ТРЕНДЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРМАНЕНТНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Чеглов Вячеслав Петрович,
доктор экономических наук, доцент кафедры торговой политики, РЭУ им. Г.В. Плеханова; 117997,
г. Москва, Стремянный пер., 36
Столярова Алла Николаевна,
доктор экономических наук, профессор кафедры товароведения, Государственный социальногуманитарный университет; 140410, Московская область, г. Коломна, Зеленая улица, 30 [email protected]
Настоящая статья посвящена анализу трансформационных процессов, происходящих в мировой розничной торговле уже более пятидесяти лет и стартовавших в России около двадцати лет назад. Обобщены произошедшие в мировой торговле изменения. Показано влияние кризисных явлений в мировой экономике на формы торговых объединений. Подробно рассмотрены тренды и особенности трансформации торговой инфраструктуры в современной России в условиях серьезного технологического отставания и перманентного экономического кризиса. Выявлены и обоснованы драйверы системообразования в розничной торговле страны в условиях дальнейшей стагнации экономики. Описаны направления встраивания малого и среднего бизнеса в изменившуюся социально-экономическую реальность. Сделан вывод о несостоятельности саморегулирования в торговле в условиях инвестиционного развития, когда субъекты рынка оказываются в неравных условиях доступа к свободным денежным средствам. Обоснована необходимость вмешательства государства в процессы интеграции и консолидации торговли.
Ключевые слова: розничная торговля; тренды развития; экономические кризисы; розничные торговые сети; малый бизнес.
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с 60—70-х годов ХХ века в мире происходят глубокие трансформационные процессы в политике и экономике. На глазах практически одного поколения изменилась сама парадигма развития близкой всем нам сферы торговли [1]. Стали привычными типы торговых объектов, технологически более адаптированные к вола-тильности рынка, возможностям и потребностям производства и покупателей: дискаунтер, гипер-маркет, супермаркет, саьЬ&оаггу, магазин «У дома», магазин-салон, бутик. Привычные универмаги превратились в торгово-развлека-тельные центры. Развитие последних сформировало рынок стандартной и, в то же время, гибкой торговой недвижимости, который позволяет отдельным торговым
организациям проводить территориальную экспансию безотносительно состояния и доступности уличной торговой инфраструктуры, облегчает процедуру открытия каждого нового объекта и формирования трафика.
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Глобализация экономики, стирание территориальных границ и углубление международного разделения труда, формирование финансового рынка, расширение и углубление товарного предложения — все эти процессы вкупе с развитием информационных технологий меняют характер происходящей в торговой сфере интеграции. По всему миру во второй половине ХХ века стали появляться розничные торговые сети, а наиболее крупные из них успели
трансформироваться в группы или системы организаций и предприятий (Wal-Mart, Aldi, Auchan, Metro, Tesco, Carrefour и др.) [2]. То есть структуры, построенные уже на принципах технологической или хозяйственной зависимости участников, получения синергии развития и так называемой «рыночной силы» (существенных конкурентных преимуществ от сложения возможностей и ресурсов) [3].
Торгово-эакупочные союзы, образованные задолго до этого мелкими предпринимателями во всех экономически развитых странах, трансформировались в не менее сложные интегрированные системы, в которых владельцы предприятий стали одновременно акционерами, утратили независимость, потеряли в хозяйственной
самостоятельности, но приобрели синергию от централизации инвестиций. В сегменте оптовой торговли появились дистрибуторы и специализированные логистические компании.
Начинают складываться неравные условия доступа торговых организаций к недвижимости и свободным средствам на финансовом рынке, формируется институт стратегического инвестора. Сетевые магазины постепенно становятся структурными единицами больших систем с той или иной степенью хозяйственной зависимости, централизацией управления и ресурсов. В новых объединениях какое-то время закупки товаров проводятся магазинами самостоятельно, но договора поставки заключаются на компанию в целом, постепенно объемы товародвижения переводятся на централизованные склады, которые трансформируются в распределительные центры, обеспечивая подсортировку товаров и их поставку в объеме и структуре потребности сетевого объекта. Создается система внутрисистемного отпуска, которая в той или иной мере выключает из цепи товародвижения оптовую торговлю. Неслучайно экономисты отмечают и отслеживают перерождение цепей поставок: регулируемые ранее крупными производителям и (producerdriven commodity chains) они становятся управляемыми розничными торговыми системами (buyerdriven commodity chains), производители теряют рыночную власть и обращаются за помощью к государственной надстройке [4].
