Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтуненко Ксения

В статье рассмотрены современные проблемы развития кадрового потенциала высших учебных заведений, которые в первую очередь обусловлены мегаинформатизацией общества, глобализационными процессами во всех сферах экономической деятельности. Отмечено, что конкурентоспособное, осознанное, инновационное отношение преподавателя, как источника профессиональных знаний и конечного исполнителя образовательных услуг, к учебному процессу является ключом к решению проблемы качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковтуненко Ксения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the high school personnel potential

The article considers the current problems of the human resource potential of higher educational institutions development, related primarily to the mega-informatization of society and globalization processes in all spheres of economic activity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

РАЗВИТИЕ

КАДРОВОГО

ПОТЕНЦИАЛА

ВЫСШЕЙ

ШКОЛЫ

Ксения Ковтуненко,

заведующая кафедрой менеджмента внешнеэкономической и инновационной деятельности Одесского национального политехнического университета, доктор экономических наук, доцент

Аннотация. В статье рассмотрены современные проблемы развития кадрового потенциала высших учебных заведений, которые в первую очередь обусловлены мегаинформатизацией общества, глобализационными процессами во всех сферах экономической деятельности. Отмечено, что конкурентоспособное, осознанное, инновационное отношение преподавателя, как источника профессиональных знаний и конечного исполнителя образовательных услуг, к учебному процессу является ключом к решению проблемы качества образования. Ключевые слова: кадры, потенциал, развитие, проблемы, высшее учебное заведение.

Глобализационные процессы, которые наряду со всеми сферами человеческой деятельности охватили и сферу образования, требуют создания адаптивного механизма управления развитием кадрового потенциала высшей школы. Ответ на современные вызовы невозможен без качественного изменения профессорско-преподавательского состава вузов [1].

Наличие высококвалифицированного персонала имеет решающее значение для всех отраслей экономики. Особенно это актуально для сферы образования, так как именно она готовит специалистов по всем направлениям. Для того чтобы передать учащимся какие-либо навыки, ими должен владеть в первую очередь сам преподаватель [9]. Кадровый потенциал высших учебных заведений можно рассматривать как совокупность количественных и качественных характеристик, среди которых выделяются основные: численный и возрастной состав, квалификация и компетенции, интеллектуальные способности, социальное положение, жизненные и моральные ценности, сфера деятельности и т.д.

Для выявления существующих проблем развития кадров высшей школы и способов их устранения необходимо использовать комплекс современных критериев качественной оценки профессионализма преподавателей. Этот процесс достаточно трудоемкий и отличается от оценки кадров в других организациях спецификой функционирования учебного заведения, которая обусловлена строгим регулированием деятельности высших учебных заведений государством, необходимостью наличия лицензии и прохождением регулярных аккредитаций [2].

В научной литературе предпринимались попытки разработки методик оценки кадрового потенциала вузов. Одни авторы акцентируют внимание на качественных характеристиках педагогического персонала, другие - на количественном выражении его величины (к примеру, многомерную - в три этапа - статистическую оценку кадрового потенциала: по времени (с учетом его изменений за определенный период), в сравнении с другими учебными заведениями, в динамике) [5].

Относительно качественных характеристик следует отметить две основные проблемы: недостаточный уровень владения иностранными языками и информационно-коммуникационными технологиями [4]. Эти две компетенции особенно необходимы в контексте глобализации, активизировавшей процесс сотрудничества между высшими учебными

заведениями разных стран, которое включает в себя обмен учащимися и преподавателями, возможность зарубежных стажировок для педагогов. Однако на практике лишь небольшой процент персонала владеет иностранным языком профессиональной направленности. Данная проблема, с одной стороны, обусловлена отсутствием специальной языковой подготовки на уровне средней школы, с другой - ограничением финансовых возможностей для посещения частных курсов [3].

Значительная часть преподавателей слабо освоила информационные технологии и средства глобальной Сети (хотя в последние годы количество не умеющих пользоваться Интернетом и прочими технологиями существенно уменьшилось). Сегодня в Украине все высшие учебные заведения полностью переходят на электронный режим обучения, начиная от методического обеспечения по каждому предмету в онлайн-доступе и заканчивая лекциями в удаленном режиме для студентов, которые по тем или иным причинам не могут присутствовать на занятиях [10-14]. Преподаватель обязан уметь и иметь возможность обеспечить дистанционные образовательные продукты для всех желающих.

