ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.
SOCIAL SCIENCES.
2019. No. 4
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ECONOMIC SCIENCE
УДК 339.562 : 339.(166.82+378)
DOI 10.23683/0321-3056-2019-4-104-110
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ РОССИЙСКИХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЕТЕЙЛЕРОВ: ОПЫТ КОРПОРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТОРГОВОЙ СЕТИ «МАГНИТ»
© 2019 г. Н.Н. Евченко а, Р.М. Насыров а
а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
IMPORT SUBSTITUTION OF RUSSIAN FOOD RETAILERS: EXPERIENCE OF CORPORATE PRODUCTION OF TRADE NETWORK "MAGNET"
N.N. Yevchenko а, R.M. Nasyrov а
а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Евченко Наталья Николаевна -
доктор экономических наук, профессор,
кафедра мировой экономики
и международных отношений,
Южный федеральный университет,
ул. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия.
E-mail: [email protected]
Насыров Рустам Махсудович -аспирант,
кафедра мировой экономики
и международных отношений,
Южный федеральный университет,
ул. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия.
E-mail: [email protected]
Natalia N. Yevchenko -
Doctor of Economics, Professor,
Department of World Economy
and International Relations,
Southern Federal University,
Gorkogo St., 88, Rostov-on-Don, 344002, Russia.
E-mail: [email protected]
Rustam M. Nasyrov -Postgraduate,
Department of World Economy
and International Relations,
Southern Federal University,
Gorkogo St., 88, Rostov-on-Don, 344002, Russia.
E-mail: [email protected]
Санкционные ограничения и валютные скачки курса рубля 2014-2015 гг. оказали существенное влияние на объем и структуру импорта товаров в Россию. Рассматриваются проблемы импортозамещения крупных субъектов сектора оптово-розничной торговли России, анализируется процесс реализации стратегии импортозамещения одного из крупнейших российских ретейлеров, основанной на производстве импортозамеща-емой продукции под собственным брендом. Сделаны выводы о существенном снижении объема поставок импортной продукции в сеть, наличии программы производства товаров под собственными торговыми марками и потенциале для экспорта корпоративной продукции, подлежащем реализации.
Ключевые слова: импортозамещение, продовольственные товары, ретейлеры, субъекты внешней торговли, собственная торговая марка, экспорт, импорт, санкции.
Sanctions restrictions and currency surges of the ruble in 2014-2015 had a significant impact on the volume and structure of goods imported to Russia. The article considers the problems of import substitution of large wholesale and retail trade sectors of Russia and analyzes the process of implementation of the import substitution strategy of one of the largest Russian retailers, based on the production of import-substituted products under its own brand. It has been concluded that there are: a significant decrease in imported product volume, supplied to the network; the availability of a good production program under their own trademarks and export potential for corporate products which are planned to be sold in future.
ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2019. № 4
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4
Keywords: import substitution, food products, retailers, foreign trade entities, own trademark, exports, imports, sanctions.
Крупные геополитические и внешнеэкономические события оказывают существенное, порой достаточно пролонгированное воздействие на субъекты бизнеса национальных рынков вовлеченных государств, обусловливая смену их бизнес-стратегий.
Введение санкций зарубежными странами в отношении России и ответных мер Российской Федерацией (контрсанкций), затронувших в большей степени сельскохозяйственный сектор и вызвавших падение курса рубля по отношению к доллару США и евро, оказало радикальное влияние на стратегии многих крупных отечественных импортеров.
Экономические потери от санкций, связанные с запретами и/или ограничениями объемов внешнеторговых операций государств, достаточно полно представлены в экономической литературе. Значительное число исследований посвящено рассмотрению законодательного набора, а также предпринимательским и персональным уровням, особенностям применения внешнеторговых и финансово-экономических запретительных мер и санкций [1-4].
Существенное место в исследованиях занимают структурные последствия негативного влияния санкций и контрсанкций на экономику государства, расчет причиненного экономического ущерба [5-8].
Многие руководители российских министерств и ведомств, крупных бизнес-структур в работах и выступлениях оценивая санкции и их последствия [9-11], указывают во многом на положительные итоги изменения в объемах отечественного производства сельскохозяйственной продукции и пищевкусовых продуктов и товаров РФ [12-16].
