Научная статья на тему 'О дошкольном образовании в Дании'

О дошкольном образовании в Дании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4246
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАНИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бростром Стиг

В статье рассказывается о системе организации дошкольного образования Дании. Многие аспекты общественной жизни влияют на положение детей и семей в различных законодательных и профессиональных областях. Авторы дают демографическую характеристику населения, рассказывают об образовании, которое получают работники дошкольных учреждений. Особое внимание уделяют законодательным актам, которые регулируют деятельность дошкольных учреждений и используемым учебным программам. Правительство определяет общие законодательные принципы и рамки, применяемые в детских дошкольных учреждениях. Законодательство и учебная программа фокусируется на демократичности, необходимости ухода и заботы, на формировании компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschool education in Denmark

The article describes the system of organization of preschool education in Denmark. Many aspects of social life influence on children and families in a variety of legal and professional areas. The author give the demographic characteristics of the population, describes education, which is produced by employees of preschools. Particular attention is given to the legislative acts that regulate the activity of preschool establishments and training programs that are used. The government determines the general legal principles and frameworks used in daycare centers. Legislation and the curriculum focus on democracy and the need to care and concern about the formation of competencies.

Текст научной работы на тему «О дошкольном образовании в Дании»

Модельная программа для дошкольных учреждений Дании

Перевод данной модельной программы на русский язык был вдохновлен образовательной поездкой делегации Республики Саха (Якутия) в Данию в рамках подготовки проекта «Инновационное развитие системы дошкольного образования». Проект финансируется за счет займа Всемирного банка и софинансируется республиканскими бюджетами. Цель поездки состояла в том, чтобы познакомиться с современной системой дошкольного образования Дании, а также в изучении современных подходов к архитектуре и строительству детских садов. Близкое знакомство с подходами к развитию инфраструктуры дошкольного образования в Дании открыло для группы данную модельную программу. Дошкольное образование Дании базируется на трех основных принципах - свобода выбора, обучение взаимодействию в коллективе, отсутствие авторитарности. Аналогичные принципы применяются и в проектировании и строительстве современных детских садов.

О проекте

Совокупные расходы на воспитание и дошкольное образование детей являются одними из наиболее высоких в Европе и составляют 1,7% ВВП страны, а охват дошкольным образованием является универсальным (то есть весь спрос на данные услуги обеспечен). Как и в России, вопросы финансирования и администрирования дошкольных заведений, а также планирования количества мест в них находятся в ведении муниципальных властей.

В Дании выделяются шесть педагогических направлений, по которым строится содержательная работа воспитателей:

1. Личностные навыки.

2. Социальное общение.

3. Язык.

4. Природа и природные явления.

5. Физическое развитие ребенка, спорт.

6. Культура и культурные ценности.

К окончанию детского сада от детей не требуется умения писать, читать, все это они пройдут в подготовительном классе школы. Королевство Дания серьезно относится к социализации мальчиков и девочек - самой главной задачей датских дошкольных педагогов является развитие у детей социальных навыков, умения общаться со сверстниками и взрослыми. Сейчас датские дошкольные педагоги дейст-

© Перевод. Всемирный банк, Группа Всемирного банка, 2013 г. www.worldbank.org

вуют по принципу: школа должна быть готова принять детей, а не дети должны быть готовы к школе. В датских детских садах воспитанники разделены на две возрастные группы -от 0 до 3 лет и от 4 до 6 лет. В пределах этих двух групп дети совместно играют на площадках и свободно перемещаются по детскому саду.

Ключевые вопросы содержания образования, а также режима работы детского сада и предоставления услуг решаются совещательно с родителями (часто при помощи голосования). Совместное принятие решений является основой данной модельной программы, а свою роль получает каждый участник процесса.

Такой подход позволяет привлечь как родителей, так и более широкую общественность к решению вопросов дошкольного образования, повысить их осведомленность и приверженность к вопросам раннего детского развития.

Мы надеемся, что публикация данной модельной программы на русском языке станет позитивным примером для применения в России (и других русскоговорящих странах), а также позволит обогатить существующий опыт развития современных и качественных систем дошкольного образования.

Детские учреждения будущего

Агентство промышленности, торговли и строительства и кредитное общество Real-dania совместно с Ассоциацией датских муни-

МИРОВОМ ОПЫТ

■г

-

ципалитетов выступили инициаторами проекта, направленного на развитие детских учреждений, средних школ и жилья для престарелых. Цель проекта - вдохновить на инновационное мышление и аккумулировать знания о потребностях пользователей, равно как и новейшие знания о строительстве высокого качества.

Собранные в результате проекта многочисленный опыт и идеи представлены в модельных программах. Такие модельные программы будут активно использоваться в конкурсах будущих проектов, при проектировании и строительстве и будут постоянно дополняться, развиваться и совершенствоваться, исходя из конкретных проектов. Модельные программы будут открыты и доступны, что пригодится, в частности, будущим заказчикам общественных зданий.

При участии пользователей в строительном процессе у них появляется чувство хозяина в отношении готового объекта. Учитывая нынешние и будущие потребности пользователей, можно создать физические рамки, более точно и эффективно удовлетворяющие эти потребности. Модельная программа поможет реализовать пожелания заказчика и пользователей при разработке программы, выразить их в дизайне и претворить в жизнь - от ранней идеи до готового объекта.

В Дании детский сад и ясли являются важными элементами жизни детей, сотрудников и родителей. Хорошее детское учреждение создает надежные условия развития и благополучия детей, привлекательную рабочую среду для сотрудников и место, которому родители доверяют и где им рады.

Модельная программа для дошкольных учреждений включает современные знания о взаимосвязи между нынешними и будущими потребностями детей, воспитателей и родителей, с одной стороны, и физическими условиями самого детского учреждения, с другой. «Каталог вдохновения» для детских учреждений и Модельная программа могут быть активно использованы при планировании и программировании строительства, когда заказчик и пользователи должны совместно прийти к хорошим результатам.

Нет единого рецепта «правильного» детского сада или яслей. Потребности детей, воспитателей и родителей различны, и модельная программа не дает рецепта детского учреждения будущего. Хорошее детское учреждение зависит от желаний муниципалитета и конкретных потребностей пользователей.

Модельная программа заостряет внимание на взаимосвязи между физическими рамками дошкольного учреждения, его содержанием и потребностями пользователей. Одновременно идеи и фокусные области модельной программы разработаны с упором на применяемость и осуществимость.

Модельная программа разработана при сотрудничестве с координационной группой специалистов, референтной группой и отдельными детскими учреждениями, использованными в качестве примера. Референтная группа состояла из представителей инновационных детских садов, представителей соответствующих отделов/департаментов муниципалитетов и избранных экспертов.

Модельная программа может вдохновить и способствовать более квалифицированному процессу принятия решений, когда заказчик и пользователи должны прийти к согласию в вопросе о том, каким именно должен быть их детский сад.

КАК ДОБИТЬСЯ ВЫСОКОГО ПОЛЕТА ИДЕЙ?

Детские учреждения в развитии

Большинство детей Дании проводит большую часть своего активного времени в детских учреждениях. Это предъявляет большие требования к тем условиям, в которых они находятся. И независимо от того, является здание детского сада/яслей старым или новым, важно, чтобы в нем были хорошие возможности развития и здоровые физические условия.

