Научная статья на тему 'ТРЕНАЖЕРЫ ВЫХОДЯТ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-РАКЕТЧИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗВЕНА ДЛЯ ВМФ'

ТРЕНАЖЕРЫ ВЫХОДЯТ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-РАКЕТЧИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗВЕНА ДЛЯ ВМФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИК / СПЕЦИАЛИСТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗВЕНА / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / СТАРШИНА КОМАНДЫ / РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ / ПРИВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / TECHNICIAN / SPECIALIST OF MIDDLE PROFESSIONAL LEVEL / METHODICAL RECEPTION / PETTY OFFICER OF THE TEAM / ROCKET COMPLEX / COMPETENCE AND ACTIVITY APPROACH / MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES / TECHNICAL MEANS OF TRAINING / ACQUISITION OF KNOWLEDGE / TRAINING OF SKILLS AND SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычков Виталий Владимирович

На кафедре ракетного вооружения разработана методика подготовки техников и старшин команд ракетной боевой части подводных лодок на основе научных принципов и с использованием современных информационных технологий в процессе обучения курсантов СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бычков Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATORS COME TO THE FORE METHODOLOGY FOR TRAINING MID-LEVEL ROCKET SPECIALISTS FOR THE NAVY

The Department of Missile Weapons has developed a methodology for the training of technicians and petty officers of submarine missile combat teams on the basis of scientific principles and using modern information technologies in the process of training SSO cadets.

Текст научной работы на тему «ТРЕНАЖЕРЫ ВЫХОДЯТ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-РАКЕТЧИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗВЕНА ДЛЯ ВМФ»

НАУКА И МЕТОДИКА

В.В. БЫЧКОВ

V.V. BYCHKOV

ТРЕНАЖЕРЫ ВЫХОДЯТ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН

SIMULATORS COME TO THE FORE

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-РАКЕТЧИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗВЕНА ДЛЯ ВМФ

METHODOLOGY FOR TRAINING MID-LEVEL ROCKET SPECIALISTS FOR THE NAVY

Сведения об авторе. Бычков Виталий Владимирович - старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военно-морского института ВУНЦ ВМФ «ВМА», капитан 1 ранга запаса, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: vitaliy-bychkov204@mail. ru).

Аннотация. На кафедре ракетного вооружения разработана методика подготовки техников и старшин команд ракетной боевой части подводных лодок на основе научных принципов и с использованием современных информационных технологий в процессе обучения курсантов СПО.

Ключевые слова: техник, специалист среднего профессионального звена, методический прием, старшина команды, ракетный комплекс, компетентностно-деятельностный подход, современные информационные технологии, технические средства обучения, получение знаний, привитие умений и навыков.

Information about the author. Vitaly Bychkov - Senior Researcher of Research Laboratory, Naval Institute of VUNCS of VMA Navy, Captain of 1 Rank Reserve, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: vitaliy-bychkov204@mail. ru).

Summary. The Department of Missile Weapons has developed a methodology for the training of technicians and petty officers of submarine missile combat teams on the basis of scientific principles and using modern information technologies in the process of training SSO cadets.

Keywords: technician, specialist of middle professional level, methodical reception, petty officer of the team, rocket complex, competence and activity approach, modern information technologies, technical means of training, acquisition of knowledge, training of skills and skills.

Процесс подготовки старшин (техников) по ракетной специальности для современного Военно-морского флота (ВМФ) является одним из значимых вопросов современности, который должен базироваться на инновационных технологиях с использованием учебно-тренировочных средств (УТС).

Технические средства обучения (ТСО) и, в том числе, учебно-тренировочное оборудование (УТО), расположенное на кафедре ракетного вооружения подводных лодок

(РВ ПЛ) (УТО-40-2) (см. фото), являются уникальным инструментом, который создает обучаемым курсантам среду восприятия, познания, освоения, отработки и внимания.

Для преподавателя информационные технологии и технические средства обучения выступают, как средства и устройства, которые освобождают его от рутинной, нетворческой работы, а в некоторых случаях - и как приспособления, помогающие

в известной мере автоматизировать работу.

Активное использование УТС структурного подразделения ВМИ в сочетании с высоким методическим уровнем профессорско-преподавательского состава кафедры значительно повышает уровень подготовки профессионалов ракетной специальности среднего звена (контрактной службы).

Следовательно, подготовка специалистов-ракетчиков, эксплуатирующих современные ракетные

комплексы (РК), предполагает свое строительство на научных принципах, на высоком современном методическом уровне. При разработке методики использовались традиционно педагогические методы исследования, которые подразделяются на теоретические и эмпирические.

