Научная статья на тему 'Актуальность развития негосударственного сектора услуг по уходу за детьми ясельного возраста'

Актуальность развития негосударственного сектора услуг по уходу за детьми ясельного возраста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / УХОД ЗА ДЕТЬМИ / ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайгермазова Ф.Х., Султанова Л.А.

Статья посвящена обоснованию необходимости развития негосударственного сектора услуг по уходу за детьми ясельного возраста. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребёнка и подготовки его к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность развития негосударственного сектора услуг по уходу за детьми ясельного возраста»

можно оценивать как удовлетворительное. ОАО «Золото Якутии» полностью восстановило свою платежеспособность, имеет долгосрочный график погашения кредиторской задолженности под низкий банковский процент, сохранены все производственные активы.

Список литературы:

1. Бланк И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия. -2-е изд. - К.: Эльга, 2009. - 129 с.

2. Киров А.В. Финансовая безопасность как условие финансовой устойчивости фирмы // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2010. - № 6. - 117 с.

3. Коробов В.В. Финансовая безопасность в системе государственного финансового контроля: дисс. ... канд. экон. наук / Ивановский государственный химико-технологический университет. - Иваново, 2010. - 133 с.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА УСЛУГ ПО УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ ЯСЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Кайгермазова Ф.Х.*, Султанова Л.А.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Статья посвящена обоснованию необходимости развития негосударственного сектора услуг по уходу за детьми ясельного возраста. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребёнка и подготовки его к обучению в школе.

Ключевые слова услуги, уход за детьми, детские учреждения, дошкольные учреждения, дошкольное образование.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, от-

* Магистрант кафедры Менеджмента и маркетинга. Научный руководитель: Мустафаева З.А., профессор кафедры Менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук.

* Магистрант кафедры Менеджмента и маркетинга. Научный руководитель: Мустафаева З.А., профессор кафедры Менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук.

мечено, что «в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития». Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы развивает этот тезис: «Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает, преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования» [2].

Дошкольное образование играет кардинальную роль в развитии и сохранении человеческого капитала страны, решая две стратегически важные задачи. С одной стороны, оно формирует базу для получения общего среднего образования подрастающим поколением. По результатам американских исследований, образовательная стратификация начинается и закрепляется в возрасте от трех до семи лет. То есть различия в познавательных способностях детей устанавливаются перед тем, как они пойдут в школу [5].

С другой стороны, дошкольное образование и присмотр предоставляет возможность родителям - основному человеческому ресурсу страны, населению трудоспособного возраста - трудиться, приносить доход в семью и делать свой вклад в развитие экономики страны.

Дошкольное образование и воспитание не заменяют, а дополняют семейное воспитание и образование. В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи воспитания и обучения ребенка можно только при объединении усилий семьи и системы образования, включая дошкольное. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы утверждает, что эти задачи пока еще необходимо решить. «В особенности это касается дошкольного образования, которым в настоящее время в разных субъектах Российской Федерации охвачено от 40 до 80 % детей дошкольного возраста, причем этот показатель колеблется в пределах одного и того же федерального округа. Такая дифференциация уже с дошкольного уровня является риском усиления социального расслоения при получении качественного образования.

Несмотря на имеющиеся позитивные изменения последних лет, количество детских садов снижается, а количество детей в детских садах неуклонно растет. Выходом из данной ситуации стали первоочередные меры по уплотнению групп в детских садах. Таким образом, сеть государственных детских садов оказалась перегружена, повышен объем работ, приходящихся на каждого сотрудника детского сада, прежде всего воспитателей и нянечек. И эта повышенная нагрузка снижает качество предоставления услуги даже при всем старании сотрудников. Кроме того, нехватка мест создает условия для различных поборов, начиная с записи детей в сад. Размер такого «доб-

ровольного благотворительного вступительного взноса» может достигать 10-50 тыс. рублей. По данным ВЦИОМ, в Екатеринбурге устроить ребенка вне очереди в детский сад стоит в среднем около 40 тыс. рублей, в Черкесске - от 15 до 30 тыс. рублей, в Самаре - от 5 до 20 тыс. рублей, в Нальчике -от 3 до 10 тыс. рублей. Иногда вместо денег родителей просят купить компьютер или мебель [1].

Есть еще одна важная проблема, которая говорит о необходимости развития негосударственного сектора образования, - это сфокусированность программы на возрастной категории детей от 3 до 7 лет. Таким образом, за 2000-е годы из спектра услуг по дошкольному образованию исчезла услуга по присмотру и образованию детей раннего возраста до 3 лет, которая раньше осуществлялась сетью яслей. На смену им пришли кратковременные группы или группы игрового развития раннего возраста (от года до 2 лет), которые не снимают проблему присмотра за ребенком.

Выработка оптимальной стратегии реформирования предполагает выбор методологии оценки совокупности факторов, влияющих на состояние системы. По нашему мнению, институциональный подход - наиболее адекватный метод такой оценки. Это связано с тем, что институты системы дошкольного образования и воспитания одновременно выступают в экономической, социальной и правовой ипостасях.

