Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ «ЛИХОРАДКА» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ВОСТОЧНОЙ АРКТИКИ'

ЦИФРОВАЯ «ЛИХОРАДКА» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ВОСТОЧНОЙ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
374
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ПОРТОВАЯ ЛОГИСТИКА / ПРОТОКОЛЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВНЕДРЕНИЕ В АРКТИЧЕСКИХ ПОРТАХ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мордвинова Т.Б.

Цифровизация портовой инфраструктуры является современным фактором развития портовых операционных процессов. Внедрение новых технологий в Восточной Арктике замедляется отсутствием технических условий, так как цифровизация базируется на высокоскоростных технологиях. Вместе с тем, цифровизация Арктики может стать экономически выгодным проектом и дать возможность улучшить качество жизни, может обеспечить жителей Арктики работой, что позволит уменьшить отток населения из региона. И именно эти факторы имеют немаловажное значение для развития Северного морского пути как глобального транспортного коридора. Кроме того, автор предлагает оптимизировать процедуры портовой логистики за счет внедрения дублирующего цифровой «бумажного протокола» для защиты управления портовыми бизнес-процессами от противоправных атак на системы цифрового документооборота.Digitalization of port infrastructure is a modern factor in the development of port operational processes. The introduction of new technologies in the Eastern Arctic is slowed down by the lack of technical conditions, since digitalization is based on high-speed technologies. At the same time, digitalization of the Arctic can become an economically profitable project and provide an opportunity to improve the quality of life, can provide residents of the Arctic with work, which will reduce the outflow of population from the region. Particular these factors have most importance for the development of the Northern Sea Route as a global transport corridor. In addition, the author proposes to optimize port logistics procedures by introducing a duplicate digital «paper protocol» to protect the management of port business processes from illegal attacks on digital document management systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ «ЛИХОРАДКА» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ВОСТОЧНОЙ АРКТИКИ»

РАЗДЕЛ III. МЕНЕДЖМЕНТ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

Для цитирования: Мордвинова Т.Б. Цифровая «лихорадка» применительно к портовой инфраструктуре Восточной Арктики // Океанский менеджмент. 2021. № 1(10). С. 52 - 59.

Мордвинова Т.Б.

Зам. директора Агентства морского права (Санкт-Петербург);

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, Кафедра Международного и морского права, старший преподаватель

ЦИФРОВАЯ «ЛИХОРАДКА» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ ВОСТОЧНОЙ АРКТИКИ.

Аннотация. Цифровизация портовой инфраструктуры является современным фактором развития портовых операционных процессов. Внедрение новых технологий в Восточной Арктике замедляется отсутствием технических условий, так как цифровизация базируется на высокоскоростных технологиях. Вместе с тем, цифровизация Арктики может стать экономически выгодным проектом и дать возможность улучшить качество жизни, может обеспечить жителей Арктики работой, что позволит уменьшить отток населения из региона. И именно эти факторы имеют немаловажное значение для развития Северного морского пути как глобального транспортного коридора. Кроме того, автор предлагает оптимизировать процедуры портовой логистики за счет внедрения дублирующего цифровой «бумажного протокола» для защиты управления портовыми бизнес-процессами от противоправных атак на системы цифрового документооборота. Ключевые слова. Цифровизация портовой инфраструктуры, портовая логистика, протоколы документооборота, информационно-коммуникационные технологии и их внедрение в арктических портах.

DEGETAL «FEVER» FOR THE PORT INFRASRUCTURE OF THE EASTERN

ARCTIC

Abstract. Digitalization of port infrastructure is a modern factor in the development of port operational processes. The introduction of new technologies in the Eastern Arctic is slowed down by the lack of technical conditions, since digitalization is based on high-speed technologies. At the same time, digitalization of the Arctic can become an economically profitable project and provide an opportunity to improve the quality of life, can provide residents of the Arctic with work, which will reduce the outflow of population from the region. Particular these factors have most importance for the development of the Northern Sea Route as a global transport corridor. In addition, the author proposes to optimize port logistics procedures by introducing a duplicate digital «paper protocol» to protect the management of port business processes from illegal attacks on digital document management systems. Keywords. Port infrastructure digitalization, port logistics, document flow protocols, information and communication technologies and their implementation in Arctic ports.