Все эти процессы повторяются сегодня в нашей стране на фоне перманентных экономических кризисов. Мы воспринимаем зарубежный опыт и у нас на рубеже века возникли и активно развива-
ются розничные торговые сети — аналоги: «Магнит» (Aldi, Германия), «Пятерочка», «Дикси» (Lidle, Германия), «Перекресток» (Carrefour, Франция). Но вот всегда ли мы грамотно и взвешенно реализуем этот мировой опыт в наших, во многом специфических социально-экономических условиях, с очень большим территориальным разбросом в привычках и менталитете населения? Зададимся вопросом, насколько тренды развития торговой инфраструктуры в сфере розничной торговли соответствуют мировым сценариям? Какие особенности их отличают? Как на эти процессы влияют сложившиеся экономические условия?
В настоящей статье мы ставим задачу исследовать, как текущий перманентный экономический кризис влияет на интеграционные процессы и консолидацию собственности в отечественной торговле, насколько они соответствуют мировым трендам, подтвердить или опровергнуть предположение о значительном отставании в развитии, определить особенности и тренды трансформации внутренней торговли за последнее десятилетие. Наконец, выявить вектор влияния экономических потрясений, сотрясавших Россию последние годы и перешедших в стадию рецессии.
2. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНЫХ
ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
НА СИСТЕМООБРАЗОВАНИЕ
В ТОРГОВЛЕ
Обобщение происходящих в мировой торговле трансформационных изменений, их выстраивание в хронологической последовательности позволяет характеризовать этот процесс как поступательный, имеющий спиралеобразный характер: При этом просматрива-
ются закономерности: эволюционные периоды сменяются качественными изменениями на основе разработки и внедрения инновационных технологий или решений.
Появляются новые организационные формы, видоизменяются уже имеющиеся, каждый качественный скачок продолжается эволюцией организационных форм, участники рынка массово перенимают инновации, копируют их, формируя тем самым условия для нового качественного скачка. Наложение на этот процесс периодизации происходивших в экономике кризисных явлений позволяет утверждать, что кризисные явления в экономике выступают своеобразным катализатором систе-мообразования в торговле, создают условия и активизируют передел собственности [5].
Развитие торговли в России в целом соответствует мировым трендам — как в части синхронизации кризисов, так и в части форм организации торговой деятельности. Сегодня развиваются розничные торговые сети, правда, процесс сетевизации стартовал только в конце 90-х годов ХХ века, а значит с отставанием около 40 лет и в несколько иных экономических условиях. Однако, что с трендами развития розничных торговых сетей сегодня?
Рассмотрим условия трансформации торговли в России в последнее десятилетие. Поскольку развитие торговли всегда было напрямую связано с доходами населения, обратимся к сложившемуся тренду. Из него следует, что с 2014 года в стране происходит непрерывное падение реальных доходов населения [6]. И если в 2014 году оно было не столь заметно (99,5% к предыдущему году), то в 2015 — 95,9, в 2016 году - 94,4%. Лишь
в 2016 году темпы снижения замедлились и составили 98,3%. Тем не менее, вектор остается отрицательным.
Приведенные данные позволяют говорить о том,что экономика страны не просто не вышла из мирового экономического кризиса 2008 года, но впала в затянувшуюся стагнацию. И можно проследить лишь некоторые признаки улучшения ситуации. Так, реальные располагаемые денежные доходы населения в 1-м полугодии 2018 года выросли на 2,2%, но по завершении чемпионата мира по футболу, в августе прошедшего года, снова показали тренд на снижение по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (минус 0,9% по данным Росстата).
