Научная статья на тему 'Тренды молодежной политики за рубежом'

Тренды молодежной политики за рубежом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1217
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / THE EXTREMISM / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зинурова Р. И., Тузиков А. Р.

В статье анализируется проблема понимания сущности экстремизма в мире. Анализируется нормативноправовая база противодействия молодежному экстремизму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the problem of the meaning of the content of extremism. The analyses has shown the rules and regulations in this area.

Текст научной работы на тему «Тренды молодежной политики за рубежом»

Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков

ТРЕНДЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА РУБЕЖОМ

Ключевые слова: Экстремизм, Молодежь.

В статье анализируется проблема понимания сущности экстремизма в мире. Анализируется нормативноправовая база противодействия молодежному экстремизму.

Keywords: The extremism, Youth.

The paper deals with the problem of the meaning of the content of extremism. The analyses has shown the rules and regulations in this area.

В ситуации социальной неопределенности, нестабильности и социальной напряженности экстремальность молодежи может приобретать крайние, главным образом спонтанные черты, которые нередко перерастают в экстремистские настроения. Поводом к этому зачастую становятся попытки отдельных политических сил, государственных и общественных структур использовать молодежь в своих целях, подстрекая и провоцируя ее на экстремистские действия. Преимущественно групповой характер молодежного экстремизма, спонтанность и непредсказуемость придают данному явлению особую общественную опасность.

По мнению общественности, экстремистами чаще всего становятся малообразованные молодые люди из неблагополучных семей. Авторы исследования «Молодежный экстремизм» Зубок Ю. и Чупров В. охарактеризовали портрет среднестатистического экстремиста из молодежной среды иначе. Это молодой человек до 21 года, учащийся в ВУЗе и работающий в материальной сфере или сфере обслуживания [1].

К причинам экстремального поведения молодых людей можно отнести: низкий уровень политического и культурного воспитания, раздувание шумихи вокруг международных конфликтов культур и этносов, усиление миграционных процессов. Последнее, на взгляд молодежи, является основной причиной конфликтов. При этом большинство опрошенных не может объяснить, почему тогда молодежь так агрессивно проявляют себя к гомосексуалистам или бомжам. Исследователи РАН считают, что агрессия, не проявленная своевременно, может переходить в форму насилия над совершенно другими людьми, что, вероятно, и происходит.

Экстремизм (от фр. ех1геш18ше, от лат. Ех1гешиБ — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение,

террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы,

резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с

подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия [2].

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия экстремизма (п. 3 ч. 1 ст. 1): экстремизм -какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон [3].

С принятием в 2000 г. «Всемирной

Программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период» тема развития молодежи получила мощный новый импульс в системе ООН. Во «Всемирном докладе по вопросам молодежи 2005 год» было предложено сгруппировать 15 приоритетных областей Всемирной программы действий, касающейся молодежи, в 3 основные группы вопросов, а именно: молодежь в мировой экономике, молодежь в гражданском обществе и молодежь, подверженная риску [4].

Один из последних отчетов, Всемирный молодежный отчет 2007 [5] посвящен прогрессу и проблемам в переходном периоде у подростков. В отчете четко написано, что, несмотря на тот факт, что молодежь сталкивается с проблемами и вызовами, они настроены на успех и используют все возможные подходы, чтобы обеспечить

«выживание». Молодежь не пассивная группа, которая ждет ресурсов и возможностей. Во всем мире молодежь стремится к лучшей жизни. Но существует проблема недостаточного и адекватного инвестирования в молодежь. Проблемы,

относящиеся к глобализации, и другие изменения во всемирной экономике, а также социальные и экономические аспекты часто создают неблагоприятный контекст для молодежного развития и участия.

Одним из самых важных документов ООН о молодежи является Доклад о мировом развитии 2007 Всемирного банка.

Рассматривая меры политики с точки зрения пяти переходных периодов жизни молодежи, Доклад предлагает три стратегических направления проведения реформ:

• Возможности. Расширять возможности развития человеческого капитала за счет облегчения доступа к услугам в области образования и здравоохранения и повышения их качества; посредством оказания помощи в начале трудовой жизни и предоставления молодым людям возможности высказать свое мнение в отношении того, в какой помощи они нуждаются, а также принять участие в ее предоставлении.

• Способности. Развивать способности молодых людей в области принятия правильных решений в отношении выбора из этих возможностей путем признания их в качестве субъектов принятия решений и обеспечения того, чтобы эти решения были обоснованными, обеспеченными ресурсами и разумными.

• Дать еще один шанс. Создать эффективную систему реализации упущенных возможностей с использованием целевых программ, которые дают молодым людям надежду и стимулы для того, чтобы наверстать упущенное из-за неблагоприятных обстоятельств или принятия неправильных решений.

