Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков
ТРЕНДЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА РУБЕЖОМ
Ключевые слова: Экстремизм, Молодежь.
В статье анализируется проблема понимания сущности экстремизма в мире. Анализируется нормативноправовая база противодействия молодежному экстремизму.
Keywords: The extremism, Youth.
The paper deals with the problem of the meaning of the content of extremism. The analyses has shown the rules and regulations in this area.
В ситуации социальной неопределенности, нестабильности и социальной напряженности экстремальность молодежи может приобретать крайние, главным образом спонтанные черты, которые нередко перерастают в экстремистские настроения. Поводом к этому зачастую становятся попытки отдельных политических сил, государственных и общественных структур использовать молодежь в своих целях, подстрекая и провоцируя ее на экстремистские действия. Преимущественно групповой характер молодежного экстремизма, спонтанность и непредсказуемость придают данному явлению особую общественную опасность.
По мнению общественности, экстремистами чаще всего становятся малообразованные молодые люди из неблагополучных семей. Авторы исследования «Молодежный экстремизм» Зубок Ю. и Чупров В. охарактеризовали портрет среднестатистического экстремиста из молодежной среды иначе. Это молодой человек до 21 года, учащийся в ВУЗе и работающий в материальной сфере или сфере обслуживания [1].
К причинам экстремального поведения молодых людей можно отнести: низкий уровень политического и культурного воспитания, раздувание шумихи вокруг международных конфликтов культур и этносов, усиление миграционных процессов. Последнее, на взгляд молодежи, является основной причиной конфликтов. При этом большинство опрошенных не может объяснить, почему тогда молодежь так агрессивно проявляют себя к гомосексуалистам или бомжам. Исследователи РАН считают, что агрессия, не проявленная своевременно, может переходить в форму насилия над совершенно другими людьми, что, вероятно, и происходит.
Экстремизм (от фр. ех1геш18ше, от лат. Ех1гешиБ — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение,
террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы,
резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с
подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия [2].
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия экстремизма (п. 3 ч. 1 ст. 1): экстремизм -какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон [3].
С принятием в 2000 г. «Всемирной
Программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период» тема развития молодежи получила мощный новый импульс в системе ООН. Во «Всемирном докладе по вопросам молодежи 2005 год» было предложено сгруппировать 15 приоритетных областей Всемирной программы действий, касающейся молодежи, в 3 основные группы вопросов, а именно: молодежь в мировой экономике, молодежь в гражданском обществе и молодежь, подверженная риску [4].
Один из последних отчетов, Всемирный молодежный отчет 2007 [5] посвящен прогрессу и проблемам в переходном периоде у подростков. В отчете четко написано, что, несмотря на тот факт, что молодежь сталкивается с проблемами и вызовами, они настроены на успех и используют все возможные подходы, чтобы обеспечить
«выживание». Молодежь не пассивная группа, которая ждет ресурсов и возможностей. Во всем мире молодежь стремится к лучшей жизни. Но существует проблема недостаточного и адекватного инвестирования в молодежь. Проблемы,
относящиеся к глобализации, и другие изменения во всемирной экономике, а также социальные и экономические аспекты часто создают неблагоприятный контекст для молодежного развития и участия.
Одним из самых важных документов ООН о молодежи является Доклад о мировом развитии 2007 Всемирного банка.
Рассматривая меры политики с точки зрения пяти переходных периодов жизни молодежи, Доклад предлагает три стратегических направления проведения реформ:
• Возможности. Расширять возможности развития человеческого капитала за счет облегчения доступа к услугам в области образования и здравоохранения и повышения их качества; посредством оказания помощи в начале трудовой жизни и предоставления молодым людям возможности высказать свое мнение в отношении того, в какой помощи они нуждаются, а также принять участие в ее предоставлении.
• Способности. Развивать способности молодых людей в области принятия правильных решений в отношении выбора из этих возможностей путем признания их в качестве субъектов принятия решений и обеспечения того, чтобы эти решения были обоснованными, обеспеченными ресурсами и разумными.
• Дать еще один шанс. Создать эффективную систему реализации упущенных возможностей с использованием целевых программ, которые дают молодым людям надежду и стимулы для того, чтобы наверстать упущенное из-за неблагоприятных обстоятельств или принятия неправильных решений.
