Научная статья на тему 'Определение границ деятельности бюджетных организаций дошкольного образования как объекта статистического изучения'

Определение границ деятельности бюджетных организаций дошкольного образования как объекта статистического изучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДЕТСКИЙ САД / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / KINDERGARTEN / SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аринушкина Диана Аркадьевна

В статье отражены проблемные вопросы определения системы дошкольного образования как объекта статистического исследования, уточнены направления их деятельности, как непосредственные сам воспитательный процесс в отношении подрастающего поколения, так и вспомогательные, связанные например, с материально-техническим обеспечением и бюджетным финансированием и кадровым обеспечением дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DELIMITATION OF ACTIVITY OF BUDGETARY ORGANIZATIONS OF PRESCHOOL EDUCATION AS AN OBJECT OF STATISTICAL STUDYING

Problems of identification of preschool education system as an object of statistical studying are revealed. The author specifies the ways of their activities both direct ones an educational process of the youngsters and subsidiary ways, which, for example, is related to material support, budgetary financing and human resourcing the preschool education.

Текст научной работы на тему «Определение границ деятельности бюджетных организаций дошкольного образования как объекта статистического изучения»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

УДК 311.3/.4

Диана Аркадьевна Аринушкина,

аспирант кафедры социально-экономической статистики, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Эл. почта: DArinushkina@yandex.ru

В статье отражены проблемные вопросы определения системы дошкольного образования как объекта статистического исследования, уточнены направления их деятельности, как непосредственные - сам воспитательный процесс в отношении подрастающего поколения, так и вспомогательные, связанные например, с материально-техническим обеспечением и бюджетным финансированием и кадровым обеспечением дошкольного образования.

Ключевые слова: образовательные учреждения, детский сад, система дошкольного образования.

Diana A. Arinushkina,

Post-graduate student, the Department of Social and Economic Statistics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) E-mail: DArinushkina@yandex.ru

DELIMITATION OF ACTIVITY OF BUDGETARY ORGANIZATIONS OF PRESCHOOL EDUCATION AS AN OBJECT OF STATISTICAL STUDYING

Problems of identification of preschool education system as an object of statistical studying are revealed. The author specifies the ways of their activities both direct ones

- an educational process of the youngsters

- and subsidiary ways, which, for example, is related to material support, budgetary financing and human resourcing the preschool education.

Keywords: educational institutions, kindergarten, system of preschool education.

1. Введение

Детское воспитание является одной из ключевых составляющих социального развития любого государства. Условия жизни детей, уровень материального благополучия, участие государства в воспитательном процессе является индикатором общего экономического и духовного развития общества. Поэтому вопросы управления данной сферой общественной жизни информационное обеспечение управления, количественная оценка и статистический анализ развития образования в целом, и в частности, дошкольного, представляет особую актуальность.

Необходимо определение границ системы дошкольного образования как объекта статистического анализа, разработка методики применения статистических методов, построение статистических классификаций, которые должны составить основу структурного анализа. Ключевым аспектом разработки методики статистического изучения дошкольного образования является построение комплексной системы статистических показателей, подчиненных поставленным целям исследования.

2. Генезис современной системы дошкольного образования

Классически образование определяется как процесс развития личности, который осуществляется государственными и негосударственными учреждениями. В течение всего процесса образования человек получает опыт, приобретенный человечеством путем формирования знаний, традиций, умений и навыков.

Система дошкольного образования прошла соответствующую эволюцию, подверглась усовершенствованию и ориентирована на решение задач формирования, как отдельных индивидов, так и современного общества. В каждом государстве система образования определяется социально-экономической, культурно-исторической, национальной и политической уникальностью страны. Требования общества к образованию являются важнейшими в системе принципов государственной образовательной политики.

Первоначальные навыки каждый получает с малых лет, а первыми учителями являются родители. После, знания и умения детям закладывают педагоги в детских садах.

Впервые, такого рода учебные заведения появились в России в конце XIX века. Обычные дети непривилегированных родителей в 1866 году смогли посещать первый бесплатный «народный детский сад». В это же время появился и первый детский сад для детей интеллигенции.

Система дошкольных образовательных учреждений активно развивалась, и через три десятилетия в России появилось несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также приютов для сирот.

Современное российское образование представляет собой дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

Целесообразно для статистического изучения структуры образовательных учреждений применять следующую группировку их по видам:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного образования;

- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Другим критерием структуризации образовательной системы является источник ее финансирования. Образовательные учреждения бывают коммерческими и некоммерческими. Соглашения, заключенные между собой, дают возможность объединить учебно-воспитательный комплекс (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) при участии научных, производственных и других учреждений

и организаций. Возможно получение образования с отрывом и без такового, в форме домашнего образования, а также экстерната.

Деятельность государственных, негосударственных и муниципальных образовательных учреждений основывается на типовых положениях, утвержденных Правительством РФ, в которых определены типы и виды образовательных учреждений. Учреждения разрабатывают уставы на основе типовых положений.

