С.Ш. МИХТЕЕВ, С.А.ТАУ1 АЛАЕВ, Ю.В. ЛЕПИ/ЮВ
ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ
I
№
"ПГГ
Iii
S.SH. MIKHTEEV, S.A. TALALAEV, YU.V. LEPILOV
USEFUL GAME
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЕННЫХ ИГР В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ПОДВОДНОГО ОРУЖИЯ
THE ISSUES OF USING MILITARY GAMES IN THE TRAINING OF SPECIALISTS
OF UNDERWATER WEAPONS
О
Сведения об авторах: Михтеев Сергей Шамилъевич - старший преподаватель кафедры минного, противоминного и противолодочного вооружения надводных кораблей Военного института (военно-морского) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», начальник цикла военной кафедры Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина), капитан 1-го ранга запаса, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: mikhteev299@mail. ru);
Талалаев Сергей Александрович - старший преподаватель кафедры минного, противоминного и противолодочного вооружения надводных кораблей Военного института (военно-морского) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», капитан 2-го ранга, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: S. TALALAEV@mail. ru);
Лепилов Юрий Владимирович - адъюнкт кафедры минного, противоминного и противолодочного вооружения надводных кораблей Военного института (военно-морского) Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», капитан 2-го ранга (г.Санкт-Пе-тербург. E-mail: ulepilov@mail. ru).
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы использования военных игр, как вида учебных занятий в системе подготовки специалистов морского подводного оружия. Для обучения специалистов используется универсальный тактико-специальный противолодочный тренажерный комплекс (УТСПТК). Рекомендации, приведенные в статье, способствуют качественной отработке профессиональных компетенций и профессиональных навыков курсантами по важнейшим темам военно-специальных и военно-технических дисциплин на завершающем этапе обучения в военно-морском институте.
Ключевые слова: военно-специальная игра, подготовка специалистов, морское подводное оружие, тренажерная подготовка, военно-профессиональная деятельность, корабельный противолодочный расчет.
Information about the authors: Sergey Mikhteev - senior lector of the department of mine, contra-mine and antisubmarine weapons of surf асе ship, Military Institute (Naval Polytechnic) of Navy9 s ME SC 'Naval Academy named afterAdmiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov9, Captain 1 rank (ret.), associateprofessor, PhD in Engineering sciences (St. Petersburg. E-mail: mikht-eev299@mail. ru);
Sergey Talalaev - senior lector of the department of mine, contra-mine and antisubmarine weapons of surface ship, Military Institute (Naval Polytechnic) of Navy's ME SC 'Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov', Captain 2 rank, PhD in Engineering sciences (St. Petersburg. E-mail: s. talalaev@mail. ru);
Yuriy Lepilov - postgraduate of the department of mine, contra-mine and anti-submarine weapons of surface ship, Military Institute (Naval Polytechnic) of Navy's ME SC 'Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov', Captain 2 rank (St. Petersburg. E-mail: ulepilov@mail. ru).
Summary. Issues of using military games as a type of exercises in the training system of marine underwater weapons specialists are described. General tactical anti-submarine training complex (USPTC) is used for specialist education. The recommendations which are proposed in the article contribute to obtain the high quality professional competences and professional skills by military students on the most important topics of military disciplines at the final stage of training at the naval institute.
Keywords: military-specific games, training of specialists, marine underwater weapons, simulator training, military-professional activity, ship antisubmarine evaluation.
Важнейшим результатом возникновения на рубеже XVIII и XIX веков современной военной науки являлось изобретение военной игры. Ее появление ознаменовало начало использования научных методов в тактической и оперативной подготовке офицеров, а также в стратегическом планировании, где ее стали применять с целью тестирования военных планов.
Военные игры в Российской империи стали регулярно проводиться с 70-х годов XIX века, а с 1906 года первый начальник Генерального штаба генерал от инфантерии Ф. Ф. Палицын инициировал их введение в качестве обязательной формы тактической и оперативной подготовки. Военные игры в Русской армии делились на общевойсковые и специальные - кавалерийские, крепостные, санитарные, тыловые. Аналогом военной игры в морском ведомстве была морская игра. Отличительной особенностью организации военных игр в Русской армии накануне Первой мировой войны являлось отсутствие единой методики их ведения, причиной чего являлась децентрализация органа, ответственного за подготовку занятий, - Генерального штаба империи.
