Научная статья на тему 'Детский сад в Швеции'

Детский сад в Швеции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2488
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШВЕЦИЯ / СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ШВЕДСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веракса Александр Николаевич, Емельянова Элла Леонидовна

Швеция демократическая благополучная страна, с развитой системой образования, с огромным творческим потенциалом, с давними традициями всестороннего содействия научным исследованиям и разработкам. Непрерывность, доступность, универсализм основные принципы системы образования, которые в Швеции стараются соблюдать на всех уровнях образовательного процесса, начиная с дошкольных учреждений. Трепетная забота государства о детях и их родителях делает шведское дошкольное образование одним из лучших в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детский сад в Швеции»

МИРОВОЙ ОПЫТ

Э. Л. Емельянова, А. Н. Веракса

Детский сад в Швеции

Швеция - демократическая благополучная страна, с развитой системой образования, с огромным творческим потенциалом, с давними традициями всестороннего содействия научным исследованиям и разработкам. Непрерывность, доступность, универсализм - основные принципы системы образования, которые в Швеции стараются соблюдать на всех уровнях образовательного процесса, начиная с дошкольных учреждений. Трепетная забота государства о детях и их родителях делает шведское дошкольное образование одним из лучших в мире.

Образование - забота государства

Первые дошкольные учреждения появились в Швеции еще в XIX веке, но только в 70-х годах прошлого столетия им стали уделять значительное внимание. С 1996 года ответственность за воспитание детей была передана от министерства здравоохранения и социальной защиты к министерству образования и исследований. Цель такого переноса - усилить педагогический и обучающий аспект дошкольных учреждений.

Основные задачи деятельности шведских дошкольных и школьных учреждений определяются парламентом страны, риксдагом (Riksdagen), и министерством просвещения (Utbildningsdepartementet). Важной вехой стало введение первого учебного плана для дошкольных учреждений (ЬрТо 98), который вступил в силу 1 августа 1998 года. Правительство и парламент Швеции утвердили учебный план, обозначающий систему ценностей, а также цели и обязанности дошкольных учреждений.

Учебный план является гарантией качественного дошкольного образования для всех детей, независимо от места проживания. Если все детские сады следуют одному учебному плану, они имеют аналогичные цели. В то же время пути к их достижению могут быть разными. Учебный план не навязывает методы работы, воспитатели в сотрудничестве с родителями и детьми сами занимаются их разработкой. То, что подходит в одном детском саду, не всегда приемлемо в другом.

Одной из сильных сторон дошкольного образования в Швеции является подготовка педагогических кадров. Для педагогов дошкольников существует специальная университетская программа, продолжительность которой

Ключевые даты дошкольного образования Швеции 1996 г. Ответственность за дошкольные учреждения переходит к министерству просвещения. 1998 г. Для дошкольных учреждений принимается государственная образовательная программа. 1998 г. Шестилетние дети получают возможность посещать дошкольный класс при общеобразовательной школе.

составляет 3,5 года. Освоить ее может любой студент, поскольку обучение по специальности «дошкольный педагог» полностью финансируется государством.

Государство не забывает о родителях. Уже с 1948 года при рождении ребенка в Швеции родители получают денежное пособие. Помимо этого папа и мама имеют право на отпуск продолжительностью 450 дней, которые оба родителя могут использовать единовременно или «растянуть» по своему усмотрению на ближайшие восемь лет. Этими же льготами пользуются родители приемных детей.

Демократия, солидарность, ответственность

Культура воспитания детей в Швеции развивается в контексте модели «общества всеобщего благоденствия», где благополучие ребенка находится в центре внимания. Воспитание детей является общественно-политической задачей. Основополагающие ценности, которые должны быть привиты при помощи обучения

и воспитания - это Демократия, Солидарность и Ответственность. Демократия является основой деятельности дошкольных учреждений. Дети должны знать, что все люди равны.

При знакомстве с учебным планом бросается в глаза, насколько государство заботится, чтобы социальная демократия стала повседневной практикой. Учебный план подчеркивает, что становление детской идентичности должно быть согласовано с изменениями шведского общества. В связи с процессами эмиграции шведское общество становится более многогранным с культурной и этнической точки зрения. Учебный план также указывает на необходимость экологического воспитания детей. Воспитатели должны обучать ребенка заботливому отношению к окружающей среде.

