Научная статья на тему 'Перемены в дошкольном образовании: туда ли идет Россия?'

Перемены в дошкольном образовании: туда ли идет Россия? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4484
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / РАННЕЕ РАЗВИТИЕ / EARLY DEVELOPMENT / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION REFORM / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTELLECTUAL POTENTIAL / ДЕТСКИЙ САД / NURSERY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Ольга Аркадьевна, Ненахова Юлия Сергеевна

Статья посвящена вопросам одного из базовых элементов системы образования дошкольного образования. Прослеживается влияние институциональных изменений на основные характеристики системы дошкольного образования его качество и доступность. Актуальность вопроса задается обширностью и системностью реализуемых новаций, среди которых: акцент на развитии частного сектора; изменения в законодательстве, увеличивающие «пропускную способность» учреждений; изменение условий хозяйствования бюджетных учреждений и внедрение механизма нормативно-подушевого финансирования; переход на новую систему оплаты труда и внедрение института «эффективного контракта»; принятие нового закона «Об образовании», предусматривающего новые формы дошкольного образования и изменения в порядке оплаты услуг дошкольных учреждений; утверждение государственного стандарта дошкольного образования и др. Убедительность сделанных выводов связана с выбором в пользу качественного метода социологического исследования серии интервью и фокус-групп, позволяющего отразить ожидания и установки основных участников образовательных отношений родителей детей-дошкольников, воспитателей и руководства учреждений дошкольного образования, представителей органов власти, а также первые итоги реформы, которые можно увидеть, только изучая реальную практику различных сторон образовательных отношений, столкнувшихся с необходимостью организовывать свою деятельность в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in the pre-school education: is Russia headed in the right direction?

The article deals with one of the basic elements of the education system pre-school education. It examines the impact of institutional changes on the main characteristics of pre-school education its quality and availability. The urgency of the issue is determined by the vast scale and systematic character of the carried out innovations including: emphasis on development of the private sector, changes in the legislation increasing the «carrying capacity» of institutions, changing the conditions for economic management of budgetary institutions and introduction of the normative per capita funding, transition to a new system of payment and introduction of the institute of «effective contract», passage of the new law «On Education» providing for new forms of pre-school education and changing the order of payment for services of pre-school institutions, approval of the state standard for pre-school education, etc. Credibility of the conclusions is connected with the choice made in favour of the qualitative methods of sociological research a series of interviews and focus groups, making it possible to reflect the expectations and settings of the main participants of educational relations parents of pre-school children, teachers and managers of pre-school institutions, government officials, as well as the first results of the reform that can be seen only by studying the actual practice of the various parties in educational relations faced with the need to organize their activities under the new conditions... The article deals with one of the basic elements of the education system pre-school education. It examines the impact of institutional changes on the main characteristics of pre-school education its quality and availability. The urgency of the issue is determined by the vast scale and systematic character of the carried out innovations including: emphasis on development of the private sector, changes in the legislation increasing the «carrying capacity» of institutions, changing the conditions for economic management of budgetary institutions and introduction of the normative per capita funding, transition to a new system of payment and introduction of the institute of «effective contract», passage of the new law «On Education» providing for new forms of pre-school education and changing the order of payment for services of pre-school institutions, approval of the state standard for pre-school education, etc. Credibility of the conclusions is connected with the choice made in favour of the qualitative methods of sociological research a series of interviews and focus groups, making it possible to reflect the expectations and settings of the main participants of educational relations parents of pre-school children, teachers and managers of pre-school institutions, government officials, as well as the first results of the reform that can be seen only by studying the actual practice of the various parties in educational relations faced with the need to organize their activities under the new conditions. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Перемены в дошкольном образовании: туда ли идет Россия?»

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА «ТАГАНРОГ»

Александрова О.А., Ненахова Ю.С.

ПЕРЕМЕНЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ТУДА ЛИ ИДЕТ РОССИЯ?

(исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, грант № 13-06-00273 и АНО «Совет по вопросам управления и

развития»)

Завтра начинается сегодня» — эта известная фраза бол ее чем уместна, когда речь идет о дошкольном образовании. Не случайно вопросы доступности и качества работы учреждений для детей младших возрастов затрагиваются в указах высших руководителей стра-ны1, посланиях главы государства народу 2 и т.д.

