Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАСХОДОВ СЕМЕЙ НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРИСМОТР И УХОД'

ДИНАМИКА РАСХОДОВ СЕМЕЙ НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРИСМОТР И УХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ПРИСМОТР И УХОД / CARE AND NURTURANCE / КОМПЕНСАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЛАТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / REIMBURSEMENT OF PARENTS'' EXPENSES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абанкина Ирина

Рассматриваются вопросы обеспечения доступности качественного образования, что позволяет создать благоприятные условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения. В статье представлены оценки расходов семей на дошкольное образование, услуги по присмотру и уходу, полученные на основе данных мониторинга экономики образования, проведенного в 2015 г. НИУ Высшая школа экономики совместно с Аналитическим центром Юрия Левады. Основное внимание уделено сопоставлению родительской платы в государственных (муниципальных) и частных детских садах. Глубокая дифференциация расходов семей порождает неравенство доступа к дошкольному образованию, услугам по присмотру и уходу, особенно на этапе раннего развития. Семьи сегодня признают значимость дошкольного образования как первого уровня образования и разделяют ответственность за воспитание и обучение детей с дошкольными образовательными организациями. Это отражает рост доверия к дошкольным учреждениям, их профессионализму и качеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of families spending on preschool education: care and nurturance

The article discusses problems of providing access to quality preschool education which allows creation of enabling environment to compensate starting opportunities of children from various social backgrounds. The article presents estimate of households spending on preschool education, and day care services. The data used in calculations was received from monitoring conducted by Higher School of Economics and Yuri Levada Analytical Center in 2015. The central focus was put on comparison of fees in state (municipal) and private kindergartens. Profound differentiation of families' expenses leads to unequal access to preschool education and daycare services. Nowadays families recognize the importance of preschool education and share responsibilities for children's education with preschool education institutions. This reflects growing confidence in preschool organizations, their professionalism and quality.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАСХОДОВ СЕМЕЙ НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРИСМОТР И УХОД»

ИРИНА АБАНКИНА

Динамика расходов семей на дошкольное образование, присмотр и уход

Аннотация. Рассматриваются вопросы обеспечения доступности качественного образования, что позволяет создать благоприятные условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения. В статье представлены оценки расходов семей на дошкольное образование, услуги по присмотру и уходу, полученные на основе данных мониторинга экономики образования, проведенного в 2015 г. НИУ Высшая школа экономики совместно с Аналитическим центром Юрия Левады. Основное внимание уделено сопоставлению родительской платы в государственных (муниципальных) и частных детских садах. Глубокая дифференциация расходов семей порождает неравенство доступа к дошкольному образованию, услугам по присмотру и уходу, особенно на этапе раннего развития. Семьи сегодня признают значимость дошкольного образования как первого уровня образования и разделяют ответственность за воспитание и обучение детей с дошкольными образовательными организациями. Это отражает рост доверия к дошкольным учреждениям, их профессионализму и качеству.

Ключевые слова: дошкольное образование, присмотр и уход, компенсация родительской платы, дополнительные занятия.

омплекс мер по развитию дошкольного образования направлен на решение важнейших социальных задач по обеспечению доступности качественного образования независимо от места проживания и доходов родителей, что позволит создать благоприятные условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения. Задачи дошкольного воспитания и обучения связаны с обеспечением ранней социализации детей, освоением навыков и умений, соответствующих возрасту, развитием творческих способностей, освоением отношений со взрослыми и ровесниками (Кордонский, 2012). В наши дни посещение детского сада становится не просто модой, а скорее социальной нормой вне зависимости от места проживания и доходов родителей. Семьи сегодня признают значимость дошкольного образования как первого уровня образования и разделяют ответственность за воспитание и обучение детей с дошкольными

образовательными организациями. Это отражает формирование в России «просвещенного родительства», ответственного за воспитание и образование детей с самого раннего возраста, а также рост доверия к дошкольным учреждениям, их профессионализму и качеству.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 предусмотрено разделение на дошкольное образование и услуги по присмотру и уходу. Дошкольное образование является общедоступным и бесплатным, тогда как оплата услуг по присмотру и уходу перекладывается на семьи. В услугу по присмотру и уходу включено обеспечение детей питанием, соблюдение режима дня, а также финансирование других хозяйственно-бытовых нужд (Абанкина, 2012). Предполагается компенсация части родительской платы в размере не менее 20% на первого ребенка, 50% - на второго ребенка и 70% - на третьего и последующих детей. Обязательства по выплате компенсации возложены на субъект РФ.

Для расчета размеров компенсации части родительской платы и планирования

об авторе

И.В. Абанкина, профессор, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ФИРО, кандидат экономических наук

В условиях федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родительская плата в среднем может заметно возрасти в зависимости от режимов пребывания детей в детских садах (пяти- или шестидневной недели, полного или сокращенного дня и т.д.). Это грозит реальными социальными напряжениями. Безусловно, указанный закон подразумевает, что учредитель (в 90% случаев - муниципалитет) вправе снизить родительскую плату для отдельных категорий граждан, однако бюджетная обеспеченность многих муниципалитетов находится на низком уровне, что ограничивает возможности муниципалитетов.