Независимо от различных способов получения образования, главной задачей всех общеобразовательных учебных учреждений является создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствующих выработке научного мировоззрения; обеспечивающих освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; формирующих приемы самостоятельной деятельности.

Детское дошкольное учреждение -тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной

направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает процесс воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

На рис.1 сгруппированы задачи дошкольных образовательных учреждений.

Основными абсолютными показателями при проведении статистического анализа дошкольного воспитания являются такие данные, как численность детей, посещающих дошкольные учреждения, число учреждений такого рода, распределение их по видам; численность, состав и уровень образования педагогических работников, работающих с детьми; данные о фонде оплаты труда и сумме оплаты родителями платных услуг по содержанию и воспитанию детей.

3. Основные элементы системы дошкольного образования и проблемные аспекты, подлежащие статистическому изучению

Среди учреждений дошкольного образования наиболее распространённым является детские сады различной направленности, такие как:

- детский сад, реализующий основную общеобразовательную программу

Рис. 1. Основные задачи дошкольных образовательных учреждений

дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности;

- детский сад для детей раннего возраста, который реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах об-щеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей;

- детский сад для детей предш-кольного или старшего дошкольного возраста, который реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;

- детский сад присмотра и оздоровления, который реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад компенсирующего вида, который реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;

- детский сад комбинированного вида, который реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей, который реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как

познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое;

- центр развития ребенка - детский сад, который реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.

Повседневными проблемами развития системы образования являются: низкий уровень заработной платы педагогических работников; слабое финансирование информатизации образования; необходимость формирования новых и модернизация существующих институтов системы образования, для обеспечения максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих и бюджетных средств, и на этой основе - высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ.

Согласно действующему закону «Об образовании», который был принят еще в 1991 году, плата за содержание ребенка (присмотр и уход) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, не может превышать 20% затрат государства на содержание ребенка, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, взимается не более 10%.

По данным Минобразования, расходы на присмотр и уход за ребенком в 2012 году в среднем по России составляют 45,3 тыс. в год (питание, услуги на содержание имущества, транспортные и коммунальные услуги, арендная плата и др.). Самые большие расходы на содержание детей в детсадах несет бюджет Северо-Западного федерального округа — 89,5 тыс. рублей.

Согласно данным Росстата, число бедных семей с детьми составляет 32%, а среди многодетных (три и более ребенка) — 58%. Это указывает на то, что больше трети семей России не в состоянии оплачивать детский сад.

Данные Высшей школы экономики показывают, что почти 40% детей по всей России не обеспечены возможностью получения дошкольного образования. Более 2 млн. детей в

возрасте от полутора лет ожидают получения места в детском саду. Безусловно, что в целях сокращения дефицита мест и уменьшения очередей в садах, государству необходимо способствовать созданию новых и развитию существующих негосударственных детских садов путем разнообразных финансовых вложений и поддержек.

Согласно ст. 31 действующего закона «Об образовании», муниципалитеты обязаны обеспечить дошкольное образование в негосударственных дошкольных учреждениях в «размере, необходимом для реализации основной программы дошкольного образования». Это касается финансирования расходов на необходимые учебные пособия, игры и различные расходные материалы, согласно установленным нормативам, расходов по оплате труда педагогических работников.

Такая проблема финансирования системы дошкольного образования относится к наиболее актуальным проблемам, она не имеет для своего решения запланированных мероприятий и осложняется рядом обстоятельств, одним из главных факторов которых, стала резкая дифференциация общества по уровню доходов. Даже незначительное повышение родительской платы, независимо от уровня дохода в семье, может привести к отсутствию возможности получения детьми образования в дошкольных учреждениях, что в итоге снова спровоцирует проблемы, для решения которых как раз и создавалась система дошкольного образования. Низкое финансирование дошкольных учреждений в совокупности с отсутствием адекватных управленческих решений для такой ситуации резко снижают качество воспитания детей, вынуждают руководителей детских садов самостоятельно искать способы решения финансовых проблем. В отдельных детских садах, как показывают результаты проверок прокуратуры, эти способы сводятся к «добровольно-принудительным» сборам дополнительных средств с родителей, а это вызывает многочисленные возмущения, жалобы, нарекания и конфликты. Такая практика, к сожалению, имеет тенденцию к распространению. Очевидно, что проблема назрела и требует соответствующего управленческого разрешения, притом, что финансовое обеспечение деятельности дошкольных образовательных учреж-

дений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства с помощью предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных Уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

В определенной степени новшеством является то обстоятельство, что любое дошкольное образовательное учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность, приносящую дополнительный доход, так как это помогает достижению целей, ради которых они и созданы, и соответствует указанным Уставным целям.

