Научная статья на тему 'ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ / ОБУЧЕНИЕ / РАННЕЕ РАЗВИТИЕ / ТЕНДЕНЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PRESCHOOL EDUCATION / EARLY AGE / TEACHING / EARLY DEVELOPMENT / TRENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухин Игорь Георгиевич, Найденова Ирина Сергеевна

В статье рассматриваются основные тенденции развития образования детей младшего возраста в странах-лидерах в области дошкольного образования. Показано, что в числе наиболее значимых тенденций: интеграция дошкольного образования и начального образования, обеспечение равных шансов в получении образования, расширение сферы бесплатного образования, увеличение разнообразия типов дошкольных учреждений, усиление контроля за деятельностью дошкольных учреждений, повышение требований к подготовке педагогических кадров в дошкольном образовании, разработка программ и стандартов раннего обучения и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRENDS OF TEACHING YOUNGER CHILDREN IN THE WORLD EDUCATIONAL SPACE

The article deals with major trends of teaching younger children in countries leading in the field of preschool education. It shows that the most significant trends include: blending of preschool and primary education, equal chances provided for getting education, expansion of free education, growing diversity of preschool institution types, tighter control of preschool institution activities, higher requirements for teacher training in preschool education, development of programs and standards for early education and development.

Текст научной работы на тему «ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

И.Г. Сухин, И.С. Найденова

ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00086-19-01 на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Проект «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации (в свете ведения Министерства просвещения России)».

Ключевые слова: дошкольное образование, младший возраст, обучение, раннее развитие, тенденции дошкольного образования.

Аннотация: В статье рассматриваются основные тенденции развития образования детей младшего возраста в странах-лидерах в области дошкольного образования. Показано, что в числе наиболее значимых тенденций: интеграция дошкольного образования и начального образования, обеспечение равных шансов в получении образования, расширение сферы бесплатного образования, увеличение разнообразия типов дошкольных учреждений, усиление контроля за деятельностью дошкольных учреждений, повышение требований к подготовке педагогических кадров в дошкольном образовании, разработка программ и стандартов раннего обучения и развития.

Введение. В мире все больше внимания уделяется образованию как эффективной экономической инвестиции в человеческий капитал, причем особо отмечается важность начала обучения с раннего возраста. Увеличивается число научных работ, подтверждающих положительное влияние раннего развития детей на их дальнейшие успехи как в школе, так и на протяжении последующей жизни [5]. Подготовка в раннем возрасте связана с готовностью детей к последующему (формальному) обучению в школе и относится к аспектам социо-когнитивного развития, что включает эмоциональную зрелость, социальные компетенции (саморегуляция, общие знания, когнитивные способности, языковое развитие и пр.) [2].

Получение качественного образования в начальный период жизни является фундаментом дальнейшего обучения. Порядка ста лет назад специалисты в сфере педиатрии, образования и социальной работы начали тесно сотрудничать с психологами. Это положило начало междисциплинарным исследованиям в области развития человека, возможности которых в 1970-х годах существенно расширились благодаря измерительным технологиям, компьютерным аналитическим возможностям, теоретическим и концептуальным достижениям мировой науки. Научный взрыв в области нейробиологии, поведенческих и социальных дисциплин позволил, в частности, по-новому посмотреть на то, какую роль при обучении играют гены и развивающая среда. Впервые усилила внимания общественности к образованию детей младшего возраста Конвенция о правах ребенка (1989 год). Логическим следствием стала Всемирная конференция по образованию для всех (ОДВ), которая состоялась в 1990 году в Джомтьене, на которой международное сообщество взяло на себя обязательства в отношении раннего образования детей. Через десять лет усилия были консолидированы на Всемирном форуме по образованию в Дакаре, где сформулированы четкие цели ухода за детьми раннего возраста и их образованию в рамках первой цели ОДВ: «Расширение системы воспитания и ухода за детьми дошкольного возраста, особенно за детьми из наиболее уязвимых слоев населения» [11].

В 2015 году страны-члены ООН согласовали комплекс глобальных целей в области устойчивого развития, которые призваны решить многие проблемы образования. В глобальной повестке дня впервые стало фигурировать раннее обучение и развитие посредством четвертой цели «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Документ призвал страны-члены к 2030 году обеспечить «доступ к качественному развитию в раннем возрасте, уходу и дошкольному образованию, готовность к

•о ой

опыт зпруеежных коллег

начальному образованию». Доклады ЮНЕСКО по раннему развитию, основанные на проведенных глобальных исследованиях, посвященных изучению детства, в том числе труды лауреата Нобелевской премии Дж. Хекмана и профессора Дж. Шонкоффа, свидетельствуют о том, что корректное вмешательство в раннее развитие способствует искоренению нищеты, социальной справедливости и интеграции. Новейшие исследования, в первую очередь нейроисследования, подтверждают, что именно в первые годы жизни закладываются основы здоровья, обучения и поведения [12].

