Научная статья на тему 'ЭМОЦИИ НА СЛУЖБЕ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭМОЦИИ НА СЛУЖБЕ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / АКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING INTENSIFICATION / ACTIVIZATION OF COGNITIVE ACTIVITY / IMITATION METHODS / TRAINING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошко Владимир Васильевич, Захаров Владимир Александрович

Рассматриваются направления совершенствования активизации познавательной деятельности курсантов. Приводится практический опыт реализации имитационных методов активного обучения курсантов на кафедре зенитных ракетных комплексов и систем средней дальности. Рассматриваются формы, способы, приемы и средства интенсификации обучения курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волошко Владимир Васильевич, Захаров Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONS IN THE SERVICE OF LEARNING INTENSIFICATION AND ACTIVIZATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF CADETS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

The directions of improving activation of cognitive activity of cadets. The practical experience of the implementation of imitational methods of active training of cadets at the department of medium-range air defense systems is given. Considered forms, methods, techniques and means of enhancing the intensification of training.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИИ НА СЛУЖБЕ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

¡il ¡m iffî

в.в. волошко,

В.А. ЗАХАРОВ

V.V. VOLOSHKO, V.A. ZAKHAROV

ЭМОЦИИ НА СЛУЖБЕ ОБУЧЕНИЯ

EMOTIONS IN THE SERVICE OF LEARNING

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

INTENSIFICATION AND ACTIVIZATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF CADETS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

Сведения об авторах: Волошко Владимир Васильевич - доцент кафедры (зенитных ракетных комплексов и систем средней дальности ) Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, кандидат военных наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (г. Смоленск);

Захаров Владимир Александрович - доцент кафедры (зенитных ракетных комплексов и систем средней дальности) Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза AM. Василевского, кандидат военных наук, Почетный работник науки и техники Российской Федерации (г. Смоленск ).

Аннотация. Рассматриваются направления совершенствования активизации познавательной деятельности курсантов. Приводится практический опыт реализации имитационных методов активного обучения курсантов на кафедре зенитных ракетных комплексов и систем средней дальности. Рассматриваются формы, способы, приемы и средства интенсификации обучения курсантов.

Ключевые слова: интенсификация обучения, активизация познавательной деятельности, имитационные методы, активность обучения.

Information about the authors: Vladimir Voloshko - Assosiate of Professor of department of medium-range air defense systems, Cand.Sc. (Mil), Assosiate of Professor, Honoured Worker of Higher Professional Education of RF (Smolensk);

Vladimir Zakharov -Assosiate ofProfessor of department of medium-range air defense systems, Cand.Sc. (Mil), Honoured Worker of Science and Technologu of RF (Smolensk).

Summary. The directions of improving activation of cognitive activity of cadets. The practical experience of the implementation of imitational methods of active training of cadets at the department of medium-range air defense systems is given. Considered forms, methods, techniques and means of enhancing the intensification of training.

Keywords: training intensification, activization of cognitive activity, imitation methods, training activity.

В современных условиях требования к подготовке военных специалистов неуклонно возрастают. Это связано с высокими тем-

пами модернизации и принятием на вооружение новых образцов военной техники, использованием в ней современных техноло-

гий, совершенствованием форм и способов боевого применения подразделений и воинских частей. Эти тенденции обуславливают

объективную потребность в совершенствовании системы профессиональной подготовки военных специалистов. Повышение качества и эффективности образовательной деятельности нельзя представить без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Существенным отличием в подготовке специалистов по новым стандартам является переход к компетентностному подходу в обучении курсантов. Традиционная система их подготовки, которая реализовывалась многие десятилетия, была направлена на овладение «знаниями, умениями, навыками». Новые стандарты подготовки требуют применения знаний, умений, навыков и личностных качеств в профессиональной деятельности, т.е. овладения компетенциями, например, как это ныне формулируется: способных и готовых самостоятельно выполнять задачи военно-профессиональной деятельности по должностному предназначению, разрешать возникающие проблемы при осуществлении управления подчиненными воинскими частями и подразделениями, имеющими высокие морально-психологические, боевые и нравственные качества, высокий уровень профессиональной подготовки, высокую методическую подготовку, умения обучать и воспитывать подчиненных, обладающих высоким профессионализмом.