Разработкой теории, методики проведения и практики внедрения
военных игр в боевую подготовку Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) занимался легендарный полководец Гражданской войны командарм 1-го ранга И. П. Уборевич. В своих воспоминаниях Маршал Советского Союза К. А. Мерецков писал: «Уборевич с большим мастерством проводил командно-штабные игры, учения, руководил полевыми поездками и другими занятиями. Он неизменно добивался большой динамичности в ходе игры, создавал сложные и интересные моменты в обстановке, максимально приближая игру к условиям военного времени. Занятия всегда проходили поучительно, с теми неувязками и с той нагрузкой, которые характерны для жизни, для боевой обстановки. Поэтому на них неизменно можно было встретить поучительные примеры».
Основные положения о военных играх, целях, методах проведения их, целесообразность данного вида боевой подготовки с точки зрения экономии материальных ресурсов были изложены в наставлении, разработанном И. П. Уборевичем «Подготовка комсостава РККА». Именно в нем он отмечает: «В подтверждение правильности новых методов ведения военной игры может служить и тот факт, что боль-
шинство иностранных, особенно квалифицированных армий, ведут подготовку комсостава в частях и офицеров в академии именно таким способом и достигают хороших результатов». Это положение дает четкое обоснование необходимости проведения военных игр в период обучения курсантов в военно-морском институте.
В образовательном процессе военно-морского института для обучения курсантов наряду с традиционными видами обучения внедряется такой вид учебного занятия, как военно-специальная игра. Это обусловлено рядом следующих объективных причин.
Военно-профессиональная деятельность выпускника военно-морского института (ВМИ) проявляется в воинских коллективах (в составе корабельных боевых расчетов, при эксплуатации вооружения и военно-специальной техники (ВВСТ), поэтому очень важно в процессе обучения использовать такие виды занятий, которые бы позволяли обучить курсантов коллективным действиям. Одним из таких видов учебных занятий в образовательном процессе является военно-специальная игра. Она позволяет в процессе обучения подготовить курсантов для выполнения
коллективных действий при решении тактических и специальных задач в условиях, приближенных к реальной действительности. При этом эффективность проведения занятия зависит от того, насколько качественно оно подготовлено и методически грамотно проведено.
Военно-специальная игра (ВСИ) - это игровой вид учебного занятия, на котором курсанты в составе расчетов отрабатывают обязанности конкретных должностных лиц по управлению ВВСТ ВМФ, а также при решении других военно-технических и специальных задач.
Военно-специальная игра проводится с целью формирования у курсантов следующих компетенций:
- способность управлять коллективом (экипажем, командой) при подготовке и применении технических систем надводных кораблей и подводных лодок;
- способность управлять подразделением (группой, боевой частью) при боевом и практическом применении, технической эксплуатацией комплексов морского подводного вооружения;
- способность определять условия эффективного применения оружия, производить необходимые расчеты и составлять отчетную документацию по боевому и практическому применению морского подводного оружия.
Военно-специальная игра проводится по важнейшим темам военно-специальных и военно-технических дисциплин в завершении изучения всей учебной дисциплины или ее отдельного раздела. Она включает в себя отработку нескольких учебных вопросов (эпизодов), включающих постановку задач, подготовку и проведение тактических расчетов, разработку и обсуждение отчетных материалов, анализ результатов и выработку предложений и замечаний по ним и другие действия.
Для подготовки и проведения военно-специальной игры создается
аппарат руководства, в состав которого должны привлекаться наиболее подготовленные преподаватели, имеющие опыт как в подготовке, так и в проведении игры.
В состав аппарата руководства могут входить 1-3 преподавателя, один из которых является ведущим (руководителем) в игре, другие - его помощниками.
Учебный процесс в вузе ограничен строгими временными рамками. При жестком лимите времени будет проходить и военно-специальная игра. На игру учебным планом отводится 4-6 часов учебного времени в день.