Сегодня цифровизация — тема, которую обсуждают на разных уровнях. Цифровая трансформация рассматривается и как фактор экономического развития, и как фактор поддержки социальной инфраструктуры в стране.

Мировой транспортный комплекс является крупнейшим потребителем цифровых технологий и решений. Необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий в экономической и социальной сфере формирует новые задачи для субъектов транспортных операций.

Современная экономика и промышленность во многом зависят от «цифры», включая такие важные секторы, как связь, мониторинг логистических и промышленных процессов, хранение и анализ данных, здоровье сотрудников предприятий и многое другое. Морское судоходство не исключение.

Особое значение для судоходства имеют порты. Управление трафиком порта, обеспечение погрузочно-разгрузочных работ, безопасность людей на территории — все это задачи портовой команды, выполнение которых невозможно без использования цифровых технологий.

Начало процесса цифровизации морских портов в мире можно отнести к 1993 году, когда впервые были использованы беспилотные машины для обработки контейнеров в порту Роттердам. Применение цифровых технологий позволило портам повысить объем и эффективность отгрузки товаров; сократить время пребывания судна на стоянке; принимать большее количество судов ежедневно; снизить нагрузки на транспортные маршруты; удвоить пропускную способность (без расширения площадей); оптимизировать работу персонала; отслеживать местонахождение и состояние груза и др.

Современный порт - очень оживленное место с множеством функций. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) достаточно давно работает над совершенствованием модели развития портов, уделяя значительное внимание приведению структур и инфраструктуры в соответствие с изменениями в технологиях. Порт третьего поколения (по классификации ЮНКТАД) уже не может допускать «длинных очередей» поскольку будет считаться неэффективным, даже если он предлагает низкие цены.1

Модель WORKPORT2 предполагает максимальную компьютерную оптимизацию всех процессов, хотя и не отрицает бумажный документооборот, эта модель признает политику управления портом на основе приоритетного внимания тем вопросам, которые являются неотложными и критическими.

В Российской Федерации вопросы конкурентоспособности и повышения эффективности работы морских портов, в том числе с использованием новых технологий, повышения уровня их инновационности сегодня являются очень актуальными. Выбор и внедрение цифровых решений в деятельность арктических морских портов - это трансформационный и сложный процесс, и одно из приоритетней их направлений развития Арктической зоны страны до 2035 года. Минтранс России еще в 2017 году инициировал создание Единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации, которая включала функции всестороннего картографического, гидрометеорологического, навигационного и связного обеспечения грузовых и пассажирских перевозок всеми видами транспорта в Арктической зоне.

Отметим, что в российских морских портах преобладают отдельные информационные технологии и/или автоматизированные системы, а вот комплексные цифровые трансформации в настоящее время практически не используются.3

Самая распространённая автоматизированная система это система электронного документооборота. Традиционный «бумажный» способ передачи документов в реалиях современного мира «высоких скоростей» уже устарел. И на это есть две весомые причины: время и деньги. Она упрощает/ускоряет деятельность порта с иными субъектами транспортного пространства, при этом сокращается время простоев, снижаются издержки за счет отказа от бумажных носителей и прочее.

Успешно применяются, например такие системы как, система оперативного управления в деятельности контейнерных терминалов (предназначена для управления персоналом и техникой на контейнерном терминале в реальном времени с целью повышения эффективности обработки контейнеров); автоматизированные системы взаимодействия морских портов и федеральных органов исполнительной власти; система обслуживания судов «Цифровой порт». Работает КПС «Портал «Морской порт»4, основной задачей, которой является документальное оформление судов и перемещаемых ими товаров на основе электронного документооборота. Специалисты АО «Ростовский порт» разработали и внедрили собственную информационную систему, запуск которой позволил оцифровать все бизнес-процессы и удвоить объём обрабатываемых грузов.5

В плане развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года6 определены следующие задачи, касающиеся цифровизации:

-внедрение цифровых технологий для развития мультимодальных перевозок в акватории Северного морского пути (п.47);

-обеспечение предоставления транспортно-логистических услуг, связанных с перевозками в акватории Северного морского пути, на основе цифровой платформы безбумажного электронного оформления мультимодальных перевозок пассажиров и грузов (п.48);

1 Скаридов А.С. «Фактор времени в портовой логистике». Из выступления на морском юридическом форуме «Актуальные проблемы теории и практики морского права». 22 апреля 2021 г. Владивосток 2021.