Кадровый состав высшего учебного заведения определяет направление его дальнейшего развития, так как именно персонал превращает имеющиеся ресурсы в конечный продукт. Например, от того, насколько свободно преподаватели работают с компьютерной техникой, зависит внедрение инноваций в методику проведения лекционных занятий, например с использованием мультимедийного оборудования. В случае же, если у педагогов отсутствуют необходимые навыки, вводить такого рода инновации не имеет смысла. В свою очередь это приведет к устареванию методики обучения, что недопустимо в современном мире. Студенты, как будущие специалисты, должны в первую очередь уметь быстро реагировать на любые перемены и приобретать эти компетенции уже во время учебы. Кроме того, неактуальная база знаний может не пригодиться на их рабочем месте, и без дополнительного обучения они не смогут конкурировать на рынке труда с другими, более продвинутыми претендентами. Это ударит по престижу учебного заведения, которое не способно готовить квалифицированные кадры [11-14].

Повышение качества кадрового потенциала вуза может способствовать увеличению притока в страну зарубежных грантов. При наличии в университетах высококлассных специалистов иностранные

инвесторы будут заинтересованы вкладывать свой капитал в научные разработки. Эти же свойства обеспечивают учреждению возможность конкурировать с другими учебными заведениями. Сегодня наметилась тенденция выбора университета по качеству получаемого образования вне зависимости от его местонахождения. И именно уровень профес-сорско-педагогического состава, его высокий профессиональный и научный авторитет часто являются решающими факторами при принятии решения абитуриентом относительно поступления.

Основная задача, стоящая перед педагогами высшей школы, заключается в своевременной передаче качественной специализированной информации и ее фиксации в долговременной памяти с последующим преобразованием в знания. Эта, казалось бы, простая и естественная для преподавателя проблема становится серьезной по причине глобальной информатизации общества: с одной стороны, из-за неспособности или нежелания преподавателей осваивать новые информационные технологии и современные методики обучения, с другой - по причине касательного восприятия учебного материала студентами. Большинство из них относится к полученной информации, в том числе образовательной, поверхностно, не погружаясь в детали. Одна из причин такого поведения молодежи - свободный доступ ко Всемирной сети, наличие поисковых систем (зачем что-то запоминать, если это можно найти в Интернете всегда и везде). Поэтому перед педагогом стоит сложная задача - завоевать внимание студента, способствовать переформатированию учебной информации в знания с фиксацией их в долговременной памяти. Для этого преподавателю необходимо осваивать современные инновационные образовательные инструменты, применение которых требует креативного подхода.

На наш взгляд, качественной характеристикой преподавателя должна стать инновационность, способность креативно излагать информацию для лучшего усвоения студентами учебного материала.

В настоящее время в украинском образовательном пространстве активно осваиваются западные методики обучения, в частности коучинг, менторство, дистанционное обучение, обучение действием, метафорическая игра, сторителлинг, методы Shadowing, Secondment, технология фасилитации.

Следует различать понятия «коучинг» и «менторство», хотя они дополняют друг друга. Коучинг представляет собой систему, которая обеспечивает

реализацию совместного социального, личностного и творческого потенциала участников проекта с целью поиска решений определенной проблемы для получения максимально возможного положительного результата. На это студентов побуждает и направляет коуч (преподаватель). Он выступает экспертом, помогая другим в раскрытии их собственных возможностей. Коучинг предполагает не столько передачу знаний и выработку навыков, сколько активизацию самообучения и саморазвития. Это происходит в результате непрерывной обратной связи в процессе совместного анализа ситуаций и проблем.

Менторство сочетает в себе признаки коучинга, преподавательскую деятельность, консультирование и даже психологическую помощь. Оно включает в себя основательную теоретическую базу, практические примеры, выполнение учеником заданий и их оценку.

Суть дистанционного обучения в том, что взаимодействие между преподавателем и его студентом происходит на любом расстоянии и в любом месте. Интерактивные методики позволяют вовлекать в этот процесс большие аудитории, предполагают активное участие в нем обучающихся за счет применения современных технических возможностей и информационных технологий. Благодаря сети Интернет стали доступны дистанционное обучение, онлайн-конференции и вебинары, видеоуроки.

