Научная статья на тему 'Особенности формирования идентичности в молодежной среде'

Особенности формирования идентичности в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RELIGIOUS IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зинурова Р. И., Тузиков А. Р., Алексеев С. А.

В статье анализируются особенности формирования идентичности в молодежной среде. Приводятся данные социологических исследований, проведенных членами авторского коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analyses of the youth identity building. The authors present results of the sociological research on this topic.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования идентичности в молодежной среде»

УДК 316

Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков, С. А. Алексеев

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Ключевые слова: молодежь, идентичность, этническая идентичность, религиозная идентичность.

В статье анализируются особенности формирования идентичности в молодежной среде. Приводятся данные социологических исследований, проведенных членами авторского коллектива.

Keywords: youth, identity, ethnic identity, religious identity.

The article is devoted to the analyses of the youth identity building. The authors present results of the sociological research on this topic.

Современное российское общество в настоящее время довольно часто сталкивается с проявлением экстремистских настроений в молодежной среде, о чем свидетельствуют результаты социологических исследований [1-3], и что обуславливает исследовательский интерес к изучению особенностей формирования идентичности в молодежной среде.

В данной публикации представлен ряд результатов, полученных авторами в рамках выполнения исследовательского проекта «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве». Всего в рамках массового опроса, проведенного в ходе реализации проекта, было опрошено 600 человек в трех национальных республиках Приволжского федерального округа (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика).

По полученным в ходе исследования данным, большинство представителей молодого поколения Республики Татарстан определяют себя, прежде всего, как «граждан России». Доля таковых составила 66%. Как «граждан Республики Татарстан» определили себя 11% опрошенных, как «жителя своего города, района» определяют себя 8,5% опрошенных. Как «представителя своей национальности» определили себя 5% опрошенных. Отметим, что как «представителя своей религии» себя никто из респондентов не определил.

В Республике Башкортостан большинство представителей молодого поколения также определяют себя как «граждан России». Доля таковых составила 68%. Как «граждан Республики Башкортостан» определили себя 9% опрошенных, как «жителя своего города, района» определяют себя 8% опрошенных. Как «представителя своей национальности» определили себя 7% опрошенных. Как «представителя своей религии» себя определил 1% опрошенных.

В Удмуртской Республике картина аналогичная, большинство представителей молодого поколения здесь также определяют себя как «граждан России». Доля таковых составила 69%. Как «граждан Удмуртской Республики» определили себя 9% опрошенных, как «жителя своего города, района» определяют себя 7% опрошенных. Как «представителя своей национальности» определили себя 6% опрошенных. Как «представителя своей религии» себя определил 1% опрошенных.

Таким образом, можно констатировать, что первостепенное осознание своей гражданской, рос-

сийской идентичности является сегодня в молодёжной среде превалирующим.

В тоже время, следует отметить, что самоидентификация представителей различных национальностей различается. Так, в Республике Татарстан среди татар несколько меньше склонных идентифицировать себя как «граждан России» (среди русских таких 74%, а среди татар - 60%) и больше тех, кто идентифицирует себя как «гражданина Республики Татарстан» (среди русских таких лишь 2%, среди татар - 18%).

В Республике Башкортостан несколько меньше склонных идентифицировать себя как «граждан России» как среди татар, так и башкир (среди русских таких 75%, а среди татар - 66%, среди башкир - 59%). Однако больше тех, кто идентифицирует себя как «гражданина Республики Башкортостан» среди башкир (среди русских таких лишь 3%, среди татар - 7%, среди башкир - 17%).

В Удмуртской Республике меньше склонных идентифицировать себя как «граждан России» среди удмуртов (среди русских таких 74%, а среди удмуртов - 58%) и больше тех, кто идентифицирует себя как «гражданина Удмуртской Республики» (среди русских таких лишь 5%, среди удмуртов - 15%).

Таким образом, очевидно, что для определенной доли представителей титульной нации статус «гражданина своей республики сохраняет значимую роль.