Основные тенденции. При рассмотрении ведущих тенденций авторы статьи в первую очередь ориентировались на законы об образовании и программные документы стран-лидеров в области раннего образования. В их число входят: Австралия, Англия (но не вся Великобритания), Германия, Дания, Канада, Китай, Норвегия, Республика Корея, Сингапур, США, Финляндия, Франция, Швеция, Эстония.

Интеграция дошкольного образования и начального образования.

Финляндия. Непрерывная образовательная среда, способствующая развитию и обучению детей, включает три звена: 1) дошкольное воспитание и уход; 2) дошкольное образование; 3) начальное образование.

Германия. В числе задач, поставленных Федеральным правительством и землями, - согласованность действий между дошкольным сектором образования и начальной школой.

Норвегия. Во втором параграфе Закона об образовании указывается, что детские сады обязаны тесно сотрудничать со школой.

Франция. «Материнские школы» (детские сады) прикрепляются территориально к начальной школе и образуют с ней первую ступень образования.

Швеция. Дошкольный класс связывает детский сад со школой.

США. Преемственность двух первых ступеней образования - приоритетное направление национальной политики.

Обеспечение равных шансов в получении образования в первый период жизни. Во многих стратегических международных документах по образованию (ООН, ЮНЕСКО, ОЭСР, Европейского Союза) одной из наиболее важных тенденций является обеспечение социальной справедливости, равных шансов и доступности качественного образования для всех. Обеспечение равенства в получении раннего образования - одна из наиболее актуальных общемировых проблем. Нередко дети из низших социально-экономических групп, этнических, языковых меньшинств и дети с особенностями развития в первый период жизни с большей вероятностью теряют возможность получить качественное обучение.

Финляндия. Период дошкольного детства продолжается до достижения детьми возраста 6-7 лет. Разделяются дошкольное воспитание, уход и собственно дошкольное образование. Они являются неотъемлемым правом всех детей. Группы в детских садах обычно организуются по возрастному принципу: 1) до 3 лет; 2) от 3 до 6 лет; 3) от 6 до 7 лет. Закон о базовом образовании предусматривает дошкольное образование (год обязательного дошкольного образования) [1].

Дания. Всем детям в Дании предоставлена возможность посещать дошкольные учреждения. Детей делят на группы в зависимости от возраста: 1) ясли (от 6 мес. до 3 лет; 2) детские сады (от 3 до 6 лет); 3) интегрированные учреждения (1-6 лет). В групппах обычно по 11-12 детей; в каждой группе работают 3-4 педагога.

Англия. Дошкольное образование обычно продолжается два года для детей в возрасте от 2 до 5 лет. В возрасте от 4 до 5 лет большинство детей переходят в начальную школу. Дети в основном посещают государственные детские сады. Рамочный закон регулирует положение по уходу за детьми до 5 лет - стандарты, которым должны соответствовать детские учреждения для обучения, развития и ухода за детьми с рождения до 5 лет [14]. В соответствии с Законом об образовании на местные власти должны

пеппгогичесний ЖЫРНПЛ СЛШНОРТОСТПНП N 5(84). Я019 ав§3§аЁ

обеспечивать ряд бесплатных услуг. Финансируемое государством дошкольное образование доступно для всех трехлетних и четырехлетних, а также для некоторых двухлетних детей.

Норвегия. Сто лет назад эта страна была одной из беднейших в Европе, а сегодня она в числе самых богатых (с низким уровнем неравенства доходов населения). Большинство детей посещают детские сады. Новый национальный план для детских садов введен в 2017 году, он основан на целостной педагогической концепции, предусматривающей уход за детьми, игру с ними, обучение и воспитание. Особое внимание обращено на разнообразие, здоровье и инклюзивность. Около 50% детских садов -частные, но финансируются государством.

Германия. Дошкольное образование не является частью государственной школьной системы - оно относятся к сфере защиты детей и молодежи. Местные власти обязаны предоставлять места в детских садах для детей в возрасте от одного года до начала школьного обучения. Детских садов мало - их заменяет хорошо развитая индустрия нянь.

Швеция. Все дети имеют равный доступ к дошкольному образованию. В 2017 году дошкольные учреждения посещали 84% детей в возрасте от 1 до 5 лет. В возрасте 4-5 лет - 94%. Дети имеют право на бесплатное дошкольное образование в течение не менее 525 часов в год с 3 лет. С 2018 года класс дошкольного образования обязателен для всех детей в возрасте от 6 лет. Его цель - стимулирование развития и обучения каждого ребенка и его подготовка к будущему образованию.

Франция. Дошкольное образование осуществляется в детских садах, в которых обучаются дети от 3 до 6 лет. В течение последних 20 лет почти все дети посещают детский сад с 3 лет, хотя это и необязательно. Воспитание в государственном детском саду является светским и бесплатным. Дошкольное образование преимущественно представлено одной из лучших систем «материнских школ»: 1) в младшей группе - малыши от 2 до 4 лет; 2) в средней группе - 4-5 лет (с этого возраста непосредственно начинается обучение); 3) в старшей группе детей 5-6 лет обучают чтению, счету, письму. В 2018 году выяснилось, что 80% детей, бросивших школу, испытывали трудности уже в первом классе начальной школы. Поэтому президентом поставлена цель - преодолеть трудности в учебе за счет снижения возраста получения обязательного дошкольного образования, причем объявлено, что этот срок понизится с шести до трех лет. Начало эксперимента запланировано на сентябрь 2019 года.