В Докладе предпринимается попытка оценить их с точки зрения интересов молодежи. Соответствуют ли эти стратегии переходным этапам и внешним условиям развития молодежи? В Докладе основное внимание уделяется пяти переходным этапам, в рамках которых происходит развитие молодежи: учеба,

работа, здоровье, семья и гражданство. Принятие верных решений в отношении этих этапов обеспечит развитие, сохранение и надлежащее использование человеческого капитала. Если приняты неправильные решения, то для их корректировки потребуются значительные средства, поскольку прекращение учебы в школе, длительный период безработицы или поведение, сопряженное с повышенным риском для здоровья, могут иметь долгосрочные

труднопреодолимые последствия.

Молодежный отдел ООН работает в тесном сотрудничестве с отделом по техническому сотрудничеству Департамента по социальной политике и развитию.

Некоторые сферы сотрудничества, относящиеся к молодежному развитию, включают в себя:

Помощь государствам в разработке, реализации и мониторинге национальной молодежной политики;

Стратегии для увеличения занятости среди молодежи, для улучшения климата

предпринимательства;

Тренинги для взрослых и учреждений по обучению совместной работе с молодежными организациями;

Мониторинг и усиление существующих молодежных структур и сетей, включая развитие лидерства;

Развитие молодежного волонтерства и гражданского участия;

Поддержка социальной интеграции специфических молодежных категорий (девушки, люди с ограниченными возможностями, беженцы, иммигранты и др.);

Вовлечение молодых людей как партнеров в строительство мира в постконфликтных территориях.

Освещению этих направлений посвящен Доклад Генерального Секретаря «Цели и показатели оценки прогресса молодежи в глобальной экономике» [6].

Политика молодежного развития является основной частью миссии Совета Европы с момента его основания. [7] Сегодня стремления Совета Европы в этой области направлены на продвижение и поддержку развития высококачественных и эффективных программ молодежной политики на местном, национальном и общеевропейском уровнях.[8] Это развитие построено на базе общих принципов, ценностях и подходах, в то же время принимается во внимание сложность политических, экономических и социальных ситуаций, исторический контекст и культурные традиции стран-участниц.

Совет Европы разработал концепцию молодежной политики, состоящую из 5 С:

Coverage (охват - географический и социальный);

Capacity (роль и взаимоотношение государства и молодежных организаций);

Competence (компетенции - квалификация и тренинги);

Cooperation, coordination and coherence (сотрудничество, координация и согласованность -вертикальная и горизонтальная связь);

Cost (финансовые и человеческие ресурсы).

Проблемы поиска механизмов поддержки культурного разнообразия, необходимости развития межкультурного и межпоколенческого диалога, вопросы соблюдения прав молодежи звучали на 8-й конференции министров, ответственных за молодежную политику, стран-членов Совета Европы, состоявшейся 10-11 октября 2008 г. в Киеве. Значимым итогом конференции министров на высшем уровне стало принятие Плана действий Совета Европы в отношении будущего молодежной политики на период до 2020 г - «Повестки 2020».

Приняв Киевскую декларацию, страны члены Совета Европы подчеркивают значимость молодежной политики в разрешении наиболее острых социальных и социо-культурных проблем современного общества, продолжающего переживать структурные трансформации и изменения в связи с глобализацией. Именно молодежные организации призваны играть особо значимую роль в решении проблем преемственности поколений, взаимодействия, принятия и понимания разных культур, развития солидарности и социальной сплоченности,

предотвращения гендерного неравенства,

недопущения проявлений расовой дискриминации.

Киевская декларация определяет три ключевых приоритета, в направлении которых должна развиваться молодежная политика в Европе в ближайшее десятилетие. К ним относятся:

соблюдение прав человека и развитие

демократии;

межкультурный диалог и социо-культурное разнообразие;

социальная интеграция молодых людей. Приоритет уважения прав человека и развития демократии в контексте молодежной политики

необходимо ориентирует страны на создание

благоприятных условий для обеспечения:

полного соблюдения прав молодых людей, уважения их человеческого достоинства, а также условий, поощряющих приверженность идее верховенства прав человека;

активного участия молодых людей в демократических процессах и их более широкой представленности в ключевых демократических структурах;

равных возможностей для участия всех молодых людей во всех без исключения аспектах повседневной жизни;

эффективных мер по борьбе с гендерным неравенством и всевозможными формами насилия и дискриминации по половому признаку;

увеличения числа просветительских мероприятий и обучающих программ, повышающих уровень осведомленности молодых людей в отношении проблем окружающей среды и устойчивого развития;

доступности информационных и

консультационных ресурсов, ориентированных на потребности молодежи.

