С. А. Алексеев, Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕНОМЕНА
МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
Ключевые слова: Молодежь, Экстремизм.
В статье анализируется проблема понимания сущности экстремизма в мире. Анализируются социокультурные особенности формирования молодежного экстремизма.
Keywords: Youth, The extremism
The paper deals with the problem of the meaning of the content of extremism. The analyses has shown the sociocultural features in this area.
Причины радикализма и экстремизма в
значительной степени обусловлены особенностями социального и социокультурного статусов молодежи, которые отражаются на характере сознания и поведения молодежи. Проведенные исследования позволяют указать ряд особенностей молодежного сознания определенных групп (кластеров) молодежи, которые, не являясь по своей сути экстремистскими, формируют определенную предрасположенность к совершению радикальных действий и вовлечению в экстремистскую деятельность [1].
Анализ самоидентификации молодежи проводился в целом ряде социологических исследований и позволяет сделать выводы о наличии такого социокультурного маркера экстремизма как деформированная национальная идентичность. Так, например, исследование деформирования
национальной идентичности проводилось в рамках социологического исследования «Причины
распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный
федеральный округ)», проведенного группой
исследователей Белгородского государственного университета при поддержке Министерства
регионального развития Российской Федерации.
Результаты исследования показали, что в ЦФО у большинства представителей молодого поколения российская идентичность является приоритетной по сравнению с этнической, локальной и региональной. Так 56,13% опрошенных указали, что ощущают себя «россиянами». Это позволило исследователям сделать вывод, что в этом регионе представители младших возрастных когорт в большей степени, чем старшие, ощущают себя гражданами России и связать это с пропагандой российской этничности, транслируемой системой школьного образования. В тоже время, к представителями конкретного народа отнесли себя 12,1% респондентов. Для некоторой доли (14,77%) респондентов характерно стремление воспринимают себя просто как жителей региона, города, района безотносительно к этнической общности. По мнению исследователей, выявленные закономерности могут указывать на возможность формирования предпосылок для враждебного отношения к другим этносам, допущения насилия по отношению к их представителям. Проявления экстремизма в данном
случае обусловлены понижением статуса ценности национальной принадлежности и социокультурной нетерпимостью.
Подобная ситуация, когда на фоне деформации национальной идентичности формируется негативное отношение к «другим» в целом характерна не только для мононациональных регионов центра России, но и для многонациональных республик Волго-Уральского региона. Так, результаты исследования «Профилактика экстремизма в молодежной среде Республики Татарстан», проведенного в 2011 году Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан при участии авторов, показывают схожую картину. Здесь также выражен отход от этнической самоидентификации, однако он формируется не за счет формирования идентичности гражданина России, а за счет перехода на индивидуальный уровень, что очевидно связано со стратегиями национальных республик на политическом поле, в котором наблюдается некоторое противопоставление себя федеральному центру. Так, полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что в первую очередь молодежь идентифицирует себя со своей семьей, со своими родственниками. Это характерно для 31,7% опрошенных. Идентифицируют себя как жителя Российской Федерации 25,7% опрошенных, как жителя Республики Татарстан - 22%, как жителя определенной местности - 8% [2].
Этническая самоидентификация характерна для молодежи Татарстана в значительно меньшей степени. Так, 6,4% идентифицирует себя с
русскими, 8,8% - с татарами, а 0,6% - с
представителями других национальностей. Имеются и те, кто идентифицирует себя по принадлежности к определенной конфессии. Так, 6,5% опрошенных идентифицируют себя с мусульманами, а 2,7% с православными.
Можно указать и на определенные особенности самоидентификации у различных социальных групп. Так, например, по сравнению с другими группами молодежи, у учащихся высших учебных заведений республики несколько более выражено стремление идентифицировать себя с жителями Российской Федерации (31%). Очевидно,
что это связано с федеральной принадлежностью высших учебных заведений республики. Другая особенность - доля идентифицирующих себя по принадлежности к определенной национальности несколько выше среди школьников, учащихся колледжей, ПТУ, ссузов. Так, например, среди школьников эта доля достигает 22,5%, а среди студентов вузов уже только 11,9%.
В тоже время, очевидно, нельзя забывать, что этническая идентичность может быть легко и в нужный момент актуализирована. Так, проведенный нами ранее в 2008 году массовый опрос, показывает, например, что у русских респондентов в национальных республиках актуализированность собственной этнической идентичности в Башкортостане составляет 24,2%, в Удмуртии - 15,8%, в Татарстане - 14,4%. Для татар в указанных регионах характерна примерно одинаковая степень декларируемой
актуализированности этнической идентичности -число никогда не забывающих о своей национальности составляет в среднем 2/5 респондентов. Значительно выше актуализированность у респондентов- башкир. Они дают существенную долю никогда не забывающих о своей национальности - 46,1%, это почти в два раза превышает имеющих такое же мнение представителей других этнических групп.
В этом случае также наблюдаются особенности актуализированности этнической идентичности в зависимости от социально-демографических
характеристик изучаемых групп молодежи. Так, юноши и мужчины всех трех республик характеризуются более ярко выраженной актуализацией своей этнической принадлежности. Семейное положение респондентов также повлияло на распределение ответов. У молодых людей, которые уже создали семью, этническая идентичность выражена в меньшей степени. Возможно, переход в новый брачный социальный статус актуализирует иные виды социальных идентичностей. [3]
Возрастные тенденции проявляются и в том, что вопреки традиционному мнению о повышении значимости этнической идентичности с возрастом, результаты исследования демонстрируют большую долю респондентов, никогда не забывающих о своей национальности, в возрастной группе от 15 до 19 лет в отличие от 25-29 летних респондентов.
Заметим, что в качестве сильного катализатора этнической актуализированности может выступать и религиозный фактор. Проведенные исследования показывают, что наиболее ярко это проявляется среди респондентов, относящих себя к мусульманами. Так, если в целом среди молодежи Башкортостана 31% никогда не забывают о своей этничности, то данное мнение разделяют уже 45,8% молодых людей, считающих себя мусульманами. В Удмуртии данное соотношение еще более ощутимо: от 25,5% среди всей молодежи до 60,9% среди приверженцев ислама. В Татарстане такого резкого разрыва не наблюдается, хотя также присутствует возрастание актуализированности этнической идентичности среди мусульман (21,4% для всей молодежи и 27,6% для мусульманской молодежи).
Другим важным маркером экстремизма как социокультурного феномена выступает
интолерантность - нетерпимость.
При проведении исследований нами для определения уровня толерантности использовалась известная шкала Богартуса, широко используемая для измерения национальных и расовых установок. При использовании шкалы Богартуса выявились хорошо известные для национальных республик закономерности - уровень толерантности по отношению к представителям другой национальности выше, чем к представителям другой религии, а уровень толерантности по отношению к представителям другой религии в свою очередь выше, чем по отношению к представителям другой расы. Одновременно с указанной закономерностью уровень толерантности понижается при уменьшении социальной дистанции.
Исследование, проведенное в 2008 году, не показывало особо тревожной ситуации. В целом уровень толерантности был достаточно высоким (табл. 1), хотя сохранялась некоторая доля
молодежи, проявляющей интолерантное отношение к представителям других рас, религий, национальностей (табл. 2).
Таблица 1 - Уровень толерантности молодежи Республики Татарстан (2008 г.)
Результаты исследования, проведенного в 2011 году показали, что картина несколько изменилась. Так, уровень толерантности несколько снизился. В целом признать в качестве гражданина Российской Федерации представителя другой расы готовы 67,7% опрошенных, представителя другой религии - 72,0%, представителя другой
национальности - 73,5% (табл. 3).
Готовы признать Представителя
другой расы другой религии другой национальности
в качестве гражданина Российской Федерации 70,7% 74,4% 75,0%
в качестве жителя родного города 76,8% 82,9% 76,2%
в качестве коллеги по работе 74,4% 75,6% 75,6%
в качестве соседа по дому 73,2% 75,0% 73,8%
в качестве друга 72,0% 77,4% 68,9%
в качестве супруга (супруги) ваших ближайших родственников 51,2% 63,4% 62,8%
в качестве супруга (супруги) 43,2% 52,4% 53,0%
Таблица 2 - Уровень интолерантности молодежи Республики Татарстан (2008 г.)