Тем не менее при достаточно глубоком освещении новой экономической реальности на макро- и мезоуровнях управления РФ проблематика импортозамещения в стратегиях отечественных предприятий и организаций остается недостаточно исследованной.
Цель настоящей статьи - проанализировать стратегии импортозамещения крупной ретей-лерской отечественной сети «Магнит» путем организации производства ранее импортировавшихся товаров под собственными торговыми марками (СТМ).
Многие отечественные ученые считают, что в текущих санкционных условиях предприятия-
ми используются стратегии на замену импортеров, а не на развитие отечественного производства. Например, А.Г. Папцов указывает: «В условиях эмбарго зачастую приходится говорить не об импортозамещении за счет развития отечественного производства, а о замене одних импортеров другими. Поэтому, если мы хотим использовать эмбарго как положительный фактор развития агропромышленного производства, необходимо, с одной стороны, обеспечить приток инвестиций прежде всего за счет длинных кредитов, с другой - способствовать росту потребительского спроса на продукты питания» [17, с. 14].
Анализ пятилетней стратегии субъектов ключевого санкционного и антисанкционного продовольственного сектора, который вел ранее активную внешнеэкономическую деятельность, показывает, что их руководство задумалось о смене стратегии развития. В частности, многие крупные продовольственные ретейлеры РФ приняли решение о замене импортируемой продукции на отечественные аналоги. При этом большинство крупных торговых сетей пошло по пути создания СТМ с целью замещения импортных товаров. Технология производства и реализации товаров под СТМ формируется как при организации собственного производства, так и за счет использования производственного аутсорсинга на мощностях других предприятиях. Однако важно, что обязательным элементом данной стратегии выступает наличие и продвижение СТМ.
Почему же СТМ столь важны при смене стратегии в процессе импортозамещения, в чем ее качественное отличие от других стратегий развития предприятия?
В.П. Чеглов полагает, что СТМ позволяет идентифицировать принадлежность товара данному продавцу - розничной торговой сети посредством маркировки его своими ярлыками. Розничная сеть является владельцем торговой марки, берет на себя обязанности по созданию упаковки, ценообразованию, контролю качества, маркетингу и непосредственно распространению товара [18]. М.С. Оборин, А.В. Плотникова понимают под СТМ «товар, принадлежащий реализатору - торговой сети, в то время как оригинальная марка принадлежит производителю» [19, с. 38].
Обзор современных подходов к проблематике СТМ, их особенностям, преимуществам и
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
недостаткам приведен С.В. Лобовой и К.К. Илюшниковым. Авторы ссылаются на определение СТМ А.А. Есютина и Е.В. Карповой, которые считают, что «СТМ дает возможность отличать товар от других торговых предприятий, и, таким образом, происходит отделение СТМ от марок товаров других розничных продавцов» [20, с. 100-101]. Важно также определение, что «СТМ ретейлера - это продукт: а) маркированный визуальной и вербальной символикой ретейлера; б) производимый преимущественно по контрактному производству по спецификации ретейлера; в) находящийся в
2019. т. 4
собственности (распоряжении, владении и пользовании) ретейлера и контролируемый им; г) реализуемый непосредственно через магазины сети ретейлера; д) позволяющий идентифицировать и дифференцировать товарное предложение» [20, с. 100]. Таким образом, СТМ ретейлера имеет ряд особенностей использования.
Анализ показывает, что концепция СТМ активно развивается в отечественном ретейле, особенно в связи с текущей ситуацией на рынке импортируемых товаров. Крупные торговые сети в товарообороте имеют значительные объемы реализации товаров под СТМ (рисунок).
30,0
2 5,0 2_,0
250 ■ JL
20 0 ■ ■ ,б,о
Е11 l liiil ■■
iiS&Siissi fi 3 Ш. й S s ? «1 о S
** x ^ i ^ &
£ «л ^
Ce ta
Доля ТОП 10 ретейлеров РФ по реализации СТМ по отношению к их общему товарообороту, 2018, % [21] / Share of top 10 retailers of the Russian Federation by STM sales in relation to their total
turnover, 2018, % [21]
Как видим, продвижение СТМ наиболее представлено в ретейл-сетях «Дикси» и «Ашан». В «Ашане» каждый пятый проданный товар в России является СТМ. В «Пятерочке» и «Перекрестке» порядка тысячи позиций занимают товары собственного производства. В торговой сети «Лента» развиваются 13 собственных брендов. В «Магните» на 2018 г. насчитывалось порядка 600 позиций собственного производства [21].