Не нарушая прав ребенка

Детские сады существуют, прежде всего, для детей, даже если и родители получают выгоду в виде возможности работать или учиться. Ребенок - свободная личность, которую нужно уважать, уметь слушать и слышать. Воспитывать ребенка нужно, не нанося ущерб его личности, не унижая, так, чтобы вырастить человека, умеющего принимать решения и отвечать за свои поступки.

«В детском саду дети должны быть окружены взрослыми, которые видят индивидуальные возможности каждого ребенка». Из учебного плана для дошкольного образования Ьр/о 98.

Концепция детства основывается на демократических ценностях и на уважении прав ребенка. Отношение воспитателей к детям носит характер не иерархического отношения -действует принцип переговоров. Вместо того чтобы командовать детьми, воспитатели приглашают их обсудить ситуацию вместе.

С раннего возраста малыш имеет право выбора, он понимает, что его мнение важно для окружающих. Воспитатели должны с уважением относиться к мнениям детей, их интересам и опыту при планировании ежедневного обучения. Нет ничего удивительного, если воспитатель спрашивает у детей совета, во что лучше поиграть.

Согласно учебному плану, игра важна для развития и обучения ребенка. Дети должны иметь возможность выразить себя индивидуально и в группе, например, в песнях, музыке, рисовании, танце, театральных выступлениях, речи и письме. Языковое развитие ребенка является неотъемлемой частью дошкольного образования. Детские сады несут особую ответственность за детей, для которых шведский язык не является родным.

Ярким выражением такого отношения к жизни является создание организаций, которые следят за тем, чтобы неукоснительно соблюдались права ребенка. Эти организации, например, отслеживают рекламу на телевидении. Согласно закону 1991 года реклама не может быть направлена на детей, поэтому до, после и во время детских передач запрещен показ роликов, агитирующих покупать игрушки, напитки или другие продукты. Кроме того, для детей создана специальная конфиденциальная телефонная линяя, которая предназначена как для регистрации жалоб, так и для информирования самых маленьких граждан об их правах.

Задачи дошкольных образовательных учреждений являются широкими и всесторонними, ведь они должны заложить фундамент для последующего развития личности. Главная задача, стоящая перед дошкольным образовательным учреждением, - заинтересовать ребенка, развить в нем желание учиться, совершенствоваться, постигать новое, вселить в детей веру в собственные способности, а не достижение определенного уровня знаний.

Какой сад выбрать

Государственная ответственность за социальное обеспечение и воспитание детей в Швеции фактически привела к государственной монополии в этой сфере. Частные детские учреждения встречаются редко.

Дошкольные учреждения работают круглый год пять дней в неделю, за исключением официальных праздничных дней. Время работы детского сада - обычно с 7.00 до 17.30; но есть варианты. В Стокгольме, где многие родители сильно загружены, есть детсады, которые закрывают в 18.30.

Дошкольные учреждения посещают дети в возрасте от одного года до пяти лет. Дотируемые государством государственные детские учреждения поддерживают профессионально занятых родителей, позволяя как можно лучше совместить семью с работой или учебой. Муниципалитеты обязаны предоставлять места в дошкольных учреждениях всем детям, чьи родители работают или учатся. Дети, чьи родители не работают или находятся в отпуске в связи с рождением ребенка, имеют право посещать дошкольное

учреждение не менее 15 часов в неделю. Семейная политика в Швеции ориентирована на поддержку профессионально занятых родителей, для чего государство создало необходимые условия. Вследствие этого работающие родители получают гораздо больше поддержки, чем не работающие.

Мест в шведских детских садах катастрофически не хватает. Зачастую родителям, прежде чем получить место для малыша, приходится ждать около полугода.

Днем на улицах шведских городов можно встретить организованные группы детей. Это малыши из открытого детского сада, так называемого «даггис», гуляют в сопровождении воспитателей. Группа эта заметна издалека, ведь все малыши одеты в светоотражающие жилеты. Обычно в таких группах 10-12 детей. У открытого детского сада нет собственного помещения. В течение нескольких часов дети под присмотром взрослых путешествуют по улицам города, знакомятся с его достопримечательностями, постигают правила поведения в общественных местах. При приеме в открытые дошкольные учреждения предварительная регистрация детей не требуется.

