Научная статья на тему 'Особенности социального и социокультурного статусов молодежи, формирущих предрасположенность к вовлечению в экстремистскую деятельность'

Особенности социального и социокультурного статусов молодежи, формирущих предрасположенность к вовлечению в экстремистскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / YOUTH / THE EXTREMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зинурова Р. И., Тузиков А. Р., Алексеев С. А.

В статье анализируется проблема понимания сущности экстремизма в мире. Анализируются социальные кластеры формирования молодежного экстремизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зинурова Р. И., Тузиков А. Р., Алексеев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the problem of the meaning of the content of extremism. The analyses has shown the social clusters in this area

Текст научной работы на тему «Особенности социального и социокультурного статусов молодежи, формирущих предрасположенность к вовлечению в экстремистскую деятельность»

Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков, С. А. Алексеев ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СТАТУСОВ МОЛОДЕЖИ, ФОРМИРУЩИХ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ВОВЛЕЧЕНИЮ В ЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ключевые слова: Молодежь, Экстремизм.

В статье анализируется проблема понимания сущности экстремизма в мире. Анализируются социальные кластеры формирования молодежного экстремизма.

Keywords: Youth, The extremism

The paper deals with the problem of the meaning of the content of extremism. The analyses has shown the social clusters in this area.

Причины радикализма и экстремизма в значительной степени обусловлены особенностями социального и социокультурного статусов молодежи, которые отражаются на характере сознания и поведения молодежи. Проведенные исследования позволяют указать ряд особенностей молодежного сознания определенных групп (кластеров) молодежи, которые, не являясь по своей сути экстремистскими, формируют определенную предрасположенность к совершению радикальных действий и вовлечению в экстремистскую деятельность [1].

Анализ самоидентификации молодежи

проводился в целом ряде социологических исследований и позволяет сделать выводы о наличии такого социокультурного маркера экстремизма как деформированная национальная идентичность. Так, например, исследование деформирования

национальной идентичности проводилось в рамках социологического исследования «Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный федеральный округ)», проведенного группой исследователей Белгородского государственного

университета при поддержке Министерства регионального развития Российской Федерации [2]. Результаты исследования показали, что в ЦФО у большинства представителей молодого поколения российская идентичность является приоритетной по сравнению с этнической, локальной и региональной.

По мнению исследователей, выявленные

закономерности могут указывать на возможность

формирования предпосылок для враждебного отношения к другим этносам, допущения насилия по отношению к их представителям. Проявления экстремизма в данном случае обусловлены

понижением статуса ценности национальной принадлежности и социокультурной нетерпимостью.

Подобная ситуация, когда на фоне деформации национальной идентичности формируется негативное отношение к «другим» в целом характерна не только для мононациональных регионов центра России, но и для многонациональных республик Волго-Уральского региона. Так, результаты исследования «Профилактика экстремизма в молодежной среде Республики Татарстан», проведенного в 2011 году Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики

Татарстан при участии авторов, показывают схожую картину [3]. Здесь также выражен отход от этнической самоидентификации, однако он формируется не за счет формирования идентичности гражданина России, а за счет перехода на индивидуальный уровень, что очевидно связано со стратегиями национальных республик на политическом поле, в котором наблюдается некоторое противопоставление себя федеральному центру. Так, полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что в первую очередь молодежь идентифицирует себя со своей семьей, со своими родственниками.

В тоже время, очевидно, нельзя забывать, что этническая идентичность может быть легко и в нужный момент актуализирована. Так, проведенный нами ранее в 2008 году массовый опрос, показывает, например, что у русских респондентов в национальных республиках актуализированность собственной этнической идентичности в Башкортостане составляет 24,2%, в Удмуртии -15,8%, в Татарстане - 14,4%. Для татар в указанных регионах характерна примерно одинаковая степень декларируемой актуализированности этнической идентичности - число никогда не забывающих о своей национальности составляет в среднем 2/5 респондентов. Значительно выше

актуализированность у респондентов- башкир. Они дают существенную долю никогда не забывающих о своей национальности - 46,1%, это почти в два раза превышает имеющих такое же мнение представителей других этнических групп [4].

Заметим, что в качестве сильного катализатора этнической актуализированности может выступать и религиозный фактор. Проведенные исследования показывают, что наиболее ярко это проявляется среди респондентов, относящих себя к мусульманами.