2 Модель WORKPORT возникла на основании исследований ЮНКТАД.

3 Цифровизация морских портов // Морские порты. 2020. №4. Режим доступа: http://www.morvesti.ru/analitika/1688/85857/

4 КПС «Портал Морской порт»: от слов к делу. / ИАО Таможенные новости. «CustomsExpert.ru». Режим доступа: https://customsexpert.ru/articles/kps-portal-morskoy-port-ot.htm

5 Цифровые технологии причалили в Ростовском порту / Бакеев А., Стуров И. // Эксперт Юг. 01.07. 2019. Режим доступа: https://expert.ru/south/2019/07/tsifrovyie-tehnologii-prichalili--v-rostovskom-portu/

6 Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении прилагаемого плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 г.» от 21 декабря 2019 г. N° 3120-р

-подготовка предложений по созданию и внедрению единой платформы цифровых сервисов, предоставляемых в акватории Северного морского пути (п. 49).

Особенностью деятельности российских морских портов является неравномерное распределение перевалки грузов по морским бассейнам, что обусловлено как географическими факторами, так и особенностями логистических маршрутов. Это касается и портов Арктической зоны РФ.

Дисбаланс в развитии транспортной инфраструктуры подкрепляется разным уровнем геологического изучения и освоения месторождений полезных ископаемых. Развитие Восточного сектора Арктики в части соответствия задаче возрождения Северного морского пути должна предусматривать как увеличение грузопотока за счет разработки новых месторождений, так и развитие береговой инфраструктуры Северного морского пути.

В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года7 установлена необходимость развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры путем устранения «цифрового неравенства» субъектов РФ, повышения информационно-телекоммуникационной связности территории РФ с целью ликвидации инфраструктурных ограничений, повышения доступности и качества транспортной инфраструктуры и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития РФ и др.

Как одну из важнейших государственных задач - устранить цифровое неравенство в Арктических регионах - обозначил вице-спикер Совета Федерации ФС РФ Андрей Турчак.8

Минтранс России, Федеральное агентство морского и речного транспорта и ФГУП «Росморпорт», на которых возложены стратегические задачи, связанные с развитием портовых мощностей и их инфраструктуры в Арктическом регионе, приступили к реализации проекта по строительству трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) по маршруту Мурманск -Владивосток с выходом локальных линий связи в крупнейшие порты и населенные пункты Арктической зоны.9

Задача возрождения Северного морского пути предполагает необходимость развития транспортной инфраструктуры и стимулирование роста грузопотока. Эксперты сулят ему большое будущее как едва ли не самой главной морской транспортной магистрали нашей страны, на которой ежегодно увеличивается грузооборот. Такое активное развитие СМП заставляет думать о разработке инновационных и современных решений, которые позволят пользоваться магистралью круглогодично, с минимальным ущербом для экологии и даже интерактивно.

Сейчас дирекция Севморпути госкорпорации «Росатом» разрабатывает концепцию единой платформы цифровых сервисов Севморпути. Ее разработка началась в августе 2020 года.

По мнению Максима Кулинко (заместителя директора дирекции Севморпути «Росатома») «на решение по созданию платформы повлиял взрывной рост грузопотока по СМП и, как следствие, развитие атомной ледокольной группировки и транспортных судов высокого ледового класса, которым необходимо обеспечение круглогодичной навигации. Это, в свою очередь, влечет необходимость более эффективного управления плаванием судов в суровых ледовых условиях, на которое направлена цифровая платформа» 10

В 2019 году «Газпром нефть» запустила первую в мире цифровую систему управления арктической логистикой. Система «Капитан» наглядно доказала свою экономическую эффективность, ее решения могут применяться не только «Газпром нефтью», но и другими участниками, работающими на маршрутах Северного морского

7 Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г.» от 13.02.2019 г. №207-р

8 Андрей Турчак: Необходимо устранить цифровое неравенство в Арктической зоне / ИА «Би-порт». 11.11.2020. Режим доступа: https://b-port.com/news/246384

9 В России стартует проект строительства трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск - Владивосток / официальный сайт. Росморречфлот. 18.11.2020. Режим доступа: http://morflot.gov .ru/news/lenta/ n4960 .html

10 Грядет цифровизация Севморпути // Морские вести России. 08.04.2021 // http://www.morvesti.ru/exclusive/89076/

пути». В перспективе «Капитан» имеет потенциал стать частью комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры для увеличения грузопотока по Северному морскому пути. 11

В настоящее время интенсивность навигации существенно различается в Восточном и Западном секторе Арктики - более 90% всех рейсов приходится на ее Западную часть.12

Внедрение новых технологий в Восточной Арктике замедляется отсутствием технических условий, так как цифровизация базируется на высокоскоростных технологиях.

