Зуенкова Юлия Александровна,
DBA, член Совета Гильдии маркетологов; ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»; 117198,
Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
В статье освещаются основные тренды маркетинговых исследований рынка здравоохранения, описаны новые подходы к сбору данных. Всеобщий тренд на ценностно-ориентированное здравоохранение определяет новые потребности отрасли - изучение ценностей пациентов, их опыта, приверженности лечению, составление карты «пути пациента», оценку удовлетворенности качеством медицинских услуг. Изучение ценностей пациентов - область исследований, выходящая за рамки сугубо медицинской сферы деятельности. Работа с потребителем - анализ, прогноз - является повседневной составляющей профессиональной деятельности маркетолога. Специалисты медицинской сферы не всегда располагают необходимыми знаниями и навыками для всестороннего изучения потребителей-пациентов, что определяет необходимость междисциплинарного подхода к изучению данного вопроса. Изменение моделей научного изучения и повышение значимости «данных реального мира» создают условия для эффективного сотрудничества специалистов в области маркетинговых исследований, организаторов здравоохранения и клиницистов. Основной фокус маркетинговых исследований рынка здравоохранения в ближайшем будущем будет направлен на изучение поведения потребителей-пациентов, их системы ценностей, моделей принятия решений, касающихся их здоровья. Маркетинговые исследования становятся важной основой управления общественным здравоохранением на рынке медицинских услуг.
Ключевые слова: исследование рынка; медицинские услуги; поведение потребителей; карта потребительского пути; данные реальной клинической практики; путь пациента; ценностно-ориентированное здравоохранение; глубинное интервью.
DOI: 10.24412/2071-3762-2021-10296-25-30
ТРЕНДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Современное здравоохранение — одна из наиболее быстро-развивающихся отраслей народного хозяйства. Последние десятилетия ознаменовались притоком в систему здравоохранения управленческих инноваций из других отраслей, таких как машиностроение, маркетинг, финансы — «бережливый подход», «ценностно-ориентированный подход», расчет затрат на основе временной активности (TDABC — time-driven activity-based costing). К основным трендам в здравоохранении можно отнести следующие — консьюмеризация, оптимизация ресурсов, прозрачность процессов оказания медицинской услуги, возникновение кросс-ин-дустириальных инноваций.
Переход здравоохранения на ценностно-ориентированный подход, предложенный М. Портером [1], подчеркнул необходимость учитывать индивидуальные ценности пациента при назначе-
нии ему лечения. Главная парадигма этого подхода состоит в приоритизации ценностей с точки зрения пациента, а не просто доступности помощи, политики сдерживания расходов на здравоохранение, удобства или сервиса.
Такие изменения в политике здравоохранения всех стран сместили фокус исследований в сторону изучения поведения пациентов и сделали крайне актуальным роль маркетинга и маркетинговых исследований потребителей (пациентов). Ориентация на потребителя — основной принцип маркетинга. Анализ поведения потребителей на рынке медицинских услуг находится в фокусе внимания органов здравоохранения.
Изучение ценностей пациентов — область исследований, выходящая за рамки сугубо медицинской сферы деятельности. Работа с потребителем — анализ, прогноз — является повседневной
составляющей профессиональной деятельности маркетолога. Специалисты медицинской сферы (врачи) не всегда располагают необходимыми знаниями и навыками для всестороннего изучения потребителей-пациентов, что определяет необходимость междисциплинарного подхода к изучению данного вопроса.
Также с развитием рыночных отношений и усилением конкуренции в российском здравоохранении возрастает роль изучения рынка и потребителей, которое позволит снижать степень риска управленческих решений. Все вышеперечисленные отраслевые трансформации меняют и потребности в маркетинговых исследованиях, определяя основные тренды — изучение ценностей пациента, «пути пациента», удовлетворённости качеством услуг, «приверженности» пациентов, использование данных «реальной клинической практики».
ТРЕНД - ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ
ПАЦИЕНТА
В медицине успех лечения часто зависит от готовности пациента следовать рекомендациям врача, а она, в свою очередь, определяется тем, насколько осознанно пациент подходит к выбору лечения и понимает угрозы,связанные с отказам от терапии. Исследования показывают, что решение пациента о выборе того или иного метода лечения часто зависит от социокультурных (религиозное происхождение), психографических (образ жизни), поведенческих факторов, экономического положения, убеждений и личного опыта (семейные обстоятельства) [2]. Совместное принятие решения о выборе метода лечения сегодня является всемирным трендом в здравоохранении и часто определяет успех терапии у конкретного пациента. Вовлечение пациента в процесс лечения требует изучения «перспективы пациента» и понимания его мотивов [2]. Врачи все чаще учитывают ценности пациента, которые могут быть напрямую не связаны с их состоянием здоровья, но оказывают огромное влияние на ход лечения и его результат.
Выбор тактики лечения должен включать учет приоритетов пациентов, их жизненную философию и их предысторию [2]. Даже у одного и того же пациента выбор метода лечения при одном и том же заболевании может меняться в зависимости от его семейных обстоятельств, факторов внешней
среды, которые должны быть учтены лечащим врачом. Разные пациенты могут иметь разные ценностные приоритеты и ориентиры. Например, пациент может делать выбор своими «чувствами», выбирая заболевание или ухудшение самочувствия вместо отказа от курения [3].
Ценности могут меняться у одного и того же пациента под влиянием факторов собственного заболевания, факторов окружающей среды или в результате воздействия средств массовой информации. В некоторых обстоятельствах специфические меры благополучия более достоверны, чем общие показатели [2]. Например, тревога по поводу потребляемой пищи для пациента с сахарным диабетом более оправдана, чем у здорового индивида.
Органы управления здравоохранением с помощью инструментов социального маркетинга могут в той или иной степени как влиять на осознание ценностей пациентами, так и формировать новые ценности, изменять их приоритетность. Например, фокус внимания с ценности «стоимость медицинской помощи» может быть смещен в сторону «дружелюбия персонала», а «доступность медицинской помощи» может быть важнее «эмпатичности персонала».
Показатели предпочтения состояния здоровья пациента также могут быть индикатором ценности. Существуют три основных метода определения таких показате-
лей — измерение показателей на шкале, измерение временем и измерение методом стандартной лотереи. Вероятно, с развитием ценностно-ориентированного подхода, будут расширяться и подходы к оценке показателей предпочтения. Например, помимо стандартных методов измерения, появится новый — «готовность платить». Такой подход актуален в рамках тенденции к снижению нагрузки на бюджетное здравоохранение (табл.).
В маркетинге, движимом потребителями, в данном случае пациентами, возрастает значимость анализа потребительской ценности. Под потребительской ценностью понимается выгода потребителя, соизмеренная с его затратами (времени, сил, денег) на приобретение и использование медицинской услуги.
Методы исследования. Основным методом определения ценностей пациента является индивидуальное неформализованное глубинное интервью. Глубинные интервью могут дополняться изучением отношения пациента к тому или иному методу лечения — для этого используются метод парного сравнения, метод простого рейтинга. Другой способ диагностики пациентского поведения — метод идеальной точки. Его использование дает возможность выявить взгляды опрашиваемого на различные виды товара (услуги, метода лечения) и осуществить поиск идеальной точки, где сходятся все пожелания потребителей.
Таблица
Подходы к оценке показателей предпочтения пациентом
Измерение показателей на шкале Измерение временем Измерение методом стандартной лотереи Готовность платить - измерение деньгами
Оценка пациентом текущего состояния по шкале «здоровье - смерть» Оценка возможности обмена количества лет жизни в обмен на здоровье Выбор между текущим состоянием нездоровья и риском вмешательства (операции) Выбор между ожиданием медицинской помощи (доступностью) и готовностью платить
ТРЕНД - ИЗУЧЕНИЕ «ПУТИ
ПАЦИЕНТА»
Процесс принятия решения пациентом о необходимости обращения за медицинской помощью определяет следующую важную потребность в маркетинговых исследованиях — изучение «пути пациента».
Изучение моделей поведения пациентов при оценке вариантов выбора медицинской организации, врача, метода лечения получило в медицинском маркетинге название исследования «пути пациента» и представляет собой частный случай CJM — customer journey map.
Модели поведения пациента описываются в виде «карты пути», где указаны точки, которые клиенты проходят перед обращением в клинику. Это позволяет понять, какие каналы, сообщения и конверсионные элементы лучше использовать для привлечения клиентов в клинику.
Однако помимо маркетинговых целей, «карта пути пациента» признается профессиональным медицинским сообществом как важный элемент снижения заболеваемости, повышения приверженности пациентов к лечению, разработки маршрутизации пациентов. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 40 процентов случаев заболевания туберкулезом в 2015 году — более 4 миллионов пациентов — не были уведомлены о Национальных программах борьбы с туберкулезом [4]. Поиск этих «пропавших без вести» пациентов крайне важен для достижения целей борьбы с социально значимыми заболеваниями. Ведущие ми-
ровые агентства занимаются разработкой методологий анализа «путей пациентов» для лучшего понимания взаимосвязи между обращением за медицинской помощью и доступностью медицинских услуг.
Результаты изучения «пути пациента» могут служить основой для установления национальных приоритетов в сфере здравоохранения и планирования доступности медицинской помощи. Цель таких исследований — описать шаги, которые предпринимают пациенты от начальной точки обращения за медицинской помощью до момента излечения. Описание различных моделей «потребительского выбора» применительно к пациенту и изучение мотивации пациентов представляют обширную область деятельности для маркетинговых исследований.
Методы исследования. Для составления карты пути пациента используются вторичные данные систем аналитики медицинских организаций, проводятся опросы и анкетирования пациентов, используется метод наблюдения за перемещением пациента внутри медицинской организации, проводятся эксперименты для оценки удобства использования различных сервисов, анализируются отзывы пациентов с сайтов и блогов.
ТРЕНД - ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Отношения «врач-пациент» претерпели существенные изменения, повлияв на быстрое развития маркетинга в медицине. «Голос пациента» и его опыт приобретают все
большее значение при выборе медицинской организации. Возрастающая конкуренция на рынке медицинских услуг, борьба за объемы медицинской помощи в условиях недостатка финансирования [5] делают показатели удовлетворенности пациента определяющим фактором в конкурентной борьбе.
Удовлетворенность пациентов качеством оказания медицинских услуг — один из ключевых параметров оценки медицинской организации. Федеральным законом № 256-ФЗ1 всем медицинским организациям, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, установлена обязанность проведения независимой оценки оказания услуг в целях повышения качества деятельности медицинских организаций. Тем не менее, по данным опроса «Ро-мир»2, только 11% населения положительно оценивают качество оказания медицинских услуг, что делает актуальным более глубокое изучение причин неудовлетворенности пациентов.
В настоящий момент оценка удовлетворенности проводится онлайн заполнением интерактивной анкеты на официальных сайтах органов государственной власти или на бумажном носителе в медицинском учреждении. Тем не менее, показатели охвата опросом остаются низкими, а используемые на сегодняшний день методы активного привлечения пациентов к выражению своего мнения малоэффективны [6].
Имеются также и методологические проблемы оценки качества
1 Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты рос-
сийской федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014. № 30. ст. 4257.
2 URL: https://romir.ru/press/tass—tolko-11-rossiyan-poloiitelno-ocenivayut-kachestvo-predostavlyaemyh-meduslug (дата обращения
16.09.2020 г.)
медицинских услуг [7]. Существующая система оценки качества оказания услуг отличается высокой долей субъективности и не позволяет принимать взвешенные управленческие решения. Все это определяет необходимость привлечения специалистов в области маркетинга к вопросу изучения удовлетворенности потребителей медицинских услуг и более широкого использования маркетинговых методов для достижения целей организации здравоохранения.
Методы исследования. Основными методами являются метод взвешенных оценок, анализ несоответствия, индекса NPS3, индекса CS/,.
