Научная статья на тему 'ТРЕНДЫ КОЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ОБЩЕСТВА КАК ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ МОРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ РОССИИ'

ТРЕНДЫ КОЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ОБЩЕСТВА КАК ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ МОРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коэволюция / технологии / общественные трансформации / вызовы / угрозы / цифровая экосистема мультимодального морского транспортного узла / coevolution / technology / social transformation / challenges / threats / digital ecosystem of the multimodal maritime transport hub
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕНДЫ КОЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ОБЩЕСТВА КАК ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ МОРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ РОССИИ»

Панамарева О.Н.

к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики и управления, Московский гуманитарно-экономический университет,

Новороссийский институт (филиал)

[email protected]

ТРЕНДЫ КОЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ОБЩЕСТВА КАК ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ МОРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ РОССИИ1

Ключевые слова: коэволюция, технологии, общественные трансформации, вызовы, угрозы, цифровая экосистема мультимодального морского транспортного узла.

Keywords: coevolution, technology, social transformation, challenges, threats, digital ecosystem of the multimodal maritime transport hub.

По своей сути коэволюцию можно рассматривать с позиции совокупной, взаимно адаптивной изменчивости элементов (подсистем) в рамках развивающихся сложных организационных технико-экономических систем с большим числом заинтересованных и взаимоувязанных сторон - стейкхолдеров, а также экзогенных и эндогенных переменных. На состояние последних значительное влияние оказывает целый комплекс внешних и внутренних факторов, которые необходимо рассматривать в качестве вызовов; понимание и осознание степени влияния которых на сложные системы, обеспечивающие жизнеспособность нашей экономики, должно стать приоритетным при разработке комплексной стратегии социально-экономического развития России.

Общество столкнулось с серьезными вызовами, обусловливающими коренную трансформацию отношений на всех уровнях управления, и в первую очередь это вызвано именно стремительным развитием техники, технологий сквозь призму формирования цифрового общества и экономики или, как сегодня принято говорить, тотальной цифро-визации. Кроме того, серьезное влияние в общественной трансформации на фоне цифровизации отношений играют такие факторы, как:

- климатические изменения;

- радикальное смещение полюсов экономического роста;

- глобализационные эффекты;

- стремительная регионализация;

- коренная трансформация, если не разрушение, системы международного права;

- жесткая колонизация, направленная на обеспечение господства отдельных государств или их групп над энергоресурсами, полезными ископаемыми и другими стратегически важными природными ресурсами;

- экологические угрозы, вызванные в том числе и техногенным воздействием;

- биологическая, химическая и ядерная угрозы;

- эпидемии и пандемия COVID-19 и др.

Пандемия COVID-19 представляется нам лакмусовой бумагой, которая позволила выявить и четче осознать проблемы, которые еще недавно «обходили стороной», упоминали, но не рассматривали в качестве реальных рисков и вызовов, по крайней мере в нашей стране. Совершенно правомерно, что COVID-19 относят к «категории цивилизаци-онных вызовов»2, разделивших время и общественные отношения на «до» и «после», последствия чего неоднократно подлежат обсуждению на всех значимых научно-практических мероприятиях. В исследовании же «Вызовы 2020. Взгляд российского бизнеса»3 показано, что в качестве основных вызовов для экономики РФ следует рассматривать вызовы, представленные на рис. 1.

Примечательным является второй пункт сверху, представленный на рис. 1, «Неадекватная инфраструктура», при чем в основном это касается строительства дорог, морских и речных портов, аэропортов. Таким образом транспортная инфраструктура - первостепенная составляющая экономики нашей страны (поскольку транспортная система -это кровеносная система каждого государства, в отдельности, и мира, в целом) - оценивается как не в полной мере соответствующая современным реалиям. Особенно это стало явно в пандемийный и постпандемийный период.

1 Доклад, представленный на Международную научную конференцию «Коэволюция техники и общества в контексте цифровой эпохи».

2 Курюкин А.Н. СОУГО-19 как вызов экономике, социуму, политике // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2020. -№ 3. - https://cyberleninka.rU/article/n/covid-19-kak-vyzov-ekonomike-sotsiumu-politike

3 Вызовы 2020. Взгляд российского бизнеса. - http://www.rvca.ru/upload/files/lib/Challenges_of_2020.pdf

На рис. 2 представлены базовые вызовы и угрозы безопасности и цифровизации экономики для России1, которые требуют инновационного подхода при разработке, корректировке и реализации комплекса приоритетных национальных проектов, а следовательно - и роста реальной инновационной активности организаций на территории России.

Вызовы для России в XXI веке

Недееспособность госаппарата

Неадекватная инфраструктура

Некачественное начальное и среднее

образований Рост Г ос участия в экономике

Пренебрежение законами и правами

граждан со стороны власти

Отсутствие независимой и

эффективной судебной системы

Высокая коррупция

Малочисленность населения

Рисунок 1.

Распределение мнений респондентов-представителей бизнес-сообщества РФ об основных вызовах

для России в XXI веке, %

Как показывает практика, несмотря на рост числа разработанных передовых производственных технологий по видам экономической деятельности в целом по РФ на 3,5% до 1620 ед. в 2019 г. относительно 2018 г., изменение уровня инновационной активности предприятий РФ за 2010-2019 гг. не существенно (см. рис. 3)2, что отразилось на ухудшении позиции России (в 2019 г. до 47 места с 46 в 2018 г.; в 2013 г. - 62 место)3 в мировом рейтинге стран по уровню инноваций и невозможности изменить свое положение по уровню глобальной конкурентоспособности (43 место в 2019 г., как и в 2010 г.), по размеру ВНД на душу населения - 65 место (11 260 ам. долл./чел., что в 10 раз меньше показателя Лихтенштейна, в 5 раз - Нидерландов). По инновационной активности в области вычислительной техники и информационных технологий, вопреки всем оптимистичным прогнозам за 2010-2019 гг., наблюдаем снижение показателя на 45%; за период 2018-2019 гг. инновационная активность в области «Сектора информационного-коммуникационных технологий» выросла на 11,2% до 139 ед., а по «Отрасли информационных технологий» уменьшилась на 3,6% до 81 ед., отдельно в области «Информационных технологий» сократилась на 60,7% до 11 ед., в области «Транспортировки и хранения» в РФ только с 2019 г. стала исследоваться.

Для обеспечения восстановления социально-экономического роста необходимо осуществление технологического прорыва в стратегически важных отраслях отечественной экономики, особенно это касается транспортной системы России - базовой инфраструктурной составляющей экономики, при этом важно применение инновационных подходов и изменение мышления руководителей на разных уровнях управления, учитывая последние тренды в области трансформации общественных отношений и технологий (см. рис. 4).

1 Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // Кон-сультантПлюс. - https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=328854&dst=1000000001&date=22.12.2020&demo=2; Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // КонсультантПлюс. - https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=216629&dst=100035&date=22.12.2020&demo=2

2 Построено на основе: Технологическое развитие отраслей экономики. - https://rosstat.gov.ru/folder/11189

3 Согласно рейтингу стран по уровню инноваций (https://nonews.co/directory/lists/countries/global-innovation-index) и рейтингу стран по индексу глобальной конкурентоспособности (https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index).

Вызовы и угрозы

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

- стремление развитых стран (24 ед.) использовать свои преимущества в уровне развития экономики и высоких технологий как инструмент глобальной конкуренции;

- усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе и подверженность финансовой системы РФ глобальным рискам;

- использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики;

- повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов РФ;

- усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;

- изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления;

- развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых технологий»;

- деятельность создаваемых без участия РФ межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений;

- исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития;

- отсутствие несырьевых компаний РФ среди глобальных лидеров мировой экономики;

- недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики;

- слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в т.ч. технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций российских специалистов;

- истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;

- ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости;

- низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними факторами, в т.ч. ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;

- несбалансированность бюджетной системы РФ;

- недостаточно эффективное государственное управление;

- высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере и сохранение значительной доли теневой экономики (20%);

- значительное усиление дифференциации населения по уровню доходов;

- снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и в целом снижение качества человеческого потенциала;

- усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации и недостаточность трудовых ресурсов;

- неравномерность пространственного развития РФ - инвестиционное обескровливание регионов, усиление дифференциации их и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;

- установление новых требований в области экологической безопасности и рост затрат на их обеспечение.

Цифровизации экономики РФ

проблема обеспечения прав человека в цифровом пространстве;

реализация цифровой стратегия в каждом элементе корпоративной структуры;

кибер-угрозы личности, бизнесу и государству (построение сложных иерархических информационно-телекоммуникационных систем, применяющих виртуализацию, удаленные (облачные) хранилища данных, разнородные технологии связи и оконечные устройства);

наращивание возможностей внешнего информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру (в т.ч. на критическую информационную инфраструктуру);

рост масштабов компьютерной преступности (в т. ч.

международной);

отставание от ведущих иностранных государств в развитии конкурентоспособных ИТ;

сохраняющаяся зависимость СЭР РФ от экспортной политики иностранных государств;

недостаточная эффективность научных исследований, связанных с созданием перспективных ИТ; низкий уровень внедрения отечественных разработок, недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности.

Рисунок 2.

Базовые вызовы и угрозы безопасности и цифровизации экономики для РФ

Примечание: составлен автором.

Как показано на рис. 4, особенности трансформации общественных отношений обусловливают развитие техники и технологий, также как и последнее приводит к эволюционному развитию общества, его организации, и наоборот. При этом явно наблюдается коренное переосмысление общественного устройства во всех развитых странах, а с 2018 г. и в России. Законы хрематистики (как обозначают многие ученые современную рыночную экономику) перестают работать в условиях Индустрии 4.0, перехода от пятого к шестому технологическому укладу и развития предпосылок формирования седьмого технологического уклада, зарождения знаниевой экономики, ноономики, социального государства, где базовыми факторами экономического развития становятся человеческий потенциал (капитал) и информация.

Формирование и развитие транспортной системы России - отечественной «кровеносной системы» экономики и ключевой части мировой системы - на идеологически, технологически и технически инновационной основе - приоритетное направление реализации политики развития России, особенно, в условиях радикальных климатических изменений, протекания глобализационных и интеграционных процессов (затрагивающих интересы стран, входящих в ЕС, ЕАЭС, стирания пространственных границ в области инфокоммуникационного обмена, в эпоху повсеместной цифро-

визации, развития интеллектуальных технологий, берущих на себя выполнение рутинных операций и процессов и высвобождающих время для развития человеческого потенциала, в период пандемии СОУШ-19 и мутаций вируса, обусловивших в результате «пандемийной паники» глубокий мировой экономический спад, разделение мира, выделение новых полюсов мирового экономического роста, глубокую дифференциацию населения по уровню доступности образования, здравоохранения, культуры и других благ.

Уровень инновационной активности организаций по видам экономической деятельности по РФ за 2010-2019гг

14 12.8

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

■ Транспортировка и хранение

■ Всего

^ Деятельность, связанная снспользованнемвычиспнтельнойтехникин информационных технологий

Рисунок 3.

Динамика уровня инновационной активности организаций по видам экономической деятельности

по РФ за 2010-2019 гг., %

Примечание: составлен автором

Морские торговые порты (МТП) России, территориально расположенные в пунктах концентрации экспортных и транзитных грузопотоков, являющиеся «точками входа» международных транспортных коридоров («Транссиб», «Север - Юг», маршрута «Европа - Западный Китай») - ключевые звенья «кровеносной системы» РФ, обеспечивающие раскрытие потенциала нашей страны как глобального инфокоммуникационного моста на пространстве «Европа -Азия». Для решения этой сложной системной стратегической проблемы, МТП РФ должны трансформироваться именно в мультимодальные транспортные узлы с высокотехнологичной инфокоммуникационной инфраструктурой, при этом она должна основываться на принципиально иной системе управления при использовании новых подходов. Однако, как показало исследование современной нормативно-правовой базы РФ1 и изучение докладов, представленных в рамках Транспортной недели 2019 и 20202 (несмотря мнение и пожелания наших китайских и европейских партнеров), в таком контексте предложения по развитию МТП РФ слабо представлены и практически не разработаны; так основной упор продолжают делать на:

1) рост портовых мощностей, единственно теперь уже с учетом поправок на пандемию, ее последствия, мировой кризис, спад мировой экономики, резкое снижение объемов доходов населения и потребления, развитие внутристраново-го экспортно-ориентированного производства и интеграции с ближайшими азиатскими странами-партнерами;

2) специализацию МТП путем создания «эшелонированных портов» по прообразу порта Роттердам с удаленными железнодорожными узлами и транспортно-логистическими комплексами (реализацию принципов «Единого окна» попытались осуществить посредством внедрения «Одного окна», которое не решило существующих проблем, что лишь увеличило объем обрабатываемых документов, а значит и издержки; сегодня очевидным становится необходимость формирования не только мультимодальных транспортных узлов на базе МТП, а в первую очередь - умных/интеллектуальных транспортно-логистических узлов);

3) способствование внедрению внутрипортового электронного документооборота (хотя здесь нужны системы, выходящие за пределы корпоративного электронного документооборота, например, системы ERP III и новые подходы к интеграции заинтересованных сторон);

4) декларативно заявлено «развитие региональных мультимодальных связей для снижения издержек движения товаров по логистическим цепочкам» и формирование «геоинформационных транспортных систем, позволяющих

1 Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012) и др. // КонсультантПлюс. - https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=213628&dst=101942 &date=23.12.2020&demo=2

2 Транспортная неделя 2020. - https://transweek2020.ru/ru/#section3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формировать единые информационно-логистические центры и автоматизированные системы обмена данными между участниками перевозочного процесса, работающие в режиме он-лайн»; и то только в основном в отношении железнодорожных и автомобильных перевозок, морской транспорт обделен вниманием, та же ситуация и с внедрением интеллектуальных систем управления на морском транспорте.

Особенности трансформации общественных отношений: открытость, прозрачность, доверие, инициативность, гибкость, рискованность, ориентация одновременно на общую и личную безопасность, взаимоуважение интересов, поддержка творческой инициативы и саморазвития, построение «плоской» - кросс-функциональной системы управления, долевое участие акторов в инфокомму- никационном пространстве ММТУ.

Тренды цифровизации экономики и технико-технологического развития

Информационные порталы, центры, платформы, технологии и системы в РФ, в т.ч. на транспорте: - Информационный портал «Госуслуги»; - Единые центры управления регионами; - системы электронной коммерции; - технология Интернет вещей; на транспорте применяются различные 1) информационные технологии: - RFID; - EDI; - географические информационные техноло- гии (+ распределенные ГИС) и сервисы; 2) информационные системы (ИС): - ИС Минтранса РФ «Модуль регистрации судозаходов»; - ИС «Система Капитана Порта (СКАП) АМП»; - ИС «СПАРДЕК»; - Портал «Морской порт»; - ГЛОНАСС; - ИС «Галактика»; Цифровые драйверы роста экономики -

следующие типы технологий, обусловливающие трансформацию бизнес-процессов в XXI в.: 1. EDI (электронный документооборот) + 1оТ и автоматизация производственной деятельности. 2. Цифровое проектирование. 3. Виртуализация (цифровые двойники, удален- ные офисы) и создание суперкомпьютеров. 4. Кроссканальные коммуникации, мобильные технологии. 5. Интеллектуальные технологии: нейронные сети; искусственный интеллект: - дополненный интеллект (augmented intelligence); - текстовыми и голосовыми Чат-боты; - машинное обучение; - система управления ИИ (AI governance); - интеллектуальные приложения.

- ИС «Платон»; - ИС «Босс-референт»; - «1 С»; - Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП); - Автоматизированная система фирменного транспортного обслуживания (АКС ФТО); - автоматизированные системы управления сортировочными (АСУ СС), грузовыми (АСУ ГС) станциями и контейнерными пунктами (АСУ КП); - Система резервирования и продажи билетов («Экспресс-2»); - Единые центры диспетчерского управления (ЕЦДУ); - Система учета, контроля дислокации, анали- за использования и регулирования вагонного парка (ДИСПАРК); - Автоматизированная система контроля за использованием и продвижением контейнеров (ДИСКОН) и др.); - Система Fleet Management; - CRM; - АСУ ДКР (ж/д транспорт). Паритетное трансграничное сотрудничество в пространстве ЕАЭС, АТР, БРИКС и др.

