Научная статья на тему 'ЭКОНОМЯ ВРЕМЯ И СРЕДСТВА ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ВМФ И КВАЛИМЕТРИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВМФ'

ЭКОНОМЯ ВРЕМЯ И СРЕДСТВА ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ВМФ И КВАЛИМЕТРИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВМФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОГРАММНО-АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ ТРЕНАЖЕРА / МОДУЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВООРУЖЕНИЯ / ЭРГАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / INTEGRATION / PREPARATION OF SPECIALISTS / TRAINING / COMPUTER APPLIANCE OF THE TRAINING APPARATUS / MODULAR ARMAMENT COMPLEXES / HUMAN-MACHINE SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Телятник Сергей Георгиевич, Лепилов Юрий Владимирович, Мазур Борис Борисович

В статье рассматриваются новые подходы и возможности модульных интегрированных тренажерных комплексов и квалиметрии в системе боевой подготовки ВМФ. Реализация перспективных модульных интегрированных тренажерных комплексов даст существенные комплексные преимущества в затратах на создание тренажерной техники, в дидактических возможностях обучения и в ощутимом повышении качества подготовки специалистов для ВМФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Телятник Сергей Георгиевич, Лепилов Юрий Владимирович, Мазур Борис Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAVING TIME AND MONEY PROBLEM OF DEVELOPMENT OF TRAINING COMPLEXES OF THE MILITARY-MARITIME-FLEET AND QUALIMETRY OF THE MILITARY-MARITIME-FLEET COMBAT TRAINING

New approaches and abilities of modular integrated training com-plexes and qualimetry in the system of combat training of the Military-Maritime-Fleet are addressed in this article. Implementation of the forward-looking modular integrated training complexes will provide substantial complex advantages in the expenditure on creation of training equipment, in teaching opportunities as well as in tangible quality improvement of preparation of specialists for the Military-Maritime-Fleet.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМЯ ВРЕМЯ И СРЕДСТВА ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ВМФ И КВАЛИМЕТРИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВМФ»

С.Г. ТЕЛЯТНИК, Ю.В. ЛЕПИЛОВ, Б.Б. МАЗУР

S.G. TELYATNIK, Y.V. LEPILOV, В. В. MAZUR

ЭКОНОМЯ ВРЕМЯ И СРЕДСТВА

SAVING TIME AND MONEY

ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ТРЕНАЖЕРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ВМФ И КВАЛИМЕТРИЯ

БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВМФ

PROBLEM OF DEVELOPMENT OF TRAINING COMPLEXES OF THE MILITARY-MARITIMEFLEET AND QUALIMETRY OF THE MILITARY-MARITIME-FLEET COMBAT TRAINING

Сведения об авторах: Телятник Сергей Георгиевич - преподаватель кафедры минного, противоминного и противолодочного вооружения надводных кораблей Военного института (военно-морского) Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова», капитан 1-го ранга запаса, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: serg-telyatnik@mail.ru );

Лепилов Юрий Владимирович - адъюнкт кафедры минного, противоминного и противолодочного вооружения надводных кораблей Военного института (военно-морского) Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», капитан 2-го ранга (г. Санкт-Петербург. E-mail: ulepilov@mail.ru);

Мазур Борис Борисович - адъюнкт кафедры минного, противоминного и противолодочного вооружения надводных кораблей Военного института (военно-морского) Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова», капитан 3-го ранга (г. Санкт-Петербург. E-mail: mazurbb@mail.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются новые подходы и возможности модульных интегрированных тренажерных комплексов и квалиметрии в системе боевой подготовки ВМФ. Реализация перспективных модульных интегрированных тренажерных комплексов даст существенные комплексные преимущества в затратах на создание тренажерной техники, в дидактических возможностях обучения и в ощутимом повышении качества подготовки специалистов для ВМФ.

__Ключевые слова: интеграция, подготовка специалистов, тренажерная подготовка, программно-аппаратная часть тренажера, модульные комплексы вооружения, эргатические системы.

Information about the authors: Sergey Telyatnik - Lector of the department of mine, contramine and antisubmarine weapons of surface ship, Military Institute (Naval Polytechnic) of Navy's MESC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov», Captain 1 rank (ret.), Associate professor, PhD in Engineering sciences (St. Petersburg. E-mail: mikhteev299@mail.ru );

Yuriy Lepilov - Postgraduate of the department of mine, contra mine and antisubmarine weapons of surface ship, Military Institute (Naval Polytechnic) of Navy's MESC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov», Captain 2 rank (St. Petersburg. E-mail: ulepilov@mail.ru);

M

Boris Mazur - Postgraduate of the department of mine, Contra-mine and anti-submarine weapons of surface ship, Military Institute (Naval Polytechnic) of Navy's ME SC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov», Captain 3 rank (St. Petersburg. E-mail: mazurbb@mail.ru).

Summary. New approaches and abilities of modular integrated training com-plexes and qualimetry in the system of combat training of the Military-Maritime-Fleet are addressed in this article. Implementation of the forward-looking modular integrated training complexes will provide substantial complex advantages in the expenditure on creation of training equipment, in teaching opportunities as well as in tangible quality improvement of preparation of specialists for the Military-Maritime-Fleet.

Keywords: integration, preparation of specialists, training, computer appliance of the training apparatus, modular armament complexes, human-machine systems.

За последние 20 лет кораблестроение и вооружение Военно-Морского Флота совершили эволюционный шаг в своем развитии. Произведен переход к строительству малозаметных многофункциональных кораблей с модульным принципом комплектования Вооружения для решения комплексов задач, возлагаемых на них в общей структуре оперативно-тактического и стратегического управления вооруженными силами государства. Соответственно изменилась и организационно-техническая структура управления применением корабельного оружия и вооружения, а именно: произошел переход от комплек-сирования специализированного вооружения и военной техники кораблей для решения определенных на этапе проектирования корабля задач к их интеграции по решаемым задачам на новой технологической базе интегрированных систем боевого управления (ИСБУ), что делает гибкой и адаптивной к быстроменяющейся тактической обстановке структуру управления кораблем и его вооружением.

Претерпели изменения подходы в проектировании тренажерных систем и обучающих комплексов. В частности, произошел переход от разработки тренажеров специального назначения для обучения конкретным образцам вооружения и специальной военной техники

(В и СВТ), отработки специальных задач к мультизадачным тренажерным комплексам (ТК), принятых на вооружение в ВМФ после 2005 года (см. схему 1).

На стыке техники предыдущего и нового поколений возникает ряд далее обозначенных проблем, с которыми даже уже созданные тренажерные комплексы не могут справиться ввиду необходимости перехода на новый уровень их проектирования. Что это значит?

1. Модернизационные возможности существующих даже самых последних из указанных комплексов связаны с существенными затратами, что в условиях современного финансирования проблематично.

2. Достаточно большие дидактические возможности тактико-специальных тренажерно-обучающих комплексов, сформированные на концентрации опыта педагогов и специалистов ВМФ, ограничиваются в реализации учебной подготовки только условиями аудиторий и учебных кабинетов вузов или учебных центров и совсем не учитываются при реализации тренажерных режимов ИСБУ нового поколения.

3. Современные модульные комплексы вооружения, программное обеспечение которых позволяет реализовывать режимы обучения и тренажерной подготовки, не используются в качестве программного обеспечения тренажерных

комплексов ввиду отсутствия, с одной стороны, совместимости с программной средой существующих тренажерных комплексов, с другой - отсутствием соответствующей интегрирующей программно-аппаратной среды для формирования тренажерных комплексов на базе готовых модулей.

4. В составе программного обеспечения вышеназванных модульных комплексов вооружения отсутствует инструментарий организации и технологии обучения, учета и единой квалиметрии результатов тренажерной подготовки.

5. Еще одной проблемой практической подготовки специалистов корабельного состава является существенно сократившийся состав кораблей первой линии, способных принять требуемое число обучаемых в ходе корабельной практики и ограниченные возможности в специальной подготовке учебных кораблей и катеров, способных реализовать только составляющую морской практики.

6. Невозможно воспроизвести характерную при выполнении отдельных упражнений обстановку: шум вентиляторов, вибрацию корпуса, команды по боевой трансляции, дым, запах, нервное возбуждение, страх и др.

Попытки проводить практическую подготовку специалистов на тренажерной базе институтов и учебных центров, так же, как и проведение специальной прак-

тики на кораблях ремонта при отсутствии отработки фактических задач с применением В и СВТ, оказываются малоэффективными ввиду отсутствия и формирования навыков на фоне фактической морской подготовки, и получения навыков управления и обслуживания реальной материальной части в составе реального подразделения, и отработки текущих задач боевой подготовки по назначению корабля, что существенно снижает уровень формирования компетенций обучаемых.

Указанные проблемы требуют в разработке тренажерной базы нового подхода, аналогичного заложенному в проектировании новых кораблей и вооружений, основанному на создании модульных мультизадачных адаптивных тренажерных комплексов на базе интегрирующей программно-аппаратной среды.

