learning: problems, risks and prospects // Electronic scientific journal "Homo Cyberus".

2019. № 1.

[6] Nikulina T.V., Starichenko B.E. Informatization and digitalization of education: concepts, technologies,

management // Pedagogical education in Russia. 2018. № 8. P. 107-113. // URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_35534378_52332742.pdf (09.12.2022).

[7] Sharikov A.V. On the four-component model of digital literacy // Journal of Social Practice Research. 2016.

Volume 14. № 1. P. 87-98. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (09.13.2022).

[8] Noskova N.V., Petrova L.A. Digital competence of a modern teacher: from theory to innovative practice //

Problems of modern pedagogical education. 2020. № 68-4. P. 45-49. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (09.13.2022).

Напсо М.Д.

Доктор социологических наук, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказская государственная академия.

Влияние цифровизации на образовательные процессы Аннотация. В статье исследуются изменения, происходящие в системе образования под воздействием цифровых трендов. Раскрываются плюсы диджитализации для сферы образования, показывается актуальность применения соответствующих ей методик обучения. Выявляется значение цифровых технологий в формировании инновационного знания, соответствующего технологическим требованиям. Прослеживается трансформирующее воздействие цифровизации на характер протекания процессов в образовательной среде, на формы сотрудничеств и кооперации, на взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровизация образования, виртуальная реальность, онлайн-образова-ние, цифровая грамотность, цифровые компетенции.

Napso M.D.

Doctor of Sociological Sciences, Professor of department of philosophy and humanities sciences, North-Caucasus state academy.

Digital influence on educational processes Abstract. In article the changes occurring in an education system under the influence of digital trends are investigated. Pluses of digitalization for an education sphere reveal, the urgency of application of techniques of training corresponding to it is shown. Value of digital technologies in formation of the innovative knowledge corresponding to technology requirements comes to light. Transforming influence digitalization on character of course of processes in the educational environment, on forms of cooperation and cooperation, on interactions of subjects of educational process.

Key words: digital transformation, digital economy, digital education, virtual reality, online-education, digital literacy, digital competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.