Некоторое периодическое оживление потребительского рынка сохраняется, но не влияет на сложившуюся ситуацию. Так, оборот розничной торговли в РФ в январе-сентябре 2018 года вырос на 2,6% в сопоставимых ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В августе текущего года оборот ритейла подрос на 2,8% год к году, в сентябре — на 2,2%. Но если принять во внимание, что по данным Центробанка общий объем рублевых депозитов в сентябре сократился на 1,2%, то становится понятно — розничный товарооборот подпитывают сбережения покупателей, далеко не безграничные.
Анализ цепных темпов роста розничного оборота показывает сокращение его объемов в сентябре на 1,1%, тогда как в августе наблюдался рост на 3,6%. Вопреки традиционному периоду осеннего оживления торговли, рост розничного товарооборота в октябре оказался одним из самых слабых в 2018 году (+1,9% к предыдуще-
му году). Можно констатировать, что по итогам третьего квартала 2018 года рост оборота розничной торговли сравнялся с накопленной за 10 месяцев инфляцией и в реальном выражении показал нулевой рост. При этом рынок скорее жив, поскольку несколько оживился сегмент непродовольственной торговли: в структуре оборота розничной торговли в сентябре удельный вес продуктов питания, включая напитки и табачные изделия, составил 46,7%, доля непродовольственных товаров — 53,3% (в сентябре прошлого года — 48,1 и 51,9% соответственно).
3. СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЕЦЕССИИ
Завершившийся 2018 год позволяет говорить о формировании выраженных трендов трансформации торговой сферы России, прежде всего — усиления процессов ее интеграции и консолидации, передела рынка в пользу крупных субъектов рынка, способных привлекать инвестиции и использовать системную синергию. Продолжается структурный сдвиг в сторону так называемой
50 40 30 20 10 0
2009
организованной торговли, доля которой в сентябре увеличилась до 93,9% (с 93,1% годом ранее), напротив, доля розничных рынков и ярмарок снизилась с 6,9 до 6,1%. На этом фоне нельзя не отметить тенденции ускоренного развития крупных розничных торговых сетей, представляющих собой сегодня корпоративные торговые объединения/группы или системы организаций и предприятий.
Такие образования безусловно не являются субъектами малого и среднего бизнеса, поскольку сопоставимы с гигантами производственного или финансового секторов экономики.Так, в начале 2018 года торговая система X5 Retail Group достигла консолидированного оборота в1 295 млрд руб. (прирост за год составил 25,5%), торговая система «Магнит» — 1 143 млрд руб. (прирост — 6%). Для сравнения, оборот банковской группы ВТБ составил 1 330 млрд руб. (прирост 1%), группа компаний «Сургутнефтегаз» — 1 156 млрд руб. (прирост — 15%) [7]. И именно эти субъекты торговли развиваются намного быстрее всех остальных (рис. 1), что позволяет говорить о постепенном захвате и дележе потребительского
лШШы
2011 2013 2015 2017 2018
□ Продажа товаров на розничных рынках
□ Организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства
□ Субъекты среднего предпринимательства
□ Малые предприятия
□ Микропредприятия
□ Индивидуальные предприниматели вне рынка
Рис. 1. Изменение структуры оборота розничной торговли РФ в 2009-18 гг., %
I
рынка системообразующими участниками.
Особенностью современного этапа трансформационных изменений в торговле является территориальная экспансия в регионы страны крупных розничных торговых сетей, получивших доступ к инвестиционным ресурсам внутри и извне страны. Следует отметить основательность подхода: эти сети продвигают в регионы собственную оптово-распределитель-ную инфраструктуру, осуществляют проникновение в сферу производства, встраивают местных производителей в сферу своих интересов. Становятся системообразующими для страны в целом, и регионов [8].
Так, в этом году сеть «Пятерочка» вышла в Томскую область, предварительно открыв распределительный центр в Новосибирске и создав пул из 17 местных поставщиков, покрывающих до 20% товарных закупок. При этом для обеспечения магазинов в новом регионе федеральные торговые сети привлекают производителей из этого и соседних регионов, что снижает логистические затраты и придает ассортименту территориальные отличия. Параллельным курсом движется группа компаний «Магнит», генерирующая сегодня на рынке Сибири до 3% оборота продовольственных товаров, при планах в среднесрочной перспективе довести ее до 14%.
