Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков, С. А. Алексеев,
Э. Б. Гаязова
МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ -ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Ключевые слова: Экстремизм, Молодежь.
В статье анализируется проблема молодежного экстремизма. Анализируются механизмы по уменьшению проявлений случаев молодежного экстремизма.
Keywords: The extremism, Youth.
The paper deals with the problem of youth extremism. The analyses has shown the mechanisms for solving the problem of youth extremism in Russia and the world.
Об экстремизме сегодня много говорится с самых разных трибун, данная тема практически постоянно присутствует и в средствах массовой информации. Интернет фактически стал таким удобным полем функционирования и распространения экстремистских идей, взглядов и даже организаций экстремистской направленности, что во многих европейских странах и в России были введены ограничения доступа к сайтам соответствующего содержания, а их создателями заинтересовались компетентные органы [1].
Вместе с тем, известный террорист-эсер Б.В. Савинков в свое время высказался в том смысле, что идею нельзя запретить, нельзя победить силой, ее можно только победить другой идеей. А это невозможно без тщательного исследования сущности экстремистской идеологии. В самом деле, что такое экстремизм? Относительно понятно, что подразумевает понятие «коммунистическая идея» или «либеральная идея». А что такое экстремистская идея? Могут ли быть названы экстремистами те, кто выступает за свободу распространения «легких» наркотиков, радикальные демократы-рыночники, сторонники идей немедленного достижения социальной справедливости посредством национализации богатств «олигархов», футбольные фанаты, борцы за экологию, выступающие за немедленный запрет атомной энергетики, адепты радикальной языковой политики и этнические предприниматели - «спасители» титульных этнических групп в регионах Российской Федерации? Ответы на данные вопросы не столь просты и очевидны. [2]
Экстремистский идеологизированный публичный дискурс характеризуется прямо или косвенно высказываемыми идеями о допустимости и желательности выхода за пределы доминирующих моральных норм и норм права в различных видах социальных взаимодействий (внесистемный радикализм) в контексте неких «высоких» идейных смыслов (обусловленных ими).
Авторским коллективом в рамках исследования на тему «Социокультурные особенности молодежного экстремизма» был проведен контент-анализ региональных поволжских СМИ, который показал, что:
1) Вновь актуализируются темы этнического сепаратизма, «одухотворяемые высокими идеями» спасения народа для начала с помощью «ассиметричной федерации»;
2) Тем не менее в 80% случаях в газетах проводиться стратегии достижения толерантности и конструктива в межэтнических взаимодействиях;
3) В Казани и Уфе в 20% случаев эксплуатируется мотив жертвы и призывы к этноцентризму;
4) Проявляет себя тенденция «исламизиро-вать» экстремизм, которая провоцирует и стремление власти дать «симметричный и политкорректный залп» по «русскому» экстремизму;
5) Распространенным приемом региональных СМИ является перепечатывание острых публикаций из столичных или популярных изданий, что приводит к снижению социальной ответственности редакций [3.4].
Безусловно, принятие мер по уменьшению случаев проявлений молодежного экстремизма выступает приоритетной задачей для каждой страны, осознающей пагубные последствия таких случаев как для народа, так и для социально-экономической, политической и международной составляющей.
С принятием в 2000 г. «Всемирной Программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период» тема развития молодежи получила мощный новый импульс в системе ООН. Во «Всемирном докладе по вопросам молодежи 2005 год» было предложено сгруппировать 15 приоритетных областей Всемирной программы действий, касающейся молодежи, в 3 основные группы вопросов, а именно: молодежь в мировой экономике, молодежь в гражданском обществе и молодежь, подверженная риску.
Один из последних отчетов, Всемирный молодежный отчет 2007 посвящен прогрессу и проблемам в переходном периоде у подростков. В отчете четко написано, что, несмотря на тот факт, что молодежь сталкивается с проблемами и вызовами, они настроены на успех и используют все возможные подходы, чтобы обеспечить «выживание». Молодежь не пассивная группа, которая ждет ресурсов и возможностей. Во всем мире молодежь стремится к лучшей жизни. Но существует проблема недостаточного и адекватного инвестирования в молодежь. Проблемы, относящиеся к глобализации, и другие изменения во всемирной экономике, а также социальные и экономические аспекты часто создают неблагопри-
ятный контекст для молодежного развития и участия.
Политика молодежного развития является основной частью миссии Совета Европы с момента его основания. Сегодня стремления Совета Европы в этой области направлены на продвижение и поддержку развития высококачественных и эффективных программ молодежной политики на местном, национальном и общеевропейском уровнях. Это развитие построено на базе общих принципов, ценностях и подходах, в то же время принимается во внимание сложность политических, экономических и социальных ситуаций, исторический контекст и культурные традиции стран-участниц.
Совет Европы разработал концепцию молодежной политики, состоящую из 5 С:
Coverage (охват - географический и социальный);
Capacity (роль и взаимоотношение государства и молодежных организаций);
Competence (компетенции - квалификация и тренинги);
Cooperation, coordination and coherence (сотрудничество, координация и согласованность - вертикальная и горизонтальная связь);
Cost (финансовые и человеческие ресурсы).
Европейская Комиссия в апреле 2009 г. утвердила новую стратегию молодежной политики «Молодежь - инвестирование и предоставление возможностей» на ближайшие годы. Стратегия признает, что молодежь является наиболее уязвимой группой общества, особенно в период экономического и финансового кризиса, и в нашем стареющем обществе молодежь является ценным ресурсом.
Программа «Молодежь в действии» была утверждена 15 ноября 2006 года решением № 1719/2006/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского Союза. Она является законодательной базой для поддержки неформального образования молодежи в Европе. Программа реализовывается с 2007 по 2013 год.