Готовы признать Представителя
другой расы другой религии другой национальности
в качестве гражданина Российской Федерации 18,3% 14,0% 11,0%
в качестве жителя родного города 13,4% 7,9% 11,0%
в качестве коллеги по работе 15,2% 12,8% 12,8%
в качестве соседа по дому 15,9% 14,6% 12,8%
в качестве друга 15,9% 10,4% 15,2%
в качестве супруга (супруги) ваших ближайших родственников 32,9% 23,8% 21,3%
в качестве супруга (супруги) 39,0% 31,7% 29,3%
Таблица 3 - Уровень толерантности молодежи Республики Татарстан (2011 г.)
Готовы признать Представителя
другой расы другой религии другой национальности
в качестве гражданина Российской Федерации 67,7% 72,0% 73,5%
в качестве жителя родного города 68,1% 70,0% 72,4%
в качестве коллеги по работе 67,3% 69,3% 69,4%
в качестве соседа по дому 64,2% 66,7% 67,3%
в качестве друга 66,2% 69,3% 70,1%
в качестве супруга (супруги) ваших ближайших родственников 49,5% 55,2% 57,6%
в качестве супруга (супруги) 37,8% 46,1% 49,2%
Степень интолерантности молодежи в целом невысока, и она тоже в целом снизилась, за исключением готовности принять представителей другой расы, религии, национальности в качестве супруги. В целом признать в качестве гражданина Российской Федерации представителя другой расы не готовы 13,0% опрошенных, представителя другой
религии - 9,0%, представителя другой
национальности - 8,4% (табл. 4).
Таблица 4 - Уровень интолерантности молодежи Республики Татарстан (2011 г.)
Не готовы признать Представителя
другой расы другой религии другой национальности
в качестве гражданина Российской Федерации 13,0% 9,0% 8,4%
в качестве жителя родного города 10,5% 10,0% 7,8%
в качестве коллеги по работе 11,2% 10,0% 9,1%
в качестве соседа по дому 12,7% 11,9% 11,2%
в качестве друга 11,6% 9,4% 8,8%
в качестве супруга (супруги) ваших ближайших родственников 26,1% 22,9% 19,3%
в качестве супруга (супруги) 37,8% 46,1% 49,2%
В тоже время, несмотря на достаточно высокий уровень толерантности в молодежной среде, нельзя уходить от того факта, что молодежная среда, это среда риска с точки зрения возможных проявлений экстремизма, что в данном случае связано с самим возрастом, как маркером склонности к радикальным действиям. Результаты проведенного в 2011 году исследования свидетельствуют, что молодежь критически оценивает собственную среду с точки зрения распространенности в ней радикализма и экстремизма. Так, больше половины опрошенной молодежи Республики Татарстан (53,1%) придерживается точки зрения, что экстремизм особенно распространен в молодежной среде (рис. 1). Не согласны с такой точкой зрения лишь 22,1% опрошенных [4].
Рис. 1 - Согласие респондентов с мнением, что «экстремизм особенно распространен в
молодежной среде»
Заметим, что мнения отдельных категорий молодежи по вопросу распространенности экстремизма в молодежной среде несколько отличаются, и, вероятно свидетельствуют о скрытом потенциале радикализма в различных социальнодемографических группах. Среди изученных
категорий молодежи, школьники в наибольшей степени разделяют мнение о высокой распространенности экстремистских проявлений в молодежной среде. Доля согласных с такой точкой зрения в этой категории достигает 70,4%. В остальных категориях молодежи эта доля ниже. Среди студентов ссузов и колледжей она составляет 56,4%, среди студентов вузов - 53,5%, среди работающей молодежи
- 47,5%. Менее всего согласны с тем, что экстремизм особенно распространен в молодежной среде учащиеся ПТУ - таковых выявлено 38,5%.