Однако, нельзя сказать, что национальная принадлежность является вовсе незначимой для опрошенных. Результаты исследования в Республике Татарстан свидетельствуют, что 18% опрошенных считают, что национальность «очень значима» для них, а 38% опрошенных отмечают, что национальная принадлежность для них «скорее значима, чем нет».

В Республике Башкортостан 18% опрошенных считают, что национальность «очень значима» для них, а 38% опрошенных отмечают, что национальная принадлежность для них «скорее значима, чем нет».

В Удмуртской Республике 10% опрошенных считают, что национальность «очень значима» для них, а 34% опрошенных отмечают, что национальная принадлежность для них «скорее значима, чем нет».

В распределении ответов также проявляется влияние национальной принадлежности респондентов. Так, в Республике Татарстан среди русских считают, что национальная принадлежность значи-

ма 44%, а среди татар - 64%. В Республике Башкортостан среди русских считают, что национальная принадлежность значима 45%, среди татар - 64%, среди башкир - 61%. Несколько иная картина в Удмуртской республике. Здесь среди русских считают, что национальная принадлежность значима 42%, а среди удмуртов - 45%.

В тоже время принадлежность к конкретной национальности, по мнению опрошенной молодежи, не дает каких-то особенных преимуществ. Об этом свидетельствуют оценки степени влияния национальности на жизнь опрошенных по таким параметрам, как «приобщение к своему народу», «обеспечение поддержки и помощи друзей», «преимущества при решении повседневных проблем», «отличие от других», «влияние на образ жизни.

У некоторой доли молодежи наблюдается повышенная оценка значимости своей национальности, по сравнению с другими национальностями. Так, среди опрошенных в Республике Татарстан 36% отметили, что их национальность в чем-то лучше других (среди русских - 38%, среди татар -35%). В Республике Башкортостан 43% опрошенных отметили, что их национальность в чем-то лучше других (среди русских - 41%, среди башкир -48%, среди татар - 41%). В Республике Удмуртия 37% опрошенных отметили, что их национальность в чем-то лучше других (среди русских - 37%, среди удмуртов - 37%).

Заметим, что респонденты разных национальностей придерживаются различных точек зрения по поводу того, что отличает их национальность в лучшую сторону

Так, например, в Республике Татарстан, по мнению русских в лучшую сторону их национальность отличают отношения взаимной поддержки (36%), высокий уровень культуры, духовные качества (27%), внешний облик (27%).

По мнению татар Республики Татарстан в лучшую сторону их национальность отличают отношения взаимной поддержки (54%), уровень культуры, духовные качества (39%).

В Республике Башкортостан, по мнению русских, в лучшую сторону их национальность отличают отношения взаимной поддержки (37%), высокий уровень культуры, духовные качества (27%), внешний облик (27%).

По мнению татар Республики Башкортостан в лучшую сторону их национальность отличают уровень культуры, духовные качества (52%), отношения взаимной поддержки (48%).

По мнению башкир Республики Башкортостан в лучшую сторону их национальность отличают отношения взаимной поддержки (60%).уровень культуры, духовные качества (30%).

В Удмуртской Республике, по мнению русских, в лучшую сторону их национальность отличают отношения взаимной поддержки (34%), внешний облик (32%), высокий уровень культуры, духовные качества (26%).

По мнению удмуртов Удмуртской Республики в лучшую сторону их национальность отличают отношения взаимной поддержки (41%), уровень культуры, духовные качества (27%).

Особо необходимо остановится на качествах, которые, по мнению респондентов, отличают их национальность от других национальностей.

Так, по мнению русских Республики Татарстан, наиболее выраженными качествами, которые отличают их от представителей других национальностей, являются дружелюбность (49%), ум, сообразительность (39%). По мнению татар, от представителей других национальностей их отличают трудолюбие (48%), приверженность традициям (44 %), дружелюбность (41%), щедрость (33%), радушие (33%).