В архитектурном и строительно-техническом отношениях здания должны, например, способствовать хорошему климату помещений, эффективному снижению уровня шума, иметь разумную доступность и выход на свежий воздух. Сфера детских учреждений развивается постоянно. По мере изменения общества предъявляются новые требования к педагогике и возникают новые требования к содержан ию и методам воспитания. Меня ются потребности родителей и детей, ожидания, предъявляемые к уходу за детьми, а рабочие процессы и практика работы воспитателей и других сотрудников приобретают новые формы. Поэтому очень важно, чтобы здания поддерживали, а не ограничивали тот спектр услуг, который они призваны вмещать, и поэтому

сами здания должны проектироваться, прежде всего, исходя из более глубокого понимания потребностей пользователей.

Физические условия должны, как на краткую, так и на долгосрочную перспективу, поддерживать потребности пользователей, педагогические устремления и принципы, а также повседневные рабочие процессы. Важно выработать наиболее квалифицированную основу эффективного использования будущих инвестиций.

Модельная программа для детских учреждений разработана, чтобы вдохновить муниципалитеты и частных заказчиков при работе с конкретными детскими учреждениями. Модельная программа призвана помочь тем, кто принимает решения, а также пользователям обратить большее внимание на взаимозависимость между педагогической практикой, пожеланиями и требованиями к проекту и физическими условиями.

Модельная программа облегчит разработку программы строительства детских учреждений и сможет стать отправной точкой для более детального описания пожеланий и требований к проекту строительства детского сада/яслей. Программа поможет вам найти вдохновение и новые идеи при выработке квалифицированной основы инвестиций в строительство детских учреждений.

Модельная программа указывает на необходимость помнить о потребностях пользователей, т.н. «здоровом» строительстве, энергосбережении и общей экономии - с самого начала процесса строительства, уже на стадии разработки его программы.

1.1. Руководство к Модельной программе

Модельная программа состоит из отчета «Модельная программа для детских учреждений» и пособия по диалогу «Помещение и Концепция».

Модельная программа написана для тех, кто принимает решения у государственных и частных заказчиков, занимающихся планированием строительства детских учреждений. Одновременно Модельная программа построена таким образом, что некоторые части могут быть разосланы тем пользователям, которых вы собираетесь привлечь к обсуждению проекта детского сада и того, каким он будет.

«Помещение и Концепция» представляет собой пособие по диалогу между участника-

COWI, ^ ARKITEKTER и Workz разработали модельную программу в сотрудничестве с руководителем детского сада Уллой Шмидт Нильсен, Муниципалитет г. Альбертслунд. Модельная программа разработана на основе интервью и наблюдений в отдельно отобранных детских учреждениях. В рабочем порядке группа обсуждала разработку модельной программы с референтной группой, где был представлен ряд руководителей детских учреждений, члены соответствующих отделов/департаментов муниципалитетов и отдельные эксперты. Мы выражаем благодарность представителям муниципалитетов, руководителям дошкольных учреждений, экспертам и представителям родителей, которые принимали участие в диалоге по модельной программе и вдохновили на разработку фокусных областей и пособия по диалогу «Помещение и Концепция».

ми обсуждения, которое поможет им структурировать диалог о фокусных областях и выборе, содержании и пожеланиях к вашему конкретному проекту. Пособие «Помещение и Концепция» можно найти на сайте Агентства промышленности, торговли и строительства, материал имеется также и в печатном виде. Руководство к пользованию пособием «Помещение и Концепция» можно найти в приложении А к модельной программе.

Начало проекта

Эта фаза отмечена слева на рисунке и показывает, где начинается проект. Все строительные проекты основаны на определении некоторых самых главных требований и условий проекта. Это, в свою очередь, опирается на закон об уходе за детьми, на действующие правила строительства (СНиП), на местные планы развития соответствующих муниципальных образований и на процессы принятия решений о капитальном ремонте или строительстве детских учреждений. Если вам необходимо вдохновение для вашего проекта, вы можете ознакомиться с «Каталогом вдохновения для ремонта и строительства детских учреждений и школ» (2009). Он показывает, как можно конкретно работать над рядом вопросов, включенных в модельную программу.

Проект изучается

Независимо от того, насколько вы решаете привлекать пользователей к строительному проекту, как правило, имеет смысл создать общее представление о том, кто в нем наибо-

лее заинтересован и кто каким влиянием пользуется. Успех строительства зависит также от того, насколько оно соответствует ожиданиям пользователей, граждан и политиков. Речь идет о качестве строительства и о регулировании ожиданий. Модельная программа поможет вам начать обсуждение. Сначала надо решить, кого из пользователей вы хотите привлечь к обсуждению, и спланировать общий ход встреч и принятия решений.

Будучи руководителем проекта, вы сможете почерпнуть вдохновение для планирования самого обсуждения в приложении А «Помещение и Концепция - инструмент диалога». Сам процесс, описанный в пособии по диалогу «Помещение и Концепция», делится на четыре встречи. Каждая встреча сосредоточена вокруг определенной шкалы и соответствующих перспектив строительства. Каждая шкала имеет несколько фокусных областей. Модельная программа построена таким образом, что руководителю проекта легко отобрать те главы программы, которые имеют отношение к каждой встрече. Вы можете разослать соответствующие главы участникам, чтобы они могли заранее подготовиться и подумать.

Благодаря четырем шкалам вы сможете охватить весь новый детский сад. Пособие «Помещение и Концепция» поможет стимулировать и вдохновить участников на поиски новых решений.

Опираясь на обсуждение содержания проекта с приглашенными пользователями,

вы разрабатываете описание тех пожеланий, которые появились в ходе обсуждения. Предложения пользователей ответственным за принятие решений станут идейной основой для дальнейшего решения о содержании строительного проекта.

Решение о проекте принимается

Пользователи, как правило, не имеют права окончательного решения. Но они могут вдохновить тех, кто принимает решения и обычно входит в состав группы, принимающей решения по данному проекту. Чем лучше проработана идейная основа проекта, тем лучше будут подготовлены и те, кому надо будет принять решение об окончательных требованиях и пожеланиях, которые станут частью вашего проекта.

Для обеспечения хорошей передачи проекта имеет смысл, чтобы результаты обсуждения с пользователями были представлены тем, кто будет принимать решения, кем-то из самих участников процесса обсуждения. Это позволит углубить некоторые позиции и принимающие решение смогут создать представление об энергетике и устремлениях, заложенных в проект.

Одни части идейной основы проекта отбираются, другие отпадают. Когда достигнуто согласие, предложения, поступившие в ходе обсуждения с пользователями, могут быть доработаны для включения в окончательную программу строительства. Те, кто принимает решение, должны позаботиться о выполнении главных критериев успеха проекта, а также о том, чтобы заложенные в основу проекта цели и критерии также были включены в окончательную программу строительства.

Проект обретает формы и наносится на бумагу

Программа строительства станет основой тендера и самих работ. Если программа строительства содержит какие-либо главные концептуальные моменты, то у архитекторов, разработчиков и инженеров будет свобода интерпретации разных пожеланий и требований. В результате вы можете получить решения, которые вы и не могли представить.

Обычно архитектор и те, кто принимает решение по проекту, имеют возможность диалога, что способствует повышению качества окончательного предложения. После того, как заказчик утвердил чертежи, строительство начинается.

Объект строится

Когда строительство началось, содержание строительного проекта в принципе неизменно. Есть период строительства, когда необходимо

подготовить переезд, закупить инвентарь и т.д. Если речь идет о капитальном ремонте, то детскому саду, может, придется временно переехать и разместиться в другом месте.

Необходимо подумать о подготовке стройплощадки, чтобы работе детского сада как можно меньше мешали шум, пыль, перевозки, крупный транспорт, хранение стройматериалов и оборудования. Также с самого начала следует подумать о безопасности стройплощадки. Тут следует иметь в виду как безопасность работающих на самой стройке, так и безопасность родителей, детей и воспитателей, находящихся вблизи стройплощадки. Полезно также на время строительства наладить тесные и формально структурированные контакты между детским садом и руководящим стройплощадкой подрядчиком.