Новый модульный интегрированный тренажерный комплекс

Схема I Задачи, решаемые ТК

должен обладать следующими возможностями:

- структура элементов программно-аппаратной части тренажера должна представлять набор универсальных средств, позволяющих собрать из них тренажерный комплекс любой сложности (от набора АРМ конкретной корабельной системы вооружения до тренажера отработки задач соединениями кораблей);

- программно-аппаратная часть сервера (серверов) интегрирующего комплекса по месту установки должна обеспечивать возможность создания как простого переносного тренажерного комплекса для учебного катера, так и стационарных комплексов учебных кораблей, кафедр, центров;

- периферийное оборудование программно-аппаратной части должно обеспечиваться стандартными наборами аппаратных телекоммуникационных средств для обеспечения сетевого обмена

с внешними мостиковыми системами, источниками информации о параметрах движения корабля, получения данных картографической информации, ОРв-навигации, оборудования документирования и отображения информации с целью организации тренажерной подготовки и разбора результатов тренажа;

- программные модули тренажерных комплексов должны без привлечения высоко подготовленных специалистов устанавливаться на стационарные и переносные аппаратные средства ПЭВМ, формирующие АРМ Модуля конкретного образца В и СВТ;

- программное обеспечение и аппаратная часть тренажерного комплекса должны обеспечивать требуемый уровень СЗИ, ЗГТ, ПДИТР;

- программное обеспечение организации обучения должно в зависимости от целей обучения обеспечивать дидактические воз-

можности не хуже уровня, реализованного в последних ТСТК. Но при этом оценка результата тренажерной и реальной боевой подготовки должна осуществляться на основе требований квалиметрии современных эргатических систем.

Для создания подобного тренажерного комплекса, учитывающего наработки по созданию и эксплуатации тренажерных комплексов предыдущего поколения и современные методы создания моделирующих комплексов и ИСБУ, требуется:

Первое. Внесение изменений в соответствующие ГОСТы, обеспечивающих:

- единые стандарты информационного обмена для разработки ИСБУ, интегрирующих программно-аппаратные средства тренажерных комплексов;

- включение производителем в состав производимых и эксплуатируемых комплексов и систем В и СВТ идентичного реальной тех-

нике программного обеспечения и аппаратных средств тренажерного модуля;

- формирование совместно с заказчиком структуры и содержания комплекта программного обеспечения системы обучения, организации тренажа учета и оценки результатов тренажерной и боевой подготовки.

Второе. Создание на современном программном уровне модуля универсального моделирующего комплекса, обеспечивающего формирование модели среды и функционирующих в ее условиях моделей объектов В и СВТ (с геоинформационными базами данных, моделями помехо-сигнальной обстановки, баз данных характеристик и их логики работы оружия и вооружения). При этом необходимо обязательно использовать как опыт разработки и эксплуатации принятых на вооружение ТСТК, так и проектирования новейших имитаци-онно-моделирующих комплексов

оперативно-тактического и стратегического назначения типа «Марафон», «МИМК ВМФ»;

Третье. Создание программно-аппаратной интегрирующей среды (упрощенный аналог принятых на вооружение платформ ИСБУ), адаптивно настраиваемой под задачи конкретного тренажерного комплекса и позволяющей не только осуществлять обмен информацией с универсальным моделирующим комплексом (виртуальной информационной среды), но и с реальными источниками информации мостиковых систем учебных кораблей, катеров и других источников корабельной информации (см. схему 2).

Четвертое. Создание на опыте проектирования и эксплуатации тренажерных комплексов типа «Дуэль» программного обеспечения системы организации, проведения, учета тренажерной подготовки с разработкой единой системы оценки результатов не только тренажер-

Тренажерная телекоммуникационная сеть

Серверная интегрирующая операционная программно-аппаратная система (аналог ИСБУ)

Объекты моделирования кораблей, авиации, пунктов управления

■ „ я... , ПАМ комплексов оружия

Программно-аппаратные модули (ПАМ) (с

функцией автоматического управления) комплексов освещения обстановки

П АМ комплексов боевого управления

| [ БИУС

ПАМ комплексов РЭБ и РТР

ВЗОИ

Связь

PC РЭб

Г "КВП " ;

I 1 МУС |!

ЕЗЗ

гпд

Г'кваксп

Программный модуль моделирования объектов среды, тактической обстановки

Программный модуль системы обучения, организации учета и оценки результатов тренажерной подготовки тактической обстановки

Модули информационного обмена тренажерного комплекса с внешними источниками информации

(мое тиковые, GPS и пр.)