При финансировании образовательной деятельности малочисленных сельских и рассматриваемых в качестве таких органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться все необходимые потребности в затратах, не зависящие от количества детей.

Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных финансовых средств, не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств Учредителя.

Финансовые и материальные средства дошкольного образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются дошкольным образовательным учреждением в соответствии с Уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В связи с увеличением доли платных образовательных учреждений и одновременно подорожанием системы как дошкольного, так всей системы образования в России, и особенно в мегаполисах, актуальной становится проблема доступности для населения определения детей в детские образовательные учреждения. Данное обстоятельство определяет необходимость статистического изучения этой самой доступности в комплексной увязке с

уровнем жизни населения, в частности с такими показателями, как удельный вес расходов населения (домашних хозяйств) на образование (платное воспитание) детей в дошкольных учреждениях в общем объеме расходов на конечное потребление.

С 1 января 2013 года дошкольные образовательные учреждения в России могут стать слишком дорогим удовольствием для многих родителей.

Законопроект об образовании, составленный с учетом положений, подвергающийся обсуждениям и критике 83 Федерального Закона о коммерциализации социальных служб, отменяет положение, по которому родители могут вносить оплату за содержание ребенка в детском саду в размере не более 20% от общих затрат муниципалитета.

В различных городах страны стоимость услуг по присмотру и уходу за детьми в муниципальных детских садах колеблется от 4000 до 12000 рублей в месяц. Родители в настоящее время получают компенсацию от муниципалитета — 20% от уплаченной ими суммы на первого ребенка, 50% на второго и 70% на третьего и последующего детей.

Согласно 66-й статье законопроекта, оплата услуг по присмотру и уходу за ребенком в саду полностью возлагаются на родителей. Стоимость такой услуги, по предложению авторов проекта, будет рассчитываться муниципалитетом исходя из рыночной ситуации в регионе и размера доходов родителей (или законных представителей) обучающихся. Иначе говоря, чем сложнее ситуация с детскими садами, тем дороже будет стоить пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

68-я статья проекта закона устанавливает право детского сада и его учредителя отказать ребенку в приеме, если в нем нет свободных мест. Для сокращения многотысячных очередей в ДОУ авторы законопроекта предлагают массовое введение групп кратковременного пребывания, формально закрывающих потребность в

местах, но не дающих возможности выхода на работу на полный рабочий день матерям.

Дошкольное образование — начальное звено в системе непрерывного образования, поэтому ему приходится решать самые сложные педагогические, организационные, управленческие, а теперь и экономические проблемы.

Отдельными направлениями статистического анализа дошкольных учреждений является изучение структуры их финансирования. Основными критериями структурного анализа являются источники финансирования.

Финансирование учреждений дошкольного образования формируется за счет:

- бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;

- иной приносящей доход деятельности;

- платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

- добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;

- кредитов банков и иных кредитных учреждений;

- других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важной чертой механизма финансирования стало суммирование средств, поступающих из различных источников, включая бюджет, в единый доход учреждения и использование этого дохода независимо от источника финансирования. Причем средства, поступающие из других источников, никаким образом, не уменьшают величину бюджетных ассигнований. Тем самым был закреплен принцип, согласно которому бюджетные ассигнования учреждениям дошкольного образования - не просто расходы государства, а особый вид доходов учреждений, обусловленный социальной значимостью их деятельности.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений является самой острой для систе-

мы образования, так как бюджетные ресурсы ограничены. Таким образом, актуальным стал вопрос о решении задач по нахождению способов привлечения финансов для достойного образования.

4. Заключение

Все рассмотренные проблемы является весьма сложными, требующими максимально усиленного использования ресурсов и концентрации усилий всего общества, условием. Очевидно также, что общество не может экономить на образовании, но образование обязано эффективно использовать свои ресурсы - как выделенные государством и обществом, так и заработанные на рынке.

Обозначенные проблемы не исчерпывают все аспекты статистического изучения развития системы дошкольного образования. Перспективы и актуальность данного направления статистических работ очевидны и не вызывают сомнений.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 №>3266-1, изменения, внесенные Федеральным законом от 12.11.2012 № 185-ФЗ, вступают в силу с 1 декабря 2012 года.

2. Социальная статистика // Под редакцией Кучмаевой О.В., Золотаревой О.А. - М.: Евразийский открытый институт, 2012 г.

3. Семейное воспитание и социальная работа // Под редакцией Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельникова Н.Н. - М.: Дашков и К, 2010 г.

References

1. Federal Law "On Education" from 10.07.1992 № 3266-1, as amended by Federal Law of 12.11.2012 № 185-FZ, effective from December 1, 2012.

2. Social statistics // Pod redakciey Kuchmaevoy O.V., Zolotarevoy O.A. -M.: Evraziyskiy otkrytyy institut, 2012 g.

3. Family education and social work // Pod redakciey Holostova E.I., Chernyak E.M., Strelnikova N.N. - M.: Dashkov i K, 2010 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.