Въезд

Когда детское учреждение построено, вы готовы к въезду. Не забудьте выделить примерно 4 недели на дегазацию мебели и материалов, чтобы не подвергать детей воздействию нежелательных веществ, входящих в состав красок, стройматериалов и новой мебели.

1.2. Пособие по диалогу «Помещение и Концепция»

Если вы отвечаете за строительство детского учреждения или за связанное с этим привлечение к обсуждению будущих пользователей, или если вам необходимо вдохновение и инновационное мышление, или вы хотите повысить качество поступающих от пользователей предложений, укрепить взаимосвязь между педагогическими ценностями детского сада, его профилем и программой строительства, то пособие по диалогу «Помещение и Концепция» как раз призвано помочь вам.

«Помещение и Концепция» - это инструмент диалога, который можно использовать для обсуждения тех опций, перед которыми вы стоите в ходе строительного проекта. Строительство или реконструкция детского учреждения сложны и здесь много аспектов. Выбор места, акустика, ожидания родителей, различия между детьми, требования экологии и устойчивого развития, отношения с окружением - вот лишь несколько важных аспектов, которые могут стать частью проекта.

Пособие по диалогу «Помещение и Концепция» предлагает процесс ознакомления участников с важными аспектами на разных уровнях.

«Помещение и Концепция» и прилагаемые к пособию инструкции призваны привлечь, с одной стороны, сотрудников, отвечающих за будни детей в реконструированном садике, и, с другой стороны, руководителя проекта из технического отдела муниципалитета, в задачи которого входит разработка программы строительства, в соответствии с требованиями качества и финансовыми возможностями муниципалитета.

Опишите критерии успеха проекта

В пособии «Помещение и Концепция» вы для начала определяете идейную основу проекта. Она включает заложенные в проект предпосылки. Обычно основа определяется до привлечения к обсуждению пользователей. Проект основы может быть разработан руководителем проекта от заказчика, после чего он подлежит обсуждению и утверждению в соответствующих инстанциях. Если у вас создана координационная группа, то проект основы может быть представлен ей. Важно на этапе разработки привлечь специалистов необходимого профиля. Не привлекая пользователей к обсуждению, вы можете позже обнаружить примеры неудачных для повседневной работы решений, чего можно было бы избежать, если бы в обсуждении принимали участие руководитель детского сада и несколько ключевых сотрудников.

Пособие по диалогу «Помещение и Концепция» предлагает процесс обсуждения с пользователями, благодаря которому можно будет принять квалифицированные решения по вопросам строительства, исходя из идейной основы всего проекта.

Привлекая к обсуждению пользователей, вы способствуете появлению у них чувства собственника, что очень ценно при начале строительства и при пользовании зданием.

Ясность процесса принятия решений

При обсуждении с пользователями важно то, каким образом принимаются решения. Поэтому имеет смысл подумать о создании структуры привлечения пользователей к участию в проекте. Четкая организация проекта показывает, кто именно принимает решения, кто вдохновляет, кто выдвигает предложения и кто обеспечивает необходимую «высоту полета» идей. Если вы решите создать координационную группу по строительству и группу пользователей по проекту, то вы сможете таким образом распределить роли между разными форумами. Важно разделить эти форумы, чтобы было ясно, кто чем

занимается. Координационная группа может действовать как высшая инстанция при принятии решений по проекту.

В состав координационной группы могут входить, например, следующие ключевые фигуры:

• Руководитель отдела детских учреждений из департамента по вопросам детства и юношества.

• Ответственный за планирование из технического отдела/департамента.

• Руководитель детского учреждения.

• Начальник строительства из технического отдела/департамента.

• Руководитель проекта от муниципалитета.

Титулы и названия должностей соответствующих лиц в разных муниципалитетах отличаются.

Задачей координационной группы может стать утверждение содержания окончательной программы строительства и обеспечение включения в окончательную программу главных целей проекта: соблюдение экономических параметров и графика, возможности расширения и т.п.

Целью группы пользователей может стать разработка идей и предложений, способствующих принятию квалифицированных решений о том, как построить инновационный и эффективный детский сад. В центре внимания группы находится вопрос обеспечения инновационного мышления и перенос имеющихся у членов группы профессиональных знаний в содержание и основу проекта. В состав группы пользователей могут входить, например, следующие ключевые фигуры:

• Педагогический консультант из муниципального отдела/департамента по делам детства и юношества.

• Сотрудник технического отдела/департамента, занимающийся строительством.

• Руководитель дошкольного учреждения.

• Его заместитель.

• 1 или 2 сотрудника детского учреждения.

• Представитель профсоюза.

• Представитель родителей, член правления.

• Муниципальный руководитель проекта.

• Возможные стратегические партнеры по сотрудничеству.

Четыре встречи - четыре шкалы

К разработке проекта строительства детского учреждения можно подойти по-разному. Важно хорошо проработать проект. В ходе

рабочего процесса также важно несколько раз изменять перспективу, что будет способствовать инновационному мышлению и взаимообогащению идей. Поэтому вдохновение в модельной программе структурировано по четырем перспективам. Одновременно это поможет иметь общее представление, о чем идет речь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четыре перспективы мы обозначили как шкалы, и каждая представляет взгляд на детский сад с разных сторон. Эти четыре шкалы кратко описаны в разделе 1.3 обзора главы.

Ваш проект - ваша перспектива

Пособие «Помещение и Концепция» построено таким образом, что вы можете начать с любой шкалы и работать в любом порядке по желанию.

Многим строительным проектам подойдет следующая последовательность. Вы начинаете с определения потребностей наиболее важных пользователей и наиболее важных ситуаций, возникающих при пользовании. После этого вы останавливаетесь на педагогическом методе данного детского учреждения, его оборудовании и взаимосвязи между методом и оборудованием. Далее вы смотрите, как в этом детском саду организованы дети и какие в нем есть возможности, оснащение и т.п. И под конец вы - как бы поднявшись на вертолете - смотрите на детский сад в его окружении и на те

возможности, которые в них могут быть. Такой порядок называется «идти изнутри наружу».

Распределение процесса обсуждения на четыре встречи делает его более гибким, и преимущество заключается в том, что между встречами у участников есть время подумать и подготовиться. Если вы предпочитаете проводить более длительные семинары или курсы в специальном центре, то четырехсоставная структура встреч может быть легко преобразована в одну или две встречи.

Пособие по диалогу стремится к облегчению использования модельной программы в течение всего процеса - с момента принятия решения о строительстве и до момента начала разработки программы строительства. Главы 2-5 построены таким образом, что фокусные области, имеющие отношение к каждой шкале, приводятся в соответствующей главе.

Поэтому при вашей подготовке эти главы могут быть использованы как своего рода готовые «пакеты» и смогут способствовать вдохновению.

В пособии «Помещение и Концепция» визуальное выражение пользуется большим приоритетом, чем сам текст. Цель заключается в том, чтобы у каждого участника появилось желание поскорее начать работу. Модельная программа содержит много дополнительных описаний, и вы сами найдете новую информацию, способную повысить качество обсуждения. Пособие «Помещение и Концепция» более просто по стилю, хотя речь и идет о том же сложном материале, что и в модельной программе.

1.3. Обзор глав

Модельная программа состоит из 8 глав и 2 приложений.