Компания «Тандер», представляющая торговую сеть «Магнит», - одна из первых продовольственных компаний, начавшая процедуру импортозамещения. Так, в 2011 г. сеть «Магнит» запустила собственное производство овощей и зелени: в станице Пластуновской Красно-
дарского края начал работу один из самых больших в Восточной Европе тепличный комплекс «Зеленая линия». В общей сложности площадь теплиц составляет около 130 га, на которых выращиваются томаты, огурцы и зелень для магазинов торговой сети. В августе 2011 г. в теплице был собран первый урожай - 50 т овощей.
Для торговой сети 2014 г. ознаменовался значимыми событиями. Компания вошла в десятку крупнейших импортеров страны, по его объему сравнявшись с импортерами автомобилей и автозапчастей [22]. Другие продовольственные сети не показывали столь высокого результата. Однако последовавшие в 2014 г. события существенно повлияли на дальнейшую
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4
стратегию компании. Введение зарубежных санкций, падения курса рубля к доллару США, а также ответные меры России по ограничению импорта продовольствия заставили крупнейшего продовольственного импортера страны задуматься о замене импортных товаров собственной продукцией.
В рамках социологического исследования стратегии компании «Магнит» по импортоза-мещению и организации производства товаров под СТМ авторы опросили 15 директоров магазинов торговой сети, которые работали в своей должности в 2014 г. и работают по настоящее время.
Все респонденты отметили, что события 2014 г. (санкции зарубежных государств, ответные санкции России, падение курса рубля по отношению к доллару США) существенно повлияли на использование компанией стратегии снижения объемов закупок импортных товаров. А 80 % респондентов считают, что в данном случае в большей степени повлияли санкции зарубежных стран, при этом в период с 2014 по 2019 г. ассортимент импортируемых товаров снизился более чем на 50 %. Тем самым подтверждается гипотеза о чрезмерном воздействии санкционной политики и валютного курса доллара США к рублю РФ на оптовые закупки импортируемой продукции. Вероятно, платежеспособный спрос населения также сыграл определенную роль в данном процессе.
По мнению опрошенных сотрудников торговой сети, до событий 2014 г. в компании не наблюдалась выраженная стратегия импортоза-мещения. Этот процесс активизировался именно после введения санкций. По информации от ре-тейлера, в 2015 г. было подписано соглашение между руководством компании и властями Краснодарского края о создании промышленного парка под Краснодаром. В 2017 г. был построен самый большой в России завод по выращиванию грибов. За год продажа грибов в сети выросла более чем на 60 %. В 2018 г. «Магнит» стал первой торговой сетью в стране, которая открыла собственный индустриальный парк. Первым его резидентом стало предприятие «Кубанский комбинат хлебопродуктов», где выпускается 70 тыс. т продукции в год для магазинов сети в 65 регионах страны - популярные у покупателей мучные кондитерские, бараночно-сухарные и макаронные изделия.
При оценке эффективности процесса им-портозамещения мнения опрошенных раздели-
лись. Меньшая их часть считает, что стратегию компании по замещению импорта отечественной продукцией нельзя назвать полностью эффективной. Но большинство отмечает, что продукция отечественного производства вполне сравнима с аналогичными импортными товарами, а цена на нее ниже, чем на импортную. Почти все респонденты уверены, что выпускаемая собственная продукция компании может быть экспортирована в другие страны и торговая сеть «Магнит» имеет хороший экспортный потенциал, который важно реализовать в рамках национального проекта РФ «Международная кооперация и экспорт».
На уменьшение объемов продаж импортируемой продукции по товарным группам, по мнению респондентов, в наибольшей степени повлияло прекращение импортных поставок сыра и алкоголя. Однако большинство опрашиваемых при этом отметило, что импортные товары за пять лет все-таки в целом стали менее привлекательными по сравнению с отечественными продуктами, вероятно, при более высоких ценах на них.