В основе метода «обучение действием» лежит производственная или преддипломная практика студентов на предприятии, где каждый из них решает реальную задачу, а не отрабатывает смоделированные ситуации и упражнения. Такой процесс обучения обеспечивает продумывание конкретных действий, исследование собственного опыта решения проблем, обмен мнениями и постановку вопросов. Единственно правильной программы обучения действием не существует. Она создается под определенные требования исходя из целей и особенностей предприятия. Метод эффективен при решении практических проблем (сложных задач, имеющих неопределенность в условиях и действиях), расширяет имеющиеся знания и подталкивает к познанию новых. В случае отсутствия адекватной обратной связи ожидаемый эффект нивелируется.

Обыгрывание ситуации с помощью метода «метафорическая игра» опирается на метафору, легенду или сказку, раскрывающих проблему в практической плоскости. Главная задача - поиск нового способа

решения ситуации, изменение старых стереотипов, проявление творческих способностей студентов.

Достаточно эффективна педагогическая техника сторителлинг, которая базируется на составлении историй, предназначенных для реализации ключевых основ обучения - лучшего запоминания и познания лекционного материала. Сторителлинг выполняет наставническую, воспитательную, мотивирующую, образовательную, развивающую функции и имеет два вида: активный и классический. Последний служит для трансляции явного знания, которое раскрывается вербально или в виде рассказа. Преподаватель передает студентам конкретную учебную информацию (правила, теории, экспериментальные законы и др.), представленную яркой историей, которая запоминается лучше. Активный сторителлинг предусматривает дополнение сюжета определением его целей и задач. Такая форма обучения позволяет студентам создавать собственные истории, моделировать различные ситуации и находить решения, анализировать их самостоятельно или с преподавателем. В данном случае передаются не только явные, но и неявные знания, которые особым образом выражаются в практической деятельности и способствуют получению умений и навыков.

В современных условиях педагогический сторителлинг реализуется с использованием мультимедийных технологий, в том числе с визуальным сопровождением (видеоскрайбингом, майнд-МЭП, инфографикой), и предполагает выбор формата обучения - как очного, так и дистанционного.

Еще одним эффективным методом обучения является Secondment, или командировка. Студента направляют в другое высшее учебное заведение в пределах страны на краткосрочный период согласно договоренности между профильными кафедрами. Принимающей вуз (кафедра) обеспечивает постановку задачи в рамках специальности своим студентам, которые совместно с преподавателями готовят задание для «командированного» из другого вуза студента. Это способствует развитию дополнительных навыков и приобретению новых знаний.

Shadowing - метод, предполагающий отбор для предприятий креативных и талантливых выпускников. Им предлагается провести один или несколько рабочих дней рядом со специалистом в режиме его «тени». Это простой, недорогой и эффективный способ, позволяющий, с одной стороны, познакомить студента с профессией в реальных условиях,

с другой - получить от него нестандартные решения существующих проблем.

Для эффективных групповых обсуждений и принятия решений применяются технологии фасили-тации. Наиболее распространенные из них - технологии открытого пространства, поиск будущего, динамическая фасилитация, мировое кафе. Фа-силитация - это разработка, а также управление структурой и процессами, помогающие группе эффективно выполнять свою работу, минимизируя общие проблемы, с которыми сталкиваются люди, действуя вместе. Результатом является повышение качества решений; усиление ответственности за них; значительное сокращение времени их выполнения; улучшение групповых отношений; усиление личной удовлетворенности членов группы; восприятие организационного обучения. Фасилитация нужна в условиях, когда участники обучения стремятся достичь общей цели в команде.

Самыми известными методами активного обучения являются:

■ тренинги - представление типичных деловых ситуаций в игровой форме с последующим анализом и закреплением эффективных стратегий поведения, развивающих коммерческие и управленческие навыки;

■ программируемое и компьютерное обучение, где информация представлена блоками на бумажном носителе или на мониторе;

■ деловые и ролевые игры, позволяющие моделировать различные стороны профессиональной деятельности;

■ анализ практических ситуаций, предусматривающий детализацию обстоятельств, интересующих работника, обучающегося с целью повышения своей компетентности;

■ баскет-метод, основанный на моделировании условий, которые часто возникают в практике специалиста.

Уникальность тренинговых технологий заключается в том, что они могут комплексно содержать различные методы обучения и использоваться для разных специальностей и дисциплин, создавая мост между преподавателем и студентом и объединяя в себе интерактивное взаимодействие с использованием современных методик обучения и цифровых технологий. В идеале информация для лучшего восприятия обучающимися должна задействовать максимальное количество органов чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние), быть визуализированной

и содержать элементы юмора. Эти требования могут быть реализованы с помощью тренинговых технологий.

