Научная статья на тему 'Развитие морских портов России в контексте реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года'

Развитие морских портов России в контексте реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / модернизация портовой инфраструктуры / комплексный план / мультимодальные транспортные узлы / экосистема мультимодального морского транспортного узла / цифровизация / проблемы и пути достижения прорыва в отрасли / development / modernization of port infrastructure / comprehensive plan / multimodal transport hubs / multimodal marine transport hub ecosystem / digitalization / problems and ways to achieve a breakthrough in the industry
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие морских портов России в контексте реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года»

Панамарева О.Н.1

РАЗВИТИЕ МОРСКИХ ПОРТОВ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МОДЕРНИЗАЦИИ И РАСШИРЕНИЯ МАГИСТРАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПЕРИОД ДО 2024 ГОДА

Ключевые слова: развитие, модернизация портовой инфраструктуры, комплексный план, мультимодальные транспортные узлы, экосистема мультимодального морского транспортного узла, цифровизация, проблемы и пути достижения прорыва в отрасли.

Keywords: development, modernization of port infrastructure, comprehensive plan, multimodal transport hubs, multimodal marine transport hub ecosystem, digitalization, problems and ways to achieve a breakthrough in the industry.

Морской транспорт - системообразующий элемент территориально -экономического пространства России, обеспечивающий его единство и интеграцию в мировую экономику. Морские торговые порты России (МТП РФ) по праву сохраняют за собой статус важнейших структурных звеньев транспортно-логистической системы, имеющих стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса страны, обеспечения экспортных потребностей РФ, укрепления макроэкономической устойчивости, позволяющей решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, стоящие перед страной. Следовательно, проблемы развития МТП РФ требуют форсированного системного изучения и разработки.

Это особенно актуально в контексте приоритетности разработки и внедрения дополнительных мер стимулирования роста производительности труда на фоне ускорения цифровой трансформации реального сектора экономики, обусловленного многократным возрастанием скорости технологических изменений на мировой арене, а также тем, что перед нами стоит задача создания, масштабирования и распространения отечественных технологий и стандартов (сформированных на паритетной основе со странами ЕАЭС, БРИКС и др.2) «по тем направлениям, которые определяют будущее»3 как на территории России, так и в рамках пространственно -экономического взаимодействия с дружественными государствами. Последнее приобретает высокую значимость при формировании единого территориально -экономического и коммуникационного пространства, поскольку в современной повестке дня стоит такая важная задача, как создание общих рынков, укрепление страновых связей путем сопряжения ЕврАзЭС с инициативой Китая «Один пояс, один путь», другими словами, - задача создания Большого евразийского партнерства.

Поскольку внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) (в т.ч. транзитная деятельность, трансфер технологий) России в силу ее геополитического положения непосредственно связаны с уровнем развития МТП (морских транспортных узлов -МТУ), особый акцент должен быть сделан именно на оптимальную модернизацию и эффективное их развитие в контексте сбалансированного развития промышленности (с акцентом на обрабатывающую), аграрного и финансового сектора, сферы высоких технологий, иных отраслей экономики нашей страны.

Развитие транспортного комплекса, транспортных внутренних и международных мультимодальных коридоров, стратегических «хабов» - МТП РФ - важнейшая задача, решение которой должно разрабатываться в тесной гармоничной взаимосвязи с разработкой и реализацией национальных приоритетных проектов «Цифровая экономика», «Наука», «Образование», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ до 2024 г.4

В современных условиях засилья многочисленных стратегий, государственных, федеральных, региональных программ, проектов и других нормативно -правовых актов важно обеспечить их согласованность и транспарентность. Проблемам и перспективам реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМиРМИ) РФ до 2024 г. сегодня уделяется большое внимание со стороны Министерства транспорта РФ и его подведомственных структур.

Прежде, чем исследовать тенденции и перспективы развития МТП России, обратимся к изучению предпосылок, формирующих для этого условия.