Военная академия характеризуется особой интенсификацией учебно-воспитательной деятельности, так как за период обучения курсант должен освоить широкий спектр компетенций, которые формируют его не только как инженера, способного грамотно эксплуатировать вооружение и военную технику, но и как командира, способного умело управлять подразделениями.

Под интенсификацией обучения понимают передачу большого объема учебной информации кур-

сантам при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. При этом интенсификация достигается путем совершенствования содержания учебного материала и методов, форм обучения. Важными условиями интенсификации являются мотивация обучаемых к будущей деятельности офицера, применение средств активизации деятельности, достаточное методическое обеспечение.

Под активизацией понимают «целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности курсантов в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать ситуацию и принимать самостоятельные решения».

Широкую известность получили и основные способы, пути повышения активности обучающихся:

- усиление мотивации;

- обеспечение соответствия организационных форм и содержания;

- интенсификация умственной работы обучаемых;

- научно обоснованный отбор содержания;

- учет индивидуальных особенностей.

Анализ опыта работы военных вузов показал, что разделение методов обучения на традиционные и активные довольно условно, так как любой метод, применяемый оптимально, с учетом имеющихся условий всегда повышает интерес, активность. И все же активное обучение от традиционного отличают следующие три особенности:

• первая - активность носит не кратковременный характер, а продолжается в течение всего периода обучения курсантов;

• вторая - обучающиеся постоянно взаимодействуют с преподавателем;

• третья - широко используются средства организации самостоятельной работы.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяются на имитационные методы, базирующиеся на имитации деятельности в различных условиях обстановки, и неимитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяются на неигровые и игровые.

К игровым методам относят: комплексные тактические занятия, тактико-специальные занятия, комплексные имитационные упражнения, тактические задачи, командно-штабные учения (тренировки), военные игры, проектирование тактических ситуаций, имитационный тренаж (работа в составе боевых расчетов по имитированным воздушным целям, отражение ударов средств воздушного нападения и т.д.).

Совершенствование содержания учебного материала связано с иным его структурированием, в основе которого лежат квалификационные требования, предъявляемые к специалисту. Эти требования могут быть представлены посредством выделения трех уровней профессиональной компетентности:

• первый уровень - базовые знания, необходимые любому специалисту;

• второй уровень - специальная компетентность, относящаяся к отдельным видам профессиональной деятельности;

• третий уровень - профессиональный личностный стиль деятельности.

Таким образом, смысл активизации познавательной деятельности специалиста начинается с получения базовых знаний изучаемых дисциплин, на которых происходит концентрация учебной деятельности. Неизменным эле-

- А |

¿А

1111

ментом в учебной деятельности будет формирование и доведение единой цели занятий по всем выбранным разделам и темам.

С целью активизации деятельности курсантов в ходе учебной деятельности преподавателю необходимо использовать весь арсенал средств, находящихся в его распоряжении: образцы вооружения, классные варианты образцов вооружения, тренажеры, макеты, технические средства обучения, сочетание различных режимов работы на занятии.

За счет сочетания таких режимов, как индивидуальный, фронтальный, групповой, можно достигнуть увеличения времени активной работы каждого курсанта.

Индивидуальный режим -организуется с помощью раздаточного материала различного характера, составленного преподавателем с учетом возможностей каждого курсанта. При работе над тактической задачей курсанты в зависимости от индивидуальной подготовки получают задания с различными опорами для доклада решений: тактическую ситуацию или тему, план, опорные слова, отдельные предложения.

Фронтальный режим на занятиях обладает большими возможностями. Курсанту сначала предоставляется возможность дать свой ответ, услышать вариант ответа свих сокурсников, а затем

правильный ответ. У каждого курсанта есть возможность оценить ответ своего сокурсника и сравнить с правильным ответом, т.е. оценить свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Групповой режим характеризуется непосредственным взаимодействием между курсантами в группе по 3-5 человек (в составе боевых расчетов) в их совместной согласованной деятельности. Он открывает большие резервы для активизации деятельности курсантов. Групповая работа в составе боевых расчетов может выполняться по единому плану, когда они все решают одинаковые задачи (тактические, стрельбовые) или дифференцированной, когда выполняют разные задания и готовят коллективный доклад перед всей группой. Группы могут создаваться в рамках одного занятия для краткосрочных заданий. Или, наоборот, на длительное время для решения задач, сопряженных с поиском необходимой информации, ее обобщением, предъявлением и докладом результатов. Организованная таким образом учебная деятельность лежит в основе методики активного обучения.