Значительную скорость процесса замещения импорта отечественными товарами в компании отметило 80 % респондентов, что положительно характеризует процесс целеполагания и управления в компании. Однако о будущих проектах компании по собственному производству новых товаров, которые пока импортируются, не знает ни один из опрашиваемых сотрудников.
Тем не менее брендирование и внедрение СТМ «Магнитом» постоянно наращиваются: «В 2020 году в магазинах сети будет представлено 26 уникальных собственных брендов, включающих более 1000 товарных позиций. "Магнит" пересматривает портфель собственных торговых марок (СТМ) и создает принципиально новую семью брендов с учетом изменившихся предпочтений покупателей. На конец 2018 г. у "Магнита" было 69 собственных торговых марок. Новый портфель включает в себя 26 СТМ, в том числе кросскатегорийных - более 1 000 товарных позиций вместо 3 600 ранее. Компания сформирует предложение в трех ценовых сегментах: "эконом", "средний" и "премиум"» [22].
Отметим, что в данный момент в торговой сети «Магнит» под СТМ продаются крупы, чай, кофе, мука, молочная продукция, кондитерские изделия и прочие товары [22].
Тем самым в проведенном исследовании выявлена тенденция увеличения доли продаж про-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4
дукции, произведенной под СТМ в ретейлере «Магнит». Социологические опросы показывают, что 84 % потребителей регулярно покупают товары под СТМ. Следовательно, они не только выгодны ретейлерам, но и удобны покупателям.
Таким образом, крупные предприятия - субъекты российского рынка продовольственного ретейла - проводят импортозамещение и наращивают производство товаров под СТМ, реализуя их как важные элементы долгосрочной корпоративной стратегии в условиях санкций и антисанкций и скорректировав тем самым стратегию долгосрочного развития. Ее ключевым направлением выступает наращивание производства ранее импортировавшихся товаров. Это позволяет оценить стратегию импортозамещения субъектами рынка продовольственного ретейла РФ как вполне успешную. С другой стороны, в настоящее время в РФ отсутствует информация о наращивании экспорта товаров, производимых под СТМ при наличии значительного потенциала экспорта несырьевых товаров. Вероятно, необходимы дополнительные меры организационного и экономического характера по стимулированию экспорта продовольственных и иных товаров, производимых крупными отечественными и иностранными ретейлерами, которые функционируют на российском рынке.
Литература
1. Новоселова Л.Б. Китайский опыт преодоления международных санкций // Модернизация России: ключевые проблемы и решения : материалы XV Междунар. науч. конф. 18-19 декабря 2014 г. М., 2015. С. 381-385.
2. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве. М. : Проспект, 2015. 179 с.
3. Дораев М.Г. Экономические санкции в праве США, Европейского Союза и России. М. : Инфотро-пикМедиа, 2016. 216 с.
4. Заернюк В.М., Алавифар С. Оценка эффективности введения санкций: мировой опыт // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. Т. 8, № 42. С. 27-37.
5. Климова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 67-79.
6. Логинова И.В., Титаренко Б.А., Саяпин С.Н. Экономические санкции против России // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 47. С. 41-42.
7. Elliott K.A. Evidence on the Costs and Benefits of Economic Sanctions. Statement before the Subcommittee on Trade of the House Ways and Means Committee. October 23, 1997. URL: http://www.iie.com/sanctns.htm (дата обращения: 22.05.2018).
8. Garfield R., Devin J., Fausey J. The health impact of economic sanctions. URL: https:// www.ncbi. nlm.nih.gov /pubmed/10101382 (дата обращения: 13.11.2019).
9. «Вводим санкции, чтобы поговорить»: Лидеры ЕС о санкциях против РФ. URL: https:// www. rbc.ru/politics/29/08/2017/59a562ce9a7947cd6acbaf73 (дата обращения: 11.11.2019).
10. Голодец: введенные санкции помогают России оживить экономику // РИА «Новости». URL: https://ria.ru/economy/20150526/1066591720.html (дата обращения: 04.11.2019).
11. Греф: Сбербанк в полной мере ощущает влияние санкций. URL: http://vz.ru/news/2014/9/19/ 706448.html (дата обращения: 30.10.2019).
12. Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Низомов С.С. Обеспечение продовольственной безопасности региона в условиях импортозамещения // Теория и практика мировой науки. 2017. № 11. С. 17-23.
13. Кошелев В.М., Приёмко В.В. Санкции и контрсанкции: некоторые результаты для стран запада и России // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 12. С. 17-22.
14. Маханько Г.В., Волохатых А.С. Национальная продовольственная безопасность и продовольственная независимость России в условиях санкций // Политемат. сетевой электр. науч. журн. Кубанского государственного аграрного ун-та. 2016. № 116. С. 407-423.
15. Раджабов Р.Г., Иванова Н.В. Импортозаме-щение в аграрном секторе России // Вестн. Донского государственного аграрного ун-та. 2017. № 2-1 (24). С. 85-90.
16. Широкалова Г.С. Международные санкции как фактор развития АПК России // Вестн. Нижегородской правовой академии. 2014. № 2 (2). С. 34-38.
17. Папцов А.Г. Продовольственный рынок России в условиях антисанкций // Агропродовольствен-ная политика России. 2015. № 8 (44). С. 12-15.
18. Чеглов В.П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями. М. : Инфра-М, 2012. 224 с.
19. Оборин М.С., Плотникова А.В. Ассортиментная политика розничных торговых сетей - создание собственных торговых марок // Вестн. Удмуртского ун-та. Серия 2 : Экономика и право. 2013. Вып. 1. С. 38-42.
20. Лобова С.В., Илюшников К.К. Роль собственных торговых марок сетевых ретейлеров в развитии
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4
территории // Вестн. Алтайской академии экономики и права. 2014. № 6. С. 99-103.
21. Сколько товаров собственной торговой марки продают ретейлеры? URL: https://www.cfo-russia.ru/ issledovaniya/mdex.php?article=39486 (дата обращения: 19.10.2019).
22. «Магнит» будет развивать собственные торговые марки как бренды. URL: https://magnit-info.ru/press/news/detail.php?ID=28611378&sphrase_id =12799200 (дата обращения: 02.11.2019).
References
1. Novoselova L.B. [The Chinese Experience of Overcoming International Sanctions]. Modernizatsiya Rossii: klyuchevye problemy i resheniya [Modernization of Russia: Key Problems and Solutions]. Proceedings of the XV Intern. Scientific Conf. December 18-19, 2014. Moscow, 2015, pp. 381-385.
2. Keshner M.V. Ekonomicheskie sanktsii v sov-remennom mezhdunarodnom prave [Economic Sanctions in Modern International Law]. Moscow: Prospekt, 2015, 179 p.
3. Doraev M.G. Ekonomicheskie sanktsii v prave SShA, Evropeiskogo Soyuza i Rossii [Economic Sanctions in the Law of the United States, the European Union and Russia]. Moscow: InfotropikMedia, 2016, 216 p.
4. Zaernyuk V.M., Alavifar S. Otsenka effektivnosti vvedeniya sanktsii: mirovoi opyt [Assessment of the Effectiveness of Sanctions: Global Experience]. Fi-nansovaya analitika: problemy i resheniya. 2015, vol. 8, No. 42, pp. 27-37.
5. Klimova M., Sidorova E. Ekonomicheskie sanktsii i ikh vliyanie na khozyaistvennye svyazi Rossii s Evropeiskim soyuzom [Economic Sanctions and their Impact on Economic Relations between Russia and the European Union]. Voprosy ekonomiki. 2014, No. 12, pp. 67-79.
6. Loginova I.V., Titarenko B.A., Sayapin S.N. Ekonomicheskie sanktsii protiv Rossii [Economic Sanctions Against Russia]. Aktual'nye voprosy ekonomich-eskikh nauk. 2015, No. 47, pp. 41-42.
7. Elliott K.A. Evidence on the Costs and Benefits of Economic Sanctions. Statement before the Subcommittee on Trade of the House Ways and Means Committee. October 23, 1997. Available at: http:// www.iie.com/ sanctns.htm (accessed 22.05.2018).
8. Garfield R., Devin J., Fausey J. The health impact of economic sanctions. Available at: https:// www. ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10101382 (accessed 13.11.2019).