Эстония. Подавляющее большинство детей посещают детские дошкольные учреждения (96%). При этом в 2018/2019 учебном году муниципальные учреждения составляют 90% от общего числа детских учреждений. В соответствии с Законом о детских дошкольных учреждениях они характеризуются следующим образом: 1) дошкольное учреждение - учебное заведение, обеспечивающее уход и дошкольное образование для детей дошкольного возраста; 2) дошкольное образование - набор знаний, навыков, опыта и поведенческих правил, которые обеспечивают предпосылки для успешного поведения; 3) дошкольное образование приобретается в дошкольном учреждении или дома. Основными функциями этих учреждений являются: 1) создание возможностей и условий для формирования здоровой личности, уверенной в себе, внимательной к окружающим, бережно относящейся к окружающей среде; 2) поддержка и укрепление здоровья детей и содействие их многостороннему развитию: эмоциональному, моральному, социальному, психическому и физическому [10].

США. Система дошкольного образования децентрализована; получение дошкольного образования не обязательно; возраст поступления в начальную школу в

•о ой

опыт зпруеежных коллег

разных штатах различен. Примерно 60% американских детей посещают частные дошкольные учреждения, более 10% детей посещают семейные дошкольные заведения. Подготовительные классы во многих штатах обязательны для посещения и называются К-12. Ступень дошкольного образования по значимости не уступает ни одной из последующих ступеней образования.

Канада. Управление образованием децентрализовано; в большинстве провинций дошкольное образование охватывает период с возраста от четырех лет до школьного обучения. Частные дошкольные учреждения превалируют над государственными. Много внимания обращено на социализацию, развитие детей, выработку у них ответственности и самостоятельности. К дошкольным учреждениям относятся: 1) ясли (для детей от 1,5 до 3 лет); 2) малышовые группы (для детей 3-4 лет); 3) детские сады (для детей 5-6 лет). Часто детские сады функционируют при начальных школах.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Раннее обучение обычно начинается с 3 лет и продолжается до 5-6 лет, то есть до первого класса начальной школы (Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур). Некоторые страны Азии имеют давнюю историю особого отношения к образованию как к ценности и рассматривают его в качестве «счастливого билета» к более высокому социально-экономическому статусу. С 1990-2012 гг. наблюдается рост охвата дошкольным образованием в регионе. Данное явление отмечено в Китае, Республике Корее, Сингапуре, Таиланде, и в меньшей степени - в Индии и на Филиппинах [3].

Расширение сферы бесплатного образования. Почти повсеместно дошкольное образование не является обязательным. В европейских странах-лидерах образования дошкольный возраст заканчивается в 5-7 лет: Англия - 5 лет; Германия, Дания, Норвегия, Финляндия, Франция - 6 лет; Швеция, Эстония - 7 лет.

Финляндия. Полудневное дошкольное образование (4 часа) является для семей бесплатным. По состоянию на 2019 год каждый из 311 муниципалитетов обязан предоставлять базовые услуги по дошкольному образованию для детей до 7 лет. Обычно образовательными мероприятиями занята первая половина дня. Муниципалитеты обеспечивают 20 часов дошкольного образования в неделю для детей 6-7 лет. В прошлом году вступил в силу новый Закон дошкольного образования - № 540/2018 от 13.07.2018, пришедший на смену Закону об образовании детей в раннем возрасте (№ 36/1973) и Указу об уходе за детьми (№ 239/1973) [15]. Принятию Закона предшествовал эксперимент по бесплатному дошкольному образованию детей 5-летнего возраста. Цель - изучение возможности предоставления дошкольного образования в течение двух лет, а не одного года. Это позволит большему числу детей получить дошкольное образование. На эти цели в 2017-2018 гг. выделено 5 миллионов евро.

Швеция. Политика государства предусматривает помощь семьям в вопросах оплаты за детские сады, что обеспечивает их доступность. Стоимость рассчитывается в соответствии с доходом, при этом семьи с низким доходом не платят. Более 90% детей посещают дошкольные учреждения. С 2018 года в каждой школе должен быть класс дошкольного образования, который обязательно должны посещать все дети в возрасте от шести лет. Дошкольное образование - форма дошкольного воспитания и ухода за детьми в возрасте от одного до пяти лет, которые еще не поступили в обязательный дошкольный класс. В 2017 году 84% детей посещали дошкольные учреждения: 1) годовалых детей -47%; 2) двухлетних - 87%; 3) трехлетних - 92%; 4) четырех- и пятилетних - 94% .