Для проведения военно-специальной игры разрабатываются следующие документы: замысел, план проведения, задание курсантам.
Проведение военно-специальной игры - это самый активный период деятельности преподавателей и курсантов. Он требует от преподавателя достаточно высокого уровня подготовки
и методического мастерства в проведении данного вида занятия, так как только в этом случае он может обеспечить достижение поставленной цели и выработать у курсантов необходимые умения или практические навыки по отрабатываемой теме.
Для проведения военно-специальной игры используется универсальный тактико-специальный противолодочный тренажерный комплекс (УТСПТК). Типовой состав рабочих мест комплексного тренажера для подготовки специалистов морского подводного вооружения представлен на рис. 1. Количество автоматизированных рабочих мест (АРМ) в составе тренажера варьируется от проекта корабля - от 5 до 14. УТСПТК позволяет смоделировать функционирование корабельного противолодочного расчета (КПР) в динамике.
В ходе атаки все командные пункты и боевые посты КПР тесно
Рис 1. Типовой состав рабочих мест комплексного тренажера для подготовки специалистов морского подводного вооружения
□ □
АРМ
руководителя обучения
АРМ
командира БЧ-3
АРМ
торпедиста
гидроакустика
электрика
электрика
минёра
АРМ
оператора ЮГУ
АРМ
управления кораблём
АРМ
чСШВЖИ
взаимодействуют между собой, производят постоянный обмен информацией, передачу целеуказания, команд и докладов о выполнении приказаний и действий (см. рис. 2). В связи с этим требуются хорошая выучка и натренированность всех номеров расчета, так как успех зависит от каждого номера.
Анализ выполнения неуспешных боевых упражнений с применением морского подводного оружия (МПО) показал, что основными их причинами являются:
- ошибки личного состава КПР,
- ошибки личного состава баз оружия,
- отказы материальной части.
- АРМ руководителя обучения;
- АРМы постов применения ПЛО;
- АРМы постов обеспечения применения ПЛО.
В общей совокупности этих трех причин на долю КПР приходится подавляющее количество ошибок (57%), обусловленных действиями операторов среднего и нижнего иерархических звеньев КПР, от командира боевой части и ниже, больше половины приходится на специалистов морского подводного оружия.
• а * • • * • ■ * • •
• * *
УРК ЦП ПЛО РБУ ТА
Ласты применения ПЛО
Наиболее эффективным средством профессиональной подготовки корабельных операторов являются тренажеры, где применительно к системе «человек - машина» искусственно реализуется физическая или функциональная модель объекта управления и ее взаимодействие с внешней средой. Это позволяет максимально приблизить условия обучения к условиям реальной деятельности операторов как при индивидуальной подготовке, так и при отработке взаимодействия в составе расчета, что в итоге позволит минимизировать их ошибки.
В настоящее время УТСПТК является самым массовым и востребованным тренажером для подготовки специалистов морского подводного оружия (МПО).
При эксплуатации УТСПТК в учебном процессе были определены достоинства и недостатки тренажера, которые необходимо учитывать при проведении военных игр в системе подготовки специалистов морского подводного оружия.
Достоинства:
1. Значительно возрастает интенсивность практических занятий
из-за высокой пропускной способности тренажерного комплекса.
2. Представляется уникальная возможность проведения эффективных двусторонних учений с выбором любого вероятного противника.
3. Вносится элемент реализма в подготовку курсантов в составе КПР при отработке боевых упражнений с применением всех видов морского подводного оружия различных проектов кораблей и подводных лодок.
4. Исполняя функциональные обязанности в составе расчета КПР, у курсантов формируются следующие компетенции: способность управлять коллективом (экипажем, командой) при подготовке и применении технических систем надводных кораблей и подводных лодок; способность управлять подразделением (группой, боевой частью) при боевом и практическом применении, технической эксплуатацией комплексов морского подводного вооружения.
5. При проведении занятий в виде военно-специальной игры на УТСПТК курсанты исполняют первичные офицерские должности, совершенствуя при этом командно-методические навыки с учетом
1 Ком-р1 1 Ком-р1 ( Ком- Комр!