В Докладе предпринимается попытка оценить их с точки зрения интересов молодежи. Соответствуют ли эти стратегии переходным этапам и внешним условиям развития молодежи? В Докладе основное внимание уделяется пяти переходным этапам, в рамках которых происходит развитие молодежи: учеба,
работа, здоровье, семья и гражданство. Принятие верных решений в отношении этих этапов обеспечит развитие, сохранение и надлежащее использование человеческого капитала. Если приняты неправильные решения, то для их корректировки потребуются значительные средства, поскольку прекращение учебы в школе, длительный период безработицы или поведение, сопряженное с повышенным риском для здоровья, могут иметь долгосрочные
труднопреодолимые последствия.
Молодежный отдел ООН работает в тесном сотрудничестве с отделом по техническому сотрудничеству Департамента по социальной политике и развитию.
Некоторые сферы сотрудничества, относящиеся к молодежному развитию, включают в себя:
Помощь государствам в разработке, реализации и мониторинге национальной молодежной политики;
Стратегии для увеличения занятости среди молодежи, для улучшения климата
предпринимательства;
Тренинги для взрослых и учреждений по обучению совместной работе с молодежными организациями;
Мониторинг и усиление существующих молодежных структур и сетей, включая развитие лидерства;
Развитие молодежного волонтерства и гражданского участия;
Поддержка социальной интеграции специфических молодежных категорий (девушки, люди с ограниченными возможностями, беженцы, иммигранты и др.);
Вовлечение молодых людей как партнеров в строительство мира в постконфликтных территориях.
Освещению этих направлений посвящен Доклад Генерального Секретаря «Цели и показатели оценки прогресса молодежи в глобальной экономике» [6].
Политика молодежного развития является основной частью миссии Совета Европы с момента его основания. [7] Сегодня стремления Совета Европы в этой области направлены на продвижение и поддержку развития высококачественных и эффективных программ молодежной политики на местном, национальном и общеевропейском уровнях.[8] Это развитие построено на базе общих принципов, ценностях и подходах, в то же время принимается во внимание сложность политических, экономических и социальных ситуаций, исторический контекст и культурные традиции стран-участниц.
Совет Европы разработал концепцию молодежной политики, состоящую из 5 С:
Coverage (охват - географический и социальный);
Capacity (роль и взаимоотношение государства и молодежных организаций);
Competence (компетенции - квалификация и тренинги);
Cooperation, coordination and coherence (сотрудничество, координация и согласованность -вертикальная и горизонтальная связь);
Cost (финансовые и человеческие ресурсы).
Проблемы поиска механизмов поддержки культурного разнообразия, необходимости развития межкультурного и межпоколенческого диалога, вопросы соблюдения прав молодежи звучали на 8-й конференции министров, ответственных за молодежную политику, стран-членов Совета Европы, состоявшейся 10-11 октября 2008 г. в Киеве. Значимым итогом конференции министров на высшем уровне стало принятие Плана действий Совета Европы в отношении будущего молодежной политики на период до 2020 г - «Повестки 2020».
Приняв Киевскую декларацию, страны члены Совета Европы подчеркивают значимость молодежной политики в разрешении наиболее острых социальных и социо-культурных проблем современного общества, продолжающего переживать структурные трансформации и изменения в связи с глобализацией. Именно молодежные организации призваны играть особо значимую роль в решении проблем преемственности поколений, взаимодействия, принятия и понимания разных культур, развития солидарности и социальной сплоченности,
предотвращения гендерного неравенства,
недопущения проявлений расовой дискриминации.
Киевская декларация определяет три ключевых приоритета, в направлении которых должна развиваться молодежная политика в Европе в ближайшее десятилетие. К ним относятся:
соблюдение прав человека и развитие
демократии;
межкультурный диалог и социо-культурное разнообразие;
социальная интеграция молодых людей. Приоритет уважения прав человека и развития демократии в контексте молодежной политики
необходимо ориентирует страны на создание
благоприятных условий для обеспечения:
полного соблюдения прав молодых людей, уважения их человеческого достоинства, а также условий, поощряющих приверженность идее верховенства прав человека;
активного участия молодых людей в демократических процессах и их более широкой представленности в ключевых демократических структурах;
равных возможностей для участия всех молодых людей во всех без исключения аспектах повседневной жизни;
эффективных мер по борьбе с гендерным неравенством и всевозможными формами насилия и дискриминации по половому признаку;
увеличения числа просветительских мероприятий и обучающих программ, повышающих уровень осведомленности молодых людей в отношении проблем окружающей среды и устойчивого развития;
доступности информационных и
консультационных ресурсов, ориентированных на потребности молодежи.