Необходимость активизации учебной деятельности требует и изменения подходов к проектированию многих традиционных форм, методов. Заслуживает внимания опыт организации и проведения имитационных методов активного

обучения на кафедре зенитных ракетных комплексов и систем средней дальности. Данная методика применяется на кафедре при проведении групповых и практических занятий с курсантами 4-5-х курсов по дисциплине «Стрельба и боевая работа».

Методика подготовки таких занятий включает:

- определение исходных данных;

- разработку учебных материалов;

- проведение инструктор-ско-методических занятий с преподавателями;

- подготовку места проведения занятий и мишенной обстановки;

- подготовку материально-технического обеспечения.

Наиболее ответственный этап -этап подготовки сценария тактической игры:

- моделирование тактической ситуации с учетом темы, цели и учебных вопросов занятия;

- распределение курсантов по боевым расчетам, выдача им общих и индивидуальных заданий;

- продумывание проблемных ситуаций (изменение воздушной обстановки, состояния вверенных подразделений) и способов их внедрения в ходе занятия;

- прогнозирование действий обучающихся в различных ситуациях.

Учитывалось, что материал занятий не был для курсантов абсолютно новым и незнакомым. На старших курсах они уже обладают достаточным уровнем знаний по принципам построения зенитных ракетных систем и правилам их эксплуатации. Для придания занятию реалистичности моделируется тактическая ситуация, имитирующая подготовку и действие подразделения при отражении ударов средств воздушного нападения.

Проведению занятия предшествует самостоятельная работа, на которой курсанты отрабатывают вопросы индивидуальной подго-

л

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

с;*.,

УД

1

товки. В ходе самостоятельной работы изучаются функциональные обязанности согласно боевому расчету и боевой работы, положения курса стрельб и правил стрельбы, порядок ведения боевых действий подразделения в различных видах боя и исходные установки органов управления на рабочих местах, порядок выполнения проверок функционального контроля аппаратуры на них, порядок нанесения обстановки на рабочую карту командира, осуществляется тренировка в отдаче устного боевого приказа.

В ходе занятия отрабатываются следующие вопросы:

- подготовка боевых средств к боевой работе;

- тренировка в работе на средствах связи;

- проведение ориентирования боевых средств;

- проведение проверок функционального контроля аппаратуры;

- тренировка в занятии стартовой позиции;

- тренировка в составлении схемы охраны и обороны;

- постановка боевой задачи расчету;

- отработка нормативов тактической подготовки;

- ведение боевой работы расчетом;

- отработка нормативов специальной подготовки;

- отработка боевых документов подразделения;

- отработка материалов объективного контроля.

При проведении занятий имитационным методом активного обучения должен соблюдаться принцип комплексности. Он заключается в том, что в ходе занятия происходят обобщение и систематизация полученных знаний, получение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.

При распределении курсантов по боевым расчетам необхо-

димо выполнить условие, чтобы по завершении блока групповых и практических занятий обучаемый отработал в роли каждого номера расчета. Вторым непременным условием является строгое соответствие изучаемых тем и учебных вопросов тематическому плану.

Для активизации мыслительной деятельности полезно, как показывает опыт, внедрять в ход занятия проблемные ситуации и вопросы. У курсантов всегда повышается интерес, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, связанные с опытом учений войск, применением войск в вооруженных конфликтах, примерами из собственной служебной практики. Сложность использования проблемных ситуаций заключается еще и в том, что преподаватель должен для каждой учебной группы предлагать разные проблемные ситуации (вводные), так как курсанты разных учебных групп в ходе общения друг с другом передают особенности прошедшего в их группе занятия сокурсникам, у которых занятия по этой теме еще не проводилось. Соответственно теряется эффект «неожиданности» поставленной в ходе занятия проблемы. Обучаемым будет интересно вести ее обсуждение, если им не известен конечный результат.