расходов регионального бюджета субъект РФ устанавливает средний размер родительской платы. Конкретный размер родительской платы устанавливает учредитель, т.е. муниципалитет. Учредитель имеет право снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей. Эти нововведения отменили предыдущую норму по ограничению размеров родительской платы, которая была введена Верховным Советом РСФСР. Это ограничение составляло 20% от содержания детей, фактически же родительская плата в среднем составляла около 15% от содержания детей. Обязательства по сохранению этого ограничения были сняты еще до принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», однако муниципалитеты не спешили их отменять, продолжая софи-нансировать часть родительской платы (Кириченко, 2015). Так, в 2012 г. с учетом фактически действующих ограничений родительская плата составляла примерно 800-1000 руб., при колебаниях по регионам от 600 до 1700 руб.

Как показывают проведенные расчеты, в условиях федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родительская плата в среднем может заметно возрасти в зависимости от режимов пребывания детей в детских садах (пяти- или шестидневной недели, полного или сокращенного дня и т.д.). Это грозит реальными социальными напряжениями. Безусловно, указанный закон подразумевает, что учредитель (в 90% случаев - муниципалитет) вправе снизить родительскую плату для отдельных

категорий граждан, однако бюджетная обеспеченность многих муниципалитетов находится на низком уровне, что ограничивает возможности муниципалитетов. Если же родительская плата будет снижена без достаточного объема бюджетных средств, то в сложном положении окажутся сами дошкольные образовательные организации, поскольку будут вынуждены снижать качество питания и содержания детей в рамках урезанных бюджетных ресурсов. Вместо фруктов и витаминов дети получат одни углеводы и риск избыточного веса. Для мониторинга складывающейся ситуации по родительской плате и выплатам компенсаций НИУ Высшая школа экономики был проведен опрос среди родителей воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, в период с конца ноября 2014 по середину февраля 2015 г.

Опрос проводился в рамках ежегодного мониторинга экономики образования (МЭО). Всего было опрошено 1775 родителей. Выборка - квотная. В качестве квот выступают следующие параметры: регион (принадлежность к одному из семи федеральных округов), размер населенного пункта и организационный статус образовательной организации (государственная/частная). Выборка была распределена по квотам «регион» и «тип населенного пункта» пропорционально численности населения в соответствующих регионах и типах населенных пунктов. В выборку обследования 2014/15 учебного года были включены 150 организаций, реализующих программы дошкольного образования (100 государственных и 50 негосударственных детских садов). Число респондентов, ответивших на каждый вопрос, указано в каждом вопросе.

Расходы семей включают родительскую плату за присмотр и уход, расходы на дополнительные занятия, а также хозяйственные нужды, охрану, игрушки, книжки, подарки. Семьи в зависимости от числа детей получают компенсацию части родительской платы. Ситуация различается по регионам России, особенно заметны различия для семей, чьи дети посещают государственные (муниципальные) и частные детские сады. Ниже приведены результаты опроса родителей.

1. РОДИТЕЛЬСКАЯ ПЛАТА ЗА ПРИСМОТР И УХОД

В среднем родительская плата за осуществление присмотра и ухода в государственных (муниципальных) детских садах в конце 2014 - начале 2015 г. составляла 1711 руб. в месяц. В частных детских садах эта плата - в среднем более чем в семь раз выше, чем в государственных и составляет 12 477 руб. в месяц. Это ставит родителей в неравные условия, столь значимое расхождение объясняется вовсе не разницей в качестве услуг по присмотру и уходу, а разными условиями функционирования государственных (муниципальных) и частных детских садов, неравным доступом к бюджетным ресурсам и высокими расходами в первую очередь на оплату аренды.

Родители дошкольников, посещающих государственные (муниципальные) дошкольные образовательные организации (далее ДОО), платят более высокую

Выросла / в прошлом году не платили, а теперь платим

Не изменилась

Снизилась / в прошлом году платили, а теперь не платим

Не платили и не платим 12 В прошлом году не посещали детский сад

родительскую плату в Москве, городах среднего размера (от 100 тыс. до 1 млн жителей) и малых городах (менее 100 тыс. человек) по сравнению с городами-миллионниками, поселками городского типа (ПГТ) и селами.

Наиболее высокий размер родительской платы (в сравнении по федеральным округам) наблюдается в Центральном и Дальневосточном федеральных округах, несколько ниже - в Уральском и Поволжском, наиболее низкий - в Южном федеральном округе (табл. 1).

В 2014/15 учебном году наблюдалась тенденция к росту размера родительской платы, причем как в государственных ДОО, так и в частных детских садах (рис. 1).