Подобное внимание к этому периоду развития человека вполне обоснованно: как показывают иссле-

1 В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599. содержится норма о достижении к 2016 г. 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

2 Например, в ежегодном Обращении к нации

президента США (2014 г.) говорится о необходимости оказать помощь штатам - с тем, чтобы качественное дошкольное образование стало доступно для каждого четырехлетнего ребенка. См.: President Obama's 2014 State Of The Union Address. — Режим доступа: http://www. forbes.com/sites/beltway/2014/01/28/full-text-president-obamas-2014-state-of-the-union-address/

дования, решающий этап развития мозга — с рождения и до достижения ребенком шести-семилетнего возраста. При грамотной организации в этот период воспитания и образования у дошкольников своевременно формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение, речь), которые становятся залогом успешного обучения не только в начальной школе, но и на последующих ступенях системы образования [1].

В век все ускоряющегося научно-технического прогресса и усиления международной конкуренции, когда одним из императивов экономического развития становится непрерывность образования, значение полученного в детстве стартового импульса, трудно переоценить.

Наряду с важностью других аспектов системы дошкольного образования (высвобождение для профессиональной самореализации молодых матерей) это хорошо осознавалось советским государством — дан-

ные, собранные на разных этапах проекта «Таганрог», реализовывав-шихся в советский период, свидетельствовали о росте числа охваченных дошкольными учреждениями детей3, а общепризнанные успехи советской средней и высшей школы указывали на наличие серьезных педагогических наработок и в области дошкольного образования.

Постсоветская Россия также декларировала важность дошкольного образования, как и образования в целом. Так, в качестве одного из трех приоритетных направлений, выбранных Россией для обсуждения на саммите «Большой восьмерки» в 2006 г., впервые в истории проходившем под ее председательством, стало образование. В России, по ее инициативе и при ее финансовом участии, в 2010 г. прошел первый в истории ЮНЕСКО форум, посвященный воспитанию и образованию детей младшего возраста. Казалось бы, все очевидно и гражданам России нет оснований беспокоиться. Однако эмпирические данные, полученные нами в 2014 г. в рамках реализации очередного этапа проекта «Таганрог», свидетельствуют об обратном.

В нашем исследовании на примере типичного российского города (Таганрог Ростовской области) мы попытались выяснить, как сказываются на решении возникших в постсоветский период проблем острого дефицита мест и снижения качества дошкольного образования принимаемые в последние годы меры, среди которых:

• акцент на развитии частного сектора;

3 В рамках проекта «Таганрога-11» (1986 г.) подробно рассматривались бесплатные и льготные услуги, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста.

• изменения в законодательстве, увеличивающие «пропускную способность» учреждений;

• изменение условий хозяйствования бюджетных учреждений4 и внедрение механизма нормативно-подушевого финансирования;

• переход на новую систему оплаты труда и внедрение института «эффективного контракта»;

• принятие нового закона «Об образовании», предусматривающего новые формы дошкольного образования и изменения в порядке оплаты услуг дошкольных учреждений;

• утверждение государственного стандарта дошкольного образования и др.

С этой целью в основную анкету (объем выборки — 500 домохо-зяйств) были включены вопросы для семей с детьми дошкольного возраста. Кроме того, было проведено 29 глубинных структурированных интервью с родителями дошкольников, руководителями дошкольных учреждений, представителями местных органов власти, а также 4 фокус-группы с родителями детей дошкольного возраста.

При разработке инструментария для полевых исследований, кроме упомянутых институциональных изменений, учитывались результаты наших предшествующих исследований, посвященных переходу учреждений социальной сферы на работу по закону №83-ФЗ (2012 г.); работе московских школ (2012-2013 гг.); мониторинга СМИ по проблемам московского образования (2012-2013

4 В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 8Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

гг.); реализации Указов президента РФ от 7 мая 2012 г. о повышения заработной платы школьных учителей до размера средней заработной платы по региону (2013 г.)

Что же удалось выяснить?

О ситуации с количественными показателями дошкольного образования в Таганроге говорят следующие данные. На 1 сентября 2013 г. в городе работали 56 учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (из них 54 — муниципальные), которые посещали 9408 детей. Охват детей составлял 68%, в силу чего наблюдалась серьезная очередь в 7793 ребенка, из которых абсолютное большинство — дети ясельного возраста (5785 человек) [2]. И, согласно прогнозам, в ближайшие годы, вследствие мер, принятых с целью повышения рождаемости, ситуация должна еще сильнее обостриться [3].

Данные, полученные в ходе анкетного опроса, подтверждают востребованность услуг муниципальных дошкольных учреждений. Так, в семьях, где хотя бы один ребенок посещает дошкольное учреждение5, это в 85% случаях муниципальный детский сад. Доля детей, посещающих группы кратковременного пребывания, — около 1%.

В то же время, в 14% попавших в выборку домохозяйств ребенок не посещает дошкольных учреждений и чаще всего (указали 35% родителей) из-за отсутствия мест в муниципальных детских садах.