Уважение к культурным особенностям, также как и противодействие расизму и ксенофобии, является главным приоритетом Программы «Молодежь в действии». Содействуя проведению мероприятий, в которых участвует молодежь различного культурного, этнического и религиозного происхождения, Программа способствует развитию межкультурного образования молодежи.
Российской Федерацией заключен ряд соглашений по вопросам сотрудничества в области молодежной политики:
1) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области молодежной политики (Киев, 28 января 2003 г.);
2) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве по делам молодежи (Рим, 15 января 2001 г.);
3) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области молодежной политики (Москва, 30 июня 1995 г.).
4) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Федеративной Республикой Германия в области молодежного сотрудничества (21 декабря 2004 г. Шлезвиг Германия)
5) Соглашение между Правительством СССР и Правительством Французской Республики о молодежных обменах, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве по делам молодежи (5 июля 1989)
6) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о создании Японо-Российской комиссии по молодежным обменам (Москва, 15 марта 1999 г.)
В российской нормативно-правовой базе основополагающим является Конституция РФ. Специальное законодательство по вопросам разработки и проведения единой государственной политики в отношении молодежи отсутствует, но действует, в частности, федеральный закон от 28.06.1998г. №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- законодательство, регламентирующее вопросы создания и деятельности молодежных объединений: специальный законодательный акт отсутствует, применению подлежат преимущественно общие положения законодательства РФ, регламентирующие вопросы создания и деятельности общественных объединений - Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «Об общественных объединениях», федеральный закон «О некоммерческих организациях» и ряд других законов;
- законодательные акты различной отраслевой принадлежности, содержащие положения, связанные с государственной молодежной политикой - законодательство об образовании, о труде, социальной защите, жилищное и семейное законодательство;
- акты международного сотрудничества, межправительственные соглашения;
- указы и распоряжения Президента РФ;
- нормативные правовые акты Правительства РФ: постановления по отдельным вопросам государственной молодежной политики (социальная защита, образование, патриотическое воспитание, обеспечение жильем и т.д.); федеральные целевые программы, например, «Молодежь России (2001-
2005 годы)»; «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006г.);
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
- региональные нормативно-правовые акты.
- акты общественно-государственного сотрудничества.
Сегодня государственная молодежная политика реализуется в рамках отдельных направлений, но очевидно не достает целостного, системного подхода.
Российская молодёжь сегодня - это 38 миллионов граждан в возрасте от 14 до 30 лет, или 27 процентов населения страны.
Сложилась институциональная система реализации государственной молодёжной политики - действует Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, сформированы органы палат Федерального Собрания по решению проблем молодёжи (Комиссия Совета Федерации по делам молодёжи и туризму, Комитет Государственной Думы по делам молодёжи), создаются региональные и муниципальные органы по работе с молодёжью в субъектах Федерации.
В субъектах Российской Федерации реализацию молодёжной политики осуществляют 11 министерств по молодёжной политике, 7 объединённых министерств, 5 государственных комитетов, 20 комитетов по молодёжной политике, 4 агентства, 12 департаментов, 13 управлений, 11 отделов. Общее число сотрудников региональных органов по делам молодёжи составляет более 1300 человек.
Правительство Российской Федерации рассматривает государственную молодёжную политику как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодёжными организациями.
В программных документах определены следующие задачи молодёжной политики:
- вовлечение молодёжи в социальную практику и её информирование о потенциальных возможностях саморазвития; обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодёжи;
- формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодёжи, обладающей лидерскими навыками;
- гражданское образование и патриотическое воспитание молодёжи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодёжи;
- обеспечение эффективной социализации молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Практически во всех субъектах Российской Федерации основным механизмом реализации молодёжной политики являются региональные целевые программы. Всего на территории Российской Федерации органами по делам молодёжи реализуется 220 программ.
В целях раскрытия и использования потенциала талантливой молодёжи Минспорттуризмом России разработана и проходит согласование ведомственная целевая программа «Молодёжь - основа инновационного развития России» на 2010-2012 годы, которая станет механизмом поддержки и сопровождения талантливой молодёжи.
Общее понятие экстремизма раскрывается в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Основные принципы противодействия экстремистской деятельности включают «сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями,
иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности» (статья 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).
Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Политическая партия может быть также ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».
В Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства России от 18 декабря
2006 г. № 1760-р, говорится, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.
Согласно Стратегии, политика в отношении молодёжи осуществляется на основе проектного подхода, тесного взаимодействия государства, институтов гражданского общества и бизнеса. Такая идеология партнерства должна стать основой формирования молодежной политики в целях уменьшения проявлений молодежного экстремизма.
Публикация выполнена при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве» (ГК№14.740.12. 1346).
Литература
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проекта «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве».
2. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Экстремизм в мировом пространстве: теоретико-методологический аспект / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета. № 17, 2011.- С. 224-229.
3. Тузиков А.Р. Концепция идеологии и идеологического дискурса в современной социологии - методология исследования социокультурных особенностей молодежного экстремизма в мировом пространстве / А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета. № 17, 2011.- С. 222-224.
4. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Тренды молодежной политики за рубежом / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета № 10, 2012. - С. 345-349.
5. Youth policy indicators // Report of experts’ meetings. - France: Directorate of Youth and Sport of the Council of Europe European Youth Centre, 2003. - 40 c.
© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф., зав. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected]; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф., зав. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected]; С. А. Алексеев - канд. социол. наук, доц. той же кафедры; Э. Б. Гаязова - канд. социол. наук, доц. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ.