Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков, С. А. Алексеев
ЭТНИЧЕСКАЯ И КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: Молодежь, этническая принадлежность, конфессиональная принадлежность.
В статье рассматриваются актуальные вопросы поиска модели интеграции, отражающей интересы всех народов Российской Федерации, учета этнических и конфессиональных факторов в государственной политике. Особенности этнической и конфессиональной принадлежности молодежи в Республике Татарстан, проанализированные в статье, выступают значимым фактором развития толерантности и противодействия экстремизму.
Keywords: youth, ethnic belonging, confessional belonging.
The article is devoted to the actual problem of integration model research which reflects the interests of Russian Federation nations and takes into account the ethnic and confessional factors in the politics of the government. The distinctive features of ethnic and confessional youth belonging in the Republic of Tatarstan which are analyzing in the article form the important factures of tolerance and extremism resistance.
Стабильное развитие Российской Федерации невозможно без развития толерантности, учета этнических и конфессиональных факторов в государственной политике. В настоящее время, на фоне отдельных проявлений экстремизма, особенно остро стоит проблема нахождения модели интеграции, отражающей интересы всех ее народов, поэтому исследования, направленные на противодействие экстремизму, являются актуальной научной задачей [1-2].
В данной статье изложены некоторые результаты исследований, сделанных авторами в процессе изучения особенностей молодежного экстремизма [3-4].
По полученным в ходе исследования данным, большинство представителей молодого поколения идентифицируют себя, прежде всего, как граждан России. Доля таковых составила 66%. Как граждан Республики Татарстан определяют себя 11% опрошенных, как жителя своего города, района, определяют себя 8,5% опрошенных. Как представителя своей национальности определили себя 5% опрошенных. Отметим, что как представителя своей религии себя никто из опрошенных не определил. Таким образом, можно констатировать, что первостепенное осознание своей гражданской, российской идентичности является сегодня в молодёжной среде Республики Татарстан превалирующим.
Следует отметить, что самоидентификация представителей различных национальностей различается. Так, среди татар несколько меньше склонных идентифицировать себя как граждан России (среди русских таких 73,9%, а среди татар -59,8%) и больше тех, кто идентифицирует себя как гражданина Республики Татарстан (среди русских таких лишь 2,3%, среди татар - 17,9%).
Тем не менее, нельзя сказать, что национальная принадлежность является незначимой для опрошенных. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что 17,5% опрошенных считают, что национальность «очень значима» для них, а 38% опрошенных отмечают, что
национальная принадлежность для них «скорее значима, чем нет». В распределении ответов на этот вопрос также проявляется влияние национальной принадлежности респондентов. Так, среди русских считают, что национальная принадлежность значима 44,3%, а среди татар - 64,3%.
В тоже время принадлежность к конкретной национальности, по мнению опрошенной молодежи, не дает каких-то особенных преимуществ. Об этом свидетельствуют оценки степени влияния национальности на жизнь опрошенных по таким параметрам, как «приобщение к своему народу», «обеспечение поддержки и помощи друзей», «преимущества при решении повседневных проблем», «отличие от других», «влияние на образ жизни», которые невысоки. Отметим, что среди опрошенных 36% отметили, что их национальность в чем-то лучше других. Однако здесь зависимость от национальности не проявилась - среди русских такой точки зрения придерживаются 37,5%, а среди татар - 34,8%.
Заметим, что респонденты разных национальностей придерживаются различных точек зрения по поводу того, что отличает их национальность в лучшую сторону. Так, по мнению русских в лучшую сторону их национальность отличают отношения взаимной поддержки (36,4%), высокий уровень культуры, духовные качества
(27,3%), внешний облик (27,3%). По мнению же татар в лучшую сторону их национальность отличают отношения взаимной поддержки (53,8%), уровень культуры, духовные качества (38,5%).
Особо необходимо остановится на качествах, которые, по мнению респондентов, отличают их национальность от других
национальностей. Так, по мнению русских, наиболее выраженными качествами, которые
отличают их от представителей других
национальностей, являются дружелюбность (48,9%), ум, сообразительность (38,6%), радушие (28,4%), терпимость (27,3%), взаимовыручка (25%).