В условиях недостаточности средств многие регионы пытаются

5 В семье может быть более одного дошкольника, однако для целей исследования был, прежде всего, важен сам факт наличия опыта взаимодействия домохозяйства с учреждениями дошкольного образования.

перепрофилировать ясли в группы для детей от 3-х лет.

О том, что проблема дефицита мест сохраняет свою остроту, говорилось также в ходе интервью и фокус-групп.

«Дефицит детских садов настолько острый, что вопрос уже не в том, когда надо начинать записываться в очередь, а в том — когда надо ...родить» [Руководитель муниципального детского сада] .

«Сейчас главная проблема — даже не качество детских садов, а чтобы вообще туда попасть» [Родитель дошкольника].

«Мы не попали в сад, потому что не подошла очередь. Хотя есть льготы, потому что первый ребенок-инвалид. Просто проигнорировали» [Родитель дошкольника].

«Ясельные группы появились как раз в тот момент, когда мы почти выросли из этого возраста. Но в них попасть вообще нереально. Нас взяли в ясельки после того, как я там устроила скандал. Опять же: даже ясельные группы — с 2-х лет. А полгода что делать?» [Родитель дошкольника]

«Основная проблема: нет мест в детских садах для детей с 1,5 до 3-х лет. Очень сложно попасть. Хотя должны быть бюджетные места, какие-то льготные категории. Поэтому мамочки вынуждены сидеть с детьми до 3-х лет и дольше» [Родитель дошкольника].

Городские власти пытаются решить проблему дефицита мест мерами экстенсивного (строительство новых детских садов и возвращение городу зданий бывших детских садов) и интенсивного (использование уже имеющихся площадей для организации групп кратковременного пребывания и дополнительных групп полного дня в дошкольных учреждениях, организации дошкольных

групп на базе общеобразовательных школ) характера.

Кроме того, дан старт развитию частных дошкольных учреждений в форме «центров времяпрепровождения» (эта форма признана приоритетной) и семейных дошкольных групп на базе дошкольных учреждений. Однако соотнесение прироста мест (в 2013 г. — 357 мест, в 2014 г., по плану, — 539) с очередью говорит о том, что темпы недостаточны.

Важно заметить, что способы решения проблемы дефицита мест в дошкольных учреждениях нередко наносят ущерб качеству услуг по следующим причинам:

• ради расширения площадей под новые группы в детских садах изымаются помещения, предназначенные для развития детей;

• увеличивается число детей в группах;

• снижается уровень безопасности. «У нас в детском саду был свой достаточно большой спортзал — его перепланировали, сделали санузел и сделали еще одну группу» [Родитель дошкольника].

«Напихали сады, СанПины непонятно какие придумали! В первый год у нас было еще по старым СанПинам — 20 человек в группе и 2 воспитателя, а сейчас 30 человек. И сейчас ходят меньше, чем тогда, потому что больше болеют. Они напихали их, как селедок в бочки. Раньше общая площадь игровой комнаты была рассчитана на ребенка. А сейчас про общую площадь не знаю: мало того, что их 30 человек, спальных мест нет, ставят двухэтажные кровати там, где не предназначено. Допустим, есть садики, где изначально были предусмотрены двухэтажные кровати, там все просчитано, выдвигается, бортики. А нам поставили деревянные, вторые этажи надстраивают, бортик — вот такой вот. Как может

воспитатель ловить каждого, если их несколько лежит на вторых этажах?! Вообще, жуть — совсем не думают о безопасности» [Родитель дошкольника].

Исследование также выявило дефицит дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие необходимой дифференциации в соответствии с заболеваниями детей, превышение нормы по числу детей в группах.

«Есть один специализированный муниципальный и один специализированный частный детский сад. Причем этот единственный сад — узкоспециализированный: только для умственно отсталых. А у нас диагнозы: и аутизм, и даунята и др. А группы одинаковые: всех пихают в одну среду» [Родитель дошкольника].

«Этот детский сад — единственный в городе для детей с нарушениями зрения. Вообще у нас специализация — амбиопия и косоглазие, но сейчас диагнозы у детей усложнились. Наш врач - тоже единственный в городе... Очередь в наш сад большая. Если раньше у нас было 2 группы (мы открылись еще в 1972 году), то сейчас — 5. И очередь. И если норма — 10 человек в группе, то у нас в группах — по 18-20 человек» [Руководитель специализированного детского сада].

Очевидно, что эффективна только своевременная медпомощь, поэтому дополнительный удар по будущему детей с ОВЗ наносит и закрытие медицинских учреждений, информировавших родителей о наличии в городе специализированных дошкольных учреждений и направлявших в них детей на коррекцию.