Другим важным маркером экстремизма как социокультурного феномена выступает

интолерантность - нетерпимость. Если говорить о толерантности современной молодежи республики, то результаты исследований свидетельствуют, что уровень толерантности в молодежной среде в настоящее время довольно высок [5].

При проведении исследований нами для определения уровня толерантности использовалась известная шкала Богартуса, широко используемая для измерения национальных и расовых установок. При использовании шкалы Богартуса выявились хорошо известные для национальных республик закономерности - уровень толерантности по отношению к представителям другой национальности выше, чем к представителям другой религии, а уровень толерантности по отношению к представителям другой религии в свою очередь выше, чем по отношению к представителям другой расы. Одновременно с указанной закономерностью уровень толерантности понижается при уменьшении социальной дистанции.

Исследование, проведенное в 2008 году, не показывало особо тревожной ситуации. В целом уровень толерантности был достаточно высоким, хотя сохранялась некоторая доля молодежи, проявляющей интолерантное отношение к представителям других рас, религий, национальностей.

Результаты исследования, проведенного в 2011 году показали, что картина несколько изменилась. Так, уровень толерантности несколько снизился. В целом признать в качестве гражданина Российской Федерации представителя другой расы готовы 67,7% опрошенных, представителя другой религии - 72,0%, представителя другой национальности - 73,5%.

Степень интолерантности молодежи в целом невысока, и она тоже в целом снизилась, за исключением готовности принять представителей другой расы, религии, национальности в качестве супруги. В целом признать в качестве гражданина Российской Федерации представителя другой расы не готовы 13,0% опрошенных, представителя другой религии - 9,0%, представителя другой национальности

- 8,4% .

В тоже время, несмотря на достаточно высокий уровень толерантности в молодежной среде, нельзя уходить от того факта, что молодежная среда, это среда риска с точки зрения возможных проявлений экстремизма, что в данном случае связано с самим возрастом, как маркером склонности к радикальным действиям. Результаты проведенного в 2011 году исследования свидетельствуют, что молодежь критически оценивает собственную среду с точки зрения распространенности в ней радикализма и экстремизма. Так, больше половины опрошенной молодежи Республики Татарстан (53,1%) придерживается точки зрения, что экстремизм

особенно распространен в молодежной среде.

Необходимо отметить, что подобные оценки базируются не только на информации, получаемой из СМИ, но и на личном опыте. Так 17,6% опрошенных указали, что лично сталкивалась с проявлениями экстремистских действий по отношению к

представителям другой национальности, религии, политических взглядов. Никогда лично не сталкивались с проявлениям экстремизма 72,5%

опрошенных.

В какой же форме чаще всего проявляются экстремистские настроения среди молодежи?

Респонденты считают, что они чаще всего проявляются в виде унижений, оскорблений, угроз в

адрес людей иных национальностей, вероисповеданий (65,6%) и акций протеста с применением насилия (39,0%).

С осквернением, разрушением памятников, храмов, могил связывают проявления экстремизма в молодежной среде 28,2% опрошенных, с пропагандой фашизма - 27,1%, с появлением групп и обществ, пропагандирующих экстремистские идеи

- 26,0%. Для 20,4% опрошенных экстремистские проявления в молодежной среде - это агрессивные акции спортивных болельщиков. 19,1% опрошенных связывают проявления экстремизма в молодежной среде с провозглашением преимущественных прав одной нации над другой. Доля респондентов, указавших на экстремизм в Интернете, незначительна - 0,7% [6].

В тоже время, следует отметить, что современная молодежь, несмотря на повальное увлечение интернет и социальными сетями, не обладает четкой информацией по определенным проблемам и событиям. Так, о получивших общественный резонанс массовых беспорядках с участием молодежи на Манежной площади, произошедших в декабре 2010 года на момент проведения исследования (шесть месяцев спустя) было известно лишь 40,2% опрошенных. Лишь 33,4% опрошенных указали, что «что-то слышали» об этих событиях, а почти четверти опрошенных (26,4%) ничего не знала об этих событиях. При этом следует отметить, что подавляющая часть респондентов (64,9%) затрудняется сформулировать причины произошедших событий.

Важным маркером, указывающим на склонность к экстремизму, является готовность к определенным действиям. И в этом смысле показательно, что некоторая доля опрошенной молодежи (10,9%) не исключает для себя возможности принять участие в действиях подобных беспорядкам на Манежной площади. Если говорить о социальных характеристиках, присущих склонным участвовать в таких действиях, то здесь следует указать на учащихся ПТУ и учащихся колледжей и ссузов. Среди учащихся ПТУ таковых 20%, а среди учащихся колледжей и ссузов - 20,8%. Это практически в два раза выше, чем в других группах.