Важной особенностью территориальной экспансии сегодня следует определить стратегию приобретения прав аренды торговых объектов у региональных и межрегиональных торговых сетей (при том,что несколько лет назад реализовывалась прямо противоположная стратегия покупки торговых объектов целиком). Например, Х5 Retail Group в 2018 году
на этих условиях приобрела башкирскую торговую сеть «Полушка» (99 магазинов). Границы территориальной экспансии федеральных розничных торговых сетей мы определяем муниципальными и сельскими образованиями с населением ниже 5 000 человек (примерно 1 500 семей с месячным бюджетом в 8—12 тысяч рублей на продукты питания), с наличием транспортной инфраструктуры.
Альтернативным направлением развития системообразующих компаний становится достижение максимально возможной концентрации в уже освоенных регионах и городах с более высоким уровнем доходов населения. Эта стратегия базируется на повышении пропускной способности собственной оптово-распределитель-ной инфраструктуры. Не случайно, группа компаний X5 Retail Group в 2018 году открыла первый РЦ в Уфе (где давно представлена), а торговая система «Магнит» запустила РЦ в Астрахани и планирует в 2018—19 гг. открыть восемь распределительных центров в уже освоенных регионах России.
Такой сценарий развития позволяет федеральным торговым сетям активно реализовывать программу по доведению своей доли в мегаполисах до максимально разрешенного ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» значения в 25%. Показательно, что сразу после того, как Росстат показал снижение доли компании в Петербурге до 23,85%, Х5 Retail Group активизировала поиск локаций для дополнительного размещения до 50 магазинов формата диска-унтер и/или 10-ти магазинов формата супермаркет.
4. ОЛИГОПОЛИЯ В СФЕРЕ
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
КАК РЕЗУЛЬТАТ КРИЗИСНОГО
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Попробуем спрогнозировать ближайшее будущее в сфере розничной торговли. Для этого обратимся к продовольственному рынку Санкт-Петербурга, который можно назвать «родиной» российских розничных торговых сетей (здесь возникли сети «Пятерочка», «Дикси», «Лента», «Карусель, О'Кей и другие). Здесь мы уже видим проблески олигополи-стического будущего. По завершении 2018 года три федеральные торговые системы страны (X5 Retail Group, «Лента» и «О'Кей») консолидировали почти 50% розничного оборота продовольственных товаров, при том, что их рост в регионе за два последние года составил около 2,5%. Это не считая «Магнита», который прирос на полтора процента в годовом исчислении, и «Ашана» (2,5%).
В Московском регионе [9] мы также видим тенденцию консолидации торговой инфраструктуры, но с большим количеством участников (насчитывается более 80 торговых сетей). Но если обратиться к информации об открытии магазинов, то тренд налицо: в течение года открыто 484 магазина «Пятерочка» (плюс 24%), несмотря на то, что уже сегодня каждый пятый дискаунтер «Пятерочка» размещен в Москве и Подмосковье, 121 магазин группы «Магнит» (плюс 12%), 115 магазинов сети «Верный» (плюс 117%). Торговые сети «ДА», АВ Daily, «Билла», «Перекресток» «Азбука вкуса» также продемонстрировали заметный рост (соответственно, на 84%, 96, 30, 59, 23%). Направление на олигополию продовольственного рынка России иллюстрирует рисунок 2.
30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
Темп роста 2017г.
Темп роста 1-е полугодие Темп роста 3-й квартал 2018г. 2018г.
□ "'Магнит" E1X5 Retail Group □"Лента" ^Розничный оборот (продукты питания)
Рис. 2. Динамика роста крупных торговых систем на фоне оборота продуктов
питания
На этом фоне следует выделить формирующийся тренд, отражающий экспансию крупных региональных торговых сетей в мегаполисы, где выше платежеспособность населения. За последние два года в московский регион проникли и активно развиваются нижегородская сеть «СПАР Миддл— Волга» с концептом супермаркета EuroSpar (10 торговых объектов), томская сеть «Ярче»,челя-бинская сеть специализированных магазинов «Красное и белое». Все они пытаются не опоздать к идущему переделу рынка.