1 Панамарева Олеся Николаевна - к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики и менеджмента Ступинского филиала Московского финансово-юридического университета. Профессиональные интересы: управление сложными территориально-экономическими системами на транспорте; геоинформационные системы; искусственный интеллект; интеллектуальные и геоинформационные технологии в управлении; мультимодальные транспортные коридоры; инвестиции; территориальное развитие; макроэкономическое развитие. E-mail: [email protected]

Панамарева О.Н. Международная экономическая и транспортная интеграция: их связь и перспективы для экономики России XXI века // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. - М., 2019. - № 4. - С. 116-132.

3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 318543/

4 Перечень национальных и федеральных проектов, приоритетных программ и проектов в Российской Федерации (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс). - http://www .consultant .ru/document/cons_doc_LAW_310251/

Изначально исследуем, каких показателей согласно КПМиРМИ РФ до 2024 г. необходимо достигнуть; на рис. 1-8 представлена их плановая динамика.

150

100,0

100,1

101,7

104,0 109,3

110.6

113.5

I I "

100

50

IIIIIIII

и

201 ~ г 2018 г 2019 г 2020 г 2021 г 2022 г 2023 г 2024 г.

■ Индекс качества транспортной инфраструктуры РФ к уровню 2017 г , °/о

Рисунок 1.

Динамика индекса качества транспортной инфраструктуры (ИКТИ) России к уровню 2017 г.

согласно КПМиРМИ РФ до 2024 г., %

На рис. 1 показано, что ИКТИ к 2024 г. должен вырасти относительно 2017 г. на 15,5 %. Считается, что ИКТИ призван обеспечить точность при оценке проектов КПМиРМИ РФ, поскольку является комплексным показателем, «учитывающим конкретные значения пропускной способности магистралей, повышение доступности транспортных услуг для населения и бизнеса, устранение инфраструктурных ограничений» 1, в т.ч. реальные сроки транзита контейнеров в рамках международных транспортных коридоров, среднюю коммерческую скорость товародвижения на железнодорожном транспорте, провозную способность магистралей и участков на подходах к портам, долю магистр алей, работающих без перегрузки, прирост производственной складской мощности морских портов и транспортно-логистических центров, протяженность высокоскоростных магистралей 2, введенных в эксплуатацию, прирост пропускной способности внутренних водных путей и др.». При этом в рамках Программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России до 2030 г. предусмотрена реализация порядка 20 проектов, направленных на организацию более 50 скоростных маршрутов общей протяженностью более 7 тыс. км3, основными из кото-рыхстанут «Москва - Казань - Екатеринбург + Уфа и Челябинск», «Москва - Санкт-Петербург» и «Москва - Сочи». Темп р оста у р овня тр анспор тной обеспеченно с и i су бъектов РФ к у р овню 2017 г.. %

110

105 100 95

100 100,2 101 101,8

ш Я m

2017 201S 2019 2020

год год год год

104.3 Ю4.8 Ж

0 Л I I

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

Рисунок 2.

Динамика уровня транспортной обеспеченности субъектов России к уровню 2017 г.

согласно КПМиРМИ РФ до 2024 г., %

Доля центров экономического роста, связанных скоростными транспортными коммуникациями (доп.), "о

100

50

40 40 40 ^

I I I I

оч 100 90 95

1111

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 год год год год год год год год

Рисунок 3.

Динамика доли центров экономического роста РФ, связанных скоростными транспортными коммуникациями согласно КПМиРМИ РФ за 2017-2024 гг., %

1 Индекс качества транспортной инфраструктуры обеспечит точность при оценке проектов КПМИ. - https://ac.gov.ru/ comments/comment/022003

ИКТИ рассчитывается как средневзвешенное значение индексов качества транспортной инфраструктуры по отдельным видам транспорта по объему транспортной работы по отношению к базовому уровню. [Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р (ред. от 17.08.2019) «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года». - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=31948&fld=134&dst= 1000000001,0&ГМ=0.9629552650927649#05679388916142427

Протяженность высокоскоростных магистралей РФ, введенных в 2024 г., должна составить согласно КПМиРМИ РФ, 301 км.