«Закрыли кабинет охраны зрения. И весь город остался без лечения... Наш детский сад рекомендовал врач. А ведь многие даже не знают, что мы существуем... Даже в 6 лет это уже

загубленный для лечения ребенок. Самое эффективное лечение — с 3 до 5 лет. Не могу понять, почему закрыли» [Руководитель специализированного детского сада].

Помимо нехватки мест в детских садах новым фактором снижения доступности дошкольного образования в самое последнее время становится рост стоимости пребывания ребенка в детском саду.

«Когда первый ребенок ходил в сад (ему сейчас 10 лет), начинали с 300 рублей, закончили на 450-ти. Но тогда это было 20-30%, так как муниципалитет оплачивал 80 или 70%. Сейчас это отменят, и получится, как минимум, в районе 1 500-2 000 рублей в месяц» [Родитель дошкольника].

Анкетный опрос показал, что для 6% домохозяйств, имеющих в своем составе дошкольников, именно стоимость оплаты — причина непосещения детьми детского сада.

К традиционно взимавшейся плату за пребывание в детском саду теперь прибавляются затраты на платные услуги. И главная проблема состоит в том, что, как выясняется, в платные услуги теперь переводят не только «роскошества», но и минимальную подготовку к школе. Для некоторых семей даже это оказывается не по карману.

«То, что нужно к школе — научить считать-писать — это все платно. Кто-то из детей ходит, кто-то не ходит...» [Родитель дошкольника].

«...Все, что нам государство обещает бесплатно, все равно все делают платным» [Родитель дошкольника].

В ходе общения с родителями дошкольников обнаружилась еще одна тревожная тенденция — массовый перевод муниципальных детских садов из дошкольных учреждений с обязательной образовательной функ-

цией в дошкольные учреждения по присмотру и уходу за детьми:

«Наша воспитательница рассказывала нам на собрании, что она проходила аттестацию на следующие 5 лет. И сказала, что воспитателям запретили готовить детей к школе...» [Родитель дошкольника].

«Наслышаны, что устраняют обязательную образовательную функцию у садов. Теперь по закону «Об образовании» это будут платные услуги» [Родитель дошкольника].

Косвенно эту тенденцию подтвердили, правда, одновременно пытаясь успокоить общественность, и те немногочисленные заведующие муниципальными детскими садами, встречи с которыми были санкционирована Управлением образования:

«Может, и к лучшему, что убирают понятие «занятие». Основное — научить ребенка добывать знания. Ведь не столь важно образование «от 13:00 до 14:00» — это лишь формализует образование. Образовательная функция должна быть растворена в течение всего дня: учат, когда гуляют, учат, когда одеваются, учат, когда обедают и т.д.».

«Мамы не правы, считая, что не останется детских садов с обязательной образовательной функцией. ...Изменение названия детских садов -появление слов «с функцией присмотра и ухода» — больше касается финансирования. Образовательная функция будет по-прежнему финансироваться в форме субвенций из областного бюджета, а функция по уходу и присмотру — из местного бюджета (как и средства на содержание зданий и помещений) и внебюджетных источников (доходы от дополнительных платных услуг и т.п.). И хотя в новом законе «Об образовании» устраняется понятие «занятие», это не приведет к отмене обязательной образовательной составляющей —

детские сады остаются образовательными учреждениями» [Руководитель муниципального детского сада].

По словам заведующей детским садом, принятый федеральный государственный стандарт сохраняет базовые знания, которые должен получить ребенок, посещая детский сад. В детском саду должно быть разработано Положение о системе контроля, включающей в себя самоконтроль педагогов и контроль за ними со стороны специально созданной группы педагогов высшей квалификации. Отмена же у муниципальных детских садов прежде имевшихся категорий (еще одна «новация» лета 2014 года) означает необходимость получения детским садом лицензии на дополнительную образовательную деятельность, которая раньше не требовалась, так как, например, в садах 1-ой категории кружки были включены в образовательную программу. При этом наша собеседница подчеркивала, что платным может быть лишь то, что выйдет за пределы образовательной программы, которая еще не утверждена.

Детским садам, чьи программы не будут утверждены к новому учебному году, придется вновь проходить лицензирование на право образовательной деятельности.

«Отмена категорий приведет к тому, что теперь наш детский сад должен будет заново получать лицензию на проведение дополнительной образовательной деятельности. В рамках образовательной программы все будет также бесплатно, как и было. А платным может быть только что-то сверх программы — как некий «плюс». Программа еще не утверждена официально. Однако уже есть примерный план, и в него программа нашего детского сада включена. А те детские сады, программы

которых утверждены не будут (уже сейчас не включены в план), вынуждены будут заново пройти лицензирование» [Руководитель муниципального детского сада].