Важным фактором развития системы дошкольного образования и воспитания являются женская занятость и связанная с ней ситуация на рынке труда. Присутствие женщин на нашем рынке труда очень весомо. Женщины составляют около половины экономически активного населения, причем в силу сложившейся гендерной сегрегации рынка труда женщины составляют большинство в ряде ключевых секторов общественного хозяйства - в здравоохранении, образовании, сфере финансовых услуг и др. Поэтому сокращение присутствия женщин на рынке труда не только невыгодно для общества в целом, но и экономически невозможно. Если женщины покинут рынок труда, то дефицит трудовых ресурсов разразится в полном объеме. Вместе с тем проблемы занятости молодых женщин с детьми дошкольного возраста имеют свою специфику.

Женская зарплата является существенным источником обеспечения семьи. По данным И. М. Козиной, доля доходов от основной занятости женщин-матерей в общем доходе домохозяйств составляет в среднем 42 %, а в неполных семьях - 72 %. «Значимость для семьи доходов от женской занятости часто выталкивает женщин на работу даже до окончания срока отпуска по уходу за ребенком. 43 % респонденток вышли на работу до достижения ребенком 3 лет (почти половина из них - до достижения ребенком 1,5 лет). Необходимость заработка - основная причина досрочного выхода на работу, поскольку размер соответствующего пособия не покрывает бреши в семейном бюджете, образованной потерей женского дохода от занятости» [3].

Большинство родителей, по данным опроса, проведенного в рамках данной работы, осознают, что воспитание, образование и развитие детей в детском саду строятся на научной основе и обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребенка. Хотя очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга. Наши данные из интервью с родителями детей разных возрастов, подтверждают эти наблюдения. По мнению многих родителей, детский сад совершенно необходим для подготовки ребенка к школе, ибо ребенок должен общаться с ровесниками. Также в детском садике дети учатся общаться друг с другом и с взрослыми. Учатся называть воспитателей по имени и отчеству. Садик приучает ребенка к дисциплине и соблюдению режима.

Важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. Динамика численности негосударственных дошкольных учреждений за последние несколько лет показывает, что с ростом благосостояния семей, а также в условиях социального и экономического расслоения по уровню доходов потребительские предпочтения в отношении услуг негосударственных / частных дошкольных организаций меняются. Спрос на их услуги постепенно растет. Даже внутри единого (муниципального) детского сада предлагаются различные программы пребывания детей. Появляются и новые услуги в негосударственном секторе. Таким образом, структура спроса также кардинально меняется.

Развитие сектора негосударственных детсадов постепенно приводит к формированию конкурентной среды и становится стимулом для дальнейшего развития сферы дошкольного образования.

На этом фоне стоимость услуг частного сектора впечатляет. Средняя цена посещения ребенком частного детсада сейчас 8-25 тыс. рублей в месяц в зависимости от региона, в Москве - 18-70 тыс. рублей [3]. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих иные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся указанные образовательные организации, но не менее 20 % среднего размера родительской платы за содержание ребенка в таких государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и соответствующие образовательные организации. В некоторых регионах такие компенсации могут быть и больше.

Проблема доступности дошкольного образования для всех категорий граждан Российской Федерации сегодня решается также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития раз-

личных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы. Во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный. Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Стоимость услуг частных детских садов колеблется от 8 000 до 30 000 рублей в месяц, что, как правило, обеспечивает лишь уровень окупаемости. Все непредвиденные расходы, как правило, ложатся на плечи родителей. Все эти факторы напрямую влияют на то, что предприниматели устанавливают высокую цену за пребывание ребенка в дошкольном учреждении. В свою очередь высокая цена сдерживает рост рынка. Несмотря на то, что спрос на услуги частного детского сада высокий, он остается нереализованным. Большинство родителей не готовы платить 10-20 тыс. рублей в месяц, а также вступительный взнос (если таковой есть) до 50 тыс. рублей. Поэтому развитие частных детских садов оказывается возможным только в узком сегменте.

Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес не готов делать длинные инвестиции в образование. В лучшем случае, при правильном распределении бюджета вложенные средства можно вернуть за 5-7 лет. При этом первые четыре года реализации проекта являются в основном «инвестиционными». Эксперты предлагают следующие меры повышения эффективности частных ДОУ: снижение административных барьеров, государственная программа компенсации родителям части платы за частный детсад, стимулирование кредитования этой сферы бизнеса, легализация такой формы частных ДОУ как семейный детский сад, центр временного пребывания ребенка и др.

Список литературы:

1. Оберемко О.А. Расходы домохозяйств на дошкольное образование и воспитание // Социологический журнал. - 2012. - № 3.

2. Материалы к заседанию Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте РФ. - М.: АНО Совет по вопросам управления и развития, 2013.

3. http://www.apn-nn.ru/551007.html.

4. Регионы России: Социально-экономические показатели, 2012: стат. сб. - М.: Росстат, 2012.

5. Материнство и кризис: рожать или подождать? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Пресс-выпуск. - 2011. - № 1105. - Режим доступа: Ы:р:/Мсют. ru/index.php?id=268&uid=11050.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.