Чукотский АО обладает сложной транспортной схемой, но остаётся единственным субъектом РФ, который не подключён к волоконно-оптической связи. Сегодня к Интернету там подключены 42 населенных пункта. Днем Интернет работает в учреждениях, вечером ресурс распределяется между жителями. Регион ждёт прокладки ВОЛС от Петропавловска-Камчатского до Анадыря, которая по плану, должна быть проложена до конца 2022 года, но при благоприятных погодных условиях прокладку кабеля можно завершить за один сезон. При таком сценарии оптоволокно придёт в Анадырь на год раньше - в 2021 году.13 Сегодня в регионе основная связь — спутниковая, а это означает медленный и дорогой интернет и ограниченные возможности для развития разных «умных» программ.

При этом стратегически важным вопросом остается зависимость Округа от «северного» завоза в период навигации, что влечет за собой уровень развития портовой инфраструктуры. В Стратегии социально-экономического развития Чукотского АО планируется реконструкция и расширение портовой инфраструктуры, в т.ч. морского порта Беринговский и морского порта Певек.

По итогам навигации 2020 года морские гавани округа оформили 301 судно. Больше всего их было в порту самого северного города России - Певек принял 78 судов, а грузооборот порта составил 371,8 тыс. тонн. Анадырский морпорт оформил 63 судозахода (176 тыс. тонн), Беринговский - 57 судов (779,2 тыс. тонн), Провидения - 56 (26 тыс. тонн), Эгвекинот - 47 судов (111,6 тыс. тонн).14

Схожие проблемы и у Республики Саха (Якутия) на территории которой находится базовый порт Восточного участка СМП - морской порт Тикси.

Основное отличие порта от большинства других - небольшие глубины: порядка 6 метров на подходном фарватере, до 5 метров у причалов и еще меньше на удаленных терминалах. Основная особенность судоходства - преобладание речных судов, которые доставляют грузы по программе северного завоза в поселок Тикси и населенные пункты арктического побережья. Другая часть заходов - каботажные морские суда как с западного, так и с восточного направления, доставляющие продовольственные и промышленные товары, топливо, стройматериалы и оборудование. В порту происходит перевалка грузов с морских судов для населенных пунктов на берегах рек Лены, Оленек, Яны, Индигирки, Колымы.15

В силу своего географического положения морской порт Тикси является соединяющим транспортным узлом Восточной и Западной Арктики и рассматривается правительством Республики Саха (Якутия) в роли базового пункта управления инфраструктурой в восточной части Севморпути. Данное положение отражено в Стратегии социально-экономического развития арктической зоны республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, в частности «развитие порта позволит создать центральный транспортный узел Арктической зоны Республики Саха (Якутия) для

11 «Газпром нефть» внедрила первую в мире цифровую систему управления логистикой в Арктике / сайт ПАО «Газпром нефть». 09.04219. Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/gazprom-neft-vnedrila-pervuyu-v-mire-tsifrovuyu-sistemu-upravleniya-logistikoy-v-arktike/

12 Стратегия социально-экономического развития арктической зоны республики Саха (Якутия) на период до 2035 года. Якутск, 2019. Режим доступа: https://arktika.sakha.gov.ru/dejatelnost1--/proekt-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-arkticheskoj-zony-respubliki-saha-jakutija-na-period-do-2030-goda-

13 Оптоволокно на Чукотку могут протянуть на год раньше запланированного / портал НО «Фонд развития Чукотского АО». 22.11.2019. Режим доступа: https://invest-chukotka.ru/news/optovolokno-na-chukotku-mogut-protyanut-na-god-ranshe-zaplanirovannogo

14 Все морские порты Чукотки завершили навигацию / ИА Чукотка. 10.12.2020. Режим доступа: https://prochukotku.ru/20201210/12019.html#sthash.FEexGMGr.dpuf

15 Порт Тикси - новый арктический рубеж // Морские порты. 2019. №7. Режим доступа: http://www.morvesti.ru/ exclusive/81615/

обслуживания экспортно-импортных перевозок по реке Лена и Северному морскому

16

пути».