Норвегия. С 2015 года введена новая национальная схема оплаты за детские сады. Эта схема предоставляет всем детям (в возрасте от четырех до пяти лет) из семей с низким доходом право посещать детские сады в первую половину дня бесплатно -дневной уход до 20 часов в неделю.

пеппгогичесний ЖЫРНПЛ СЛШНОРТОСТПНП N 5(84). Я019 ав§3§аЁ

Англия. Обязательное образование в соответствии с разделом 8 Закона об образовании начинается в пять лет. Большинство детей получают дошкольное образование. К январю 2018 года его получало: 95% четырехлетних, 92% трехлетних и 72% двухлетних детей. Все дети в возрасте от трех до четырех лет имеют право на бесплатное посещение дошкольных учреждений в количестве 570 часов в год. С сентября 2017 года для семей с работающими родителями это право расширено до 30 часов в неделю.

Германия. Дошкольное образование не является частью государственной школьной системы. Посещение детских дошкольных учреждений не бесплатно, но в некоторых землях не взимается плата за последние годы нахождения в детском саду.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Практически во всех странах дошкольное образование не обязательно. Большинство детей в Сингапуре посещают дошкольные учреждения, а во многих странах с высоким качеством образования почти все дети как минимум один год перед школой посещают дошкольные учреждения (Республика Корея, Сингапур, Гонконг). Как правило, данная ступень образования платная, поэтому осуществляется поддержка малообеспеченных граждан, для чего выделяются: 1) дотации на дошкольное образование (не менее одного года перед начальной школой); 2) средства на развитие дошкольных учреждений. Сейчас ряд стран, в частности Республика Корея, на государственном уровне финансируют обучение детей, охваченных общенациональной учебной программой («Нури»), а в Сингапуре, где дошкольное образование платное, государство предоставляет льготы/субсидии нуждающимся семьям. Еще один способ оказания помощи социально-уязвимым слоям населения на дошкольное образование -возможность бесплатного посещения дошкольного учреждения (Новая Зеландия).

Рост разнообразия дошкольных учреждений по видам финансирования. Финляндия. Финансирование основных услуг распределяется между государством (25%) и муниципалитетами (75%). В среднем 26% муниципальных средств на образование тратится на услуги по дошкольному образованию, которые: 1) финансируются государством или муниципалитетами; 2) оплачиваются семьями. В среднем финансирование осуществляется следующим образом: 1) государственные переводы на муниципальные базовые услуги - 30%; 2) муниципальное финансирование - 56%; 3) затраты семей - 14%. Семьи платят за воспитание и уход за детьми. Эта плата варьируется в диапазоне от 0 до 290 евро. Дошкольное образование шестилетних детей бесплатное.

Англия. Местные органы власти обязаны частично финансировать обучение детей младшего возраста: 1) для всех детей в возрасте от 3 до 4 лет по 15 часов в неделю; 2) для детей в возрасте от 3 до 4 лет, чьи родители работают, по 30 часов; 3) для детей в возрасте от 2 лет по 15 часов.

Германия. Около 90% государственных расходов обеспечиваются землями и местными властями. В 2014 году общие расходы на дошкольное образование составили 25,4 миллиардов евро (Федерация - 0,3 млрд евро; земли - 6,8 млрд евро; местные органы власти - 12,8 млрд евро; частный сектор - 5,5 млрд евро). Федерация оказывает широкую поддержку местным властям в расширении дошкольного образования: 1) через фонд «Расширение ухода за детьми» на 3,28 миллиардов евро; 2) через гранты на 845 миллионов евро ежегодно. Посредством новой программы «Финансирование ухода за детьми» на 2017-2020 гг. Федерация поддерживает земли на сумму 1,126 миллиардов евро.

Норвегия. Детские сады финансируются муниципалитетами и оплачиваются семьями, примерно 85% денежных средств поступает из муниципалитетов.

Швеция. Дошкольное образование в значительной степени субсидируется и доступно с одного года. Финансирование распределяется между государством и

•о ой

опыт зпруеежных коллег

муниципалитетами. Государственные фонды выплачивают «общий государственный грант» 290 муниципалитетам. Затем муниципалитеты выделяют ресурсы дошкольным учреждениям, которые также взимают плату с родителей.

Дания. Дошкольные учреждения финансируются в основном за счет субсидии местных органов власти, что составляет не менее 75% расходов, а остальное оплачивают семьи.

Эстония. Дошкольные учреждения финансируется из: 1) средств государственного бюджета; 2) средств сельского или городского бюджета; 3) суммы, оплачиваемой родителями; 4) пожертвований.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В Республике Корея все дети, обучающиеся по общегосударственной программе «Нури», получают образование бесплатно. В Новой Зеландии государство бесплатно обеспечивает 20 часов в неделю пребывание ребенка с 3 лет в детском саду, а пребывание сверх 20 часов оплачивается родителями. Бюджет на раннее образование может распределяться на разных уровнях. В Китае, например, бюджет распределяется среди провинций. Средства преимущественно направляются в государственные городские детские сады, нередко в ущерб сельским районам [8].