При проведении занятий по боевой работе в целях повышения активности необходимо:

- четко определять учебные цели и учебные вопросы занятия, показывать важность и значение отрабатываемой темы в общей системе подготовки курсанта как будущего специалиста;

- осуществлять постоянный контроль за подготовкой к занятиям и текущей успеваемостью. Это достигается контролем самостоятельной работы накануне дня занятия, а также постановкой контрольных вопросов, проверкой выполнения заданий при самостоятельной работе;

- стремиться вызвать дискуссию по обсуждаемому вопросу, что достигается фиксированием внимания обучаемых не только на уставных положениях, но и на спорных вопросах, заслушиванием разных, порой противоречивых мнений особенно при изучении пособия по изучению правил стрельбы;

- уметь организовать занятия по боевой работе на фоне сложной тактической ситуации, своевременно создать обстановку, соответствующую решению, принятому курсантом по управлению огнем. Это заставляет его думать, активно работать и проявлять инициативу;

- не бояться предоставлять курсантам возможность провести принятое решение по обстрелу

с*

¿А

Ч ■ г» '

ШЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

цели в жизнь, пусть даже и не совсем правильное, не соответствующее создавшейся обстановке. Это позволяет наглядно показать допущенные ошибки и просчеты, заставляет критически подходить к оценке действий товарища, задумываться над тем, «а как бы я сделал?»;

- стремиться создать на занятиях благоприятную учебную атмосферу, которая позволяла бы курсанту, не боясь возможных ошибок, высказывать свои мысли, свои суждения. К сожалению, нередки случаи, когда нечеткий, неумелый доклад, команда или непродуманное распоряжение вызывает смех сослуживцев. С таким явлением надо решительно бороться, разъяснять недопустимость подобных явлений ибо после этого трудно ждать проявления инициативы, активности товарища;

- в ходе занятий предоставлять курсантам больше самостоятельности. Мелкая опека, подсказки со стороны руководителя, стремление заставить курсанта действовать по разработанному плану не способствуют проявлению активности. В этом случае курсант, как правило, действует с оглядкой неуверенно. Опыт показывает, что чем меньше опекаемы, тем полнее раскрываются его командирские качества, тем больше активности он проявляет;

- осуществлять постоянный контроль за текущей успеваемостью, управлять обучением;

- проводить с курсантами конкурсы, соревнования и другие состязательные мероприятия. Эта работа должна вестись как в ходе плановых занятий, так и во внеу-чебное время. Проведение конкурсов, соревнований за образцовое выполнение задач и нормативов прививает самостоятельность мышления, любовь к профессии, воспитывает чувство коллективизма и собственного достоинства;

- стимулировать труд обучаемых путем поощрения отличившихся в ходе учений, показом наиболее поучительных действий того или иного курсанта при подведении итогов занятия.

Проявление активности курсантами в ходе занятий предполагает качественную их подготовку к каждому занятию. Вот почему мы уделяем серьезное внимание организации и руководству со стороны преподавателя самостоятельной работой курсантов. В часы самостоятельной работы преподаватели объясняют курсантам особенности отрабатываемой темы (задачи), дают рекомендации по методу самостоятельной работы, помогают в изучении тактического задания и в подготовке необходимых команд и распоряжений.

Созданию на занятиях атмосферы творчества и активности во многом способствует хорошее зна-

ние преподавателем личностных качеств подопечных, их сильных и слабых сторон, что позволяет в ходе занятия постоянно держать в поле зрения слабо подготовленных, уделять им больше внимания. Изучению личностных качеств курсантов способствует то обстоятельство, что преподаватели закрепляются за учебным взводом и проводят с ним занятия с первого курса до выпуска из академии.

В ходе занятия необходимо поддерживать его эмоциональную насыщенность. Как бы ни был интересен учебный материал, он не будет освоен, если излагается монотонно, без использования диалога с обучаемыми, без стимулирования их самостоятельной мыслительной деятельности. Поэтому мало просто озвучить проблемные вопросы, их надо развивать в ходе занятия, используя определенные педагогические приемы. Приведем пример некоторых из них:

- использование преподавателем метода ложного неумения и незнания;

- использование эффекта удивления (раскрытие парадокса), новизны, разнообразия;

- использование интересных исторических событий;

- преподаватель по тому или иному вопросу делает вывод не до конца и прерывает занятие на самом интересном месте;

- перемена интонации, темпа, громкости речи, использование пауз.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. При проведении занятий методом активного обучения наглядно проявляется эмоциональная насыщенность занятия, происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания-умения, то есть курсанты учатся применять знания на практике, а потом обсуждение (доклад решений) способствует закреплению знаний как по теме данного занятия, так и знаний, полученных на предыдущих занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.