Хочется кратко напомнить, что к теоретическим методам исследования относятся: анализ педагогической литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; прак-тисимические методы (анализ процесса практической деятельности; хронометрия, метод независимых характеристик); анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация; аналогия;сравнение; построение гипотез; прогнозирование, проектирование, моделирование и др.

Без теоретических методов исследования не обойтись, так как они определяют проблему, формулируют гипотезу и оценивают собранные факты. Теоретические методы исследования связаны с изучением литературы, в частности: трудов классиков по вопросам человекознания; общих и специальных работ по педагогике; периодической психолого-педагогической печати; справочной педагогической литературы и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

При разработке методики учитывались и применялись эмпирические методы проведения: педагогических экспериментов; наблюдения, самонаблюдения, беседы и анкетирования; осуществления ранжирования и тестирования; педагогических консилиумов, экспертных оценок; индексирования, изучения, обобщения, а также при распространении массового и передового педагогического опыта и др.

После первичного формулирования гипотезы перейду к изложению разработанной методики исследования. Методика исследования подразумевает по-шаговость научного поиска повышения эффективности процесса обучения курсантов ВМИ. Причем развернутая во времени она дает возможность утверждать, что разработанная методика исследования на кафедре РВ ПЛ целенаправленно обеспечивает качественное получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого сделаны научные выводы.

Отмечу, что разработанная методика подготовки техников (старшин команд) ракетной боевой части подводной лодки на кафедре РВ ПЛ учитывает необходимые требования к методике подготовки среднего профессионального звена (СПЗ), как к конкретному способу по следующим направлениям:

- реалистичность;

- воспроизводимость;

- внятность;

- соответствие целям и задачам планируемого действия, обоснованность;

- результативность.

В первую очередь, методика подготовки специалистов среднего профессионального звена на кафедре РВ ПЛ предусматривает разработку системы формирования и поддержания компетенций обучаемых курсантов. Формирование модулей для выработки военно-профессиональных компетенций (ВПК 5.2) у курсантов по специальности «Эксплуатация и ремонт систем управления и стартового оборудования ракетного вооружения подводной лодки» представлено на структурной схеме.

Основными целями методики подготовки являются:

- выявление элементов системы формирования и поддержания компетенций у будущих техников ракетной боевой части (БЧ);

- разработка системы формирования и поддержания компетенций;

- разработка модели деятельности операторов ракетной боевой части на всех этапах эксплуатации составных частей ракетного комплекса (СЧ РК).

Разработанная методика кафедры РВ ПЛ подготовки специалистов среднего профессионального звена факультета СПО для эксплуатации и боевого примене ния ракетного вооружения подводных лодок, выполняющих функции операторов и механиков, на основе компетентностно-дея-тельностного подхода разбивает на ряд следующих последовательных этапов:

1 этап - этап изучения научных основ устройства и принципов действия, эксплуатации и боевого применения ракетного оружия (БП РО) на лекциях и групповых занятиях.

2 этап - этап тренировки курсантов на неработающей ап-

паратуре конкретного ракетного комплекса (подготовка к тренировочным действиям). Второй этап включает следующие обучающие элементы:

• проведение нескольких занятий с целью запоминания мест расположения органов управления и сигнализации на приборах боевого поста;

• показ обучаемым курсантам функционирования аппаратуры без введения отказов и неисправностей и без включения в процессе работы устройств и составных частей ракетного комплекса;

• изучение командных слов, докладов на боевых постах, отработка и производство их командирам (руководителю, преподавателю).

3 этап - этап тренировочных действий без имитации отказов, неисправностей и аварийных ситуаций. Третий этап включает следующие составляющие мероприятия подготовки специалистов-ракетчиков:

• отработку действий оператора боевого поста в соответствии

с требованием эксплуатационной документации ракетного комплекса;

• отработка правильности и четкости докладов руководителю (преподавателю) с боевых постов комплексного тренажера;

• отработка быстроты психофизической реакции на сигнализацию ламп, работу мнемосхем, звуковые сигналы и т.д.

4 этап - этап отработки действий старшинского состава при аварийных ситуациях с составными частями ракетного комплекса и отмене старта ракет в процессе предстартовой подготовки (ПП) ракетного оружия (РО).

5 этап - этап отработки действий курсантов (операторов) при появлении отказа или неисправности в материальной части ракетного комплекса.

6 этап - этап отработки правильности действий оператора при возврате в исходное положение составных частей ракетного комплекса.

7 этап - этап проведения тренировочных мероприятий с введением в аппаратуру имитации

отказа и неисправностей материальной части:

• обучаемые должны быстро реагировать на возникший отказ или неисправность, поступающую информацию и докладывать руководителю тренировки (практического занятия);

• курсанты должны правильно построить поиск места возможной реальной неисправности или отказа (определение блока, узла, цепи);

• подготавливаемые специалисты СПЗ должны определить возможные причины, которые способствовали возникновению данной ситуации с СЧ РК.