Обеспечение кибербезопасности при приоритетности разработки и использования отечественных платформенных решений и ПО.

Формирование общих IT-платформ ведущих компаний, заинтересованных в качественно иных технологических решениях. Развитие Б2Б-маркетплейсов.

Цифровизация государственных услуг и бизнеса - тотальное покрытие территории РФ Интернет-сетью; - размещение государственных документов в облачных хранилищах (обеспечение прозрачности отношений в пространстве «государство-бизнес-население»); - к 2030 г. предоставление 100% госуслуг в цифровом формате; - к 2024 г. (без поправки на постпандемийные тенденции) формирование 50 smart-городов и не менее 10 индустриальных цифровых платформ, не менее 500 МСП в IT-сфере; переход не менее 10 компаний-лидеров в формат высокотехнологичных; - снижение доли сетевого трафика через «Интернет» (иностранные серверы) до 5%.

Рисунок 4.

Взаимовлияние трансформации общественных отношений и трендов цифровизации экономики

и технико-технологического развития

Примечание: составлен автором.

Итак, коэволюция техники, технологий и общества предъявляет высокие требования, которые необходимо закладывать в основу развития МТП России, которая, благодаря геополитическому положению и технико-экономическому потенциалу, обязана быть флагманом в области внедрения новых технологий, влекущих рост конкурентоспособности страны и качества жизни населения. Здесь важно создавать цифровые экосистемы мультимодальных транспортных узлов (ММТУ).

Под цифровой экосистемой ММТУ предлагается понимать сложно организованную систему, обеспечивающую веб-соединения в среде акторов инфокоммуникационного пространства, обеспечивающего реализацию транспортного процесса компаниями, государственными органами власти, населением и вещами, использующими интегрирующую цифровую технологическую платформу, являющуюся основой Интеллектуального мультимодального транспортного узла (ИММТУ) в пространстве ключевого МТП РФ.

С учетом вышесказанного предлагается формировать цифровую платформу на основе:

- принципов клиенто-ориентированного подхода, акторо-центризма и зарождающейся новой парадигмы управления, построенной на паритете интересов всех сторон;

- построения предлагаемых сервисов стейкхолдерам транспортного процесса на единой цифровой технологической платформе, в основе которой заложено применение сквозных технологий - искусственного интеллекта, больших данных, технологий беспроводной связи, нейронных технологий, а также субтехнологий (таких, как: компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальные системы поддержки принятия решений, интерфейсы обратной связи, технологии графического вывода, технологии оптимизации передачи данных, квантовые коммуникации), компонентов робототехники;

- использования систем распределенного реестра (т. е. при отсутствии единого центра управления);

- применения распределенных геоинформационных систем, облачных технологий - базового компонента платформенного решения;

- разработки комплексной и согласованной концепции профессионального тезауруса - как концептуальной основы интегрированной единой интеллектуальной цифровой экосистемы ММТУ.

Таким образом, формирование обозначенной цифровой экосистемы морских транспортных узлов России позволит, используя все преимущества, которые могут быть получены при учете выделенных трендов коэволюции техники, технологий и общества, сформировать ключевые инновационные конкурентоспособные звенья транспортной системы России и транспортной системы мирового уровня, обеспечив последующее их самосовершенствование и, как следствие, повышение конкурентоспособности РФ. Обозначенные цифровые экосистемы ключевых звеньев транспортной системы РФ позволят реализовать задачу бесшовного соединения в рамках работы (впервые заявленных на Транспортной неделе 20201 к разработке) цифровых экосистем транспортных коридоров, в основе которых должны лежать распределенные цифровые реестры и обеспечиваться реализация порядка 100 сервисов при организации трансграничного пространства доверия.

1 Транспортная неделя 2020. - https://transweek2020.rU/ru/#section3

503

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.