Схема 2. Структура перспективного модульного многофункционального

тренажерного комплекса

По »пен циальн ые воз.м омен ости

5 I ¡1

I ё

во

в- *

я о

С2*

а

■X £ 11

П -X

а °

Боевая эффективность

с о

е

зг »—I

Е —

I

1 -8-

С о

е Г-| =

I

о«

А -8-

I

Боевая устойчивость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Боевая готовность

2 *

я Р =

§||

- I =

л « 2

С, Щ

I |

СС Н

З

& о

л £ О £

г е

|

-8- <Т>

-8-

<Т>

# Г*

:гг « 5г:

£ ^

а &

ЙГО

±

с « ь Б 1 р

шт м О

С е.

£ =

Схема 3. Показатели боевой эффективности кораблей ВМФ

ной подготовки и отрабатываемых задач боевой подготовки ВМФ.

Последний пункт требует особого подхода, так как в условиях перехода к управлению по задачам оценка деятельности экипажей, подразделений при выполнении боевых упражнений и в ходе тренажерной подготовки, принятая в 1960-80-х годах и мало претерпевшая изменение в действующих руководящих документах боевой подготовки, уже не отвечает современным требованиям оценки качества эргатических систем.

В существующей системе оценки многие показатели оценки носят качественный характер, однако имеют неточности при определении, не являются стимулирующим фактором как в развитии вооружения, так и повышении качества боевой подготовки и не адаптивны к автоматизации оценки отрабатываемых задач (см. схему 3).

На основе показателей эффективности эргатических систем для удовлетворения требований к оценке целевой результативно-

сти требуется формирование двух групп интегральных показателей, основанных на показателях боевой эффективности ВМФ:

- первая группа (базовые показатели лЭрС) позволит установить целевую результативность каждой из составляющих, обеспечивающих боевую эффективность кораблей (соединений) по конечному результату работы лЭрС в конкретных условиях выполнения боевого упражнения;

- вторая группа (оцениваемые показатели результативности по выполнению целевых задач, определяющие уровень боевой готовности в результате выполнения БУ), на основе анализа первой позволяет определить уровень соответствия каждой из указанных составляющих требованиям качества реализации с целью поддержания и совершенствования уровня готовности к решению целевых задач.

Показателями первой группы (Базовые показатели лЭрС) являются:

- огневой - для оценки составляющих боевой эффективности комплексов вооружения

М

НИН. НПП, ВУНЦ

Подсистема формирования руководящих документов и нормативных показателей для оценки объектов выполнения соевых упражнений (на основе эргономических н технических _параметр ев объектов}_

Нормативные показатели опенки операторской деятельности

Корабль{ АРМ тренажера), органы управления_

' Формализованные

Подсистема

Сбора н формализации исходной отчетной информации по выполненным БУ, в параметров тактической обстановки)—» в ходе их выполнения в море или на тренажере

База оружия

отчеты по выполнению

боевых упражнении согласно поставленным з^лачг::

Подсистема обработка данных подготовки и вьцачи изделий иа носители.

их доставки на базу оружия - регистрирующих приборов оружия н осмотра изделий

Формализованный отчет

-<

Рекомендации, предложения.

требования -Г

однки, ритмы енки

Формал изов агаше правила оценочной

базы

Ана литический центр \

Береговой центр, АРМ руководителя тренажера

Подсистема анализа, статистической обработки результатов БУ опенки качества нормативных документов, " шащш баз знании н выработки рекомендаций по совершенствованию В и ВТ. БП ВМФ по направлениям на базе ЭС с привлечением ресурсов анализа

_НАС «ОТТЕНКА и ВЫБОР»_

Итоговый отчет по результатам БУ

Подсистема оценки результатов вы пол нения БУ на основе управляющей оболочки экспертной системы (ЭС).

Модули ЭС,обеспечивающие подготовку" данных для оценки результатов БУ

База данных подсистемы оценки База знаний подсистемы оценки Модель тактической о остановки в ходе выполнения БУ

Модуль С

ЭС ал

атаки на основе критериев

1) Формирование базовых показателей лЭрС: -огневой, помехопостанокн, целеуказание, метрический, элейро-механический, соевое управление, -оперативное управление и обеспечение БУ, и установление их результативности

2') Оценка показателей результативности по оцениваемым

ЭрС:

- тактнчес кий-участников БУ,

- вооружение

-управления и обеспечения БУ 3)общая оценка боевого упражнения

т

Предложения, рекомендации по совершенствованию вооружения кораблей и средств боевой подготовки ВМФ, подготовки кадров

Подразделения ГШ ВМФ. предприятия изготовители ВиСВТ,

в>-шд

Схема 4. Автоматизация системы оценки БУ и тренажерной подготовки в ВМФ

примененного оружия (антиоружия);

- обнаружения и целеуказания - для оценки составляющих боевой эффективности комплексов обнаружения, классификации и выдачи целеуказания;

- помехопостановки - для оценки составляющих боевой эффективности комплексов постановки помех противнику и его оружию;

- метрический;

- электромеханический;

- боевого управления.