Необходимо отметить, что первоначальные сведения о возможных отказах, неисправностях и их причинах сообщаются преподавателем в процессе изучения устройства соответствующих систем и механизмов, а затем на практических занятиях по эксплуатации материальной части РК они становятся объектом специального рассмотрения, а самое главное методики их устранения.

Проведем описание логической структуры методических приемов,

Структурная схема формирования военно-профессиональных компетенций

используемых при создании методики подготовки специалистов СПЗ на кафедре РВ ПЛ, которая включает в себя два направления:

1. Обучаемые курсанты получают в готовом виде необходимую модель ориентиров предстоящих функциональных действий, то есть запоминают все возможные неисправности, их причины и пути устранения.

2. Обучающимся курсантам сообщают принципы построения умственных компетенций и действий при отыскивании и устранении неисправностей, а также правильного функционирования в сложившейся непредвиденной обстановке материальной части ракетного комплекса.

Решаемая задача состоит в том, чтобы дать подготавливаемому специалисту СПЗ возможность овладеть методикой отыскания неисправностей, обучить его различным правилам, принципам, которыми нужно руководствоваться, чтобы найти и устранить поломку за минимальное время или действовать в сложной ситуации. Этот этап тренировки по ремонту осуществляется путем анализа комплексных схем приборов и систем РК, технических описаний, соответствующих инструкций и с последующим докладом руководителю (преподавателю) тренировки, в докладе которому должны быть указаны:

а) основные принципы нормальной работы аппаратуры РК;

б) возможные отказы и неисправности составных частей РК, которые могут вызвать возможную реакцию функционирования аппаратуры;

в) способы устранения возникших отказов и неисправностей при выполнении мероприятий ремонта материальной части ракетного вооружения (РВ) на подводной лодке.

8 этап - проведение повторных тренировок. Причем при повторных тренировках курсанты (операторы) не должны знать, как будет проходить тренировка - с введением или без введения неисправностей СЧ РК. Подобный метод

позволяет оценить бдительность обучаемых (операторов), их реакцию на внезапно поступающую информацию или вводную.

9 этап - этап комплексной тренировки боевых расчетов специалистов-контрактников на боевых постах ракетной боевой части. Эти тренировки являются заключительным этапом при подготовке техников и старшин команд ракетной боевой части, эксплуатирующих СЧ РК и технические средства подводной лодки (пл).

Тренировки боевых расчетов операторов на боевых постах представляют собой комплекс мероприятий по формированию у обучаемых курсантов (операторов) умений, навыков (компетенций), необходимых для выполнения функциональных обязанностей и деятельности по занимаемой первичной должности на подводной лодке.

Основная цель комплексных тренировок на автоматизированных комплексных тренажерах кафедры РВ ПЛ заключается в подготовке боевых расчетов к слаженным действиям в ходе функционирования систем ракетного оружия в различных режимах и возврате в исходное положение материальной части РК, при аварийных ситуациях, при возникновении отказов и неисправностей, а также немедленного их устранения в кратчайший срок.

Конкретная деятельность специалистов-контрактников ракетной боевой части подлодки на флоте определяется следующими общими требованиями и принципами подготовки техников (старшин команд) ракетной боевой части атомной подводной лодки:

1. Форма обучения специалистов среднего профессионального звена определена особенностями операторской деятельности.

2. На первом этапе подготовки будущих техников не стоит предъявлять жесткие требования к точности выполняемых мероприятий,

а всеми средствами добиваться правильности и последовательности выполнения операций без учета временного показателя.

3. Переходить от одной предписанной (функциональной) операции к другой в том случае, если первая функция и компетенция достаточно хорошо усвоена (отработана) курсантом.

4. Необходимо добиваться на первых этапах требуемой точности, без учета временных показателей, при малой временной скорости выполнения операций или определенной функции техника.

5. Независимо от специфики деятельности на боевых постах (БП) при организации подготовки контрактников среднего звена следует:

а) обеспечить необходимый уровень мотивации подготавливаемых специалистов-ракетчиков СПЗ;

б) распределить рационально отработку курсантами комплекса задач по временным показателям;

в) создать условия для положительного переноса навыков техников (старшин) и их компетенций в действительную обстановку и условия, с использованием учебно-тренировочных средств;

г) обеспечить необходимые условия осмысленного овладения (усвоения) предъявляемого и преподаваемого (отрабатываемого) материала;

д) обеспечить своевременное доведение необходимой информации курсанту о качестве выполнения им функций, мероприятий и действий техника.

