можно оценивать как удовлетворительное. ОАО «Золото Якутии» полностью восстановило свою платежеспособность, имеет долгосрочный график погашения кредиторской задолженности под низкий банковский процент, сохранены все производственные активы.
Список литературы:
1. Бланк И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия. -2-е изд. - К.: Эльга, 2009. - 129 с.
2. Киров А.В. Финансовая безопасность как условие финансовой устойчивости фирмы // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2010. - № 6. - 117 с.
3. Коробов В.В. Финансовая безопасность в системе государственного финансового контроля: дисс. ... канд. экон. наук / Ивановский государственный химико-технологический университет. - Иваново, 2010. - 133 с.
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА УСЛУГ ПО УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ ЯСЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Кайгермазова Ф.Х.*, Султанова Л.А.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Статья посвящена обоснованию необходимости развития негосударственного сектора услуг по уходу за детьми ясельного возраста. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребёнка и подготовки его к обучению в школе.
Ключевые слова услуги, уход за детьми, детские учреждения, дошкольные учреждения, дошкольное образование.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, от-
* Магистрант кафедры Менеджмента и маркетинга. Научный руководитель: Мустафаева З.А., профессор кафедры Менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук.
* Магистрант кафедры Менеджмента и маркетинга. Научный руководитель: Мустафаева З.А., профессор кафедры Менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук.
мечено, что «в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития». Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы развивает этот тезис: «Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает, преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования» [2].
Дошкольное образование играет кардинальную роль в развитии и сохранении человеческого капитала страны, решая две стратегически важные задачи. С одной стороны, оно формирует базу для получения общего среднего образования подрастающим поколением. По результатам американских исследований, образовательная стратификация начинается и закрепляется в возрасте от трех до семи лет. То есть различия в познавательных способностях детей устанавливаются перед тем, как они пойдут в школу [5].
С другой стороны, дошкольное образование и присмотр предоставляет возможность родителям - основному человеческому ресурсу страны, населению трудоспособного возраста - трудиться, приносить доход в семью и делать свой вклад в развитие экономики страны.
Дошкольное образование и воспитание не заменяют, а дополняют семейное воспитание и образование. В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи воспитания и обучения ребенка можно только при объединении усилий семьи и системы образования, включая дошкольное. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы утверждает, что эти задачи пока еще необходимо решить. «В особенности это касается дошкольного образования, которым в настоящее время в разных субъектах Российской Федерации охвачено от 40 до 80 % детей дошкольного возраста, причем этот показатель колеблется в пределах одного и того же федерального округа. Такая дифференциация уже с дошкольного уровня является риском усиления социального расслоения при получении качественного образования.
Несмотря на имеющиеся позитивные изменения последних лет, количество детских садов снижается, а количество детей в детских садах неуклонно растет. Выходом из данной ситуации стали первоочередные меры по уплотнению групп в детских садах. Таким образом, сеть государственных детских садов оказалась перегружена, повышен объем работ, приходящихся на каждого сотрудника детского сада, прежде всего воспитателей и нянечек. И эта повышенная нагрузка снижает качество предоставления услуги даже при всем старании сотрудников. Кроме того, нехватка мест создает условия для различных поборов, начиная с записи детей в сад. Размер такого «доб-
ровольного благотворительного вступительного взноса» может достигать 10-50 тыс. рублей. По данным ВЦИОМ, в Екатеринбурге устроить ребенка вне очереди в детский сад стоит в среднем около 40 тыс. рублей, в Черкесске - от 15 до 30 тыс. рублей, в Самаре - от 5 до 20 тыс. рублей, в Нальчике -от 3 до 10 тыс. рублей. Иногда вместо денег родителей просят купить компьютер или мебель [1].
Есть еще одна важная проблема, которая говорит о необходимости развития негосударственного сектора образования, - это сфокусированность программы на возрастной категории детей от 3 до 7 лет. Таким образом, за 2000-е годы из спектра услуг по дошкольному образованию исчезла услуга по присмотру и образованию детей раннего возраста до 3 лет, которая раньше осуществлялась сетью яслей. На смену им пришли кратковременные группы или группы игрового развития раннего возраста (от года до 2 лет), которые не снимают проблему присмотра за ребенком.
Выработка оптимальной стратегии реформирования предполагает выбор методологии оценки совокупности факторов, влияющих на состояние системы. По нашему мнению, институциональный подход - наиболее адекватный метод такой оценки. Это связано с тем, что институты системы дошкольного образования и воспитания одновременно выступают в экономической, социальной и правовой ипостасях.