3 ВСМ в России. - http://www.hsrail.ru/info/vsmr/

В этих условиях ожидаемый прирост производственных мощностей мультимодальных транспортных логистических центров (ММТЛЦ) в 2024 г. - 51,6 млн. т, прирост производственных мощностей МТП РФ имеет неравномерный характер, наибольшая его величина ожидается в 2023 г., что в 5,7 раза выше конца 2017 г., и в 2,8 раза - 2024 г.; по внутренним водным путям - наибольший прирост ожидается в 2022 г. Стоит отметить, что формирование 10 узловых ММТЛЦ (регионального уровня) - база сети для организации грузовых скоростных и интермодальных маршру-

■ Суммарная мощность введенных в эксплуатацию мультимодальныхтранспортно-лотистическнх центров, млн. т

■ Ежегодный прирост пр опускной способности внутр еннпх водных пу ки, млн. т ^Прирост производственной мощности морских портов, млн. т

Рисунок 4.

Динамика мощности ММТЛЦ и прироста производственной мощности МТП, пропускной способности ВВП России за период 2017-2024 гг., млн. т

Рисунок 5.

Плановая динамика производственной способности участков на подходах в МТП и магистралей России за период 2017-2024 гг., млн. т

Вопросы увеличения провозной производственной способности участков (ППСУ) на подходах к МТП РФ -давняя проблема, требующая решения, и к 2024 г. относительно 2017 г. рост величины ППСУ МТП должен составить порядка 49%, что будет сопровождаться ростом суммарной производственной способности магистралей РФ на 47,5% (см. рис. 5).

Рисунок 6.

Динамика объемов транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом РФ согласно

КПМиРМИ РФ за 2017-2024 гг., тыс. ДФЭ2

1 Терминалы ускорят доставку. - https://www.gudok.ru/infrastructure/?ID=1466908

2 За 2017-2018 гг. официальных данных не представлено.

Рисунок 7.

Динамика объема экспорта услуг транспортного комплекса (ТК) РФ согласно КПМиРМИ РФ

за 2017-2024 гг., млрд. ам. долл.

Исходя из данных рисунков 6 и 7, можно отметить, что в 2024 г. ожидается увеличение объема транзитных перевозок контейнеров - унифицированных грузовых мест - ж/д транспортом в 2,7 раза, экспорта услуг ТК РФ в стоимостном выражении - в 1,5 раза, но уже сегодня можно наблюдать, что фактическая величина последнего показателя уже в 2018 г. меньше плановой на 16,7% (в 2018 г. - 15 млрд. ам. долл.следовательно, намечается возможное недостижение требуемого уровня. Ожидается рост объемов экспорта услуг от транзитных перевозок в РФ на 35,4%, что значительно отразится на вкладе от их реализации в ВВП России, чему будет способствовать (см. рис. 9) планируемое сокращение времени доставки контейнеров по трем стратегическим направлениям, которое составляет: 1) на направлении «Север - Юг» в 2024 г. относительно 2021 г. - 16% (до 2,1 сут.); 2) на направлении «Европа - Западный Китай» в 2024 г. относительно 2017 г. - 50% (до 1,6 сут.); 3) на направлении «Запад - Восток» в 2024 г. относительно 2017 г. -21,4% (до 7 сут.). А темп роста средней скорости доставки транзитного контейнеропотока должен составить, в выше обозначенных условиях, порядка 163% (т.е. прогнозируемая скорость должна увеличиться на 509 км/сут) (см. рис. 10).

Рисунок 8.

Динамика объемов экспорта услуг от транзитных перевозок РФ согласно КПМиРМИ РФ

за 2017-2024 гг. относительно 2017 г., %

Рисунок 9.

Сроки доставки транзитные контейнерных перевозок при реализации КПМиРМИ РФ

за период 2017-2024 гг., сут.

1 Экспорт транспортных услуг России в 2018 году составил $15 млрд. - https://tass.ru/ekonomika/6340903

362

Средняя скорость доставки транзитного контейнеропотока, км/сутки

1^00 114" 1319

998 1070 1ÍÍ4 М Ш S10 868 fl

I I I I I I I I

201" год 2018год 2019год 2020год 2021 год 2022год 2023 год 2024год

Рисунок 10.

Величина средней скорости доставки транзитного контейнеропотока согласно КПМиРМИ РФ

за период 2017-2024 гг., км/сут.

В целом, реализация проектов по развитию транспортной инфраструктуры позволит обеспечить развитие транспортных коридоров «Запад - Восток» и «Север - Юг», что направлено также и на решение макроэкономических задач, обозначенных в Прогнозе социально-экономического развития РФ на период до 2036 г.1

По состоянию на февраль 2020 г. морское портовое хозяйство РФ насчитывает 67 морских торговых портов мощностью порядка 1003,6 млн. т в год (протяженность причального фронта - 148 тыс. пм)2. Динамика объемов перевалки в МТП РФ достаточно положительная, и, несмотря на провальный период 1991-2004 гг., России удалось добиться ранее (в эпоху СССР) недостижимых показателей, так в 2019 г. мы наблюдаем рост перевалки в 2,2 раза относительно 1980 г., и в 6,9 раз - относительно 1991 г.

Объем перевали! грузов, млн т

оя323

_ с. 5 , ч К » и -г , ' ® £ ■

ч з ? « ° ? - 5 2 8 - : " ш ai

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

lllllll............Illlllllllllll I

сосососооосоо.С1, С1, (>, О1, О-', ОООООООООО—(--I—I—I—1-н—

сл c¡> с^ ^ сл о. о. о. с* о. с^ сл сл с^. о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о

НННННННННННННННН Г4) N fs| л-| fS) fS) Л| ^ ^ л.) Л-J

Рисунок 11.

Динамика объемов перевалки грузов морских торговых портах России за период 1980-2019 гг., млн. т3

Сегодня, как неоднократно упоминалось в рамках Транспортной недели -2019 на Отраслевой конференции «Морские порты - драйвер экономического развития страны», мощности МТП и темпы их роста в достаточном объеме удовлетворяют потребности страны, при этом имеется некоторый запас, однако в условиях роста экономики (особенно в области аграрного сектора, ВПК, высокотехнологичного экспорта, перерабатывающих отраслей и т.п.), и интеграции ее в мировую экономику мощности МТП РФ необходимо адресно развивать в тесной увязке с тенденциями, закреплёнными в государственных, федеральных программах развития отраслей - центров экономического роста - и других стратегических документах. Согласно КПМиРМИ РФ и паспорту федерального проекта «Морские порты России» планируется реализация 67 мероприятий, участие в которых примут 27 частных инвесторов, Росморречфлот и Росавтодор4; на рис. 12 представлены плановые объемы их финансирования. В результате реализации обозначенных мер мощности МТП РФ к 2024 г. должны увеличиться до 1,3 млрд. т.

1000,0 800.0 600.0 -100.0 200.0 0.0

1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. - www.consultant.ru

2

Морские порты. - http://old.morflot.ru/deyatelnost/napravleniya_deyatelnosti/portyi rf.html

3 Рисунок 11 построен автором на основе следующих источников: Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012). - www.consultant.ru Грузооборот портов РФ в 2013 г вырос на 3,9% - до 589 млн тонн. - https://ria.ru/20140114/989126015.html Перевалка грузов в морских портах России в 2019 году может вырасти на 3,3%. - https://tass.ru/ekonomika/6945957

4 Стратегические транспортные проекты России 2019-2020 гг. / Информационное агентство «ТехИнформ». 2019. - С. 110.

Рисунок 12.

Источники финансирования Федерального проекта «Морские порты России»

2019-2024 гг., млн. руб.

Однако возникает вопрос, только ли рост мощностей и ликвидация узких мест на подходах к ним позволят обеспечить достижение плановых показателей, динамика которых представлена на рис. 13 и в табл. 1.

Рисунок 13.

Место России в рейтинге стран по индексу эффективности грузовой логистики (Logistics Performance Index) (аналитический) по годам за период 2016-2024 гг., ед.

Таблица 1

Позиция России в рейтинге стран по легкости ведения бизнеса (Doing Business) по состоянию

на 2016-2019 гг. (факт) и на 2024 г. (план)

Страна Год Место Регистрация предприятий Получение разрешений на строительство Подключение к системе электроснабжения Регистрация собственности Получение кредитов Защита инвесторов Налого-обложение Международная торговля Обеспечение исполнения контрактов Разрешение неплатежеспособности

Россия 2024 (пРогноз) < 20 - - - - - - - - - -

2019 28 40 26 7 12 25 72 58 99 21 57

2018 35 28 115 10 12 29 51 52 100 18 54

2017 40 26 115 30 9 44 53 45 140 12 51

2016 51 41 119 29 8 42 66 47 170 5 51

Источник: DOINGBUSINESS Оценка Бизнес Регулирования. - https://russian.doingbusiness.org/ru/rankings

В современных условиях, для эффективной реализации КПМиРМИ РФ до 2024 г. необходимо также учитывать и уровень глобализации страны (УГЛС), в целях определения ее места в мировой транспортно-коммуникационной системе. Так в табл. 2 представлено изменение позиций России по УГЛС относительно первой 20 -ки по состоянию на 2017-2018 гг.

Таблица 2

Рейтинг стран мира по уровню глобализации по версии KOF1

2017 г. 2018 г.2

Место Страна Индекс Место Страна Индекс Место Страна Индекс Место Страна Индекс

1 Нидерланды 92.84 11 Канада 86.51 1 Бельгия 90.47 11 Норвегия 85.81

2 Ирландия 92.15 12 Финляндия 86.30 2 Нидерланды: 90.24 12 Венгрия 84.20

3 Бельгия 91.75 13 Португалия 85.04 3 Швейцария 89.70 13 Ирландия 83.53

4 Австрия 90.05 14 Кипр 85.00 4 Швеция 88.05 14 Канада 83.45

5 Швейцария 88.79 15 Чехия 84.88 5 Австрия 87.91 15 Чехия 83.41

6 Дания 88.37 16 Германия 84.57 6 Дания 87.85 16 Испания 83.31

7 Швеция 87.96 17 Испания 84.56 7 Франция 87.34 17 Португалия 82.21

8 Великобритания 87.26 18 Словакия 84.36 8 Великобритания 87.23 18 Италия 82.15

9 Франция 87.19 19 Люксембург 84.21 9 Германия 86.89 19 Люксембург 82.00

10 Венгрия 86.55 20 Сингапур 83.64 10 Финляндия 85.98 20 Эстония 81.97

48 Россия 68.25 56 Россия 69.06

Примечание: составлено автором.

Особое внимание в рамках круглых столов, конференций разного уровня, проводимых МГУ им. Ломоносова, РЭУ им. Г.В. Плеханова стало уделяется вопросам формирования цифровых двойников портов (общей единой концепции по этому вопросу пока не разработано) и наличию отечественных разработок, технологий, кадров как предпосылок для их внедрения. Таким образом, рост производственных мощностей - это лишь один из элементов, которые должны лежать в основе модернизации инфраструктуры МТП России, особый упор необходимо делать на российские высокие технологии в области управления, трансформацию бизнес-процессов, создание кардинально новых сервисов, которые обеспечат требуемый рост производительности в рамках всего транспортно -логистического комплекса России и распространятся на смежные отрасли и страны-партнеры, обеспечив к 2030 г. вхождение России по индексу глобальной конкурентоспособности в 20-ку ведущих стран мира (это показатель должен был быть достигнут уже в конце 2018 г.).

Отправной точкой решения данных задач должна стать разработка Единой концепции экосистемы реализации транспортно-коммуникационного процесса, в основу которой должны быть положены ключевые элементы информа-ционно-аналитико-коммуникационной системы мультимодальных морских транспортных узлов (на основе МТП РФ) с распределенными хабами сбора -анализа информации и доступа к актуальной информации о бизнес -процессах, интеллектуальной поддержкой принятия управленческих решений. Основными принципами построения данной экосистемы должны быть принципы транспарентности, геоцентризма, паритетности интересов всех акторов экономико-транспортно-коммуникационного процесса транспортного узла, бизнес -этики, вовлеченности общественности, инициативности, гибкости, масштабируемости, ориентации одновременно на общую и личную безопасность всех стейк -хо лдеров, взаимоуважения их интересов и др.

Построение такой экосистемы обеспечит решение еще одной задачи - привлечение инвестиций, в т.ч. иностранных инвестиций и инвестиций со стороны населения. От построения экосистемы интеллектуальных ММТУ России на базе цифровых двойников в значительной степени зависит будущее всего транспортно-логистического комплекса РФ и стран-партнеров.

1 Рейтинг стран мира по уровню глобализации. - https://nonews.co/directory/lists/countries/globalization-index

2 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.