По мнению русских Республики Башкортостан, наиболее выраженными качествами, которые отличают их от представителей других национальностей, являются дружелюбность (48%), ум, сообразительность (40%). По мнению татар Республики Башкортостан от представителей других национальностей их отличают дружелюбность (46%), трудолюбие (45%), приверженность традициям (41%), щедрость (34%). По мнению башкир этой республики от представителей других национальностей их отличают трудолюбие (53%), приверженность традициям (45%), дружелюбность (36%).

По мнению русских Удмуртской Республики, наиболее выраженными качествами, которые отличают их от представителей других национальностей, являются дружелюбность (50%), ум, сообразительность (41%). По мнению удмуртов от представителей других национальностей их отличают дружелюбность (47%), трудолюбие (33%).

Как видим, для русских прослеживается единый набор качеств - дружелюбность, ум, сообразительность, для татар - дружелюбность трудолюбие, приверженность традициям, щедрость, для башкир - трудолюбие, приверженность традициям, дружелюбность, для удмуртов - дружелюбность и трудолюбие.

Анализируя религиозность современной молодежи, можно отметить, что значительная доля представителей молодежи считает себя верующими, однако при этом не соблюдает религиозные обряды и обычаи строго.

В Республике Татарстан считают себя верующими, но не соблюдают обряды и обычаи 49% русских и 62% татар. Соблюдают обычаи и обряды лишь 13% русских и 15% татар. Отметим, что неверующих значительно больше среди русских - 24%. Среди татар к неверующим себя отнесли лишь 9% опрошенных.

В Республике Башкортостан среди русских считают себя верующими, однако при этом не соблюдают религиозные обряды и обычаи строго 49% опрошенных, среди татар - 63%, среди башкир -61%. Соблюдают обычаи и обряды лишь 14% русских, 13% татар, 19% башкир. Отметим, что неверующих значительно больше среди русских - 24%. Среди татар к неверующим себя отнесли лишь 9% опрошенных, среди башкир - 8%.

В Удмуртской Республике среди русских считают себя верующими, однако при этом не соблюдают религиозные обряды и обычаи строго 49% опрошенных, среди удмуртов - 42%. Соблюдают обычаи и обряды лишь 11% русских и 20% удмур-

тов. Отметим, что неверующих среди удмуртов -28%, среди русских - 23% опрошенных.

В Республике Татарстан среди всех опрошенных представителей русской молодежи 51% исповедуют православное христианство, среди татарской молодежи 70% исповедует ислам. В Республике Башкортостан среди всех опрошенных представителей русской молодежи 56% исповедуют православное христианство, среди татарской и башкирской молодежи большинство исповедует ислам -70% и 78% соответственно. В Удмуртской Республике среди всех опрошенных представителей русской молодежи 55% исповедуют православное христианство. Тоже и среди удмуртской молодежи -53% исповедуют православное христианство. Доля исповедующих другие религии незначительна.

В Республике Татарстан среди исповедующих православное христианство на значимость этой религии для себя указали 63%, среди исповедующих ислам - 75%.

В Республике Башкортостан среди исповедующих православное христианство на значимость этой религии для себя указали 65%, среди исповедующих ислам - 76%.

В Удмуртской Республике среди исповедующих православное христианство на значимость этой религии для себя указали 65%.

Остановимся теперь на том, в какой степени религиозная принадлежность респондентов оказывает влияние на их жизнь.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что ислам оказывает большее влияние на жизнь респондентов, исповедующих его, по сравнению с православием. Исповедующие ислам в целом склонны давать более высокие оценки его влияния во всех сферах жизни, предложенных для оценивания (чувство общности со своим народом, возможность обеспечения поддержки и помощи друзей, преимущества в решении повседневных проблем, возможность быть отличным от других, образ жизни).

В Республике Татарстан подавляющая часть верующих респондентов не считает, что исповедуемая религия в чем-то лучше других. Тем не менее, находятся и те, кто придерживается противоположной точки зрения. Так, среди исповедующих ислам 11% опрошенных отметили, что эта религия лучше других, среди исповедующих православие на то, что эта религия лучше других указали 9% опрошенных. Такая же ситуация наблюдается и в других республиках.