5. ДРАЙВЕРЫ СИСТЕМООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СТАГНАЦИИ ЭКОНОМИКИ Драйвером развития крупнейших федеральных торговых систем в 2018 году стала оптимизация ассортимента, выраженная в сокращении централизованной его части (ассортиментные позиции, представленные во всех торговых объектах и формирующие синергию закупки). Так, компания «Магнит» в 2018 году довела количество местных поставщиков до 80% контрагентов, а их долю в ассортименте до 45%. При этом уже достигнутые федеральными торговыми компаниями объемы закупки товаров централизованного ассортимента, наличие собственной высокотехнологичной инфраструктуры товародвижения и хранения товаров позволяют им развивать прямой импорт, доля которого в системе «Магнит» в 2018 году превысила 7% [10].
Группа компаний X5 Retail Group пошла еще дальше и начала формировать сеть закупочных офисов за рубежом, наращивая прямые поставки фруктов, овощей, морепродуктов, а также не-
продовольственных товаров сопутствующего и временного (¡пои() ассортимента. В 2017 году количество стран, с поставщиками которых Х5 работает напрямую, достигло 27, а общее количество контрагентов за полтора года приблизилось к 200. В процессе налаживания поставки еще из 6 стран — это Босния, Мексика, Намибия, Мадагаскар, Новая Зеландия и Иран. Все это позволило компании в категории «фрукты и ягоды» закупать напрямую у поставщиков уже почти 50% продукции.
Таким образом, федеральные торговые системы становятся субъектами оптового рынка, организуя перепродажу ввозимых и закупаемых на отечественном рынке товаров крупным и мелким оптом, используя имеющуюся инфраструктуру распределительных центров и гипермаркетов. Так, только за 3-й квартал 2018 года оптовые продажи группы компаний «Магнит» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 48,1% и составили 4,9 млрд рублей, а по итогам 9 месяцев года — на 69,6% (15,4 млрд против 9,1 млрд рублей годом ранее).
Не менее важным драйвером развития розничных торговых сетей на продовольственном сег-
менте рынка в России является развитие собственных торговых марок, позволяющих им интегрировать в систему средних и малых производителей, оптимизировать каналы товародвижения, перераспределять в свою пользу добавленную стоимость. При этом в целом по России темпы роста объемов продажи СТМ невелики и составляют примерно 1% в год, а доля СТМ в обороте достигает немногим более 5%, в то время как в Европе этот показатель колеблется около 40%. При этом количественно доля СТМ в ассортименте отечественных торговых сетей достигает 10%, что свидетельствует о том, что покупатели относятся к частной марке с некоторым недоверием, а существующие СТМ нацелены преимущественно на экономного покупателя.
О перспективах применения этого драйвера развития розничных торговых сетей говорит тот факт, что лишь каждый пятый покупатель отвергает СТМ. Основная проблема видится в том, что отечественные производители не готовы к высоким требованиям торговых сетей к качеству товаров и объемам, регулярному характеру поставок, необходимости перераспределения маржи в пользу торговых сетей. Накопленныйфе-деральными торговыми сетями
потенциал позволяет использовать этот драйвер лучше. Так, в группе компаний «Магнит» на 1 июля 2018 года СТМ составляли 9% или 716 позиций, в Ашане — доходит до 20%. В условиях продолжающейся рецессии именно применение стратегии развития СТМ обеспечит условия для вертикальной интеграции и преобразования розничных торговых сетей в торгово-промышленные системы, где ведущую роль будет играть торговый бизнес.
Столь бурное системообразова-ние в торговой сфере не может быть обеспечено за счет ввода в строй новых торговых площадей, который замедлился в условиях рецессии и экономических санкций, препятствующих притоку иностранных инвестиций и доступу девелоперов к относительно дешевым источникам заемных средств. Так, в III квартале 2018 года было открыто всего три торговых центра общей торговой площадью 91 тыс. кв. м, причем все за пределами московского региона. Отмечается обращение девелоперов к строительству торговых центров районного масштаба, реконцепции существующих торговых центров на формат аутлетов(распродажи производственных стоков) и развлекательную составляющую. Отсюда можно констатировать, что экспансия федеральных торговых сетей будет в ближайшие годы обеспечиваться за счет вытеснения не только малых торговых предприятий, но и ряда средних и крупных торговых организаций. Не случайно за последний год только в московском регионе прекратили свое существование полтора десятка сетей, в том числе «Седьмой Континент» (около 100 магазинов), «Оливье», «Я любимый» (куплены сетью
«Билла» немецкой группы Rewe). Ушла из Москвы межрегиональная сеть «Монетка» (74 магазина), петербургская сеть «7Я». Сокращаются торговые сети «Алые паруса» (на 40% за год), «Магнолия» (на 8%). Все высвобожденные локации разбираются федеральными или активно развивающимися межрегиональными торговыми сетями.