Показателями второй группы

(подвергаемыми оценке в конкретных условиях выполнения целевых задач БУв заданном районе боевой подготовки) являются:

- «Тактический»;

- «Вооружение»;

- «Управление и обеспечение»;

- «Нормативный».

Каждая лЭрс оценивается базовыми показателями целевой результативности:

1. Целевой точностью комплекса оружия (вооружения), определя-

ющей результативность решения целевой задачи (вероятность поражения, вероятность противодействия и т.п.).

2. Надежности (свертка частных интегральных показателей):

- техническойЯтнлэРа\ живучесть ()лэра=Р(]¥цо]У, эксплуатационной нормативной.

3. Операторский (во время БУ):

- безошибочность действий по обеспечению функциональности комплекса Р«™;

- безошибочность действий по обеспечению точности целевой работы комплекса Рт0г;

- качество Радв<юр1 =4 (Рта, Рш) и время выполнения полных (¿ад), и частных алгоритмов действий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка атакующей стороны определяется по достигнутому значению «тактического» показателя в условиях выполнения конкретного БУ с учетом противодействия противника.

Оцениваемые показатели:

Первое. Организация и применение оружия для каждого зал-

па (вероятность поражения цели залпом - целевая эффективность применения оружия):

1. Обеспечение точности залпа (в целях его реализации).

2. Снижение эффективности противодействия оружию залпа -выбор и управление возможными средствами противодействия обнаружению противником оружия залпа и применения по нему средств противодействия.

3. Организация залпа:

- управление занятием позиции стрельбы, боевыми курсами;

- управление комплексами в целях выполнения залпа.

Второе. Организация и управление атакой при числе залпов более одного (математическое ожидание числа пораженных целей):

- выбор способа атаки, управление ее реализацией согласно п. 1, организуя послезалповое маневрирование;

- управление комплексами в целях реализации каждой стрельбы в процессе атаки.

Третье. Обеспечение боевой устойчивости (в ходе БУ):

- назначение и управление противодействием средствам обнаружения и целеуказания цели (маневрированием и средствами противодействия);

- управление кораблем и комплексами постановки помех в целях снижения возможности применения и эффективности применяемого противником оружия.

Оценивается по снижению математического ожидания числа результативных залпов противника по своему кораблю (кораблям)

вследствие оказания противодействия средствам обнаружения (целеуказания) противника за допустимое время противодействия.

На основании вышеуказанных показателей может быть дана объективная оценка деятельности в ходе отработки задач выполнения БУ или тренажерной подготовки по степени нанесенного ущерба и степени выполнения целевых задач противоборствующими сторонами.

Для реализации автоматизированной оценки боевых упражнений требуется система,

структура которой представлена на схеме 4.

Указанные подходы к формированию нового облика тренажерных систем предусматривают выполнение не только большого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых комплексно как организациями со стороны заказчика, так и со стороны разработчиков и изготовителей В и СВТ, но и требуют совместного создания дополнительной нормативно-правовой базы обеспечения их разработки.

Реализация перспективных модульных интегрированных тренажерных комплексов даст существенные преимущества в затратах на создание тренажерной техники, в дидактических возможностях обучения и в ощутимом повышении качества подготовки специалистов для ВМФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркалая, Г. О., Милова-нов, В. Г., Свирин, С. К. Принципы формирования системы единых критериев эффективности для использования при обосновании развития вооружения ВМФ // Методы определения состава и оценки боевой эффективности ВМФ (научн.-техн. сб. № 50). - М.: МО СССР, 1985. С. 9-19.

2. Попов, Б.Г., Решетников, Д. С. Овладевая противолодочным оружием // Вестник военного образования, 2017. № 5. С. 85-90.

3. Руководство по разработке автоматизированных обучающих систем военного назначения (окончательная редакция): Отчет по НИР «Авангард-5 МО». - Тверь: Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок в военной технике, 1997.120 с.

4. Семенов, С.С., Харчев, В.Н., Иофин,А.И. Оценка технического уровня образцов вооружения и военной техники / Радио и связь. - М., 2004.

#0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.