Приоритет развития межкультурного диалога, солидарности и навыков сосуществования и взаимопонимания, обусловленный усилением социокультурного разнообразия в современном мире, для будущего молодежной политики означает:
предоставление молодежи права развивать и поддерживать, прежде всего, в повседневной жизни культурное разнообразие, понимать важность межкультурного диалога и сотрудничества;
недопущение и предотвращение всех форм расизма и дискриминации по любому из возможных оснований/признаков;
всестороннюю поддержку молодежных организаций и инициатив по предотвращению и управлению конфликтами, а также пост-конфликтному урегулированию посредством установления межкультурного и межрелигиозного диалога;
содействие молодежным инициативам по работе с беженцами и социально-уязвимыми категориями молодежи;
дальнейшую поддержку межрегионального взаимодействия молодежи в Европе и за ее пределами;
поддержку молодежи в развитии солидарности и сотрудничества на глобальном уровне.
Реализует молодежную политику Совета Европы Директорат молодежи и спорта,
расположенный в Европейском молодежном центре в г. Страсбурге. Важнейшим методом работы Директората молодежи и спорта является соуправление, которое реализуется Совместным Советом по делам молодежи.
Включение молодежного измерения в другие политики. Такие темы, как занятость, образование, социальная интеграция, расизм и ксенофобия, иммиграция, проблемы потребителей, здоровье и предотвращение риска, экология, равные возможности для женщин и мужчин и т.д., требуют тесной координации с различными властями, как на национальном, так и на европейском уровне.
Неравный доступ к новым возможностям увеличивает разрыв. Некоторые группы молодых людей, например, с меньшими возможностями, испытывают больше трудностей, чтобы найти свое место в обществе. Области общественной деятельности, направленные на лучшую
профессиональную и социальную интеграцию для тех молодых людей, которые имеют меньшие возможности, должны быть широкими и множественно ориентированными, поскольку существуют многочисленные риски, причины и формы изоляции: бедность, трудный семейный контекст, проблемы физического и психического здоровья, инвалидность, жизнь в неблагополучных городских или сельских районах, этническое происхождение, плохая успеваемость в школе, зависимости, заключенные.
Европейская Комиссия в апреле 2009 г. утвердила новую стратегию молодежной политики «Молодежь - инвестирование и предоставление возможностей» на ближайшие годы. Стратегия признает, что молодежь является наиболее уязвимой группой общества, особенно в период экономического и финансового кризиса, и в нашем стареющем обществе молодежь является ценным ресурсом.
Программа «Молодежь в действии» была утверждена 15 ноября 2006 года решением № 1719/2006/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского Союза. Она является законодательной базой для поддержки неформального образования молодежи в Европе. Программа реализовывается с 2007 по 2013 год.
Уважение к культурным особенностям, также как и противодействие расизму и ксенофобии, является главным приоритетом Программы «Молодежь в действии». Содействуя проведению мероприятий, в которых участвует молодежь
различного культурного, этнического и
религиозного происхождения, Программа
способствует развитию межкультурного
образования молодежи [9].
Литература
1. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Экстремизм в мировом пространстве: теоретико-методологический аспект / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казанского
технологического университета (Вестник
технологического университета); № 17, С. 222-224.
2. Тузиков А.Р. Концепция идеологии и идеологического
дискурса в современной социологии - методология исследования социокультурных особенностей
молодежного экстремизма в мировом пространстве / А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета (Вестник технологического университета); № 17, С. 224-230.
3. Экстремизм // Безопасность: теория, парадигма,
концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. — Изд. 2-е, доп. и перераб. -М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005
4. www.un.org/youth
5. http://www.un.org/esa/socdev/unyin/wyr07.htm
6. Доклад Генерального секретаря «Цели и показатели оценки прогресса молодежи в глобальной экономике». Генеральная Ассамблея. Экономический и Социальный Совет. А/64/61-Е/2009/3
7. Eberhard Laurence, The Council of Europe and youth. Thirty years of experience. - France: Council of Europe Publishing, 2002. - 56 c.
8. Youth policy indicators // Report of experts’ meetings. -France: Directorate of Youth and Sport of the Council of Europe European Youth Centre, 2003. - 40 c.
9. Статья подготовлена в рамках федеральной целевой
программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проекта «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве» по лоту 20111.2.2-306-032 «Проведение научных исследований
научными группами под руководством кандидатов наук в области разрешения конфликтных ситуаций в различных регионах мира с участием научноисследовательских и научно-образовательных организаций Германии».
© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, rushazi@rambler.ru; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, tuzikov@kstu.ru.