6.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ТОРГОВОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ «ПОЛЗУЧЕЙ» ОЛИГОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА Зададимся вопросом о том, как будет выживать малый и средний розничный бизнес в условиях оли-гополизации потребительского рынка. По нашему мнению, он сможет найти себя только в определенных его сегментах [11]. Прежде всего, в формате «Мини-маркет», в концепте торгового центра, то есть сдачи торговой площади в аренду мелким и средним торговым сетям.
Малый и средний торговый бизнес в сфере продовольственной торговли сохранится в сегменте фермерских товаров и «органик» продуктов. За последние три года освоение этого сегмента резко активизировалось: количество продуктовых магазинов, работающих в формате «здоровое питание» и «фермерские продукты» только в Москве выросло более чем в 3,5 раза, причем эти магазины формируют до 15% продовольственных магазинов стритри-тейла, хотя еще в 2015 году аналогичный показатель был в два раза меньше. Правда, не совсем правильно объединять магазины по продаже органического питания «ВкусВилл» (более 700 магазинов в мегаполисе), так и специализированные магазины «Мяс-
новъ» (200 торговых объектов), представляющие средний бизнес с претензией стать федеральными субъектами, а также мелкие организации, продающие фермерскую продукцию «Зорька и Милка» (21 магазин), LavkaLavka (5 магазинов). К тому же, это разные торговые концепты.
Нам представляется, что будущее малому и среднему бизнесу в торговой сфере обеспечит скорее концепт «органического питания» при условии контроля торговой компании за производством, а не просто сбыта произведенной фермерами продукции. О перспективах этого сегмента рынка говорит ускоренное развитие компании «ВкусВилл»,которая за год открыла 259 новых магазинов (что составило 57% роста), в месяц сегодня вводит 30—40 магазинов, что позволило ей в ряде районов Москвы составить конкуренцию с «Пятерочкой» и «Дикси» по плотности размещения (количеству магазинов на 10 000 жителей). Здесь важно, чтобы эта сеть сохранила специфику, поскольку при взятыхтемпах роста компания рискует сместиться в формат универсальной торговли («магазин у дома»).
А вот продажи фермерской продукции должны найти себя на прилавках магазинов крупных торговых сетей в концепте shop in shop. Рамки развития этого сегмента рынка будут ограничивать только возможности сельского хозяйства и предприятий-переработчиков, их способности к привлечению инвестиций.
Еще одно направление развития малого и среднего торгового бизнеса обеспечит формат «гастро-маркета», трансформирующий привычные сельскохозяйственные (так и не ставшие фермерскими) рынки в подобие торговых
центров с их фудкортами. Формат предполагает совместное размещение «под одной крышей», на условиях аренды, торговых рядов фермерской продукции, дополненных до универсального ассортимента магазинами мелкой розницы и сетевыми предприятиями общественного питания, работающими в средней ценовой категории (примеры — Центральный, Усачевский, Даниловский и другие рынки в Москве). Так, в 2017 году было открыто 11 таких объектов, в текущем году запущено еще 9. Общее их количество оценивается в 23, причем четыре их них принадлежат одной компании «Грэмм груп». В текущем году формат вышел за пределы Москвы: первый гастромаркет был открыт в Пятигорске, готовятся к открытию два объекта в Санкт-Петербурге (для сравнения, в Европе более 100 таких объектов). Вместе с тем, уже сегодня мы отмечаем отступление от заложенной концепции, когда вместо фермеров ряды с продукцией fresh занимают сети перекупщиков, а места заведений с демократичными ценами в ряде концептов замещают дорогие рестораны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя некоторые итоги, следует сказать, что происходящие в России процессы трансформации торговой сферы почти укладываются в канву мирового сценария, при этом объективно сложившееся в советский период отставание постепенно ликвидируется. Но имеются и значительные отличия, создающие угрозу структурных перекосов. Прежде всего, слишком быстрый рост отдельно взятых розничных торговых сетей, их трансформация в межотраслевые экономические системы на фоне отсутствия реального противовеса в виде организованного малого бизнеса и четкого понимания правительством происходящих процессов и последствий.