Накладывает свое влияние на оценки респондентов и фактор, связанный с местом жительства респондентов. Так, среди молодежи крупных городов республики доля согласных с утверждением о сильной распространенности экстремизма в молодежной среде несколько ниже, чем в среднем по республике. В Казани доля такой молодежи составляет 48,6%, а в Набережных Челнах -48,9%. В Альметьевске доля такой молодежи выше -68,4%, а в районных центрах - 58,9%.
Необходимо отметить, что подобные оценки базируются не только на информации, получаемой из СМИ, но и на личном опыте. Так 17,6% опрошенных указали, что лично сталкивалась с проявлениями экстремистских действий по отношению к представителям другой национальности, религии, политических взглядов (рис.2). Никогда лично не сталкивались с проявлениям экстремизма 72,5% опрошенных.
гл .
72,5'
лично сталкивались с проявлением экстремистских действии по отношению к представителям другой национальности, религии, политических взглядов
их населенном пункте наиболее высока в Альметьевске. Она в этом городе составляет 26,3%. В Казани доля разделяющих такую точку зрения составляет 15,3%, в Набережных Челнах - 12,1%, в других населенных пунктах - 9,9%. Таким образом, молодежь республики, признавая в целом значимость проблемы распространения
экстремистских проявлений в молодежной среде, склонна считать, что она преимущественно характерна для других населенных пунктов, что и проявляется в их оценках (рис. 4).
Набережные Челны
Альметьевск
Другие районы
12 15,3% ,1% 26, 3%
9,9%
Рис. 3 - Доля респондентов, считающих, что в населенных пунктах, где они проживают, проблема распространения радикальных и экстремистских взглядов среди молодежи актуальна
Набережные
Челны
Альметьевск
I
затруднились ответить
Рис. 2 - Доля респондентов, сталкивающихся с проявлением экстремистских действий
Интересно сравнить эти результаты с оценками, сделанными респондентами, того, насколько остро стоит проблема распространения радикальных и экстремистских взглядов среди молодежи в конкретном населенном пункте (рис.3).
Полученные данные свидетельствуют, что наибольшая доля молодежи согласной с тем, что проблема распространения радикальных и экстремистских взглядов среди молодежи актуальна в
Рис. 4 - Доля респондентов считающих, что проблема распространения радикальных и экстремистских взглядов среди молодежи актуальна, но не для населенных пунктов, где они проживают
В какой же форме чаще всего проявляются экстремистские настроения среди молодежи? Респонденты считают, что они чаще всего проявляются в виде унижений, оскорблений, угроз в адрес людей иных национальностей,
вероисповеданий (65,6%) и акций протеста с применением насилия (39,0%).
Казань
0%
10%
20%
30%
Казань
34,9%
17
37,2%
Другие районы
30%
40%
С осквернением, разрушением памятников, храмов, могил связывают проявления экстремизма в молодежной среде 28,2% опрошенных, с пропагандой фашизма - 27,1%, с появлением групп и обществ, пропагандирующих экстремистские идеи - 26,0%. Для 20,4% опрошенных экстремистские проявления в молодежной среде - это агрессивные акции спортивных болельщиков. 19,1% опрошенных
связывают проявления экстремизма в молодежной среде с провозглашением преимущественных прав одной нации над другой. Доля респондентов, указавших на экстремизм в Интернете, незначительна
- 0,7%.
В тоже время, молодежь республики не склонна связывать проявления радикализма и экстремизма с личными убеждениями людей совершающих подобные действия. По полученным данным, точки зрения об обусловленности таких проявлений личными убеждениями придерживаются лишь 0,8% респондентов. Как правило, вина возлагается на чужое влияние. На эту причину указала почти половина опрошенных - 47,9%.
Если говорить о радикальности намерений, наиболее радикальны учащиеся ПТУ. Так среди этой группы одобряют нападения на представителей этнических меньшинств и других религиозных конфессий 21,5% опрошенных. Среди школьников одобряют такую деятельность только 2,6%, среди учащихся колледжей и ссузов - 7,4%, среди учащихся вузов - 1,8%, среди работающей молодежи - 0,8%.