24/7 Круглые сутки, целый год

В этом разделе мы рассматриваем ситуации, которые могут возникнуть при пользовании детским садом в течение 24 часов в сутки и в течение всего года. Что происходит каждый день и что случается лишь иногда? Есть ли у всего года или у времени года свой ритм? Какие ситуации особенно значимы? И кто является - или мог бы стать - важным пользователем детского сада? Все эти фокусные области и примеры дизайна, наиболее важные для данной шкалы, представлены в главе 2.

1:50 Обустройство детского учреждения

В шкале «1:50 Обустройство детского учреждения» мы уделяем внимание педагогике и оснащению. Кто регулирует виды деятельности и доступ к разному оборудованию или помещениям, когда есть потребность в большом или малом, существуют ли особые педагогические темы и как все это должно быть отражено при оборудовании детского сада, в его интерьере. Этой шкале посвящена глава 3.

1:500 Организация детского учреждения

Данная шкала ставит задачу рассмотреть организацию детского сада и его структуры. Вы анализируете, как организованы дети и разные помещения, оборудование и т.п. Что для вас наиболее важно и где расположить конкретное оборудование - в самом детском саду или где-либо поблизости. В главе 4 представлены соответствующие фокусные области и примеры дизайна.

1:5000 Детское учреждение и его окружение

Эта шкала предлагает вам взглянуть на детский сад/ясли и ближайшее окружение с высоты птичьего полета, чтобы создать представление об окружении и заложенных в нем возможностях. Если место вашего будущего детского сада еще не определено, то именно эта шкала пригодится вам для поиска хороших возможностей месторасположения. Если речь идет об уже существующем детском учреждении, вы можете воспользоваться этой шкалой для поиска возможностей сотрудничества с другими детскими учреждениями или организациями, а также обсудить, что в вашем

случае будет наиболее правильным - реконструкция или пристройка. С фокусными областями этой шкалы вы можете подробно познакомиться в главе 5.

Комбинации - 5 примеров

В главе 6 вы найдете 5 примеров того, как можно на практике применить модельную программу. Описанные сценарии задуманы как импульс для вдохновения, и вы легко и быстро сможете увидеть, чего можно добиться, применяя модельную программу. Примеры не являются проработанными проектами, как тот процесс, который предстоит начать вам, со многими разными пожеланиями и приоритетами. Они иллюстрируют, как модельная программа может быть использована при работе над отдельной конкретной проблемой.

Глава 6 может быть использована для демонстрации пользователям того, что вы собственно собираетесь делать и как можно комбинировать разные фокусные области и примеры дизайна, чтобы удовлетворить имеющиеся к проекту пожелания и требования.

Экономически сознательные потребители

Что мы получим за наши деньги? Это важный вопрос всех строительных проектов. Глава 7 дает представление о том, какие финансовые средства связаны с разными типами выбора. Этот раздел может вдохновить вас на разные мысли и идеи о новом здании и прилегающей территории. Цель заключается в том, чтобы дать вам инструмент, показывающий, как извлечь максимум из вложенных средств - с точки зрения педагогических ценностей и определенных в вашем проекте критериев успеха.

Если вы при обсуждении с будущими пользователями хотите уделить особое внимание экономическим последствиям выбранных возможностей, вы можете разослать им в качестве подготовительного материала главу 7.

В зеркале истории

То, что мы сегодня принимаем как данное, укоренилось в нашем времени. Глава 8 «Исторический ракурс» может помочь вам взглянуть на ваше здание и педагогическую практику через призму истории. Эта глава может стать историческим фоном или помочь вам подумать о тех вопросах, которые будет уместно задать при формулировании пожеланий и требований, которые лягут в основу вашего проекта.

Если вы хотите при обсуждении с пользователями уделить особое внимание педагогическим ценностям и практикам, определяющим профиль будущего детского сада, вы можете разослать им в качестве подготовительного материала главу 8.

Руководство к пособию «Помещение и Концепция»

Руководство адресовано вам, как ответственному за планирование, разработку программы строительства и проведение обсуждения с будущими пользователями. В приложении А вы найдете руководство к пользованию пособием по диалогу. Оно будет направлять вас, предлагая, как при помощи пособия «Помещение и Концепция» организовать эффективное обсуждение с пользователями.

Все детские учреждения разные

Особая задача состоит в разработке модельной программы, которая могла бы быть использована всеми при обсуждении конкретных проектов. Ознакомление с работой пяти избранных детских учреждений в Дании вдохновило на разработку модельной программы. В приложении В вы найдете обзор тех детских садов, которые мы посетили в ходе предварительной работы над перспективами, нашедшими свое выражение в модельной программе.

ЕСТЬ ЛИ У ДЕТСКОГО САДА СВОЙ РИТМ?

24/7 Круглые сутки, целый год

В этом разделе модельной программы мы приглашаем вас сосредоточиться на ситуациях, возникающих при пользовании детским учреждением в течение 24 часов суток и в течение всех 365 дней года. Что происходит каждый день, а что случается лишь иногда? Есть ли особый ритм, сопутствующий ритму года или изменению времен года? Какие ситуации наиболее важны?

Есть ли какие-либо существенные проблемы, которые повторяются снова и снова в течение года или в течение суток, которым вы бы хотели уделить особое внимание уже в ходе строительства и при формулировании требований к вашему объекту? Фокусные области этой главы помогут вам при обсуждении перспектив, связанных с повседневным использованием здания. Речь может пойти и о ритме. Например, меняющееся количество детей

в летнее время, или особые задачи, вызванные разными временами года, или ритм школьного года и разные традиции культуры.

В этой шкале мы также приглашаем вас подумать о пользователях в широком смысле. Кто мог бы стать важным пользователем детского сада? - ведь кроме детей, сотрудников и родителей можно представить и других пользователей.

Надо ли учитывать этих альтернативных пользователей при разработке основ вашего проекта? Какие у них потребности и как добиться синергии, если в течение года у детского учреждения в его повседневной жизни существуют разные типы пользователей?

Как увязать много различных потребностей?

Игровое поле «24/7 Круглые сутки, целый год» и соответствующие игровые фишки в пособии по диалогу «Помещение и Концепция» сочетают фокусные области «Родители» и «Гибкость». В данной шкале диалог призван обратить внимание на разные ситуации, возникающие в ходе пользования детским садом, - как в течение суток, так и в течение года.

2.1. Родители

Внимание сосредоточено на ситуациях контакта родителей с детским садом. Некоторые такие ситуации происходят лицом к лицу, в то время как другие смещены по времени или месту. Фокусная область предлагает обсудить, каким образом сотрудничество с родителями может быть поддержано физическими рамками.

Мы исходим из того, что родители переживают разные ситуации, в ходе которых закладываются основы понимания жизни детского сада, впечатления о нем и отношение к его сотрудникам и с другими родителями.

То, как родители воспринимают детский сад, обусловливается целым рядом разных встреч: бесед с сотрудниками, родительскими собраниями, ситуациями приведения и забирания детей, разными видами информации, впечатлениями от театрализованных представлений и социальных мероприятий и через телефонные контакты и контакты в Интернете. Все эти встречи дают родителям ментальную картину детского сада и его сотрудников.

Фокусная область

Фокусная область напоминает колесо из четырех частей, где каждая часть представляет разные ситуации контакта:

• В то же время, в том же месте.

• В то же время, в разных местах.

• В разное время, в том же месте.

• В разное время, в разных местах.

Вы можете использовать фокусные области для определения ситуаций контакта в вашем детском саду/яслях и описать, какие впечатления вы бы хотели оставить у родителей от вашего детского сада и от его работы с детьми. Если вы хотите оставить разные впечатления, то при описании разных ситуаций или встреч можно обозначить те места или помещения

РцДДО ЧииРй

вашего детского сада, которые особенно важны в этой связи.