В Москве, городах среднего размера (от 100 тыс. до 1 млн жителей) в большинстве случаев родительская плата выросла в 2014/15 учебном году по сравнению с 2013/14-м. В городах-миллионниках

Нет ответа 1

государственные детские сады

негосударственные детские сады

47

43

20

40

60

80 100 % ответов

Рис. 1. Изменения родительской платы относительно прошлого учебного года (сентябрь 2013 - июнь 2014) для государственных детских садов N = 1382) и негосударственных детских садов (N = 393)

Таблица 1

Средняя родительская плата за государственный детский сад (руб. в месяц) в зависимости от типа населенного пункта и федерального округа

Переменные Тип населенного пункта Федеральный округ

Москва Город свыше 1 млн человек (без Москвы) Город от 100 тыс. до 1 млн человек Город до 100 тыс. человек ПГТ и села Северо-Западный Центральный Южный Поволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Размер оплаты (руб. в мес.) 1952 1393 1823 1759 1536 1396 2039 1150 1756 1835 1415 2076

Число опрошенных 147 153 453 285 344 89 456 202 231 135 212 57

0

и маленьких городах (менее 100 тыс. жителей) родительская плата в большинстве случаев осталась неизменной по сравнению с прошлым учебным годом. Чаще всего родительскую плату «не платили и не платят» в Москве и го-родах-миллионниках, в то время как в населенных пунктах меньшего размера доля родителей, которые не платили и не платят родительскую плату, значимо ниже. Чаще всего не платили и не платят семьи в Сибирском федеральном округе. Родительская плата в государственных ДОО чаще всего росла в Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах,чаще всего оставалась без изменений - в Уральском федеральном округе (табл. 2).

2. КОМПЕНСАЦИЯ ЧАСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЛАТЫ ЗА ПРИСМОТР И УХОД

Действующая система компенсаций семьям расходов на оплату услуг по присмотру и уходу (не менее 20% за пребывание в детском саду первого ребенка; не менее 50% - за второго ребенка и не менее 70% - за третьего и последующих детей) настроена на поддержку детей независимо от уровня доходов их семей. В условиях безадресного (вне зависимости от доходов)

предоставления компенсации в наиболее уязвимом положении оказываются бедные семьи. Более половины всех опрошенных ^ = 1382), чьи дети посещают государственные детсады, получают компенсацию части родительской платы. При этом для 37% опрошенных компенсация не является важной частью семейного бюджета, а для 28% - является таковой. Чуть более трети (35%) опрошенных в государственных детсадах не получают компенсацию родительской платы.

Большинство родителей (71% от 393 опрошенных лиц), чьи дети посещают частные детсады, не получают компенсации родительской платы, ее получает менее трети всех опрошенных, причем для 14% компенсация является важной частью семейного бюджета.

Реже всего (по сравнению с другими городами) компенсацию части родительской платы за государственный детсад, получают семьи в городах-миллионниках, чаще всего - семьи в ПГТ и селах. Для семей дошкольников, посещающих государственные детсады в Москве, данная компенсация реже является важной частью семейного бюджета по сравнению с городами среднего, маленького размера, ПГТ и селами (табл. 3).

Таблица 2

Изменения родительской платы относительно прошлого учебного года (сентябрь 2013 - июнь 2014) для государственных детских садов в зависимости от типа населенного пункта и федерального округа

Тип населенного пункта Федеральный округ

Пункты опросника о- л е т н с т- т ® о М .о се ч ю н л м о д 6 ы ь к е в о л е Т 6 ы ь Северо-Западный й ы н Т

а в к 0 0 5 £ дв 00 о д д а л е с и ы н ь л а р й ы й и к N л о й и к с ь й и к с р и то с о в е н

с о рк ое |_ т оо рл ое 1_ Т о р £ Т С нт е ^ X в о П ал £ ю и С ль а а

Выросла / в прошлом году не платили, а теперь 59 28 55 36 52 52 55 52 45 35 41 39

платим

Не изменилась 19 42 28 50 38 32 29 41 35 54 36 41

Снизилась / в прошлом году платили, а теперь не 1 0 1 0 1 1 1 1 1 0 1 0

платим

Не платили и не платим 12 18 4 4 1 8 6 2 7 1 10 5

В прошлом году не посещали детский сад 9 13 12 9 8 7 10 5 13 10 12 14

Число опрошенных 147 153 453 285 344 89 456 202 231 135 212 57

к

5 А

О

со

45

Для профилактики бедности и достижения равенства в доступе к ресурсам развития предлагается провести модернизацию правил предоставления компенсационных выплат с целью оказания большего объема помощи низкодоходным домохозяйствам. Целесообразно перейти к дифференцированным моделям компенсации части родительской платы, поддерживая малообеспеченные и многодетные семьи, сконцентрировав поддержку именно на этих категориях семей за счет сокращения поддержки семей со средними доходами, воспитывающих одного или двух детей.