ТРЕНД - ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ
Исследование «приверженности» пациента — исследование, изучающее поведение пациента, связанного с лечением. К целям такого исследования относят изучение соблюдения пациентов рекомендаций врача, соблюдения диеты, посещение клиники. Проблема приверженности остается одной из наиболее актуальных тем современной медицины. Результаты целого ряда исследований подтверждают, что низкая приверженность является одной из значимых причин снижения эффективности терапии, качества жизни пациентов, повышения затрат на лечение, увеличения риска развития различных осложнений, ухудшения прогноза заболевания и жизни [8].
По оценкам специалистов, долгосрочная приверженность любому лечению, независимо от заболевания, низкая и не превышает 50%. Наиболее актуально изуче-
ние приверженности у пациентов с хроническими заболеваниями, протекающими малосимптомно или бессимптомно, требующими длительного, иногда пожизненного, выполнения врачебных рекомендаций.
Методы исследования. Существующие на сегодня методы изучения приверженности подразделяются на прямые, относящиеся к компетенциям медицинского персонала (измерение концентраций препаратов в различных биологических средах), и косвенные, которые могут быть делегированы маркетологу [8]. К косвенным способам оценки приверженности относятся анкетирование и опрос больных, использование различных электронных устройств. В основе изучения приверженности лежит теория познавательного диссонанса. При изучении приверженности используются как качественные, так и количественные модели (использование теоремы Бернулли, цепей Маркова и др.).
Результаты косвенной оценки приверженности могут быть использованы затем как в клинических целях для подбора терапии пациенту, так и медицинской индустрией с целью разработки программных приложений для пациентов, разработки программ лояльности к конкретному фармацевтическому бренду.
ТРЕНД - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ДАННЫХ «РЕАЛЬНОЙ
КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ»
Использование данных «реальной клинической практики» (RWD — real-world data) — еще один важный тренд современного здравоохранения, который будет определять новые подходы
в маркетинговых исследованиях этого рынка. Увеличение значимости и повышение уровня доказательности информации о предпочтениях и поведении пациента, которые поступают из социальных сетей, блогов, с носимых устройств расширяет направления для маркетинговых исследований и количество доступных используемых источников информации. Изменение подхода к оценке источников доказательств и включение «данных реального мира» в основу принятия управленческих решений в медицине открывает новые возможности для сотрудничества экспертов из области медицины и маркетинга.
Новый тренд на использование таких моделей научного изучения как исследования «реальной клинической практики», в дополнение к привычным рандомизированным контролируемым клиническим исследованиям (РКИ), появился в связи с высокой востребованностью быстрого выхода на рынок инновационных фармацевтических препаратов и медицинских изделий [9]. Создание и вывод на рынок новых фармацевтических препаратов и медицинских изделий основывается на обязательном проведении клинических исследований. Однако классические клинические исследования имеют ряд недостатков — длительный период разработки дизайна исследования, высокие требования к статистической достоверности — ограничивающих получение необходимых данных в короткие сроки.
Одно из возможных решений данной проблемы — анализ «данных реальной клинической практики». Так, закон о лечении 21-го века (США), призванный ускорить
3 NPS - net promote score.
4 CSI - ^stomer satisfaction index.
разработку медицинских продуктов и быстрее и эффективнее доносить инновации до пациентов, включает раздел 505F к Федеральному закону о продуктах питания, лекарствах и косметике (FD&CAct). В соответствии с этим разделом Управление по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) создало основу для оценки потенциального использования реальных доказательств (RWE)5. FDA с 2018 года начало разрабатывать Рамочную программу по совокупности доказательств в реальной клинической практике (англ. Framework for FDA's Real-World Evidence Program).
FDA проводит различие между источниками данных (RWD) и доказательствами, полученными на основе этих данных (RWE):
♦ «данные реальной клинической практики» (англ. real-worlddata, RWD) — это информация о состоянии здоровья пациентов и/ или об оказании медицинской помощи, полученные из различных источников вне рамок пред-регистрационных клинических исследований.
♦ «доказательства, собранные в реальной клинической практике» (син. доказательства реального мира; англ. real-world evidence, RWE) — это клиническое свидетельство об исполь-зованиии потенциальных выгодах или рисках применения технологий здравоохранения, полученное в результате анализа данных реальной клинической практики.