6. Обучаемым курсантам следует предъявлять не итоговую оценку его работы, а информацию, характеризующую процесс изменения текущих параметров, контролируемых или управляемых операций. Кредитно-модульная система для военного образования вовсе не является обязательным условием (как это часто утверждают) для реализации индивидуально-ориентированной организации образовательного процесса курсантов. Дискуссия

и утверждение одних, что разделение учебного процесса на модули и привязка их к зачетным единицам - это и есть основа данного подхода. Другие утверждают, что объем модулей может быть разным в некоторых диапазонах, тогда чем это отличается от существующего положения? Кредитно-модульный подход в целом имеет свои плюсы и минусы, поэтому необходимость его внедрения требует осмысления и апробации, определения действительной практической пользы для подготовки.

7. Система подготовки специалистов среднего профессионального звена требует от профессорско-преподавательского состава (ППС) непрерывного контроля результатов их обучения и подготовки на занятиях.

Оценка подготовки профессионалов контрактной службы предусматривает контроль результатов их навыков (действий) и знаний, с учетом формирования их психофизических характеристик курсантов:

а) по нормативным показателям действий;

б) по результатам сравнения алгоритма работы техника (боевого расчета) на боевом посту (боевых постах (БП)) в тех же условиях.

8. Модель подготовки будущего техника предполагает расчленение на отдельные действенные этапы раздельной тренировки на БП.

9. Схематизация и упрощение условий тренировки курсантов на учебно-тренировочных средствах являются полезными для первых этапов модели отработки навыков у обучаемого оператора боевого поста.

10. Скорость и качество процесса подготовки специалистов среднего профессионального звена определяются следующими показателями:

а) правильностью выбора комплекса задач и последовательностью их предъявления в процессе подготовки специалистов;

б) эффективностью управления процессом подготовки техников;

в) эффективностью контроля преподавателя (руководителя)за действием обучаемого личного состава.

11. Основой процесса формирования навыков и компетенций у курсантов являются систематические упражнения, которые способствуют:

а) повышению качества выполняемой деятельности техника;

б) самоконтролю обучаемых и учету результатов, достигнутых на предыдущих этапах подготовки специалистов СПЗ;

в) повышению сложности и зависимости от результатов усвоения преподаваемого материала;

г) распределению упражнений и тренировок по временным показателям и их сложности содержания.

12. Активность обучаемых курсантов значительно повышается, если внедрять проблемный метод обучения, давать им самостоятельно повторять и прорабатывать изучаемый материал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанная методика подготовки специалистов среднего профессионального звена на кафедре РВ ПЛ отвечает главным критериям оценки ее качества:

а) валидность означает пригодность методики для измерения именно того качества, на которое она направлена. Валидность методики предполагает ответы на вопросы: «Для какой цели применяется методика?», «Что она изменяет?»;

б) надежность методики означает точность педагогических измерений. Надежность методики определяется посредством дисперсного и факторного анализа;

в) научность методики означает ее связь с фундаментальными исследованиями, ее научную обоснованность и достоверность.

Отметим, что методика подготовки специалистов среднего профессионального звена предполагает обеспечение достоверности, достаточной репрезентативности,

научной значимости экспериментальных данных и все это достигается благодаря использованию вектора методов исследования, перечисленных в начале данной статьи.

Таким образом, одной из отличительных особенностей формирования у курсантов в процессе подготовки техников (старшин команд) контрактной службы на современном этапе реформирования образования является выработка умений, навыков, опыта практической деятельности -компетенций управления и обслуживания материальной части ракетного комплекса и техническими средствами на подводной лодке. В современных условиях применения опережающего военно-профессионального образования решающая роль в подготовке специалистов СПЗ принадлежит методу упражнений и тренировок на специальных комплексных тренажерах и компьютерных тренажерных системах, а также использованию автоматических обучающих программ (АОП), автоматизированных учебных курсов (АУК) и модульных схем. В условиях флота непосредственно на корабельной боевой технике в режимах работы корабельной аппаратуры системы управления (КАСУ) ракетного комплекса тренировки личного состава (ТЛС). Чг

ЛИТЕРАТУРА

1. Бычков, В.В., Петров, О.В. Моделирование процесса освоения специалистами-ракетчиками корабельных систем повседневного и предстартового обслуживания ракетных комплексов //Научно-методический сборник. - СПб.: СПб ВМИ, 2010. Вып. 11. С. 54-59.

2. Бычков, В.В., Гранов, С.Н. Методика подготовки специалистов-ракетчиков среднего профессионального звена для Военно-морского флота //Научно-методический сборник. Вып. 13.- СПб.: СПбВМИ, 2013. С. 98-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.