Для снижения неравенства порядок выплаты компенсаций родителям (законным представителям), чьи дети получают образовательную услугу и услугу присмотра и ухода у разных поставщиков, требует нормативно-правового урегулирования. Сегодня не получают компенсации родители, чьи дети посещают краткосрочные группы, реализующие программы дошкольного образования, в детском саду, а услуги по присмотру и уходу получают в организации, у которой нет лицензии на образовательную деятельность. Как правило, это частные организации по предоставлению социальных услуг, например услуг по присмотру и уходу. Выравнивание прав родителей на получение компенсации за услугу присмотра и ухода без предоставления дошкольного образования позволит развивать институт доступной бюджетной «няни». В современной ситуации это будет индивидуальный предприниматель, выплачивающий налоги, мама, вышедшая на работу, и ребенок, получающий индивидуализированный уход и присмотр у частного поставщика, а также лицензированные услуги дошкольного образования в детском саду или в муниципальной организации дополнительного образования.

Утверждены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы семейных групп, размещенных в жилых помещениях (постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПин 2.4.1. 31.47-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в помещениях жилого фонда"»

Выравнивание прав родителей на получение компенсации за услугу присмотра и ухода без предоставления дошкольного образования позволит развивать институт доступной бюджетной «няни». В современной ситуации это будет индивидуальный предприниматель, выплачивающий налоги, мама, вышедшая на работу, и ребенок, получающий индивидуализированный уход и присмотр у частного поставщика, а также лицензированные услуги дошкольного образования в детском саду или в муниципальной организации дополнительного образования.

(зарегистрировано Минюстом России 3 февраля 2014 г., регистрационный № 31209). Эти санитарные правила устанавливают «облегченные» требования для групп малой наполняемости, организованных в жилых и приспособленных помещениях. В связи с вышесказанным можно считать, что вопрос об установлении специальных требований к жилым помещениям для организации семейных детских садов решен: процедуры упрощены и позволяют без риска здоровью и безопасности детей и персонала организовывать такие группы.

Практически выровнены условия, предъявляемые к жилым помещениям малой наполняемости и к помещениям по размещению семейных групп для реализации услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста и их раннему развитию. При решении вопросов

Таблица 3

Получение компенсации части родительской платы за государственный детский сад в зависимости от типа населенного пункта, % от числа опрошенных

Пункты опросника Москва Город свыше 1 млн человек (без Москвы) Город от 100 тыс. до 1 млн человек Город до 100 тыс. человек ПГТ и села

Получаю, компенса-

ция является важной частью семейного 13 16 31 28 38

бюджета

Получаю, но компен-

сация не является важной частью се- 46 26 37 32 40

мейного бюджета

Не получаю 41 58 32 40 21

Число опрошенных 147 153 453 285 344

п о

< 5

46

упрощения процедур учтены как требования санитарно-эпидемиологического контроля, так и противопожарные требования, что позволяет организовывать семейные группы дошкольного образования и раннего развития, включая услуги по присмотру и уходу без серьезных дополнительных инвестиций, приспосабливая жилые помещения. К помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости (до восьми детей), размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования как к жилым помещениям жилых домов (п. 5.2.3 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объектно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288).

В результате можно констатировать заметное развитие семейных групп, которые расширяют доступность дошкольного образования, раннего развития и услуг по присмотру и уходу. Роспотреб-надзор фиксирует более 20 тыс. семейных групп, в которых воспитываются 239 тыс. детей дошкольного возраста. Более двух третей таких групп работают как структурные подразделения детских садов, поэтому воспитанники пользуются всей инфраструктурой детских садов для занятий, прогулок, организации праздников. Около 4 тыс. семейных групп организованы индивидуальными предпринимателями как предпринимательская инициатива без образования юридического лица, работают самостоятельно и не являются структурными подразделениями муниципальных дошкольных учреждений. Тем не менее во всех указанных семейных группах Рос-потребнадзор ведет мониторинг, обеспечивающий защиту детей и персонала.

Препятствием на пути организации семейных групп в жилом помещении выступает требование ст. 17 Жилищного кодекса РФ о том, что индивидуальные предприниматели должны проживать в нем на законных основаниях, а также развивать бизнес, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Фактически

получается, что только зарегистрированные по данному адресу жители могут стать индивидуальными предпринимателями и реализовать программу дошкольного образования, услуги по присмотру и уходу для семейной группы. Взять жилое помещение в аренду для организации семейного детского сада невозможно, это заметно ограничивает круг претендентов на организацию такой деятельности.

По-прежнему нерешенным остается вопрос финансирования реализации услуги присмотра и ухода, предоставляемой образовательной организацией или индивидуальным предпринимателем наряду с образовательной услугой ребенку-инвалиду. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает отсутствие родительской платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами в государственных и муниципальных образовательных организациях. Однако в законе не очевидно, кто осуществляет оплату этой услуги, если ребенок-инвалид получает ее у негосударственных поставщиков. Получается, что родитель данную услугу бесплатно может получать только в государственном/муниципальном секторе. Хотя и для муниципальных образовательных организаций источник покрытия этих расходов не определен.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОСЕЩЕНИЕМ ДЕТСКОГО САДА

Значительная доля семей, участвовавших в опросе (42%), отметила, что не несет дополнительных расходов в государственных детсадах. В случаях, когда дополнительные расходы имеются, они чаще всего направлены на: закупку книг или игрушек для детского сада, подарки воспитателям, ремонт помещений/ оборудования спортивных сооружений в детском саду (15%) (рис. 2).