9. «Vvodim sanktsii, chtoby pogovorit'»: Lidery ES o sanktsiyakh protiv RF ["We introduce sanctions to
talk": EU leaders on sanctions against the Russian Federation]. Available at: https://www.rbc.ru/politics/29/08/ 2017/59a562ce9a7947cd6acbaf73 (accessed 11.11.2019).
10. Golodets: vvedennye sanktsii pomogayut Rossii ozhivit' ekonomiku [Introduced sanctions help Russia revive the economy]. RIA "Novosti". Available at: https:// ria.ru/economy/20150526/1066591720.html (accessed 04.11.2019).
11. Gref: Sberbank v polnoi mere oshchushchaet vliyanie sanktsii [Sberbank Fully Feels the Influence of Sanctions]. Available at: http://vz.ru/news/2014/9/19/ 706448.html (accessed 30.10.2019).
12. Gusmanov R.U., Stovba E.V., Nizomov S.S. Obespechenie prodovol'stvennoi bezopasnosti regiona v usloviyakh importozameshcheniya [Ensuring Food Security in the Region in the Context of Import Substitution]. Teoriya ipraktika mirovoi nauki. 2017, No. 11, pp. 17-23.
13. Koshelev V.M., Priemko V.V. Sanktsii i kontrsanktsii: nekotorye rezul'taty dlya stran zapada i Rossii [Sanctions and Counter-sanctions: Some Results for Western Countries and Russia]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii. 2015, No. 12, pp. 17-22.
14. Makhan'ko G.V., Volokhatykh A.S. Natsional'na-ya prodovol'stvennaya bezopasnost' i prodovol'stvennaya nezavisimost' Rossii v usloviyakh sanktsii [National Food Security and Food Independence of Russia Under Sanctions]. Politemat. setevoi elektr. nauch. zhurn. Ku-banskogo gos. agrarnogo un-ta. 2016, No. 116, pp. 407423.
15. Radzhabov R.G., Ivanova N.V. Importoza-meshchenie v agrarnom sektore Rossii [Import Substitution in the Agricultural Sector of Russia]. Vestn. Donskogo gos. agrarnogo un-ta. 2017, No. 2-1 (24), pp. 85-90.
16. Shirokalova G.S. Mezhdunarodnye sanktsii kak faktor razvitiya APK Rossii [International Sanctions as a Factor in the Development of Agribusiness in Russia]. Vestn. Nizhegorodskoi pravovoi akademii. 2014, No. 2 (2), pp. 34-38.
17. Paptsov A.G. Prodovol'stvennyi rynok Rossii v usloviyakh antisanktsii [The Food Market of Russia in the Conditions of Anti-sanction]. Agroprodovol'stvenna-yapolitika Rossii. 2015, No. 8 (44), pp. 12-15.
18. Cheglov V.P. Ekonomika i organizatsiya uprav-leniya roznichnymi torgovymi setyami [Economics and Organization of Retail Chain Management]. Moscow: Infra-M, 2012, 224 p.
19. Oborin M.S., Plotnikova A.V. Assortimentnaya politika roznichnykh torgovykh setei - sozdanie sobstvennykh torgovykh marok [Assortment Policy of Retail Chains - Creating their Own Brands]. Vestn. Ud-murtskogo un-ta. Seriya 2: Ekonomika i pravo. 2013, iss. 1, pp. 38-42.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 4
20. Lobova S.V., Ilyushnikov K.K. Rol' sobstven-nykh torgovykh marok setevykh reteilerov v razvitii ter-ritorii [The Role of Network Retailers' Own Brands in the Development of the Territory]. Vestn. Altaiskoi akad-emii ekonomiki iprava. 2014, No. 6, pp. 99-103.
21. Skol'ko tovarov sobstvennoi torgovoi marki pro-dayut reteilery? [How Many Branded Products do Retailers
Sell?]. Available at: https://www.cfo-russia.ru/ issledovani-ya/index.php?article=39486 (accessed 19.10.2019).
22. «Magnit» budet razvivat' sobstvennye torgovye marki kak brendy ["Magnet" will Develop its Own Trade Labels as Brands]. Available at: https://magnit-info.ru/ press/news/detail.php?ID=28611378&sphrase_id=12799 200 (accessed 02.11.2019).
Поступила в редакцию / Received 25 ноября 2019 г. / November 25, 2019