Чиновники до сих пор четко не определились, нужен им малый бизнес или нет. С одной стороны, разрабатываются государственные программы развития малого бизнеса, с другой стороны, в ряде сфер экономики осуществляются прямо противоположные шаги. И прежде всего такой сферой является торговля. Устраиваются погромы торговых объектов, в которых занят преимущественно малый бизнес, вводятся надуманные
ограничения в правила торговли, увеличиваются налоги и сборы. У государства так и не сформировались внятные принципы государственного регулирования торговой сферы. Так, только федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» правился за десять лет более 10 раз.
Надеяться на то, что рынок сможет сам себя регулировать в условиях непрерывного кризиса или стагнации экономики не следует. Да,наверное,саморегулирование в торговле уже и невозможно в эру инвестиционного развития экономики, когда субъекты рынка оказываются в неравных условиях доступа к свободным денежным средствам, да и самих этих средств становится все меньше. Государству необходимо немедленно и точечно вмешаться в происходящие в торговой сфере процессы интеграции и консолидации [12], но регулировать необходимо развитие федеральных торговых систем [13]. А малому и среднему торговому бизнесу не надо мешать и хотя бы «заморозить» условия его осуществления в среднесрочной перспективе.
ИСТОЧНИКИ
1. Чеглов В.П. Развитие торговой сферы России: интеграционные тенденции в условиях включения страны в мировое хозяйство // Российский экономический журнал. — 2018. — № 5. — С. 58—72.
2. Bekuviciute L., DierxA., IlzkovitzF. The Functioning of the Food Supply Chain and Its Effect on Food Prices in the European Union. — EC Occasional Papers, 2009.
3. Чеглов В.П., Повод М.С. Проблемы построения информационной платформы при формировании торговых сетей / В сборнике «Роль предпринимательства и торговли в эпоху неоиндустриального общества. — М., 2017. — С. 115—119.
4. Emerson R.M. Power-Dependence Relations // American Sociological Review. — 1962. — No 27. — Рр. 31—40.
5. Чеглов В.П. Регулирование интеграции торговли в России в условиях системной парадигмы развития // Экономика и предпринимательство. — 2017. № 9-1 (86). — С. 80—86.
6. Парамонова И.А., Рамазанов И.А., Урясьева Т.И. Продовольственная инфляция в России и пути ее преодоления / / Практический маркетинг. — № 6. — 2016. — C. 34—40.
7. Панасенко С.В., Красильникова Е.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П. Современные тренды развития рынков товаров и услуг // Бюллетень РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. — Вып. 2.
8. Русакович М.В., Столярова АН. Принципы разработки модели системы сбалансированного управления экономикой региона // Правозащитник. — 2016. — № 1. — С. 14.
9. ЗинчукГ.М., МакекадыроваАС., СтоляроваА.Н. Стратегические ориентиры развития Московской области на основе самоуправления и кооперации // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. — 2016.- № 2 (86). - С. 145-151.
10. Панасенко С.В., Красильникова Е.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П. Современные тренды развития рынков товаров и услуг // Бюллетень РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. — Вып. 1.
11. ЧегловВ.П., СтоляроваА.Н. Как встроить малый торговый бизнес в новую экономическую реальность // Российское предпринимательство. — 2018. — Том 19, № 11. — С. 3463—3479.
12. GereffiG., Humphrey J., Sturgeon T. The Governance of Global Value Chains // Review of International Political Economy. — 2005. - No. 12. - Pp. 78-104.
13. ЧегловВ.П., ЧегловА.В. О регулировании региональной экспансии интегрированных торговых систем // Торгово-экономический журнал. — 2016. — Т. 3. — № 2. — С. 131-146.