Дополнительных расходов, связанных с посещением детьми государственного (муниципального) детского сада, не было в Москве и малых городах у более чем половины опрошенных. Родители дошкольников в городах-миллионни-ках (кроме Москвы), городах среднего размера чаще сталкивались с расходами на охрану детского сада по сравнению с другими населенными пунктами.

Родители дошкольников в Москве реже, чем в других населенных пунктах, сталкивались с дополнительными расходами на ремонт помещений, оборудование спортивных сооружений в детском саду. Также реже имели такие расходы в Северо-Западном федеральном округе.

В Уральском федеральном округе родители дошкольников чаще, чем в других округах, расходовали дополнительные средства на приглашение дополнительных сотрудников в детский сад (преподавателей, психологов, медицинского персонала) (табл. 4).

Большинство опрошенных родителей не имеют дополнительных расходов, связанных с посещением их детьми частного детского сада. В случаях, когда дополнительные расходы имеются, они чаще всего направлены на подарки воспитателям (20%) и закупку книг или игрушек для детского сада (12%).

4. ОПЛАТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Больше половины (55%) детей опрошенных родителей не посещают в 2014/15 учебном году дополнительных занятий; среди тех, кто посещает, наиболее распространены музыкальные, художественные (рисование, лепка),

театральные, танцевальные и т.д. В целом, дети, которые посещают частные детсады, чаще посещают какие-либо дополнительные (необязательные) занятия в детском саду, чем дети, которые ходят в государственные детсады (рис. 3, 4).

Дошкольники в Москве, а также в ПГТ и селах реже, чем дошкольники, проживающие в других типах населенных пунктов, посещают дополнительные занятия в государственном детском саду. Общеразвивающие занятия, а также музыкальные, художественные, танцевальные занятия чаще посещают дошкольники в малых и средних городах по сравнению с другими типами населенных пунктов (Никитина, 2015; Духанина, 2010). Дошкольники в Москве, ПГТ и селах реже посещают дополнительные занятия по физкультуре, спорту в своем детском саду, по сравнению с другими городами.

Дошкольники в Северо-Западном федеральном округе реже, чем дошкольники в других федеральных округах, посещают какие-либо дополнительные (необязательные) занятия в своем детском саду. Дошкольники в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах чаще, чем в других федеральных округах, посещают дополнительные занятия

Не было таких расходов

Закупка книг или игрушек для детского сада

Подарки воспитателям

Ремонт помещений, оборудование спортивных сооружений в детском саду

Взносы (без указания цели)

Охрана детского сада

Специальное оборудование для занятий с детьми в

детском саду

Мебель (кровати, стулья, шкафы и т.п.) для детского сада Щ 5

Приглашение дополнительных сотрудников в детский сад 4 (преподавателей, психологов, медицинского персонала)

Закупка аудио- и бытовой техники, компьютеров, ^ компьютерного оборудования для детского сада

Организация дополнительного питания в детском саду

Другое

42

0 20 40 60 80 100

% ответов

Рис. 2. Дополнительные расходы, связанные с посещением государственного детского сада (N = 1382)

п о

< 5

48

по иностранным языкам в своем детском саду (табл. 5).

Большинство опрошенных отметили, что их дети не посещают дополнительных занятий в детских учреждениях вне детского сада, а также не занимаются частным образом с педагогом.

Если дети посещают занятия вне детского сада, то наиболее распространенными занятиями являются музыкальные, художественные, театральные, танцевальные занятия (16%), а также физкультура, спорт (12%) (рис. 5).

Большинство опрошенных в частных детсадах также отметили, что их дети не посещают дополнительных занятий вне детского сада и дополнительных занятий частным образом с педагогом.

В Москве дошкольники, которые ходят в государственные детсады, посещают

какие-либо дополнительные занятия вне своего детского сада как в детских учреждениях, так и частным образом чаще по сравнению с дошкольниками в других населенных пунктах. Реже, чем в остальных населенных пунктах, какие-либо дополнительные занятия вне своего детского сада посещают дошкольники в городах с населением менее 100 тыс. жителей, ПГТ и селах.