Приоритет развития межкультурного диалога, солидарности и навыков сосуществования и взаимопонимания, обусловленный усилением социокультурного разнообразия в современном мире, для будущего молодежной политики означает:

предоставление молодежи права развивать и поддерживать, прежде всего, в повседневной жизни культурное разнообразие, понимать важность межкультурного диалога и сотрудничества;

недопущение и предотвращение всех форм расизма и дискриминации по любому из возможных оснований/признаков;

всестороннюю поддержку молодежных организаций и инициатив по предотвращению и управлению конфликтами, а также пост-конфликтному урегулированию посредством установления межкультурного и межрелигиозного диалога;

содействие молодежным инициативам по работе с беженцами и социально-уязвимыми категориями молодежи;

дальнейшую поддержку межрегионального взаимодействия молодежи в Европе и за ее пределами;

поддержку молодежи в развитии солидарности и сотрудничества на глобальном уровне.

Реализует молодежную политику Совета Европы Директорат молодежи и спорта,

расположенный в Европейском молодежном центре в г. Страсбурге. Важнейшим методом работы Директората молодежи и спорта является соуправление, которое реализуется Совместным Советом по делам молодежи.

Включение молодежного измерения в другие политики. Такие темы, как занятость, образование, социальная интеграция, расизм и ксенофобия, иммиграция, проблемы потребителей, здоровье и предотвращение риска, экология, равные возможности для женщин и мужчин и т.д., требуют тесной координации с различными властями, как на национальном, так и на европейском уровне.

Неравный доступ к новым возможностям увеличивает разрыв. Некоторые группы молодых людей, например, с меньшими возможностями, испытывают больше трудностей, чтобы найти свое место в обществе. Области общественной деятельности, направленные на лучшую

профессиональную и социальную интеграцию для тех молодых людей, которые имеют меньшие возможности, должны быть широкими и множественно ориентированными, поскольку существуют многочисленные риски, причины и формы изоляции: бедность, трудный семейный контекст, проблемы физического и психического здоровья, инвалидность, жизнь в неблагополучных городских или сельских районах, этническое происхождение, плохая успеваемость в школе, зависимости, заключенные.

Европейская Комиссия в апреле 2009 г. утвердила новую стратегию молодежной политики «Молодежь - инвестирование и предоставление возможностей» на ближайшие годы. Стратегия признает, что молодежь является наиболее уязвимой группой общества, особенно в период экономического и финансового кризиса, и в нашем стареющем обществе молодежь является ценным ресурсом.

Программа «Молодежь в действии» была утверждена 15 ноября 2006 года решением № 1719/2006/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского Союза. Она является законодательной базой для поддержки неформального образования молодежи в Европе. Программа реализовывается с 2007 по 2013 год.

Уважение к культурным особенностям, также как и противодействие расизму и ксенофобии, является главным приоритетом Программы «Молодежь в действии». Содействуя проведению мероприятий, в которых участвует молодежь

различного культурного, этнического и

религиозного происхождения, Программа

способствует развитию межкультурного

образования молодежи [9].

Литература

1. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Экстремизм в мировом пространстве: теоретико-методологический аспект / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казанского

технологического университета (Вестник

технологического университета); № 17, С. 222-224.

2. Тузиков А.Р. Концепция идеологии и идеологического

дискурса в современной социологии - методология исследования социокультурных особенностей

молодежного экстремизма в мировом пространстве / А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета (Вестник технологического университета); № 17, С. 224-230.

3. Экстремизм // Безопасность: теория, парадигма,

концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. — Изд. 2-е, доп. и перераб. -М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005

4. www.un.org/youth

5. http://www.un.org/esa/socdev/unyin/wyr07.htm

6. Доклад Генерального секретаря «Цели и показатели оценки прогресса молодежи в глобальной экономике». Генеральная Ассамблея. Экономический и Социальный Совет. А/64/61-Е/2009/3

7. Eberhard Laurence, The Council of Europe and youth. Thirty years of experience. - France: Council of Europe Publishing, 2002. - 56 c.

8. Youth policy indicators // Report of experts’ meetings. -France: Directorate of Youth and Sport of the Council of Europe European Youth Centre, 2003. - 40 c.

9. Статья подготовлена в рамках федеральной целевой

программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проекта «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве» по лоту 20111.2.2-306-032 «Проведение научных исследований

научными группами под руководством кандидатов наук в области разрешения конфликтных ситуаций в различных регионах мира с участием научноисследовательских и научно-образовательных организаций Германии».

© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, rushazi@rambler.ru; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, tuzikov@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.