К основным источникам получения RWE относят:
♦ электронные медицинские карты и записи;
♦ базы данных страховых компаний;
♦ данные из системы фармако-надзора;
♦ аптечные данные по учету рецептурных заказов;
♦ различные регистры пациентов, регистры заболеваний;
♦ социальные сети, включая блоги и сайты пациентских сообществ;
♦ данные с носимых устройств, фиксирующих состояние пациента (фитнес-трекеры, инсули-новые датчики, мобильные телефоны и т. д.);
♦ дневники пациентов и аналогичные записи самооценки состояния;
♦ результаты лечения по оценке пациента (Patient-oriented outcome).
RWE обладают такими свойствами, которые делают их потенциально перспективным и востребованным направлением маркетинговых исследований:
♦ относительно низкие затраты на генерацию и сбор данных;
♦ высокая скорость получения результата;
♦ широкий охват целевой аудитории;
♦ возможность формирования результатов под различные цели и задачи.
На основании RWE данных возможно:
♦ совершенствование клинических рекомендаций;
♦ построение системы маршрутизации пациентов;
♦ обоснование потребностей пациентов;
♦ поддержка и внедрение в практику новейших клинических разработок;
♦ усиление позиций бренда на рынке;
♦ выстраивание маркетинговых
и market-access стратегий.
На этом фоне имеются стратегические и оперативные достижения в области цифрового здравоохранения, которые могут обеспечить потенциальный доступ к реальным данным системы здравоохранения и создать условия для эффективного сотрудничества специалистов в области маркетинговых исследований, организаторов здравоохранения и клиницистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящие изменения, происходящие на рынке здравоохранения, обусловливают необходимость тесного сотрудничества профессионального медицинского сообщества со специалистами по маркетинговым исследованиям. Основной фокус маркетинговых исследований рынка здравоохранения в ближайшем будущем будет направлен на изучение поведения потребителей-пациентов, их системы ценностей, моделей принятия решений, касающихся их здоровья. Маркетинговые исследования становятся важной основой управления общественным здравоохранением и конкуренции на рынке медицинских услуг. В то же время, специалисты в области маркетинговых исследований рынка здравоохранения должны быть компетентны в этические вопросах проведения исследований у пациентов, в вопросах работы с персональными данными врачей, а также должны хорошо знать законодательные и регуляторные ограничения, действующие на данном рынке.
5 FDA issued the guidance Use of Real-World Evidence to Support Regulatory Decision-Making for Medical Devices on August 31, 2017.
www.bci-marketing.ru;[email protected]; 8(903) 1189759
ИСТОЧНИКИ
1. Porter M., Teisberg E. Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results. Harvard Business School Press, 2006.
2. Гринхальд Т. Основы доказательной медицины, ГЕОТАР-Медиа, 2018. doi: https://doi.org/10.1136/ bmj.315.7112.891.
3. Зуенкова Ю.А. Ценностно-ориентированный подход: анализ руководства Европейского института инноваций и технологий // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2021;43(1):26—33. https://doi.org/10.17116/ medtech20214301126.
4. Subbaraman R., Nathavitharana R.R., Satyanarayana S., et al. The Tuberculosis Cascade of Care in India's Public Sector: A Systematic Review and Meta-analysis // PLoS Med. 2016; 13(10): 1-38. doi:10.1371/journal.pmed.1002149.
5. Зуенкова Ю.А. Борьба за пациентов и суровая страховая конкуренция // Вестник МИРБИС. 2021; 1(25): 105—120. DOI: 10.25634/MIRBIS.2021.1.12.
6. УразмановА.Р., Радченко О.Р. Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями — восприятие информации потребителями из открытых источников сети Интернет // Вестник Росздравнадзора. 2020. № 3. С. 86-93. DOI: https://doi.org/10.35576/2070-7940-2020-3-86-93.
7. ЗуенковаЮ.А.,ХавторинА.М. Возможности и перспективы технологии распределенного реестра в управлении «опытом пациента» // Менеджер здравоохранения. 2020. № 9.