В детских учреждениях вне детского сада дошкольники Москвы чаще, чем дошкольники в других городах, посещают занятия спортом, подготовительные занятия к школе, а также занятия иностранными языками (Мастрова, 2015). В целом, дошкольники в городах-мил-лионниках и городах среднего размера чаще посещают занятия по подготовке к школе в детскихучреждениях вне детского сада по сравнению с дошкольниками

Таблица 4

Другие расходы родителей, чьи дети посещают государственный детский сад, в зависимости от типа населенного пункта и от федерального округа, % от числа опрошенных

Дополнительные расходы родителей Тип населенного пункта Федеральный округ

Москва Город свыше 1 млн человек (без Москвы) Город от 100 тыс. до 1 млн человек Город до 100 тыс. человек ПГТ и села Северо-Западный Центральный Южный Поволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Охрана детского сада 1 14 16 3 4 0 12 13 9 0 8 0

Закупка книг или игрушек для детского сада 24 28 38 20 29 21 22 26 32 36 45 33

Мебель (кровати, стулья, шкафы и т.п.) для детского сада 1 2 5 7 5 4 1 10 3 4 7 18

Специальное оборудование для организации занятий с детьми в детском саду 7 3 5 7 4 1 4 6 3 8 6 11

Взносы (без указания цели) 9 18 14 10 9 4 13 21 3 17 7 14

Закупка аудио- и бытовой техники, компьютеров, компьютерного оборудования для детского сада 2 2 2 2 1 3 1 3 0 3 1 4

Организация дополнительного питания в детском саду 0 1 1 2 0 0 0 1 1 1 2 2

Подарки воспитателям 27 30 18 22 22 18 30 21 17 24 11 25

Приглашение дополнительных сотрудников в детский сад (преподавателей, психологов, медицинского персонала) 5 1 8 2 1 1 2 3 0 14 4 5

Ремонт помещений, оборудование спортивных сооружений в детском саду 1 18 16 9 23 6 3 19 14 8 40 35

Другое 14 4 6 4 7 6 9 4 5 7 4 5

Не было таких расходов 50 36 33 56 42 63 42 46 51 33 29 30

Число опрошенных 62 53 213 167 194 89 456 202 231 135 212 57

Не было таких расходов

Подарки воспитателям

Закупка книг или игрушек для детского сада

Ремонт помещений, оборудование спортивных сооружений в детском саду

Взносы (без указания цели) 5

Приглашение дополнительных сотрудников в детский сад 4 (преподавателей, психологов, медицинского персонала)

Охрана детского сада 3

Мебель (кровати, стулья, шкафы и т.п.) для детского сада 12

Специальное оборудование для занятий с детьми в ^

детском саду

61

20

Организация дополнительного питания в детском саду

Закупка аудио- и бытовой техники, компьютеров, компьютерного оборудования для детского сада

8

80 100 % ответов

Другое

0 20 40 60

Рис. 3. Дополнительные расходы, связанные с посещением ребенком частного детского сада N = 393;

Не посещает в этом году дополнительные (необязательные) занятия в детском саду.

Музыкальные, художественные, театральные, танцевальные и т.д.

Логопед

Физкультура, спорт

Общеразвивающие (мелкая моторика, память и т.п.)

Подготовка к школе

Иностранные языки

Математика, логика

Другие

^ государственный детсад ^ = 1382) частный детсад ^ = 393)

0

20

40

60

80 100 % ответов

Рис. 4. Какие дополнительные (необязательные) занятия посещает ребенок в государственных и частных детских садах в 2014/15 учебном году

из малых городов, ПГТ и сел. Частным образом с педагогом дошкольники Москвы в основном посещают занятия с логопедом и спортивные занятия (табл. 7).

Дошкольники в Центральном и Уральском федеральных округах чаще (по сравнению с другими федеральными округами) посещают занятия спортом в детских учреждениях вне своего детского сада. Дошкольники в Дальневосточном

федеральном округе чаще, чем в других федеральных округах, посещают занятия иностранным языком в детских учреждениях вне своего детского сада (табл. 6).

Итак, большинство (64%) воспитанников государственных детских садов посещают какие-либо дополнительные занятия либо в своем детском саду, либо во вне его. Дошкольники в

п о

< 5

50

Таблица 5

Какие дополнительные (необязательные) занятия посещает ребенок в государственном детском саду в 2014/15 учебном году в зависимости от типа населенного пункта и от федерального округа, % от числа опрошенных

Пункты опросника Тип населенного пункта Федеральный округ

Москва Город свыше 1 млн человек (без Москвы) Город от 100 тыс. до 1 млн человек Город до 100 тыс. человек ПГТ и села Северо-Западный Центральный Южный Поволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Общеразвивающие (мелкая моторика, память и т.п.) 3 8 14 13 6 0 9 8 11 13 17 7

Иностранные языки 5 5 3 2 1 0 2 5 1 0 6 9

Музыкальные, художественные, театральные, танцевальные и т.д. 22 22 38 34 15 13 25 30 30 38 25 37

Физкультура, спорт 6 14 15 18 6 9 10 16 16 11 15 2

Математика, логика 1 3 4 2 1 0 1 0 6 4 4 5

Подготовка к школе 5 5 4 8 3 1 4 7 10 3 3 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логопед 16 20 11 16 10 4 15 19 11 10 11 25

Другие 1 1 0 1 1 0 0 0 1 1 1 0

Не посещает в этом году дополнительные занятия в детском саду 62 53 47 47 69 76 59 50 52 47 50 49

Число опрошенных 147 153 453 285 344 89 456 202 231 135 212 57

негосударственных дошкольных учреждениях чаще посещают дополнительные занятия только в своем детском саду и реже - только вне его (рис. 6).