МИРОВОЙ ОПЫТ

Есть в Швеции семейные детские сады, где воспитатель присматривает за детьми в собственном доме. Семейный детский сад -«дагмама» - обычно оборудуется таким образом, чтобы в нем могли комфортно проводить время 4-8 детей. Дети находятся здесь примерно столько же времени, как и в обычных детских садах, пока родители на работе. Малыши вместе с воспитателями также гуляют по городу, изучая особенности общественной жизни.

Правда, и в обычных детских садах сейчас малыши все больше времени проводят на улице. Дошкольники играют в подвижные игры и, как показали исследования скандинавских специалистов, это не только развивает крупную моторику (малыши становятся более ловкими и сильными), но и укрепляет здоровье. В сравнении со сверстниками, которые проводят большую часть времени взаперти, дошкольники, занимающиеся на воздухе, значительно реже болеют.

По данным на осень 2005 года, 77,3% детей в возрасте от одного года до пяти лет были записаны в дошкольные учреждения, а 6,1% посещали семейные детские сады. Большинство дошкольных учреждений находятся в ведении муниципалитетов, однако 25% являются немуниципальными, чуть меньше половины из них - родительские кооперативы. Начиная с июля 2006 года для немуниципальных дошкольных учреждений не требуется аккредитация Шведского государственного управления среднего образования.

«Время, проведенное в детском саду, должно быть увлекательным, поучительным и давать чувство надежности всем детям». Из учебного плана для дошкольного образования Lpfo 98.

С 2005 года многие муниципалитеты взимают установленную плату за посещение детьми дошкольных учреждений, которая не должна превышать 3% от месячного заработка родителей или опекунов за первого ребенка и, соответственно, 2% и 1% за второго и третьего. Если ребенок находится в дошкольном учреждении менее 15 часов в неделю, то плата не взимается.

Сильно институализированную систему (ECEC, Early childhood education and care policy) воспитания и заботы о детях, которая стала составной частью государства всеобщего благоденствия, отличает высокое качество педагогической работы. Более 50% персонала детских садов состоит из воспитателей, а также педагогов, которые занимаются с детьми в свободное время. Обычно с группой детей из 15 человек в возрасте до трех лет занимаются два воспитателя и одна няня, а если ребята старше трех лет, то группа состоит из 20 человек.

Для детей с нарушениями в развитии

Главный принцип шведской системы интеграции детей с нарушениями в развитии - сделать так, чтобы «особый» ребенок перестал быть «особым» в социальном плане и стал своим среди сверстников. Важно, чтобы он мог нормально жить, общаться, играть, учиться. Считается, что в детском саду лучшей терапевтической средой является естественное взаимодействие ребенка со сверстниками.

По шведским законам каждый ребенок с нарушениями развития имеет право на личного ассистента в детском саду. Сначала специалисты определяют, какие у ребенка проблемы, по их показаниям и назначается ассистент. Его работу оплачивает коммуна, а не детский сад. Ассистент закреплен за конкретным ребенком и следует за ним из группы в группу (если семья переезжает, то и в другой садик) и дальше, в школу.

Готовясь к школе

С середины 70-х годов прошлого века в Швеции получила распространение так называемая предшкола, являющаяся старшей ступенью системы дошкольных учреждений. Посещают ее шестилетние дети. Подготовительные учреждения открыты круглый год. Дети неработающих родителей тоже могут ходить на занятия.

Подготовительные классы для шестилетних позиционируются как отдельная форма учреждений и считаются первым шагом к длительному обучению. Государство устанавливает цели образования, за выполнение этих целей отвечают коммуны.

Подготовительные классы выполняют как социальную, так и культурную функции. На обучение отводится не более трех часов при сохранении общего режима детского сада. Более 90% детей посещают такие подготовительные заведения.