Таким образом, на сегодня главный вопрос — что именно будет включено в бесплатный сегмент дошкольного образования. Совокупность упомянутых законодательных и организационных изменений вкупе с общим нацеливанием учреждений социальной сферы на предоставление платных услуг и рождает у населения и независимых экспертов предположения о грядущем росте платности, в том числе, в отношении самого важного — подготовки к школе.

Какой выход из положения находят семьи в случае недоступности для них муниципальных детских садов? В принципе, это может быть:

• присмотр и образование в рамках семьи;

• наем няни;

• посещение частного дошкольного учреждения;

• посещение учреждений дополнительного образования, подготовительных курсов при школах. Однако эти варианты, особенно

первые три, многими семьями расцениваются как малодоступные. Уровень зарплат в городе в основном не позволяет родителям переходить на частичную занятость либо обеспечивать всю семью за счет зарплаты одного родителя. Многие респонденты ставят вопрос о компенсации, выплачиваемой в случае отсутствия мест в муниципальном учреждении, однако пока этот вопрос решить не удается.

«В Таганроге нет даже разговоров о компенсации за непосещение ребенком детского сада. Здесь это даже не обсуждается. Хотя я слышала, что в других районах есть такие компенсации. Вроде, и по закону они положены.

Но у нас — ничего не положено» [Родитель дошкольника].

«К сожалению, наш субъект РФ пока не принял никаких подобных решений. В муниципальном саду ребенок государству обходится примерно в 1015 тыс. рублей. Доплата предполагается порядка 5 тыс. рублей — чтобы эти деньги можно было потратить на частный детский сад, который оплачивают сами родители. Плата по 10-12 тыс. рублей ежемесячно для нашего города существенная, когда зарплаты по 15-17 тыс. рублей. Знаю, что в ГорОНО инициировали такое письмо в Область, — просили рассмотреть» [Представитель органа местного самоуправления].

Идею компенсационных выплат родителям при отсутствии мест в муниципальных детских садах поддерживают и руководители частных дошкольных учреждений, полагая этот способ решения проблемы взаимовыгодным для всех трех сторон: семей, государства и частного сектора.

«По большому счету, государству выгоднее вкладывать в частные детские сады. Когда просчитывается стоимость нахождения ребенка в муниципальном детском саду и в частном детском саду — это земля и небо. Эта сумма — раза в два дешевле. Дайте людям возможность выбирать! [Руководитель частного детского сада].

Как недоступный в силу дороговизны расценивается вариант посещения частного детского сада:

«Частные детские сады недоступны. Да и муниципальные становятся все менее доступными, потому что собирают деньги за дополнительные услуги. Так в муниципальном детском саду стоимость, например, 700 рублей, а потом «набегает» около 2 тыс. А зарплата в городе 10-15 тыс. хотя реально в среднем 10 тыс. В

частных детских садах оплата — 1015 тыс...» [Родитель дошкольника].

В результате родителям приходится вырабатывать смешанные стратегии. В отдельных случаях подспорьем становится «подпольный» детский сад.

«Этот детский сад — на дому. Все это неофициально. Водили в 3 года, пока в 4 года нам не дали муниципальный детский сад. Используют, когда и на работу хочется выйти, и ребенка не можешь оставить. Руководители сада — сами родители — не хотели регистрироваться, потому что это налоги. Так мы платили по 7 тыс., а если бы они зарегистрировались, то платили бы 10 тыс.» [Родитель дошкольника].

В последнее время проблема дефицита мест решается с привлечением частного бизнеса: образовательные услуги включены в список приоритетных видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства [4]; в региональном бюджете предусмотрены субсидии предпринимателям на создание центров времяпрепровождения детей (эта форма признана приоритетной) и дошкольных образовательных центров [5]. С целью создания условий для развития сети негосударственных дошкольных учреждений в городской администрации создана межведомственная рабочая группа [6]. Кроме прочего, эти меры — способ выведения «частников» из тени.

«.принято было решение разработать формы поддержки для создания и развития центров времяпрепровождения деток. Почему не детских садов, а «центров времяпрепровождения»? У детского сада - образовательная функция, необходимо получение лицензии. А организация «времяпрепровождения» деток — это обеспечение гигиены, режима дня и т.п., то есть, функция присмотра. В

настоящее время проходит пилотный проект по их внедрению. Поддержка идет из средств бюджета области... Не секрет, что у нас много детских садов, которые не зарегистрированы как малые предприятия. И мы стараемся этими субсидиями, этой помощью вывести людей из «тени» [Представитель органов местного самоуправления].