Анализ современных требований к кадрам на рынке образовательных услуг позволил обозначить основные проблемы их развития, обосновать необходимость введения современной качественной характеристики кадрового потенциала - инно-вационности преподавателя, его способности применять новые методики обучения и креативно излагать учебную информацию для лучшего усвоения студентами. Выявленные проблемы носят системный характер, поэтому должны быть решены комплексно на всех уровнях управления - от кафедры до министерства образования - с использованием современных инновационных подходов и многогранных возможностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Антонова О. М. Стабюацгя i розвиток кадрового потенцгалу ВНЗ як найважливгша умова забезпечення економ1чноТ безпеки вищого навчального закладу / О. М. Антонова, В. В. Жабка // Black Sea, Tbilisi, Georgia, Scientific jornal of academic research. 2014. Том 9. Випуск 2. С. 47-55.

2. ГазалиевА. М. Инновационный потенциал высшей школы в контексте глобализации образования /

A. М. Газалиев, Ю. Н. Пак // Вестник высшей школы «Alma Mater». 2016. №2. С. 16-22.

3. Гаращук О. Пгдвищення якостг пгдготовки кадргв - фундаментальна мгсгя вищоТ школи / О. Гаращук,

B. Содоль // Вища школа. 2013. №2. С. 22-36.

4. Грищенко I. М. Фактори шдвищення ефективностг освгтньоТдгяльностг вищих навчальних закладiв УкраТни / I. М. Грищенко // Актуальнг проблеми економгки. 2016. №3. С. 134-141.

5. Крымзин Д. Н. Многомерная статистическая оценка кадрового потенциала вуза (на примере ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева») / Д. Н. Крымзин // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. №10 (96). С. 78-82.

6. Монгторинг ¡нтеграцГГукраТнськоТсистеми вищоТосвгти в Европейський простгр вищоТосвгти та нау-кового дослгдження: монгторинг. дослгдж.: аналгт. звгт / Мгжнарод. благод. Фонд «Мгжнарод. фонд дослгдж. освгт. полгтики»; за заг. ред. Т. В. Фгнгкова, О. I. Шарова. - К., 2014.

7. Пономаренко В. Проблеми пгдготовки наукових кадргв // Вища школа. 2012. №2. С. 7-19.

8. Потуданская В. Ф. Профессиональные компетенции как инструмент оценки эффективности труда преподавателей вуза // Бизнес. Образование. Право. - Вестник Волгогр. ин-та бизнеса. 2011. №4 (17).

C. 92-96.

9. Сгренко О. М. Аналгз багаторгвневоТ структури потенцгалу ВНЗ / О. М. Сгренко // Економгка та менеджмент: перспективи розвитку: материли доповгдей МГжнародноТ науково-практичноТ конференцгТ, м. Суми, 18-20 травня 2011 р.: в 2 т. - Суми: СумДУ, 2011. Т. 1 С. 55-56.

10. Щербань М. Як модернгзувати унгверситет?: [досвгд кращих ВНЗ УкраТни мае слугувати особистостг й державг] / М. Щербань // Освгта. 2012. №22/23. С. 3.

11. Чернишова Е. Р. Формування кадрового потенцгалу системи пгслядипломноТ педагоггчноТ освгти в умовах трансформацгТ украТнського сусп гльства / Е. Р. Чернишова // Вгсник пгслядипломноТ освгти: зб. наук. пр.; голов. ред. В. В. Олгйник. - К., 2010. №2(15). С. 150-159.

12. Ковтуненко К. В. Современные технологии обучения в высших учебных заведениях: концепция создания информационной платформы виртуального предприятия / К. В. Ковтуненко // Працг Одеського полгтехнгч ного унгверситету. 2012. Вип. 2(39). С. 340-346.

13. Фглиппова С. В. Органгзацгйно-економгчне забезпечення комерцгалгзацгТ результатгв науково-технгч-них дослгджень вищих навчальних за кладгв та Тх наукових пгдроздглгв, що сприяе гнновацгйному розвитку УкраТни: монографгя / С. В. Фглиппова, К. В. Ковтуненко, Л. О. Волощук [та гн.]; Одес. нац. полгтехн. ун-т. - Одеса, 2012.

14. Ковтуненко К. В.Концептуальная дескриптивная модель организационно-экономического механизма коммерциализации результатов научно-технических исследований, разработок высших учебных заведений и их научных подразделений / К. В. Ковтуненко // Экономика и предпринимательство. 2013. №8. С. 390-393.

ГДМ» http://innosfera.by/2019/07/high_school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.