Реконструкция порта, которая обеспечит безопасный заход в порт морских судов с осадкой до 10 метров, позволит увеличить объем грузопереработки, в том числе грузов гражданских судов: каменного угля, пиломатериалов, генеральных грузов в большегрузных контейнерах, оборудования и снабженческого груза для арктических районов.

В навигацию 2020 года в морском порту Тикси и его морских терминалах было оформлено 522 судозахода из них в морском порту Тикси - 46, терминале Мыс Быкова -269, терминале Устье реки Яна - 109, терминале Зеленый мыс - 98.

Общий грузооборот морского порта Тикси включая морские терминалы составил 607 тыс 268 тонн (из них выгружено 276 тыс 517 тонн, погружено 89 тыс 595 тонн, транзитных грузов - 241 тыс 155 тонн).17 В 2018 году Общий грузооборот морского порта Тикси составил 302,8 тыс. тонн, а в 2019 году грузооборот составил 370 тыс. тонн.

На сегодняшний день правительство Якутии прорабатывается новый инвестиционный проект строительства глубоководного порта в селе Найба, проект включает в себя расширение границ порта Тикси. Предполагается, что новый терминал позволит обслуживать морские суда с осадкой более 10 метров. Прогнозируемый грузооборот порта Найба к 2032 году составит 18,3 млн тонн в год по базовому сценарию и 23,1 млн тонн в год - по интенсивному. Строительство порта станет стимулом для реализации перспективных проектов по добыче полезных ископаемых, так как Северный морской путь откроет для них более выгодную логистику. Проект послужит толчком для полномасштабного освоения Арктики, в частности организации новых производств, формирования оптимальной энергетической и транспортной инфраструктуры. 18

Все выше изложенное говорит о необходимости внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и средств в арктических районах. В Стратегии развития Республики Саха (Якутия) данный фактор определен как ключевое условие успешности освоения арктических территорий.

Базовый вариант развития телекоммуникационной инфраструктуры региона связывают с реализацией проектов по строительству ВОЛС, в том числе и с реализацией федерального проекта по прокладке подводной ВОЛС вдоль трассы Северного морского пути и далее по руслам арктических рек, что обеспечит районы Республики высокоскоростным доступом к сети Интернет и позволит создавать/развивать «умные» технологии, объединять в единую информационную систему различные отрасли хозяйства и управления, в том числе и «морской макрокомплекс», который определен как инновационное направление развития хозяйства Республики Саха (Якутия).

А, учитывая инцидент в Суэцком канале,19 на фоне роста морских перевозок, заставит мир задуматься о развитии альтернативных вариантов стратегических маршрутов и поставок и в том числе об использовании Северного морского пути. Это яркая иллюстрация того, что мир нуждается в совершенствовании системы глобального управления, включая такую важную сферу как мировая транспортная система.

Необходим системный подход в создании единого цифрового пространства транспортного комплекса на основе единых стандартов и правил взаимодействия. Цифровая среда должна решать конкретные задачи: координацию работающих в Арктической Зоне РФ участников для оптимизации их деятельности.

В ноябре 2020 года на выездном заседании Совета Федерации РФ, прошедшем в Мурманске, прозвучали конкретные предложения по цифровому развитию регионов Арктической зоны России. Среди них - создать в Арктике российскую сеть дата-центров, предоставить особые льготы ГГ-компаниям - резидентам Арктической зоны,

16 Стратегия социально-экономического развития арктической зоны республики Саха (Якутия) на период до 2035 года. Якутск, 2019. Режим доступа: https://arktika.sakha.gov.ru/dejatelnost1--/proekt-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-arkticheskoj-zony-respubliki-saha-jakutija-na-period-do-2030-goda-

17 Завершена навигация в морском порту Тикси / проект КОРАБЕЛ.РУ. 28.10.2020. Режим доступа: https://www.korabel.ru/news/comments/zavershena_navigaciya_v_morskom_portu_tiksi.html

18 В Якутии заявили, что глубоководный порт-хаб на севере региона нужен для освоения Арктики / ТАСС. 14.04. 2021. Режим доступа: https://tass.ru/v-strane/11141105

19

Имеется ввиду контейнеровоз Evergiven, перекрывший проход в Суэцком канале в марте 2021 года.