Здесь за детьми присматривают, о них заботятся, их обучают. Через игровые ситуации

малыши овладевают началами чтения и письма. И хотя при поступлении в школу шведские дошкольники отстают от своих зарубежных сверстников по грамотности, к девятому классу они становятся лучшими в мире по этому показателю.

Важно заметить, что ни в одном дошкольном учреждении детей не ранжируют по успеваемости. Педагоги обсуждают успехи детей, но сами дети вплоть до восьмого класса школьного обучения не получают отметок.

Предшкольное образование в Швеции -тема острых дискуссий. У него есть как сторонники, так и противники. Одни, выступая с точки зрения выравнивания стартовых возможностей для детей, поступающих в школу, считают такую меру, как предшкола, недостаточной. По их мнению, необходимы более глубокие изменения в социальной структуре и в системе образования. Другие критикуют пред-школу с «общегуманистических» позиций. Они уверены, что такое образование ограничивает свободу ребенка и права родителей, подчеркивая, не без оснований, несовершенство

дошкольных учреждений по сравнению с «нормальной семьей». Противники предшкольного образования убеждены, что обучение навыкам письма и чтения не сможет решить проблемы общего развития ребенка. Гораздо более распространенным является мнение о том, что каждый дошкольник должен научиться делать что-то своими руками. Это повышает уверенность ребенка в своих силах и подготавливает его к дальнейшим испытаниям, поскольку собственным старанием малыш достигает реального результата уже в таком раннем возрасте.

Хвалить, нельзя наказывать

По данным многочисленных опросов, проведенных в конце 90-х годов, более 70% родителей в США, Австралии, России и целом ряде европейских стран применяют к детям дошкольного возраста физическое наказание. В чем же причина популярности такой воспитательной меры?

Во-первых, для того чтобы шлепнуть ребенка или силой оттащить от привлекательного предмета, взрослому не нужно чему-то учиться или как-то заранее обдумывать свое поведение. Физическое наказание может применить каждый и в любое время. Во-вторых, существует устойчивое мнение о том, что наказание эффективно предотвращает нежелательное поведение ребенка, и потому его применение вполне оправданно.

Что касается последнего утверждения, то психологи пришли к заключению, что физическое наказание вызывает сильное отрицательное эмоциональное переживание у ребенка, которое проецируется на близкого взрослого, - дошкольник перестает доверять взрослому и не демонстрирует нежелательное поведение лишь в его присутствии. Кроме того, сам факт такого наказания снижает самооценку ребенка - ведь любое проявление родительского недовольства малыш в силу возрастных особенностей воспринимает как отрицательную оценку себя целиком, а не каких-то конкретных действий. В результате дошкольник начинает бояться проявлять какую-либо активность, чтобы не получить отрицательной оценки со стороны взрослого.

В Швеции уже в 1970-е годы правительство серьезно обеспокоилось практикой применения физического насилия. По телевидению и в газетах широко обсуждалась неприемлемость подобных действий в отношении

ребенка; соответствующие обращения к взрослым публиковались повсюду, даже на пакетах с молоком. В 1979 году был введен закон, согласно которому «по отношению к ребенку не может применяться физическое наказание или иное воздействие, унижающее его достоинство... Намеренные угрозы, ограничение его свободы или иные действия, вызывающие неприятные чувства у ребенка, рассматриваются как унижающие его достоинство, а потому запрещены». Не случайно столь популярная у нас книга А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» в родной Швеции воспринималась не однозначно - ведь в ней родители неоднократно наказывали ребенка.

В 1986 году было проведено масштабное исследование по изучению применения физического наказания родителями, в котором приняли участие более двух тысяч шведских и американских семей. Оказалось, что в шведских семьях физическое наказание применяется в два раза реже, чем в американских; семей, где оно не применяется вовсе, оказалось также больше (около 50% из шведской выборки против 20% из американской). По данным аналогичных исследований на 2000 год, менее 10% шведских семей используют физическое наказание (как правило, это семьи малообразованных родителей). В большинстве случаев родители стараются объяснять детям, в чем они не правы, как лучше поступать в таких ситуациях. Родители чаще хвалят детей и используют иные формы позитивного взаимодействия, которые, как показывает практика дошкольного воспитания в Швеции, оказываются гораздо эффективнее. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.