Также готовность участвовать в таких действиях выше среди малообеспеченных слоев населения. Среди опрошенных с низким уровнем доходов доля таковых достигает 21,2%, а среди опрошенных со средним уровнем доходов уже в два раза меньше - 9,2%.

Проявления «протестной» активности явно экстремисткой направленности имеет меньше сторонников. Подавляющая часть молодежи осознает их противоправность и осознает те последствия, которые могут последовать после участия в таких формах «протестной» деятельности. Так, например, распространение политических, религиозных и националистических листовок одобряется уже только 10,6% опрошенных. Не одобряют же такие действия 52,3% респондентов. Еще меньше представителей молодого поколения

высказывают одобрение нападениям на представителей этнических меньшинств и представителей других конфессий. Радикально настроенных опрошенных, поддерживающих такие действия лишь 3,8%. Подавляющая же часть опрошенных (77,6%) считает такие действия неприемлемыми.

Разумеется, что следует отдавать себе отчет в том, что такие ответы, особенно в этих группах молодежи могут быть связаны с определенной долей романтизации радикальных действий. Однако романтизация того, что связано с «активным протестом» есть питательная среда радикализма и экстремизма. Особенно это касается молодежи, которая зачастую полна внутреннего протеста - тем более, если для общества характерны определенные социально-экономические проблемы. Под влиянием такой романтизации формирующиеся личности начинают отрицать общепринятые ценности, вести себя асоциально и вместо образования и профессионального совершенствования могут быть легко вовлечены в совершение противоправных поступков.

Здесь необходимо отметить, что исследование, проведенное в 2006 году продемонстрировал среди прочих результатов было установлено, что вооруженную борьбу теоретически готовы принять 7,6% опрошенных.

Полученные данные выявили довольно тревожный факт - в молодежной среде республики у довольно большой доли молодежи (12,4%) наблюдается романтизация экстремизма - экстремисты выступают как «мужественные искренние люди, борющиеся за справедливость».

Таким образом, анализ исследований позволяет говорить, что основной кластер молодежного экстремизма учащимися школ, колледжей, ПТУ из семей с низким доходом, склонных легко попадать под влияние других людей, слабо разбирающиеся в социальных процессах, происходящих в социуме, в силу различных причин подверженных депривации. Остальные возможные кластеры в других группах молодежи формируются на основе депривации и климата в семье.

Литература

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке

федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы, проекта «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве»; при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ («Социальное самочувствие молодежи этнических групп в регионах Российской Федерации (на примере республики

Татарстан), проект № 11-03-00288а.

2. В рамках исследования были проведены анкетный

опрос молодежи по методике многоступенчатой квотной выборки (Ы = 3000 респондентов) и экспертный опрос, направленный на анализ мнений специалистов о причинах этнического экстремизма и ксенофобии и путях их профилактики (выборочная совокупность - 50 экспертов). Результаты опубликованы в работе

Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный

федеральный округ): Сборник материалов

социологического исследования / Под ред. проф. Л.Я. Дятченко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 326 с. и ряде статей. В данном случае использована написанная по результатам исследования статья В.П. Бабинцев, Б.В. Заливанский, Е.В. Самохвалова. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы

преодоления // Мир России, №1, 2011, С.74-87.

3. В рамках исследования были проведены анкетный опрос молодежи по методике многоступенчатой квотной выборки (Ы = 1000 респондентов).

4. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Тренды молодежной политики за рубежом / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета (Вестник технологического университета). № 10;

Федер. агентство по образованию, Казан.гос.технол.ун-т.

- Казань: КГТУ, 2012. - С. 345-349

5. Тузиков А. Р. Концепция идеологии и идеологического

дискурса в современной социологии - методология исследования социокультурных особенностей

молодежного экстремизма в мировом пространстве / А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета (Вестник технологического университета); № 17, С. 224-230.

6. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Экстремизм в мировом пространстве: теоретико-методологический аспект / Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета (Вестник

технологического университета); № 17, С. 222-224.

© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, rushazi@rambler.ru; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ; С. А. Алексеев - канд. социол. наук, доц. той же кафедры, star@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.