сформировать единую цифровую платформу по развитию туризма в Заполярье, к 2030 году полностью устранить в северных регионах цифровое неравенство и т.д.

Цифровизация Арктики может стать экономически выгодным проектом и дать возможность улучшить качество жизни, может обеспечить жителей Арктики работой, что позволит уменьшить отток населения из региона. И именно эти факторы имеют немаловажное значение для развития Северного морского пути как глобального транспортного коридора.

Генеральный директор компании «МегаФон» Геворк Вермишян уверен, что на данный момент цифровизация в Арктике — это «миф и розовые мечты: пока не будет базовой сетевой инфраструктуры, «летать» ни один цифровой проект не будет». Это уже доказано в других регионах. Зато, как только инфраструктура создается, начинается быстрое освоение пользователями возможностей цифры.20

Считая цифровизацию главным способом улучшить социально-экономические условия в российской Арктике и на фоне всех разговоров о цифровизации, в апреле 2021 года Правительство утверждает государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» на 2021-2024 годы, где мы можем увидеть только один пункт цифровой повестки: «распространение на акватории Северного рыбохозяйственного бассейна положительно зарекомендовавшего себя в Дальневосточном федеральном округе опыта по формированию и распределению рыбоводных участков с использованием современных цифровых технологий».21

Внедрение цифры в деятельность морских портов сложный процесс, зависимость от цифровизации несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты.

Цифровые технологии в порту позволяют повышать объемы и эффективность грузооборота; сокращать время пребывания судна на стоянке; принимать большее количество судов; оптимизировать транспортные маршруты и др. Все эти процессы включают не только техническую автоматизацию, но и использование систем электронного документооборота, безбумажная технология упрощает/ускоряет взаимодействие порта с субъектами транспорта перенося в электронный формат полные цепочки документов. В феврале 2021 г. Евразийский межправительственный совет утвердил Концепцию развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств ЕАЭС, согласно которой «применение в морских пунктах пропуска цифровых технологий способствует дальнейшему развитию мультимодальных перевозок, создает новые возможности для транспортных систем государств-членов по интеграции в

мировую транспортную систему, а также реализации и развитию транзитного

22

потенциала»

С арктическими регионами все неоднозначно, только в 2019 году был начат проект по модернизация системы электронного документооборота ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики», целью которой является повышение эффективности работы сотрудников «АМП Западной Арктики» за счет прозрачности процесса согласования документов, уменьшения времени и трудозатрат на подготовку и поиск необходимых документов и улучшения контроля исполнительской дисциплины, а также улучшение производительности самой СЭД.23

В 2020 году Минтранс России/Росморречфлот/ФГУП «Росморпорт» приступили к реализации проекта «Полярный Экспресс» по строительству подводной трансарктической ВОЛС по маршруту Мурманск - Владивосток с точками выхода по трассе Северного морского пути (СМП).24 Практические работы начнутся в конце мая-июня 2021 года, о чем заявил замглавы Минтранса РФ Александр Пошивай, который также отметил, что «данная линия связи обеспечивает надежными и высокоскоростными

20 Русская Арктика: цифровая экономика где-то рядом / РБК СПб. Режим доступа: https://spbspecials.rbc.ru/digital-arctic

21 В госпрограмму развития Арктики вошёл лишь один «цифровой» пункт / портал Экспертный центр электронного государства. 05.04.2021. Режим доступа: https://d-russia.ru/v-gosprogrammu-razvitija-arktiki-voshjol-lish-odin-cifrovoj-punkt.html

22 Решение Евразийского межправительственного совета от 5 февраля 2021 г. N° 1 «О Концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов Евразийского экономического союза» [Электронный документ]. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/21ms0001/

23 «АМП Западной Арктики» модернизирует систему электронного документооборота. Режим доступа: https://arppsoft.ru/news/members/9540/

24 Проект строительства трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск - Владивосток. Режим доступа: https://www.marsat.ru/polarexpress_project_description