Приоритет в развитии именно центров времяпрепровождения связан со сложностью получения образовательной лицензии, причем не в силу проблем с образовательной составляющей работы, а потому, что при открытии к образовательному учреждению предъявляются повышенные и часто меняющиеся требования со стороны надзорных органов, что оборачивается потерями не только времени, но и денег:

«Образовательную лицензию получить очень тяжело. Потому что очень сложно получить пожарную лицензию...» [Руководитель частного детского сада].

Да и проверки групп присмотра и ухода надзорными органами (пожарная охрана и т.п.) на разного рода безопасность проходят в более щадящем режиме:

«Нас проверяют по схеме частного детского сада. А если группа присмотра и ухода, то это другие, гораздо более низкие требования. Мой муж удивляется этому, также как Вы. Потому что получается: «Там, где дети, которые умеют читать, нужно тушить пожар. Если читать не умеют, тушить не будем!». Почему так — непонятно...» [Руководитель частного детского сада].

Такова ситуация с доступностью дошкольных учреждений. Теперь обратимся к вопросу о том, что происходит с качеством дошкольного образования. В ходе анкетного опроса родители детей дошкольного возраста оценили качество услуг дошкольных учреждений, которые посещает их ребенок (дети) следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Оценка домохозяйствами качества работы дошкольных учреждений

Показатели качества Доля домохозяйств с детьми-дошкольниками, выставившими оценку, % от числа домохозяйств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно Итого

Условия содержания детей (площадь и число помещений, их состояние и т.п.) 67 33 - 100

Питание 72 28 - 100

Количество детей в группах 71 24 5 100

Обеспечение безопасности детей 72 25 3 100

Качество обучения детей, Их развитие 66 28 6 100

Квалификация персонала 74 20 6 100

Отношение персонала к детям 86 13 1 100

Доступность логопедической помощи 45 22 33 100

В целом качество услуг определяется достаточно высоко: доля семей, оценивших качество услуг на «тройку», составляет 1/5 — 1/3 этой группы домохозяйств. При этом максимальное число оценок «хорошо» досталось позициям, характеризующим персонал дошкольных учреждений — его отношение к детям и квалификацию. Именно человеческий фактор пока демпфирует нарастающие негативные тенденции в виде роста числа детей в группах, снижения доступности непосредственно образовательных услуг и т.п.

Анкетный опрос высветил и серьезную проблему — резкое снижение доступности логопедической помощи: треть семей оценила доступность логопедической помощи на «двойку» и еще пятая часть — на «тройку». Интервью и фокус-группы позволили более детально разобраться в причинах этой, явно тревожащей жителей Таганрога проблемы.

«Логопед платный. Повезло, когда в ясельки пошли: последний год он был бесплатно — было положено держать в штате. А потом по новому закону перевели на хозрасчет, платят только за содержание, все остальное, любой шаг в сторону, все — платно» [Родитель дошкольника].

«.возможности попасть именно к логопеду в своем детском саду, и того, чтобы она уделила нужное время и сделала все, как надо, не было — не хватало часов. Потому что нагрузки у них маленькие — тоже, чтобы им меньше платить. Поэтому они, в основном, занимаются частным образом» [Родитель дошкольника].

«...прошлой весной (2013 г.) из детских садов убрали ставку логопеда. Это решение федерального уровня: Министерство образования приняло

соответствующее Положение... Специализированные сады по этой части в городе тоже есть, пара, — они хорошие, но я имею в виду просто логопедическую коррекцию. Услуги-то продолжают оказываться, но на платной основе: обычно 300 рублей за 45 минут. Далеко не каждый может себе позволить. И заниматься надо минимум 3 раза в неделю. И не неделю, не месяц, а постоянно — если хотите добиться результата» [Родитель дошкольника].

Таким образом, в основе снижения доступности логопедической помощи — сначала сокращение штатов логопедов, малое количество часов работы в детском саду, а теперь — и вовсе упразднение ставки логопеда в обычных детских садах.

В новых условиях работа строится так: ребенка с проблемами речевого развития направляют в созданную в городе психолого-педагогическую медицинскую комиссию (ПМПК), которая, при необходимости, направляет ребенка в специализированный детский сад. Но когда на весь город их только два, дети с относительно нетяжелыми проблемами туда попасть не могут. Бесплатные логопеды в поликлиниках не способны справиться с имеющимся спросом, тем более, что и там идет существенное сокращение штатов. В результате, многие семьи вынуждены отказываться от эффективной логопедической коррекции, что также скажется на успешности учебы в школе.

Не смотря на небольшое число семей, поставивших двойку «качеству обучения детей, их развития» (6%), на этой проблеме стоит остановиться: все-таки после «логопедической помощи» именно «качество обучения» получило менее всего оценок «хорошо».