Увеличение разнообразия типов дошкольных учреждений и их количества.

Финляндия. Частный сектор составляет значительную часть услуг по дошкольному образованию. Примерно 50% детей в возрасте от одного года до пяти лет находится в муниципальных дошкольных заведениях, а остальные - в частных детских садах или дома. Дошкольное образование обычно предоставляется в учреждениях дошкольного образования и в школах. Среди таких учреждений: 1) центры дошкольного образования; 2) семейные детские сады; 3) народные детские сады; 4) открытые детские сады (игровые площадки); 5) дошкольные детские дома. Максимальное количество детей на одного взрослого регулируется законом. Соотношение детей и взрослых составляет 4:1 для детей в возрасте до трех лет и 8:1 для детей в возрасте от трех лет.

Норвегия. Популярностью пользуются семейные детские сады - для детей в возрасте до трех лет в частных домах с небольшой группой детей. Развита и сеть открытых детских садов - в них учителя дошкольного образования, родители и дети могут проводить время совместно. Это важно как для семей иммигрантов в городах, так и для родителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. В 2018 году в детских садах была введена новая норма, регулирующая соотношение детей и персонала. Для детей в возрасте до трех лет предусмотрен минимум один сотрудник на 3 детей. Для детей от трех лет должен быть минимум один сотрудник на 6 детей. Около 50% детских садов являются частными, но финансируются государством. Финансирование частных детских садов регулируется Законом о детских садах, цель которого - предоставить частным детским садам те же условия, что и государственным.

Англия. Основными типами учреждений дошкольного образования являются муниципальные и частные дневные детские сады, сады-школы, игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей». Самым распространенным типом дошкольных заведений являются игровые группы, объединенные в Ассоциацию дошкольных игровых групп. «Группы возможностей» имеют целью воспитание детей с отклонениями в развитии. Работают они по образцу игровых групп, однако в их составе меньше детей. Группы детей могут быть одновозрастными или смешанными. В Англии большой сектор частного дошкольного образования: чем меньше возраст детей, тем больше частный сектор дошкольного образования. По данным на 2018 год: 82% двухлетних детей, 61% трехлетних детей и 19% четырехлетних детей посещали частный сектор. Число воспитателей в детских садах зависит от возраста детей: 1) один воспитатель для трех детей в возрасте до двух

пеппгогичесний ЖУРНПЛ СЛШНОРТОСТПНП N 5(84). Я019 ав§3§аЁ

лет; 2) один воспитатель для четырех двухлетних детей; 3) один воспитатель для восьми детей в возрасте от трех лет и старше.

Германия. В ФРГ функционируют следующие типы дошкольных учреждений: 1) детские сады для детей 3-6 лет; 2) учебные группы при школах; 3) подготовительные группы; 4) сады-интернаты; 5) центры матери и ребенка.

Швеция. Дошкольное образование принимает различные формы: 1) дошкольное учреждение; 2) открытое дошкольное учреждение и др. Помимо образования, организованного муниципалитетами, существуют независимые учреждения, дошкольные классы, школы и центры досуга. Большинство детей - 80% - зачисляются в муниципальные дошкольные учреждения, а оставшиеся - 20% - в независимые учреждения. Количество детей в группе варьируется. Смешанные возрастные группы являются наиболее распространенными. В некоторых дошкольных учреждениях существуют «группы братьев и сестер» для детей в возрасте от одного года до пяти лет.

Дания. Дневные дошкольные учреждения охватывают государственные детские сады, частные детские учреждения, семейные детские сады и так далее.

Эстония. Дошкольные учреждения делятся на муниципальные и частные и бывают следующих типов: 1) ясли - для детей до трех лет; 2) дошкольное учреждение - для детей до семи лет; 3) дошкольное учреждение для детей с особыми потребностями.

США. В число дошкольных учреждений входят: 1) школы-ясли; 2) дневные центры по уходу за детьми; 3) детские сады; 4) дошкольные центры (в них обучения проходят дети с 3-5-летнего возраста до 6 лет). Детские сады (с 5 лет) фактически являются «нулевыми» классами начальной школы. Не во всех штатах они обязательны, но почти все дети их посещают.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В ряде стран Азии сегодня развиваются разные типы дошкольных учреждений. Среди них: детские сады (как правило, для детей с 3 до 5-6 лет) и центры по уходу за детьми дошкольного возраста с 2-3 месяцев до 6 лет (Сингапур, Южная Корея, Вьетнам). Центры помимо образовательной функции выполняют функцию присмотра за детьми. Есть центры, например, в Сингапуре, которые осуществляют присмотр за детьми на время работы родителей вне традиционного времени. Во Вьетнаме существуют учреждения, выполняющие исключительно функцию по присмотру и уходу за детьми от трех месяцев до трех лет, - они не имеют образовательных задач. Помимо дошкольных учреждений по уходу за детьми и детских садов, в Сингапуре существуют игровые группы с менее формальным учебным планом. Они предоставляют детям возможность учиться и общаться посредством сюжетных игр. В Новой Зеландии существуют коллективные и домашние детские сады. Домашние сады (на дому) - это группы из 3-4 детей, за которыми присматривает один или двое взрослых.