каналами связи и передачи данных в портовую инфраструктуру Арктики, на трассе СМП и в ДФО, способствуя тем самым цифровой трансформации отрасли водного транспорта».25 Но, вот только к портам Восточной Арктики эта линия по проекту подойдёт очень не скоро....Тикси-2025, Певек-2026, Анадырь-2026.26

Компьютеризация логистических операций в портах Восточной Арктике, как наиболее уязвимом регионе в темпах развития, позволит повысить их конкурентоспособность и увеличить оборот грузов, как основного фактора, способствующего экономическому развитию региона. Разработка единой компьютеризированной системы для портов Восточной Арктики сделает обмен документацией максимально эффективным, сократит объем данных и, в конечном итоге, улучшение всего процесса мониторинга операции до ее завершения. Компьютеризация коммуникаций между всеми участниками в портах будет способствовать портовой интеграции, а также взаимодействию между портами, формируя таким образом логистические коридоры, что. В свою очередь, приведет к экономии ресурсов и повышению доступности портов Восточной Арктики.

Нельзя не отметить и негативную составляющую внедрения цифровых технологий. Во-первых, автоматизация бизнес-процессов приведет к сокращению рабочих мест, что крайне чувствительно для арктических регионов. Во-вторых, «технические сбои оборудования», что может усугубляться географическими и климатическими особенностями региона. И в-третьих, внедрение «цифры» сопряжено с рисками кибератак, которым могут быть подвержены не только портовые объекты, но и суда, буровые установки в море, навигационные системы, спутниковые каналы связи и

27

проч.

Полагаем, что минимизировать риски можно за счет преобразования разрозненных IT систем региона в единую систему с единым интерфейсом управления. Это позволит избежать риски ложных доступов в системы, а также улучшить доступность портов за счет уменьшения количества потенциальных ошибок и изменения характера процедуры доступа с «превентивной» на «защищенную».

Оптимизация процедур портовой логистики позволит не только сократить время, необходимое для регулярного контроля запросов, но и контролировать обрабатываемые запросы в реальном времени параллельно с традиционными способами бумажного (дублирующего) протоколирования. Сохранение дублирующего протокола обеспечит большую защищенность цифрового документооборота, что в целом позволит достичь общего улучшения доступности порта и транзита транспортных средств и товаров и минимизирует затраты, особенно с учетом уровня развития Восточной арктической портовой инфраструктуры.

Пристатейный библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении прилагаемого плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 г.» от 21 декабря 2019 г. № 3120-р // СПС Консультант

2. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г.» от 13.02.2019 г. №207-р // СПС Консультант

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Стратегия социально-экономического развития арктической зоны республики Саха (Якутия) на период до 2035 года. Якутск, 2019. Режим доступа: https://arktika.sakha.gov.ru/deiatelnost1--/proekt-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia-arkticheskoi-zony-respubliki-saha-iakutiia-na-period-do-2030-goda-

4. Цифровизация морских портов // Морские порты. 2020. №4. Режим доступа: http: //www. morvesti.ru/analitika/1688/85857/

5. КПС «Портал Морской порт»: от слов к делу. / ИАО Таможенные новости. «CustomsExpert.ru». Режим доступа: https://customsexpert.ru/articles/kps-portal-morskoy-port-ot.htm

6. Цифровые технологии причалили в Ростовском порту / Бакеев А., Стуров И. // Эксперт Юг. 01.07. 2019. Режим доступа: https://expert.ru/south/2019/07/tsifrovyie-tehnologii-prichalili--v-rostovskom-portu/

7. Андрей Турчак: Необходимо устранить цифровое неравенство в Арктической зоне / ИА «Би-порт». 11.11.2020. Режим доступа: https://b-port. com/news/246384

25 Прокладка подводной оптоволоконной линии связи в Арктике начнется в мае - июне. Режим доступа: https://tass.ru/v-strane/11194529

26 Проект строительства трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск - Владивосток / ФГУП «Морсвязьспутник». Режим доступа: https://www.marsat.ru/polarexpress project description

27 С 2011 г. по 2013 г. порт Антверпена был жертвой тщательно продуманной и изощренной кибератаки. Злоумышленники удаленно ставили отметки в портовой системе учета грузов о прохождении конкретными контейнерами всех таможенных процедур и досмотров, а далее получали нужный груз. В июне 2017 года последствия кибератаки на компанию Maersk принесли убытки около $250-300 млн.