При использовании фокусной области для встречи, посвященной схеме повседневной работы и работы в течение года, вы можете выделить те ситуации контакта родителей с детским садом, которые происходят часто. Этот тип ситуаций показан во внутренней части круга. По краям мы разместили те ситуации, которые случаются редко.

Цель заключается в том, чтобы описать, каким образом вы хотите создать условия как случайных, так и запланированных встреч, чтобы тем самым облегчить налаживание отношений между родителями и детским садом.

2.2. Гибкость

Понятие гибкости - одно из наиболее часто используемых в наши дни. Оно используется в разных ситуациях, при обозначении того, что на ближайшее время и в перспективе возмож-

Типичные вызовы

• Ожидание того, что отношения возникнут сами по себе.

• Неясность в отношении того, кто несет юридическую ответственность за детей, когда родители находятся в саду.

• Создание рамок, поддерживающих хорошее отношение с родителями.

• Дать родителям такое представление о работе и жизни детского сада, чтобы у них осталось хорошее впечатление.

• Сотрудники детского сада должны чувствовать уважение со стороны родителей.

• Родители должны иметь представление о ценностях вашего детского сада.

• Контролировать приход/уход.

• Общение с родителями должно быть достаточным и точным.

• Родители должны иметь возможность влияния на детский сад.

ности и простор действий гарантированы - как в мелких, так и в крупных вопросах.

Когда речь идет о строительстве здания, различные заинтересованные и участвующие стороны имеют подчас разные представления о гибкости, используя при этом одно и то же понятие. Разные представления вытекают из их видения готового объекта, пользования им и того периода времени, в течение которого они с этим детским учреждением будут связаны. Но что это, собственно, означает при разработке проекта конкретного здания?

Фокусная область, обозначенная нами как «гибкость», предлагает вам обсудить, какое понимание гибкости наиболее целесообразно в вашем детском учреждении. Гибкость должна быть отражена как при разработке педагогической программы, так и при строительстве, чтобы вы могли получить полную отдачу от тех возможностей, которые она предоставляет вам и другим пользователям.

Уделив внимание разным представлениям пользователей о гибкости и примерив их к разным временным перспективам и конкретным частям здания, вы сможете уточнить, какое именно понимание гибкости вам подходит.

Речь может идти о гибкости поведения, о существующих возможностях, дающих вам гибкость, или же о возможности изменения помещений и их назначения. Важно, чтобы вы были в состоянии описать, каким именно

Типичные вызовы

• Каждая сторона имеет свое представление о гибкости, но все используют одно и то же слово.

• Иногда гибкость используется для обозначения гарантии свободы действий и в оправдание своей позиции.

• Раздвижные стены часто используются совсем не так, как вы себе представляли.

• Возможность изменить помещение и использовать его по-новому связана с педагогической практикой и культурой сотрудников детского учреждения.

• Гибкость в отношении здания может также означать возможность его последующего расширения.

• Назначение здания может со временем измениться.

• Может возникнуть потребность отгородить на какое-то время части здания.

• Гибкость может также означать, что другие пользователи тоже имеют доступ к зданию после закрытия детского сада. В этой связи следует провести расчет затрат на электроэнергию, воду, отопление и уборку.

должно быть ваше детское учреждение в течение заданного периода времени, так чтобы архитекторы и инженеры, которые будут разрабатывать проект, имели хорошее представление о ваших пожеланиях. При этом, обсуждая понятие гибкости, важно помнить о детском учреждении в целом. При обсуждении возможностей можно также подумать об использовании территории детского сада и неотапливаемых внешних построек.

Если говорить о ближайшем времени, то тут понятие гибкости часто связывают с меблировкой, варьированием помещений и мест, т.е. с более «легкими» частями здания.

В перспективе понятие гибкости часто оказывается связанным с «тяжелыми» частями здания, например, конструкцией и расположением основных частей и лестниц. Поэтому одно не должно исключать другое.

Фокусная область

В фокусной области, с одной стороны, обозначены разные заинтересованные лица, с другой стороны - линия времени. Линия времени обозначает гибкость с точки зрения разных временных перспектив, от очень короткого времени - каждый час - до очень продолжительного времени - 30 лет и более.

Фокусная область призвана помочь вам при обсуждении вопроса о том, какое понимание гибкости вы хотите применить к вашему детскому учреждению. Одновременно фокусная область покажет вам, как это может быть до-

стигнуто. Это прояснит само понятие гибкости, что именно она призвана поддерживать и кому желаемая гибкость принесет пользу. ■

Продолжение в следующем номере

Свобода действий в будни

Почему:

Окружение, на которое можно повлиять, и разные места на выбор дадут детям и взрослым новые возможности. Разнообразие мест и рабочих ситуаций поддерживает смену видов деятельности и рабочих задач.

Кто:

Воспитатели и дети

Временная перспектива:

Из часа в час

Как:

Повседневная гибкость означает наличие широкого спектра разных мест и избыток места, чтобы можно было выбирать. Доски объявлений, столы и места хранения на колесиках, а также шторы помогут легко адаптировать окружение к разным видам деятельности и задачам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муниципалитет л

РуКйВОДИГйЛЙ

Сотрудников

Родителей

Детей

Смена пользователей

Почему:

При удлиненных часах работы и взрослым, и детям будет полезно сменять «декорации», что придаст суткам особый ритм. Если здание сдается в аренду другим пользователям, начинается ли у него в эти часы новая жизнь?

Кто:

Воспитатели, родители, дети, муниципалитет и другие пользователи

Временная перспектива:

Гибкость в течение суток

Как:

Разделение здания на секции и шкафы или иные места хранения для пользователей со стороны облегчат сдачу здания в аренду.

Работа над проектами

Почему:

При работе детей и воспитателей над каким-либо проектом возможно придется что-то временно изменить, установить сцену или освободить место для хранения красок.

Кто:

Воспитатели, руководитель детского сада, родители, дети

Временная перспектива:

Месяц и более

Как:

Передвижная мебель, место хранения и альтернативные места для ежедневных видов деятельности облегчат реализацию проекта.

Сезонные колебания

Почему:

В течение года число детей в саду колеблется. Перед началом учебного года детей обычно больше, а после начала учебного года и в сезон отпусков их меньше.

Кто:

Воспитатели, руководитель сада и муниципалитет

Временная перспектива:

В течение года

Как:

В периоды с малым количеством детей можно собрать детей на меньшей площади и закрыть часть сада. Это облегчит наблюдение и уборку. Дополнительное место в раздевалке пригодится в периоды, когда детей больше.

Изменения демографии и педагогики

Почему:

Со временем распределение старших и младших детей меняется. Меняется и педагогическая практика и представления о хорошей жизни в саду.

Кто:

Воспитатели, руководитель сада и муниципалитет

Временная перспектива:

В течение ряда лет

Как:

С точки зрения нескольких лет гибкость означает возможность использовать здание по-разному. Задача будет облегчена, если, например, все туалеты рассчитаны как на младших, так и на старших детей. При необходимости изменения структуры здания и организации его помещений за счет переноса стен и проемов между помещениями важно расположение кабелей и инженерных сетей.

Изменение функций

Почему:

В течение, например, 30-летнего периода, могут произойти большие изменения. Необходимость в детском саду на этом месте может исчезнуть. Муниципалитет может принять решение о реконструкции здания и изменении его назначения и условий работы.

Кто:

Муниципалитет

Временная перспектива:

Десятилетия

Как:

С точки зрения гибкости на долгую перспективу важна глубина здания, расположение основных частей и хорошие возможности пристройки. Это важно для трансформации здания, например, в жилой дом или офисы.

Дкятилвтие

Бол« продолжительно* ЦИК!