В Республике Татарстан, по мнению респондентов, исповедующих православие, в лучшую сторону эту религию отличают высокий уровень культуры, духовные качества (50%), отношения взаимной поддержки среди верующих (50%). По мнению респондентов этой республики, исповедующих ислам, в лучшую сторону эту религию отличают высокий уровень культуры, духовные качества (44%), отношения взаимной поддержки среди верующих (44%), внешний облик ее представителей (22%).

В Республике Башкортостан, по мнению респондентов, исповедующих православие, в лучшую сторону эту религию отличают высокий уровень культуры, духовные качества (75%), отношения взаимной поддержки среди верующих (25%). По мнению респондентов Башкортостана, исповедующих

ислам, в лучшую сторону эту религию отличают высокий уровень культуры, духовные качества (62%), отношения взаимной поддержки среди верующих (31%), внешний облик ее представителей (15%).

В Удмуртской Республике, по мнению респондентов, исповедующих православие, в лучшую сторону эту религию отличают высокий уровень культуры, духовные качества (73%), отношения взаимной поддержки среди верующих (20%).

Верующие в Республике Татарстан выделяют целый спектр положительных качеств, присущих представителям своей религии.

Так, исповедующие православие указывают на такие качества, как терпимость (52%), духовность (35%), трудолюбие (30%), дружелюбность (28%), приверженность традициям (26%).

Исповедующие ислам выделяют такие качества, как приверженность традициям (51%), терпимость (39%), духовность (39%), дружелюбность (38%), трудолюбие (34%), щедрость (25%).

Верующие в Республике Башкортостан также, выделяют целый спектр положительных качеств, присущих представителям своей религии. В Башкортостане исповедующие православие указывают на такие качества, как терпимость (52%), духовность (37%), дружелюбность (35%), трудолюбие (30%), радушие (28%), приверженность традициям (26%).

Исповедующие ислам выделяют такие качества, как приверженность традициям (51%), духовность (42%), дружелюбность (40%), терпимость (39%), трудолюбие (30%), щедрость (29%).

Исповедующие православие в Удмуртской Республике указывают на такие качества, как терпимость (48%), духовность (32%), дружелюбность (30%), трудолюбие (29%), радушие (24%).

Что касается отношения к представителям различных религий в Республике Татарстан, то, по полученным данным, оно различно. У исповедующих православное христианство в Татарстане превалирует положительное отношение к представителям своей религии (87%), представителям иных ветвей христианства (59%), ислама (61%), иудаизма (50%), восточных религий (52%).

В Татарстане доля респондентов исповедующих православное христианство и относящихся к каким-либо религиям отрицательно, невелика. Так, отрицательно относятся к исповедующим иные ветви христианства 4% опрошенных представителей этой группы, к исповедующим ислам - 4% , к исповедующим иудаизм - 2%, к исповедующим восточные религии - 2%.

У исповедующих ислам в Республике Татарстан превалирует положительное отношение к представителям своей религии (79%), представителям православного христианства (57%).

Доля респондентов исповедующих ислам и относящихся к каким-либо религиям отрицательно, также невелика. Так, отрицательно относятся к исповедующим иудаизм 3% опрошенных представителей этой группы, к исповедующим восточные религии - 3%.

Среди неверующих Республики Татарстан превалирует нейтральное отношение к представителям различных конфессий.

Доля неверующих респондентов и относящихся к каким-либо религиям отрицательно невелика, но она в ряде случаев выше, чем среди исповедующих православное христианство или ислам. Так, отрицательно относятся к исповедующим православное христианство 10% опрошенных представителей этой группы, к исповедующим иные ветви христианства - 7% , к исповедующим ислам - 3% , к исповедующим иудаизм - 10%, к исповедующим восточные религии - 3%.

Похожая картина и в Республике Башкортостан. У исповедующих православное христианство в Республике Башкортостан превалирует положительное отношение к представителям своей религии (89%), представителям иных ветвей христианства (57%), ислама (59%), иудаизма (48%), восточных религий (54%).