Усиление контроля за деятельностью дошкольных учреждений.

Финляндия. Учреждения дошкольного образования находятся в ведении Министерства образования и культуры, которое несет общую ответственность за дошкольное образование.

Англия. В отличие от Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, в Англии нет собственного автономного правительства. Общая ответственность за систему образования в Англии лежит на Департаменте образования правительства Великобритании. Управление по стандартам в образовании, детских услугах и навыках подчиняется непосредственно парламенту и отвечает за сферу ухода за детьми, а также за инспекцию услуг для детей. Приоритеты образования для детей младшего возраста, изложенные в едином плане департамента и плане социальной мобильности, поддерживаются стратегией на 2015-2020 годы «Образование и уход мирового уровня».

•о ой

опыт зпруеежных коллег

Швеция. Система образования децентрализована, парламент и правительство определяют цели дошкольных учреждений, дошкольных классов, центров досуга посредством Закона об образовании и учебных программ. Шведское национальное агентство по образованию является центральным административным органом для государственных дошкольных учреждений.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Как правило, все типы учебных учреждений находятся под контролем Министерств образования (Сингапур, Южная Корея, Китай, Новая Зеландия, Австралия, Вьетнам), при которых существуют и специальные отделы по дошкольному образованию. Многие страны Азии считают положительным появление единого органа управления дошкольным образованием. В Сингапуре центры по уходу за детьми должны иметь лицензию Министерства по делам развития общества, молодежи и спорта, а детские сады регулируются Министерством образования. Все детские сады регулируются в соответствии с Законом об образовании, а центры по уходу за детьми - в соответствии с Законом о центрах по уходу за детьми. В Республике Корея действует система раннего образования и ухода за детьми с двумя различными ответственными органами: Министерство здравоохранения и социального обеспечения, которое отвечает за детей в возрасте до пяти лет и Министерство образования, которое несет ответственность за детей в детских садах в возрасте от трех до шести лет. В некоторых странах детские сады и центры по уходу либо полностью (Сингапур), либо частично управляются частным сектором, таким как религиозные организации, общественные фонды, деловые и общественные организации. Правительства стран определяют и контролируют стандарты по уходу и образованию в раннем возрасте (учебный план, квалификация учителей и их обучение, оценка и мониторинг программ).

Повышение требований к подготовке педагогических кадров в дошкольном образовании.

Финляндия. Каждый третий сотрудник в центрах дошкольного образования имеет высшее образование. Минимальное требование для учителя дошкольного образования -степень бакалавра. В 2017 году около 13% претендентов было принято в программу подготовки педагогов. Доля полностью квалифицированных педагогов в 2016 году составила 96% в дошкольном образовании. Педагогическое образование для учителей дошкольного образования обеспечивается университетами.

Норвегия. Трехлетнее дошкольное педагогическое образование дает право на работу в детских садах.

Германия. Педагогический персонал в немецком секторе дошкольного образования не имеет подготовки и статуса учителей - он состоит в основном из работников по уходу за детьми. В ближайшее время в некоторых землях ожидается большой спрос на квалифицированный персонал для дошкольного образования в связи с расширения дневного ухода за детьми в возрасте до трех лет. В декабре 2011 года Постоянная конференция министров образования и культуры разработала квалификационный профиль на основе компетенций для всех областей работы педагогического персонала в области дошкольного образования. Полный период обучения для педагогического персонала составляет 4-5 лет. Сегодня существует около 70 курсов бакалавриата для педагогического персонала по дошкольному образованию.

Швеция. Степень в дошкольном образовании составляет 210 кредитов высшего образования. Программа ориентирована на работу в дошкольных учреждениях. В ходе программы будущие учителя дошкольных учреждений приобретают знания и навыки, необходимые для удовлетворения потребностей детей в обучении и уходе.

Дания. Начальная подготовка учителей дошкольного образования (бакалавр социального образования) осуществляется в одном из семи университетских колледжей

пеппгогичесний ЖУРНПЛ СЛШНОРТОСТПНП N 5(84). Я019 ав§3§аЁ

Дании, которые находятся под государственным управлением. Университетские колледжи предлагают профессиональные программы бакалавриата.