Чем же недовольны семьи, и чем они объясняют негативные тенденции?

«В саду просто следили за тем, чтобы не разбежались. К школе сад никак не готовит. Вывели их на улицу, построили и они просто играют. Там все — в ограниченном количестве: группа — вот ее квадратик, они там и сидят. Если балуются, воспитатель на лавочку посадит, и сиди там. Лишь бы за забор не убежал» [Родитель дошкольника].

«Для меня было удивлением, когда в прошлом году на лекциях мы узнали, что детский сад — это место, где осуществляется уход и присмотр. Все! Какой тогда смысл в дележке на эти категории? Так сейчас во всех детских садах: «детский сад не обязан заниматься развитием». То есть, все, что они делают, — по их собственному желанию. Потому что сейчас даже логопедические кружки убрали из общей системы развития в детском саду и перевели их на лицензию» [Родитель дошкольника].

Еще одна новая проблема связана с непродуманной и не обеспеченной всем необходимым инклюзией, негативно сказывающейся как на детях с ОВЗ, так и на здоровых детях, что признают и работники детских садов.

«Инклюзия — это полный бред, потому что дети не готовы, а особенно не готовы родители... Мой ребенок знал, что такое инвалид, поскольку у него есть такой брат, а другие дети не знали. И когда пришел ребенок-инвалид, дети начали на него бросаться. Это — истребление и это — неправильно» [Родитель дошкольника].

«Диагноз нам поставили в 4-5 лет. Тогда уже начались проблемы: «По вашему диагнозу вам нужен специализированный сад». Это только

67-й. Мы встали на очередь — года два ждать. Нам за это время в обычном саду: «Водите поменьше, забирайте пораньше. Он мешает другим деткам». Выживали, как могли» [Родитель дошкольника].

«У нас есть такой ребенок. Он никогда не поиграет - просто возьмет игрушку и ударит по голове. И тот ребенок идет домой с «шишаком» или с фингалом, илиукусанный. А та мама говорит: «У меня с ребенком — все хорошо. Это ваши дети — придурки и идиоты». На собрании все родители всколыхнулись: «Надо же какие-то меры принимать! Как так: один пришел поцарапанный, второй — — уку-санный, третий — с вырванным клоком волос». Или: ребенок спокойно ест, а тот взял ложкой каши попал в глаз ребенку» [Воспитатель в муниципальном детском саду].

«Была идея — создать в саду отдельную группу для детей-инвалидов. Но не смогли добрать нужного количества и поместили их в обычные группы. Для детей-инвалидов — это, наверно, хорошо: они будут адаптироваться. А для моего ребенка — не очень, потому что он — в таком возрасте, когда активно все перенимает — подражает и в движениях, и в речи, и в реакциях, но не может пока оценить, хорошо это или плохо. А это такой возраст, когда формируется поведение на всю жизнь!» [Родитель дошкольника].

***

Проведенное исследование, позволившее получить объективную информацию о том, что происходит в самое последнее время с доступностью и качеством дошкольного образования в типичном российском городе, вынуждает нас дать отрицательный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи: реформы,

затронувшие теперь и дошкольное образование, ведут российское общество явно не в сторону большей эффективности и национальной конкурентоспособности.

Массовый перевод детских образовательных учреждений в учреждения лишь по присмотру и уходу за детьми; упразднение в детских садах института «занятий» с переводом адекватной подготовки к школе в разряд платных услуг; рост числа детей в группах и, соответственно, числа воспитанников, приходящихся на одного воспитателя; разрушение системы коррекционного образования с переходом к непродуманному и не обеспеченному всем необходимым инклюзивному образованию; резкое сокращение доступности логопедической помощи — все это полностью перекрывает доступ к дошкольному образованию для малообеспеченных детей, а для тех, кто чуть более обеспечен, хотя и оставляет доступ, но при резком снижении качества образования.

Трудно даже представить масштаб губительных последствий для интеллектуального и образователь-

ного потенциала нации, которые несут с собой подобные тенденции.

При этом приходится признать, что запредельная коммерциализация, отсекающая от важного социального блага огромную часть населения России, не связана с форс-мажором в виде западных санкций или резкого падения цен на нефть — она запрограммирована в еще вполне благополучные времена: в 2010-м году — принятием закона №83-ФЗ, в 2012-м — принятием нового закона об образовании; сегодня же, на фоне заметного падения уровня жизни существенной части населения, все это только усугубится.

Остается лишь надеяться на то, что на фоне обострения международной обстановки теперь уже совсем явно обозначившаяся неадекватность прежней модели социально-экономического развития, в рамках которой социальная сфера, включая все ступени образования, финансировалась по остаточному принципу (в разы меньше, чем в странах — основных геополитических конкурентах России [7]), заставит российское государство, наконец, перестать экономить на своем будущем.