Доля респондентов исповедующих православное христианство и относящихся к каким-либо религиям отрицательно в Республике Башкортостан невелика. Так, отрицательно относятся к исповедующим иные ветви христианства 4% опрошенных представителей этой группы, к исповедующим ислам - 9% , к исповедующим иудаизм - 7%, к исповедующим восточные религии - 2%.

У исповедующих ислам в Республике Башкортостан превалирует положительное отношение к представителям своей религии (78%), представителям православного христианства (58%).

Доля респондентов исповедующих ислам и относящихся к каким-либо религиям отрицательно в Республике Башкортостан также невелика. Так, отрицательно относятся к исповедующим иудаизм 2% опрошенных представителей этой группы, к исповедующим восточные религии - 2%.

Среди неверующих в Республике Башкортостан превалирует нейтральное отношение к представителям различных конфессий.

Доля неверующих респондентов и относящихся к каким-либо религиям отрицательно в Республике Башкортостан невелика, но она в ряде случаев выше, чем среди исповедующих православное христианство или ислам. Так, отрицательно относятся к исповедующим православное христианство 10% опрошенных представителей этой группы, к исповедующим иные ветви христианства - 7% , к исповедующим ислам - 3% , к исповедующим иудаизм -10%, к исповедующим восточные религии - 3%.

Аналогичная картина и в Удмуртской Республике. У исповедующих православное христианство в Удмуртской Республике превалирует положительное отношение к представителям своей религии (90%), представителям иных ветвей христианст-

ва (62%), ислама (64%), иудаизма (54%), восточных религий (59%).

Доля респондентов исповедующих православное христианство и относящихся к каким-либо религиям отрицательно в Удмуртской Республике невелика. Так, отрицательно относятся к исповедующим иные ветви христианства 4% опрошенных представителей этой группы, к исповедующим ислам - 6% , к исповедующим иудаизм - 5%, к исповедующим восточные религии - 2%.

Среди неверующих в Удмуртской Республике превалирует нейтральное отношение к представителям различных конфессий.

Доля неверующих респондентов и относящихся к каким-либо религиям отрицательно в Удмуртской Республике невелика, но она в ряде случаев выше, чем среди исповедующих православное христианство или ислам. Так, отрицательно относятся к исповедующим православное христианство 2% опрошенных представителей этой группы, к исповедующим иные ветви христианства - 8% , к исповедующим ислам - 4% , к исповедующим иудаизм - 13%, к исповедующим восточные религии - 4%.

Таким образом, исследования конфигурации идентичности молодежи, тенденций её формирования, остается одним из важнейших аспектов социологического анализа тенденций развития современного российского общества, так как позволяет изучить групповые представления о социальной жизни общества, оценить изменения, происходящие в общественном сознании и социальной структуре общества.

Публикация выполнена при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы, проект «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве» (ГК №14.740.12.1346).

Литература

1. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Алексеев С.А. Социальные кластеры формирования молодежного экстремизма // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 13. С. 239-241. 2 Зинурова Р.И., Тузиков А.Р., Алексеев С.А. Особенности социального и социокультурного статусов молодежи, формирующих предрасположенность к вовлечению в экстремистскую деятельность // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 13. С. 245-247.

3. Алексеев С.А., Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Социокультурные особенности субъектов формирования феномена молодежного экстремизма.// Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 13. С. 254-259.

© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф., дир. Института управления инновациям КНИТУ, заведующая кафедрой менеджмента и предпринимательской деятельности, [email protected]; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф., зав. каф. государственного, муниципального управления и социологии, декан факультета промышленной политики и бизнес-администрирования КНИТУ, [email protected]; С. А. Алексеев - канд. социол. наук, доц. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ.

© R. I. Zinurova - Dr. of Sociology, prof., Director of the Institute for Innovation Management KNRTU, The Head of the Department of Management and Entrepreneurship, [email protected]; A. R. Tuzikov - Dr. of Sociology, prof., The Dean of the faculty for Industrial Policy and Business Administration, The Head of the Department for Public Administration and Sociology of KNRTU; S. A. Alekseev - Cand. Sci. (Sociol.), docent, Department for Public Administration and Sociology of KNRTU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.