Trends and Features of Domestic Trade Development in Russia in the Context of a Permanent Economic Crisis Cheglov Vyacheslav Petrovich,
Doctor of Economics, Associate Professor of Trade Policy Department, Plekhanov Russian University of Economics; Stremyanny per. 36, Moscow, 117997, Russian Federation ([email protected])
Stolyarova Alla Nikolaevna,
Doctor of Economics, Professor of Commodity Science Department, State University of Humanities and Social Studies; Zelenaya str. 30, Moscow Region, Kolomna, 140410, Russian Federation([email protected])
This article is devoted to the analysis of the transformation processes occurring in the global retail trade for more than fifty years and started in Russia about twenty years ago. Summarized changes in world trade. The influence of crisis phenomena in the world economy on the forms of trade associations is shown. The trends and transformation features of the trade infrastructure in modern Russia in the context of a serious technological lag and a permanent economic crisis are considered in detail. Identified and justified drivers of system formation in the country's retail trade in the context of further economic stagnation. The directions of embedding small and medium businesses in the changed socio-economic reality are described. It is concluded that the insolvency of self-regulation in trade in the conditions of investment development, when market subjects are in unequal conditions of access to free funds, is made. The necessity of state intervention in the processes of integration and trade consolidation is substantiated.
Keywords: retail trade; trends of development; economic crises; retail chains; small business. REFERENCES
1. Cheglov, V.P. (2018) The development of the Russian trade sector: integration trends in the context of the country's inclusion
in the world economy. Russian economic journal, 2018, No. 5, pp. 58—72.
2. Bekuviciute, L.; Dierx, A.; Ilzkovitz, F. (2009) The Functioning of the Food Supply Chain and Its Effect on Food Prices in the
European Union. EC Occasional Papers, 2009.
3. Cheglov, V.P.; Povod, M.S. (2017) Problems of building an information platform in the formation of retail networks. In the
collection The role of entrepreneurship and trade in the era of neo-industrial society. Moscow, 2017, pp. 115—119.
4. Emerson, R.M. (1962) Power-Dependence Relations. American Sociological Review, 1962, No. 27, pp. 31—40.
5. Cheglov, V.P. (2017) Regulation of trade integration in Russia in the context of a systemic development paradigm. Economy
and entrepreneurship, 2017, No. 9, pp. 80—86.
6. Paramonova, I.A.; Ramazanov, I.A.; Uryasyeva, T.I. (2016) Food inflation in Russia and ways to overcome it. Practical
marketing, No. 6, 2016, pp. 34-40.
7. Panasenko, S.V.;, Krasilnikova, E.A.; Bazhenov, G.A.; Cheglov, V.P. (2018) Modern trends in the development of markets
for goods and services. Bulletin of G.V. Plekhanov REU, 2018, Vol. 2.
8. Rusakovich, M.V.; Stolyarova, A.N. (2016) Principles of developing a model of a balanced management system for a region's
economy. Human rights activist, 2016, No. 1, p. 14.
9. Zinchuk, G.M.; Makekadyrova, A.S.; Stolyarova, A.N. (2016) Strategic guidelines for the development of the Moscow
region on the basis of self-government and cooperation. Bulletin of G.V. Plekhanov Russian Economic University, 2016, No. 2, pp. 145-151.
10. Panasenko, S.V.; Krasilnikova, E.A.; Bazhenov, G.A.; Cheglov, V.P. (2018) Modern trends in the development of markets for goods and services. Bulletin of G.V. Plekhanov REU, 2018, vol. 1.
11. Cheglov, V.P.; Stolyarova, A.N. (2018) How to embed a small trading business in the new economic reality. Russian entrepreneurship, 2018, Vol. 19, No. 11, pp. 3463-3479.
12. Gereffi, G.; Humphrey, J.; Sturgeon T. (2005) The Governance of Global Value Chains. Review of International Political Economy, 2005, No. 12, pp. 78-104.
Cheglov, V.P.; Cheglov, A.V. (2016) On the regulation of regional expansion of integrated trading systems. Trade and Economic Journal, 2016, Vol. 3, No. 2, pp. 131-146.