8. В России стартует проект строительства трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск - Владивосток / официальный сайт. Росморречфлот. 18.11.2020. Режим доступа: http://morflot.gov.ru/news/lenta/n4960.html

9. Грядет цифровизация Севморпути // Морские вести России. 08.04.2021 // http://www.morvesti.ru/exclusive/89076/

10. «Газпром нефть» внедрила первую в мире цифровую систему управления логистикой в Арктике / сайт ПАО «Газпром нефть». 09.04219. Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/gazprom-neft-vnedrila-pervuyu-v-mire-tsifrovuyu-sistemu-upravleniya-logistikoy-v-arktike/

11. Оптоволокно на Чукотку могут протянуть на год раньше запланированного / портал НО «Фонд развития Чукотского АО». 22.11.2019. Режим доступа: https://invest-chukotka.ru/news/optovolokno-na-chukotku-mogut-protyanut-na-god-ranshe-zaplanirovannogo

12. Все морские порты Чукотки завершили навигацию / ИА Чукотка. 10.12.2020. Режим доступа: https://prochukotku.ru/20201210/12019.ММ# sthash.FEexGMGr. dpuf.

13. Порт Тикси - новый арктический рубеж // Морские порты. 2019. N7. Режим доступа: http://www.morvesti.ru/exclusive/81615/

14. Завершена навигация в морском порту Тикси / проект КОРАБЕЛ.РУ. 28.10.2020. Режим доступа: https://www.korabel.ru/news/comments/zavershena_navigaciya_v_morskom_portu_tiksi.html

15. В Якутии заявили, что глубоководный порт-хаб на севере региона нужен для освоения Арктики / ТАСС. 14.04. 2021. Режим доступа: https://tass.ru/v-strane/11141105

16. Русская Арктика: цифровая экономика где-то рядом / РБК СПб. Режим доступа: https://spbspecials.rbc .ru/digital-arctic

17. В госпрограмму развития Арктики вошёл лишь один «цифровой» пункт / портал Экспертный центр электронного государства. 05.04.2021. Режим доступа: https://d-russia.ru/v-gosprogrammu-razvitija-arktiki-voshjol-lish-odin-cifrovoj-punkt.html

Для цитирования: Цветкова Ю.С. Обзор случаев кораблекрушений пассажирских судов в полярных регионах // Океанский менеджмент. 2021. № 1(10). С. 59 - 61.

Цветкова Ю.С.

Ведущий юрист Агентства морского права (Санкт-Петербург);

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, Кафедра Международного и морского права, старший преподаватель

ОБЗОР СЛУЧАЕВ КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ В

ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНАХ

Аннотация: на фоне роста туристического интереса к полярным регионам немаловажным представляется вопрос обеспечения безопасности круизного судоходства в Арктике и Антарктике. В статье автор анализирует случаи происшествий с пассажирскими судами в полярных районах и причины, по которым они произошли.

Ключевые слова: Арктика, Антарктика, полярный туризм, круизное судоходство

OVERVIEW OF SHIPWRECKS OF PASSENGER SHIPS IN THE POLAR REGIONS

Abstract. Against the background of growing tourist interest in the polar regions, the issue of ensuring the safety of cruise shipping in the Arctic and Antarctic is of no small importance. In the article, the author analyzes the cases of accidents with passenger ships in the polar regions and the reasons for which they were. Keywords. Arctic, Antarctic, polar tourism, cruise shipping

Организация туризма связана не только с разработкой маршрутов, но и с вопросами инфраструктуры, безопасности, оказания медицинской помощи. Оснащение судоходных маршрутов средствами обеспечения безопасности - ключевая задача обеспечения безопасности судоходства.28

Произошедший в 2019 году инцидент с норвежским круизным лайнером Viking Sky выдвинул на передний план опасность, связанную с массовым арктическим туризмом.

Судно шло из норвежского города Тромсё по направлению в порт Ставангер, и попало в сильнейший шторм на фоне отказа четырех двигателей. По мнению экспертов, если бы данное происшествие случилось бы в отдаленной части Арктики, то, учитывая

28 Скаридов А.С. Правовой режим Берингова пролива и безопасность мореплавания // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 4. С. 150-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.