По мнению татар от представителей других национальностей их отличают трудолюбие (48,2%),
приверженность традициям (43,8%), дружелюбность (41,1%), щедрость (33,0%), радушие (33,0%), духовность (28,6%), взаимовыручка (25,0%).
При этом по ряду качеств наблюдается достаточно сильное различие. Так, если трудолюбие отличительной чертой своей национальности считают 48,2% опрошенных татар, то среди русских такого мнения придерживаются только 29,5%. Аналогичная картина наблюдается и в отношении таких качеств, как приверженность традициям и ум, сообразительность. Так, приверженность традициям отличительной чертой своей национальности считают 43,8% опрошенных татар, а среди русских такого мнения придерживаются лишь 10,2%. Ум и сообразительность отличительной чертой своей национальности считают 38,6% опрошенных русских, а среди татар такого мнения придерживаются лишь 23,2%. Заметим, что русские в целом являются более самокритичными и указывают и отрицательные черты, присущие своей национальности - лень (20,5%) и агрессивность (10,2%).
Анализ отношения респондентов к представителям различных национальностей свидетельствует о достаточно высокой степени толерантности в республике, однако можно усматривать и признаки некоторой напряженности. В первую очередь это проявляется в отношениях русских и татар между собой. Так татары в большей степени склонны положительно относиться к русским, русские же в целом склонны говорить о своем нейтральном отношении к татарам. Отрицательно относятся к татарам 12,5% прошенных русских. В свою очередь к русским отрицательно относятся 5,4% татар. Отношение к представителям славянских национальностей в целом положительное, а к выходцам с Кавказа и из Средней Азии в целом нейтральное.
Что касается религиозности современной молодежи, то значительная доля представителей молодежи считает себя верующими, однако при этом не соблюдает строго религиозные обряды и обычаи. Среди русских таковых 48,9% опрошенных, среди татар - 61,6%. Соблюдают обычаи и обряды лишь 12,5% русских и 15,2% татар. Отметим, что неверующих значительно больше среди русских -23,9%. Среди татар к неверующим себя отнесли лишь 8,9% опрошенных.
Среди всех опрошенных представителей русской молодежи 51,1% исповедуют православное христианство, среди татарской молодежи - 69,6% исповедует ислам. Доля исповедующих другие религии незначительна.
Согласно полученным в ходе исследования данным среди исповедующих православное христианство на значимость этой религии для себя указали 62,5%, среди исповедующих ислам - 74,6%.
Остановимся теперь на том, в какой степени религиозная принадлежность респондентов оказывает влияние на их жизнь. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что ислам оказывает большее влияние на жизнь респондентов, исповедующих его, по сравнению с православием.
Исповедующие ислам в целом склонны давать более высокие оценки его влияния во всех сферах жизни.
Подавляющая часть верующих
респондентов не считает, что исповедуемая религия в чем-то лучше других. Тем не менее, находятся и те, кто придерживается противоположной точки зрения. Так, среди исповедующих ислам 11,4% опрошенных отметили, что эта религия лучше других, а среди исповедующих православие на то, что эта религия лучше других указали 8,7% опрошенных.
По мнению респондентов, исповедующих православие, в лучшую сторону эту религию отличают высокий уровень культуры, духовные качества (50%), отношения взаимной поддержки среди верующих (50%).
По мнению респондентов, исповедующих ислам, в лучшую сторону эту религию отличают высокий уровень культуры, духовные качества (44,4%), отношения взаимной поддержки среди верующих (44,4%), внешний облик ее представителей (22,2%).
Верующие выделяют целый спектр положительных качеств, присущих представителям своей религии.
Так, исповедующие православие указывают на такие качества, как терпимость (52,2%), духовность (34,8%), трудолюбие (30,4%), дружелюбность (28,3%), приверженность традициям (26,1%).