О. А. Шиян

Знаковое средство для творческого проектирующего мышления

Шиян Ольга Александровна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» (Москва, Россия)

Первое, что поражает российского читателя при знакомстве с датской модельной программой, - это ее принципиальная непохожесть на то, что мы привыкли видеть в подобных документах. Обычно всякого рода программы и стандарты носят запретительно-предписывающий характер и могут быть иллюстрацией к высказыванию одного из героев романа Умберто Эко «Маятник Фуко»: «По системе запретов можно понять, чем люди занимаются». Вспомнить хотя бы нормы из еще недавно действовавших СанПиНов о том, насколько часто в детских садах надо стирать и гладить кукольные платья и в насколько плотно закрывающихся коробках хранить ветошь для уборки кухонь. Даже оглавление новых образовательных стандартов представляет собой перечень требований (оговоримся, требований очень грамотных, соответствующих современности). Идеальное действие, соответствующее

системе требований, - это их исполнение, адресат - исполнитель.

Но вот датская программа построена совсем в ином ключе. Центральным является заявление о том, что «все сады разные», разница задается ситуацией, в которой представлены разные позиции - уникальная для данного сада конфигурация родителей, региональных условий, муниципальных возможностей и пр. Создание детского сада - это не выполнение инструкции, пусть даже хорошей, грамотной, а пособие для решения задачи. В ней обозначены не столько правила действия, сколько проблемные точки, которые должны стать предметом обсуждения и проектирования: каким будет ритм суток и года, где будет располагаться сад и пр. Адресат этой программы - автор проекта.

Вторая важнейшая особенность -это «материализация» гуманной педагогики. Для того чтобы конкретное понятие «работало», а не просто декларировалось, оно должно иметь конкретное воплощение в пространственной среде. Так, «гибкость» образовательной системы не просто провозглашается, а выражается в возможности изменять временные и пространственнее рамки в течение дня, недели, года и т.д. У читателя, выросшего на родине A.C. Выготского, датская модельная программа вызывает одну очень ясную ассоциацию: такой текст - это знаковое средство для творческого проектирующего мышления. Думаю, это средство - вполне в зоне нашего ближайшего развития.

С. Бростром

О дошкольном образовании в Дании

Бростром Стиг - доктор философии, профессор факультета образования Орхусского университета (Орхус, Дания)

Preschool education in Denmark

Stig Brostrom, PhD,

professor Department of Education, Aarhus University (Aarhus, Denmark)

Демографические и прочие фоновые характеристики

Дания, с населением 5,5 млн человек, является одной из самых маленьких стран в Европейском Союзе. По данным переписи

2009 года, с 1950 года население страны возросло на 30% и стало более этнически и культурно разнообразным. В период с 1980 по

2010 год около полумиллиона иммигрантов различных национальностей получили датское гражданство. Около 25% работающего населения Дании не имеет на данный момент образования выше средней школы, 64% имеют профессиональное образование или профессиональную подготовку и 7% имеют образование более высокого уровня. В феврале 2010 года безработица составляла 4% от всего населения (Statistik, 2009).

Процентное соотношение занятых на рынке труда мужчин и женщин на данный момент фактически идентичное. Молодым родителям предлагается 52 недели оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, которые могут быть разделены между обоими родителями. По истечении этого периода родители имеют возможность отдать ребенка в детский сад или другое учреждение.

В Дании семейная политика всегда основывалась на общем принципе, предполагающем, что семья является основой в воспитании ребенка, и благополучие условий жизни ребенка - поле ответственности его родителей. Государственные органы несут лишь общую ответственность за создание хорошей социальной базы для обеспечения максимально благоприятных условий семьям с детьми. Основные

вопросы, касающиеся детей и семейной политики, разрабатываются Министерством социальных дел, которое устанавливает общие рамки и условия. Одним из результатов социального развития в последние тридцать лет является то, что количество женщин, в частности матерей, имеющих малолетних детей, на рынке труда в настоящее время достигло в процентном соотношении почти того же уровня, что и мужчин (Socialministeriet, 2000).

Многие аспекты общественной жизни влияют на положение детей и семей в различных законодательных и профессиональных областях. До 2011 года в Дании не было определенного министерства, ответственного за положение детей и семей. Вместо этого, эта ответственность была разделена между несколькими различными министерствами, каждое из которых специализировалось в определенной области. Министерство социальных дел отвечало за объекты раннего дошкольного развития детей, Министерство образования - за школьное обучение, Министерство юстиции - за правовой статус и положение детей. Однако в 2011 году Министерство социальных дел и Министерство образования были объединены в Министерство по делам ребенка и образовательной политики.

П рофессиональное развитие и обучение

Квалифицированный персонал в датских детских яслях - это педагоги, которые после 3,5 года обучения получили диплом бакалавра. Такой персонал занимает 50% рабочих мест в яслях (2002 человека, по данным на октябрь 2008 года). Оставшиеся 50% рабочих мест

(1975 человек) заняты неподготовленным, с профессиональной точки зрения, персоналом (Statistik, 2009).

Педагоги имеют возможность пройти двухлетний курс обучения с программой неполного учебного дня в качестве повышения квалификации, получив при этом Диплом Педагогического Образования. Однако эти курсы платные; помимо этого, тех педагогов, которые посещают занятия, должен кто-то замещать на их рабочем месте. Поэтому подобный тип обучения становится малодоступным для многих педагогов.

Частным детским педагогам не требуется никакого образования, они имеют возможность открыть у себя дома детский сад, который могут посещать до пяти детей одновременно.

От принципов, регулирующих образование, до учебных программ

В 1999 году Закон о социальной помощи от 1976 года был заменен Законом о социальных услугах от 1998 года (Servicestyrelsen, 2009). Положения Закона о социальных услугах и основные принципы, реализуемые Министерством социальных дел, касающиеся детских учреждений, в соответствии с упомянутым законом, были сформулированы на основе принципов, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка:

• Заботиться о детях и поддерживать их в приобретении и развитии социальных и общих навыков с целью стимулирования всестороннего развития и уверенности каждого ребенка, способствуя тем самым обеспечению оптимального и безопасного детства.

• Стимулировать и облегчать детям деятельность, которая способствует развитию воображения, творчества и языковых навыков. Обеспечить пространство и возможность для игры и обучения, физических упражнений, для общения и для исследовательской деятельности.

• Подготовить детей к сотрудничеству, разделению ответственности, тем самым помогая развитию их независимости и чувства ответственности.

• Поощрять понимание детьми культурных ценностей и взаимодействие их с природой.

Датская система дошкольного образования сформировалась в соответствии с децентрализованной моделью, которая предпола-

гает способность каждой структуры системы действовать самостоятельно. Правительство определяет общие законодательные принципы и рамки. Местные власти управляют работой детских дошкольных учреждений и несут ответственность за их деятельность; каждый местный орган власти утверждает руководящие принципы для функционирования конкретных дошкольных учреждений в рамках действующего законодательства. Родительские комитеты принимают участие в:

а) формулировке принципов, которые должны управлять работой дошкольных учреждений и центров по уходу за детьми;

б) распределении бюджетных средств;

в) назначении персонала на должности.

В этих рамках и в соответствии со сформулированными целями сотрудники и педагоги определяют содержание ежедневной активности, упражнения, методы работы и материалы, используемые в процессе обучения и развития детей. Местные власти издают письменный отчет о структуре и принципах, применяемых в деятельности муниципальных дошкольных учреждений (Socialministeriet, 2000).

Датские педагоги, преданные своим профессиональным принципам и взглядам, достаточно долгое время сопротивлялись введению национального или централизованного учебного плана. Однако в последние десятилетия можно отметить некоторое движение в направлении принятия более формализованного учебного плана. С вступлением в силу Закона о социальном обеспечении 1998 года были приняты более определенные образовательные цели, которые легли в основу официальной политики в сфере образования и развития детей.

Центральные понятия в этом законодательном акте - «уход» и «забота». «Уход» в Дании традиционно рассматривается как подчеркнуто совместное отношение между педагогом и ребенком, определяемое перспективой развития ребенка и тем фактом, что один человек заботится о другом и действует в направлении, которое служит образованию, развитию и укреплению благосостояния другого (Brostrбm, 2006). В законодательстве «уход» имеет два значения: это и опека над детьми, обеспечение их безопасности в то время, когда их родители работают; и принятие решений, основанных на профессиональном понимании детских потребностей, благосостояния и развития. Роль педагога начинается с понимания потребностей ребенка и его перспектив, объединенных

с собственным сопереживанием педагога и положительным отношением к ребенку, - все это необходимо для создания среды, соответствующей потребностям ребенка. Второе значение термина «уход» согласуется в большей степени с трактовкой этого термина педагогами раннего развития в других странах, когда они рассматривают образование маленьких детей как что-то выходящее за рамки простой опекунской заботы. Датские педагоги отвергают термин «учитель» для понимания их роли и термин «образование» для описания их взаимодействия с детьми.

Датские педагоги обращаются к описанию того же уровня профессионализма, когда используют термин «уход», как и педагоги других стран, когда они говорят о термине «образование» (Brostrбm, 2006). Содержание этого высокопрофессионального уровня обслуживания в Дании может значительно отличаться от содержания образования в других частях света. Тем не менее, в этой статье образование и педагогика определяются «как практика и теория, касающиеся тех явлений, которые связаны с обучением, воспитанием и уходом, а также их возможными последствиями и воздействиями» (Brostrбm, 2006, с. 395).

Другой заметный разрыв с традиционным пониманием произошел в 1998 году, когда был принят Закон о социальном обслуживании, вводивший термины «познание» и «процесс познания», вместо принятого ранее «развития» в контексте целей и результатов деятельности детских садов Дании. До этих нововведений дети «развивались» в детском саду и «учились» в школе, но с принятием этого документа началось, по крайней мере на уровне риторики, стирание этих границ. Среди прочего, закон 1998 года требует, чтобы педагоги содействовали организации таких мероприятий, которые призваны стимулировать воображение, творчество и развитие языковых навыков ребенка, а также призваны обеспечить детям пространство и возможности для игры и обучения, для физических упражнений, для общения и для исследования окружающего мира.

Таким образом, законодатели не требуют организовывать процесс обучения, который бы характеризовался как традиционный урок, где, например, педагог организует изучение языка с использованием специальных материалов в целях поддержки и развития социальных компетенций детей. Напротив, приводятся аргументы за то, чтобы процесс обучения проходил через все виды деятельности

в течение всего дня: деятельность детей неотъемлемо включает в себя процесс обучения. Детские сады должны быть осведомлены о возможности использования таких элементов обучения, которые можно включать в различные виды деятельности. Взрослые должны показывать разностороннюю осведомленность, когда ребенок хочет обучаться, узнавать что-то новое.

Законодательство не предусматривает строгие формулировки того, что должно быть сделано за период посещения ребенком детского сада. Отсутствие строго определенной политики, касающейся теории образования, его целей и содержания, позволяет педагогам, родителям и детям создавать свое собственное пространство в детском саду, а также поддерживать индивидуальный образовательный стиль педагогов. Так, педагоги, родители и, в идеале, сами дети, работая вместе, могут создавать детский сад или развивающий центр, прокладывая путь для индивидуализированной активности, способствующей процессам обучения и развития.

Национальная учебная программа

Результаты исследований, направленных на рассмотрение и измерение результатов обучения в раннем возрасте, проложили путь к созданию национальной учебной программы; именно поэтому в 2004 году парламент принял Закон об учебных программах. Учебный план является необходимым условием для каждого дошкольного учреждения и предполагает реализацию шести основных целей, содержание которых выражается в следующих темах: 1) личностные компетенции; 2) социальные компетенции; 3) язык; 4) тело и движения; 5) природа и природные явления; 6) культура и ценности (Folketinget, 2004). Родители и педагоги в каждом учреждении должны обсуждать и интерпретировать по-своему эти темы и один раз в год разрабатывать собственную учебную программу на основе конкретных потребностей и условий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти шесть тем учебного плана следует рассматривать в свете общих целей, указанных в Законе. Прежде всего, необходимо обращать внимание на демократическую направленность и рассмотрение ребенка как активного члена общества, участвующего в реализации демократических принципов в обществе, содействии развитию культуры и общества. Тем не менее,

интерпретация общих, заданных Законом целей, отдается на усмотрение самих педагогов (Daginstitutionsloven, 2007). В частности, это может касаться того, что определяет развитие:

• физические, психологические и эстетические условия для обеспечения комфортного пространства;

• уход и поддержка всестороннего развития каждого ребенка, чувства собственного достоинства и безопасного детства;

• участие, совместная ответственность и понимание основ демократии;

• детская независимость и способность участвовать в общественной деятельности;

• переход к обучению в школе и поддержка базовых компетенций и желания учиться.

Принимая положительное толкование закона и основных руководящих принципов, указанных в нем, мы понимаем каждое дошкольное учреждение как демократичное место для встреч, где дети могут получить положительный опыт, быть вместе с другими детьми и взрослыми, стать активными участниками окружающих процессов. На основе таких фундаментальных демократических представлений дети смогут получить не только заботу и уход, но и образование и знания одновременно. Тем не менее, описывая то, что происходит в дошкольных учреждениях, мы видим ряд важных проблем. Подобные проблемы становятся ясны, прежде всего, поскольку педагоги каждый год должны составлять учебную программу с упором на шесть заданных законодательно целей, а также должны описывать используемые ими методы. Именно так мы можем видеть тенденцию к сужению целей и задач, что приводит к механическому характеру практической педагогической деятельности и сводит обучение к познанию базовых навыков, а не жизненно актуальных практических умений. Во многих дошкольных учреждениях термины «уход» и «забота» по-прежнему рассматриваются как способность лишь отвечать за сохранность детей, а не как взаимоотношения между педагогом и ребенком, направленные на его будущее, благополучие, обучение и развитие. В таких дошкольных учреждениях обучение трактуется как пассивная для ребенка передача знаний, а не как активный процесс, способствующий развитию. Однако сейчас наблюдается некоторая тенденция проявлять осторожность и внимание по отношению к обучению и воспитанию дошкольников, используется термин «Educare» (где «edu» образовано от англ. «education» - обучение и «care» -уход) (Brostrom, 2006).

Ценность демократичности, ухода и компетентности в датском законодательстве

Демократия

В отношении демократических ценностей наиболее актуальными становятся рассмотрение возможности ребенка участвовать в принятии решений, оказывать некоторое влияние; а также выделяется желание ребенка быть ответственным членом группы и сообщества. Оба этих направления предполагают вполне определенный взгляд на ребенка как активного участника. Эти направления получили несколько различное выражение в законодательных актах и учебных программах.

Направление «возможность влияния и участия в принятии решений» отражено как в законодательных актах, так и в самих программах и имеет следующие формы:

• «Дошкольное учреждение должно дать детям возможность участвовать в принятии решений, совместной ответственности и дать некоторое понимание демократии».

• «Ребенок должен иметь возможность быть признанным как личность, которая может оказывать влияние на окружающий мир в процессе своего развития».

• «Дети должны быть вовлеченными, заинтересованными и активными участниками, способными на сотрудничество и включенными в процессы, имеющие демократическую направленность».

Приведенные выше выдержки из законодательных актов и учебных программ подчеркивают стремление к главной цели, а именно к формированию демократического склада восприятия у человека в демократическом обществе. С одной стороны, это показывает нам долгосрочную перспективу, касающуюся будущего человека в будущем обществе. Однако все это также возвращает нас к пониманию того, что должно быть сделано в повседневной современной жизни в дошкольных учреждениях: дать детям возможность влиять на происходящие процессы; разрабатывать и планировать ежедневные мероприятия в сотрудничестве с детьми. Все это возможно, если прислушиваться к детям, брать их идеи на рассмотрение, тем самым давая ребенку почувствовать, что он активный, равноправный член общества, у которого есть право внести свое слово и повлиять на свое окружение.

Направление, касающееся возможности ребенка быть «ответственным членом группы и общества», является центральным в упомянутом ранее законодательстве:

• «Дошкольное учреждение должно способствовать развитию детской самостоятельности, способности участвовать в укреплении общности и социальной сплоченности и интеграции ребенка в общество Дании».

Самостоятельность и участие, включенность в группы и общество составляют единое целое. Это означает, что нет никакого противоречия между индивидуальным и коллективным подходом, они связаны диалектически. Самостоятельность и чувство собственного достоинства являются необходимыми для полноценной реализации активности ребенка в группе и способности внести свой вклад в общество. Способность участвовать в деятельности общества - необходимое условие для того, чтобы учиться быть полноправным демократическим гражданином общества. Далее законодательный акт описывает общество, которое можно охарактеризовать формулировкой «социальная сплоченность и интеграция в обществе Дании». Интеграция в общество является частью целенаправленного образования и имеет колоссальное социальное значение. Добавление в эту формулировку слова «Дания» относится к социальным дискуссиям о патриотических настроениях и к желанию развития национальных ценностей и национальной сплоченности. С одной стороны, это можно интерпретировать как некоторую регрессию и возвращение к несколько романтизированной национальной идее, но, с другой стороны, это можно также понять как рациональное веяние, направленное на стремление осуществлять образование с включением всех членов общества.

Уход и забота

Рассматривая ценность заботы и ухода, наиболее важно затронуть такую тему, как «уход, необходимый для детского благополучия, обучения и развития».

Эта тема упоминается как первостепенная в законодательстве и повторяется много раз в различных формулировках. Как пример можно привести следующие выдержки:

• «В сотрудничестве с родителями дошкольные упреждения должны обеспечивать детям уход и заботу, которые поддерживают их всестороннее развитие и чувство собственного достоинства, а также способны сделать детство ребенка более счастливым».

• «Дети должны получать необходимый уход, заботу и уважение, с тем, чтобы развивать конструктивные отношения привязанности к взрослым и детям».

Помимо этого текста, в соответствии с традицией дошкольных учреждений, а также в программных документах, «уход» описывается как деятельность, которая вносит свой вклад в детское благополучие. Уход рассматривается как автономная категория, которая служит для описания улучшения качества жизни ребенка и оценивается с огромным одобрением со стороны политиков, родителей и практиков. Уход -также средство для развития надежной привязанности, которая рассматривается как основа для детского гармоничного эмоционального развития. Это подчеркивается в представлении об уходе как основе для счастливого детства.

Помимо рассмотрения ухода в качестве основы независимой категории, он также рассматривается как средство для обучения и развития:

• «Дошкольное учреждение должно поддерживать детское благополучие, развитие и обучение».

В этом контексте понятие ухода можно интерпретировать как условие для обучения. Различные практические методы должны содержать в себе элементы ухода и заботы, с тем чтобы содействовать обучению детей, а также составляют основу для их развития на протяжении всей жизни.

Наконец, на практике заботливое отношение к детям, уход за ними рассматриваются как возможность для ребенка получить признание и, соответственно, опыт социальной интеграции:

• «Целью этого закона является предотвращение социального отчуждения, что происходит с помощью профилактических и поддерживающих мер».

Уход и, соответственно, детское благосостояние - одни из главенствующих переменных в сфере включения ребенка в социум. Принятие национальной учебной программы для дошкольных учреждений, сочетающей в себе как уход, так и обучение, - основной путь минимизации негативного социального наследия в сфере детского развития и воспитания. А также это одна из самых важных политических целей и перспектив.

Детская компетентность

Со вступлением в силу государственной учебной программы основное внимание передвигается на проблему обучения. Обучение, которое определяется как присвоение ребенком новых знаний или же новых компетенций, является наиболее важной темой и направлением программ. Данная тенденция имеет следующее выражение:

• «Дошкольное учреждение должно способствовать детскому обучению и развитию компетенций с учетом накопленного опыта, игр и запланированных мероприятий образовательной тематики. Все это открывает возможность для получения детьми новых знаний, стимуляции исследовательской деятельности и приобретения опыта».

Законодательство подчеркивает значимость дошкольных учреждений как среды обучения и задает понимание обучения и как ценности самого по себе, и как необходимости в русле подготовки к обучению в школе и последующему обучению в течение всей жизни человека. Однако обучение не рассматривается здесь как узко направленный взрослым процесс, но понимается как активный процесс, в рамках которого ребенок, во взаимодействии с другими детьми и взрослыми, исследует окружающую среду, экспериментирует, играет. Независимо от того, инициируется ли процесс обучения детьми или взрослыми, он должен характеризоваться активностью ребенка, его познавательным интересом и инициативой.

Законодательство указывает на некоторые компетенции, которые должны быть приобретены ребенком в дошкольном учреждении:

• «Учебный план фокусируется на следующих темах: комплексное развитие; социальные компетенции; развитие языка;

изучение природы и природных явлений; культура и ценности».

Учебный план требует от педагогов планирования и осуществления образовательной практики в сфере реализации описанных выше шести тем. Эти общие темы составляют содержание детского обучения и гармоничного развития. По каждой теме педагогам даются некоторые методические рекомендации, но все же практикующие педагоги сами должны интерпретировать заданные темы. Можно критиковать этот подход за слишком большую долю свободы, открытости, гибкости, однако именно такая установка подчеркивает и уважение к профессионализму педагогов.

Заключение

Законодательство и учебная программа фокусируется на демократичности, необходимости ухода и заботы, на формировании компетенций. Демократические ценности, такие как «участие детей в принятии решений, совместная ответственность и понимание демократии», ярко подчеркнуты в этих документах. Формулировки типа «дети должны чувствовать заботу и уважение» указывают на важность понятий «уход» и «забота». А шесть тем, лежащих в основе формирования компетенций, служат руководством по воспитательной работе в сфере развития детей для практикующих педагогов. ■

Ссылки

Brostrom S. (2006). Care and Education: Towards a New Paradigm in Early Childhood Education (Vol. 35, pp. 391-409): Child Youth Care Forum, Springer Science+Buisness Media.

Folketinget. (2004). Lov om p^dagogiske l^replaner, [Law on national curriculum] LOV nr 224 af 31/03/2004

Retsinformation. (2007). Dagtilbudsloven, [Law on daycare] from https://www.retsinformation.dk/

Servicestyrelsen. (2009). Serviceloven, [Law on social service] from http://www.servicestyr-elsen.dk/wm152102

Socialministeriet. (2000). Early Childhood Education and Care Policy in Denmark. Kobenhavn: Socialministeriet.

Statistik. (2009). Statistikbanken, [Statistic] from www.danmarksstatistik.dk <http://www. danmarksstatistik.dk> — Danmarks Statistik.

Перевод Екатерины Коконцевой

Статья поступила в редакцию 17.08.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.