8. ЛукинаЮ.В., КутишенкоН.П., Марцевич С.Ю. Приверженность лечению: современный взгляд на знакомую проблему // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2017; 16(1): 91-95 http://dx.doi.org/10.15829/1728-8800-2017-1-91-95.
9. ИвановА.В. Регистры как основа для сбора данных и построения доказательств // Реальная клиническая практика: данные и доказательства. 2021; 1(1):10-15. https://doi.org/10.37489/2782-3784-myrwd-3.
DOI: 10.24412/2071-3762-2021-10296-25-30
Marketing Research Trends of the Healthcare Market
Zuenkova Yulia Alexandrovna,
DBA, member of Marketing Guild Union Council
Peoples Friendship University of Russia (RUDN University); 6 Miklukho-Maklaya str., Moscow, Russia, 117198 ([email protected])
The article highlights the key trends in marketing research of the healthcare market, describes new approaches to data collection. The general trend towards value-based healthcare determines the new needs of the industry - the study of patient values, their experience, adherence to treatment, mapping the «patient's pathway», assessing satisfaction with the quality of medical services. The study of patient values is an area of research that goes beyond the medical field. Working with consumers - analysis, forecasting - is a routine component of a marketer's professional activity. Medical specialists do not have the necessary knowledge and skills for a comprehensive study of consumers-patients, which determines the need for an interdisciplinary approach to the study of this issue. Changing models of scientific study and increasing the importance of «real world data» create conditions for effective cooperation of specialists in the field of marketing research, health care managers and clinicians. The main focus of marketing research of the healthcare market in the near future will be aimed at studying the behavior of consumers-patients, their values, decision-making models concerning their health. Marketing research is becoming an important basis for public health management in the medical services market.
Keywords: marketing research; healthcare services; consumer behavior; customer journey map; RWD; patient pathway; value-based healthcare; in-depth interview.
REFERENCES
1. Porter, M.; Teisberg, E. (2006) Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results. Harvard Business School Press, 2006.
2. Greenhalgh, Trisha (1997) How to read a paper: The Basics of Evidence-based Medicine and Healthcare. BMJ 1997;315:891 doi: https://doi.org/10.1136/bmj.315.7112.891.
3. Zuenkova, Yu.A. (2021) Value-based healthcare: analysis of European Institute of innovation and technology health guidelines. Medical Technologies. Assessment and Choice, 2021; 43(1):28-35. (In Russ.). https://doi.org/10.17116/ medtech20214301128.
4. Subbaraman, R.; Nathavitharana, R.R.; Satyanarayana, S.; et al. (2016) The Tuberculosis Cascade of Care in India's Public Sector: A Systematic Review and Meta-analysis. PLoS Med., 2016; 13(10):1-38. doi:10.1371/journal.pmed.1002149.
5. Zuenkova, Yu.A. (2021) The struggle for patients and severe competition for culpulsory health care. VestnikMIRBIS, 2021; 1(25)': 105-120. (In. Russ.). DOI: 10.25634/MIRBIS.2021.1.12 JEL: I10, I15, I18.
6. Urazmanov, A.R.; Radchenko, O.R. (2020) Independent assessment of the services quality provided by medical organizations — perception of information by consumers from open sources (Internet). Vestnik Roszdravnadzora, 2020, Vol. 3, pp. 86—93. DOI: https://doi.org/10.35576/2070-7940-2020-3-86-93.
7. Zuenkova, Yu.A.; Khavtorin, A. (2020) Distributed ledger technology in patient experience management. Menedjzer zdravookhranenija, No. 9, 2020, DOI: 10.37690/1811-0185-2020-9-47-54.
8. Lukina, Yu.V.; Kutishenko, N.P.; Martsevich, S.Yu. (2017) Treatment adherence: modern view on a well known issue. Cardiovascular Therapy and Prevention, 2017; 16(1): 91—95 http://dx.doi.org/10.15829/1728-8800-2017-1-91-95.
9. Ivanov, A.V. (2021) Registers as the basis for data collection and evidence building. Real-World Data & Evidence, 2021;1(1):10-15. https://doi.org/10.37489/2782-3784-myrwd-3.