Эстония. «Эстонская стратегия непрерывного образования 2020» предусматривает необходимость изменения подхода к обучению, а также рассматривает всех учителей в качестве ключевых участников процесса.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с повышением интереса к раннему образованию и осознанию важности его для дальнейшего качественного обучения многие страны повышают требования к подготовке педагогических кадров. В результате повышается спрос на учителей, имеющих как минимум степень бакалавра. Вопрос подготовки педагогических кадров тесно связан с качеством образования, поэтому важной тенденцией является развитие системы повышение квалификации учителя. В Сингапуре увеличивается количество учителей дошкольных учреждений получивших специальное образование. Но не все страны могут удовлетворить данное требование. Так, в Китае оно не реализовано полностью. По статистике Министерства образования Китая за 2012 год, 47% учителей детских садов имели степень бакалавра, а 43% - только среднее образование или ниже. Но в целом просматривается тенденция к повышению уровня образования педагогических кадров в дошкольных учреждениях [13]. Данная проблема в основном касается учителей из менее развитых провинций и сельских районов. Они менее квалифицированы, чем учителя в городских районах, так как у них ограниченный доступ к возможностям профессионального развития по сравнению с их городскими коллегами. В Азиатско-Тихоокеанском регионе имеются следующие проблемы: нехватка подготовленных учителей дошкольного образования и отсутствие четких стандартов обучения. Обучение может длиться как от трех месяцев до года, а также может быть различным по содержанию даже в пределах страны. Часто даже получившим образование учителям не хватает навыков, необходимых для качественного взаимодействия с маленькими детьми.

Разработка программ и стандартов раннего обучения и развития.

Финляндия. Дошкольное образование обычно основывается на определенной педагогической системе, например, на педагогике Р. Штайнера или М. Монтессори. В 2016 году национальное агентство по образованию утвердило первую национальную базовую учебную программу для дошкольного образования. В ней воспитание, обучение и уход составляют единое целое и направлены на достижение общего благополучия детей. Национальный учебный план определяет области обучения, которые описывают цели и содержание педагогической деятельности. Области обучения сгруппированы в пять межпредметных областей: 1) богатый мир языков; 2) разнообразные формы выражения; 3) «я и наше сообщество»; 4) изучение и взаимодействие с моей средой; 5) «я расту, двигаюсь и развиваюсь» [4].

Генеральная линия программы - овладение дошкольниками ключевыми компетенциями, под которыми понимается совокупность знаний, навыков, ценностей, установок, воли. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план, учитывающий его знания и навыки, интересы и сильные стороны, а также потребности в поддержке и руководстве.

Норвегия. В 2017 году разработан национальный план для детских садов, основанный на целостной концепции, предусматривающей заботу, игру, обучение и воспитание. Детские сады в сотрудничестве с семьей должны способствовать формированию основы для всестороннего развития детей. Особое внимание уделяется сохранению здоровья и инклюзивному образованию [6].

Англия. В основе английского стандарта четыре всеобъемлющих принципа, которыми должны руководствоваться педагоги: 1) каждый ребенок - это уникальная

•о ой

опыт зпруеежных коллег

личность, которая постоянно совершенствуется; 2) дети учатся быть сильными и независимыми; 3) дети развиваются в благоприятных условиях, в которых их опыт отвечает их индивидуальным потребностям, а между специалистами и родителями существует тесное партнерство; 4) дети развиваются и учатся по-разному и с разной скоростью.

Германия. Минимальный стандарт обучения детей рассчитан на 160 часов. Цель поддержки развития детей с трехлетнего возраста до их поступления в школу - развитие их интеллектуальных, физических, эмоциональных и социальных способностей. Образовательными областями в дошкольном образовании являются: 1) язык, письмо, общение; 2) личностное и социальное развитие, развитие ценностей и религиозное воспитание; 3) математика, естественные науки, информационные технологии; 4) изобразительное искусство и работа с различными медиа; 5) тело, движение, здоровье; 6) природа и культурная среда.

Швеция. У каждого дошкольного учреждения своя учебная программа. Учебный план для дошкольных учреждений Швеции содержит общие цели и рекомендации [7]. Во многих странах наблюдается тенденция к постановке целей и оценке прогресса дошкольников, но шведская система больше сфокусирована на базовых ценностях, таких как совместная игра, терпимость и внимание к другим. Разработана новая редакция учебной программы для дошкольных учреждений, которая вступит в силу 1 июля 2019 года. В 2017/2018 учебном году почти 98% детей в возрасте шести лет зачислены в дошкольные классы.

Дания. Учебные программы детских садов содержат шесть тем: 1) комплексное личностное развитие ребенка; 2) социальные компетенции; 3) язык; 4) тело и движения; 5) природа и природные явления; 6) культурные ценности.

США. Американские программы дошкольного образования ориентированы на подготовку детей к обучению в школе.