Дошкольники в Москве чаще, чем в других населенных пунктах, посещают дополнительные занятия только вне своего детского сада, а в ПГТ и селах чаще не посещают никаких дополнительных занятий (ни в своем детском саду, ни вне его).

Большинство опрошенных расходовали средства на канцелярские принадлежности (46%) и спортивную одежду обувь (31%) для дополнительных занятий. Расходы на дошкольное образование наиболее высоки в Москве преимущественно за счет более высоких расходов

Расходы на дошкольное образование наиболее высоки в Москве преимущественно за счет более высоких расходов на дополнительные занятия. Родители дошкольников, проживающие в малых городах, ПГТ и селах, расходуют на дополнительные занятия меньший объем средств по сравнению с родителями в более крупных населенных пунктах.

на дополнительные занятия. Родители дошкольников, проживающие в малых городах, ПГТ и селах, расходуют на дополнительные занятия меньший объем средств по сравнению с родителями в более крупных населенных пунктах.

Около половины опрошенных в негосударственных детсадах не имели сопутствующих расходов на дополнительные занятия в текущем году. Среди тех, кто имел такие расходы, наиболее распространены траты на спортивную одежду и обувь, а также на канцелярские принадлежности.

В целом опрошенные в частных детских садах по сравнению с государственными реже расходуют деньги на дополнительные занятия (рис. 7).

Большинство (78%) воспитателей в государственных детсадах не проводят в них каких-либо дополнительных групповых занятий. Около 22% опрошенных такие занятия проводят, при этом 15% проводят дополнительные занятия бесплатно и 8% проводят все занятия или хотя бы их часть за дополнительную плату. Чаще они ведут такие занятия в своем детском саду в малых городах, по

к

5 А

О

со

51

Не посещает дополнительных занятий вне детского сада

Музыкальные, художественные (рисование, лепка), театральные, танцевальные и т.д.

Физкультура, спорт

Подготовка к школе

Логопед

Иностранные языки

Общеразвивающие (мелкая моторика, память и т.п.)

Математика, логика

Другие

66

77

85

81

16

11

12

4 4

4

4

3

4

5

3

4

2

3 13 1

13

1 1 1 1

10

1 1 1

в детских учреждениях (кружках, секциях) вне детского сада (государственный детсад)

в детских учреждениях (кружках, секциях) вне детского сада (частный детсад)

частным образом с педагогом (государственный детсад)

частным образом с педагогом (частный детсад)

Рис. 5. Посещение дополнительных занятий вне детского сада для государственных (N = 1382) и частных (N = 393) детских садов

сравнению с другими населенными пунктами. Педагоги государственных детсадов в Южном федеральном округе чаще всего ведут какие-либо дополнительные занятия в данном детском саду, при этом, как правило, данные дополнительные занятия проводятся бесплатно (табл. 7).

28% воспитателей частных детсадов ведут дополнительные групповые занятия по месту работы - чаще, чем воспитатели государственных детсадов. При этом за дополнительную плату - 12%, а за частичную оплату - 6%.

Подводя итоги, можно сделать следующие обобщения: около половины родителей ответили, что их дети не посещали никаких дополнительных занятий в детском саду (54,7%). Из посещавшихся дополнительных занятий наибольшей популярностью пользовались творческие

- музыкальные, художественные, театральные, танцевальные (21,3%). Большая доля родителей отдавали детей на занятия с логопедом (17,1%) и спортивные занятия (13,2%). При сравнении родителей детских садов, располагающихся в разных населенных пунктах, и

В среднем расходы на дошкольное образование семей дошкольников, посещающих частные детсады, выше по всем параметрам по сравнению с расходами семей дошкольников, посещающих государственные дошкольные учреждения. Государственные (муниципальные) детские сады испытывают слабое воздействие конкуренции, она не выступает стимулом для повышения качества, рыночные механизмы фактически не задействованы.