Литература

1. Интервью председателя Исполнительного совета ЮНЕСКО и постоянного представителя России при ЮНЕСКО Э. Митрофановой «Дошкольное образование - основа процветания нации» агентству РИА Новости. — Режим доступа: http://ria.ru/interview/20100914/275513021.html, свободный. 14.09.2010. Дата обращения: 11.01.2015.

2. Постановление Администрации г. Таганрог от 17.10.2013 г. № 3280 «Об утверждении муниципальной программы города Таганрог «Развитие образования». — Режим доступа: http://tagancity.ru/uploads/documents/admin/programm/2013-10-17-p-3280. pdf, свободный. Дата обращения: 20.10.2014.

3. Решение Городской Думы г. Таганрог от 26.07.2012 г. № 455 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Муниципального образования «Город Таганрог» на период до 2020 года. — Режим доступа: http://old.tagancity.ru/docs/ gorod/economika/inv/n-24.09.2012-1.pdf, свободный. Дата обращения: 20.10.2014.

4. Постановление Администрации г. Таганрога от 13.11.2009 № 5542 «О Долгосрочной целевой программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Таганрог на 2010-2014 годы». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/ cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW186;n=30336, ограниченный. Дата обращения: 20.10.2014.

5. Постановление Правительства Ростовской области от 14.11.2013 г. № 698 «О финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста». — Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=124075, свободный. Дата обращения: 20.10.2014.

6. Постановление Администрации города Таганрог от 24.06.2014 №1916 «О создании межведомственной рабочей группы по созданию условий для развития сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений города Таганрога». — Режим доступа: http://tagancity.ru/uploads/documents/admin/postan/2014/2014-06-24-p-1916.pdf, свободный. Дата обращения: 20.10.2014.

7. Education at a Glance 2014: OECD Indicators // http://www.oecd.org/edu/eag.htm.

Bibliography

1. Interv'yu predsedatelya Ispolnitel'nogo soveta YUNESKO i postoyannogo predstavitelya Rossii pri YUNESKO E. Mitrofanovoy «Doshkol'noye obrazovaniye - osnova protsvetaniya natsii» agentstvu RIA Novosti. Rezhim dostupa: http://ria.ru/interview/20100914/ 275513021.html, svobodnyy. 14.09.2010. Data obrashcheniya: 11.01.2015.

2. Postanovleniye Administratsii g.Taganroga ot 17.10.2013g. № 3280 «Ob utverzhdenii mu-nitsipal'noy programmy goroda Taganroga «Razvitiye obrazovaniya». Rezhim dostupa: http://tagancity.ru/uploads/documents/admin/programm/2013-10-17-p-3280.pdf, svobodnyy. Data obrashcheniya: 20.10.2014.

3. Resheniye Gorodskoy Dumy g.Taganroga ot 26.07.2012 g. № 455 «Ob utverzhdenii Strate-gii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Munitsipal'nogo obrazovaniya «Gorod Taganrog» na period do 2020 goda. Rezhim dostupa: http://old.tagancity.ru/docs/gorod/ economi-ka/inv/n-24.09.2012-1.pdf, svobodnyy. Data obrashcheniya: 20.10.2014.

4. Postanovleniye Administratsii g.Taganroga ot 13.11.2009g. № 5542 «O Dolgosrochnoy tselevoy programme razvitiya sub'yektov malogo i srednego predprinimatel'stva v g.Taganroge na 2010-2014 gody». Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/regbase/ cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW186;n=30336, ogranichennyy. Data obrashcheniya: 20.10.2014.

5. Postanovleniye Pravitel'stva Rostovskoy oblasti ot 14.11.2013 g. № 698 «O finansovoy podderzhke sub"yektov malogo i srednego predprinimatel'stva, okazyvayushchikh uslugi po ukhodu i prismotru za det'mi doshkol'nogo vozrasta». Rezhim dostupa: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=124075, svobodnyy. Data obrashcheniya: 20.10.2014.

6. Postanovleniye Administratsii goroda Taganroga ot 24.06.2014 g. №1916 «O sozdanii mezhvedomstvennoy rabochey gruppy po sozdaniyu usloviy dlya razvitiya seti negosudar-stvennykh doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy goroda Taganroga». Rezhim dostupa: http://tagancity.ru/uploads/documents/admin/postan/2014/2014-06-24-p-1916.pdf, svobodnyy. Data obrashcheniya: 20.10.2014.

7. Education at a Glance 2014: OECD Indicators // http://www.oecd.org/edu/eag.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.