Канада. Образовательная программа охватывает следующие области: 1) личностное и эмоциональное развитие; 2) общение и язык; 3) развитие математических способностей; 4) развитие мышления; 5) физическая культура; 6) развитие творческих способностей.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Данными странами также разработаны (Республика Корея, Малайзия) или разрабатываются (Камбоджа, Китай, Фиджи, Лаос, Таиланд, Вануату, Вьетнам) стандарты и программы раннего обучения, где особое внимание уделяется физическому, социально-эмоциональному, когнитивному и языковому развитию. В основном культивируются два подхода. Первый подход ориентирован на учебную программу, рассматривая раннее развитие и образование в дошкольных учреждениях как средство обеспечения готовности к начальному образованию. Второй подход ориентируется на ребенка - в соответствии западноевропейскими и американскими идеалами развития дошкольного образования. Первый подход во многом воспринимается как традиционный, а второй - как прогрессивный, инновационный [11]. Большинство стран Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно с высоким качеством образования, приняли решение развивать дошкольное образование в контексте прозападного подхода. Для дошкольных учреждений разрабатываются специальные программы, которые являются, как рекомендательными (Сингапур), так и обязательными едиными программами обучения для разных ступеней дошкольного образования. Так, в Республике Корея с 2012 года внедрена единая учебная программа «Нури» (в переводе с корейского языка - «Мир») для всех детей пятилетнего возраста (последний год обучения в дошкольном учреждении), а в 2013 году - для детей 3-4 лет. Программа предназначена для развития детей в следующих ключевых областях: 1) физические упражнения, 2) здоровье, 3) общение, 4) социальные отношения, 5) развитие художественных навыков, 6) исследование природы. Цель - содействие сбалансированному умственному и

пеппгогичесний ЖУРНПЛ an WHOP ТОСТПНП N 5(84). SOI 9 assSsas

физическому росту (при опоре на общемировые прогрессивные тенденции) [9]. В Сингапуре рекомендованные учебные программы также ориентированы на новые тенденции в области дошкольного образования в условиях глобализации, поэтому педагоги считают необходимым развивать у детей творческие способности и навыки мышления.

Сложность рассматриваемой темы затрудняет детальное представление ряда других тенденций, которые приведены далее кратко: 1) цифровые технологии становятся средой и пространством обучения; 2) организация процесса обучения все чащее осуществляется вне стен дошкольного заведения; 3) растет участие родителей в процессе обучения детей; 4) развивается система портфолио как инструмента оценки роста и развития ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Раннему обучению в мире уделяется значительное внимание, так как оно - фундамент для дальнейшего обучения и развития на протяжении всей жизни. Ведущие страны мира стремятся к достижению одной из стратегически важных целей -обеспечение доступности качественного образования для всех социальных слоев. Увеличивается как государственное финансирование, так и финансирование с привлечением негосударственных фондов на развитие инфраструктуры и подготовки кадрового состава. Страны с высоким качеством образования добиваются преемственности дошкольного образования и начальной школы, разрабатывая содержательные программы и планы.

1. Basic Education Act 628/1998. Amendments up to 1136/2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://ncee.org/wp-content/uploads/2017/01/Fin-non-AV-2-Finland-Basic-Education-Act-1998.pdf (дата обращения: 6.01.2019).

2. Duncan, G., Dowsett, A., Claessens, K. et al. School readiness and later achievement // Developmental Psychology. V. 43. Is. 6. 2007. Р. 1428-1446.

3. Education for All 2000-2015: achievements and challenges // EFA global monitoring report. UNESCO, 2015.

499 p.

4. Esiopetuksen opetussuunnitelman perusteet. Tampere: Suomen Yliopistopaino Oy, 2016. - 68 p.

5. Feyter, J.J.D., Winsler, A. The early developmental competencies and school readiness of low-income, immigrant children: Influences of generation, race/ethnicity, and national origins // Early Childhood Research Quarterly [Электронный ресурс]. URL: http://winslerlab.gmu.edu/pubs/Defeyer2009.pdf (дата обращения: 28.02.2019).

6. Framework plan for kindergartens. Directorate for Education and Training, 2017. - 64 p.

7. Laroplan for forskolan, Lpfo, reviderad 2016. - Stockholm : Elanders Sverige, 2016. - 20 p.

8. Li, K., Pan, Y., et al. Early childhood education quality and child outcomes in China: Evidence from Zhejiang Province // Early Childhood Research Quarterly. - 2016. - V. 36.v - P. 427-438.

9. Nuri Curriculum: The First Step toward the Integration of the Split Systems of Early Childhood Education and Care in Korea KICCE Policy Brief. Korea Institute of Child Care and Education, 2013. - 7 p.

10. Preschool Child Care Institutions Act. In force from: 01.02.2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/529012018008/consolide (дата обращения: 25.02.2019).

11. Rayginne, G.H.T. Early childhood care and education in five Asian countries. The HEAD Foundation 2016. -

40 p.

12. Shonkoff, J.P., Phillips, D.A. From neurons to neighborhoods: The science of early child development. Washington : National Academy Press, 2000. - 588 р.

13. Song, Z., Zhu, J., et al. The early childhood education of disadvantaged children in China // European Early Childhood Education Research Journal. - 2014. - V. 22. Is. 3. - P. 355-365.

14. Statutory framework for the early years foundation stage. Setting the standards for learning, development and care for children from birth to five. Published: 3 March 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/596629/EYFS_STATUTOR Y_FRAMEW0RK_2017.pdf (дата обращения: 12.02.2019).

15. Varhaiskasvatuslaki 540/2018 [Электронный ресурс]. - URL : https://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/2018/20180540 (дата обращения: 10.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.