4

5

8

8

4

п о

< 5

52

Таблица 6

Посещение детьми дополнительных занятий вне государственного детского сада в зависимости от типа населенного пункта и от федерального округа, % от числа опрошенных

Пункты опросника Тип населенного пункта Федеральный округ

Москва Город свыше 1 млн человек (без Москвы) Город от 100 тыс. до 1 млн человек Город до 100 тыс. человек ПГТ и села Северо-Западный Центральный Южный Поволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

В детских учреждениях вне детского сада Общеразвивающие (мелкая моторика, память и т.п.) 2 5 3 3 2 0 3 2 6 1 3 5

Иностранные языки 6 3 2 1 3 2 4 1 2 0 1 11

Музыкальные, художественные, театральные, танцевальные и т.д. 18 8 17 18 13 24 14 13 22 13 12 16

Физкультура, спорт 22 10 13 10 8 11 18 6 7 16 8 5

Математика, логика 1 1 2 0 1 0 1 1 2 1 0 2

Подготовка к школе 15 10 9 5 4 9 8 9 9 8 4 2

Логопед 7 3 3 4 3 0 4 6 3 1 4 4

Другие 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Не посещает в этом году дополнительные занятия в детском саду 50 65 63 69 74 61 61 70 65 67 74 75

Частным образом, с педагогом Общеразвивающие (мелкая моторика, память и т.п.) 1 1 2 1 0 1 1 0 1 1 0 0

Иностранные языки 3 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 0

Музыкальные, художественные, театральные, танцевальные и т.д. 3 4 5 4 2 4 4 4 3 4 3 2

Физкультура, спорт 7 3 5 2 2 1 5 3 6 1 2 2

Математика, логика 1 1 2 0 1 0 1 1 1 2 0 0

Подготовка к школе 5 4 4 4 2 1 4 7 3 4 1 0

Логопед 10 3 4 5 2 8 5 4 3 1 3 0

Другие 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Не посещает в этом году дополнительные занятия в детском саду 79 85 82 87 91 85 84 82 82 90 90 96

Число опрошенных 147 153 453 285 344 89 456 202 231 135 212 57

Не посещают дополнительных занятий ни в детском саду, ни вне детского сада 36/34

Посещают дополнительные занятия и в детском саду, и вне детского сада 22/23

Посещают дополнительные занятия только в детском саду 23/34

Посещают дополнительные занятия только вне детского сада 19/9

Рис. 6. Соотношение доли посещающих дополнительные занятия в детском саду и вне его для государственных/частных детских садов

К 5 А

О

со

53

Таблица 7

Проведение групповых дополнительных занятий (иностранный язык, музыка и пр.) в государственных детсадах в зависимости от типа населенного пункта, % от числа опрошенных и от федерального округа

Тип населенного пункта Федеральный округ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о- л е ч о о- л че

Пункты опросника Город свыше 1 млн век (без Москвы) д с. ы с. ы т Северо-Западный й ы н т

Москва Город от 10С млн человек о о д д о рк ое Гв ПГТ и села Центральны Южный Поволжский Уральский Сибирский то с о в е н ь л а Д

Да, бесплатно 4 14 12 27 13 15 10 29 15 14 13 12

Да, за дополнительнуюплату 3 5 9 6 3 2 9 4 5 3 4 6

Не ведете 90 81 77 65 82 81 79 64 80 81 79 82

Часть бесплатно, часть за плату 2 0 2 2 2 2 1 3 1 3 3 0

Число опрошенных 96 84 261 168 196 54 281 116 128 72 120 34

Не было таких расходов

Спортивная одежда и обувь, спортивные принадлежности

Канцелярские принадлежности (бумага, тетради,

ручки, и т.п.)

Специальная одежда (например, костюмы для

танцев и т.д.)

Специальные принадлежности, материалы и инструменты (например, музыкальные инструменты,

кисти, краски и т.д.)

Транспортные расходы

Учебники, книги для занятий

0

20

40

60

80 100 % ответов

Рис. 7. Сопутствующие расходы родителей на дополнительные занятия в 2014/15 учебном году для частных детских садов (N = 393)

разных форм собственности обнаружены существенные различия. Родители детей из Москвы чаще всего отдают детей на творческие занятия и занятия с логопедом. Отличительным признаком родителей детей из частных детских садов являются занятия иностранными языками (28%), спортивные занятия (23%) и занятия по подготовке к школе (17%).

В среднем расходы на дошкольное образование семей дошкольников, посещающих частные детсады, выше по всем параметрам по сравнению с расходами семей дошкольников,

посещающих государственные дошкольные учреждения. Государственные (муниципальные) детские сады испытывают слабое воздействие конкуренции, она не выступает стимулом для повышения качества, рыночные механизмы фактически не задействованы. Возможности выравнивания условий для детей, которые посещают частные и муниципальные (государственные) детские сады, с точки зрения расходов родителей, будут способствовать развитию конкуренции как важному механизму регулирования качества дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абанкина И.В. Новые финансово-экономические механизмы в сфере дошкольного образования // Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. 2012. № 2. С. 2-14.

2. Духанина Л.Н. Самый ценный ресурс // Образовательная политика. 2010. № 7-8 (45-46). С. 12-18.

3. Кириченко Е. К вопросу о размере родительской платы // Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. 2015. № 10. С. 15-18.

4. Кордонский С. Социальные функции образования // Отечественные записки. 2012. № 4 (49). С. 68-76.

5. Мастрова Л. Создание условий для обучения второму языку в билингвальном детском саду // Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. 2015. № 8. С. 62-65.

6. Никитина Т. Многокультурное образование. Воспитание толерантности у детей // Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. 2015. № 8. С. 57-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.