1 БЧ-7 } \ БЧ-1 1 1 БЧ- БЧ-5 }
ГАК ЕИУС БИЛ РЛС
Посты целеуказания
Посты обеспечения боевой деятельности КПР
Рис. 2. Структура организации управления КПР при применении морского подводного оружия
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Типовой вариант размещения комплексного тренажера
состязательности между расчетами КПР.
Недостатки:
1. Отсутствие реальной работы на боевой технике в морской обстановке.
2. Отсутствие психологического настроя у курсантов на реальные условия, из-за чего при обучении оператор не может отрешиться от мысли, что тренировка - не фактическая боевая работа в сложных и опасных условиях, а своеобразная игра, и потому у него не возникает требуемая напряженность, свойственная для реального боя.
3. Невозможность создания всего комплекса специфических воздействий, оказываемых на человека внешней средой в реальной обстановке (качки, вибрации корпуса, команд по боевой трансляции, динамических перегрузок, шума вентиляторов, нервного возбуждения и др.).
4. Невозможность наблюдать воздействие реальной среды на корабль и цель.
5. Смоделированные на АРМ пульты систем управления не в полной мере соответствуют эргономическим требованиям, предъявляемым к рабочим местам обучаемых операторов (по размерам, по моторным действиям операторов, по временным харак-
теристикам действий, выполняемым на действующих системах, по созданию условий, приближенных к реальной деятельности обучаемого на корабле).
6. Оценка операторской деятельности производится руководителем обучения на основании личных наблюдений за деятельностью операторов и результата применения оружия, но такое решение неэффективно.
7. Не в полной степени моделируется логика работы систем управления (СУ), особенно подводным ракетным оружием, исключена из КПР работа операторов центральных приборов, что не позволяет создать остановку, близкую к фактической стрельбе ракетами с использованием активных и пассивных помех и возникновением типовых неисправностей.
8. УТСПТК располагается, как правило, в одной аудитории (помещении), так легче осуществлять и контролировать образовательный процесс преподавателям (см. фото). Для более качественной подготовки специалистов МПО целесообразно внедрить «рубочный» проект размещения элементов комплекса таким образом, чтобы аппаратура располагалась, как на корабле, в помещениях (боевых по-
л^шШШШ
стах, рубках), - это даст эффект усиления восприятия техники.
Эти недостатки не имеют решающего значения при обучении и не снижают роли тренажеров. Перечисленные недостатки тренажера могут быть частично или полностью устранены, соответственно это позволит исключить проблемы, которые могут возникнуть при использовании военных игр в системе подготовки специалистов морского подводного оружия с учетом освоения новых образцов морского подводного оружия. ь
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпеев, O.E. Организация и порядок проведения стратегических военных игр Генерального штаба русской армии в 1906-1914 гг. Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 42. Февраль 2014 г.
2. Командарм Уборевич. Воспоминания друзей и соратников. - М.: Воениздат МО СССР, 1964.
3. Уборевич, И. П. Подготовка комсостава РККА (старшего и высшего). Полевые поездки, ускоренные военные игры и выходы в поле.- М.; JL: Госиздат, 1928.
4. Елисейкин, М.М. Технология профессионально-ориентированного обучения. Часть III. Методика игровых видов учебных занятий. -СПб.: BMA, 2002.
5. Коршунов, Ю.Л., Мороз-ков, В А., Строков,АА. Минно-тор-педное и противолодочное оружие, аварии и катастрофы. - СПб.: Аквамарин, 1999.
6. Бичаев, Б.П., Зеленин, В.М., Новик, ЛМ. Морские тренажеры. -JL: Судостроение, 1986.
7. Лосев, Е. С., Бавула,А. М.; Магомедов, С. Г. О подготовке личного состава при освоении новых образцов вооружения и военной техники // Морской сборник, 2018. № 4.
8. Попов, Б.Г., Решетников, Д.С. Овладевая противолодочным оружием // Вестник военного образования, 2017. № 5. С. 85-90.