Разумеется, что следует отдавать себе отчет в том, что такие ответы, особенно в этих группах молодежи могут быть связаны с определенной долей романтизации радикальных действий. Однако романтизация того, что связано с «активным протестом» есть питательная среда радикализма и экстремизма. Особенно это касается молодежи, которая зачастую полна внутреннего протеста - тем более, если для общества характерны определенные социально-экономические проблемы. Под влиянием такой романтизации формирующиеся личности начинают отрицать общепринятые ценности, вести себя асоциально и вместо образования и профессионального совершенствования могут быть легко вовлечены в совершение противоправных поступков.
Здесь необходимо отметить, что исследование, проведенное в 2006 году продемонстрировал среди прочих результатов было установлено, что вооруженную борьбу теоретически готовы принять 7,6% опрошенных.
Полученные данные выявили довольно тревожный факт - в молодежной среде республики у довольно большой доли молодежи (12,4%) наблюдается романтизация экстремизма - экстремисты выступают как «мужественные искренние люди, борющиеся за справедливость».
Таким образом, очевидно, можно говорить о том, что лояльное отношение к экстремистским проявлениям влияет и на то, какое окружение выбирает для себя респондент. Так среди представителей молодежи, негативно относящейся к экстремистам, лишь чуть более 10% указали на
наличие знакомых, исповедующих радикальные и экстремистские идеи.
Также тревожным фактом является и то, что романтизация радикализма и экстремизма происходит на фоне низкого доверия молодежи к государственным структурам. Результаты исследования показывают, что доверяют государственным структурам 14,2% опрошенных, доверяют отчасти - 38,3%, не доверяют - 25,9%. Почти пятая часть молодежи затруднилась высказать свое мнение о доверии государственным структурам.
В этих условиях начинают работать другие средства позволяющие обеспечить защиту своих прав, среди которых присутствуют и радикальные средства борьбы, включающие нарушения законов и действующей Конституции. По нашим исследованиям, проведенным в 2006 году, такой способ борьбы за свои права предпочли бы более четверти опрошенных при 41,1% не согласных и 31,7% затруднившихся от общего массива. В наибольшей степени такие методы предпочитают «самые молодые» граждане - 15-19-летние,
характеризующиеся относительно низким уровнем образования.
Здесь следует указать, на то, что существует целый комплекс проблем, препятствующих
успешной интеграции молодежи в общество, вызывающих у молодого поколения ощущение депривации даже несмотря на, то, что молодежь характеризуется гораздо более высоким уровнем оптимизма, чем старшее поколение.
Таким образом, анализ исследований позволяет говорить, что основной кластер молодежного экстремизма учащимися школ, колледжей, ПТУ из семей с низким доходом, склонных легко попадать под влияние других людей, слабо разбирающиеся в социальных
процессах, происходящих в социуме, в силу различных причин подверженных депривации. Остальные возможные кластеры в других группах молодежи формируются на основе депривации и климата в семье.
Литература
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы, проекта «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве»; при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ («Социальное самочувствие молодежи этнических групп в регионах Российской Федерации (на примере республики Татарстан), проект № 11-03-00288а.
2. Тузиков А.Р. Концепция идеологии и идеологического дискурса в современной социологии - методология исследования социокультурных особенностей молодежного экстремизма в мировом пространстве / А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета (Вестник технологического университета); № 17, С. 224-230.
3. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Тренды молодежной политики за рубежом / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков //
Вестник Казанского технологического университета (Вестник технологического университета). № 10;
Федер.агентство по образованию, Казан.гос.технол.ун-т. -Казань: КГТУ, 2012. - С. 345-349
4. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Экстремизм в мировом пространстве: теоретико-методологический аспект / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета (Вестник
технологического университета); № 17, С. 222-224.
© С. А. Алексеев - канд. социол. наук, доц. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ; star@bk.ru; Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, rushazi@rambler.ru; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф. каф. государственного муниципального управления и социологии КНИТУ.