Важным фактором развития системы дошкольного образования и воспитания являются женская занятость и связанная с ней ситуация на рынке труда. Присутствие женщин на нашем рынке труда очень весомо. Женщины составляют около половины экономически активного населения, причем в силу сложившейся гендерной сегрегации рынка труда женщины составляют большинство в ряде ключевых секторов общественного хозяйства - в здравоохранении, образовании, сфере финансовых услуг и др. Поэтому сокращение присутствия женщин на рынке труда не только невыгодно для общества в целом, но и экономически невозможно. Если женщины покинут рынок труда, то дефицит трудовых ресурсов разразится в полном объеме. Вместе с тем проблемы занятости молодых женщин с детьми дошкольного возраста имеют свою специфику.
Женская зарплата является существенным источником обеспечения семьи. По данным И. М. Козиной, доля доходов от основной занятости женщин-матерей в общем доходе домохозяйств составляет в среднем 42 %, а в неполных семьях - 72 %. «Значимость для семьи доходов от женской занятости часто выталкивает женщин на работу даже до окончания срока отпуска по уходу за ребенком. 43 % респонденток вышли на работу до достижения ребенком 3 лет (почти половина из них - до достижения ребенком 1,5 лет). Необходимость заработка - основная причина досрочного выхода на работу, поскольку размер соответствующего пособия не покрывает бреши в семейном бюджете, образованной потерей женского дохода от занятости» [3].
Большинство родителей, по данным опроса, проведенного в рамках данной работы, осознают, что воспитание, образование и развитие детей в детском саду строятся на научной основе и обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребенка. Хотя очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга. Наши данные из интервью с родителями детей разных возрастов, подтверждают эти наблюдения. По мнению многих родителей, детский сад совершенно необходим для подготовки ребенка к школе, ибо ребенок должен общаться с ровесниками. Также в детском садике дети учатся общаться друг с другом и с взрослыми. Учатся называть воспитателей по имени и отчеству. Садик приучает ребенка к дисциплине и соблюдению режима.
Важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. Динамика численности негосударственных дошкольных учреждений за последние несколько лет показывает, что с ростом благосостояния семей, а также в условиях социального и экономического расслоения по уровню доходов потребительские предпочтения в отношении услуг негосударственных / частных дошкольных организаций меняются. Спрос на их услуги постепенно растет. Даже внутри единого (муниципального) детского сада предлагаются различные программы пребывания детей. Появляются и новые услуги в негосударственном секторе. Таким образом, структура спроса также кардинально меняется.
Развитие сектора негосударственных детсадов постепенно приводит к формированию конкурентной среды и становится стимулом для дальнейшего развития сферы дошкольного образования.
На этом фоне стоимость услуг частного сектора впечатляет. Средняя цена посещения ребенком частного детсада сейчас 8-25 тыс. рублей в месяц в зависимости от региона, в Москве - 18-70 тыс. рублей [3]. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих иные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся указанные образовательные организации, но не менее 20 % среднего размера родительской платы за содержание ребенка в таких государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и соответствующие образовательные организации. В некоторых регионах такие компенсации могут быть и больше.
Проблема доступности дошкольного образования для всех категорий граждан Российской Федерации сегодня решается также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития раз-
личных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы. Во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный. Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.
Стоимость услуг частных детских садов колеблется от 8 000 до 30 000 рублей в месяц, что, как правило, обеспечивает лишь уровень окупаемости. Все непредвиденные расходы, как правило, ложатся на плечи родителей. Все эти факторы напрямую влияют на то, что предприниматели устанавливают высокую цену за пребывание ребенка в дошкольном учреждении. В свою очередь высокая цена сдерживает рост рынка. Несмотря на то, что спрос на услуги частного детского сада высокий, он остается нереализованным. Большинство родителей не готовы платить 10-20 тыс. рублей в месяц, а также вступительный взнос (если таковой есть) до 50 тыс. рублей. Поэтому развитие частных детских садов оказывается возможным только в узком сегменте.
Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес не готов делать длинные инвестиции в образование. В лучшем случае, при правильном распределении бюджета вложенные средства можно вернуть за 5-7 лет. При этом первые четыре года реализации проекта являются в основном «инвестиционными». Эксперты предлагают следующие меры повышения эффективности частных ДОУ: снижение административных барьеров, государственная программа компенсации родителям части платы за частный детсад, стимулирование кредитования этой сферы бизнеса, легализация такой формы частных ДОУ как семейный детский сад, центр временного пребывания ребенка и др.
Список литературы:
1. Оберемко О.А. Расходы домохозяйств на дошкольное образование и воспитание // Социологический журнал. - 2012. - № 3.
2. Материалы к заседанию Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте РФ. - М.: АНО Совет по вопросам управления и развития, 2013.
3. http://www.apn-nn.ru/551007.html.
4. Регионы России: Социально-экономические показатели, 2012: стат. сб. - М.: Росстат, 2012.
5. Материнство и кризис: рожать или подождать? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Пресс-выпуск. - 2011. - № 1105. - Режим доступа: Ы:р:/Мсют. ru/index.php?id=268&uid=11050.