Исповедующие ислам выделяют такие качества, как приверженность традициям (50,6%), терпимость (39,2%), духовность (39,2%), дружелюбность (38,0%), трудолюбие (34,2%), щедрость (25,3%).
Что касается отношения к представителям различных религий, то оно различно.
У исповедующих православное христианство превалирует положительное
отношение к представителям своей религии (87%), представителям иных ветвей христианства (58,7%), ислама (60,9%), иудаизма (50,0%), восточных религий (52,2%).
Доля респондентов исповедующих
православное христианство и относящихся к каким-либо религиям отрицательно, невелика. Так, отрицательно относятся к исповедующим иные ветви христианства - 4,3% опрошенных
представителей этой группы, к исповедующим ислам - 4,3% , к исповедующим иудаизм - 2,2%, к исповедующим восточные религии - 2,2%.
У исповедующих ислам превалирует положительное отношение к представителям своей религии (78,5%), представителям православного христианства (57,0%).
Доля респондентов исповедующих ислам и относящихся к каким-либо религиям отрицательно, также невелика. Так, отрицательно относятся к исповедующим иудаизм - 2,5% опрошенных
представителей этой группы, к исповедующим восточные религии - 2,5%.
Среди неверующих превалирует нейтральное отношение к представителям различных конфессий.
Доля неверующих респондентов и относящихся к каким-либо религиям отрицательно невелика, но она в ряде случаев выше, чем среди исповедующих православное христианство или ислам. Так, отрицательно относятся к исповедующим православное христианство - 9,7% опрошенных представителей этой группы, к исповедующим иные ветви христианства - 6,5% , к исповедующим ислам - 3,2% , к исповедующим иудаизм - 9,7%, к исповедующим восточные религии - 3,2%.
В заключении остановимся на вопросе конфликтности в молодежной среде.
В целом следует отметить, что уровень конфликтности опрошенных не высок.
Рассматривая ситуацию конфликта с человеком другой национальности или вероисповедания, опрошенные в своих ответах отмечают, что не склонны к радикальным действиям. Так 60,5% респондентов отметили, что в такой ситуации постараются сгладить возможный конфликт. Постараются в такой ситуации пойти на односторонние уступки 7,5% опрошенных, еще 6,0% опрошенных указали, что постараются уйти от конфликта, но при этом не простят обидчика. Однако есть и те, кто займет в конфликте активную позицию. 7,0% готовы вступить в спор и
постараться переубедить оппонента, 5% готовы дать обидчику отпор, ответив тем же.
Если говорить о различиях между русскими и татарами, то исследование не выявило больших различий в поведении русских и татар в ситуациях
связанных с конфликтами. Так, постараются сгладить возможный конфликт 63,6% русских и 58% татар, постараются пойти на односторонние уступки в состоянии конфликта 6,8% русских и 8,0% татар, вступят в спор и постараются переубедить
оппонента 6,8% русских и 7,1% татар, постараются уйти от конфликта, но не простят при этом обидчика 3,4% русских и 8,0% татар, готовы ответить обидчику тем же 6,8% русских и 3,6% татар.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Федеральной целевой программы
«Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России» на 2009-2013 годы, проект «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве» (ГК
№14.740.12.1346).
Литература
1. Рыжова С.И. Этническая идентичность в контексте толерантности. - М.: Альфа-М, 2011, С.5.
2. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Экстремизм в мировом пространстве: теоретико-методологический аспект // Вестник Казанского технологического университета, 2011, №17, С. 214-221.
3. Алексеев С.А., Зинурова Р.И., Тузиков А.Р.
Социокультурные особенности субъектов
формирования феномена молодежного экстремизма. // Вестник Казанского технологического университета, Т.15, №13, 2012, С. 254-259.
4. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Алексеев С.А., Социальные кластеры формирования молодежного экстремизма. // Вестник Казанского технологического университета, Т.15, №13, 2012, С. 239-241.
© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук. проф., зав. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected]; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук. проф., зав. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected]; С. А. Алексеев - канд. социол. наук, доц. той же кафедры, [email protected].